Пример использования техники активнор-продуктивного чтения

Сергеев Сергей Сергеевич

план-конспект урока истории "Единовластие Цезаря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._5_kl._edinovlastie_tsezarya.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема урока: Единовластие Цезаря.

Класс:   5.

Возраст 11-12 лет.

УМК к уроку: карта «Римская империя в 1 в. до н.э.», учебное пособие История древнего мира 5 кл. авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. Индивидуальные карточки с заданиями.

Подготовка к уроку.  Карточки (фишки разных цветов, фасоль (черная и красная по количеству обучающихся), весы аптечные, ватман, доска, маркеры.

Ключевые понятия и термины урока: единовластие, диктатор, ветеран, 15 марта 44 г. до н.э., «враг отечества», Рубикон, Предальпийская и Заальпийская Галия.

Вид урока: изучение нового материала

Тип урока – комбинированный

Цели урока:  формирование целостного представления о Гаи Юлии Цезаре, как исторической личности, его роли в становлении  и развитии римской республики.

Задачи урока:

  1. Образовательная:

- изучить основные  жизненные этапы становления  и прихода к власти  Гая Юлия Цезаря;

- рассмотреть понятия  единовластие, диктатура, ветеран, Рубикон, «враг отечества»;

- изучить причины, приведшие римскую республику к единовластию.

- выявить последствия установления диктатуры Цезаря для дальнейшего развития Римского государства.

   2. Развивающая:

        - развить навык работы с исторической информацией;

        - укрепить  коммуникативные умения и навыки – работа в парах,  в команде;

        -  

Карточка №1

Задание.  Внимательно прочитайте текст  и определите,  как можно оценить характер, действия и поступки Цезаря – положительно или отрицательно.

После победы над Спартаком главными соперниками в борьбе за власть стали полководцы Красс и Помпей. Они были врагами и ненавидели друг друга.  В эти же годы выдвинулся Гай Юлий Цезарь. Он происходил из знатного рода, был умен, блестяще образован и красноречив. Цезарь всюду хотел быть первым, но у него не было ни большого богатства, ни славы полководца, ни войска для борьбы за власть. Зато со всеми Цезарь был ласков и приветлив, все деньги потратил на угощение тысяч неимущих граждан.

Карточка №2

Задание.  Внимательно прочитайте текст  и определите,  как можно оценить характер, действия и поступки Цезаря – положительно или отрицательно.

В глубине души он одинаково презирал  и бедноту и знатных римлян. Цезарь лишь использовал бедняков, обещая улучшить их положение, если придёт к власти. Цезарь помирил Красса и Помпея  и заручился поддержкой обоих полководцев. Цезарь был избран консулом. За него голосовали римские бедняки, а также сторонники Красса и Помпея.

Карточка №3

Задание.  Внимательно прочитайте текст  и определите,  как можно оценить характер, действия и поступки Цезаря – положительно или отрицательно.

.

Цезарь поставил своей целью подчинить Риму всю Заальпийскую Галлию. Около десяти лет он воевал с многочисленными, населявшими её племенами. Войны в Галлии принесли Цезарю славу талантливого полководца, груды золота и преданное войско.  Солдаты получали от Цезаря двойное жалование.

Карточка №4

Задание.  Внимательно прочитайте текст  и определите,  как можно оценить характер, действия и поступки Цезаря – положительно или отрицательно.

У Цезаря было много врагов. Ему стали завидовать   Красс  и Помпей. Помпей уговорил сенат  приказать Цезарю распустить войска  а самому вернуться безоружным в Рим. В случае отказа Цезарь объявлялся «врагом отечества». В 49 году до н.э. Цезарь с войсками подошёл к границе Италии речке Рубикон. После долгих раздумий он произнес «жребий брошен!» и войско Цезаря двинулось на Рим. Рим был взят без боя. Помпей бежал но вскоре был разбит и  погиб.

Карточка №5

Задание.  Внимательно прочитайте текст  и определите,  как можно оценить характер,  действия и поступки Цезаря – положительно или отрицательно.

Цезарь наделил землей десятки тысяч ветеранов – старых солдат, завершивших службу. По предложению Цезаря были заново отстроены Коринф и Карфаген. Куда переселились многие неимущие граждане. Сенат прижизненно даровал Цезарю звание диктатора –  правителя, обладающего неограниченной властью и не обязанного ни перед кем отчитываться  в своих действиях.  Установился режим единовластия Цезаря.  В Народном собрании на должности консулов или народных трибунов выбирали тех, кого Цезарь счёл достойными и преданными себе. Его изображения повелителя Рима  чеканились  на монетах.

 Карточка №6

Задание.  Внимательно прочитайте текст  и определите,  как можно оценить характер,  действия и поступки Цезаря – положительно или отрицательно.

.

 Изображения повелителя Рима  чеканились  на монетах. Его статуи друзья увенчивали коронами. Восседал Цезарь на  золотом кресле, напоминавшем трон. Повелитель Рима ввел в сенат многих своих сторонников. Но были в сенате тайные враги, недовольные его единовластием. Они решили убить диктатора. Заговор возглавил любимец Цезаря, которого он почитал за собственного сына сенатор Брут.  15 марта 44 года до н.э. на заседании сената ударами кинжалов Цезарь был убит. Перед смертью Цезарь увидел в числе убийц и Брута с кинжалом в руке и воскликнул: «и ты, дитя моё!»