Психолого-педагогические технологии работы педагога-психолога
Специфика работы психолога в МБДОУ определяется несколькими аспектами, связанными прежде всего с особенностями детей дошкольного возраста. Особый акцент психолог должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влиянии на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников, а так же осуществляется профессиональная деятельность, направленная на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_raboty.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические технологии работы педагога-психолога
МБДОУ № 36
Колесниковой Натальи Викторовны
Специфика работы психолога в МБДОУ определяется несколькими аспектами, связанными прежде всего с особенностями детей дошкольного возраста. Особый акцент психолог должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влиянии на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников, а так же осуществляется профессиональная деятельность, направленная на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в учреждении.
Цели и задачи поставленные перед педагогом-психологом МБДОУ реализуются при помощи психолого-педагогических технологий - это последовательность организационных форм работы с воспитателями, родителями и детьми, обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.
Работа ведется по следующим направлениям:
- Психодиагностическое обследование (диагностика);
- Коррекционно-развивающая работа;
- Психологическое консультирование;
- Психологическое просвещение и профилактика.
Психодиагностическое обследование (диагностика)
Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития личности детей, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника.
Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с группами детей:
- в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам;
- изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы;
- диагностику общения детей с взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушений общения.
При заключении договора между МБДОУ и родителями в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности, являющийся, по сути, основным в работе МБДОУ.
Система психодиагностической работы строится следующим образом:
- В начале учебного года проводится анкетирование родителей «Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад» для оптимизации совместных усилий, связанных с развитием ребенка;
- В начале учебного года проводится мониторинг процесса адаптации детей раннего возраста (2 - 3 л.) по методике Л.В. Макшанцевой.
-Проводится психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста по Е.А. Стребелевой.
- Изучение отношения ребенка к детскому саду с помощью наблюдений в ходе деятельности, игры, НОД.
- Для изучения особенностей каждого ребенка, так же были проведены беседы-опросы с воспитателями, ознакомление педагога-психолога с адаптационным листом для последующего учета в работе с детьми.
- Диагностическое обследование детей подготовительных групп проводится по всем критериям и изначально является углубленной. Обследование проводится с 6,6 лет, по мере достижения детей этого возраста проводится обследование по следующим методикам:
- «Зрительно-моторный гештальт-тест БЕНДЕР». Оцениваемые УУД (познавательные): планирование деятельности, контроль, оценка.
- Тест «Тулуз-Пьерона» Оцениваемые УУД (познавательные, регулятивные): исследование особенностей внимания, работоспособности. Определение возрастных норм скорости выполнения теста,
- Методика самооценки «Дерево» (Лампен Д.)
- Определение эмоционального уровня самооценки (А.В.Захарова). Оцениваемые УУД (личностные):изучение Я-КОНЦЕПЦИИ личности ребенка
- «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) Оцениваемые УУД (личностные): выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
- Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (индивидуальная беседа) Оцениваемые УУД (личностные): адекватное понимание учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности
- Обследование уровня тревожности по методике (Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена) средней, старшей, подготовительной групп. Оцениваемые УУД (личностные).
Дополнительные методики:
- Прогрессивные матрицы Равена (цветные)
- «Расскажи» 5 субтест методики Стребелевой Е.А.
- Пересказ прослушанного текста (Фотекова Т.А.)
- Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями (Венгер Л.А.)
На основе и анализе диагностики психолог проводит углубленную диагностику с детьми, предположительно имеющими проблемы в личностной и познавательной сферах. Такие дети обычно и составляют «группу риска». На основе диагностики строится коррекционно-развивающая работа.
Диагностическое обследование также проводится после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.
Особенности детей дошкольного возраста накладывают свой отпечаток на процедуру диагностического обследования. Важнейшим фактором, влияющим на получение объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка. Поэтому важным фактором является установление контакта с ребенком который предполагает знакомство с ребенком, вовлечение его в деятельность, постановку задания. Контакт может проводиться в форме: вовлечение в совместную игру; выполнения простого и привлекательного задания; непринужденного знакомства.
На этом этапе обследования оценивается и отмечается в протоколе реакция ребенка на психолога и на привлечение к контакту: заинтересованность в контакте, степень ее выраженности, инициативность ребенка. Если реакция отрицательная-то отмечается, чем это связано (резким негативизмом, протестом, отгороженностью, страхом, выраженной гиперактивностью, формальностью, интеллектуальной недостаточностью и т.д.). Полученная информация соотносится с результатами обследования.
Результаты психологической диагностики подготовительных групп заносятся в карту школьника.
- качестве основных методов, позволяющих выявить особенности развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты.
Диагностический инструментарий психолога МБДОУ достаточно разнообразен. Главное на что обращается внимание при отборе той или иной методики - это соответствие ее возрасту и соответствие целям диагностического обследования.
Коррекционно-развивающая работа
Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности воспитанников.
- детском саду создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО педагог-психолог, воспитатели и
медицинские работники – старшая медсестра доу и врач педиатрического отделения поликлиники, прикрепленной к доу. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Тесное взаимодействие педагога – психолога и учителя – логопеда, позволяет: учитывать не только речевые, но и индивидуально - психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Коррекционно-развивающее направление включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:
- групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
- тренинговые занятия с педагогами и специалистами МБДОУ;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению.
Коррекционно-развивающая работа проводится:
С детьми первых младших групп
Проведение групповых занятий по программе программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю, продолжительностью – 10-15 мин.
Цель занятия: снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, агрессии, совершенствование коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитие познавательных процессов, оптимизация детско-родительских отношений.
Предполагается к концу учебного года положительные изменения в развитии психомоторных качеств (координации движений, мелкой моторики, и чувства ритма благодаря музыкальным произведениям).
С детьми 3-7 лет
Индивидуальные и групповые занятия с детьми группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного к школе возраста. По программе психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, Н.В.Вараевой, целями которой являются создание условий для естественного психологического развития ребенка. Занятия проводятся 1раз в неделю.
Для того чтобы выявить старших дошкольников с теми или иными трудностями, помимо диагностики, предлагается заполнить анкету педагогам групп.
Формирование коммуникативных навыков: развитие умения детей договариваться, приходить к общему решению; помогать другому, учитывать мнение партнера, подчиняться его требованиям, распределять обязанности с учетом интересов каждого; развитие чувства уверенности в себе, доверия к сверстникам, снятие страхов, тревожности. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
Цель программы: усвоение детьми общественных норм, формирование суждений и социально-адаптированного поведения. Занятия направлены на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля.
Задачи программы:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Структура занятий:
- Ориентация (знакомство, вспоминаем то, что было на первом занятии, какие сделали для себя выводы)
- Ритуал «входа» в сказку (создание настроя на совместную работу)
- Расширение (новая информация в виде сказки, вопрос детям, хотят ли они этому научиться, помочь какому-либо герою)
- Закрепление (обсуждаем и анализируем вместе с детьми прочитанное)
- Интеграция (связываем новый опыт с реальностью)
- Обобщение (обобщение приобретенный опыт)
- Ритуал «выхода» из сказки
Проводятся индивидуальная и групповая коррекция со следующими особенностями поведения детей: агрессия, повышенная возбудимость, страхи, гиперактивное поведение, робость, застенчивость, упрямство, негативизм. Через творческие методы коррекции и физические.
Психологическое консультирование
Данный вид деятельности направлен на консультирование родителей и педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей в условиях МБДОУ.
В русле консультативной деятельности педагог-психолог консультирует родителей (законных представителей), администрацию, воспитателей по проблемам обучения и воспитания детей. Проводятся индивидуальные психологические консультации по запросу родителей по различным вопросам (детские страхи, агрессивность, гиперактивность, застенчивость, плохой аппетит, по вопросам воспитания и т.д.).
Процедура консультаций является стандартной:
- приветствие;
- выяснение повода обращения;
- выяснение желаемого результата;
- резюмирование, разработка вариантов решения проблемы;
- оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.
- системе образования достаточно широко распространена практика с «немотивированным» клиентом а процессе консультации. Такая ситуация складывается, когда психолог по собственной инициативе приглашает родителей на консультацию для решения уже имеющихся проблем.
Психологическое просвещение и профилактика
Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. В круг актуальных вопросов, предлагаемых психологом родителям и педагогам, должны входить: возрастные особенности детей; готовность к школе и т.д. Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процесса его развития, сформированности каких-либо навыков и т.д.) и возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
Эффективность психопрофилактической работы психолога определяется еще и отбором тем для выступлений. Они должны быть результатом анализа ситуации развития ребенка, особенностей склада семейного воспитания, а не просто желания рассказать родителям о чем-то интересном.
Важная профилактическая процедура в начале учебного года - разработка программы адаптации поступающих в МБДОУ ребенка. Вместе с медицинским персоналом собирается полный анамнез, затем информируются родители об особенностях адаптации, разрабатывается режим, психолог вместе с педагогом отслеживает сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости.
Так же это направление предполагает выступления на методических объединениях, педсоветах, семинарах, круглых столах.
Оформление в группах уголков психологической консультации (по запросам педагогов и родителей ДОУ).