Развитие связной речи. Тема: Морскиеобитатели

Анисимова Лариса Гурьевна

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей логопедической группы с ОНР (III уровня), ФФНР, ЗПР

(подготовительная группа)

Тема: Составление описательного рассказа по лексической теме «Морские обитатели»

Цель: Развитие связной речи детей

Задачи:

  1. Активизация словарного запаса детей
  2. Совершенствование грамматической стороны речи (навыков словоизменения, согласования слов в предложениях)
  3. Формирование навыков словообразования родственных слов
  4. Формирования навыков составления описательного рассказа по графическому плану
  5. Автоматизация поставленных звуков в связной речи
  6. Развитие просодической стороны речи
  7. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  8. Развитие внимания, слухового, зрительного, пространственного восприятия, памяти, мышления
  9. Воспитание культуры речи, любви и бережного отношения к окружающему миру.

 

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, социализация, художественная литература, музыка, здоровье, физическая культура, безопасность.

 

Использование НОТ: ИКТ, развивающее обучение, технологии здоровьесбережения, игровые технологии, проектная деятельность.

 

Ход занятия:

  1. Введение

I.1. (Слайд 2) Дети заходят в зал. Звучит шум моря и голоса дельфинов.

Логопед: - Прислушайтесь, ребята. Что вы слышите? Куда мы попали? (- На морское побережье)

А хотите поиграть в океанологов, погрузиться на морское дно? Тогда занимайте место в батискафе. Начинаем погружение.

(Слайд 3) – Вот мы и очутились в морской пучине. Кого вы здесь видите? (дети называют)

(Слайд 4) – Догадайтесь, про кого загадали дети? (Загадки)   

 

У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбки).

 

Через море-океан плывёт чудо-великан (кит).

 

Не кузнец, а с клещами (рак, рыба).

 

В воде она живет. Нет клюва, клюет (рыба).

 

Что за чудище морское, голова и восемь ног? (осьминог)

 

  1. Основная часть.

II.1.  Согласование числительных с существительными в роде, числе

(Слайды 5, 6)  - Океанологи ведут подсчет морским обитателям. Игра «1,2,3,4,5».

 

      II.2.  Словообразование родственных слов

(Слайд 7) – А кто же главный обитатель водоемов (океанов, морей, рек, озер, прудов)? (Рыба)

Поиграем с этим словом. От этого слова образуем новые, родственные слова (по схеме):

Рыба, рыбы, рыбка, рыбешка, рыбина, рыбища, рыбалка, рыбачить, рыбный, рыбий, рыбак, рыбачка, рыболов, рыболовство.

            - Какие пословицы о рыбе вы знаете? Продолжите пословицу:

Была бы рыба, а ... (рыбак найдется).

Рыба в реке – еще... (не в руке).

Рыба мелка, да... (уха сладка).

Без труда, … (не вынешь рыбку из пруда).

 

II.3. Физминутка (движения по тексту)

 (Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14)

 

 

Мои руки – это волны,

Ветер гонит их вперед.

Мои руки крылья чаек,

Небо их к себе зовет.

Мои руки – рыбки в море,

Плавают туда-сюда.

Мои руки – это крабы,      

Разбежались кто куда.                                             

 

 

Спустимся на дно морское.

Там кораллы словно ветки.

Водоросли изумрудом

Раскачалися без ветра.

Вот поплыл конек игривый,

Как змея ползет мурена,

И акула отдыхает,

Снится море ей, наверно.

 

 

 

 

 

II.4.  Составление описательных рассказов по графическому плану (слайд 15)

Логопед: - Понаблюдаем в иллюминатор за морскими обитателями. Океанологи должны уметь описывать обитателей морей и океанов. Рассмотрите план, по которому нужно рассказать об увиденном: навание морского обитателя, место обитания, внешний вид, питание, выведение детенышей.

  Образцы рассказов:

Логопед: - (Слайд16) Это осьминог.

Он обитает  в морях и океанах, любит прятаться в каменистом дне. Тело у осьминога  состоит из головы и восьми длинных щупалец - "рук", снабженных присосками. Его вид напоминает  кожаный мешок. Глаза большие. Рот расположен в месте, где сходятся его щупальца. Рот осьминога снабжен двумя мощными челюстями, похожими на клюв попугая. В глотке имеется терка, которая помогает перетирать пищу. Укус осьминога ядовит.  Слух  у него отсутствует. Дышит осьминог жабрами. У осьминога три сердца: одно (главное) гонит голубую кровь по всему телу, а два других - жаберных - проталкивают кровь через жабры.  Он обладает способностью изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде.   Обычный окрас - коричневый. Если осьминог напуган - он белеет, если разгневан, то краснеет. Он самый "умный" среди всех беспозвоночных: поддается дрессировке, имеет хорошую память, различает геометрические фигуры. Жилище свое содержит в чистоте. Любит жить один. Осьминог хищник. Поедает моллюсков, улиток, ракообразных, рыбу, планктон. Самка (мама) откладывает яйца, из которых появляются осьминожки.

 

(Слайд 17) Это скат.

Он обитает в море вблизи дна. Скат плоский, передвигается с помощью передних плавников.  На хвосте ската есть длинный острый шип, покрытый ядом. У ската есть электрические органы. Он использует электрический ток для ориентировки в пространстве, для отпугивания врагов, для общения друг с другом, для охоты на добычу.

Питается он мелкими рыбами, моллюсками, раками и другими обитателями морского дна. Самка производит на свет живых детенышей из яиц.

Это медуза.

Она живет в морях и океанах. Некоторые виды обитают даже в пресноводных озерах и реках. У медузы прозрачное тело, состоящее из воды у нее нет скелета. Тело медузы напоминает зонт, колокол или гриб, они бывают плоскими как тарелка и круглыми как шар или вытянутыми, как огурец. У нее есть ядовитые щупальца, глаза. По величине они бывают разных размеров. Движения напоминают работу насоса. Питаются раками, моллюсками, мелкой рыбой и планктоном (мелкими организмами). Медуза откладывает яйца через рот, из них появляются личинки, а затем вырастают медузы.

 

(Слайд 19) Это дельфин.

Обитатель морей и океанов. Он стройный, длинный. Бывает разных размеров. Один плавник на спине и два на груди. Морда как клюв, много острых зубов. Спина и бока темные, брюхо (живот) – белое. Глаза маленькие. На голове отверстие для выхода воды. Дельфины имеют очень развитый слух. Они обитают семьями, создают косяки (стада). Очень быстро передвигаются. Прыгают и ныряют. Легко поддаются дрессировке, миролюбивы к человеку. Питаются рыбой, моллюсками. У самки (мамы) рождаются живые дельфинята, которых они кормят молоком.

 

(Слайд 20) Это морской конек.

Это морской обитатель, живет над песчаным дном. Туловище покрыто кольцами, голова сходна с головой коня. На голове большие подвижные глаза. Рот в виде трубочки. Двигается он вверх, вниз, назад или винтообразно. Питается он мелкими рачками. Детенышей выводят из икры, которую вынашивает самец (папа) в специальной сумочке на животе.

 

(Слайд 21) Это морская звезда.

Живет на дне морей и океанов. Величина от 2 см до 1 м. Многие виды ярко окрашены. От диска у морской звезды отходят 5 лучей или рук (иногда и больше), на которых есть шипы и иглы, а внутри позвонки. Передвигается  она с помощью ножек, маленьких выростов с присосками на конце. Рот в центре брюшной стороны. Желудок способен выворачиваться. На концах лучей красные глазные пятна. Морские звезды - хищники, питаются моллюсками, кораллами, планктоном. Детеныши появляются из личинок

 

 

  1. Заключение.

III.1. Подведение итогов.

Логопед:  - Погружение наше заканчивается. Пора всплывать. А пока мы в пути, вспомним все, что увидели, о ком говорили. Кто запомнился больше всего? Что понравилось? Чей рассказ понравился больше? Какое у вас настроение? Вот мы и на поверхности моря (Слайд 22)

III.2. (Слайд 3) Игра – танец «Море волнуется раз» (движения по содержанию текста)

III.3 Вручение раскрасок (в память о морском погружении).

 

Дети возвращаются в группу.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_morskoe_pogruzhenie.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей логопедической группы с ОНР (III уровня), ФФНР, ЗПР

(подготовительная группа)

Тема: Составление описательного рассказа по лексической теме «Морские обитатели»

Цель: Развитие связной речи детей

Задачи:

  1. Активизация словарного запаса детей
  2. Совершенствование грамматической стороны речи (навыков словоизменения, согласования слов в предложениях)
  3. Формирование навыков словообразования родственных слов
  4. Формирования навыков составления описательного рассказа по графическому плану
  5. Автоматизация поставленных звуков в связной речи
  6. Развитие просодической стороны речи
  7. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  8. Развитие внимания, слухового, зрительного, пространственного восприятия, памяти, мышления
  9. Воспитание культуры речи, любви и бережного отношения к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, социализация, художественная литература, музыка, здоровье, физическая культура, безопасность.

Использование НОТ: ИКТ, развивающее обучение, технологии здоровьесбережения, игровые технологии, проектная деятельность.

Ход занятия:

  1. Введение

I.1. (Слайд 2) Дети заходят в зал. Звучит шум моря и голоса дельфинов.

Логопед: - Прислушайтесь, ребята. Что вы слышите? Куда мы попали? (- На морское побережье)

А хотите поиграть в океанологов, погрузиться на морское дно? Тогда занимайте место в батискафе. Начинаем погружение.

(Слайд 3) – Вот мы и очутились в морской пучине. Кого вы здесь видите? (дети называют)

(Слайд 4) – Догадайтесь, про кого загадали дети? (Загадки)  

У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбки).

Через море-океан плывёт чудо-великан (кит).

Не кузнец, а с клещами (рак, рыба).

В воде она живет. Нет клюва, клюет (рыба).

Что за чудище морское, голова и восемь ног? (осьминог)

  1. Основная часть.

II.1.  Согласование числительных с существительными в роде, числе

(Слайды 5, 6)  - Океанологи ведут подсчет морским обитателям. Игра «1,2,3,4,5».

      II.2.  Словообразование родственных слов

(Слайд 7) – А кто же главный обитатель водоемов (океанов, морей, рек, озер, прудов)? (Рыба)

Поиграем с этим словом. От этого слова образуем новые, родственные слова (по схеме):

Рыба, рыбы, рыбка, рыбешка, рыбина, рыбища, рыбалка, рыбачить, рыбный, рыбий, рыбак, рыбачка, рыболов, рыболовство.

        - Какие пословицы о рыбе вы знаете? Продолжите пословицу:

Была бы рыба, а ... (рыбак найдется).

Рыба в реке – еще... (не в руке).

Рыба мелка, да... (уха сладка).

Без труда, … (не вынешь рыбку из пруда).

II.3. Физминутка (движения по тексту)

 (Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14)  

Мои руки – это волны,

Ветер гонит их вперед.

Мои руки крылья чаек,

Небо их к себе зовет.

Мои руки – рыбки в море,

Плавают туда-сюда.

Мои руки – это крабы,      

Разбежались кто куда.                                              

Спустимся на дно морское.

Там кораллы словно ветки.

Водоросли изумрудом

Раскачалися без ветра.

Вот поплыл конек игривый,

Как змея ползет мурена,

И акула отдыхает,

Снится море ей, наверно.

II.4.  Составление описательных рассказов по графическому плану (слайд 15)

Логопед: - Понаблюдаем в иллюминатор за морскими обитателями. Океанологи должны уметь описывать обитателей морей и океанов. Рассмотрите план, по которому нужно рассказать об увиденном: навание морского обитателя, место обитания, внешний вид, питание, выведение детенышей.

  Образцы рассказов:

Логопед: - (Слайд16) Это осьминог.

Он обитает  в морях и океанах, любит прятаться в каменистом дне. Тело у осьминога  состоит из головы и восьми длинных щупалец - "рук", снабженных присосками. Его вид напоминает  кожаный мешок. Глаза большие. Рот расположен в месте, где сходятся его щупальца. Рот осьминога снабжен двумя мощными челюстями, похожими на клюв попугая. В глотке имеется терка, которая помогает перетирать пищу. Укус осьминога ядовит.  Слух  у него отсутствует. Дышит осьминог жабрами. У осьминога три сердца: одно (главное) гонит голубую кровь по всему телу, а два других - жаберных - проталкивают кровь через жабры.  Он обладает способностью изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде.   Обычный окрас - коричневый. Если осьминог напуган - он белеет, если разгневан, то краснеет. Он самый "умный" среди всех беспозвоночных: поддается дрессировке, имеет хорошую память, различает геометрические фигуры. Жилище свое содержит в чистоте. Любит жить один. Осьминог хищник. Поедает моллюсков, улиток, ракообразных, рыбу, планктон. Самка (мама) откладывает яйца, из которых появляются осьминожки.

(Слайд 17) Это скат.

Он обитает в море вблизи дна. Скат плоский, передвигается с помощью передних плавников.  На хвосте ската есть длинный острый шип, покрытый ядом. У ската есть электрические органы. Он использует электрический ток для ориентировки в пространстве, для отпугивания врагов, для общения друг с другом, для охоты на добычу.

Питается он мелкими рыбами, моллюсками, раками и другими обитателями морского дна. Самка производит на свет живых детенышей из яиц.

Это медуза.

Она живет в морях и океанах. Некоторые виды обитают даже в пресноводных озерах и реках. У медузы прозрачное тело, состоящее из воды у нее нет скелета. Тело медузы напоминает зонт, колокол или гриб, они бывают плоскими как тарелка и круглыми как шар или вытянутыми, как огурец. У нее есть ядовитые щупальца, глаза. По величине они бывают разных размеров. Движения напоминают работу насоса. Питаются раками, моллюсками, мелкой рыбой и планктоном (мелкими организмами). Медуза откладывает яйца через рот, из них появляются личинки, а затем вырастают медузы.

(Слайд 19) Это дельфин.

Обитатель морей и океанов. Он стройный, длинный. Бывает разных размеров. Один плавник на спине и два на груди. Морда как клюв, много острых зубов. Спина и бока темные, брюхо (живот) – белое. Глаза маленькие. На голове отверстие для выхода воды. Дельфины имеют очень развитый слух. Они обитают семьями, создают косяки (стада). Очень быстро передвигаются. Прыгают и ныряют. Легко поддаются дрессировке, миролюбивы к человеку. Питаются рыбой, моллюсками. У самки (мамы) рождаются живые дельфинята, которых они кормят молоком.

(Слайд 20) Это морской конек.

Это морской обитатель, живет над песчаным дном. Туловище покрыто кольцами, голова сходна с головой коня. На голове большие подвижные глаза. Рот в виде трубочки. Двигается он вверх, вниз, назад или винтообразно. Питается он мелкими рачками. Детенышей выводят из икры, которую вынашивает самец (папа) в специальной сумочке на животе.

 

(Слайд 21) Это морская звезда.

Живет на дне морей и океанов. Величина от 2 см до 1 м. Многие виды ярко окрашены. От диска у морской звезды отходят 5 лучей или рук (иногда и больше), на которых есть шипы и иглы, а внутри позвонки. Передвигается  она с помощью ножек, маленьких выростов с присосками на конце. Рот в центре брюшной стороны. Желудок способен выворачиваться. На концах лучей красные глазные пятна. Морские звезды - хищники, питаются моллюсками, кораллами, планктоном. Детеныши появляются из личинок

  1. Заключение.

III.1. Подведение итогов.

Логопед:  - Погружение наше заканчивается. Пора всплывать. А пока мы в пути, вспомним все, что увидели, о ком говорили. Кто запомнился больше всего? Что понравилось? Чей рассказ понравился больше? Какое у вас настроение? Вот мы и на поверхности моря (Слайд 22)

III.2. (Слайд 3) Игра – танец «Море волнуется раз» (движения по содержанию текста)

III.3 Вручение раскрасок (в память о морском погружении).

Дети возвращаются в группу.