Развитие лексико-грамматической стороны и связной речи. Тема: "Птицы"

Анисимова Лариса Гурьевна

Конспект  занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в логопедической группе для детей с ОНР (III уровня) и ФФНР старшего дошкольного возраста

Тема: Словоизменение существительных

Цель: Развитие коммуникативной компетентности дошкольников

Задачи:

Активизировать знания детей по лексической теме «Зимующие птицы».

Поддерживать потребность детей в общении с окружающими людьми.

Развивать просодическую сторону речи.

Закреплять правильное звукопроизношение, слоговую структуру слова.

Развивать умение детей объединять слова в предложения, строить связное высказывание.

Формировать навыки словоизменения существительных по числам, родам и падежам.

Развивать внимание, восприятие, память, мышление, творческую активность, двигательную координацию.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, к окружающей природе, доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать этические нормы поведения и общения,  эстетические чувства дошкольников.

Оборудование:

ширма с окошком, игрушка би-ба-бо – сорока, письмо-приглашение, плоды деревьев (семена, ягоды, сережки), семена подсолнуха, зерно, крупы, хлеб, сало, кормушка, картинки птиц, ёлка на фланелеграф, фланелеграф, красные, желтые круги, овалы для фланелеграфа и жилеток, жилетки с липучками на животе, шапочка с клювом, плакаты  с изображением птиц, контурное наложенное изображение птиц, магниты, магнитола, аудиозапись «Птички и ворона», мяч.

Ход:

I. Введение. Дети сидят на стульчиках перед ширмой с окошком.

Логопед: - Ребята, вы любите смотреть в окно? А что же случилось с нашим окном? Почему на нем узоры? А вы знаете такую примету: если птичка в окно стучит – это к новостям? Давно у нас не было новостей!

I.1.  Сюрприз. В окно стучит сорока и приносит приглашение.

Логопед: - Ой! А вот и новости!

- Здравствуй, тетушка сорока, ты куда летишь?

- Далеко! С новостями на хвосте нужно мне поспеть везде!

Логопед: - Ребята! А почему так говорят: сорока на хвосте новости принесла?

Давайте прочитаем, что здесь написано?

«Спешите поздравить снегирей! У них родились птенцы».

II. Основная часть.

II.1. Описание внешнего вида птиц.

- А вы, ребята хотите попасть на день рождения?

- А как же мы узнаем снегирей? (Дети описывают окраску перьев, размер клюва, хвоста, крыльев).

II.2. Словоизменение существительных винительного, родительного и творительного падежей.

- Как мы можем поздравить снегирей с днем рождения птенцов? (Подвести детей к тому, чтобы подарить снегирям разные птичьи лакомства)

Что любят снегири? (ягоды рябины, семена ясеней, кленов, сережки ольхи, осины и т. п.)

Чем мы угостим их? (ягодами, семенами, сережками, крошками, зерном, крупой).

(Дети складывают в коробочку – кормушку гостинцы).

Чтобы попасть в гости к снегирям, обернемся вокруг себя три  раза.

(Дети поворачиваются и видят «на снегу» (на ватмане) следы птиц, а на елке красные шары (круги).

Логопед: - Как вы думаете, мы по адресу попали? Сюда ведут следы. Чьи это следы?

II.3. Сравнение. Дидактическая игра «На что похоже»? На фланелеграфе, на елке красные круги.

Загадка:  Зарумянилась елочка

                  Не от утренней зари.

                  Это красные фонарики

                  Засветили … (снегири).

На что похожи снегири? (Кто больше назовет? На яблоки, на ягоды, на помидоры, на персики, на мандарины, на апельсины, на фонарики, на огоньки, на шарики, на бусы, на гирлянды, на мячики, на матрешек, на неваляшку).

II.4. Физминутка. Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением

«Снегири» Н. Нищева

Вот на ветках посмотри,                 (по 4 хлопка руками по бокам и по

В красных майках снегири.            4 наклона головы на строку)

Распушили перышки,       (на первое слово каждой строки – частое потряхивание руками,

Греются на солнышке.                     на второе – один хлопок по бокам)

Головой вертят.                    (по 2 поворота головы на каждую строку).

Улететь хотят.

II.5. Развитие зрительного восприятия, мышления. Словоизменение существительных по числам (ед. и мн. ч., им. п.) и падежам (р. п. мн. ч.)

Дидактическая игра «Узнай по контуру в наложенном изображении».

Логопед: - На праздник пожаловало много гостей. Кого вы узнали?

Дидактическая игра «Один – много» (с мячом в кругу)

(н-р: синица – синицы – много синиц)

II.6. Согласование числительных с существительными. Словоизменение существительных творительного падежа единственного и множественного числа. Слоговая структура слова (отхлопать и произносить трудные слова  по слогам).

- Сколько синиц, воробьев, свиристелей, дроздов и других птиц?

- Кто с кем рядом?

II.7. Развитие двигательно-слуховой координации. Подвижная игра «Птички и ворона».

Логопед: - В каких птичек вы хотели бы превратиться?

Дети надевают жилетки и прикрепляют к ним круги разного цвета: красные (снегири), желтые (синички), коричневые (воробьи). Считалкой «выбирают» ворону. Ей надевают шапочку с клювом.

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Правила игры:

Под быструю, отрывистую, веселую музыку прыгают, летают, машут маленькими крылышками маленькие птицы. Под степенную, замедленную мелодию важно ходит ворона, а маленькие птички присаживаются и замирают.

III. Итог.

III.1.  Предложение. Знакомство с народными приметами.

Логопед: - Снегири поют – это к вьюге, к снегопаду. Синицы пищат, вороны каркают – это к  сильному морозу. Непогода может застать нас в пути. Пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя повернемся три раза. Вот мы снова в детском саду. Превращения закончились. (Дети снимают жилетки).

III.2. Оценка психологического климата, впечатлений детей.

Логопед: - Понравилось вам играть? Что больше всего запомнилось? Во что хотели бы поиграть вновь?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в логопедической группе для детей с ОНР (III уровня) и ФФНР старшего дошкольного возраста

Тема: Словоизменение существительных

Цель: Развитие коммуникативной компетентности дошкольников

Задачи: 

Активизировать знания детей по лексической теме «Зимующие птицы».

Поддерживать потребность детей в общении с окружающими людьми.

Развивать просодическую сторону речи.

Закреплять правильное звукопроизношение, слоговую структуру слова.

Развивать умение детей объединять слова в предложения, строить связное высказывание.

Формировать навыки словоизменения существительных по числам, родам и падежам.

Развивать внимание, восприятие, память, мышление, творческую активность, двигательную координацию.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, к окружающей природе, доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать этические нормы поведения и общения,  эстетические чувства дошкольников.

Оборудование:

ширма с окошком, игрушка би-ба-бо – сорока, письмо-приглашение, плоды деревьев (семена, ягоды, сережки), семена подсолнуха, зерно, крупы, хлеб, сало, кормушка, картинки птиц, ёлка на фланелеграф, фланелеграф, красные, желтые круги, овалы для фланелеграфа и жилеток, жилетки с липучками на животе, шапочка с клювом, плакаты  с изображением птиц, контурное наложенное изображение птиц, магниты, магнитола, аудиозапись «Птички и ворона», мяч.

Ход:

I. Введение. Дети сидят на стульчиках перед ширмой с окошком.

Логопед: - Ребята, вы любите смотреть в окно? А что же случилось с нашим окном? Почему на нем узоры? А вы знаете такую примету: если птичка в окно стучит – это к новостям? Давно у нас не было новостей!

I.1.  Сюрприз. В окно стучит сорока и приносит приглашение.

Логопед: - Ой! А вот и новости!

- Здравствуй, тетушка сорока, ты куда летишь?

- Далеко! С новостями на хвосте нужно мне поспеть везде!

Логопед: - Ребята! А почему так говорят: сорока на хвосте новости принесла?

Давайте прочитаем, что здесь написано?

«Спешите поздравить снегирей! У них родились птенцы».

II. Основная часть.

II.1. Описание внешнего вида птиц.

- А вы, ребята хотите попасть на день рождения?

- А как же мы узнаем снегирей? (Дети описывают окраску перьев, размер клюва, хвоста, крыльев).

II.2. Словоизменение существительных винительного, родительного и творительного падежей.

- Как мы можем поздравить снегирей с днем рождения птенцов? (Подвести детей к тому, чтобы подарить снегирям разные птичьи лакомства)

Что любят снегири? (ягоды рябины, семена ясеней, кленов, сережки ольхи, осины и т. п.)

Чем мы угостим их? (ягодами, семенами, сережками, крошками, зерном, крупой).

(Дети складывают в коробочку – кормушку гостинцы).

Чтобы попасть в гости к снегирям, обернемся вокруг себя три  раза.

(Дети поворачиваются и видят «на снегу» (на ватмане) следы птиц, а на елке красные шары (круги).

Логопед: - Как вы думаете, мы по адресу попали? Сюда ведут следы. Чьи это следы?

II.3. Сравнение. Дидактическая игра «На что похоже»? На фланелеграфе, на елке красные круги.

Загадка:  Зарумянилась елочка

              Не от утренней зари.

              Это красные фонарики

              Засветили … (снегири).

На что похожи снегири? (Кто больше назовет? На яблоки, на ягоды, на помидоры, на персики, на мандарины, на апельсины, на фонарики, на огоньки, на шарики, на бусы, на гирлянды, на мячики, на матрешек, на неваляшку).

II.4. Физминутка. Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением

«Снегири» Н. Нищева

Вот на ветках посмотри,                 (по 4 хлопка руками по бокам и по

В красных майках снегири.         4 наклона головы на строку)

Распушили перышки,       (на первое слово каждой строки – частое потряхивание руками,

Греются на солнышке.                  на второе – один хлопок по бокам)

Головой вертят.                (по 2 поворота головы на каждую строку).

Улететь хотят.

II.5. Развитие зрительного восприятия, мышления. Словоизменение существительных по числам (ед. и мн. ч., им. п.) и падежам (р. п. мн. ч.)

Дидактическая игра «Узнай по контуру в наложенном изображении».

Логопед: - На праздник пожаловало много гостей. Кого вы узнали?

Дидактическая игра «Один – много» (с мячом в кругу)

(н-р: синица – синицы – много синиц)

II.6. Согласование числительных с существительными. Словоизменение существительных творительного падежа единственного и множественного числа. Слоговая структура слова (отхлопать и произносить трудные слова  по слогам).

- Сколько синиц, воробьев, свиристелей, дроздов и других птиц?

- Кто с кем рядом?

II.7. Развитие двигательно-слуховой координации. Подвижная игра «Птички и ворона».

Логопед: - В каких птичек вы хотели бы превратиться?

Дети надевают жилетки и прикрепляют к ним круги разного цвета: красные (снегири), желтые (синички), коричневые (воробьи). Считалкой «выбирают» ворону. Ей надевают шапочку с клювом.

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Правила игры:

Под быструю, отрывистую, веселую музыку прыгают, летают, машут маленькими крылышками маленькие птицы. Под степенную, замедленную мелодию важно ходит ворона, а маленькие птички присаживаются и замирают.

III. Итог.

III.1.  Предложение. Знакомство с народными приметами.

Логопед: - Снегири поют – это к вьюге, к снегопаду. Синицы пищат, вороны каркают – это к  сильному морозу. Непогода может застать нас в пути. Пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя повернемся три раза. Вот мы снова в детском саду. Превращения закончились. (Дети снимают жилетки).

III.2. Оценка психологического климата, впечатлений детей.

Логопед: - Понравилось вам играть? Что больше всего запомнилось? Во что хотели бы поиграть вновь?