Развитие связной речи. Тема: Морскиеобитатели
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей логопедической группы с ОНР (III уровня), ФФНР, ЗПР
(подготовительная группа)
Тема: Составление описательного рассказа по лексической теме «Морские обитатели»
Цель: Развитие связной речи детей
Задачи:
- Активизация словарного запаса детей
- Совершенствование грамматической стороны речи (навыков словоизменения, согласования слов в предложениях)
- Формирование навыков словообразования родственных слов
- Формирования навыков составления описательного рассказа по графическому плану
- Автоматизация поставленных звуков в связной речи
- Развитие просодической стороны речи
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
- Развитие внимания, слухового, зрительного, пространственного восприятия, памяти, мышления
- Воспитание культуры речи, любви и бережного отношения к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, социализация, художественная литература, музыка, здоровье, физическая культура, безопасность.
Использование НОТ: ИКТ, развивающее обучение, технологии здоровьесбережения, игровые технологии, проектная деятельность.
Ход занятия:
- Введение
I.1. (Слайд 2) Дети заходят в зал. Звучит шум моря и голоса дельфинов.
Логопед: - Прислушайтесь, ребята. Что вы слышите? Куда мы попали? (- На морское побережье)
А хотите поиграть в океанологов, погрузиться на морское дно? Тогда занимайте место в батискафе. Начинаем погружение.
(Слайд 3) – Вот мы и очутились в морской пучине. Кого вы здесь видите? (дети называют)
(Слайд 4) – Догадайтесь, про кого загадали дети? (Загадки)
У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбки).
Через море-океан плывёт чудо-великан (кит).
Не кузнец, а с клещами (рак, рыба).
В воде она живет. Нет клюва, клюет (рыба).
Что за чудище морское, голова и восемь ног? (осьминог)
- Основная часть.
II.1. Согласование числительных с существительными в роде, числе
(Слайды 5, 6) - Океанологи ведут подсчет морским обитателям. Игра «1,2,3,4,5».
II.2. Словообразование родственных слов
(Слайд 7) – А кто же главный обитатель водоемов (океанов, морей, рек, озер, прудов)? (Рыба)
Поиграем с этим словом. От этого слова образуем новые, родственные слова (по схеме):
Рыба, рыбы, рыбка, рыбешка, рыбина, рыбища, рыбалка, рыбачить, рыбный, рыбий, рыбак, рыбачка, рыболов, рыболовство.
- Какие пословицы о рыбе вы знаете? Продолжите пословицу:
Была бы рыба, а ... (рыбак найдется).
Рыба в реке – еще... (не в руке).
Рыба мелка, да... (уха сладка).
Без труда, … (не вынешь рыбку из пруда).
II.3. Физминутка (движения по тексту)
(Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14)
Мои руки – это волны,
Ветер гонит их вперед.
Мои руки крылья чаек,
Небо их к себе зовет.
Мои руки – рыбки в море,
Плавают туда-сюда.
Мои руки – это крабы,
Разбежались кто куда.
Спустимся на дно морское.
Там кораллы словно ветки.
Водоросли изумрудом
Раскачалися без ветра.
Вот поплыл конек игривый,
Как змея ползет мурена,
И акула отдыхает,
Снится море ей, наверно.
II.4. Составление описательных рассказов по графическому плану (слайд 15)
Логопед: - Понаблюдаем в иллюминатор за морскими обитателями. Океанологи должны уметь описывать обитателей морей и океанов. Рассмотрите план, по которому нужно рассказать об увиденном: навание морского обитателя, место обитания, внешний вид, питание, выведение детенышей.
Образцы рассказов:
Логопед: - (Слайд16) Это осьминог.
Он обитает в морях и океанах, любит прятаться в каменистом дне. Тело у осьминога состоит из головы и восьми длинных щупалец - "рук", снабженных присосками. Его вид напоминает кожаный мешок. Глаза большие. Рот расположен в месте, где сходятся его щупальца. Рот осьминога снабжен двумя мощными челюстями, похожими на клюв попугая. В глотке имеется терка, которая помогает перетирать пищу. Укус осьминога ядовит. Слух у него отсутствует. Дышит осьминог жабрами. У осьминога три сердца: одно (главное) гонит голубую кровь по всему телу, а два других - жаберных - проталкивают кровь через жабры. Он обладает способностью изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Обычный окрас - коричневый. Если осьминог напуган - он белеет, если разгневан, то краснеет. Он самый "умный" среди всех беспозвоночных: поддается дрессировке, имеет хорошую память, различает геометрические фигуры. Жилище свое содержит в чистоте. Любит жить один. Осьминог хищник. Поедает моллюсков, улиток, ракообразных, рыбу, планктон. Самка (мама) откладывает яйца, из которых появляются осьминожки.
(Слайд 17) Это скат.
Он обитает в море вблизи дна. Скат плоский, передвигается с помощью передних плавников. На хвосте ската есть длинный острый шип, покрытый ядом. У ската есть электрические органы. Он использует электрический ток для ориентировки в пространстве, для отпугивания врагов, для общения друг с другом, для охоты на добычу.
Питается он мелкими рыбами, моллюсками, раками и другими обитателями морского дна. Самка производит на свет живых детенышей из яиц.
Это медуза.
Она живет в морях и океанах. Некоторые виды обитают даже в пресноводных озерах и реках. У медузы прозрачное тело, состоящее из воды у нее нет скелета. Тело медузы напоминает зонт, колокол или гриб, они бывают плоскими как тарелка и круглыми как шар или вытянутыми, как огурец. У нее есть ядовитые щупальца, глаза. По величине они бывают разных размеров. Движения напоминают работу насоса. Питаются раками, моллюсками, мелкой рыбой и планктоном (мелкими организмами). Медуза откладывает яйца через рот, из них появляются личинки, а затем вырастают медузы.
(Слайд 19) Это дельфин.
Обитатель морей и океанов. Он стройный, длинный. Бывает разных размеров. Один плавник на спине и два на груди. Морда как клюв, много острых зубов. Спина и бока темные, брюхо (живот) – белое. Глаза маленькие. На голове отверстие для выхода воды. Дельфины имеют очень развитый слух. Они обитают семьями, создают косяки (стада). Очень быстро передвигаются. Прыгают и ныряют. Легко поддаются дрессировке, миролюбивы к человеку. Питаются рыбой, моллюсками. У самки (мамы) рождаются живые дельфинята, которых они кормят молоком.
(Слайд 20) Это морской конек.
Это морской обитатель, живет над песчаным дном. Туловище покрыто кольцами, голова сходна с головой коня. На голове большие подвижные глаза. Рот в виде трубочки. Двигается он вверх, вниз, назад или винтообразно. Питается он мелкими рачками. Детенышей выводят из икры, которую вынашивает самец (папа) в специальной сумочке на животе.
(Слайд 21) Это морская звезда.
Живет на дне морей и океанов. Величина от 2 см до 1 м. Многие виды ярко окрашены. От диска у морской звезды отходят 5 лучей или рук (иногда и больше), на которых есть шипы и иглы, а внутри позвонки. Передвигается она с помощью ножек, маленьких выростов с присосками на конце. Рот в центре брюшной стороны. Желудок способен выворачиваться. На концах лучей красные глазные пятна. Морские звезды - хищники, питаются моллюсками, кораллами, планктоном. Детеныши появляются из личинок
- Заключение.
III.1. Подведение итогов.
Логопед: - Погружение наше заканчивается. Пора всплывать. А пока мы в пути, вспомним все, что увидели, о ком говорили. Кто запомнился больше всего? Что понравилось? Чей рассказ понравился больше? Какое у вас настроение? Вот мы и на поверхности моря (Слайд 22)
III.2. (Слайд 3) Игра – танец «Море волнуется раз» (движения по содержанию текста)
III.3 Вручение раскрасок (в память о морском погружении).
Дети возвращаются в группу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_morskoe_pogruzhenie.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей логопедической группы с ОНР (III уровня), ФФНР, ЗПР
(подготовительная группа)
Тема: Составление описательного рассказа по лексической теме «Морские обитатели»
Цель: Развитие связной речи детей
Задачи:
- Активизация словарного запаса детей
- Совершенствование грамматической стороны речи (навыков словоизменения, согласования слов в предложениях)
- Формирование навыков словообразования родственных слов
- Формирования навыков составления описательного рассказа по графическому плану
- Автоматизация поставленных звуков в связной речи
- Развитие просодической стороны речи
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
- Развитие внимания, слухового, зрительного, пространственного восприятия, памяти, мышления
- Воспитание культуры речи, любви и бережного отношения к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, социализация, художественная литература, музыка, здоровье, физическая культура, безопасность.
Использование НОТ: ИКТ, развивающее обучение, технологии здоровьесбережения, игровые технологии, проектная деятельность.
Ход занятия:
- Введение
I.1. (Слайд 2) Дети заходят в зал. Звучит шум моря и голоса дельфинов.
Логопед: - Прислушайтесь, ребята. Что вы слышите? Куда мы попали? (- На морское побережье)
А хотите поиграть в океанологов, погрузиться на морское дно? Тогда занимайте место в батискафе. Начинаем погружение.
(Слайд 3) – Вот мы и очутились в морской пучине. Кого вы здесь видите? (дети называют)
(Слайд 4) – Догадайтесь, про кого загадали дети? (Загадки)
У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбки).
Через море-океан плывёт чудо-великан (кит).
Не кузнец, а с клещами (рак, рыба).
В воде она живет. Нет клюва, клюет (рыба).
Что за чудище морское, голова и восемь ног? (осьминог)
- Основная часть.
II.1. Согласование числительных с существительными в роде, числе
(Слайды 5, 6) - Океанологи ведут подсчет морским обитателям. Игра «1,2,3,4,5».
II.2. Словообразование родственных слов
(Слайд 7) – А кто же главный обитатель водоемов (океанов, морей, рек, озер, прудов)? (Рыба)
Поиграем с этим словом. От этого слова образуем новые, родственные слова (по схеме):
Рыба, рыбы, рыбка, рыбешка, рыбина, рыбища, рыбалка, рыбачить, рыбный, рыбий, рыбак, рыбачка, рыболов, рыболовство.
- Какие пословицы о рыбе вы знаете? Продолжите пословицу:
Была бы рыба, а ... (рыбак найдется).
Рыба в реке – еще... (не в руке).
Рыба мелка, да... (уха сладка).
Без труда, … (не вынешь рыбку из пруда).
II.3. Физминутка (движения по тексту)
(Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14)
Мои руки – это волны,
Ветер гонит их вперед.
Мои руки крылья чаек,
Небо их к себе зовет.
Мои руки – рыбки в море,
Плавают туда-сюда.
Мои руки – это крабы,
Разбежались кто куда.
Спустимся на дно морское.
Там кораллы словно ветки.
Водоросли изумрудом
Раскачалися без ветра.
Вот поплыл конек игривый,
Как змея ползет мурена,
И акула отдыхает,
Снится море ей, наверно.
II.4. Составление описательных рассказов по графическому плану (слайд 15)
Логопед: - Понаблюдаем в иллюминатор за морскими обитателями. Океанологи должны уметь описывать обитателей морей и океанов. Рассмотрите план, по которому нужно рассказать об увиденном: навание морского обитателя, место обитания, внешний вид, питание, выведение детенышей.
Образцы рассказов:
Логопед: - (Слайд16) Это осьминог.
Он обитает в морях и океанах, любит прятаться в каменистом дне. Тело у осьминога состоит из головы и восьми длинных щупалец - "рук", снабженных присосками. Его вид напоминает кожаный мешок. Глаза большие. Рот расположен в месте, где сходятся его щупальца. Рот осьминога снабжен двумя мощными челюстями, похожими на клюв попугая. В глотке имеется терка, которая помогает перетирать пищу. Укус осьминога ядовит. Слух у него отсутствует. Дышит осьминог жабрами. У осьминога три сердца: одно (главное) гонит голубую кровь по всему телу, а два других - жаберных - проталкивают кровь через жабры. Он обладает способностью изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Обычный окрас - коричневый. Если осьминог напуган - он белеет, если разгневан, то краснеет. Он самый "умный" среди всех беспозвоночных: поддается дрессировке, имеет хорошую память, различает геометрические фигуры. Жилище свое содержит в чистоте. Любит жить один. Осьминог хищник. Поедает моллюсков, улиток, ракообразных, рыбу, планктон. Самка (мама) откладывает яйца, из которых появляются осьминожки.
(Слайд 17) Это скат.
Он обитает в море вблизи дна. Скат плоский, передвигается с помощью передних плавников. На хвосте ската есть длинный острый шип, покрытый ядом. У ската есть электрические органы. Он использует электрический ток для ориентировки в пространстве, для отпугивания врагов, для общения друг с другом, для охоты на добычу.
Питается он мелкими рыбами, моллюсками, раками и другими обитателями морского дна. Самка производит на свет живых детенышей из яиц.
Это медуза.
Она живет в морях и океанах. Некоторые виды обитают даже в пресноводных озерах и реках. У медузы прозрачное тело, состоящее из воды у нее нет скелета. Тело медузы напоминает зонт, колокол или гриб, они бывают плоскими как тарелка и круглыми как шар или вытянутыми, как огурец. У нее есть ядовитые щупальца, глаза. По величине они бывают разных размеров. Движения напоминают работу насоса. Питаются раками, моллюсками, мелкой рыбой и планктоном (мелкими организмами). Медуза откладывает яйца через рот, из них появляются личинки, а затем вырастают медузы.
(Слайд 19) Это дельфин.
Обитатель морей и океанов. Он стройный, длинный. Бывает разных размеров. Один плавник на спине и два на груди. Морда как клюв, много острых зубов. Спина и бока темные, брюхо (живот) – белое. Глаза маленькие. На голове отверстие для выхода воды. Дельфины имеют очень развитый слух. Они обитают семьями, создают косяки (стада). Очень быстро передвигаются. Прыгают и ныряют. Легко поддаются дрессировке, миролюбивы к человеку. Питаются рыбой, моллюсками. У самки (мамы) рождаются живые дельфинята, которых они кормят молоком.
(Слайд 20) Это морской конек.
Это морской обитатель, живет над песчаным дном. Туловище покрыто кольцами, голова сходна с головой коня. На голове большие подвижные глаза. Рот в виде трубочки. Двигается он вверх, вниз, назад или винтообразно. Питается он мелкими рачками. Детенышей выводят из икры, которую вынашивает самец (папа) в специальной сумочке на животе.
(Слайд 21) Это морская звезда.
Живет на дне морей и океанов. Величина от 2 см до 1 м. Многие виды ярко окрашены. От диска у морской звезды отходят 5 лучей или рук (иногда и больше), на которых есть шипы и иглы, а внутри позвонки. Передвигается она с помощью ножек, маленьких выростов с присосками на конце. Рот в центре брюшной стороны. Желудок способен выворачиваться. На концах лучей красные глазные пятна. Морские звезды - хищники, питаются моллюсками, кораллами, планктоном. Детеныши появляются из личинок
- Заключение.
III.1. Подведение итогов.
Логопед: - Погружение наше заканчивается. Пора всплывать. А пока мы в пути, вспомним все, что увидели, о ком говорили. Кто запомнился больше всего? Что понравилось? Чей рассказ понравился больше? Какое у вас настроение? Вот мы и на поверхности моря (Слайд 22)
III.2. (Слайд 3) Игра – танец «Море волнуется раз» (движения по содержанию текста)
III.3 Вручение раскрасок (в память о морском погружении).
Дети возвращаются в группу.