Курсовая работа на тему: "Игровые формы уроков в изучении романа Е. Замятина "Мы"

Артемьева Анна Валерьевна

Курсовая работа на тему: "Игровые формы уроков в изучении романа Е. Замятина "Мы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_kursova.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

Факультет чувашской и русской филологии

Кафедра литературы и культурологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Игровые формы уроков в изучении романа Е. Замятина "Мы"

Руководитель    _________________________                           М. И. Журина

                                         подпись, дата

Студент _________________________         ______________   А. В. Артемьева

            номер группы, зачетной книжки            подпись, дата

Чебоксары 2017

Содержание

Введение..............................................................................................................3

Глава 1. Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности на уроках литературы.....................................................................5

Глава 2. Уроки-дебаты в изучении романа «Мы» Е. Замятина в школе..................................................................................................................11

Глава 3. Уроки-викторины в изучении романа Е. Замятина «Мы». …........16

Заключение.........................................................................................................19

Библиографический список..............................................................................20

Приложение.......................................................................................................22

Введение

Современная жизнь предъявляет обществу разнообразные требования, в связи с чем происходит развитие критического мышления, рефлексивного и целостного понимания жизни. Это все влияет и на школу: изменяются взгляды на ее цели и задачи. По мнению многих ученых, образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности рассуждать и предпринимать различные действия.

Однако перед литературой стоит и другая проблема: заинтересовать учащихся. Создавая план-конспект  урока, учитель всегда задумывается над тем, понравится ли книга ученику, погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным, вызовут внутреннее неприятие.

Особое значение имеет формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка к творческому поиску, к самостоятельности суждений. Это тем более необходимо, что налицо многозначность процессов в литературе. Поэтому происходит поиск не только новых целей и задач, но и поиск новых методов обучения, которые были бы эффективны для развития качеств личности.

Ввиду этого в  данной работе в качестве одного из эффективных методов работы с учениками мы рассмотрим игру.  Цель курсовой обусловлена необходимостью проанализировать возможности использования игровых методов и форм как средств активизации познавательной активности учащихся на уроках русской литературы.

Объект: игровые методы обучения русской литературы.

Предмет: методика использования игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках русской литературы.

  Методы  исследования: исследование научной литературы, анализ, синтез, наблюдение.  

Курсовая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Во введении формулируется цель работы, характеризуется ее структура.

В первой главе «Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности на уроках литературы» рассматривается типология игровых форм на уроках литературы и целесообразность их применения.

Во второй главе «Уроки-дебаты в изучении романа Е. Замятина "Мы" в школе » уделяется внимание такой игровой форме, как урок-дебаты и ее значению в раскрытии идейно-художественного своеобразия произведения Замятина.

В третьей главе «Уроки-викторины в изучении романа «Мы» Е. Замятина» раскрывается значение викторин в изучении названного произведения учащимися.

В заключении подвели итоги нашего исследования.

Глава 1. Игровые методы  как средство стимулирования познавательной активности

В школе эффективны такие формы уроков, которые бы активизировали учеников к деятельности, а также позволяли приобретать конкретные практические навыки, решать поставленные воспитательные задачи. В этом помогут игровые формы уроков.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей  деятельности через преобразующую  к главной цели – творческо-поисковой деятельности.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить школьников осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т. е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Психологическая теория деятельности Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева [7] выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную.  

Д. Б. Эльконин [20] говорит, что игра социальна по своей сущности, является одной из ведущих форм развития психических функций и способом познания ребенком мира взрослых.

А. Н. Леонтьев [7] доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для школьников игра – сфера их социального творчества, место его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. 
     Многие  исследователи [2], [9], [18] отмечают, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т. д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

Какие же игры существуют в практике работы с детьми? Можно выделить несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную деятельность ребенка.

Первая группа – предметные игры, когда через предметы дети познают явления действительности: цвет, объем фигуры и т. д.

Вторая группа – творческие, сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет является интеллектуальной деятельностью.

Третья  группа игр – игры с готовыми правилами, чаще называются дидактическими. При этом от детей требуется умение расшифровывать, распутывать, расчленять, а главное – знать предмет.

Четвертая группа игр связана с конструированием, «строительством». Дети учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, объективно оценивать результаты своей и чужой деятельности, выходить из затруднительных ситуаций.

Пятая группа – интеллектуальные игры (игры-упражнения, игры-тренинги), воздействующие на психическую сферу. В их основе – соревнования, которые показывают детям уровень их подготовленности, а также побуждают на познавательную активность.

 Несомненно, учитель использует в своей работе все виды игр, но организация учебно-познавательной деятельности всегда разная, так как она зависит от цели, материала преподавания и возрастных особенностей учащихся.

Конечно же, основная цель применения игровых форм – развитие познавательного интереса учащихся к предмету. Задачи, которые ставит перед собой учитель, разнообразны: образовательные (прочное усвоение учебного материала), воспитательные (воспитание нравственных взглядов и убеждений, содействие саморазвитию и самореализации), развивающие (развитие творческого мышления, практическое применение умений и навыков).  

На уроках литературы применяются педагогические игры, чаще всего представляющие собой некие викторины, соревнования при создании сочинений и других творческих работ. При изучении отдельного произведения и – в еще большей мере – жизни и творчества писателя (в старших классах) урок литературы представляет богатейшие возможности для раскрытия индивидуальных талантов, склонностей, вкусов, одаренности: творческие поиски писателя всегда самобытны, неповторимы. Знакомство с ними способно пробудить и познавательный и чисто личностный интерес у школьника.

На уроках литературы, как отмечает Н. Е. Смирнова, находят применения следующие игровые формы:

  • урок – заочное путешествие;
  • урок – викторина;
  • урок – ролевая игра;
  • урок – суд;
  • урок – диспут;
  • урок – концерт;
  • практикум;
  • конференция;
  • экскурсия;
  • бал, салон, спектакль;
  • кино – и видеоуроки;
  • аукцион:
  • презентация;
  • круглый стол;
  • телепередача;
  • турнир и так далее.

Игровые технологии обучения дают широкий простор для творчества не только учащихся, но и самих учителей, так как можно придумать достаточно большое количество игр, которые были бы эффективны именно в определенном классе с определенным контингентом учеников.

Не стоит забывать, что игры должны быть соответствовать определенным требованиям:

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Необходимо отметить, что игровые технологии целесообразно использовать  на любом этапе изучения того или иного материала, так как они активизируют учащихся на познавательную деятельность.

Игра может стать подходящей формой для актуализации знаний в начале урока или перед началом изучения новой темы, «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок. Возможно назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы и т. д.

Спокойные игры, такие, как разыгрывание диалогов по ролям, игры на образование слов, игры в переводчика, возможны на любом этапе урока. Оживленные игры, связанные с какими-либо движениями, с выходом водящего из класса и т. д., наиболее целесообразны в конце урока, так как школьники во время такой игры сильно возбуждаются. То же надо сказать и об играх, по окончании которых требуется обсуждение результатов, подведение итогов.

У учащихся вызывают отклик такие задания, как письмо литературному герою, обращение литературного героя к современникам, автобиографический рассказ писателя о себе и вопросы к нему от класса, узнавание литературного героя, составление буриме и т.д. Продолжением такой творческой, плодотворной учебной работы становятся литературные вечера, гостиные, балы, организуемые в послеурочное время. Бал гоголевских героев, лермонтовский бал, в основе которого положен сюжет «Героя нашего времени», бал по роману Л. Н.Толстого «Война и мир», литературная гостиная по творчеству Н. Рубцова, С. Есенина, встреча А. Ахматовой с современниками…

Особое внимание следует уделить подведениям итогов игры. По окончании игры необходимо выявить победителей, так как это очень важный стимул для участия детей в игре. Но необходимо тактично подходить к этому вопросу: нужно напомнить «проигравшим» детям, какой материал им повторить, чтобы одержать победу в следующей игре. Выявление победителей проходит без упреков кого-либо. Также необходимо мотивировать всех детей: поставить оценки за участие всем, не стоит обделять их.  

Часто при подведении итогов принимает участие весь класс с учителем. Дети обсуждают результаты игры, высказывают, какие участники были активны, за что бы они поставили им оценки. Этот этап важен, так как вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки.

Итак, ценность игровой формы урока состоит в возможности активизировать познавательную деятельность учащихся, раскрытии их творческих способностей и повышении эффективности восприятия учебного материала. Игра на уроке создает ситуацию психологической раскованности, формирует умение ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах.

Глава 2. Уроки-дебаты

в изучении романа Е. Замятина «Мы» в школе

Роман «Мы» не только самое значительное произведение Е. Замятина, но и наиболее яркое воплощение жанра антиутопии в русской литературе. Начало XX века породило в сознании людей новые утопические иллюзии. Но великим деятелям культуры уже в те годы открылся бесчеловечный смысл реализации великой мечты. Евгений Замятин был одним из тех, кто предвидел всю трагичность утопичных концепций. Поэтому его роман «Мы» считают романом-предупреждением. В школе важно изучать Замятина, так как он один из первых предвидел трагедию той эпохи, предупреждая,  к чему способен привести тоталитарный режим.

Исследовав разные учебные программы по литературе, можно сказать, что Замятин изучается только на профильном уровне.  

Так, в рабочей программе по литературе для профильного класса под редакцией А. Г. Кутузова, А. К. Киселева [21] изучению Замятина отводится два академических часа. Предлагается обратиться к понятию жанра «антиутопии», особенностям речи, авторского языка, проблематике и системе образов произведения.

В рабочей же программе для профильного класса под редакцией В. Я. Коровина [22] изучению романа отводится 3 академических часа. К рассмотрению предложены такие вопросы, как тема жизни и творчества писателя, жанровое своеобразие произведения, проблематика и система образов, центральный конфликт, особенности композиции, характер повествования; символы в романе, смысл финала, языковое своеобразие литературного произведения.

Мы считаем целесообразным проводить 2 урока, посвященных изучению романа «Мы» Евгения Замятина. На первом уроке следует познакомиться с творческой биографией писателя, раскрыть понятие «антиутопии» и выявить ее жанровые черты в произведении. Также на первом уроке возможно обратиться к рассмотрению системы образов, символике романа, его композиционному своеобразию. На втором уроке должен быть осмыслен центральный конфликт романа (личность и государство). В противопоставлении личности и государство удачным, нам представляется, использование игровых технологий. К примеру, проведение урока в игровой форме дебатов.

Дебаты – это четко структурированный и специально организованный публичный аргументированный спор, в котором стороны ставят задачу убедить аудиторию в своей правоте. Дебаты отличаются высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью  и соответствием социальным нормам. Этот формат проведения урока мы считаем эффективным, поскольку он позволяет решать сразу несколько задач: у учеников формируются навыки авторского искусства, развиваются навыки ведения дискуссии. К тому же на уроках литературы использование технологии дебатов может научить сочетать анализ художественного произведения с анализом критических статей и дополнительного материала по теме, позволяет оценить знание текста художественного произведения учащимися, умение самостоятельно анализировать отдельные сцены, сопоставлять образы, знание эпохи, в которую было написано произведение.

Приведем фрагмент урока, который продемонстрирует владение словом учащихся, их умение аргументации и сопоставления не только отдельные и сцен, и образов произведения.

Фрагмент урока:

Спикер 2 «За личность» (время выступления 5 минут): В своем выступлении я продолжаю отстаивать наш тезис и хочу привести такие аргументы.

Для начала хотелось бы сказать, что Государство вмешивается в творческую деятельность личности, подчиняет себе эмоциональную сферу. «Я» перестает существовать как таковое – оно становится лишь органической клеточкой «мы», составляющей, толпы. Для то чтобы доказать, что личность в государстве должна оставаться личностью, а не быть какой-то машиной, обратимся к характеристикам главных героев.

Несмотря на то, что главный герой произведения Д-503 в начале произведения был примерным гражданином, а в конце стал воплощением утопического общества, важен сам путь этого героя, чувства, которые он испытывал на протяжении романа. Именно эти чувства дают понять, что человеку хорошо, когда у него есть собственная точка зрения, чувства, творческое мышление и так далее.

Также можно пойти от противного: назвать качества личности в Едином Государстве и опровергнуть их. Во-первых, у личностей отсутствует собственное мнение. Это лишает человека свободы, критического мышления. Людьми без собственного мнения легче управлять. А в наше время важно быть личностью со своими отличительными чертами характера. В стадных же отношениях быть личностью невозможно.

Далее бесчувственность. Без чувств человек не способен проявлять интерес к окружающим вещам, людям, не может быть отзывчивым и милосердным. Такой человек бессердечен. Все это ведет к духовному одиночеству. Да и о духовности сложно говорить, когда даже литература и музыка подчинены строгим правилам машин.

Дебаты – особая форма дискуссии, у которой особые правила. Игра основывается на том, что команды приводят аргументы и контраргументы для защиты и опровержения какого-либо положения. Игроки делятся на две команды, одна из которой является утверждающей стороной, а другая – опровергающей. Необходимо сказать, что в команде по три человека. Кроме двух команд, имеется жюри (учитель, два ученика; может быть и учитель с остальными детьми), таймпикер (следящий за временем), слушатели (остальные ученики).

Как же проводится сама игра? Поочередно выступают (по 5 минут)  спикеры (утверждающая и опровергающая стороны), то есть участники дискуссии. Для удобства будем называть игроков У1, У2, У3 и О1, О2, О3. Первый спикер У1 приветствует всех, представляет свою команду, выдвигает тезис, называет ключевые понятия, аспекты и некоторые аргументы. После него выступает спикер О1, формулирующий антитезис, и также ключевые понятия, аспекты и аргументы. Далее вторые участники от команд приводят полные аргументы в пользу утверждений своих команд, также эти участники отвечают на вопросы. Последние из участников обобщают сказанное своей командой, дают эффектное заключение, при этом не следует приводить новых фактов, также отвечают на вопросы.

Обратимся к фрагменту урока, который раскрывает основную функцию первого спикера.

Фрагмент урока:

Спикер 1 «За личность»  (время выступления 2 минуты): Тезис сегодняшних дебатов: «Гражданин Единого Государства – машина, в которой вымирают остатки чувств». В связи с этим выдвигаем следующие ключевые понятия:

Запрограмированность.

Бесчувственность.

Отсутствие собственного мнения.

Отсутствие творческого мышления.

Фанатизм.

Спикер 1 «За Единое Государство» (время выступления 2 минуты): Мы не согласны с вашим тезисом, поэтому выдвигаем свой: «Благо Государство = благо народа». Ключевые понятия:

Дисциплинированность.

Сознательность.

Целеустремленность.

Гармония общественного и личного.

Желаемое счастье.

Необходимо сказать, что зрители слушают, делают пометки во время выступлений, задают вопросы и дают информацию. Спикеры могут принять или отклонить их. Также важный момент: спикеры могут взять время на консультацию со своей командой.

Оценивать работу команд можно по-разному: по полноте содержания, по пониманию идеи и проблемы произведения, по владению текстом и так далее. Также можно устроить голосование.

Итак, дебаты – увлекательная технология, которая позволит решить многие образовательные задачи. К тому же это именно та форма, которая привлечет детей к освоению материала и вызовет интерес к уроку.

Глава 3. Уроки-викторины в изучении романа Е. Замятина «Мы»

Как уже говорилось, задача урока – разбудить ум и чувства ученика, приобщить его к поисковой работе. Эффективным средством решения данной задачи является викторина.

Проведение литературных викторин даёт возможность актуализировать знания учащихся, с учетом их индивидуальных способностей, ведь вопросы чередуются по сложности, рассчитаны как на сильных, так и слабых учеников. Ответы на многие вопросы могут быть краткими, не требующими особых речевых умений. Проведение викторин создаёт на уроке «ситуацию успеха», мотивирует учащихся к чтению художественных произведений.

Для ответа на вопросы викторины недостаточно бегло просмотреть учебник-хрестоматию, необходимо знание изучаемого текста, с также других произведений писателя. Готовясь к викторинам, ребята привыкают читать внимательно, замечая детали, описания, характеристики, портреты. Это поможет им и в самостоятельной работе над литературным произведением.

Проведение тематической викторины является одной из нетрадиционных форм обучения. Каковы же ее особенности? Как и любая другая игровая форма, викторина пробуждает и активизирует интерес учеников к предмету, развивает творческую мыслительную деятельность, так как задания могут содержать и открытые вопросы. Главный плюс этой формы в том, что все дети вовлечены в работу.

Викторину можно провести как заключительное занятие-повторение в конце четверти или учебного года или как внеклассное мероприятие. В последнем случае ее можно провести как внутри класса, так и с привлечением учеников из нескольких классов.

Структура викторины зависит от возраста учеников, уровня их подготовки, наличия дидактического материала, конкретных условий проведения викторины, а главное, от выдумки, творческого подхода учителя и учащихся. Тематику викторины, ее цель намечает и планирует учитель. На одном из уроков тема викторины, ее цель, задачи доводятся до сведения ребят, чтобы учащиеся могли подготовиться к работе, повторить произведение, материал, который был ранее изучен, и тот, что освоен при самостоятельном изучении.

Необходимо отметить, что должно быть выбрано жюри, работой которого руководит учитель. Его задача – проверять правильность выполнения заданий, оглашение заданий и вопросов, а также правильных ответов и результатов. Очень важно, чтобы жюри отметило положительные и отрицательные стороны в ответах, в работе команд в целом, однако каждую команду рекомендуется выделить за какое-либо качество, например: за оригинальность ответов, хорошую подготовку, удачную находку, дружную работу, волю к победе, а также показать способы совершенствования работы.

Вопросы викторины могут быть различными. Так, в приведенном в приложении плане-конспекте урока литературы нашли применение открытые вопросы, когда ученикам следует самим дать ответ на поставленный вопрос.

В первом туре «Разминка» были предложены следующие вопросы:

1. Когда был написан роман Евгения Замятина «Мы»?

(1920 год)

2. Назовите жанр романа.

(Антиутопия)

3. В каком году опубликован роман?

(В 1988 году)

4. В какой форме написан роман?

( В форме дневниковых записей).

Также были использованы вопросы для обдумывания, требцющие более развернутого ответа, основанного на умении ученика размышлять, комментировать, тщательно обдумывать сказанное ранее.

В нашем плане-конспекте это вопросы третьего тура:

1. Охарактеризуйте Благодетеля.

Предполагаемый ответ: Во главе стоит Благодетель. Он выполняет функцию устрашающего деятеля. Его никто не видел, но все перед ним преклоняются.

<...>

4. В каком положении наука, искусство, философия в Едином Государстве?

Предполагаемый ответ: Единое Государство наложило свой отпечаток и на науку, искусство, философию. Наука служит для завоевания миров, направлена на подчинение людей. Удалив в мозгу какую – либо связку, можно обездушить человека.

Для инакомыслящих изобретены газовый колокол, машина для казни, электрический кнут.

Главная наука в Едином Государстве – это математика. Что не подчинено формулам, подлежит уничтожению. Гармония цифр оправдывает все поступки. Искусство тоже выполняет заказ Государства, нет чувств, нет эмоций. В поэзии воспевается красота куба, квадрата. От стихов осталась лишь рифма и стихотворный размер. Люди, слушающие классическую музыку – дикари. Главным должен стать марш.

Философия – служанка Государства. Ради достижения поставленной цели государством можно убить человека. Несвобода считается счастьем.

Таким образом, викторина, как и все игровые формы, эффективна, так как развивает интерес учащихся к получению новых знаний, расширяет кругозор, способствует развитию их памяти, мышления, творческого воображения и смекалки.

Заключение

Итак, использование игровых технологий способствует повышению эффективности работы учащихся. К тому же неформальная обстановка позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Игровые технологии делают урок литературы занимательным и содержательным. Важно помнить о том, чтобы игра как форма обучения соответствовала учебно-воспитательным целям урока, возрастным особенностям учащихся. Следует помнить и об умеренности в ее использовании.

Обратившись к изучению романа Е. Замятина «Мы» в школе мы пришли к выводу, что игра является эффективным средством раскрытия идейно-художественного своеобразия произведения. Так дебаты позволят оценить умение анализировать художественный текст, сопоставлять образы писателя с персонажами других произведений, раскрыть авторскую позицию и создать представление об эпохе, в которую было написано произведение. Викторина, на наш взгляд, незаменима как средство развития творческой смекалки учащихся.

Таким образом, игровые формы на уроках изучения романа «Мы» Е. Замятина позволят с интересом провести занятие. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов обучения.

Библиографический список

  1. Альбектова Р. И. Активные формы преподавания литературы / Р. И. Альбектова. – Москва : Просвещение, 1991. – 175 с.
  2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой : кн. для учителя / Н. П. Аникеева. – Москва : Просвещение, 1987. – 144 с.
  3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. – Москва : Просвещение,1985. –  256 с.
  4. Бабинский, М. Предчувствие тоталитаризма. Из материалов к уроку по роману Е. Замятина «Мы» / М. Бабинский // Литература. – 2003. – № 3. – С. 3 – 4.
  5. Блинова, З. Утопия и антиутопия в литературе. Урок в 11 кл. / З. Блинова // Литература. – 1998. – № 24. – С. 2 – 4.
  6. Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов ; под ред. О. Ю. Богдановой. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. – 400 с.
  7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 62 – 68.
  8. Досмаханова Р. А., Ажиев К. О., Файзуллаева А. Х. Дебатная технология на уроках русской литературы // Молодой ученый. – 2015. – № 7.2. – С. 71 – 73. – URL https://moluch.ru/archive/87/17206/ (дата обращения: 21.11.2017).
  9. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. – Москва : Педагогика, 1975. – 110 с.
  10. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы / М. Г. Качурин. – Москва : Просвещение, 1988. – 246 с.
  11. Мазурина, В. А. Методика преподавания литературы в школе : учебник для студентов педвузов / В. А. Мазурина. – Горловка, 2010. – 180 с.
  12. Маранцман, В. Г. Методика преодавания литературы / В. Г. Маранцман. – Москва : Просвещение, 1995. – 261 с.
  13. Минскин, Е. М. От игры к знаниям / Е. М. Минскин. – Москва : Просвещение, 1983. – 254 с.
  14.  Михайлов, О. Гроссмейстер литературы / О. Михайлов. // Евгений Замятин Мы : Роман, рассказы, повесть  Москва : Молодая Гвардия, 1990. – 360 с. 
  15. Мы : роман / Евгений Замятин. – Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. – 288 с. – (Мировая классика).
  16.  Нянковский, М. А. Антиутопия: К изучению романа Е. Замятина «Мы» / М. А. Нянковский // Литература в школе. – 1998. – № 3. – С. 97 – 105.
  17. Пейкова, А. К. Уроки литературы в одиннадцатом классе : учеб. пособие для образоват. учреждений / А. К. Пейкова. – Чебоксары : ЧГПУ, 2002. – 107 с.
  18. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. – Москва : Народное образование, 1998. – 256 с.
  19.  Смирнова, Н. Е. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения / Н. Е. Смирнова. – Москва : НЦ ЭНАС, 2003. – 247 с.
  20.  Шмаков С. А. Игры для учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков. – Москва : Новая школа, 1994. – 215 с. 
  21. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Валдос, 1999. – 360 с.
  22. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL : https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/17/rabochaya-programma-po-literature-10-11-klass-profilnyy-uroven (дата обращения: 27.11.17).
  23. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL : https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/01/20/planirovanie-po-literature-dlya-11-klassa-po-programme-v-ya (дата обращения: 27.11.17).

Приложение

План-конспект урока литературы в 11 классе на тему:

«Дебаты по роману Е. Замятина «Мы». Личность и государство».

Цели урока:

Образовательные:

1. Рассмотреть концепцию личности, отношения государства и личности в романе.

2. Проанализировать, как автор решает проблему выбора «я» и «мы» в романе.

Воспитательные:

1. На примере героев произведения способствовать воспитанию у обучающихся нравственных ценностей, развитию личностных качеств.

Развивающие:

1. Развивать навыки анализа материала.

2. Развивать умение аргументировать собственную точку зрения.

4. Развивать навыки общения и взаимодействия в группе.

5. Развивать навыки ораторского искусства.

Тип урока: урок-дебаты.

Оборудование: портрет Евгения Замятина, иллюстрации к произведению, секундомер.

Ход урока

I. Оргмомент.

 Слово учителя: Роман «Мы» уже прочитан, и на прошлом занятии мы узнали, что такое «антиутопия», какие антиутопические черты нашли отражение в данном романе, проанализировали его систему образов. Сегодня мы обратимся к центральному конфликту романа. Но урок проведем в необычной форме, такой, как дебаты. Напомним правила проведения дебатов:

- важно не только умение говорить, но и умение слушать;

- необходимо говорить понятно, высказываться по проблеме, избегая избыточной информации;

- нужно уметь задавать вопросы, помогающие понять сообщение;

- критикуем идеи, а не личности.

Выдвижение проблемы: Центральный конфликт романа отражает взаимоотношения личности и государства. Сегодня нам предстоит выяснить, как должны соотноситься «я» и «мы», то есть личность и государство.

Тема была объявлена вам в качестве домашнего задания. Команды должны были сформироваться еще до начала занятия, а также вам следовало проработать и защиту, и опровержение.

Итак, выходят две команды. Жребий определит за вас стороны: «за личность» или «за государство». Все остальные будьте внимательны: вы будете судьями, в конце урока обсудим итоги игры.

II. Ход дебатов.

*Представление дебатирующих сторон.

*Выдвижение гипотез.

(Возможное выступление)

Спикер 1 «За личность»  (время выступления 2 минуты): Тезис сегодняшних дебатов: «Гражданин Единого Государства – машина, в которой вымирают остатки чувств». В связи с этим выдвигаем следующие ключевые понятия:

Запрограмированность.

Бесчувственность.

Отсутствие собственного мнения.

Отсутствие творческого мышления.

Фанатизм.

Спикер 1 «За Единое Государство» (время выступления 2 минуты): Мы не согласны с вашим тезисом, поэтому выдвигаем свой: «Благо Государство = благо народа». Ключевые понятия:

Дисциплинированность.

Сознательность.

Целеустремленность.

Гармония общественного и личного.

Желаемое счастье.

Спикер 2 «За личность» (время выступления 5 минут): В своем выступлении я продолжаю отстаивать наш тезис и хочу привести такие аргументы.

Для начала хотелось бы сказать, что Государство вмешивается в творческую деятельность личности, подчиняет себе эмоциональную сферу. «Я» перестает существовать как таковое – оно становится лишь органической клеточкой «мы», составляющей, толпы. Для то чтобы доказать, что личность в государстве должна оставаться личностью, а не быть какой-то машиной, обратимся к характеристикам главных героев.

Несмотря на то, что главный герой произведения Д-503 в начале произведения был примерным гражданином, а в конце стал воплощением утопического общества, важен сам путь этого героя, чувства, которые он испытывал на протяжении романа. Именно эти чувства дают понять, что человеку хорошо, когда у него есть собственная точка зрения, чувства, творческое мышление и так далее.

Также можно пойти от противного: назвать качества личности в Едином Государстве и опровергнуть их. Во-первых, у личностей отсутствует собственное мнение. Это лишает человека свободы, критического мышления. Людьми без собственного мнения легче управлять. А в наше время важно быть личностью со своими отличительными чертами характера. В стадных же отношениях быть личностью невозможно.

Далее бесчувственность. Без чувств человек не способен проявлять интерес к окружающим вещам, людям, не может быть отзывчивым и милосердным. Такой человек бессердечен. Все это ведет к духовному одиночеству. Да и о духовности сложно говорить, когда даже литература и музыка подчинены строгим правилам машин.

Вопрос спикера1 «За Государство»: Мы также не согласны с вашим аргументом о лишении свободы человека. Разве граждане Единого Государства не занимаются тем, что им по душе, тем, чем они могут и хотят заниматься?

Ответ спикера 2 «За личность»:  Мы считаем, что это «желание» заниматься чем-либо привито Благодетелем и Единым Государством. Благодетель дал «человеческому стаду» то, что они больше всего желали: сытое удовлетворение и благополучие.

Спикер 2 «За Государство» (время выступления 5 минут): Наши оппоненты обратились к качествам личности граждан Единого Государства. Мы бы тоже хотели акцентировать внимание на качествах. Итак, для нас важным качеством граждан Единого Государства является то, что они дисциплинированны. Дисциплина в любом государстве играет важную роль. Именно благодаря ей в Едином Государстве тихо и спокойно, нет волнения за безопасность жизни граждан.

Необходимо сказать и о сознательности людей, об их рациональности. К тому же у каждого гражданина есть цель, к которой он идет без каких-либо преград, добиваясь своего.

Вопрос спикера 3 «За личность»: Почему вы решили, что в Едином Государстве тихо и спокойно? А как же люди, находящиеся за Зеленой Стеной? Как же противники Интеграла?

Ответ спикера 2 «За Государство»: Да, несомненно, есть противники Единого Государства. Но не забывайте тот факт, что в конце романа Благодетель побеждает, устранив всех противников.

Вопрос спикера 3 «За личность»: А как же те, кто находятся за Зеленой Стеной? Финал-то романа открытый.

Ответ спикера 2 «За Государство»: Вы сами сказали, что финал романа открыт, т. е. о том, что будет после романа, мы можем только гадать.

Спикер 3 «За личность» (время выступления 5 минут): Мне предстоит подвести итог нашим выступлениям и еще раз доказать правильность выдвинутого нами критерия «Гражданин Единого Государства – машина, в которой вымирают остатки чувств». Продолжая отстаивать нашу позицию, я хочу привести в доказательство следующее. Для этого проследим эволюцию главного героя романа Д-503. В самом начале романа мы видим, что все восхищает героя в устройстве Единого Государства. Но после встречи с I-330, мы видим, что герой влюбляется в нее. И это потрясает его основы веры, опровергает его фундаментальные знания, запреты на личную жизнь «нумеров». Любовь двоих независимо от «розовых талонов» – это явление истинного бытия в мир, это весть о том, что человеческое бытие существует за пределами Единого Государства и никогда не будет побеждено.

Единому Государству, его абсурдному устройству противостоит пробуждающаяся душа, возможность чувствовать, любить, страдать. Душа, которая и делает человека человеком, личностью. Если даже Единое Государство пытается уничтожить все эти качества в человеке, оно не сможет сделать это полностью, никогда не сможет искоренить в человеке его духовное, эмоциональное начало.

Спикер 3 «За Государство» (время выступления 5 минут): Уважаемые судьи, присутствующие в этом зале гости! Мне выпала честь подвести итоги выступлений спикеров нашей фракции. Было очень много столкновений по тем или иным аргументам, но, на мой взгляд, наш тезис «Благо Государства = благо народа» и наши аргументы намного сильнее и весомее.

К тому же хотелось бы отметить, что в Едином Государстве нет безработицы. Согласитесь, это очень важная деталь для государства. Из этого вытекает, что нет нищеты: каждый человек живет в достатке, не нуждается в материальных благах.

Считают, что одним из важных факторов развития государства – это развитие техники. Единое Государство – страна с развитыми и развивающимися технологиями.

Также граждане Единого Государства находятся в безопасности, а это говорит о том, что людям комфортно находиться в такой стране.

На этом я заканчиваю свое выступление. Спасибо за внимание!

Судьи: Дебаты окончены. Все выступления обеих команд выслушаны. Присутствующих зрителей просим проголосовать. (После подсчета голосов оглашаются итоги дебатов).

IV. Итог.

Учитель: Итак, наши дебаты были очень увлекательными. Было интересно слушать ваши аргументы. Несомненно, можно спорить, о том, как лучше: жить в Едином Государстве или быть личностью? Но Е. Замятин, заглянув в отдалённое будущее, в фантастическом романе – антиутопии рассказал о своих опасениях, о том, к чему может прийти общество, нивелирующее личность, превращающее её в машину. В безликом обществе формируется жестокость, насилие над человеком. Бездуховность, безнравственность ведут к погибели. Общество, подавляющее отдельную личность, не может быть благополучным. Такое общество обречено.

План-конспект урока литературы в 11 классе на тему:

«Викторина по роману Е. Замятина "Мы"».

Цели урока:

Образовательные:

1. Подвести учащихся к пониманию идейного замысла романа..

Воспитательные:

1. На примере героев произведения способствовать воспитанию у обучающихся нравственных ценностей, развитию личностных качеств.

Развивающие:

1. Развить навыки анализа материала.

2. Развить навыки общения и взаимодействия в группе.

Тип урока: урок-викторина.

Оборудование: портрет Евгения Замятина, иллюстрации к произведению, презентация с вопросами.

Ход урока

I. Оргмомент.

 Слово учителя: Итак, роман «Мы» уже прочитан. Теперь проведем заключительный урок, посмотрим, как вы усвоили материал.

Для проведения викторины нам понадобятся 2 команды. Прошу разделиться на команды. За каждый правильный ответ команды получают по пять баллов. Просьба: вопросы дослушивать до конца. Если знаете правильный ответ – поднять руку и тогда можно отвечать.

II. Викторина

Первый тур. «Разминка». (2 б)

1. Когда был написан роман Евгения Замятина «Мы»?

(1920 год)

2. Назовите жанр романа.

(Антиутопия)

3. В каком году опубликован роман?

(В 1988 году)

4. В какой форме написан роман?

( В форме дневниковых записей).

Второй тур. «Узнайте героя по описанию» (5 б)

1.  «...строитель "Интеграла", -- я только один из математиков Единого Государства. Мое привычное к цифрам перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм. Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю -- точнее, что мы думаем (именно так: мы, и пусть это "МЫ" будет заглавием моих записей)».

(Д-503)

2. «...у ней неправильно рассчитана скорость языка, секундная скорость языка должна быть всегда немного меньше секундной скорости мысли, а уже никак не наоборот».

(О-90).

3. «...она, тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст...»

(I-330).

4. «...рот — аскрыт навстречу каждому моему слову. И еще: круглая, пухлая складочка на запястье руки — такие бывают у детей».

(О-90).

5. «Поэт ... старый приятель»

(R-13)

6. «...мне всегда это казалось — что она похожа на свое имя: сантиметров на 10 ниже Материнской Нормы — и оттого вся кругло обточенная...»

(О-90).

7. «...Милый, заросший, с лучами-морщинами рот. Вероятно, был заросшим все эти дни -- и только сейчас раскрылся, улыбнулся».

(Старуха у ворот Древнего Дома).

8. «...контролерша, вытащила и подала мне письмо. Повторяю: это очень почтенная женщина, и я уверен — у нее наилучшие чувства ко мне».

(Ю).

Третий тур. Открытые вопросы (5-10 б)

1. Охарактеризуйте Благодетеля.

Предполагаемый ответ: Во главе стоит Благодетель. Он выполняет функцию устрашающего деятеля. Его никто не видел, но все перед ним преклоняются.

2. Дайте характеристику Бюро Хранителям.

Предполагаемый ответ: «Бюро Хранителей» обеспечивает госбезопасность и в случае казни уничтожает преступника с помощью особой машины мгновенно, путём превращения в лужицу воды.

3. Как вы думаете, каковы принципы жизни в Едином Государстве?

Предполагаемый ответ:

А) упрощённость

Б) единообразие, уравниловка

В) изоляция (зеленая стена отделяет от остального мира)

Г) унифицирование

Д) регламентация

Эти принципы ведут к обезличиванию, к «мы», обесцениванию всех человеческих ценностей

4. В каком положении наука, искусство, философия в Едином Государстве?

Предполагаемый ответ: Единое Государство наложило свой отпечаток и на науку, искусство, философию. Наука служит для завоевания миров, направлена на подчинение людей. Удалив в мозгу какую – либо связку, можно обездушить человека.

Для инакомыслящих изобретены газовый колокол, машина для казни, электрический кнут.

Главная наука в Едином Государстве – это математика. Что не подчинено формулам, подлежит уничтожению. Гармония цифр оправдывает все поступки. Искусство тоже выполняет заказ Государства, нет чувств, нет эмоций. В поэзии воспевается красота куба, квадрата. От стихов осталась лишь рифма и стихотворный размер. Люди, слушающие классическую музыку – дикари. Главным должен стать марш.

Философия – служанка Государства. Ради достижения поставленной цели государством можно убить человека. Несвобода считается счастьем.

5.  Какой эпизод показывает могущество Благодетеля?

Предполагаемый ответ: Д-503 рассказывает о Дне Единогласия – выборы Благодетеля. Ритуал – результат которого всем известен, но все приходят продемонстрировать единогласие.

6.  Как вы понимаете финал романа?

Предполагаемый ответ: Единое Государство вновь одержало победу над людьми: Бунтовщиков пытают, делают операции, в том числе и Д-503. Он вновь превратился в нумер и равнодушно наблюдает, как пытают какую-то красивую женщину, не испытывая никаких эмоций и чувств.

III. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.