Подвижные игры

Кочевинова Лилия Вячеславовна

Подвижные игры в педагогической практике, задачи подвижных игр.Технология постановки подвижных игр, подготовка, организация, анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

План

Вводная часть

I. Подвижные игры в педагогической практике

Оздоровительные задачи подвижных игр

Образовательные задачи подвижных игр

Воспитательные задачи подвижных игр

II. Технология постановки подвижных игр

Подготовка к проведению игры

Подготовка площадки для игры

Подготовка инвентаря для подвижных игр

Предварительный анализ игры

Руководство игрой

Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры

Объяснение игры

Выделение водящих

Распределение команды

Выбор капитанов команд

Выделение помощников

Наблюдение за процессом игры и поведением играющих

Судейство

Дозировка нагрузки в процессе игры

Окончание игры

Подведение итогов игры

Обсуждение игры

Заключение

Вводная часть

Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и  взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе,  развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой  деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для  подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично

ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на  преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры,  подводящие к спортивной деятельности. Коллективные подвижные игры - это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих. Индивидуальные (одиночные) подвижные игры  обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий. Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые подвижные игры, требующие  устойчивых условий проведения и способствующие успешному  овладению учащимися элементами спортивной техники и  простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта. Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом. Подобные игры используются также учителями, ведущими  внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для организации их досуга. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для  тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей,  увеличения подвижности нервных процессов. Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний,  создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными  играми содействуют воспитанию воли, выдержки,  дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для  достижения успехов в спорте. Такую несколько общую характеристику вспомогательного  значения подвижных игр в занятиях спортом необходимо дополнить замечаниями. Они касаются своеобразия задач, особенностей  подбора и проведения подвижных игр применительно к специфике занятий гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой и спортивными играми. Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание  исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к  поколению. Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например,  охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы  противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной. Правила - обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры. Двигательные действия в подвижных играх очень  разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и  других физических качеств. В играх могут встречаться короткие  перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения, различные метания на дальность и в цель, преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой, действия, требующие умения применять разнообразные движения,  приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др.  Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

I. Подвижные игры в педагогической практике

В педагогической практике, социальной жизни и быту  существуют две основные формы организации подвижных игр: урочная и внеурочная. Урочная форма проведения подвижных игр предусматривает  непосредственную руководящую роль учителя, регулярность  занятий с неизменным составом участников, регламентированные содержание и объем игрового материала и его взаимосвязь с  организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательного  процесса, в который включается данная игра. Подвижные игры, относящиеся к внеурочной форме занятий, подразумевают большую роль организаторов, вожаков из среды самих детей; они организуются, как правило, эпизодически,  состав участников может меняться, а игры варьируются по  содержанию и объему игрового материала. Время, отводимое на подвижные игры в двигательном режиме школьников, зависит от возраста, класса, в котором учатся дети, от круглогодичного распорядка обучения и других видов  деятельности и отдыха.

Как уже упоминалось, при урочной форме проведения  подвижных игр ведущую роль играет руководитель, который решает  следующие задачи:

1) оздоровительные; 2) образовательные; 3)  воспитательные.

Оздоровительные задачи подвижных игр

При правильной организации занятий с учетом возрастных  особенностей и физической подготовленности занимающихся  подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост,  развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма. В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических упражнений,  применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ  (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные  нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции. При занятиях играми необходимо следить за тем, чтобы  физические нагрузки были оптимальными. При систематических  занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки, чтобы  организм постепенно приспосабливался к ним. Это имеет огромное значение в жизни и труде. Однако недопустимо доводить  участников игры до переутомления. Игры с активными, энергичными, многократно  повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), благотворно воздействуют на организм детей и подростков.  Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных  напряжений и продолжительных задержек дыхания. Подвижные игры должны положительно влиять на нервную систему занимающихся. Для этого руководитель обязан  оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Плохая организация игры ведет к появлению  отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у учащихся могут возникнуть стрессы. Подвижные игры должны иметь строгие и четкие правила, что способствует упорядочиванию взаимодействия участников и  устраняет излишнее возбуждение. Особенно ценно в оздоровительном отношении  круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе:  занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм. Подвижные игры - хороший активный отдых после  длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на  школьных переменах, по окончании уроков в группах продленного дня или дома, после прихода из школы. Подвижные игры применяются и в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья больных детей, поскольку  функциональный и эмоциональный подъем, возникающий у детей в процессе игры, оказывает на них оздоравливающее воздействие.

Образовательные задачи подвижных игр

Игра оказывает большое воздействие на формирование  личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а  также в гимнастике, спорте и туризме. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в  обществе отношениях между людьми. Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное  влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики прежде всего решаются задачи собственно физического воспитания. Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием и другими видами спорта.  Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко  перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении  техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно

рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений. Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно и  целесообразно выполнять их в законченном виде. Надо приучать играющих использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях. Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно  воспринимать многое и реагировать на воспринятое. Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность,  совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для школьников младших классов. При проведении подвижных игр на уроках физкультуры  руководитель в зависимости от ситуации должен сочетать  фронтальный и групповой методы (делить классный коллектив на  несколько групп), показывать ученикам игры с небольшим составом участников, которые они могут организовать в часы досуга, во дворах и на школьных площадках. В подвижных играх участникам приходится исполнять  различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки.

Воспитательные задачи подвижных игр

Подвижные игры в большой степени способствуют  воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы,  выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества  развиваются в комплексе. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с  преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый  переход участников от одних движений к другим способствуют  развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие  проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно - силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает  значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников  положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с  неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные  приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое  значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для  получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда  будет интересной и привлекательной для ее участников. Соревновательный характер коллективных подвижных игр  также может активизировать действия игроков, вызывать  проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не  должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре  каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих,  дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует учащихся. Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к  ответственности за свои поступки. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение  сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющими возникают  самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают  умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и  быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая  подвижная игра будет эффективным средством разностороннего  физического воспитания детей и подростков.

II. Технология постановки подвижных игр

Подготовка к проведению игры

Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда игра предлагается впервые и педагог не в состоянии  предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в ее ходе. Выбор игры в первую очередь зависит от общих задач урока, при постановке которых основными критериями являются  возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество занимающихся. При выборе игры необходимо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на  уроке; на празднике используются в основном массовые игры и  аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного  возраста и разной физической подготовленности. Выбор игры напрямую зависит от места ее проведения. В  небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с  линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В  

большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности. Зимой на площадке  проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега. При организации игр на улице надо учитывать состояние  погоды (особенно зимой). Если температура воздуха низкая,  выбирается игра с активными действиями участников. Нельзя  использовать игры, в которых приходится долго стоять, ожидая своей очереди. Малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочередно, хороши в жаркую погоду. Наличие пособий и инвентаря также влияет на выбор игры. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря или при  неудачной его замене игра может не состояться. Руководитель использует игры из программы по физической культуре, сборников, хорошие игры, распространенные среди детей, новые варианты игр, творчески переработанных детьми и руководителем. Последние приобретают новые формы, иногда более эффективные в воспитательном отношении для данного контингента детей.

Подготовка площадки для игры

Если подвижная игра проводится на воздухе, то надо снять дерн или подобрать ровную зеленую площадку (особенно для  детей младшего школьного возраста), не требующую этого. Форма площадки предпочтительно прямоугольная, не менее 8 м в  ширину и 12 м в длину. На расстоянии 2 м от поля можно поставить несколько скамеек. Площадка ограничивается лицевыми  (короткими) и боковыми линиями, проводится поперечная черта,  делящая ее пополам. По углам площадки можно поставить флажки, сделав в грунте выемки. Флажки допустимо ставить вдоль боковой границы в месте пересечения средней линии. Линии принято  размечать меловой краской, на травяной площадке вдоль линий можно слегка срезать дерн, чтобы получился 2-3-сантиметровый  желобок. Линии границ намечаются не ближе 3 м от забора, стены или других предметов во избежание травм. Особенно это касается игр с перебежками, в которых игроки команды одновременно забегают за границы «домов». Желательно, чтобы вокруг летней площадки росли деревья, кустарники. Площадку для зимних игр надо очистить от снега, утрамбовать, а по краям соорудить снежный вал. Для проведения  некоторых игр ее посыпают песком. Можно сделать отдельную площадку для игр, наиболее предпочитаемых детьми, в которые они любят играть самостоятельно. Перед началом игры в помещении руководитель должен  проследить, чтобы в зале не было посторонних предметов, мешающих движениям играющих. Спортивные снаряды (брусья, перекладину, коня, козла) надо убрать в подсобное помещение. Если нет такой возможности, то их следует поставить у короткой стены и оградить скамейками, сеткой или другими предметами. Оконные стекла и лампы нужно закрыть сетками. Помещение всегда должно быть  проветрено, а пол протерт влажной тряпкой. Если руководитель планирует провести игру на местности, он заранее хорошо знакомится с ней и размечает условные границы для игры. Места для игр подготавливают учащиеся совместно с руководителем, в случае, если разметка площадки требует много времени, это делается заранее, до начала игры. Простую разметку можно  сделать одновременно с объяснением правил игры или до ее начала, а рассказ сопровождать показом отмеченных границ. Если игра проводится часто, можно сделать постоянную разметку.

Подготовка инвентаря для подвижных игр

Подвижная игра должна обеспечиваться соответствующим  инвентарем. Это флажки, цветные повязки или жилетки, мячи  различных размеров, палки, булавы или кегли, обручи, скакалки и т.п. Инвентарь должен быть ярким, заметным в игре, что особенно  важно для младших школьников, а его размер и масса - посильными для играющих. Количество инвентаря предусматривается заранее. Инвентарь удобнее хранить рядом с местом проведения игр. Руководитель поддерживает его в должном состоянии и  

систематически приводит в порядок. Можно привлекать детей к  хранению и починке инвентаря. Для игр на лужайках, на зимних  площадках можно использовать шишки, снег и т.п. Участники получают инвентарь или расставляют его на  площадке только после того, как руководитель объяснит им правила игры.

Предварительный анализ игры

Перед тем как проводить игру, руководитель должен  продумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации,  возникающие по ходу игры. Особенно необходимо предусмотреть и предотвратить возможные нежелательные явления. Руководитель, хорошо знающий данный коллектив играющих, предварительно намечает роли игроков, продумывает, как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков. Для проведения некоторых игр он заранее выбирает себе  помощников, определяет их функции и, если это необходимо, дает им  возможность подготовиться (например, в играх на местности).  Помощники первыми знакомятся с правилами игры и местом ее проведения.

Руководство игрой

  Итак, при проведении игры руководителю рекомендуется  продумать и учесть следующие аспекты:

 1. Познакомиться с требованиями и правилами игры, в  которую дети будут играть. Приготовить все необходимое  оборудование и материалы перед ее началом.

2. Учесть уровень развития детей, их таланты, умения и  неумения.  3.Предлагать только те игры, которые доступны данной  возрастной группе, соответствующие росту детей, их силе, жизненному опыту. Умело выводить участников из игры, которая для них сложна.

4. Избегать перевозбуждения у играющих.

5. Быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняться всем правилам, включая и те, которые вроде бы  умаляют достоинство взрослого.

6. Помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированны, как их сверстники, поручая им задания или предоставляя возможность выполнять упражнения с учетом  сноровки, которой они обладают. Ребенок с каким-либо недостатком может получать удовольствие, если будет судьей-хронометристом, счетчиком очков или главным судьей в игре, в которой он не сможет принять участие. Не обращать внимания на ошибки  некоторых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись в игре.

7. Объяснять правила каждой игры вовремя и разрешить детям один или большее количество раз потренироваться, перед тем как начнется активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если дети не одобрят первую предложенную руководителем игру.

8. Давать детям отдых между играми в соответствии с их  возрастом и возможностями.

9. Выбирать игры с учетом возможности их усложнения:  начинать с простейших, тренируя, постепенно усложнять их по мере улучшения ловкости детей.

Размещение играющих

и место руководителя при объяснении игры

Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели  руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру. Если игра проводится в круге, то объяснение происходит в том же круговом построении. Руководитель занимает место не в  центре, а в ряду играющих или, при большом количестве играющих, немного впереди них. Нельзя становиться в центр круга, так как тогда половина играющих окажется за спиной руководителя. Если играющие разделены на две команды и построены одна против другой на большом расстоянии («Вызов»), то для объяснения надо сблизить команды, а затем дать команду отойти к границам «домов». В этом случае руководитель, объясняя игру, становится между играющими в середине площадки, у боковой границы, и  обращается то к одной, то к другой команде. Если игра начинается с движения врассыпную, можно построить играющих в шеренгу, когда их немного, или сгруппировать возле себя, но так, чтобы все  хорошо видели и слышали руководителя. Следует помнить, что  изложение игры надо сопровождать показом. Наглядность помогает лучше понять игру, и после объяснения у участников не возникает  вопросов. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу (они будут плохо видеть руководителя) или к окнам (они могут смотреть в окно и отвлекаться). Руководитель должен стоять на  видном месте боком или в крайнем случае лицом к свету, но так, чтобы видеть всех участников и контролировать их поведение. При организации в младших классах игр с речитативом текст или слова, произносимые во время игры, разучиваются заранее. При этом руководитель обращает внимание на правильное  произнесение всех слов, на то, чтобы ученики произносили слова  громко, выразительно, но не крикливо.

Объяснение игры

Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Как уже говорилось, прежде чем начать игру, руководитель обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно  проанализировать ее и только после этого приступать к объяснению. Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может  помешать восприятию игры. Исключение составляют игры в  младших классах, которые можно объяснить в сказочной,  

увлекательной форме. Рассказ должен быть логичным, последовательным. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:

1) название игры (можно сказать, с какой целью игра  проводится);

2) роли играющих и их расположение на площадке;

3) содержание игры;

4) цель игры;

5) правила игры.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы  играющих. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем.  Рассказывая о ходе игры, руководитель, бесспорно, коснется  правил, но в конце рассказа необходимо еще раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять. Если содержание игры позволяет использовать метод  сочетания показа с рассказом, то его обязательно надо использовать. Руководитель должен обращать внимание на настроение  учащихся: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его. Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда учащиеся играют в нее впервые. В этом случае, для того чтобы  убедиться, понятна ли игра, руководитель спрашивает у одного, двух учащихся о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. При повторениях игры следует только напомнить основное  содержание и пояснить дополнительные правила и приемы. К  восстановлению игры в памяти лучше всего привлекать самих учащихся.

Выделение водящих

Среди многих организаторов и ведущих игр существует  тенденция назначать капитана команды или предоставлять  возможность командам делать выбор самим. Но, во-первых, в случае  назначения дети подозревают наличие любимчиков, независимо от того, справедливо это или нет, а, во-вторых, команды могут  выбрать лидера потому, что он самый сильный в их группе.  Подобный лидер может запугивать или обижать остальных. Руководитель игры должен установить такой порядок, чтобы каждый ребенок был водящим поочередно. Выделять его можно разными способами.

1. По назначению руководителя. Руководитель назначает  водящего, учитывая его роль в игре. Преимущество этого способа  состоит в том, что быстро выбирается наиболее подходящий  водящий. Но при таком способе подавляется инициатива играющих. Назначается водящий в том случае, когда дети не знакомы друг с другом, у руководителя мало времени или надо назначить  водящим намеченного участника с воспитательной целью. При  назначении водящего руководитель должен кратко объяснить свой  

выбор, чтобы участники не заподозрили его в пристрастном отношении к отдельным игрокам.

2. Существует способ выбора водящего по жребию. Жребий  может быть произведен путем расчета, метания и другими способами. Например, играющие должны угадать, «орлом» или «решкой» упадет монетка, подброшенная одним из игроков. Угадавший  становится водящим или начинает игру и т.д. Подбор команд всеми участниками можно сделать путем бросания монеты: «орел» - одна команда, «решка» - другая. Если игра требует одинакового  количества участников команды, жеребьевка проводится среди  большей команды до полного равенства команд. При выборе способа расчета дети становятся в круг и начинают произносить какую-либо считалку. На каждом слове считалки они указывают по очереди на игроков. На кого придется ее последнее слово, тот становится водящим или, наоборот, выбывает из круга. В последнем случае считают до тех пор, пока не останется один участник, который и станет водящим. Способ считалки не требует много времени, и им обычно пользуются в играх, проводимых после уроков, в отдельных случаях считалку применяют и на уроках,  чтобы несколько успокоить детей после сильного возбуждения.  Считалки с осмысленным текстом помогают развитию речи у детей (прил.1).

3. Для определения водящего по жребию можно «тянуться на палке». Участник берет палку снизу, выше берется рукой второй игрок, еще выше - третий и т.д. Водящим становится тот, кто возьмет палку за верхний конец и удержит ее или покроет палку сверху ладонью. Этот способ применим при 2-4 играющих.

4. Организатор игры или один из игроков зажимает несколько соломинок (стебли травы, ленты или бечевки) в кулаке. Все,  кроме одной, имеют одинаковую длину. Он держит их таким  образом, чтобы остальные игроки не могли догадаться, какая из них короче. Каждый игрок вытягивает одну соломинку. Вытянувший короткую становится или водящим, или начинающим, или  лидером одной из команд. Для того чтобы набрать команду, организатор игры подбирает равное количество коротких и длинных соломинок и предлагает их, как в предыдущем случае. Игроки определяются по длине  вытянутой соломинки.

5. Организатор игры, или один из игроков, или капитан  команды держит обе руки за спиной, сжатыми в кулак, вне поля зрения свободных игроков. Другие игроки поочередно объявляют о четном или нечетном количестве пальцев. Так определяются  команда, порядок игры и т.д. Организатор игры может разрешить каждому игроку посмотреть число отогнутых пальцев после того, как выпадает его жребий, а затем изменить их количество для другого игрока.

6. При жребии можно применять метания. Водит тот, кто  дальше всех бросит палку, камень, мяч и т.д. Этот способ требует много времени. Им можно воспользоваться при проведении игр на открытом воздухе во внеурочное время. Определение водящего по жребию не всегда удачно, однако дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров.

7. Один из наиболее удачных способов - выделение водящего по выбору играющих. Этот способ хорош в педагогическом  отношении, он позволяет выявить коллективное желание детей,  которые обычно выбирают наиболее достойных водящих. Однако в игре с малоорганизованными детьми этот способ применить трудно, так как водящих часто выбирают не по  заслугам, а под нажимом более сильных, настойчивых детей.  Руководитель может порекомендовать детям выбрать тех, кто лучше  бегает, прыгает, попадает в цель и т.п.

8. Справедливо установить очередность в выборе водящего, чтобы каждый участник побывал в данной роли. Это содействует  воспитанию организаторских навыков и активности.

9. Можно назначить водящего по результатам предыдущих игр. Водящим становится игрок, оказавшийся в предыдущей игре  наиболее ловким, быстрым и т.д. Об этом надо сообщить участникам заранее, чтобы они стремились проявлять в играх необходимые качества. Отрицательной стороной этого способа является то, что в роли водящего не смогут быть слабые и менее ловкие дети в играх, в которых требуется ответственный выбор начала игры, члена команды или лидера команды, он может быть осуществлен игроком, подбрасывающим монету и определяющим результаты выбора в каждом отдельном случае. Вышеперечисленные способы выбора водящих чередуются в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера игры, количества играющих и их настроения.

Распределение команды

Распределение на команды также может проводиться  различными способами.

1. Руководитель распределяет играющих на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды. Такой способ чаще всего применяют при проведении сложных подвижных и спортивных игр в старших классах.  Активного участия в составлении команд играющие не принимают.

2. Другой способ распределения играющих на команды состоит в построении учащихся в шеренгу и расчете на первый-второй; первые номера составят одну команду, вторые - другую. Таким же способом составляют и несколько команд. Подобное быстрое распределение целесообразно для урока, так как он ограничен по времени, однако его недостаток в том, что команды не всегда получаются равными по силам.

3. Можно разделить играющих на команды путем фигурной  маршировки или расчета движущейся колонны. В каждом ряду  должно быть столько человек, сколько команд требуется для игры. Для этого способа также не нужно много времени, однако состав команд при этом бывает случайным и часто неравным по силам.

4. Используется и способ разделения команд по сговору. В этом случае дети выбирают капитанов, разделившись на пары  (примерно равные по силам), сговариваются, кто кем будет, а  капитаны выбирают их по названиям. При таком разделении команды почти всегда равны по силам. Этот способ очень любим детьми, поскольку он сам - своеобразная игра. Однако его недостаток в невозможности применения на уроках - он занимает много времени.

5. Способ разделения по назначению капитанов. Игроки  выбирают двух капитанов, которые, в свою очередь, набирают  игроков в свою команду. Это довольно быстрый способ, и команды бывают в основном равны по силам. Отрицательная сторона этого способа состоит в том, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто  приводит к обидам и ссорам среди играющих. Чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуется не доводить выбор до конца и разделить оставшихся путем расчета. Способ по назначению капитанов следует применять только в играх с учащимися старшего школьного  возраста, которые смогут правильно оценить силы игроков.

Выбор капитанов команд

Роль капитанов команд очень велика: они отвечают за  поведение всей команды в целом и за отдельных играющих. Капитану дается право распределить роли в команде, следить за  соблюдением правил и дисциплиной. Он является непосредственным помощником руководителя. Капитанов могут выбрать сами играющие или их назначает  руководитель. Когда играющие сами избирают капитанов, они  учатся объективно оценивать друг друга, а капитан, осознавая  доверие игроков, признает свою ответственность. Если играющие недостаточно организованны или плохо знают друг друга,  руководитель сам назначает капитанов. Иногда в воспитательных целях он выбирает капитанами пассивных игроков или  легковозбудимых, несдержанных, способствуя тем самым формированию  

необходимых черт характера. Обычно сначала составляют команды и лишь после этого  назначают капитанов. В случае разделения на команды путем выбора или сговора капитанов выбирают заранее. В постоянных командах капитаны периодически переизбираются.

Выделение помощников

Для каждой игры руководитель выбирает помощников,  которые следят за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь. Желательно, чтобы в роли помощников в течение учебного года побывали все учащиеся, поскольку они - будущие организаторы игры. Число помощников зависит от сложности Правил и  организации игры, количества играющих и размеров площадки,  помещения. О назначении помощников руководитель объявляет всем играющим. В зависимости от сложности игры и задач, решаемых в  процессе занятий, помощников выделяют до построения играющих или после объявления игры и выбора водящих. Если намечена игра, требующая силы и выносливости (например, «Белые медведи»), руководитель может заранее назначить физически слабых детей на роль помощников. Для игр на местности помощники выделяются заблаговременно, чтобы они могли совместно с руководителем подготовиться к предстоящей игре. Для командных игр  (например, «Перестрелка») помощников можно выделить после  объяснения игры.

Наблюдение за процессом игры и поведением играющих

Руководство игрой имеет исключительно важное значение для решения поставленных руководителем оздоровительных,  образовательных и воспитательных задач. Усвоение детьми игры и  поведение играющих также зависят от правильного руководства. Значение умелого управления процессом игры подчеркивал П.Ф.Лесгафт. По его словам, руководитель «должен сам хорошо понимать смысл и значение приведенных правил и не допускать со своей стороны ни малейшего произвола в своих размышлениях и действиях, а также уметь всегда... оставаться по отношению к ученикам вполне объективным... Чтобы занимающиеся при посредстве игры  приучились к самостоятельной деятельности... необходимо, чтобы они сами направляли игру и следили за точным исполнением принятых правил». Игра должна начинаться организованно и своевременно, по условному сигналу (команде, свистку, хлопку в ладоши, взмаху рукой или флажком). Условные сигналы и команды лучше  чередовать в целях упражнения детей в точности и быстроте  двигательной реакции. Руководитель заранее предупреждает детей о  выбранном им сигнале и дает его только после того, как убедится в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли свои места. Начиная игру, руководитель не должен допускать задержек,  поскольку это снижает интерес участников, уменьшает готовность детей к игре. Приостановить начало игры можно лишь в том  случае, когда участникам нужно обсудить план действия в командах. После того как игра началась, руководитель внимательно следит за ее ходом, за поведением играющих, делает поправки и  

замечания, не останавливая общего хода игры. Если большинство  играющих допускают одинаковую ошибку, он может приостановить игру и сделать указания, как правильно выполнять приемы игры, обращает внимание на тактику. Однако наряду с этим он  предоставляет детям максимум инициативы и остается  беспристрастным и объективным судьей. Очень тактично руководитель должен обращаться с  маленькими, слабыми игроками и не требовать исполнения таких правил, которые могут привести к чувству подавленности или причинить вред; особенно много внимания надо уделять детям, не  привыкшим играть в коллективе. От отдельных отстающих в играх, менее ловких учеников не следует требовать немедленных успешных  действий. Надо терпеливо и настойчиво стремиться к тому, чтобы такие игроки постепенно приближались к общему уровню  игровой подготовленности коллектива. Менее подготовленным  полезно предлагать дополнительные занятия играми-упражнениями или «маленькими играми». Цель таких занятий - подведение отстающих учеников к общему среднему уровню подготовленности, они могут проводиться в одиночном порядке или в составе небольших групп. В ряде игр-упражнений типа «поединков» хуже  подготовленным и менее успевающим игрокам можно предоставлять  некоторые преимущества в состязаниях с более сильными  противниками. Хорошо изучив игру, дети сами могут создавать новые  правила, дополняя уже существующие. Руководителю следует  поддерживать в этом детей. Если подвижная игра отличается сложностью, руководитель сначала знакомит детей с основными правилами, а затем по ходу игры постепенно дополняет их. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда все участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута!», «Играем до одного очка!», «Последний водящий!» и т.д.

Игру нельзя останавливать криком, резкой командой, так как такое неожиданное для учеников окончание игры, непредвиденный ее конец могут вызвать отрицательную реакцию, неудовлетворение. Зачастую в ходе игры детей приходится сдерживать. На пределе их возможностей возникает своего рода «самозаводящийся»  механизм, основа которого строится на игровом удовольствии.  Руководителю важно следить за психологическим климатом  подвижной игры, ее процесс должен быть приятен детям. Это возможно только в том случае, когда участники  проявляют активность, творческую инициативу и самостоятельность. Очень важно умение руководителя заинтересовать, увлечь  детей игрой. Чтобы игра стала интересной, она должна  соответствовать интересам и возможностям детей. Надо обращать внимание на желания играющих, их настроение. Одна из наиболее важных задач руководителя - суметь войти в детский коллектив, включиться в сферу игровых действий. Иногда руководитель может непосредственно играть с ребятами (кроме игр с элементами соревнований). Это делается в тех случаях, когда надо показать отличный образец умения играть. Принимая участие в игре, он не только поднимает интерес у играющих, но и  показывает им, как лучше использовать отдельные приемы,  определенные тактические комбинации. Если руководитель замечает, что игра неинтересна участникам, он должен выяснить причину этого: возможно, она очень проста или, наоборот, сложна. В этих случаях надо менять правила (усложнять или упрощать), в крайнем случае - сокращать продолжительность игры. Заранее, до проведения игры, руководитель учитывает  наиболее опасные ее моменты (перепрыгивание через сложное  препятствие, спрыгивание вниз с высоты, бег около снарядов, стены), во время игры он должен быть готов к страховке. Помогать  руководителю могут дети, не участвующие в игре. В играх не должны присутствовать отрицательные эмоции, надо, чтобы игры положительно влияли на нервную систему,  самочувствие и поведение занимающихся. Для этого необходимо избегать проявления в играх обиды, озлобления или страха,  способствующих воспитанию нежелательных качеств. Играющих надо приучать к тому, чтобы они привыкали  помогать друг другу лучше выполнять отдельные приемы, а при  встречах с «противником» - не допускать грубостей даже в самые  острые моменты состязания. Если выбрана командная игра, надо побуждать каждую команду вести игру наступательно, постоянно согласуя действия по выполнению поставленной тактической  задачи. При непрерывности атакующих действий играющие должны уметь без промедления прибегать к новым маневрам в случаях  неудачи или ослабления наступления. В согласованных совместных действиях необходимо поощрять  инициативу каждого игрока. Надо научить играющих не теряться, если придется переходить от нападения к защите. Но и в случаях  перехода к защите игроки должны стремиться «обороняясь - наступать». В подвижных играх с разделением на команды, в которых роли играющих могут быть различны (одни - в защите, другие - в  нападении), при повторных занятиях полезно менять обязанности игроков. Для слишком возбудимых подвижная игра, богатая  эмоциональным содержанием, может служить слишком сильным  раздражителем: приводить к повышению возбудимости, затруднению дифференцировки и, следовательно, к понижению ясности,  быстроты мысли, четкости, правильности действий. Наоборот,  малоподвижные, инертные игроки в условиях игры, возбуждающей их эмоции, становятся способными к наиболее целесообразным, ловким, быстрым действиям. Вместе с тем из опыта известно, что играющие с различными типами высшей нервной деятельности могут одинаково хорошо овладевать игровыми приемами. В занятиях подвижными играми могут быть достаточно верно подмечены свойственные отдельным занимающимся те или  другие типы высшей нервной деятельности. Педагогическая  практика показывает, что дети школьного возраста с различными  типами высшей нервной деятельности могут проявлять себя в играх различно. Руководитель должен приучать детей к дисциплинированному поведению во время игры. Однако по некоторым причинам  дисциплина может быть нарушена. Например, в случае, если  руководитель непонятно объяснил игру. Тогда надо сразу же  дополнительно разъяснить правила игры. Дисциплина нарушается также из-за неправильного выбора водящих или разделения на команды. Со слабым водящим играть неинтересно. Дети шумят, дразнят его. При неправильном разделении на команды (одна сильнее  другой) участники более слабой команды начинают протестовать во время игры. Еще хуже, когда по недосмотру руководителя в командах неравное количество игроков. Ошибки следует устранять немедленно по мере обнаружения. Очень часто дисциплину нарушают несдержанные игроки.  Чтобы избежать этого, можно поручить им ответственные роли  водящего, судьи, а в некоторых случаях, наоборот, отстранить от игры. Иногда в процессе игры дети пытаются прибегнуть к обману. Для них это скорее освещенная временем традиция, чем  постыдные поступки в обществе взрослых. Серьезным преступлением во многих культурах, которые смиряются с обманом, считается быть пойманным во время проступка. Верх изощренности - выйти из этого положения незамеченным. Руководитель игры также может допускать подобную тактику в ходе ее, хотя и должен настаивать, чтобы дети вели себя по другим правилам. Игры являются хорошим средством по преподнесению такого урока. Стыд тех, кого застали за этим действием, служит лучшим средством борьбы с обманом, нежели просто запрет. Игроки должны осознавать, что они будут исключены из игры, если их поймают на обмане.

Судейство

Объективное и беспристрастное судейство - обязательное  условие каждой подвижной игры. Если участники не соблюдают ее правил, игра теряет свою педагогическую ценность. Объективное и точное судейство имеет особое значение в играх с разделением на команды, где ярко выражено соревновательное начало и  каждая команда заинтересована в выигрыше. Необъективный судья теряет доверие и уважение, его авторитет падает, с ним  перестают считаться. Во время игры судья должен расположиться так, чтобы  видеть всех играющих и не мешать им. В некоторых играх ему  приходится передвигаться по площадке и наблюдать за перемещением игроков. Сигнал о нарушении правил должен подаваться  своевременно и четко. Судья делает замечания корректно, не вступая в споры с играющими. От судьи зависит правильное подведение итогов игры. Строгое судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры.

Дозировка нагрузки в процессе игры

Обязанность руководителя - не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или  увеличением общей подвижности участников. Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:

1. Изменять  продолжительность и количество повторений элементов игры.

2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.

3. Усложнить или упростить правила игры.

4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.

5. Ввести короткие перерывы, организовать «дома отдыха» для детей в играх с непрерывными действиями и т.д. Конечно же, при проведении подвижных игр руководителю сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время. Поэтому следует исходить из выбора оптимальных нагрузок. Руководитель должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые  вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в  начале игры. Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом. Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры - это характер предшествующей деятельности и  настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную,  исключив приемы, требующие больших напряжений. Интенсивные игры следует чередовать с малоинтенсивными. С повышением эмоционального состояния играющих возрастает и нагрузка. Увлеченные игрой, дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и переутомляются. Они могут не почувствовать наступающего  утомления. Поэтому руководитель не должен полагаться на их самочувствие. Необходимо учитывать возрастные особенности  занимающихся, их подготовленность и состояние здоровья. Иногда целесообразно прекращать игру, хотя играющие еще не  почувствовали потребности в отдыхе. Желательно, чтобы все играющие получали приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому нельзя допускать, чтобы водящие долгое время находились в движении без отдыха. Водящего рекомендуется время от времени менять, даже в том случае, если ему не удалось «отыграться». Удалять из игры проигравших (если это требуется правилами игры) можно

только на очень короткое время, а лучше всего просто записывать им штрафные очки. Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Им необходима индивидуальная дозировка: сокращенные  дистанции, облегченные задания, меньшее время пребывания в игре. Если игра проводится на открытом воздухе, следует обращать внимание на состояние погоды. Физиологическое воздействие  движений на организм увеличивается во время занятий на воздухе. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны  выполнять движения интенсивно, без перерывов. Нельзя давать  играющим большие кратковременные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое  охлаждение. Зимние игры на воздухе должны быть кратковременными. Если участники легко одеты, игру надо проводить в быстром  темпе, если же они в теплых костюмах, - интенсивность должна быть меньшей, чтобы не простудить детей. Таким образом,  подвижная игра должна оптимально соответствовать объему и  интенсивности нагрузки занятия в целом.

Окончание игры

Правильная организация подвижной игры предусматривает не только правильное ее проведение, но и своевременное окончание. Преждевременное окончание игры нежелательно так же, как и ее затягивание. Длительность игры зависит от ее характера, условий занятий и состава занимающихся. Такие факторы, как количество участников (чем их меньше, тем короче игра), их возраст (дети младшего школьного возраста не должны испытывать длительное напряжение), содержание игры (игры, требующие большой  нагрузки, должны быть короче), место проведения, темп,  предложенный руководителем, его опытность (у малоопытного руководителя игры короче), также оказывают влияние на продолжительность игры. Момент окончания игры определяется по первым признакам утомления: рассеянность внимания, нарушение правил,  неточность выполнения движений, недостаточное проявление  настойчивости в достижении цели, уменьшение заинтересованности, учащенное дыхание у большинства участников. В случае их  появления игру следует заканчивать. Руководитель перед игрой может сообщать отведенное на нее время. Учитывая это, участники соответственно распределяют свои силы. За 1 - 3 мин до окончания установленного времени надо предупредить игроков. Если игра командная, перед ее началом желательно сообщить участникам количество повторений игры. Форма занятий также влияет на длительность игры: игра,  проводимая на уроке физической культуры, ограничена во времени. Если же она проводится во внеурочное время, то может быть  продолжительнее и в большей мере способствовать воспитанию у  детей выносливости. Такая игра приучает учащихся к более высоким напряжениям.

Подведение итогов игры

Подведение итогов игры, определение ее результатов,  выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением результатов игры руководитель создает спокойную обстановку, если нужно, собирает сведения у помощников и  счетчиков очков и громко объявляет результаты. Ни в коем случае нельзя допускать пререканий и споров игроков с судьей. Решение судьи не поддается обсуждению. Объявлять результат игры надо кратко, никому не делая поблажек, чтобы приучать детей к  правильной оценке их действий и поступков. Объективный разбор игры приучает занимающихся к правильной самооценке. Если игра проводится впервые, можно разобрать ее подробнее, чтобы при повторном проведении было меньше ошибок. При определении результатов игры учитывается не только  быстрота, но и качество выполнения того или другого задания, о чем участники должны быть предупреждены заранее. Руководителем также оцениваются знание правил и их соблюдение, умение  целесообразно и согласованно действовать в игре, использовать  знакомые двигательные действия в определенных игровых ситуациях. При оценке действий учеников руководитель учитывает  допускаемые ими ошибки, которые могут быть условно поделены на мелкие и существенные. К мелким можно отнести ошибки,  связанные с незначительными отклонениями от правильного  использования игровых приемов, но не оказывающие решающего  влияния на ход игры (неточные передачи мяча, выход за границы площадки и т.д.). Существенной ошибкой может считаться  нецелесообразное применение разученных ранее двигательных  действий, которые влияют на ход игры или не соответствуют  требованиям игровой этики. В силовых играх - это чрезмерно резкие толчки, вызывающие падения, в играх с мячом - неправомерное задерживание мяча у себя в ущерб коллективной игре, а также незнание или нарушение основных правил. В этом случае можно применить «правило трех ошибок» (если команда закончила игру первой, но разница штрафных очков у нее по сравнению с другой командой составляет больше трех, этой команде засчитывается поражение). Подведение итогов игры имеет педагогическую ценность и для самого руководителя: наблюдения и выводы, сделанные в  процессе игры, которыми учитель может не делиться с детьми,  имеют важное значение для работы с детским коллективом и каждым учеником в отдельности. Помимо непосредственной оценки выполнения приемов и  правил игры, о которой говорилось ранее, в процессе проведения разноплановых игр руководитель может осуществить следующие наблюдения за поведением учащихся, чтобы уточнить особенности их физического развития, темперамента и характера:

а) оценить общее физическое развитие ребенка;

б) степень развития  отдельных физических качеств;

в) способность сочетать в игре эти  двигательные качества;

г) способность концентрировать внимание (при наличии посторонних раздражителей);

д) проявление  ребенком инициативы и настойчивости;

е) проявление трусости и нерешительности;

ж) отношение к соперникам по игре;

з)  отношение к партнерам по команде (терпимость, взаимовыручка);

и) отношение к собственным ошибкам и их исправление во время повторной игры;

к) общую дисциплинированность,  требовательность к себе;

л) отношение к победе, поражению.

В современных детях достаточно развит соревновательный дух, и их не надо подталкивать к успеху. Соревновательность лежит и в основе игр. Но нельзя допускать, чтобы выигрыш стал  единственным смыслом игры. Во избежание подобных ситуаций  руководитель может не награждать команду, которая победила, и не  штрафовать и не наказывать тех, кто проиграл. Справедливо одержанная победа должна быть достойной наградой, а проигрыш не должен приводить к развитию чувства поражения. Напротив, он должен стимулировать стремление к выигрышу в последующей игре.

Обсуждение игры

При объявлении результатов необходимо обсудить игру  совместно с участниками, выявить их ошибки и указать на  положительные моменты, отметить участников, хорошо исполнявших  отдельные роли, а также тех, кто соблюдал правила игры и проявлял творческую инициативу. При подобном обсуждении лучше усваиваются правила,  уточняются детали игры, улаживаются конфликты. Разбор помогает руководителю уяснить, насколько усвоена игра, что игравшим понравилось и над чем надо работать в дальнейшем. В заключение следует отметить, что сам процесс проведения игры очень сложен, зависит не только от возрастных особенностей детей, условий работы, но и от подготовленности детей к  коллективным играм, от их настроения, от мастерства руководителя игры. Проведение игры - педагогический процесс, не всегда  поддающийся прогнозированию. Практический опыт работы с детьми, умение наблюдать и  анализировать действия играющих в процессе игры, умение правильно анализировать и оценивать свое поведение как руководителя игры способствуют совершенствованию мастерства руководства играми.

        Заключение

Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и  взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе,  развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой  деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для  подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Правила - обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры. Двигательные действия в подвижных играх очень  разнообразны. В педагогической практике, социальной жизни и быту  существуют две основные формы организации подвижных игр: урочная и внеурочная. Подвижные игры, относящиеся к внеурочной форме занятий, подразумевают большую роль организаторов, вожаков из среды самих детей; они организуются, как правило, эпизодически,  состав участников может меняться, а игры варьируются по  содержанию и объему игрового материала. При урочной форме проведения  подвижных игр ведущую роль играет руководитель, который решает  следующие задачи:

1) оздоровительные; 2) образовательные; 3)  воспитательные

Технология постановки подвижных игр представляет собой: подготовку к проведению игры, подготовку площадки для игры, подготовку инвентаря для подвижных игр, предварительный анализ игры, руководство игрой, размещение играющих и место руководителя при объяснении игры, объяснение игры, выделение водящих, распределение команды, выбор капитанов команд, выделение помощников, наблюдение за процессом игры и поведением играющих, судейство, дозировка нагрузки в процессе игры, окончание игры, подведение итогов игры, обсуждение игры.

Проведение игры - педагогический процесс, не всегда  поддающийся прогнозированию. Практический опыт работы с детьми, умение наблюдать и  анализировать действия играющих в процессе игры, умение правильно анализировать и оценивать свое поведение как руководителя игры способствуют совершенствованию мастерства руководства играми.

        Приложение 1

Можно использовать следующие считалки (для младшего  школьного возраста):

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет:

«Пиф-паф!» — Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой.

Принесли его домой —

Оказался он живой!

Или

Как на горке, на пригорке

Жили двадцать два Егорки.

Раз — Егорка,

Два — Егорка,

Три — Егорка и т.д.

                           Считать надо до двадцати двух. Двадцать второй Егорка  выходит.

Эники-беники

Ели вареники,

Эники-беники-клос,

Вышел на берег

Веселый матрос.

Или

На златом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич.

Сапожник, портной.

А ты кто такой?

             Тот, на ком считалка закончилась, отвечает на вопрос,  например,  

             «царевич». После этого снова начинают считать, и теперь считалка

              заканчивается на слове «царевич».

Следующая считалка совсем новая, ее придумали сами дети:

А-Бэ-Вэ-Гэ-Дэ-Е-Жэ,

Едет жаба на еже;

Зэ-И-Кэ-Лэ-Мэ-Нэ-0,

Зайка, глянь ко мне в окно;

Цэ-Чэ-Шэ-Щэ-Э-Ю-Я,

А у щуки чешуя.