Психолого-педагогические технологии работы педагога-психолога

Колесникова Наталья Викторовна

Специфика работы психолога в МБДОУ определяется несколькими аспектами, связанными прежде всего с особенностями детей дошкольного возраста. Особый акцент психолог должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влиянии на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников, а так же осуществляется профессиональная деятельность, направленная на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_raboty.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические технологии работы педагога-психолога

МБДОУ № 36

Колесниковой Натальи Викторовны

Специфика работы психолога в МБДОУ определяется несколькими аспектами, связанными прежде всего с особенностями детей дошкольного возраста. Особый акцент психолог должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влиянии на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников, а так же осуществляется профессиональная деятельность, направленная на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в учреждении.

Цели и задачи поставленные перед педагогом-психологом МБДОУ реализуются при помощи психолого-педагогических технологий - это последовательность организационных форм работы с воспитателями, родителями и детьми, обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Работа ведется по следующим направлениям:

  1. Психодиагностическое обследование (диагностика);
  2. Коррекционно-развивающая работа;
  3. Психологическое консультирование;
  4. Психологическое просвещение и профилактика.

Психодиагностическое обследование (диагностика)

Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития личности детей, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника.

Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с группами детей:

  • в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам;
  • изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы;
  • диагностику общения детей с взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушений общения.

        При заключении договора между МБДОУ и родителями в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности, являющийся, по сути, основным в работе МБДОУ.

Система психодиагностической работы строится следующим образом:

- В начале учебного года проводится анкетирование родителей «Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад» для оптимизации совместных усилий, связанных с развитием ребенка;

- В начале учебного года проводится мониторинг процесса адаптации детей раннего возраста   (2 - 3 л.) по методике Л.В. Макшанцевой.

-Проводится психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста по Е.А. Стребелевой.

- Изучение отношения ребенка к детскому саду с помощью наблюдений в ходе деятельности, игры, НОД.

- Для изучения особенностей каждого ребенка, так же были проведены беседы-опросы с воспитателями, ознакомление педагога-психолога с адаптационным листом для последующего учета в работе с детьми.

- Диагностическое обследование детей подготовительных групп проводится по всем критериям и изначально является углубленной. Обследование проводится с 6,6 лет, по мере достижения детей этого возраста проводится обследование по следующим методикам:

  • «Зрительно-моторный гештальт-тест БЕНДЕР». Оцениваемые УУД (познавательные): планирование деятельности, контроль, оценка.
  • Тест «Тулуз-Пьерона» Оцениваемые УУД (познавательные, регулятивные): исследование особенностей внимания, работоспособности. Определение возрастных норм скорости выполнения теста,
  • Методика самооценки «Дерево» (Лампен Д.)
  • Определение эмоционального уровня самооценки (А.В.Захарова). Оцениваемые УУД (личностные):изучение Я-КОНЦЕПЦИИ личности ребенка
  • «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) Оцениваемые УУД (личностные): выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
  • Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (индивидуальная беседа) Оцениваемые УУД (личностные): адекватное понимание учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности
  • Обследование уровня тревожности по методике (Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена) средней, старшей, подготовительной групп. Оцениваемые УУД (личностные).

Дополнительные методики:

  • Прогрессивные матрицы Равена (цветные)
  • «Расскажи» 5 субтест методики Стребелевой Е.А.
  • Пересказ прослушанного текста (Фотекова Т.А.)
  • Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными                            действиями (Венгер Л.А.)

На основе и анализе диагностики психолог проводит углубленную диагностику с детьми, предположительно имеющими проблемы в личностной и познавательной сферах. Такие дети обычно и составляют «группу риска». На основе диагностики строится коррекционно-развивающая работа.

Диагностическое обследование также проводится после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.

Особенности детей дошкольного возраста накладывают свой отпечаток на процедуру диагностического обследования. Важнейшим фактором, влияющим на получение объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка. Поэтому важным фактором является установление контакта с ребенком который предполагает знакомство с ребенком, вовлечение его в деятельность, постановку задания. Контакт может проводиться в форме: вовлечение в совместную игру; выполнения простого и привлекательного задания; непринужденного знакомства.

На этом этапе обследования оценивается и отмечается в протоколе реакция ребенка на психолога и на привлечение к контакту: заинтересованность в контакте, степень ее выраженности, инициативность ребенка. Если реакция отрицательная-то отмечается, чем это связано (резким негативизмом, протестом, отгороженностью, страхом, выраженной гиперактивностью, формальностью, интеллектуальной недостаточностью и т.д.). Полученная информация соотносится с результатами обследования.

Результаты психологической диагностики подготовительных групп заносятся в карту школьника.

  • качестве основных методов, позволяющих выявить особенности развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты.

Диагностический инструментарий психолога МБДОУ достаточно разнообразен. Главное на что обращается внимание при отборе той или иной методики - это соответствие ее возрасту и соответствие целям диагностического обследования.

Коррекционно-развивающая работа

Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности воспитанников.

  • детском саду создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО педагог-психолог, воспитатели и

медицинские работники – старшая медсестра доу и врач педиатрического отделения поликлиники, прикрепленной к доу. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Тесное взаимодействие педагога – психолога и учителя – логопеда, позволяет: учитывать не только речевые, но и индивидуально - психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Коррекционно-развивающее направление включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:

  • групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
  • индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

- тренинговые занятия с педагогами и специалистами МБДОУ;

- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению.

Коррекционно-развивающая работа проводится:

С детьми первых младших групп

 Проведение групповых занятий по программе программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю, продолжительностью – 10-15 мин.

Цель занятия: снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, агрессии, совершенствование коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитие познавательных процессов, оптимизация детско-родительских отношений.

Предполагается к концу учебного года положительные изменения в развитии психомоторных качеств (координации движений, мелкой моторики, и чувства ритма благодаря музыкальным произведениям).

С детьми 3-7 лет

 Индивидуальные и групповые занятия с детьми группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного к школе возраста. По программе психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, Н.В.Вараевой, целями которой являются создание условий для естественного психологического развития ребенка. Занятия проводятся 1раз в неделю.

   Для того чтобы выявить старших дошкольников с теми или иными трудностями, помимо диагностики, предлагается заполнить анкету педагогам групп.

         Формирование коммуникативных навыков: развитие умения детей договариваться, приходить к общему решению; помогать другому, учитывать мнение партнера, подчиняться его требованиям, распределять обязанности с учетом интересов каждого; развитие чувства уверенности в себе, доверия к сверстникам, снятие страхов, тревожности. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.

Цель программы: усвоение детьми общественных норм, формирование суждений и социально-адаптированного поведения. Занятия направлены на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля.

Задачи программы:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

  1. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

  1. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

  1. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Структура занятий:

  1. Ориентация (знакомство, вспоминаем то, что было на первом занятии, какие сделали для себя выводы)
  1. Ритуал «входа» в сказку (создание настроя на совместную работу)
  2. Расширение (новая информация в виде сказки, вопрос детям, хотят ли они этому научиться, помочь какому-либо герою)
  3. Закрепление (обсуждаем и анализируем вместе с детьми прочитанное)
  4. Интеграция (связываем новый опыт с реальностью)
  5. Обобщение (обобщение приобретенный опыт)
  6. Ритуал «выхода» из сказки

Проводятся индивидуальная и групповая коррекция со следующими особенностями поведения детей: агрессия, повышенная возбудимость, страхи, гиперактивное поведение, робость, застенчивость, упрямство, негативизм. Через творческие методы коррекции и физические.

Психологическое консультирование

Данный вид деятельности направлен на консультирование родителей и педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей в условиях МБДОУ.

В русле консультативной деятельности педагог-психолог консультирует родителей (законных представителей), администрацию, воспитателей по проблемам обучения и воспитания детей. Проводятся индивидуальные психологические консультации по запросу родителей по различным вопросам (детские страхи, агрессивность, гиперактивность, застенчивость, плохой аппетит, по вопросам воспитания и т.д.).

Процедура консультаций является стандартной:

  1. приветствие;
  2. выяснение повода обращения;
  3. выяснение желаемого результата;
  4. резюмирование, разработка вариантов решения проблемы;
  5. оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.
  • системе образования достаточно широко распространена практика с «немотивированным» клиентом а процессе консультации. Такая ситуация складывается, когда психолог по собственной инициативе приглашает родителей на консультацию для решения уже имеющихся проблем.

Психологическое просвещение и профилактика

Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. В круг актуальных вопросов, предлагаемых психологом родителям и педагогам, должны входить: возрастные особенности детей; готовность к школе и т.д. Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процесса его развития, сформированности каких-либо навыков и т.д.) и возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.

Эффективность психопрофилактической работы психолога определяется еще и отбором тем для выступлений. Они должны быть результатом анализа ситуации развития ребенка, особенностей склада семейного воспитания, а не просто желания рассказать родителям о чем-то интересном.

Важная профилактическая процедура в начале учебного года - разработка программы адаптации поступающих в МБДОУ ребенка. Вместе с медицинским персоналом собирается полный анамнез, затем информируются родители об особенностях адаптации, разрабатывается режим, психолог вместе с педагогом отслеживает сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости.

Так же это направление предполагает выступления на методических объединениях, педсоветах, семинарах, круглых столах.

Оформление в группах уголков психологической консультации (по запросам педагогов и родителей ДОУ).