Занятие по звукопроизношению. Тема: Звук С. В форме игры "Полет на самолете"

Анисимова Лариса Гурьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22»

 

 

 

 

 

 

 

Занятие в подготовительной логопедической группе по звукопроизношению и обучению грамоте для детей с ФФНР, ОНР (IIIуровня), ЗПР.

Тема: Звуки [c], [с']. Буква С. (В форме игры «Полет на самолете»).

 

 

 

Составила и провела учитель-логопед

                                                                          Анисимова Л.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Учить различать звуки [с], [с´] на слух и в произношении

Задачи:

  1. Активизировать словарный запас детей.
  2. Учить различать звуки [c], [с´] по акустическим и артикуляционным признакам.
  3. Закреплять правильное звукопроизношение звуков [с], [c']в слогах, словах, фразах, стихах.
  4. Развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза односложных и двусложных  слов, преобразования новых слов.
  5. Развивать навыки словоизменения и словообразования новых слов.
  6. Закреплять правильное употребление предлога С.
  7. Развивать внимание, восприятие, мышление, память.
  8. Развивать графомоторные навыки.
  9. Воспитывать умение поддерживать диалог с педагогом и сверстниками.
  10. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: зеркала, предметные картинки (сок, сон, нос, носик, бутерброды, конфеты, печенье, блины, вафли), схемы звуков, схемы для звуко-слогового анализа слов (раздаточные и демонстрационные, кассы букв, плакаты для чтения слогов, ребусы, фишки для награждения, экран оценок, магнитики с картинкой, касса для покупки билетов, головной убор стюардессы, поднос.

Ход занятия:

  1. Введение.

На занятие приходит Буратино: - Здравствуйте, ребята! Я очень люблю приходить к вам в гости играть и заниматься. Тем более, группа ваша так и называется - «Буратино».

Логопед: - А у нас и девиз есть. Повторим его, ребята?

Дети: - Да!

Буратино нам поможет ключик к знаниям найти.

Он общаться нас научит и подружит всех в пути.

I.1.  Развитие фонематического слуха, чтение слогов. Повторение.

Буратино загадывает загадку:

- По небу железная птица летит.

  Народ в этой птице сидит. (Самолет)

Логопед:- Как вы догадались, что это самолет? Кто из вас летал на самолете? Хотите отправиться в воздушное путешествие в качестве пассажиров? Объявляется посадка на рейс. Билеты можно купить за смекалку. Свое место займет тот, кто выберет слово со звуком [с] из 4-х.

Ток – бок – кок – сок

Танки – санки – ранки – банки

Ноль – боль – соль – роль

Торт – сорт – порт – борт

Майка – маска – марка – манка

Детям вручаются билеты со слогами (СА, СО, СУ, СЫ, СИ, СЭ). Дети читают слог на своем билете.

Буратино тоже занимает место.

 

Логопед: - Кто управляет самолетом? Кто сопровождает и обслуживает пассажиров в полете? Можно я буду стюардессой, сопровождать вас в полете?

Логопед: - Сели удобно, пристегнули ремни. Какой первый звук в слове самолет? Какой буквой обозначается звук [с]? Какой еще звук обозначает буква С? Что вы знаете про звуки  [с], [с']? Уточняются артикуляционные и акустические признаки. Изобразите букву С пальцами левой руки.

С – от бублика кусок.

Кто-то съел в нем правый бок.

I.2. Словоизменение. Игра «Назови ласково».

Логопед: - Самолет взлетит, если вы правильно назовете слова ласково так, чтобы в нем вместо твердого [с] появился звук [с´]:

Нос – носик, пёс – пёсик, насос – насосик, поднос – подносик, ананас – ананасик, кокос – кокосик, пылесос – пылесосик, кактус - кактусик

  1. Основная часть.

II.1. Развитие фонематического восприятия.

Логопед:- Стюардесса подает пассажирам напиток. Название напитка спряталось в словах:  КУСОК, ПЕСОК, НОСОК, ЛЕСОК, ГОЛОСОК, ВОЛОСОК, ТУЕСОК, ПОЯСОК, БРОСОК? Какое слово спряталось во всех этих словах?

II.2. Звуко-слоговой анализ и синтез, преобразование слова СОК.

Логопед: - Разложите слово СОК на звуки и слоги. Обозначьте звуки буквами. Прочитайте слово. Сколько гласных, согласных звуков, слогов? Назовите их. Как из слова СОК получить слово СОН? Сколько гласных, согласных звуков? Сколько слогов? Как из слова СОН получить слово НОС, НОСИК? (Дети проводят звуко-слоговой анализ и синтез).

II.3. Развитие мышления. Фразеологизмы.

Буратино: - Ну вот! Не обошлось без моего носа! Утерли вы мне нос! Комар носа не подточит! А ведь я не совался со своим носом! И не высовывал свой нос! И даже не задирал нос! Мечтаю иметь нос размером с голубиный, с гулькин нос! А то все меня тыкают носом!

Логопед: - Не вешай нос, Буратино! Мы тебя не водим за нос, не вводим тебя в заблуждение, не обманываем! Заруби себе на носу, никогда не говори себе под нос, говори внятно и четко. А лучше уткни свой нос в интересную книжку и больше читай, тогда будешь готов к школе. Держи нос по ветру. И всегда дружи с хорошими ребятами, а не с  котом Базилио и лисой Алисой, которые из-под носа у тебя монеты утащили! Выше нос, Буратино! Но сильно не задирай!

Логопед: - Ребята, вы слышали как в беседе с Буратино мы все-время употребляли слово нос? Это устойчивые сочетания, которые имеют непрямое, а переносное значение. Такие крылатые выражения украшают речь, делают ее более эмоциональной.

Буратино: - Ребята, а давайте поиграем с этими выражениями. Я раздам вам картинки и озвучу их. Догадайтесь, какая картинка подходит к сказанному выражению и что на самом деле она обозначает. Поднимете картинку, которая подходит к словосочетанию «Нос к носу», «Задирать нос», «Зарубить на носу», «Вешать нос», «Водить за нос», «Комар носа не подточит». Повторите эти фразы.

 

II.4. Развитие графомоторных навыков и оптико–пространственных представлений. Игра «Зачеркни неправильную букву «С».

Логопед: - Стюардесса предлагает вашему вниманию игровое задание. Зачеркните все неправильные буквы С.

 

II.4. Динамическая пауза. Ритмическое упражнение «Самолет»

Сам, сам – самолет.    (2 хлопка, руки в стороны)

Тут и там – самолет. (2 хлопка, руки в стороны)

Летит самолет низко – высоко.(2 хлопка, руки в стороны, присесть, встать)

Летит самолет близко – далеко.(2 хлопка, руки сложить перед грудью, вытянуть вперед)

 

 

II.5. Предложения с предлогами С.

Логопед: -  Звук и буква «С» может обозначать слово. Это слово - помощник, помогает правильно употреблять слова в предложениях. Составьте предложения с этим словом. Кто с кем рядом сидит? С чем стюардесса подает чай, сок, пироги и бутерброды?

(Чай с сахаром, с печеньем, с конфетами. Бутерброды с колбасой, с маслом, сыром. Пирог с капустой, Блины с икрой. Суп с хлебом.)

Дети составляют предложения. Называют количество слов в предложении.

Логопед: - Уважаемые пассажиры, вы можете сами составить меню вашего блюда. У вас есть картинки и буква С (это короткое слово-помощник). Выложите их по порядку и прочитайте, что получилось.

Дети составляют, озвучивают предложение.

II.6.  Развитие мышления. Ребусы.

Логопед: -  Посмотрите в окошки - иллюминаторы. Облака нарисовали вам загадки. Какое слово получится, если сложить слог ВО и цифру 7, цифру 7 и букву Я?

ВО 7                           7 Я

На обороте отгадка ребусов. Какой звук в этих словах [с] или [с']?

II.7. Автоматизация звука [с'] в пословице.

Логопед: - Вся семья вместе, так и душа на месте. Как вы понимаете эту пословицу? Повторите хором и по одному.

  1. Заключение

III.1. Закрепление материала.

Логопед: -  Какие звуки мы отрабатывали сегодня в речи? Звуки [с], [с'] гласные или согласные. Докажите. Почему эти звуки братцы?

III.2. Подведение итогов.

Логопед:- Наше путешествие заканчивается самолет заходит на посадку. Что вам запомнилось за время полета? Что нового вы узнали? В чем испытывали затруднения? О чем хотелось бы узнать в следующий раз? Посчитайте фишки. Если у вас 5 и больше – отлично, поставьте свой магнитик на красный экран, если от 1 до 4 – поработали хорошо, поставьте свою фишку на зеленый экран, а если ни одной фишки, нужно постараться, поставьте фишку на синий экран. Наш самолет произвел посадку в  аэропорту «Звездочка». Благодарю за внимание!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polet_na_samolete.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22»

Занятие в подготовительной логопедической группе по звукопроизношению и обучению грамоте для детей с ФФНР, ОНР (IIIуровня), ЗПР.

Тема: Звуки [c], [с']. Буква С. (В форме игры «Полет на самолете»).

Составила и провела учитель-логопед

                                                                          Анисимова Л.Г.

Ростов – 2016 г.

Цель: Учить различать звуки [с], [с´] на слух и в произношении

Задачи:

  1. Активизировать словарный запас детей.
  2. Учить различать звуки [c], [с´] по акустическим и артикуляционным признакам.
  3. Закреплять правильное звукопроизношение звуков [с], [c']в слогах, словах, фразах, стихах.
  4. Развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза односложных и двусложных  слов, преобразования новых слов.
  5. Развивать навыки словоизменения и словообразования новых слов.
  6. Закреплять правильное употребление предлога С.
  7. Развивать внимание, восприятие, мышление, память.
  8. Развивать графомоторные навыки.
  9. Воспитывать умение поддерживать диалог с педагогом и сверстниками.
  10. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: зеркала, предметные картинки (сок, сон, нос, носик, бутерброды, конфеты, печенье, блины, вафли), схемы звуков, схемы для звуко-слогового анализа слов (раздаточные и демонстрационные, кассы букв, плакаты для чтения слогов, ребусы, фишки для награждения, экран оценок, магнитики с картинкой, касса для покупки билетов, головной убор стюардессы, поднос.

Ход занятия:

  1. Введение.

На занятие приходит Буратино: - Здравствуйте, ребята! Я очень люблю приходить к вам в гости играть и заниматься. Тем более, группа ваша так и называется - «Буратино».

Логопед: - А у нас и девиз есть. Повторим его, ребята?

Дети: - Да!

Буратино нам поможет ключик к знаниям найти.

Он общаться нас научит и подружит всех в пути.

I.1.  Развитие фонематического слуха, чтение слогов. Повторение.

Буратино загадывает загадку:

- По небу железная птица летит.

  Народ в этой птице сидит. (Самолет)

Логопед:- Как вы догадались, что это самолет? Кто из вас летал на самолете? Хотите отправиться в воздушное путешествие в качестве пассажиров? Объявляется посадка на рейс. Билеты можно купить за смекалку. Свое место займет тот, кто выберет слово со звуком [с] из 4-х.

Ток – бок – кок – сок

Танки – санки – ранки – банки

Ноль – боль – соль – роль

Торт – сорт – порт – борт

Майка – маска – марка – манка 

Детям вручаются билеты со слогами (СА, СО, СУ, СЫ, СИ, СЭ). Дети читают слог на своем билете.

Буратино тоже занимает место.

Логопед: - Кто управляет самолетом? Кто сопровождает и обслуживает пассажиров в полете? Можно я буду стюардессой, сопровождать вас в полете?

Логопед: - Сели удобно, пристегнули ремни. Какой первый звук в слове самолет? Какой буквой обозначается звук [с]? Какой еще звук обозначает буква С? Что вы знаете про звуки  [с], [с']? Уточняются артикуляционные и акустические признаки. Изобразите букву С пальцами левой руки.

С – от бублика кусок.

Кто-то съел в нем правый бок.

I.2. Словоизменение. Игра «Назови ласково».

Логопед: - Самолет взлетит, если вы правильно назовете слова ласково так, чтобы в нем вместо твердого [с] появился звук [с´]:

Нос – носик, пёс – пёсик, насос – насосик, поднос – подносик, ананас – ананасик, кокос – кокосик, пылесос – пылесосик, кактус - кактусик

  1. Основная часть.

II.1. Развитие фонематического восприятия.

Логопед:- Стюардесса подает пассажирам напиток. Название напитка спряталось в словах:  КУСОК, ПЕСОК, НОСОК, ЛЕСОК, ГОЛОСОК, ВОЛОСОК, ТУЕСОК, ПОЯСОК, БРОСОК? Какое слово спряталось во всех этих словах?

II.2. Звуко-слоговой анализ и синтез, преобразование слова СОК.

Логопед: - Разложите слово СОК на звуки и слоги. Обозначьте звуки буквами. Прочитайте слово. Сколько гласных, согласных звуков, слогов? Назовите их. Как из слова СОК получить слово СОН? Сколько гласных, согласных звуков? Сколько слогов? Как из слова СОН получить слово НОС, НОСИК? (Дети проводят звуко-слоговой анализ и синтез).

II.3. Развитие мышления. Фразеологизмы.

Буратино: - Ну вот! Не обошлось без моего носа! Утерли вы мне нос! Комар носа не подточит! А ведь я не совался со своим носом! И не высовывал свой нос! И даже не задирал нос! Мечтаю иметь нос размером с голубиный, с гулькин нос! А то все меня тыкают носом!

Логопед: - Не вешай нос, Буратино! Мы тебя не водим за нос, не вводим тебя в заблуждение, не обманываем! Заруби себе на носу, никогда не говори себе под нос, говори внятно и четко. А лучше уткни свой нос в интересную книжку и больше читай, тогда будешь готов к школе. Держи нос по ветру. И всегда дружи с хорошими ребятами, а не с  котом Базилио и лисой Алисой, которые из-под носа у тебя монеты утащили! Выше нос, Буратино! Но сильно не задирай!

Логопед: - Ребята, вы слышали как в беседе с Буратино мы все-время употребляли слово нос? Это устойчивые сочетания, которые имеют непрямое, а переносное значение. Такие крылатые выражения украшают речь, делают ее более эмоциональной.

Буратино: - Ребята, а давайте поиграем с этими выражениями. Я раздам вам картинки и озвучу их. Догадайтесь, какая картинка подходит к сказанному выражению и что на самом деле она обозначает. Поднимете картинку, которая подходит к словосочетанию «Нос к носу», «Задирать нос», «Зарубить на носу», «Вешать нос», «Водить за нос», «Комар носа не подточит». Повторите эти фразы.

II.4. Развитие графомоторных навыков и оптико–пространственных представлений. Игра «Зачеркни неправильную букву «С».

Логопед: - Стюардесса предлагает вашему вниманию игровое задание. Зачеркните все неправильные буквы С.

II.4. Динамическая пауза. Ритмическое упражнение «Самолет»

Сам, сам – самолет.    (2 хлопка, руки в стороны)

Тут и там – самолет. (2 хлопка, руки в стороны)

Летит самолет низко – высоко.(2 хлопка, руки в стороны, присесть, встать)

Летит самолет близко – далеко.(2 хлопка, руки сложить перед грудью, вытянуть вперед)

II.5. Предложения с предлогами С.

Логопед: -  Звук и буква «С» может обозначать слово. Это слово - помощник, помогает правильно употреблять слова в предложениях. Составьте предложения с этим словом. Кто с кем рядом сидит? С чем стюардесса подает чай, сок, пироги и бутерброды?

(Чай с сахаром, с печеньем, с конфетами. Бутерброды с колбасой, с маслом, сыром. Пирог с капустой, Блины с икрой. Суп с хлебом.)

Дети составляют предложения. Называют количество слов в предложении.

Логопед: - Уважаемые пассажиры, вы можете сами составить меню вашего блюда. У вас есть картинки и буква С (это короткое слово-помощник). Выложите их по порядку и прочитайте, что получилось.

Дети составляют, озвучивают предложение.

II.6.  Развитие мышления. Ребусы.

Логопед: -  Посмотрите в окошки - иллюминаторы. Облака нарисовали вам загадки. Какое слово получится, если сложить слог ВО и цифру 7, цифру 7 и букву Я? 

ВО 7                        7 Я

На обороте отгадка ребусов. Какой звук в этих словах [с] или [с']?

II.7. Автоматизация звука [с'] в пословице.

Логопед: - Вся семья вместе, так и душа на месте. Как вы понимаете эту пословицу? Повторите хором и по одному.

  1. Заключение

III.1. Закрепление материала.

Логопед: -  Какие звуки мы отрабатывали сегодня в речи? Звуки [с], [с'] гласные или согласные. Докажите. Почему эти звуки братцы?

III.2. Подведение итогов.

Логопед:- Наше путешествие заканчивается самолет заходит на посадку. Что вам запомнилось за время полета? Что нового вы узнали? В чем испытывали затруднения? О чем хотелось бы узнать в следующий раз? Посчитайте фишки. Если у вас 5 и больше – отлично, поставьте свой магнитик на красный экран, если от 1 до 4 – поработали хорошо, поставьте свою фишку на зеленый экран, а если ни одной фишки, нужно постараться, поставьте фишку на синий экран. Наш самолет произвел посадку в  аэропорту «Звездочка». Благодарю за внимание!