Классные часы

Антонова Татьяна Александровна

Разработки для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnye_chasy.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Классный час «Настоящий друг»

Цель:  формирование у детей понятия «друг», «дружба»; показать ценность и необходимость дружбы; воспитать вежливое отношение ребят друг к другу.

Ход занятия

Слово воспитателя:

- Тема нашего классного часа – «Настоящий друг».

- Ребята, какого человека мы называем другом? (Друг – это человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно).  

- С чего же все началось? Как возникло само слово «друг»?

        - Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Когда еще никто не знал ни слова,

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык,

Привык показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и то же).

Но словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки.

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих!

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей-людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Не для того наш предок шел сквозь мрак,

Чтоб, встретить друга, я кричал:

«Дурак!», Показывал язык или кулак

И корчил рожи (что одно и то  же).

- Зачем человеку понадобился друг?

- Что делают вместе люди, которые дружат?

- Какие качества вы цените в друге?

Дети по очереди называют главные качества и записывают их на бумаге.

Игра «Собери пословицу»

   На каждую парту учитель кладет конверт с разрезанной на части пословицей. Учащиеся должны собрать пословицу и объяснить ее смысл.

Пословицы:

Нет друга – ищи, а найдешь – береги

Друг не испытанный – что орех несколотый

С другом веселее при удаче, легче в беде

Дружба – что стекло: сломаешь – не починишь

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Друг до поры – то же недруг

Друг познается в беде

Дружба не гриб – в лесу не найдешь

Воспитатель:

- Ребята, а как вы считаете наш класс можно назвать дружным?

Дети: (отвечают).

Воспитатель:

- Я предлагаю вам сыграть в игру, которая поможет нам сблизиться, развивать чувство доверия к одноклассникам.

Коммуникативное упражнение «Колыбель»

  Класс становится в круг плечом к плечу. Один из участников становится в центр. Он закрывает глаза и вытягивает руки вдоль тела. Его задача – расслабится так, чтобы его тело могло свободно передаваться участниками по кругу. Получается, что ноги стоящего в центре неподвижны, а тело свободно качается из стороны в сторону, в зависимости от того, куда передают его участники.

Воспитатель:

    В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека.

    Вы никогда не задумывались над тем, что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, понравиться людям? Я даю вам 3 минуты на размышления.

 Дети: (отвечают).

Воспитатель:

- Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д. Карнеги.      

Правила общения:

  • Искренне интересуйтесь другими людьми;
  • Улыбайтесь;
  • Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;
  • Будьте хорошим слушателем;
  • Говорите о том, что интересует вашего собеседника;

Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости.

Воспитатель:

     - Выполняя все эти правила, вы приобретете множество друзей.

Воспитатель:

      Ребята, послушайте стихотворение Л. Квитко «Два друга».

Об этих ребятах

Не зря говорят:

«Они друг за дружку

Горою стоят!»

Их двое, а кажется –

Топает взвод,

Когда подготовка

К сраженью идет.

Жуков изучают,

Сидят у реки

И очень охотно

Едят пирожки.

Один завздыхает,

Вздохнет и другой,

Один зачихает –

Чихнет и другой.

Они не дерутся

Почти никогда,

Ведь драка – не спорт,

Вот борьба – это да!

И оба ныряют

В горячую пыль,

Как только

Появится автомобиль.

Вы ждете,

Что вылезут

Двое ребят,

А видите двух озорных чертенят.

Где первый,

Там, стало быть, будет второй!

Стоят друг за дружку

Ребята горой.

Воспитатель:

  - Как вы думаете, можно двух этих мальчишек назвать настоящими друзьями?

  - У кого из вас есть настоящий друг?

Дети: (отвечают).

Творческое задание

  Учащимся предлагается за пять минут нарисовать своего друга, а затем рассказать о нем одноклассникам.

Коммуникативная игра «Небоскреб»

   Для этой игры понадобится:

   - по два – три деревянных кубика для каждого ребенка;

   - один складной метр.

Воспитатель:

   - Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив в центр один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Время от времени я буду измерять, на какую высоту поднялась башня.

Воспитатель:

    Это упражнение нам показало, что если действовать дружно, сплоченно, можно достичь высоких результатов. Посмотрите, на какую высоту нам удалось поднять небоскреб. Так и в жизни: чем больше у тебя друзей, тем легче, а, главное, интереснее живется.  

2. Классный час «Приветствие»

Цель: показать, какие правила и приветствия должны соблюдаться при знакомстве.

Ход занятия

Воспитатель:

      Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…

Дети:

      Привет!

Воспитатель:

      С улыбкой солнце дарит свет, нам, посылая свой…

Дети:

       Привет!

Воспитатель:

        При встрече через много лет вы крикнете друзья…

Дети:

        Привет!

Воспитатель:

        И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…

Дети:

       Привет!

Воспитатель:

        И вы запомните совет: дарите всем друзьям…

Дети:

        Привет! 

Воспитатель:

        Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы…

 Дети:

        Привет!

Воспитатель:

     - Тема нашего классного часа сегодня – «Приветствие».

     - Что такое приветствие? Приветствие – это обращение к кому-либо с приветом; речь с выражением добрых пожеланий, своего расположения.

  Приветствия могут выражаться жестом, словами, рукопожатием. В течение многих веков для приветствия складывались свои правила.

  Мужчина должен приподнять шляпу, не доходя нескольких шагов до встречного, с которым намеревается поздороваться, но другие головные уборы не приподнимает. Обычай снимать головной убор при приветствии уходит корнями в XIV - XV вв. Входя в комнату, люди снимают головной убор.

   - Как вы думаете, что означает этот жест? Этим жестом вы показываете хозяева, что уважаете дом, в который пришли, и живущих в нем людей.

С далеких времен идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Когда-то давно люди воевали и враждовали, рыцарь, приветствуя, снимал с руки перчатку, рукавицу, показывая, что в его ладони не спрятано оружие.

Люди обмениваются рукопожатием, когда их представляют друг другу, когда они переходят на «ты», поздравляют с чем-либо или выражают соболезнование. В разных странах люди здороваются по-разному.

В Конго, например, во время приветствия протягивают друг другу обе руки, при этом дуют на них. В Новой Зеландии, встречаясь и приветствия друг друга, трутся носами. Австралийские аборигены, увидев друг друга, в знак приветствия начинают танцевать. Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают на ухо и высовывают язык. В Индии – скрещивают руки на груди и склоняют голову, как это делает Будда. У японцев для приветствия применяются тир вида поклона: самый низкий поклон – сайкэрей, средний поклон – под углом 30 градусов, легкий – под углом 15 градусов.

У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока он не приблизится к вам. В некоторых племенах для приветствия снимают обувь.

А как русские люди приветствуют друг друга, мы сейчас с вами попробуем изобразить.

Игра «Аукцион приветствий»

1 тур. Назвать все приветствия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. (Добрый день, привет, здравствуйте…).

2 тур. Вспомнить и показать знакомые жестовые приветствия. (Рукопожатие, кивок головой, поцелуй руки, снятие головного убора…).

3 тур. Назвать приветствия на различных языках (Good morning, здоровеньки булы, салям алейкум, и др.).

   Воспитатель:

 - Народная молва гласит, что порою доброе слово исцеляет лучше, чем лечебное снадобье. И с этим нельзя не согласиться.

Замечательный знаток в русской речи Владимир Иванович Даль собрал не мало приветствий, которые бытовали в прошлом.

  • Жнецам, заканчивающим жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!».
  • «Свеженько тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду из реки или колодца.
  • «Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!» - говорили обедающим или пьющим чай.

Рыболова приветствовали: «Улов на рыбу!». «Наварка на ушицу!» - отвечал он.

  В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко.

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте»

 Дети образуют полукруг.

Воспитатель:

 Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к одноклассникам и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие.

Дети: (выполняют упражнение).

Воспитатель:

- Как вы себя чувствуете?

- Какое из приветствий вам особенно запомнилось?

  Дети: (отвечают).

Воспитатель:

- Определить, насколько вы знакомы с правилами приветствий, нам поможет мини-опрос.

  1. Кто первый протягивает руку при знакомстве?

а) Младший – старшему;

б) старший – младшему;

в) подчиненный – начальнику.

  1. Нужно ли, здороваясь, смотреть человеку в глаза?

а) Обязательно, все ваше внимание должно быть сосредоточено на собеседнике;

б) совсем не обязательно – смотря в глаза, можно смутить человека;

в) не нужно.

  1. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

а) Конечно, нет – это несерьезно;

б) смотря по настроению;

в) доброжелательная улыбка желательна всегда.

  1. Сколько раз в день можно здороваться с одним и тем же человеком?

а) Только один раз – при первой встрече;

б) каждый раз при встрече;

в) несколько раз, если встречи разделены более или менее значительным промежутком времени.

  1. Можно ли познакомить 2-х людей, просто подведя их друг к другу и, не называя имен, предложить им самим себя назвать?

а) Это вполне возможно;

     б) человек, знакомящий 2-х людей, обязан назвать их имена;

в) человек, знакомящий 2-х людей, может поступать по своему усмотрению.

6. Кто здоровается первым – входящий или присутствующий?

а) Конечно, входящий;

б) первым здоровается тот, кто вежливее;

в) первым здоровается один из присутствующих, самый внимательный;

тот, кто первым заметил входящего.

Воспитатель:

В завершение классного часа я предлагаю вам сыграть в игру «Пожелание на день».

Коммуникативная игра «Пожелание на день»

Ребята садятся в круг, у воспитателя в руках мяч.

Воспитатель:

- Начнем нашу игру с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно, в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, бросает ему следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день.

3. Классный час «Моя семья»

Цель: воспитывать ласковое и чуткое отношение к самым близким людям (своей семье); чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, истории, взаимоотношениях).

Ход  занятия

Воспитатель:

Тема нашего классного часа сегодня – «Моя семья».

- А что такое семья? Это люди, связанные чувством и ответственностью друг за друга. Это люди, связанные кровными узами, живущие вместе.

- А зачем создается семья?

- Как вы понимаете, что значит отвечать в семье друг за друга?

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение В. Степанова «Наша дружная семья».

Маму очень я люблю.

Папу тоже я люблю.

Мама мне печет коврижки,

Папа мне читает книжки,

Папа, мамочка и я –

Наша дружная семья.

Я и бабушку люблю,

Я и дедушку люблю,

Я всегда им помогаю,

Пол мету и пыль стираю.

Мама, папа, дед и я,

Да и бабушка моя –

Наша дружная семья.

И сестренку я люблю,

И братишку я люблю.

С братом плаваем, ныряем,

А с сестрой в снежки играем.

Мама, папа, дед и я,

Баба, брат, сестра моя –

Наша дружная семья.

Воспитатель:

- Ребята, а вашу семью можно назвать дружной? Почему?

Я думаю, каждый из вас гордится своей семьей и сейчас с удовольствием расскажет нам о ней.

        Дети: (по очереди выходят к доске с фотографией своей семьи и рассказывают классу о членах семьи).

Рассказы  ребят дополняют вопросами воспитатели и одноклассников:

- Какие традиции существуют в вашей семье?

- Фирменное блюдо вашей семьи?

- Любимый вид отдыха вашей семьи?

После выступлений ребят воспитатель пишет на доске крупными печатными буквами слово «СЕМЬЯ» и предлагает детям внимательно всмотреться в это слово.  

Воспитатель:

- Что интересного вы в нем видите? (Это слово можно прочесть, как СЕМЬ «Я»).

- Как вы думаете, это случайное совпадение?

Я думаю, что это не случайно. Неважно, семь или три «Я» в слове «семья». Важно, что все вместе. Каждая семья, большая или маленькая, не похожа на другую. Каждая семья интересна по-своему, у каждой семьи – своя история.

Творческое задание «Генеалогическое дерево»

Воспитатель поясняет, что генеалогическое дерево – это родословная семьи.

Задание: нарисовать генеалогическое дерево своей семьи (на нижних ветвях дерева нужно записать свое имя, чуть выше – имена родителей, затем имена бабушек и дедушек и т.д.). Чье генеалогическое дерево окажется наиболее подробным, тот становится победителем и получает медаль «Знаток истории своей семьи».

Воспитатель:

Ребята, а знаете ли вы историю знакомства своих родителей?

        Дети: (отвечают).

Воспитатель:

Конечно, грустно, если в семье иногда оказывается только мама или только папа. Вы уже достаточно большие и знаете, что такое бывает. Но и в этих семьях ваши мамы и папы когда-то встретились. Если вы не знаете, как познакомились ваши родители, обязательно расспросите их об этом.

Игра «Собери пословицу»

Из отдельных слов необходимо собрать пословицу, объяснить ее значение.

Пословицы:

Вся семья вместе, и душа на месте.

На что и клад, когда в семье лад.

Согласную семью и горе не берет.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В семье разлад, так и дому не рад.

Семья в куче – не страшна и туча.

Семья без детей что цветок без запаха.

 

 

Коммуникативная игра «Поход»

Воспитатель:

- Ребята, вы когда-нибудь ходили в поход со своей семьей? Когда и где это было?

 Дети: (отвечают).

Воспитатель:

Давайте сейчас с вами отправимся в поход. (Учащиеся садятся по кругу). Вот здесь (воспитатель показывает на середину круга) лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужное.

Сделать это нужно без слов, невербально. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в рюкзак каждый из нас, и не повторятся.

После того, как каждый «положил» что-то в рюкзак, воспитатель обращается к ребятам: «Что положил в наш рюкзак…?», называя имя того или иного учащегося.

Воспитатель:

- Ребята, давайте с вами определим, что же главное в семье, на чем строятся крепкие семейные отношения? (Главное в семье – дружба, внимание друг к другу, а также взаимная помощь). Давайте гордится своей семьей, ведь другой, такой же, нет на целом свете!

4. Классный  час

«Деньги в нашей жизни»

Цель: ознакомить учащихся с историей денег, с основными элементами культуры обращения с деньгами.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям маленький сундучок и предлагает отгадать, что в нем находится. Спустя некоторое время воспитатель трясет сундучок, и по звуку учащиеся догадываются о его содержимом (сундучок наполнен монетами).

Слово воспитателя:

- Сегодня мы с вами поговорим о деньгах. Я думаю, каждый из вас знает, что такое деньги. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государство.

Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрел – тоже неизвестно. Произошло это примерно 7 тысяч лет назад. Пока первобытные люди производили мало продуктов питания, одежды и других самых необходимых предметов, деньги им не требовались. Что собрали в лесу, то и съели, что соткали из конопляного волокна, то и носили. Со временем жизнь усложнилась. Появилась возможность производить некоторые излишки изделий и обменивать их на другие необходимые вещи. Тут-то и возникли проблемы. Как, скажем, обменять овцу на глиняный горшок? Или курицу на стрелу? Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнить с ним ценность других. Такой товар деньгами, как таковыми, еще не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно.

В разные времена и у разных людей деньги выглядели и назывались по-разному. Например, самые первые русские деньги ходили на 4-х ногах, мычали и блеяли. Кстати, домашние животные выполняли роль денег у многих народов. Скот считали по головам. От количество голов зависело богатство хозяина. Но все же скот – далеко неединственная денежная единица прежних времен.

- Ребята, как вы думаете, что еще использовалось в качестве денег в разные времена у разных народов? (Рыба, меха, жемчужины, стеклянные бусы, раковины, перья попугаев, бруски соли, мешочки с бобами какао и т.д.).

Игра «Закончи пословицу»

Воспитатель читает пословицу, а дети ее продолжают.

  1. Денег куры не …(клюют).
  2. Копейка рубль …(бережет).
  3. Деньги любят … (счет).
  4. Долг платежом … (красен).
  5. Без денег сон … (крепче).

       6. Меньше денег – меньше … (хлопот).

       7. Через золото слезы … (льются).

  Воспитатель:

Именно за такими благородными металлами, как золото и серебро, со временем закрепилась роль всеобщего обменного товара. Они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад. Их чеканили из природного сплава золота и серебра. В нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна – серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было рубить на 4 части, отсюда и название – рубль.

- А знаете ли вы, ребята, откуда появилось название «копейка»? Название копейка появилось в связи с тем, что на серебряной монете Московского княжества с одной стороны был изображен Святой Георгий на коне и с копьем в руке, от которого и пошло название монета.

- А какими деньгами мы с вами все еще пользуемся в наши дни? (Бумажными).

- А знаете ли вы, в какой стране были изображены бумажные деньги? (Бумажные деньги  были изобретены в Китае в 8 веке).

Когда в конце 8 века венецианский купец Марко Поло вернулся на родину после долгого путешествия по Китаю и рассказал о том, что там видел, его подняли на смех. В частности, не верили, что в Китае платят за товары «бумажками с печатью» (так Поло называл бумажные деньги). Прошло несколько столетий, прежде чем европейцы убедились, что Марко Поло говорил правду. В большинстве европейских стран бумажные деньги появились в XVII веке. А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Ввела их в обращение русская императрица Екатерина II, ее портрет украшал сторублевую купюру.

- Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Что можно купить за деньги?».  

Условия игры очень просты: если вы считаете, что это можно купить за деньги – хлопните в ладоши, а если нет – топните ногой.

Воспитатель перечисляет:

- одежда;

- здоровье;

- любовь;

- пища;

- уважение близких;

- дружба;

- развлечения;

- общение с природой;

- спокойная жизнь;

- образование;

- игрушки;

- общение с людьми;

- удача; счастье.

Воспитатель:

Вот мы с вами и убедились, что далеко не все возможно купить за деньги.

Творческое задание

В течение 7 минут каждый учащийся должен придумать не менее 5 занятий, которыми в школе можно бы было заработать деньги.

Воспитатель:

Деньги – тема множества произведений художественной литературы. Самым первым из них для вас было, наверное, «Муха Цокотуха» Корнея Чуковского.

Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в мир литературы и попытаться ответить на следующие вопросы:

1. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: - Клад … - это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

- А зачем?

- А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

- Я? Про запас.

- Вот и они про запас.

(Между котом Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенского).

2. Какие деньги ввел на своем острове царь Гвидон? (Золотые).

3. «Там царь Кощей над златом чахнет».

А где там?

(В Лукоморье, сказка А.С.Пушкина).

4. Герой какого произведения наивно последовал следующему совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи 3 раза: «Крекс, фекс, пекс» - положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. На утро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»?

(«Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н.Толстого). 

Творческое задание

Пофантазировать и нарисовать особые «школьные» деньги. Придумать, на что в школе можно их потратить.

Воспитатель:

Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье.

Помните, что за деньги не купить хорошее настроение или уважение близких, или их любовь. Далеко не все на свете продается и покупается.

 

5. Классный час «Вежливость»

Цель: развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.

Оформление доски: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Ход занятия

Слово воспитателя:

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости.

- Как вы понимаете, что такое вежливость? (Вежливость – моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность).

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым – означает знать, как себя вести.

Игра «Вежливо – невежливо»

Воспитатель:

Условия игры просты:

Если вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите,

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Топайте ногами!

  1. Если мест трамвае нет,

     Не стоит покупать билет,

     Все равно ты едешь стоя,

     Лучше деньги сэкономить.

  1. Если стали вам грубить,

Нужно вслед им нахамить.

  1. Если вам подарят книгу,

Вы ответите: «Спасибо!».

  1. Если вы зашли в кино,

А оно идет давно,

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать?»

  1. Если кто-то вдруг случайно

Вам на ногу наступил,

Как бы он не извинялся,

Поступок этот не простим.

           

  1. Если к вам пришла подруга,

Вы представьте ее другу.

  1. Если вам вдруг стало плохо,

Нужно громко ахать, охать.

  1. Если ты пошел гулять

И оделся чисто,

То домой придти ты должен

Хуже трубочиста.

Воспитатель:

- Мы часто слышим выражение «вежливый человек». Какого человека называют вежливым? (Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый). Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках, в словах. В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы с вами называем «волшебными». Как вы думаете, почему их так назвали?

- Послушайте стихотворение А.Шибаевой.

Дядя Саша огорчен,

Рассказал он вот о чем…

- Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышал слово «здрасьте».

А слово-то какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

«Экая досада,

Я портфель ей подарил,

Вижу – очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба,

Ну, сказала бы «спасибо».

- Каким должен быть человек, чтобы про него могли сказать «вежливый»? слушаем дальше советы автора.

«Волшебные слова»

Извини,

Пожалуйста

И разреши.

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы –

Таблицы умножения –

Есть еще таблица –

Таблица уважения!

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» -

Волшебные слова!

Всюду, где нескромному

Укажу от ворот,

Вежливый попросит

И пройдет.

Перед словом вежливым

Двери отворяются!

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» -

Волшебные слова!

Игра «Волшебные слова»

Учащиеся становятся в одну линию. По очереди называя вежливое слово, делают шаг вперед. Кто окажется первым, тот и выиграл.

Воспитатель:

- Все родители хотят, чтобы их дети были вежливыми. Как вы думаете, почему?

Послушайте стихотворение С. Погореловского.

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле –

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

- Что с тобой?! – вскочила мать –

Заболел, сыночек?..

- Я забыл тебе сказать:

Мама, доброй ночи!

Воспитатель:

- Как вы думаете, можно ли считать вежливым этого мальчика? Почему?

Дети: (отвечают).

Коммуникативная игра «Волшебный звук»

Учащиеся класса садятся по кругу.

Воспитатель:

Мы будем выполнять различные движения, действия. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, которые сопровождаются «волшебными» словами. Например, если я говорю: «Поднимите левую руку, пожалуйста», то вы делаете это. Если же я скажу: «Поднимите руку», то это действие совершать нельзя.

Характер действий, предлагаемых воспитателем, может быть различными: ходьба, повороты, прыжки. . .

Загадки:

  1. Растает ледяная глыба

От слова теплого … (спасибо).

  1. Зазеленеет старый пень.

Когда услышит …(добрый день).

  1. Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь …(здравствуйте).

  1. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо).

  1. Когда нас бранят за шалости,

Говорим …(простите, пожалуйста).

  1. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания).

Воспитатель:

Давайте и мы с вами скажем друг другу: «До свидания!», «До новых встреч!». 

 

 

  1. Классный час

«Правила общения»

Цель: познакомить учащихся с правилами речевого этикета.

Оформление доски: «Красную речь красиво и слушать»

Ход занятия

Слово воспитателя:

- Ребята, как вы понимаете пословицу?

- Мы с вами часто разговариваем, но часто не задумываемся над тем, как мы говорим, что мы говорим, обижает ли это другого человека, а главное, мы совсем не думаем над тем, что может обидеть человека своим тоном или тем, как мы сидим или стоим.

Послушайте стихотворение С. Михалкова «Сашина каша».

Живет на свете Саша,

Во рту у Саши каша –

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши –

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно,

Как люди говорят,

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

Произнесет словечко –

И сам тому не рад!

Он скажет:

«До свиданья!»

А слышится:

«До здания!»

Он спросит:

«Где калоши?»

А слышно:

«Это лошадь?»

Когда он вслух читает,

Поймешь едва – едва:

И буквы он глотает,

И целые слова.

Он так спешит с налета

Прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А бежит спасать …

Он может, но не хочет

За речью проследить.

Нам нужен переводчик

Его переводить.

- Понятно ли вам, о чем говорит Саша?

- что нужно сделать Саше, чтобы все его поняли?

- А сейчас мы проверим, насколько вы знаете правила речевого этикета.

Мини-опрос

  1. Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим?

А) Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику;

Б) ни в коем случае не прекращать рассказ, а сделать его более живым и интересным;

В) остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекать.

  1. Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей?

А) Это недопустимо;

Б) конечно, можно, особенно, если она безупречна и внушает восхищение.

  1. Куда деть руки во время беседы?

А) Если в руках нет ничего, то можно взяться за плечо, локоть собеседника;

Б) если в руках нет ничего, то они останутся свободно опущенными;

В) если руки некуда деть, то лучше скрестить их на груди.

  1. Можно ли во время беседы потирать нос, лоб, почесывать шею и т.д.?

А) Можно, если это помогает сосредоточиться;

Б) нельзя, даже если это помогает сосредоточиться;

В) можно, но только с помощью носового платка.

  1. Допустимо ли в обществе беседовать с кем-либо шепотом?

А) Недопустимо, лучше уединиться и поговорить;

Б) допустимо, если предмет разговора – глубоко личный;

В) допустимо сказать собеседнику шепотом не более двух-трех слов.

Коммуникативное упражнение

«История с продолжением»

Воспитатель:

Сядьте, пожалуйста, все в круг. Я хочу предложить вам игру, в которой может одновременно принять участие весь класс. Вам нужно будет сочинить собственную историю. Я сама ее начну, а через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого любой ученик может продолжить повествование. Когда этот ребенок остановит свой рассказ, историю будет продолжать следующий.

Дети: (сочиняют рассказ).

Воспитатель:

- Умение общаться – это, в первую очередь, умение вести беседу. Старайтесь внимательно слушать человека, с которым разговариваете. При этом старайтесь смотреть ему в глаза. Не выслушав до конца то, что ваш собеседник хочет вам сказать, не спорте и не возражайте. Даже если вы с кем-то не согласны, никогда не повышайте голос, ведь криком никого не убедишь. Не прерывайте говорящего на полуслове, не отворачивайтесь, не зевайте. Если разговор слишком затянулся, а вы спешите по своим делам, можно вежливо извинится и сказать, что вам, к сожалению, пора уходить, но вы с удовольствием продолжите этот разговор в следующий раз.

Послушайте отрывок из рассказа Н.Носова «Телефон».

«Один раз звоню Мишке утром, а он не отвечает. «Ну, думаю, спит еще». Позвонил позже – опять не отвечает. Пошел к нему и стучу в дверь. Мишка открыл и говорит:

 - Ты чего в дверь барабанишь? Не видишь, что ли?

И показывает на двери кнопку.

 - Что это? – спрашиваю.

 - Кнопка.

 - Какая?

 - Электрическая. У нас теперь электрический звонок есть, так что можешь звонить.

 - Где ты взял?

 - Сам сделал.

 - Из чего?

 - Из телефона.

 - Как из телефона?

 - Очень просто. Звонок из телефона выдрал, кнопку тоже. И батарею из телефона вынул. Была игрушка – стала вещь.

- Какое же ты имел право разбирать? – говорю я.

- Какое право! Я свой телефон разбирал. Твоего ведь не трогал.

- Так телефон-то наш общий! Если бы я знал, что ты станешь ломать, то не стал бы с тобою покупать! Зачем мне телефон, если разговаривать не с кем!

- А зачем нам разговаривать? Небось, недалеко живем, можно и так прийти поговорить.

- Я с тобой и разговаривать после этого не хочу!

Рассердился я на него и три дня с ним не разговаривал».

Воспитатель:

- Из-за чего возник спор?

- Кто из ребят в споре был прав?

- Как в этом рассказе отражается чувство уважения людей друг к другу?

Ребята, давайте с вами сформулируем основные правила речевого этикета.

   Учащиеся называют правило и записывают его на доске.

Игра «Продолжи пословицу»

Воспитатель читает пословицу, а дети продолжают ее так, чтобы сохранился поучительный смысл сказанного.

1. Говоришь не думая, что стрелять …(не целясь).

  1. От учтивых слов на сердце …(тепло).
  2. Встречай не лестью, а с …(честью).
  3. Без рассуждения не твори …(осуждения).
  4. Говори, да не …(заговаривайся).
  5. Доброе молчанье, лучше пустого …(болтанья).
  6. Долго думал, да хорошо …(сказал).
  7. Заговорил, так надо …(договаривать).
  8. Кто мало говорит, тот больше …(делает).
  9.  Слово – не воробей, вылетит - …(не поймаешь)

Воспитатель:

Давайте завершим наш классный час коммуникативным упражнением «Закончи фразу».

Коммуникативное упражнение «Закончи фразу»

Учащиеся сидят по кругу. У воспитателя в руках мяч.

Воспитатель:

Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч, и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я (или у меня) ...». Каждый должен принять участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать много раз.

7. Классный час «Доброта»

Цель: дать определение понятию «доброта»; развить представление учащихся о доброте и зле; воспитывать стремление совершать добрые дела.

Ход занятия

Занятие начинается со стихотворения «Добро».

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся,

Но только прошу, не жалуйся,

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

За те неожиданные радости,

Подаренные добротою.

Добро – не доблесть!

Не жалуйся,

Добро совершать не бойся.

Помог человеку – и радуйся,

Награды не нужно большей.

Воспитатель:

- О чем это стихотворение? (О доброте).

- Что такое доброта? (Доброта – это все хорошее: отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление совершать хорошие поступки по отношению к другим людям).

- А что такое зло? (Это нечто, противоположное добру).

Все в обществе взаимосвязано. Все мы зависим друг от друга. Мы – участники цепной реакции добра и зла. Добра и добрых дел нужно совершать как можно больше, и никак нельзя забывать о тех, кто вершит добро.

- Какого человека мы называем добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти к ним на помощь; добрый человек любит природу и бережет ее; любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми).

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла –

Тот людям вовеки

Не сделает зла.

- Ребята, вы со мной согласны?

«Объясни смысл пословицы»

На доске расположены пословицы. Воспитатель открывает их по одной, а дети объясняют ее смысл.

- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Доброе слово железные ворота отопрет.

- Про доброе дело говори смело.

- Доброе слово лучше мягкого пирога.

- От добра добра не ищут.

- Доброму добрая память.

- Доброе слово и кошке приятно.

Но не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь. Как гласит пословица, «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать

А) в классе;

Б) дома;

В) на улице;

Г) в транспорте;

Д) на природе.

- А какие добрые дела вы сделали сегодня?

Коммуникативная игра «Волшебный стул»

Посередине круга ставится стул. На него садится один ученик. «Волшебство» стула заключается в том, что тот человек, который на него садится, становится хорошим, без каких-либо недостатков. Но он забывает все, когда сидит на этом стуле.

Воспитатель:

Давайте сейчас расскажем ему обо всех его достоинствах, которые мы знаем. Вы можете рассказать ему, что вам нравится в его поведении, внешности, характере; что доброго и хорошего он сделал для кого-то из вас.

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?

- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от света,

Доброта – не пряник, не конфета.

- Ребята, а как вы думаете, могут ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? (Нет, не может. Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит». Если сердце наполнено добром, то и изливает добро, и наоборот).

- В каком литературном жанре наиболее часто встречается проблема добра и зла? (В сказках).

- Какие сказочные герои олицетворяют добро, а какие – зло? (Дети называют различных сказочных персонажей).

Игра «Парные герои»

Играющие получают карточки с именами карточных героев и находят свою пару: Колобок – лису, ворона – лисицу, волк – козленка и т.д. Далее в парах разыгрывается сказочный диалог. Хищник начинает фразу словами: «Я тебя съем!» - и аргументирует причину. Партнер отговаривает его, приводя доводы вроде: «Я радиоактивный!». Класс обсуждает результат: кого съели, а кто остался живым, какие еще аргументы можно было бы привести.

Воспитатель:

Ребята, давайте творить добро на земле, как поется в песне:

Твори добро на всей земле,

Твори добро другим во славу,

Не за красивое спасибо

Услышавшего тебя рядом.

  1. Классный час «Мальчики и девочки»

Цель: рассмотреть, как внешним видом различаются мальчики и девочки, чем поступки мальчиков отличаются от поступков девочек, объяснить особенности поведения мальчиков и девочек.

Ход занятия

Слово воспитателя:

- Посмотрите друг на друга внимательно. На какие две группы можно разделить всех нас? (На мальчиков и девочек).

- Чем мальчики отличаются от девочек? (Внешним видом).

Сегодня мы поговорим о том, чем девочки отличаются от мальчиков, а мальчики от девочек. Вы правильно сказали, что их отличает внешний вид, но их отличает еще и поведение, поступки.

«Эксперимент»

Давайте проведем небольшой эксперимент. Воспитатель раскладывает на столе различные предметы: ленточки, пуговицы, маленькие модели автомобилей, солдатиков, брелки, бутербродные пики, салфетки и т.п.

Задача учащихся: выбрать тот предмет, который в первый момент более всего заинтересовал. (Обсуждение).

Воспитатель:

- Что у нас выбрали девочки?

- А что у нас выбрали мальчики?

- Почему так получилось?

Давайте подумаем все вместе, каким должен быть мальчик и какой – девочка, исходя из природных особенностей и жизни в обществе?

Дети: (отвечают).

Воспитатель: А теперь обобщим.

Мальчик должен быть умным и образованным, активным, сильным, смелым, ловким. Ему предстоит быть защитником. Ему не к лицу болтливость, плаксивость, истерики. Он умеет пользоваться молотком, лопатой, занимается спортом. Он трудолюбив и вынослив, должен твердо держать слово. Мальчик с уважением относится к девочкам.

Девочка миролюбива, не грубит, не дерется, а, напротив, примиряет враждующих. Она во всем, в учебе особенно, старательна и аккуратна. Ее интересует литература, искусство. Она любит и знает природу. У девочки обязательно должен быть хороший вкус. Ее прическа, одежда, обувь всегда в порядке, она красиво ходит. Девочка лучше мальчика видит состояние другого человека и готова помочь добрым словом и участием.

Послушайте стихотворение Э. Успенского «Если был бы я девчонкой». 

Если был бы я девчонкой –

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты, сынок!»

- О чем это стихотворение?

- Сейчас я вам зачитаю отрывок из разговоров мальчиков и девочек. Ваша задача: узнать, кто о себе рассказывает – мальчик или девочка? Если вам покажется, что это мальчик, значит, по моему сигналу «Встаньте!» встанут мальчики, а если автор рассказывает о девочке, то встанут девочки.

1. «Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и в кроссовках».

2. «Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом».

3. «Мне нравятся фильмы, где дерутся».

4. «Я очень люблю лазить по деревьям и никогда не плачу, даже если падаю».

5. «Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво».

6. «Я люблю помогать папе делать ремонт в квартире».

7. «Я люблю готовить, украшать дом к приходу гостей».

- Ребята, легко ли вам было определить, кто о себе говорит, мальчик или девочка? Почему?

Игра «Примени вещь в деле»

Воспитатель показывает классу поочередно различные предметы. Это может быть коробочка, бутербродная пика, досочка, катушка ниток и т.д.

Воспитатель задает ребятам вопрос:

- Где эту вещь можно использовать?

Сначала отвечают мальчики, затем девочки.

(Можно сделать так: у мальчиков спросить, где эту вещь могут применить девочки, у девочек – для чего ее могут использовать мальчики).

Соревнование «Комплимент»

Класс делится на две команды: мальчики и девочки. Выигрывает та команда, которая сможет придумать больше комплиментов соперникам.

Вопрос к девочкам:

- За что уважают мальчика? (За ум, силу, ловкость, правдивость, справедливость, доброту).

Воспитатель:

Я думаю, мальчикам теперь понятно, какими им следует быть, чтобы их уважали.

Вопрос к мальчикам:

- За что уважают девочку? (За ум, правдивость, доброту, аккуратность, за то, что все умеет).

Воспитатель:

Девочкам теперь понятно, какими им следует быть, чтобы добиться уважения к себе. Мальчики воспитывают в себе истинного мужчину, рыцаря, а девочки – истинную женщину, прекрасную и отзывчивую.

Коммуникативная игра «Мальчики и девочки»

Один учащийся выходит за дверь, остальные делятся на две группы: «мальчики» и «девочки». В каждой из них могут быть и девочки и мальчики. Одна минута на подготовку: нужно выбрать те или иные действия, которые участники будут выполнять вместе. Это должны быть невербальные действия, характерные либо для мальчиков, либо для девочек. Например: вязание, стирка, забивание гвоздя, надувание шаров.

Обе группы выполняют выбранные ими действия одновременно. Водящий, вернувшись в класс, должен понять: где «мальчики», а где «девочки», - и что они делают.

Воспитатель:

Есть явное различие. От него никуда не деться. Важно научиться уважать и попытаться понимать мнение противоположного пола.

  1. Классный час

«Школа – мой второй дом»

Цель: дать целостное восприятие понятию «школа» и всего, что с ней связано; рассмотреть правила поведения учащихся в школе; выявить основные права и обязанности школьников.

Ход занятия

Слово воспитателя:

- Послушайте загадку, о чем в ней говорится?

Стоит дом,

Кто в него войдет –

Тот ум приобретет.

Что это?

- Тема классного часа – «Школа – мой второй дом».

- Как вы думаете, почему школу называют вторым домом?

Игра «Ассоциация»

Класс делится на две команды. Участники команд по очереди подбегают к воспитателю и называют ассоциацию со словом школа. Команда, назвавшая последнюю ассоциацию, становится победителем игры.

Воспитатель:

- Ребята, а знаете ли вы правила, которые существуют в школе?

- Давайте вспомним основные правила поведения в школе. (Дети называют правила, воспитатель дополняет).

Правила поведения в школе:

  1. Когда входишь в класс, поздоровайся с учителем и товарищами.
  2. Если опоздал на урок, извинись и попроси разрешения пройти на место.
  3. На уроке слушай внимательно, отвечай, выполняй все задания.
  4. Не отвлекай соседей своими разговорами.
  5. В столовой нужно вести себя тихо, не прыгать, соблюдать правила этикета за едой

6. На переменах не толкать товарищей, не драться.

Сюжетно – ролевая игра

Класс делится на маленькие группы. Каждой группе дается задание. Через пять минут каждая группа по очереди выходит к доске, проигрывает ситуацию и  доказывает свою точку зрения.

Ситуация 1. Мальчик и девочка опоздали на урок, поприветствовали учителя и пошли на свои места.

Ситуация 2. Учитель вызвал ученика к доске. Он шумно встал, вразвалку пошел к доске, задевая по пути тетради и учебники.

Ситуация 3. Две учительницы разговаривают. Мимо проходит ученик и говорит: «Здравствуйте, Марина Петровна».

Ситуация 4. Девочке понадобилась на уроке линейка. Она громко спросила подругу, есть ли у нее линейка, а потом встала, пошла, взяла линейку и затем села на место.

Ситуация 5. Учитель объясняет тему урока, в этот момент ученик поднимает руку и задает вопрос.

Ситуация 6. Две учительницы ведут беседу во время перемены. К ним подходит ученица и жалуется, что ее обижает одноклассник.

Послушайте стихотворение А.Бардо «Муха».

Алеша рад: пришла весна,

В саду тепло и сухо,

И в классе около окна

Жужжит сегодня муха.

Он стал за мухой наблюдать:

В окно она влетела,

Она то сядет на тетрадь,

То на кусочек мела.

Она под самым потолком

Летает в ярком свете,

А вниз спускается пешком

По стенной газете.

По клеенке поползла,

Забралась на счеты,

У нее свои дела

И свои заботы.

Умчалась муха налегке,

А он теперь не в духе –

Замечанье в дневнике

Из-за этой мухе!

А разве Леша виноват?

Муха виновата!

Она теперь умчалась в сад,

Унеслась куда-то…

Когда вину свою признать

Не хватает духа,

Можно муху обвинять:

«Виновата муха!»

- О чем это стихотворение?

- Что вы можете сказать о поведении Леши?

- Справедливо ли учитель поставил Леше замечание в дневник?

Загадки

На столе воспитателя – «волшебный» сундучок со «школьными» загадками. Дети по очереди подходят к воспитательскому столу, достают из сундучка загадку и отвечают на вопрос.

  1. Стоит дом,

Кто в него войдет –

Тот ум приобретет.

(Школа).

  1. По черному белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей –

Чистая страница.

(Школьная доска).

  1. Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел).

  1. Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год, из класса в класс.

(Парта).

  1. То в клетку, то в линейку.

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Что такое я?..

(Тетрадь).

  1. В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом своем значении

Я – планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу всех построю.

(Линейка).

  1. В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

(Пенал).

  1. Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица,

Этим клювикам она

Сеет – сеет семена.

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки.

(Ручка).

Творческое задание «Новое расписание»

Однажды в школу был назначен новый директор, который решил переделать все в школе. И начал он все переделывать с названий школьных уроков – старые названия ему жутко надоели. Так в школьном расписании появились «краскомазюканье», «буквосложение» …

Помогите веселому директору и придумайте не менее трех названий для уроков, таких, как математика, музыка, физкультура, труд, русский язык.

Упражнение «Собери пословицу»

Задача: собрать пословицу из отдельных слов.

  1. В книге ищут не буквы, а мысли.
  2. Знанье – не водица – в рот само не станет литься.
  3. Золото добывают из земли, а знания – из книги.
  4. Красна птица перьями, а человек – ученьем.
  5. Мало уметь читать, надо уметь думать.
  6. Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
  7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  8. Ученье – свет, а неученье – тьма.
  9. Чтение – лучше учение.
  10.  От ученья человек с пути не сбивается.

Воспитатель:

- Что нужно, чтобы ученье стало для вас радостным?

- Нужно ли ученику стараться хорошо учиться? Зачем ему это?

Упражнение «Ромашка вопросов»

Ученики по очереди выходят к доске, отрывают один лепесток ромашки и отвечают на вопрос.

Примерные вопросы:

  1. Сколько примерно учеников в нашей школе?
  2. Какие традиции существуют в школе?
  3. Опиши, как выглядит кабинет труда?
  4. Был ли ты когда-нибудь в кабинете директора? По какому поводу?
  5. Вспомни и расскажи, что за последнее время изменилось в школе?
  6. За что ты любишь школу?
  7. Твой любимый школьный предмет? Почему он тебе нравится больше всех?
  8. Опиши один день из школьной жизни.

Воспитатель:

Школа – ваш второй дом. В ней вы проводите большую половину дня. Школа не только дает вам ценные знания, но также учит строить свои отношения с людьми, уважительно относится к взрослым, общаться с товарищами, завоевывать друзей. И от того, как вы проявите себя в школе, во многом зависит ваша дальнейшая жизнь.