КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ В ШКОЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ

Карцев Анатолий Михайлович

imageОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………….…………………………….………. 3

 

ГЛАВА I. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИКИ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ВОЛЕЙБОЛЕ  …………………………………... 4

 

ГЛАВА II. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ …………………………………………. 12

 

ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ШКОЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ …………………………………………………. 19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………........ 27

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …..……………..…… 28

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Курский государственный университет»

Факультет физической культуры и спорта

 Кафедра теории и методики физической культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Теория и методика физической культуры

на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ В ШКОЛЬНОЙ

СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ»

Обучающегося 3 курса

заочной формы обучения

направления подготовки

44.03.01  Педагогическое образование

направленность (профиль)

Преподавание физической культуры

Карцева Анатолия Михайловича

Руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры теории и методики

физической культуры

Володин Александр Васильевич

Допустить к защите:

________________     Володин А.В.            

 «____» ____________ 2017 г.  

Курск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………….…………………………….………. 3

ГЛАВА I. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИКИ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ВОЛЕЙБОЛЕ  …………………………………... 4

ГЛАВА II. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ …………………………………………. 12

ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ШКОЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ …………………………………………………. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………........ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …..……………..…… 28

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка спортивного резерва в волейболе с одной стороны, ориентирована на спорт высших достижений,  с другой стороны, она тесно  связана с работой общеобразовательных школ, осуществляющих массовую физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.

В тоже время анализ специальной литературы показывает, что традиционная методика обучения в волейболе в основном опирается на заучивание двигательных действий в строго регламентированных условиях и носит преимущественно репродуктивный характер. Несмотря на то, что игра в волейбол, представленная техническими приемами в различных вариативных ситуациях матча, предъявляет соответствующие требования и к процессу формирования навыков игровых приемов у волейболистов. Это диктует необходимость в поиске новых методических подходов к обучению двигательным действиям в волейболе как в ДЮСШ, так и в школьной спортивной секции.    

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс школьной спортивной секции по волейболу.

Предмет исследования – процесс формирования навыков игровых приемов у волейболистов в школьной спортивной секции.

Цель исследования – выявить теоретическо-методические основы формирования навыков игровых приемов у волейболистов в школьной спортивной секции.

ГЛАВА I. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИКИ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ВОЛЕЙБОЛЕ  

Волейбол как вид спорта является игровой,  соревновательной деятельностью, включающей умственную, психическую и двигательную активность спортсменов, направленную на достижение победы над соперником.

Основу двигательной активности волейболистов составляют физические качества и технические приемы. Технический прием – это система рациональных движений, т.е. нечто целое, состоящее из связанных воедино частей, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Такие части принято называть фазами. В однократных движениях, к которым относятся технические приемы волейбола, выделяют подготовительную, основную и заключительную фазы [12].

В подготовительной фазе движения направлены на создание наилучших условий для реализации смысловой задачи данного технического приема. В основной фазе движения направлены непосредственно на реализацию смысловой задачи технического приема. В заключительной фазе выполнение технического приема завершается, и игрок переходит к новым действиям. Наиболее значимыми для решения двигательной задачи технических приемов являются,  по мнению специалистов волейбола, подготовительная и основная фазы [13; 21].

Прежде чем осуществить тот или иной технический прием, волейболист перемещается по площадке. Основная цель таких перемещений – выбор места для выполнения технических приемов. Техника перемещений включает стартовые стойки и различные способы перемещений.

В игре применяют три стойки – высокую, среднюю и низкую, каждая из которых характеризуется определенным сгибанием ног и наклоном туловища вперед.

При приемах и передачах мяча, летящего с небольшой скоростью, а также перед выполнением удара и блокирования игрок ставит ноги на ширине плеч, одна впереди; сгибание ног и наклон туловища незначительны, руки перед туловищем, вес тела равномерно распределен по всей площади опоры. При приеме подачи, при страховке волейболист чуть больше сгибает ноги. При игре в защите (прием мячей, летящих с большой скоростью) игрок находится в полуприседе, туловище слегка наклонено вперед, общий центр тяжести перемещен на переднюю часть опоры.

Приняв определенную стойку, игрок может либо стоять неподвижно на месте, переступая с ноги на ногу или подскакивая на обеих ногах, – это активизирует деятельность мышечного аппарата ног и помогает быстрее начать перемещение. Такие стойки называют соответственно статическими и динамическими.

Перемещения игроков различны по скорости. Выполняют их ходьбой (приставным или обычным шагом), бегом или скачком. Иногда перемещения выполняют сочетанием ходьбы, бега и скачков.

Л.В. Булыкиной выявлено, что 80% от общего числа выполняемых в игре технических приемов связано с перемещениями волейболистов по площадке в разные стороны и на разные расстояния. При этом выявлено, что перемещения выполняются по четырем основным усредненным направлениям со следующей частотой: вперед –  39%, назад –  14%, влево – 21%, вправо – 26% от исходной позиции на расстояния 0,5-3,0 м [7].

Современный волейбол включает в себя следующие технические приемы с мячом: подачи, как опорные, так и в прыжке; приемы и передачи мяча одной и двумя руками; атакующие действия, включающие в себя нападающие удары, скидки, накаты и переводы мяча через сетку; зонное и ловящее блокирование (индивидуальное и групповое).

Подача мяча применяется для  введения мяча в игру. Кроме того, подача может использоваться как средство нападения или затруднения тактических действий соперника.

Выделяются нижние и верхние подачи, которые в свою очередь подразделяются с учетом расположения тела игрока по отношению к сетке на две группы  –  прямые (лицом к сетке) и боковые (боком к сетке). При выполнении подачи особое значение придается ее целевой точности. Отсюда, важнейшей задачей является сообщение мячу при ударе такой скорости и направления полета, при которой было бы обеспечено его перемещение с попаданием в заданное место.

Перед выполнением подачи игрок принимает устойчивую стойку, левую ногу ставит впереди правой на расстоянии шага. Ноги, согнутые в коленях, располагает примерно на ширине плеч. При этом тело имеет угол поворота относительно фронтальной оси до 45°, левое плечо находится впереди правого – это играет существенную роль в последующем ударном движении. При нижних подачах туловище слегка наклонено вперед, при верхних – расположено вертикально. Вес тела равномерно распределен на обе ноги, общий центр тяжести тела игрока проецируется на середину площади опоры. Левая рука согнута в локтевом суставе и вынесена вперед так, чтобы локоть был отведен от туловища, а кисть находилась на уровне носка левой ноги. Мяч лежит на ладони. Движением левой руки игрок подбрасывает мяч вверх. Разгибая опорную ногу, тяжесть тела переносится на стоящую впереди ногу, туловище незначительно сгибают, рукой, выпрямляя ее (кисть слегка напряжена, пальцы соединены), выполняют удар по мячу. После удара кисть, сопровождающую мяч, сгибают, руку опускают, туловище сгибают и разворачивают влево [22].

Верхняя прямая подача в прыжке с разбега. Исходное положение игрока перед подачей в 3-5 м от лицевой линии в основной стойке. Мяч поддерживают обе руки чуть ниже пояса и подбрасывают одной или двумя руками вперед на высоту 3-5 м. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок, замах аналогично подготовительной фазе при прямом нападающем ударе. При относительно невысоком подбросе мяча вверх-вперед разбег перед прыжком может быть одношажным или двушажным. Удар по мячу в фазе взлета игрока наносится сзади и чуть сверху хлестообразным движением кисти (мяч летит с вращением) или насколько закрепленной кистью в лучезапястном суставе (мяч планирует при ускоренном ударе или «укоротится» – при ударе с тормозящим эффектом) [37].

Движения подбрасывания мяча, замаха и удара определенным образом сочетаются по времени выполнения. Возможны три варианта такого сочетания. В первом случае игрок сначала подбрасывает мяч, затем делает замах и выполняет удар по мячу. Такое сочетание характерно для начинающих игроков и не является оптимальным. Во втором случае игрок предварительно выполняет замах, затем подбрасывает мяч и производит удар. Такое сочетание характерно для выполнения подач на точность и некоторых видов планирующих подач. В третьем случае одновременно выполняют подбрасывание мяча и замах, затем следует удар по мячу. Такое сочетание несколько сложнее в координационном отношении, но более совершенно по своей организации.

Для обеспечения наилучшего выполнения удара необходимо соблюдать следующие условия:

- траектория движения мяча снизу-вверх должна быть возможно ближе к вертикальной, для чего кисть при подбрасывании во всех положениях параллельна опоре;

- подбрасывание мяча необходимо выполнять плавным движением руки с постепенным нарастанием скорости – это способствует оптимальному регулированию формы траектории и высоты подбрасывания мяча [44].

Прием-передача мяча двумя руками сверху используется для организации взаимодействия игроков команды нападения в единую тактическую систему: игрока, выполняющего данный технический прием, и игрока, выполняющего атакующее действие. Применяемые в волейболе способы передач различаются по высоте (высокие, средние, низкие), по длине (длинные, укороченные, короткие), по направлению (вперед, назад за голову, в стороны) и т.д.

В специальной литературе при выполнении передач рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:

- руки в локтевых суставах согнуты, кисти расположены в положении «ковш», угол вылета мяча зависит от длины передачи и колеблется в пределах 67-85°;

- с приближением мяча игрок в исходном положении выполняет встречное ударное движение выпрямлением ног в коленных суставах и рук в локтевых суставах, направление полета мяча – перпендикулярно положению ладоней рук [4].

Прием-передача мяча двумя руками снизу применяется в основном для перехода от обороны после нападающих действий и подач соперника к собственному нападению через передачу мяча связующему (пасующему) игроку своей команды. При выполнении приема-передачи соударение рук с мячом производится дистальной частью предплечий, туловище несколько наклонено вперед. Работа рук осуществляется за счет движения в  плечевых суставах. Отмечено, что увеличение объема супинации в предплечьях повышает точность приема [16].

При большей скорости полета мяча или при планирующей подаче волейболист еще больше сгибает ноги, при этом туловище несколько отклоняется назад, общий центр тяжести тела находится за опорой, а выполнив передачу, приседая, перекатывается на спину.

Основным средством атакующих действий в волейболе считается нападающий удар.

Нападающие удары различаются по отношению расположения тела игрока к сетке в прыжке (прямые, боковые), по направлению полета мяча после удара (по ходу разбега, с переводом влево или вправо), а так же, ударами по мячу с коротких (атака первым темпом) и высоких (длинных) передач (атака вторым темпом). Игрок, выполняющий нападающий удар, учитывая направление и форму траектории полета мяча после передачи, перемещается к месту прыжка на оптимальном расстоянии 1,0-1,5 м от сетки и выполняет прыжок вверх. Ударное движение осуществляется при «прямом» ударе в сагиттальной плоскости выпрямленной в локтевом суставе рукой в высшей точке взлета несколько впереди игрока. Угол наклона вытянутой руки к горизонту в момент удара составляет 70-80° [42].

Блокирование является основным оружием обороны. Блок  применяется для защиты от нападающих ударов соперника выставлением рук над сеткой во время атаки.

Блок, выполненный одним игроком, называется индивидуальным, выполненный двумя или тремя игроками – групповым. Их называют также одиночный, двойной и тройной. 

После определения направления и высоты передачи, адресованной игроку команды соперника для выполнения нападающего удара, блокирующий волейболист перемещается в зону атаки приставными, скрестными, беговыми или ступающими шагами, располагается на линии разбега нападающего игрока и принимает исходное положение для прыжка в 40-50 см от сетки. Движение во время прыжка начинают руки, затем ноги. Отрываясь от опоры, игрок выносит руки над сеткой так, чтобы они остались согнутыми в локтях. Предплечья имеют небольшой наклон по отношению к сетке, пальцы рук разведены и оптимально напряжены, ладони параллельны сетке. При блоке у края сетки ладонь одной руки, ближней к краю сетки, повернута под углом; это также относится к блокированию ударов с переводом. При приближении мяча руки разгибают в локтевых суставах и двигают вперед-вверх. Одновременно кисти сгибают в лучезапястных суставах; пальцы двигаются вперед-вниз. При ударе по мячу кисти амортизируют удар и направляют мяч вперед-вниз, на сторону противника. После завершения блока кисти поднимают вверх, игрок опускается и приземляется на согнутые ноги.

Подвижный блок аналогичен неподвижному. После того как руки вынесены над сеткой, их можно перемещать вправо или влево в зависимости от направления полета мяча, чтобы преградить ему путь на площадку команды, играющей в защите.

Выделяют ряд условий эффективного выполнения блока:

1) при выносе рук над сеткой расстояние между ладонями равно диаметру мяча;

2) расстояние рук над сеткой по высоте кистей составляет не менее   15-20 см;

3) необходимо предвидеть направление полета мяча после удара [21].

По мнению Ю.Д. Железняка в арсенал техники волейболистов 13 лет должны входить следующие приемы:

  • перемещения – прыжки, падения – на месте и после перемещения; сочетания перемещений, остановок, падений и прыжков;
  • передачи – сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, лежа, во время перемещений, сочетания этих действий; стоя спиной у сетки; в прыжке – через сетку; с последующим падением назад и перекатом на спину; из зоны нападения через сетку на заднюю линию;
  • подачи – нижняя в заданную зону; верхняя прямая в правую и левую, дальнюю и ближнюю к сетке половину площадки; верхняя боковая подача мяча в держателе;
  • нападающие удары – прямой удар по ходу из зон 4, 3, 2 с высоких и средних по высоте, коротких и средних по расстоянию передач, из зон 4 и 2 с передач из глубины площадки, слабейшей рукой из зон 2 и 4 с переводом вправо с поворотом туловища вправо из зоны 2 (по мячу в держателе);
  • прием мяча – сверху двумя руками: передача с расстояния 8-10 м через сетку, нижней подачи, с последующим падением и перекатом – от передачи, удара одной рукой стоя, передачи в прыжке через сетку; снизу двумя руками: верхней прямой подачи, нападающего удара (стоя на подставке), передачи в прыжке через сетку, от сетки; снизу одной рукой с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину, мяч набрасывает партнер;
  • блокирование – одиночное ударов из зон 4 и 2 в зоны 5 и 1 соответственно с высоких и низких передач, из зоны 3 в зону 5 [22].

М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева указывают на то, что обучение техническим приемам осуществляется без учета имеющихся между ними структурно-логических связей, не позволяя реализовать дидактический потенциал положительного переноса между разучиваемыми двигательными действиями. Это приводит к тому, что волейболисты, не выделяя общего, что присуще всем приемам или группам приемов, не в состоянии затем в полной мере использовать эффект положительного переноса знаний и умений выполнения одного элемента или технического приема в целом на овладение другими приемами [46].

ГЛАВА II. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ

Любая деятельность может успешно осуществляться лишь тогда, когда человек владеет не только специальными знаниями, но и двигательными умениями и навыками.

Двигательное умение – это такой уровень владения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

 Двигательный навык – это такая степень владения двигательным действием, когда управление движениями может осуществляться автоматизировано, а сознание направлено на оценку ситуации и результат деятельности [6].

В педагогическом аспекте двигательный навык рассматривается как приобретенная способность выполнять двигательное действие. Она возникает на основе:

- знаний о способе (технике) выполнения физических упражнений, т.е. когда имеется идеальный образ – модель будущего действия;

- наличия у занимающихся предварительного двигательного опыта и определенного уровня физической подготовленности;

- многократных повторений изучаемых действий.

О.С. Чехов под двигательным навыком понимает такую степень владения техническим приемом, при которой волейболист управляет движениями автоматически, а для всей системы движений характерна большая устойчивость к различным сбивающим факторам (утомлению, эмоциональным сдвигам, длительным перерывам и др.) [37].

Таким образом, характерными признаками навыка являются:

- автоматизированное управление движениями. Сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением. Однако автоматизация процесса выполнения движений не означает неосознанности действий. Сознание направлено в основном на узловые компоненты действия, на применение его в различной обстановке, на творческое решение двигательной задачи;

- слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое;

- отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении;

- высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, противодействий соперников и т.д.);

- прочность запоминания действия. Навык не исчезает даже при длительных перерывах (научившись плавать, ездить на велосипеде, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва).

Процесс образования навыка условно разбивается на фазы, этапы или стадии, число которых у некоторых авторов различно. Физиологи говорят о трех фазах, психологи и педагоги – от трех до шести.

В большинстве работ выделяют три фазы формирования навыка (генерализации, концентрации и автоматизации), каждая из которых характеризуется физиологическими, биомеханическими, регуляторными особенностями [4; 6; 29].

Первая фаза. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга одновременно возбуждаются нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, и, как следствие, оно осуществляется закрепощено.

Физиологические особенности: широкая иррадиация (распространение) нервных процессов возбуждения в коре головного мозга, генерализация ответных реакций. Массированный поток афферентных импульсов от проприорецепторов многих мышц затрудняет отделение основных рабочих мышечных групп от посторонних. Анализ «темного» мышечного чувства еще более осложняется обильным притоком интероцептивных сигналов – в первую очередь, от рецепторов дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Биомеханические особенности: излишняя мышечная фиксация, неточность и излишняя скованность движений, плохое распределение и координация усилий, отсутствие слитности движений, неустойчивый ритм.

Регуляторные особенности: активное участие в управлении движениями высших отделов центральной нервной системы.

Вторая фаза. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполнение движения, а соседние центры как бы «выключаются». На данной стадии уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Физиологические особенности: развитие процессов торможения и постепенная концентрация процессов возбуждения, уравновешивание процессов возбуждения и торможения. В коре и подкорковых структурах создается мозаика из возбужденных и заторможенных нейронных объединений, что обеспечивает координированное выполнение двигательного акта.

Биомеханические особенности: уменьшение мышечной фиксации и скованности движений, улучшение координации движений отдельных звеньев тела, сохранение постоянного темпа, ритма и величины усилий, естественная пластичность движений, но всё ещё слабая устойчивость к помехам.

Регуляторные особенности: периодический контроль сознания над выполнением движения, передача управления деталями движений в ниже лежащие уровни управления.

Третья фаза. Она характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. На этой стадии в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Физиологические особенности: стабилизация процесса возбуждения и полное согласование процессов возбуждения и торможения. Внешние раздражения на этой стадии лишь подкрепляют рабочую доминанту, не разрушая ее. Большая же часть посторонних афферентных потоков не пропускается в спинной и головной мозг: специальные команды из вышележащих центров вызывают пресинаптическое торможение импульсов от периферических рецепторов, препятствуя их доступу в спинной мозг и вышележащие центры. Этим обеспечивается защита сформированных программ от случайных влияний и повышается надежность навыков.

Биомеханические особенности: отсутствие мышечного напряжения, скованности движений, точное согласование движений между отдельными звеньями тела, чёткое выполнение движений с оптимальной дозировкой усилий, амплитуды, темпа и ритма, структура движений сохраняется, несмотря на помехи.

Регуляторные особенности: точное распределение функций отделов центральной нервной системы, контроль сознания преимущественно над смысловой частью (целью) движения. Процесс автоматизации не означает выключения коркового контроля за выполнением движения.

При обучении двигательным действиям в спортивной тренировке первой фазе образования двигательного навыка соответствует этап овладения основой техники изучаемого приема; второй фазе – этап детального овладения техникой приема; третьей фазе – этап совершенствования технического мастерства.

А.В. Беляев рассматривает пять стадий формирования двигательного навыка.

Первая стадия связана с формированием у тренирующегося понятия и зрительного представления об упражнении в целом. Возникающее представление об упражнении носит обобщенный характер и не подкреплено мышечно-двигательными ощущениями. Оно зависит от ряда психических процессов, в частности – от способности к «зрительному схватыванию» демонстрируемого упражнения, которое определяется объемом восприятия.

Вторая стадия (первая фаза в физиологических теориях) связана с начальным этапом выполнения разучиваемого упражнения. Она характеризуется широкой иррадиацией возбуждения по нервным центрам при недостаточности внутреннего торможения и неупорядоченности процессов центральной нервной системы.

Третья стадия (вторая фаза у физиологов) характеризуется концентрацией возбуждения в тех нервных центрах, которые необходимы при управлении данным двигательным актом. Развивается внутреннее торможение, что позволяет точнее дифференцировать сигналы о совершаемом действии, особенно с проприорецепторов.

Четвертая стадия – автоматизация действия. Контроль за движениями осуществляется в основном за счёт проприорецептивных сигналов, а зрительная обратная связь отходит на второй план. Это имеет большое значение, так как детали выполняемого действия поручаются для управления системам, лучше приспособленным для такого управления.

Пятая стадия – формирование умений высшего порядка. Спортсмен научается изменять детали спортивного упражнения для того, чтобы добиться максимального результата при изменившихся условиях деятельности [4].

Учёные отмечают, что даже достаточно простые навыки не являются полностью стереотипными. При многократных повторениях они могут различаться по амплитуде, скорости выполнения отдельных элементов и т.д. Ещё больше они различаются по внутренней структуре. Многоканальная регистрация электрической миографии различных мышц при выполнении спортивных упражнений показала, что в одних и тех же освоенных движениях значительно варьируется состав активных мышечных групп. Одни мышцы включаются в движения постоянно, а другие – лишь периодически. Варьируются длительность фаз, мышечные усилия, последовательность включения мышц. Это позволило говорить о закономерной вариативности внешних и внутренних компонентов двигательного навыка. Наличие вариаций позволяет отбирать оптимальные и отбрасывать неадекватные моторные программы, учитывать не только внешние изменения ситуации, но и сократительные возможности мышц [48].

Навыки в ситуационных видах спорта, к которым относится волейбол, отличаются наибольшей вариативностью. Стереотипы в этих видах спорта формируются лишь при овладении отдельными элементами техники. Автоматизация этих навыков позволяет быстрее включать их в новые движения. В стандартных видах спорта навыки более стереотипны. Их стабильность повышается по мере роста спортивного мастерства. Но и здесь необходимо сохранение определенного уровня вариативности навыков для их адаптации к разным условиям выполнения.

Л.В. Булыкина указывает на то, что анатомо-физиологические характеристики изменяясь с возрастом, обусловливают успешность освоения технических приемов волейболистами. Так, объем движения в лучелоктевом и лучезапястном суставах (сгибание-разгибание, отведение-приведение, супинация-пронация) правой и левой рук, как основных рабочих звеньев волейболиста при взаимодействии с мячом, увеличивается в среднем у школьников от 10 лет к 16 годам на 6,3%, у занимающихся волейболом в ДЮСШ – на 11,2%, при этом наибольшее увеличение объема движений в суставах системы «предплечье-кисть» отмечается в 12-15 лет [7].

Следует также заметить, что при формировании двигательного навыка устанавливается тесная взаимосвязь между уровнем развития физических качеств и овладения техникой. Изменение уровня развития физических качеств требует перестройки движений, т.е. определенного изменения техники. Поэтому прежде чем приступать к обучению игроков новому техническому приему, необходимо развить до оптимального уровня их физические качества в сочетаниях, специфичных именно для этого приема.

ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ШКОЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ

Процесс подготовки волейболистов подразделяют на теоретическую, психологическую, физическую, техническую, тактическую и интегральную (комплексную или игровую). В каждом разделе имеются свои специфические задачи, средства и методы, в то же время все они объединены генеральной задачей – совершенным овладением навыками игры в волейбол и достижением высоких спортивных результатов.

Овладение приемами игры в волейбол происходит в процессе обучения, который основывается на закономерностях формирования двигательного навыка. В построении процесса обучения выделяют несколько этапов.

Во многих учебных пособиях принято рассматривать три этапа обучения двигательным навыкам, каждый со своими задачами и содержанием [22; 29; 49]. На первом этапе происходит начальное разучивание технического приема, создается умение выполнять основу техники двигательного действия, т.е. воспроизводить технику в «грубой форме», концентрируя внимание на ее звеньях. Для достижения этой цели, вначале создается общее представление о значении игрового приема и его рациональной технике, а затем о том образце техники, которым предстоит овладеть обучаемым. Если занимающийся после создания у него умственного и зрительного представления об изучаемом игровом приеме сумеет самостоятельно воспроизвести основу его техники, то на этом и завершается первый этап обучения.

Начальное разучивание двигательных действий, имеющих сложную структуру и особенно тех из них, которые связаны с непривычным перемещением тела в пространстве или с проявлением значительных физических и волевых усилий, требует решения ряда дополнительных задач. Во-первых, следует повторить те из ранее освоенных физических упражнений, которые включают в себя части разучиваемого действия. Во-вторых, – разучить новые звенья основы техники, вычленяя их из двигательного действия, если это необходимо и возможно, или включая их в состав других, более простых физических упражнений. Попутно предупреждается возникновение грубых ошибок. В-третьих, – добиться самостоятельного выполнения занимающимися основы техники двигательного действия в целом путем облегчения условий его выполнения, постепенно уменьшая при этом оказываемую помощь.

На втором этапе технический прием разучивается углубленно, создается умение выполнять его относительно совершенно, в объеме намеченных технических требований. Некоторые элементы двигательного действия при этом частично закрепляются и автоматизируются. Внимание занимающихся избирательно сосредоточивается педагогом на анализе отдельных деталей техники целостно-двигательного действия, осознании их пространственных, временных и динамических характеристик. При этом мыслительная деятельность занимающихся направляется на понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения значительных ошибок, создаются соответствующие условия при выполнении физического упражнения, вынуждающие занимающихся последовательно сосредоточивать внимание на уточняемых деталях.

С появлением слитности в движениях и закреплением отдельных элементов действия внимание занимающихся постепенно переключается, во-первых, на овладение рациональным ритмом целостного действия, во-вторых, на более обобщенную форму сознательного контроля за качеством выполнения двигательного действия в целом. Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, намеченных к изучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. На этом этапе целесообразно постепенно увеличивать количество повторений разучиваемого упражнения в течение одного занятия. Возможны кратковременные перерывы между занятиями, на которых углубленно разучивается данное физическое упражнение.

На третьем этапе обеспечивается закрепление и совершенствование техники выполнения игрового приема, создастся навык и формируется способность целесообразно применять двигательное действие в реальных условиях соревновательной деятельности. Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного приема в относительно постоянных внешних условиях. Попутно осуществляется дальнейшее совершенствование деталей, прежде всего их временных и динамических характеристик. Таким образом, достигается необходимая прочность навыка, основным критерием которой является стабильность техники.

По мнению О.С. Чехова, при формировании у спортсменов навыков игры в волейбол необходимо решение семи последовательных задач:  

1) овладение структурными звеньями (блоками) приема;

2) сочетание звеньев (блоков) приема;

3) объединение звеньев в целостный акт, выполнение приема в упрощенных условиях;

4) прочное овладение основой приема;

5) усложнение условий выполнения приема, овладение его способами, деталями  техники;

6) обеспечение надежности приема в сложных условиях игры;

7) формирование гибкого навыка, обеспечивающего эффективность приема в сложных условиях игры [37].

Поэтому обучение приему необходимо строить в такой последовательности:

1. Развитие специальных физических способностей, звеньев опорно-двигательного аппарата и тех групп мышц, которые несут основную нагрузку при выполнении изучаемого приема (подготовительные и общеразвивающие упражнения).

2. Овладение движениями, составляющими прием (подводящие упражнения). Например, в нападающем ударе это вертикальный взлет при отталкивании обеими ногами, разбег в три шага, заключительное движение удара по мячу.

3. Соединение движений в целостный акт приема (упражнения по технике). Например, в нападающем ударе это прыжок с разбега, удар по мячу в прыжке (мяч в статическом положении) вначале с места, затем с разбега; нападающий удар по движущемуся по заданной траектории мячу; нападающий удар с передачи; сопряжение специальных физических способностей с навыком нападающего удара в целом.

4. Совершенное овладение способами реализации приема (упражнения по технике и тактике). Умение полностью использовать высокий уровень развития специальных физических способностей.

5. Умение целесообразно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки (двусторонние игры и соревнования).

Указанной последовательности обучения придерживаются, используя специальные подготовительные и подводящие упражнения, а также упражнения по технике и тактике. В конечном счете, объединению всех компонентов способствуют специальные задания, которые ставят перед занимающимися в игре.

Средства, с помощью которых решают задачи технической подготовки, весьма разнообразны. Ведущее место, естественно, занимают подводящие упражнения, упражнения по технике и двусторонняя игра, а также подготовительные упражнения и упражнения по тактике.

Подготовительные упражнения позволяют создать благоприятные условия для правильного овладения приемами, их совершенствования в дальнейшем. Упражнения по тактике позволяют адаптировать эти приемы к условиям игры.

Методы, применяемые в процессе технической подготовки, удобнее рассматривать применительно к каждому этапу обучения.

Первый этап – создание представления о разучиваемом приеме. Здесь используют показ, объяснение и пробные попытки выполнить прием. Личный показ тренера дополняют демонстрации наглядных пособий (кинограмм, видеозаписей, схем, макетов площадки и т.п.). Объяснение должно быть образным и кратким.

Обычно показ чередуют с объяснением. Пробные попытки формируют первые двигательные ощущения, которые имеют большое значение в создании правильного представления о разучиваемом движении.

Второй этап – разучивание приема в упрощенных условиях. Здесь используют:

1. Метод целостного обучения, при котором занимающиеся выполняют прием в целом. Его чаще всего применяют при разучивании несложных по структуре приемов.

2. Метод обучения по частям. Прием разделяют на составные части, выделяя основное звено или то, что труднее всего дается занимающимся. По возможности надо быстрее подвести обучающегося к выполнению целостного движения. Успех обучения на этой стадии во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений; по своей структуре они должны быть близки к изучаемому приему, а по степени упрощения соответствовать возможностям занимающихся.

3. Методы управления. К ним относятся команда, распоряжение, световое и звуковое лидирование (ритм шагов в нападающем ударе), зрительные и звуковые сигналы, зрительные ориентиры (направление разбега при нападающем ударе, место отталкивания при блокировании и т.п.).

4. Методы двигательной наглядности. Сюда входит непосредственная помощь преподавателя занимающемуся, а также применение специального оборудования (обучающее устройство, тренажеры и т.п.).

5. Методы информации. Очень важно довести до сведения занимающихся результаты технического приема (зажигание лампочки или звуковой сигнал при ошибочной передаче, сила удара по мячу, точность попадания мяча при подаче, передаче, нападающих ударах и др.).

Третий этап – изучение приема в усложненных условиях. Здесь используют:

1. Метод упражнения. Только многократное повторение обеспечивает становление и закрепление навыков, стабильность и надежность техники. Повторность предполагает изменение условий (вариативность и постепенное усложнение) с целью формирования гибкого навыка.

2. Применение усложнений (введение нескольких мячей, усиление сопротивления на блоке, увеличение числа действий в единицу времени, быстрые переключения и т.п.).

3. Выполнение приемов игры на фоне утомления (в конце занятия, после интенсивных упражнений).

4. Игровой и соревновательный методы.

5. Метод сопряженных воздействий. Он позволяет одновременно решать задачи совершенствования техники и развития физических качеств, а также задачи технической подготовки и формирования тактических умений.

6. Круговая тренировка (совершенствование отдельных частей и приема в целом).

Четвертый этап – закрепление приема в игре.

1. Анализ выполненных движений (приемов техники). Для этого используют различные виды записи игры (графические, магнитофонные, с помощью приборов), киносъемку, видеозапись.

2. Специальные задания в учебной игре, тесно связанные с задачами, которые решаются в данном занятии (серии занятий) по технической подготовке. Более высокой ступенью здесь являются задания-установки в контрольных играх.

3. Игровой метод. Проведение усложненных заданий по выполнению отдельных технических приемов или их сочетаний в виде игры (например, подачи на точность попадания мячом в мишени на площадке, «окна» над сеткой, «страховка» нападающих в упражнении с двойной (дополнительной) сеткой и т.п.).

4. Соревновательный метод. Выполнение сложных заданий по технике в форме соревнования отдельных игроков или групп (команд) между собой. Учитывают количественные показатели, качественные или интегральные (количественные и качественные).

Таким образом, в целом в процессе формирования навыков игровых приемов каждая предшествующая ступень создает логическую основу для последующей подготовки. Так, подготовительные упражнения заканчиваются упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого приема игры. Подводящие упражнения служат своеобразным мостом для перехода от специальной физической подготовки к технической подготовке. Упражнения по технике (построенные в определенном порядке усложнения) способствуют формированию тактических умений. На этой основе затем изучают индивидуальные тактические действия и т.д.

А.А. Чуркин считает, что еще не все вопросы обучения и совершенствования игры в волейбол получили должное теоретическое и практическое обоснование. Это в особенности касается методики начального обучения. До сих пор в ряде пособий обучение игре предлагается начинать с овладения техникой движений, а изучение тактики относится на более поздний этап – после овладения техникой. Кроме того, обучение движениям, несвязанное с развитием оперативного мышления, не позволяет волейболисту фиксировать в своем сознании сложившихся ситуаций, мгновенно «планировать» свои действия и проводить выбор целесообразного для данной ситуации решения [47].

Формированию навыков пространственно-временной ориентировки при выполнении технических приемов у волейболистов посвящено исследование А.В. Бурцева [8]. Автором на основе использования  экстраполяции двигательных действий, применения подготовительных и подводящих упражнений разработана методика  формирования пространственно-временной ориентировки волейболистов при  выполнении технических приемов, которая включает комплекс специальных средств, систему педагогических воздействий и задания для совершенствования двигательной памяти. В исследовании выявлено, что одним из основных педагогических условий формирования пространственно-временной ориентировки волейболистов является достижение оптимальных показателей общефизической и технической подготовленности.

В целом обобщая вышеизложенное можно говорить о том, что основной методикой обучения в волейболе в настоящее время является традиционное обучение двигательным действиям, опирающееся на заучивание двигательных действий в строго регламентированных условиях.

Имеются отдельные исследования, в которых предлагается использовать новые подходы к обучению двигательным действиям в волейболе. Так,  Н.В. Пашковой разработана методика обучения игровым приемам волейболистов с использованием основ теории учебной деятельности и развивающего обучения. Автором отмечается, что при такой методике обучения реализуется основной принцип теории учебной деятельности от общего к частному, где общим будет основная учебная задача – сама игра, а частными ее проявлениями технико-тактические двигательные действия, используемые для достижения победы [38].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие специалисты отмечают в качестве одного из главных недостатков в традиционной методике обучения игровым приемам в волейболе выполнение двигательных действий в конкретных типовых условиях, что мешает их обобщению и применению в дальнейшем в нестандартных игровых ситуациях, это указывает на необходимость поиска новых методических подходов для совершенствования навыков игровых приемов в волейболе.

Процесс овладения и совершенствования техники игровых приемов в волейболе сугубо индивидуален, поэтому основная направленность тренировок для всех волейболистов должна быть такой, чтобы посредством различных упражнений и методических приемов выработать их надежность у игроков.

При формировании навыков игровых приемов у волейболистов в школьной спортивной секции необходимо учитывать реальные возрастные,  физические и технические возможности занимающихся.

В учебно-тренировочных занятиях следует использовать подводящие упражнения, упражнения для становления и совершенствования структуры двигательного действия каждого технического приема.

Используя комплексы упражнений, тренер обязан продумывать детали для совершенствования элементов техники игровых приемов, воспитывать у волейболистов способность понимать, над чем они работают, почему надо выполнять упражнение так, а не иначе.

При совершенствовании техники подач необходимо соблюдать следующие положения: сначала точность, потом сила; в одной попытке выполнять 5-10 подач; выполняемую подачу связывать с ее приемом.

В учебно-тренировочном процессе волейболистов следует уделять больше внимания использованию упражнений, моделирующих конкретные игровые ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аль Гази Хасан. Деятельность волейболистов в игровом процессе и методика ее совершенствования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1995. – 28 с.
  2. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск: Нар. света, 2005. – 72 с.
  3. Бакланов Н.И. Критерии оценки на уроках волейбола: V-VI кл. // Физическая культура в школе. – 2011. – № 8. – С. 10-13.
  4. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейбол и её совершенствование. – М.: Человек; Олимпия, 2007. – 56 с.
  5. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 98 с.
  6. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
  7. Булыкина Л.В. Формирование двигательных игровых навыков волейболиста у учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1998. – 24 с.
  8. Бурцев А.В. Формирование пространственно-временной ориентировки при выполнении технических приемов на основе экстраполяции двигательных действий волейболистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Набережные Челны, 2011. – 23 с.
  9. Бутенко Б.И. Специализированная подготовка волейболиста. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 442 с.
  10. Виера Б.Л., Фергюссон Б.Д. Волейбол. Шаги к успеху / пер. с  англ.   –  М.:   ООО   «Издательство  ACT»:   OOO «Издательство Астрель», 2004. – 161 с.
  11. Волейбол: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) / Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин. – М.: Советский спорт, 2007. – 112 с.
  12. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической культуры / под ред. А.В. Беляева М.В. Савина. – М.: Физкультура, образование, наука, 2000. – 107 с.
  13. Волейбол: учебник для институтов физической культуры / под ред. А.К. Дягтерева. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 244 с.
  14. Глебко Т.В. Методика технической подготовки юных волейболисток на основе развития функциональных возможностей сенсорных систем: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2008. – 22 с.
  15. Годунова Н.И. Взаимосвязь качества приема мяча снизу двумя руками и верхней прямой подачи с различными сторонами подготовленности юных волейболисток: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Малаховка, 1999. – 24 с.
  16. Голомазов В.А., Ковалев В.Д., Мельников А.Г. Волейбол в школе. – М.: Просвещение, 1989. – 111 с.
  17. Денисов М.В. Сопряженный метод как фактор, способствующий оптимизации процесса совершенствования элементов техники волейбола  // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 4. – С. 40-41.
  18. Джаркешев З.А. Игры в волейбол начинаются в школе – Алма-Ата: Мектеп, 1988. – 136 с.
  19. Довбыш В.И., Баранец П.А., Ермаков С.С. Совершенствование технической подготовленности волейболистов методами круговой тренировки // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. тр. / под ред. проф. С.С. Ермакова. – Харьков: ХГАДИ, 2009. – № 2. – С. 13-19.
  20. Ермаков С.С. Структура основных технических приемов игры в волейбол как система ударных движений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1991. – 24 с.
  21. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: учеб. пособие для  тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 121 с.
  22. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
  23. Зефирова Е.В., Платонова В.А., Удин Е.Г. Начальное обучение технике передачи двумя руками сверху в волейболе: методическое пособие. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. – 58 с.
  24. Золотухина Г.Г. Приемы обучения техническим действиям игре в волейбол: методическая разработка. – Ивня, 2012. – 12 с.
  25. Зябкина С.В., Кореневская Г.П., Леганьков С.В. Организация и методика проведения занятий по волейболу: методические рекомендации. – Смоленск, 2006. – 39 с.
  26. Изотов В. Планирование уроков волейбола // Спорт в школе. – 2009. – № 6. – С. 18–21.
  27. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: учебное пособие. – М.: Спорт. Академия Пресс 2002. – 192 с.
  28. Королев М.Ф. Мяч над сеткой: методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. – 1988. –№4. – С. 33-37.
  29. Котов A.B., Котова Н.Ю. Методики обучения техническим приемам в волейболе: метод. рекомендации. – Могилев: УО «МГУ им. A.A. Кулешова» 2009. – 60 с.
  30. Легоньков С.В. Методика обучения техническим приёмам игры в волейбол: учеб. пособие. – Смоленск: СГИФК, 2003. – 72 с.
  31. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. – Иркутск, 1999. – 122 с.
  32. Марков К.К., Пашкова Н.В. Инновационные подходы к обучению двигательным действиям в волейболе на основе теории учебной деятельности // Инновационные технологии в развитии современного спорта. – Иркутск: ИрГТУ, 2008. – С. 162-167.
  33. Мещерякова О.Н. Оптимизация технико-тактической подготовленности юных    волейболистов    на   основе    развития   ловкости:    автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб, 1994. – 19 с.
  34. Назаренко Л.Д., Демиденко О.В. Развитие точности в подготовке волейболистов массовых разрядов: учебно-методическое пособие. –Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 64 с.
  35. Новик Е. Применение тренажеров в кондиционной и технической подготовке волейболистов // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 12. –С. 42-44.
  36. Осколкова В.А., Сунгуров М.С. Техника и тактика игры в волейбол. –  М.: Физкультура и спорт, 2001. – 162 с.
  37. Основы волейбола  / сост. О.С. Чехов. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 168 с.
  38. Пашкова Н.В. Совершенствование методики обучения детей 9-11 лет двигательным действиям в волейболе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2009. – 23 с.
  39. Рыцарев В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов. – М., 2005. – 381 с.
  40. Савин М.В. Особенности технико-тактической подготовки волейболистов различной квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2007. – 29 с.
  41. Селезнева О.В. Начальное обучение техническим приемам волейбола высокорослых девочек 13-14 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Белгород, 2012. – 24 с.
  42. Ситников А.Я. Волейбол в школе: техника выполнения и методика обучения нападающему удару в волейболе: методические рекомендации. – Красноярск: КГПУ, 2004. – 17 с.
  43. Тюрин В.А. Методика обучения и совершенствования передвижениям и приему мяча снизу в волейболе: учеб. пособие. – М.: ВФВ, 1994. – 48 с.
  44. Хапко В.Е. Техника игры в волейбол – Киев: Здоровье, 1984. – 64 с.
  45. Чапурин М.Н. Педагогические условия обучения волейболу в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов: дис. … канд. пед. наук. – Чебоксары, 2007. – 132 с.
  46. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н. Основные технические характеристики волейбола как средства физического воспитания студенческой молодежи // Физическая культура, спорт и здоровье: Виртуаль – 22: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар–Ола: Изд-во МарГУ, 2013. – С. 25-28.
  47. Чуркин А.А. Основы тактической подготовки начинающих волейболистов: учебное пособие. – СПб: ТЭИ, 1997. – 92 с.
  48. Шалманов А.А. Зафесов А.М.,  Доронин А.М. Биомеханические основы волейбола. – Майкоп: Изд-во АГУ, 1998. – 92 с.
  49. Шнейдер В.Ю. Методика обучения игры в волейбол. – М.: Человек, 2009. – 56 с.
  50. Шулятьев В.М. Теоретико-методические и организационные основы подготовки резервов квалифицированных волейболистов: автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 1997. – 43 с.