Статья

Гнездилова Ирина Владимировна

 «Внутришкольное управление процессом социально-нравственного воспитания учащихся»

 

«Социально-нравственное воспитание в системе классного руководства»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Внутришкольное управление процессом социально-нравственного воспитания учащихся»

Гнездилова Ирина Владимировна,

КГУ -2016

На сегодняшний день в школьной практике существует проблема организации управления таким образом, чтобы он способствовал социально-нравственному воспитанию учеников.

Воспитание – это очень важная функция общества, процесс влияния на деятельность и поведение человека общества, всех его воспитательных институтов. Иными словами, воспитание ребенка происходит всеми слоями общества, то есть это процесс социальный. В процессе воспитания ученик усваивает нравственные нормы, познает духовные ценности.

Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения. [Буре 2011]

Процесс социально-нравственного воспитания, прежде всего, имеет большое влияние на нравственное развитие ребенка, которое рассматривается как процесс изменений в нравственной сфере ребенка. Мораль, нравственные чувства и мотивы поведения, отношения, нравственные качества человека – это все является показателями нравственного развития ребенка.

Социально-нравственное воспитание включает в себя компоненты социально-нравственной культуры: когнитивный, мотивационно-поведенческий и эмоционально-чувственный. Эти компоненты представляют собой единую систему в процессе таких этапов работы: предварительный, базовый, художественно-ознакомительный, когнитивно-эмоциональный, эмоционально-действенный (по С. К. Козловой). Все эти этапы работы проходят под четким контролем  и управлением педагога. [Козлова 2001]

На сегодняшний день управление – это сознательное воздействие человека на процессы и объекты, осуществляемое с целью придать определенную направленность деятельности управляемого и получением нужных результатов. В управлении существует две стороны: управляемая и управляющая. Те, кто управляет, - субъекты управления. В целом, процесс внутришкольного управления имеет субъект, объект, управляющие воздействия, самоуправление и внешнее.

Главной задачей управления педагогическим процессом является упорядочивание процесса, организация совместных действий участников процесса, достижение согласованности, координация действий. Когда социальные процессы представляют собой сложную систему взаимоотношений большого числа участников, требующих согласованности действий, осуществление управления необходимо. Безусловно, социально-нравственное воспитание в школе требует управления этим процессом.

Вопросам теории, методологии и методики управления социальными процессами в социалистическом обществе посвящены труды Аитова Н.А., Афанасьева В.Г., Белых А.К., Волкова Ю.Е., Журавлева Г.Т., Керимовой Т.В., Косолапова Р.И., Решетова А.А., Руткевича М.Н., Тощенко Ж.П. и других ученых.

Управление социально-нравственным воспитанием основано на интеграции множества воспитательных воздействий, это сложный и многогранный процесс. Поэтому человек, осуществляющий управление социально-нравственным воспитанием, должен обладать следующими качествами: уметь строить отношения с людьми, иметь устойчивые высоконравственные моральные нормы.

Важной спецификой управления социально-нравственным воспитанием является управление субъект-субъектных отношений. Это находит отражение в поставленных целях, которые направлены на внутренние потребности и развитие школьника. Кроме того, в процессе социально-нравственного воспитания необходимо использовать социально-психологические методы управления, так как во главу угла ставится положение, согласно которому каждый человек есть самобытная личность, индивидуум, и с ним надо обращаться, опираясь на принцип гуманистических отношений. Только тогда, когда возникает взаимопонимание, вместо слепого подчинения, проявляется партнерство, пробуждается общий интерес к успеху дела, быстрее достигается желаемый результат.

Ученые определили этапы технологии управления процессом социально-нравственного воспитания в школе:

1-й этап. Сбор информации. Этот этап очень важен, так как без информации нельзя управлять воспитательным процессом. Результатом его является составление паспорта школы, дифференциация семей по факторам риска, картографирование объектов, находящихся на территории микрорайона школы и т. д.

2-й этап. Оценка ситуации. Адекватная оценка сложившейся ситуации позволит сформировать правильное управленческое решение, направленное на достижение поставленных целей.

3-й этап. Управленческие решения. Управленческие решения должны быть достаточно организованны и отвечать на вопросы: что делать? какими средствами?, когда? в каком виде? кто отвечает?

4-й этап. Выдача задания. Необходимо в доступной форме изложить задание, чтобы как педагоги, так и учащиеся поняли и приняли свое задание.

5-й этап. Начало реализации решения, когда выделяются главные факторы управления, идет воздействие на рычаги управления. Добровольное начало реализации решения – самое важное в процессе педагогического управления.

6-й этап. Контроль и корректировка хода работы. Здесь применяется тематический, обзорный, фронтальный, сравнительный контроль, что помогает обеспечить обратную связь.

7-й этап. Достижение цели. Если в ходе работы были правильно откорректированы действия, то результат должен совпасть с заранее запланированным. На достижение цели оказывает влияние такая особенность педагогического процесса, как его вероятностный характер. Необходимо поэтому делать поправку на определенную степень расхождения между планируемым и реально достигнутым результатом.

8-й этап. Подведение итогов, выводы и анализ. Необходимо проанализировать итог для того, чтобы в будущем избежать ошибок. [Болгова]

Соблюдение этапов управления социально-нравственным воспитанием приводит к оптимизации данного процесса и достижению результатов.

Библиографический список:

Болгова И.В. Управление процессом социального воспитания в школе как педагогическая проблема [Электронный ресурс]/ http://borytko.nm.ru/papers/subject4/bolgova.htm

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р.С. Буре. – М., 2011.

Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А.Козлова //Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9. С. 8-12.



Предварительный просмотр:

Статья «Социально-нравственное воспитание в системе классного руководства»

Гнездилова Ирина Владимировна,

 КГУ-2016

Формирование и развитие моральных и этических норм в поведении ребенка – это социальная проблема, имеющая нравственную значимость. На процесс развития у ребенка представлений об этике и морали влияют и семья, и школа, и окружающие люди. Поэтому для современного педагога одной из важнейших задач стала воспитание личности образованной и воспитанной, с развитым чувством морали и нравственности.  

Чем ребенок младше, тем больше его чувства и поведение поддаются внешнему воздействию. Формирование нравственных чувств и алгоритмов социального поведения происходит раньше, чем осознание критериев этики и морали. В процессе социально-нравственного воспитания необходимо вызывать у ребенка положительные эмоции к окружающим людям, природе, миру. Этот процесс нужно строить таким образом, чтобы ребенок понимал, что жить в обществе легко в том случае, когда каждый член общества учитывает интересы и мнение других и сдерживает свои настроения и желания.

Таким образом, главной целью социально-нравственного воспитания выступает помощь ребенку почувствовать свою принадлежность к человеческому обществу и окружающему миру; найти свое место и выстроить отношения с окружающими.

Выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

- формирование нравственного сознания, нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

- формирование социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

- воспитание полезных навыков и привычек поведения.

Деятельность классного руководителя по воспитанию в школе подрастающего поколения включает разные направления, является многогранной и разнообразной по формам, методам и средствам педагогического воздействия на ученика. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.

Основополагающее значение этой стороны в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.

Если учителя осуществляют социально-равственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей, то классные руководители проводят эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время.

Существенным компонентом социально-нравственного воспитания является формирование и развитие морально-политического сознания учащихся. Эта задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе с тем работа по нравственному просвещению учащихся должна продолжаться во внеурочное время классным руководителем. В его задачу входит согласование внеурочной морально-разъяснительной работы с нравственным воспитанием учащихся в процессе учебных занятий и придание ей необходимой системы и целенаправленности. Только он, зная особенности своего класса и уровень его нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и логику проводимых мероприятий по формированию морально-этического сознания и чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.

Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и комплексное осуществление политического, нравственного и трудового воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной позиции.

Следующие функции должен выполнять классный руководитель по организации процесса социально-нравственного воспитания и повышения его педагогической действенности:

Одной из существенных функций классного руководителя является систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи.

В социально-нравственном воспитании большую роль играет разумное использование мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей, ученического долга и проявление высокой сознательности в работе. Опыт показывает, что кто бы ни прибегал к применению мер стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев необходимо предварительно посоветоваться с классным руководителем, как лучше использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по отношению к тем или иным школьникам, чтобы эти меры оказались педагогически эффективными.

Есть ещё одна немаловажная функция классного руководителя, связанная с организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт о тех серьёзных отклонениях в моральном развитии отдельных школьников, которые иногда имеют место в школе. В этом случае необходима работа с семьей ребенка не только классного руководителя, но и социального педагога, психолога.

На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние оказывает и личный пример классного руководителя, родителей, близких людей, товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Особенно высоко ценится в классном руководителе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

Библиографический список:

Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебн. пособие для студ. пед. ин-ов. - 2-е изд., исправ. и доп. - М., 2001.

Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М.; 2000

Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]//  http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26342-teoreticheskie-osnovy-socialno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html.