Звукопроизношение Звук Ш
Конспект занятия
На тему: «Звук [Ш] и буква Ш»
Цель: учить различать звук [Ш] на слух и в произношении.
Задачи:
образовательные:
- развивать фонематическое восприятие
- учить узнавать букву «Ш» и строить её из счётных палочек
- формировать навыки словоизменения существительных с использованием суффиксов –ышк,- ишк,- ушк
- закреплять навыки чтения прямых слогов
- учить составлять схемы слов
- развивать связную речь
Коррекционно-развивающие:
- учить правильно употреблять звук [Ш] в слогах, словах и фразах
Воспитательные:
- развивать интерес и любовь к родному языку
- развивать умение работать самостоятельно
- развивать умение слушать других
Оборудование: картинный материал, зеркала, кубик Зайцева, счётные палочки, схемы для определения места звука в слове, схемы звуков, кассы букв, игрушка Мышонок.
Ход занятия
- Введение
- Орг. Момент (посадка за столы)
Л.: - Сядет тот, кого я назову ласково: Настюшенька, Никитушка, Русланушка, Илюшенька, Лерушка, Антонушка, Егорушка, Артёмушка, Наташенька и т.д.
II. Основная часть
2.1. Уточнение артикуляционных и акустических признаков звука [Ш]
Л.: - Ребята, пока я вас называла, всё время кто-то шипел. Вы слышали? Это к нам на занятие пришёл мышонок Шуршунчик!
Послушайте стихотворение: Мышонку шепчет мышь:
Ты всё шуршишь, шуршишь!
Мышонок шепчет мыши:
Шуршать я буду тише.
Л.: - Какой звук слышится чаще других? ([Ш])
Это песенка змейки. Давайте споём её (ш-ш-ш-ш). Звук [Ш] долгий или короткий(потянем ниточку)? (долгий) Глухой или звонкий? (глухой) Твёрдый или мягкий? Звук [Ш] всегда твёрдый!!! Что делают губы, когда мы произносим звук [Ш]? – округляются, вытягиваются. Что делают зубы? – сближаются, образуют щель. Что делает язычок? – поднимается чашечкой к нёбу. Воздушная струя холодная или тёплая? (тёплая) Куда мы поселим звук [Ш]? (в синий домик без колокольчика).
2.2. Знакомство с буквой «Ш»
Л.: - Звук [Ш] обозначается буквой «Ш». (показ) На что похожа буква «Ш»? Нарисуем её на песке. Соберём букву «Ш» из палочек (сколько палочек лежит? Сколько стоит?) А теперь почитаем слоги по кубику.
2.3. Словоизменение существительных с использованием суффиксов – ышк,- ишк,- ушк
Л.: - Давайте превратимся в волшебников. Будем превращать слова в ласковые так, чтобы в них появился звук [Ш].
Например, - соловей – соловушка;
- солнце - … (солнышко);
- дед - … (дедушка);
- баба - … (бабушка);
- борода - … (бородушка);
- корова - … (коровушка);
- воробей - … (воробышек);
- муравей - … (муравьишка);
- шалун - … (шалунишка);
- брат - … (братишка);
- штаны – (штанишки);
- изба - … (избушка);
- пятно - … (пятнышко);
- гармонь - … (гармошка);
- зима - … (зимушка);
- трава - … (травушка);
2.4. Физминутка
Л.: - Ребята, а где живёт наш мышонок со своей мамой? Кого они боятся?
Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась.
В дырочку глядит –
Кошка не бежит?
2.5. Развитие фонематического восприятия
Л.: - Ребята, я буду называть вам слова, а вы определите, где стоит звук [Ш]: в начале, в середине или в конце слова (мишка, шапка, варежки).
Л.: - А теперь каждый определит самостоятельно и составит со своим словом предложение.
2.6. Звуковой анализ и синтез
Л.: - Составим схему слова «шапка». Сколько звуков (сколько согласных, сколько гласных)? Сколько слогов? На какой слог падает ударение?
Л.: - Ребята, какие бывают шапки? Если шапка сделана из меха, то она какая? (меховая) Если шапка связана из шерсти, то она … (шерстяная). Если шапка сделана из кожи, то она … (кожаная). Какие шапки носят зимой, а какие весной и осенью? Составьте предложение со словом «шапка».
Что получится, если звук [Ш] заменить на звук [Т]? (тапка)
Шила шубку – сшила юбку,
Шила шапку – сшила тапку.
Ребята, кто шьёт одежду? (швея)
III. Заключение
3.1. Подведение итогов
Л.: - Ребята, какой звук мы сегодня изучали? Что мы узнали об этом звуке? Он какой?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_sh.doc | 35.5 КБ |
konspekt_zanyatiya_sh.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
На тему: «Звук [Ш] и буква Ш»
Цель: учить различать звук [Ш] на слух и в произношении.
Задачи:
образовательные:
- развивать фонематическое восприятие;
- учить узнавать букву «Ш» и строить её из счётных палочек;
- формировать навыки словоизменения существительных с использованием суффиксов –ышк,- ишк,- ушк;
- закреплять навыки чтения прямых слогов;
- учить составлять схемы слов;
- развивать связную речь;
Коррекционно-развивающие:
- учить правильно употреблять звук [Ш] в слогах, словах и фразах;
Воспитательные:
- развивать интерес и любовь к родному языку;
- развивать умение работать самостоятельно;
- развивать умение слушать других.
Оборудование: картинный материал, зеркала, кубик Зайцева, счётные палочки, схемы для определения места звука в слове, схемы звуков, кассы букв, игрушка Мышонок.
Ход занятия
- Введение
- Орг. Момент (посадка за столы)
Л.: сядет тот, кого я назову ласково: Настюшенька, Никитушка, Русланушка, Илюшенька, Лерушка, Антонушка, Егорушка, Артёмушка, Наташенька и т.д.
II. Основная часть
2.1. Уточнение артикуляционных и акустических признаков звука [Ш]
Л.: ребята, пока я вас называла, всё время кто-то шипел. Вы слышали? Это к нам на занятие пришёл мышонок Шуршунчик!
Послушайте стихотворение: Мышонку шепчет мышь:
Ты всё шуршишь, шуршишь!
Мышонок шепчет мыши:
Шуршать я буду тише.
Л.: какой звук слышится чаще других? ([Ш])
Это песенка змейки. Давайте споём её (ш-ш-ш-ш). Звук [Ш] долгий или короткий(потянем ниточку)? (долгий) Глухой или звонкий? (глухой) Твёрдый или мягкий? Звук [Ш] всегда твёрдый!!! Что делают губы, когда мы произносим звук [Ш]? – округляются, вытягиваются. Что делают зубы? – сближаются, образуют щель. Что делает язычок? – поднимается чашечкой к нёбу. Воздушная струя холодная или тёплая? (тёплая) Куда мы поселим звук [Ш]? (в син. Домик без колокольчика).
2.2. Знакомство с буквой «Ш»
Л.: Звук [Ш] обозначается буквой «Ш». (показ) На что похожа буква «Ш»? Нарисуем её на песке. Соберём букву «Ш» из палочек (сколько палочек лежит? Сколько стоит?) А теперь почитаем слоги по кубику.
2.3. Словоизменение существительных с использованием суффиксов – ышк,- ишк,- ушк
Л.: давайте превратимся в волшебников. Будем превращать слова в ласковые так, чтобы в них появился звук [Ш].
Например, - соловей – соловушка;
- солнце - … (солнышко);
- дед - … (дедушка);
- баба - … (бабушка);
- борода - … (бородушка);
- корова - … (коровушка);
- воробей - … (воробышек);
- муравей - … (муравьишка);
- шалун - … (шалунишка);
- брат - … (братишка);
- штаны – (штанишки);
- изба - … (избушка);
- пятно - … (пятнышко);
- гармонь - … (гармошка);
- зима - … (зимушка);
- трава - … (травушка);
2.4. Физминутка
Л.: Ребята, а где живёт наш мышонок со своей мамой? Кого они боятся?
Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась.
В дырочку глядит –
Кошка не бежит?
2.5. Развитие фонематического восприятия
Л.: ребята, я буду называть вам слова, а вы определите, где стоит звук [Ш]: в начале, в середине или в конце (мишка, шапка, варежки).
Л.: а теперь каждый определит самостоятельно и составит со своим словом предложение.
2.6. Звуковой анализ и синтез
Л.: составим схему слова «шапка». Сколько звуков (сколько согласных, сколько гласных)? Сколько слогов? На какой слог падает ударение?
Л.: ребята, какие бывают шапки? Если шапка сделана из меха, то она какая? (меховая) Если шапка связана, то она … (меховая). Если шапка сделана из кожи, то она … (кожаная). Какие шапки носят зимой, а какие весной и осенью? Составьте предложение со словом «шапка».
Что получится, если звук [Ш] заменить на звук [Т]? (тапка)
Шила шубку – сшила юбку,
Шила шапку – сшила тапку.
Ребята, кто шьёт одежду? (швея)
III. Заключение
3.1. Подведение итогов
Ребята, какой звук мы сегодня изучали? Что мы узнали об этом звуке? Он какой?
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
На тему: «Звук [Ш] и буква Ш»
Цель: учить различать звук [Ш] на слух и в произношении.
Задачи:
образовательные:
- развивать фонематическое восприятие;
- учить узнавать букву «Ш» и строить её из счётных палочек;
- формировать навыки словоизменения существительных с использованием суффиксов –ышк,- ишк,- ушк;
- закреплять навыки чтения прямых слогов;
- учить составлять схемы слов;
- развивать связную речь;
Коррекционно-развивающие:
- учить правильно употреблять звук [Ш] в слогах, словах и фразах;
Воспитательные:
- развивать интерес и любовь к родному языку;
- развивать умение работать самостоятельно;
- развивать умение слушать других.
Оборудование: картинный материал, зеркала, кубик Зайцева, счётные палочки, схемы для определения места звука в слове, схемы звуков, кассы букв, игрушка Мышонок.
Ход занятия
- Введение
- Орг. Момент (посадка за столы)
Л.: сядет тот, кого я назову ласково: Настюшенька, Никитушка, Русланушка, Илюшенька, Лерушка, Антонушка, Егорушка, Артёмушка, Наташенька и т.д.
II. Основная часть
2.1. Уточнение артикуляционных и акустических признаков звука [Ш]
Л.: ребята, пока я вас называла, всё время кто-то шипел. Вы слышали? Это к нам на занятие пришёл мышонок Шуршунчик!
Послушайте стихотворение: Мышонку шепчет мышь:
Ты всё шуршишь, шуршишь!
Мышонок шепчет мыши:
Шуршать я буду тише.
Л.: какой звук слышится чаще других? ([Ш])
Это песенка змейки. Давайте споём её (ш-ш-ш-ш). Звук [Ш] долгий или короткий(потянем ниточку)? (долгий) Глухой или звонкий? (глухой) Твёрдый или мягкий? Звук [Ш] всегда твёрдый!!! Что делают губы, когда мы произносим звук [Ш]? – округляются, вытягиваются. Что делают зубы? – сближаются, образуют щель. Что делает язычок? – поднимается чашечкой к нёбу. Воздушная струя холодная или тёплая? (тёплая) Куда мы поселим звук [Ш]? (в син. Домик без колокольчика).
2.2. Знакомство с буквой «Ш»
Л.: Звук [Ш] обозначается буквой «Ш». (показ) На что похожа буква «Ш»? Нарисуем её на песке. Соберём букву «Ш» из палочек (сколько палочек лежит? Сколько стоит?) А теперь почитаем слоги по кубику.
2.3. Словоизменение существительных с использованием суффиксов – ышк,- ишк,- ушк
Л.: давайте превратимся в волшебников. Будем превращать слова в ласковые так, чтобы в них появился звук [Ш].
Например, - соловей – соловушка;
- солнце - … (солнышко);
- дед - … (дедушка);
- баба - … (бабушка);
- борода - … (бородушка);
- корова - … (коровушка);
- воробей - … (воробышек);
- муравей - … (муравьишка);
- шалун - … (шалунишка);
- брат - … (братишка);
- штаны – (штанишки);
- изба - … (избушка);
- пятно - … (пятнышко);
- гармонь - … (гармошка);
- зима - … (зимушка);
- трава - … (травушка);
2.4. Физминутка
Л.: Ребята, а где живёт наш мышонок со своей мамой? Кого они боятся?
Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась.
В дырочку глядит –
Кошка не бежит?
2.5. Развитие фонематического восприятия
Л.: ребята, я буду называть вам слова, а вы определите, где стоит звук [Ш]: в начале, в середине или в конце (мишка, шапка, варежки).
Л.: а теперь каждый определит самостоятельно и составит со своим словом предложение.
2.6. Звуковой анализ и синтез
Л.: составим схему слова «шапка». Сколько звуков (сколько согласных, сколько гласных)? Сколько слогов? На какой слог падает ударение?
Л.: ребята, какие бывают шапки? Если шапка сделана из меха, то она какая? (меховая) Если шапка связана, то она … (меховая). Если шапка сделана из кожи, то она … (кожаная). Какие шапки носят зимой, а какие весной и осенью? Составьте предложение со словом «шапка».
Что получится, если звук [Ш] заменить на звук [Т]? (тапка)
Шила шубку – сшила юбку,
Шила шапку – сшила тапку.
Ребята, кто шьёт одежду? (швея)
III. Заключение
3.1. Подведение итогов
Ребята, какой звук мы сегодня изучали? Что мы узнали об этом звуке? Он какой?