Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности

Абайдуллина Люция Мазитовна

Актуальность моей работы определена рядом причин: Во первых.занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют всеобщему развитию; проявлению любознательности; стремление к познанию нового; изучению новой информации и новых способов действия; развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целенаправленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Вторая причина- занятия театральной деятельностью призывают ребенка к решительности, систематичности в работе,трудолюбия,что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка формируется умение комбинировать образы, вырабатывается интуиция,смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

В третьих:  занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями содействуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которое постоянно берет на себя ребенок, помагает ему продемонстрировать друзьям свою точку зрения, умения,фантазии, знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое образование

Профиль– Дошкольное  высшее образование

Абайдуллина Люция Мазитовна

Методическая разработка

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3

1 ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСТВА  И   ТВОРЧЕСКИХ   СПОСОБНОСТЕЙ   ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»…..…………...6

1.2.Характеристика особенностей в развитии творческих способностей

детей ………………………………………………………………………..8

1.3.Условия успешного развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства…………………………10

2 РОЛЬ ВЛИЯНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КАК СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ    

2.1.Творческие игры как вид театрализованной деятельности...........15

2.2.Разнстороннее развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности…………………………………..….………18

3  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1 Театрализованная деятельность детей второй младшей группы….20

3.2 Результаты работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность……………………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………34

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….36

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В наше стремительное, мобильное время, когда электронные машины берут за нас ответственность выполнения физической и умственной работы, так актуально стоит вопрос развития творческих способностей. Всё чаще слышишь с экранов наших телевизоров и в сетях интернета термин «творческая личность». «Творческая личность» в искусстве и в музыке. «Творческая личность» театра и кино. Ребёнок не рождается уже творческой личностью. Задатки, какие есть у него нужно развивать и поэтому перед педагогами стоит  задача, как можно раньше начать этот процесс. Дошкольное детство является фундаментом развития творческих способностей и зарождения новых талантов. В нашей стране стало много уделяться внимания творчеству. Создаются различные проекты для детей: «Утренняя звезда», «Синяя птица», «Голос Дети». На международном уровне – «Евровидение». Творческие  способности можно развивать по- разному. В живописи, музыке, театре. Каждый вид творчества по-своему актуален. Хотелось более подробно изучить творческие способности в театральной деятельности.

Актуальность  работы   определена рядом причин.  Во-первых, занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют всеобщему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, изучению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целенаправленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Вторая причина, обуславливающая актуальность проблемы, -   занятия театральной деятельностью призывают ребенка к решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка  формируется умение комбинировать образы, вырабатывается интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Наконец, третьей причиной является то, что занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями содействуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя  и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать  друзьям свою точку зрения, умения, знания, фантазию.

Выдающиеся исследователи: Л.В. Выготский, Б.М.Теплов, П.Эдварде, К.Роджерс., вложили много таланта, ума и энергии в разработку педагогических проблем, объединённых с творческим развитием личности и в первую очередь личности ребенка.

Цель исследования –  установить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей.

Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей  дошкольного возраста.

Гипотеза – если в работе с детьми применить театрализованную деятельность, то развитие творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Для решения поставленной цели выражены следующие задачи:

1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме

2.Изучить процесс формирования творческих способностей

3.Освоить театрализованную деятельность детей  дошкольного возраста и условия её возникновения и организации

4. Дать оценку

 База исследования: МБДОУ Междугорный детский сад ,Октябрьского района, Оренбургской области.

В исследовательской работе применялись теоретико-познавательный, логический метод, структурный анализ и синтез.  

В ходе написания курсовой  работы использовались специальная литература, периодические издания, электронные ресурсы.

  Теоретическая и практическая значимость работы. В курсовой работе решена задача в установлении общих закономерностей,  которые позволили сформулировать выводы в отношении методики обучения основным формам театральной деятельности двигательной в ДОУ, а также приобщения дошкольников к театру.  

Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения и выводы, изложенные в работе, могут быть использованы для глубокого и всестороннего освоения  творческих способностей в театральной деятельности дошкольников, а также непосредственно для практических и творческих заданий.  

Структура курсовой работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы, приложения.

1 Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии

1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные, духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Творчество — деятельность,  создающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, ценное не только для данного человека, но и для других.

Л. С. Выготский отмечал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является постоянным спутником детского развития». Условием для возникновения творчества Л. С. Выготский называет неприспособленность к окружающему миру. Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никаких оснований для творчества.

Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, не могло бы творить. Ребенок всегда неприспособлен, позже, набрав определённый жизненный багаж, он может идти далее проторенным путем, принимая стандартные решения, отказавшись от какого-либо побуждения к творческой деятельности. Одним из условий творчества Л. С. Выготский называет воображения.  В. В. Давыдов: «Творческий процесс, когда дети уже умеют находить нестандартные и оригинальные решения задач в художественной, познавательной и нравственной сферах».

Итак, к творчеству мы отнесём созидательный процесс по созданию чего-либо нового в любой отрасли деятельности: художественной, познавательной, нравственной. Для ребенка творчеством будет процесс по созданию индивидуально-субъективного нового в освоении окружающего мира.

Рассмотрим понятие «творческие способности». Существует несколько подходов к данному понятию:

 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

 2. Творческие способности являются самостоятельным фактором, независимо от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев).

 3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.).

А. Н. Лук писал, что «творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «природный ремень», который запустил бы в работу механизм мышления». В структуре любых и в том числе  творческих способностей, выделяют мировоззренческие компоненты: они определяют позиции личности в процессе деятельности и в оценке её результатов, характеризуют ценностные ориентации, установки, отношения личности к соответствующему виду деятельности.

Творческие способности проявляются и развиваются в первую очередь в семье. Семья является главным помощником в развитии театральной деятельности. Благодаря семье, прививается устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствуется навык воплощать в игре определенные переживания, к созданию новых образов, к мышлению.

 Следовательно, творческие способности - это способности к познавательной самодеятельности.

1.2 Психологическая характеристика особенностей в развитии творческих способностей  детей  

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя своё воображение, реализует свой замысел, самостоятельно находя средства для  воплощения.

Мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это «дозревание», т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит   от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, а также, насколько стимулируется средой новые образования. Это самый благоприятный период для начала  формирования всего многообразия человеческих способностей. У детей начинают развиваться  способности,  для   которых имеются условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, тем успешнее начинается развитие.

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко,

с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнуть максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, т.е. соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать, и тем быстрее, чем слабее функционирование.

Б.П. Никитин, в течение многих лет занимающихся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей). Никитин говорил, что НУВЕРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, ведет к серьезному затруднению их развития и снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей. Никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным  периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.  Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Опыт является предпосылками для будущей  творческой деятельности. А мышление дошкольников более свободно и независимо, чем мышление более взрослых детей. Дошкольное детство так же является сензитивным периодом для развития творческого воображения.

Дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того на сколько были использованы эти возможности во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

1.3.Условия успешного развития творческих способностей дошкольников  средствами театрального искусства

Современная педагогическая наука,  смотрящая на  образование  как  на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию  социально-эстетической  активности личности.   По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  дошкольников средствами  театрального  искусства  и  позволил   обратиться  к  театральной  деятельности  в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но  и  как  к  мощному  синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Благодаря театрализованной деятельности развивается  личность ребенка, прививается устойчивый интерес к литературе, музыке, театру. У детей совершенствуется навык воплощать в игре определенные переживания, побуждая  к созданию новых образов. Однако все дети разные и у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Большое внимание  уделяется предметно-пространственной среде дошкольного учреждения. В предметно-пространственную среду входят различные зоны, центры, уголки.

Для обеспечения  положительного результата  совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должен быть оборудован театральный  уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Уголки для театрализованных представлений, спектаклей отводится  для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках.

 В уголках должны располагаться:

          различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе, теневой и др.;

•        реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

•        атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

При построении предметно-пространственной среды для театральной деятельности  учитываются:

- особенности эмоциональной личности ребенка,

- его индивидуальные социально-психологические особенности;

- индивидуальные предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

-поло-ролевые особенности.

 В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен основываться  на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

Главными характерными методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются.

Таблица 1

Метод моделирования ситуаций

Предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности

Метод творческой беседы

Рассчитывает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога

Метод ассоциаций

Дает возможность пробуждать воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы

 Нужно отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Формы работы с детьми:

- выставки работ (куклы, декорации, маски, костюмы);

- викторины;

- путешествия по сказкам;

- постановка спектаклей;

- игры;

- театрализованное представление;

- конкурсы чтецов;

- экскурсии.

Для удачного усвоения способами творческих действий в театрализованной игре нужно давать детям возможность само выражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Обучаться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому значимым моментом является систематическая работа с родителями. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе  приобщает к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада. Форма работы с родителями следующая:

- Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.

- консультации для  родителей;

- анкетирование;

- совместные спектакли;

- работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры;

- подготовку декораций, реквизита, афиши.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.

2 Роль влияния театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей

 2.1.Творческие игры как вид театрализованной деятельности

В деятельности формируется личность человека, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени для развития ребенка. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Существуют  различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.

Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

 Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты игры ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета, ребёнок  действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.        

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на руку надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Авторы Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр:

 игры в кукольный театр:

•         настольный театр

•        театр на руке

•        напольные куклы

•        стендовый театр

•        верховые куклы

•        театр живой куклы

 игры-драматизации:

•         инсценирование потешек

•        инсценирование небольших стихотворений

•        инсценирование песен, сказок

•        инсценирование небольших литературных текстов

•        творчество детей

 игры-спектакли:

•         драматический спектакль

•        музыкально-драматический спектакль

•        детская опера

•        спектакль на хореографической основе

•        спектакль ритмопластики

•        пантомима

•        мюзикл

 театрализованное действие:

•         праздники

•        развлечения

•        театрализованные шоу

 Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения.

         Игры драматизации – это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки,  песни, стишки. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения. Малыш разговаривает голосами своих героев, переживает за них. Он как бы перевоплощается в образ, живет его жизнью.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:

Настольный театр игрушек.        Используются устойчивые самые разнообразные игрушки и поделки.

Настольный театр картинок.        Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Режиссерские игры – это тип детских развлечений, в ходе которых ребенок выступает в роли режиссера, проектируя действия, придумывая, чем будут заниматься его игрушки, как будет развиваться сюжет событий, каким будет его финал. Именно сам ребенок выполняет роли каждой игрушки, придумывает имена, выбирает главных героев, положительных и отрицательных героев, а также устанавливает главные правила игры.

2.2.Разностороннее развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Занятия  театральной деятельностью  содействуют развитию социальной уверенности воспитанников, формированию у них позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребенка. Театральная деятельность детей не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованной представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

 Правильно  поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Всё это способствует совершенствованию умственной речи. Над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи». Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

3 Практическая работа по изучению влияния театрализованной деятельности на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста

3.1 Театрализованная деятельность детей второй младшей группе

План - конспект театрализованной деятельности для детей второй младшей группы.

 Тема: «Котёнок, который забыл, как надо просить есть».

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 Цель: развитие речи и коммуникативных отношений через театрализованную деятельность.

Задачи:

- пробуждать интерес детей к драматизации, создавать условия для её проведения. Развивать умение имитировать характерные действия персонажей. Вызывать желание действовать с элементами костюмов («Познавательное развитие»);

- обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Создавать положительный эмоциональный настрой. Вовлекать дошкольников в игровое общение со сверстниками, достигать согласованности движений всех детей, единство в создании образа и настроения. Способствовать сплочению детского коллектива. Устанавливать межличностные контакты; создавать в группе благоприятный микроклимат. («Социально – коммуникативное развитие»);

-   совершенствовать художественно – речевые, интонационные, мимические, исполнительские навыки в драматизации. Развивать диалогическую форму речи и логическое мышление. («Речевое развитие»);

- развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок («Художественно - эстетическое»);

- развивать и обогащать двигательный опыт детей. Развивать умение реагировать на сигнал «беги», выполнять правила в подвижных играх (Физическое развитие»).

Методы и приёмы

- практические (игра – приветствие, хороводная игра, дидактическая игра, сюрпризный момент, подвижная игра, игра - драматизация, релаксационное упражнение, игра подражание голосам, движения под музыку, слушание музыки);

- наглядные (маски – шапочки, платочек, фартук, слушание музыки, коробочка);

- словесные (загадки).

Материалы и оборудование:

- короб, маски – шапочки всех героев сказки, разрезные картинки гуся и коровы, МП3 проигрыватель с записью музыки Л. Банникова «Птички летают», Л. Бекман «В лесу родилась ёлочка».

Формы организации совместной деятельности:

двигательная: подвижная игра «Гуси»

игровая: сюрпризный момент, игра – драматизация сказки.

коммуникативная: игра – приветствие «Солнышко», хороводная игра «Бабушка Маланья», дидактическая игра «Паззлы», «Аплодисменты» релаксационное упражнение, отгадывание загадок

музыкально – художественная: этюд – драматизация «Птички летают», игра «Хор животных».

Логика образовательной деятельности:

1. Игра – приветствие «Солнышко»

Воспитатель поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!» Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг.

2. Хороводная игра «Бабушка Маланья»

Воспитатель предлагает навестить бабушку Маланью. Дети стоят в кругу, считалочкой выбирают Маланью. Это очень веселая хороводная игра «Бабушка Маланья», в которой водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. В игре достигается согласованность движений всех детей, единство в создании образа и настроения.

На ребенка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Ребята начинают петь веселую песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу).

Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, с такой головой, с такой бородой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают брови руками, делают « круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и пр.)

Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки)

На нее глядели и делали вот так... (Повторяют за ведущим любое смешное движение)

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, предающими настроение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

3. Дидактическая игра «Пазлы»

Воспитатель предлагается детям собрать картинки, которые нечаянно разрезала бабушка Маланья. По кругу перед каждым ребенком раскладываются детали картинок (по количеству детей), с изображением животных. Дети под веселую музыку бегут по кругу. Музыка замолкает, дети останавливаются и берут каждый по паззлу. Задача – собрать 2 картинки. Они различаются по цвету и сюжету. Часть детей собирает картинку с изображением коровы, другие с изображением гуся. Когда картинки собраны, ведущий предлагает разделиться на команды гусей и коровок. После этого проводится

4. Игра «Хор животных»

Звучит музыка Л. Бекмана «В лесу родилась ёлочка».

Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась елочка» не словами, а звуками животных, изображенных на картинках. Начинают гусята: «Га – га – га – га – га – га – га - га!»

Продолжают коровки: «Му – му – му – му – му – му – му - му!».

Воспитатель по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение, потом говорит: «Поем все вместе», и общий хор животных заканчивает песню. Эта игра помогает взаимодействию отдельных объединений детей, сплачивает детский коллектив и приносит много радости и удовольствия от необычного исполнения знакомых песен.

5. Этюд – драматизация «Птички летают"

Звучит музыка Л. Банникова «Птички летают». Дети изображают птиц.

6. Сюрпризный момент

Воспитатель заносит короб. Предлагает детям отгадать загадки

7. Загадки

Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. - (Свинья)

Каждый вечер, так легко,

Она даёт нам молоко.

Говорит она два слова,

Как зовут её? - (корова).

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьёт,

Ну конечно это - (кот).

Шея длинная у птицы.

Клювом ущипнуть стремится.

Зашипит, а ты не трусь.

"га-га-га" - кто это? - (гусь).

Кто с клубком играть умеет,

Кто живот на солнце греет,

Кто урчит и ловит мышку,

Эта маленький (котишка).

Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит: "Me-мe-мe,

Дай-ка вкусной мне" - (коза)

Воспитатель достаёт из короба маску-шапочку гуся и предлагает поиграть в игру.

8Подвижная игра «Гуси».

Воспитатель начинает: Гуси-гуси!

Дети: Га-га-га!

Воспитатель: Есть хотите?

Дети: Да-да-да!

Воспитатель: Идите ко мне!

Дети изображая гусей, бегут к воспитателю, «клюют зёрнышки», «пьют водичку», гогочут.

Воспитатель: «Кыш! Ну, бегите в поле!»

Дети возвращаются на место.

Игра проводится 2-3 раза (по желанию детей).

Воспитатель достаёт остальные маски – шапочки. Спрашивает, из какой сказки эти герои? Дети называют сказку.

9. Игра – драматизация сказки Кипниса Ицика, художник В. Сутеев «Котёнок, который забыл, как надо просить есть».

Дети разбираю маски тех персонажей, которых хотят изобразить, и надевают их.

Воспитатель говорит слова автора. Дети драматизируют сказку.

Воспитатель поощряет детей за исполнительские умения.

10. «Аплодисменты» релаксационное упражнение.

Воспитатель с детьми стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не воспитатель.

3.2. Результаты работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

С поступлением ребенка в наше дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования. На базе нашего дошкольного учреждения вот уже как 5 лет работает кружок «Непоседы». Для кружка разработана образовательная программа. Возраст детей от 4-7 лет.

Для реализации программы по театрализованной деятельности в нашем  ДОУ  созданы все необходимые условия. В музыкальном  зале есть сцена.  Имеется  костюмерная, которая постоянно пополняется костюмами,  путем кропотливого труда наших сотрудников и родителей. Видя  результат нашей творческой деятельности, родители с огромным желанием оказывают помощь в изготовлении костюмов. Сообща мы изготавливаем декорации, атрибуты, маски, парики, шьем костюмы сказочных персонажей для спектаклей. Наши ребята принимали участия в районом конкурсе «Маска», где 2 года подряд занимали призовые места.

   Организована развивающая среда в группах. Имеются музыкальные уголки, где представлены:

- музыкальные инструменты (металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики,  погремушки, бубенчики, маракасы  и др.);

- различные виды театров: теневой, бибабо, пальчиковый, настольный и др.;

-  шапочки для игр-драматизаций.

В каждой группе есть уголок  ряжения. Музыкальным руководителем разработана музыкальная картотека, позволяющая подобрать музыку к спектаклям.

Использование в воспитательно-образовательной работе с детьми  современные компьютерные технологии, способствуют повышению качества, доступности и эффективности образования.

В детском саду создана материально-технической базы способствующей успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса: компьютер (в т.ч. ноутбук), проектор, экран, цифровые фото и видео камера, DVD плееры, синтезатор.

Всё это помогает создавать иллюстративный материал и методические пособия, учебные фильмы на электронных носителях, находить в сети Интернет, а затем демонстрировать данный материал на познавательных занятиях.

Благодаря  программе PowerPoint Осуществляется  работа по созданию серии учебных презентаций.

Проводится работа по созданию медиатеки в детском саду.

Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий.

На начальном этапе нашей работы по театрализованной деятельности провели мониторинг по методике диагностики творческих способностей  (Приложение 1)

По результатам мониторинга на начальном этапе работы мы выявили такие результаты:  низкий уровень 37%, средний 50% и высокий 13%, Как показывают результаты, дети испытывали значительные сложности при выполнении практически всех диагностических заданий.

На заключительном этапе результаты заметно изменились средний показатель55% , высокий 45% усвоения программного материала.

В результате целенаправленной работы по организации театрализованной деятельности дети:

умеют: разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций; чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;  выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией;

знают: некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо;

имеют представление: о театре, театральной культуре, об истории театра, об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб); о театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)

Анализ сравнительных результатов общего показателя позволяет говорить о наметившейся положительной динамике в его формировании и отмечается качественный рост.  Таким образом, результаты показывают, что работа по театрализованной деятельности проводилась планово, целенаправленно и систематично.

Деятельность работы с детьми строится на следующих принципах

1.        Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ  и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.

2.        Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.

3.        Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.

4.        Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер.

5.         Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

6.         Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения  и в семье.

Составлен   тематическое планирование кружковых занятий, которые организуются систематически 1 раз в неделю, по подгруппам, состав подгруппы 10-12 детей, длительность занятий  25  минут.(Приложение 2) Занятия кружка проходят  в двух направлениях:

1.Освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;

2.Освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

В ходе работы с детьми по организации театрализованной деятельности проводились следующие мероприятия: сочиняли истории, играли в развивающие игры “Я и Мое настроение ”, игры-драматизации: “На лесной лужайке”, “На пруду”, проигрывали мини-этюды, пантомимы, проводили конкурсы, викторины. Большую роль уделялась работе над самим спектаклем. За эти годы репертуар старших дошкольников пополнился инсценировками сказок: « Пых», «Муха-Цокотуха»  «Под грибком», «Золушка», «Колобок», «Аленький цветочек», «Царевна – лягушка», «Заяц, лиса и петух» и т.д.  

 В этом году ставили мюзикл «Золушка». Так из простой сказки происходило превращение в новую, более интересную сказку. Первый показ мюзикла был для родителей на празднике, посвящённом Международному дню восьмого марта. Второй на районном театральном конкурсе «Маска», где заняли призовое место. Восторг и положительные эмоции получили все зрители мюзикла. По словам родителей, после занятий в театральном кружке их дети стали более эмоциональны, более раскрепощенные и выразительные, а самое главное самостоятельные. По окончании детского сада, выпускники продолжают заниматься в кружках дополнительного образования. Многие дети учатся в музыкальной школе искусства, посещают театральные, танцевальные кружки. Выступают на школьных и районных мероприятиях. В конкурсах  получают призовые места.

Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности провожу в тесном контакте с воспитателями, логопедом, и другими специалистами. В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада: совместно с воспитателями готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. На занятиях с логопедом дети отрабатывают четкую дикцию, работают над выразительностью речи, правильным речевым дыханием. Провела консультации «Чем хороши театрализованные игры?», «Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка», была оформлена выставка методической литературы по теме «Виды театров» и проведена ее презентация. Выступление  на методическом объединение педагогов с обобщением опыта работы «Театрализованная деятельность  в детском саду».

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности.

Для достижения этой цели нами был разработан план по работе с родителями. (Приложение 3) В него вошли: папки-передвижки, выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, участие в различных конкурсах, совместные спектакли.

Выступления на родительских собраниях. Незадолго до родительского собрания проводится анкетирование родителей. В анкете указываются несколько тем, из которых родители выбирают наиболее волнующие их в данный момент. Затем на собрании мы стараемся в доступной форме, используя иллюстрации, фотографии, показ отрывков из спектаклей донести до родителей необходимую информацию.

Оформили выставку детских рисунков, сделали видеозаписи детских спектаклей. Регулярно проводятся консультации для родителей на темы: «Театральные игры»,  «Чувства и эмоции маленького артиста», «Влияние театра на формирование художественного вкуса у детей» и т. д.

Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты. Повышение культурного уровня детей способствует созданию в семье благоприятной атмосферы.

 

                                           

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческие способности интересовали людей во все времена.  Тем не менее в далёком прошлом у общества таланты появлялись как бы сами собой. Стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В современное время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху науки и техники становится все разнообразнее и сложнее. Шаблонные и привычные действия отходят на задний план, а подвижность, гибкость мышления, быстрота  ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем выходят на первый план. Если учитывать тот факт, что долю умственного труда за нас выполняют машины, то становиться явным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта. Результат творческой деятельности людей - все культурные ценности накопленные человеком. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Подводя итог работы можно сделать следующий вывод.  Творческие способности берут своё начало в театральной деятельности. Формирование и развитие творческих способностей происходит быстрее и эффективней благодаря театральной деятельности. Проживая в творчестве, ребёнок становится успешным, талантливым и самостоятельным.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

- Приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей, театральных постановок в исполнении взрослых.

- Чередовать  просмотры спектаклей для полного изучения жанров.                                             -   Грамотно  подбирать художественные произведения для работы. Чётко и выразительно передавать содержание произведения. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

- Большое внимание уделять иллюстрациям. При рассматривании иллюстраций необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.)  

- Дать возможность детям использовать в играх различные виды театров.

 - Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

- Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

Таким образом,  можно сказать, что поставленная цель исследования была полностью достигнута результатов. Задачи курсовой работы выполнены.  В заключение, стоит отметить, что тема курсовой работы является довольно широкой и актуальной в наше время. Перспектива  дальнейшей работы по данной теме; в изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении  с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

2.         Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

3.        Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-МТворческий центр., 2009.

4.        Артемова Л.В.Театрализованные игры дошкольников.-М., 1990.

5.        БуренинаА.И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.

6.        Взаимодействие искусств в педагогическом процессе/ Под ред.В.С.Клюева, Н.А. Яковлева.- М., 1989.

7.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.

8.        Грановская, Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / Р.М. Грановская  Издательство ОМС, 2013  213 с.

9.        Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2.

10.         Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.

11.         Зацепина, М.Б «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера» 2010г.-125с.

12.         Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989.

13.         Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

14.         Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

15.         Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

16.         Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.

17.         От рождения до школы. Примерная основная образ. Программа дошкольного образования (пилотный вариант)/под ред. Н.Е.Вераксы Т.С. Комаровой,М.А. Васильевой.-3-е изд.испр. и доп.-М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015.- 368с.

18.         Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.

19.         Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников//Игра дошкольника/Под ред. С.Л.Новоселовой.- М., 1989.

20.         Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М., АРКТИ, 2012, 162 с.

21.         Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. М., Линка-Пресс, 2014, 200 с.

22.         Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2011.

   

Приложение А

Методики диагностики творческих способностей детей

Диагностическая карта

Дата проведения диагностики исследования на начало года____________на конец года__________

Ф.И. ребенка

Основы театральной культуры.

 

Речевая культура.

Эмоционально-образное развитие

Навыки кукловождения

Основы коллективной творческой деятельности

Всего

баллов

Уровень

Н

К

Н

К

Н

К

Н

Н

К

Н

К

Н

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты диагностики уровня развития детей

Начало года

Высокий уровень______________ детей  ________________%

Средний уровень______________детей   ________________%

Низкий уровень_______________ детей  ________________%

Конец года

Высокий уровень______________ детей  ________________%

Средний уровень______________детей   ________________%

Низкий уровень_______________ детей  ________________%

Анализ исследования____________________________________________________

Приложение Б

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(первый год )

Тема

Время, минуты

Интегративные качества

Методические пособия

Модуль 1.   Основы театральной культуры.        

         100 мин.

Любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимо-действия со взрослыми и сверстниками; имеющий первичные представле-ния об обществе

Театральная деятельность в детском саду: Для занятий с детьми 3-4 лет. Автор: Анатолий Щеткин Издательство: Мозайка-синтез, 2010.

1.1.

 Понятие театр. Виды театров. Разновидности кукольного театра

25мин

1.2.

Сюжетно-ролевая игра: «Поход в театр»

25 мин.

1.3.

Понятие жанр. Виды театральных жанров

25 мин.

1.4.

Особенности театральной архитектуры. Профессия актер. Знаменитые актеры земляки

25 мин.

Модуль 2. Играем спектакль «Пых»

       100 мин.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

В.И. Мирясова. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2010.

2.1.

Чтение и обсуждение белоруской народной сказки  «Пых». Герои. Характеристика героев

25 мин.

2.2.

Импровизация сказки «Пых». Распределение ролей

25 мин.

2.3.

Репетиция сказки «Пых». Чтение по ролям

25 мин.

2.4

Игра спектакля «Пых»

25 мин.

Модуль 3. Играем спектакль «Под грибком»

100 мин.

Эмоционально-отзывчивый, способный управлять своим поведением

1. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2008.
2.Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей// Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 2009.

3.1.

Чтение сказки   В. Сутеева «Под грибком». Добрые и злые герои

25 мин.

3.2.

Понятие эмоций. Виды эмоций. Выражение эмоций в движении

25 мин.

3.3.

Распределение ролей. Чтение по ролям

25 мин.

3.4.

Игра спектакля «Под грибком»

25 мин.

Модуль 4.Играем спектакль «Заяц, лиса и петух».              

120 мин.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

В.И. Мирясова. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2010.

4.1.

Чтение русской народной сказки   «Заяц, лиса и петух». Характеристика героев.

15 мин.

4.2.

Беседа по содержанию.

15 мин.

4.3.

Импровизация сказки.

15 мин.

4.4

Распределение ролей.

15 мин.

4.5

Репетиция сказки.

15 мин.

4.6

Изготовление декораций.

15 мин.

4.7

Репетиция сказки.

15 мин.

4.8

Игра спектакля «Заяц, лиса и петух».

15 мин.

Модуль 5. Театрализованная игра

100 мин.

Любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимо-действия со взрослыми и сверстниками; имеющий первичные представле-ния об обществе;партнерские отношения между детьми.

Артемова Л.В.

Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2007.

5.1.

«Ладушки-ладошки»

25 мин.

5.2.

Пальчиковые игры

25 мин.

5.3.

«Потеряли котятки по дороге перчатки»

25 мин.

5.4

 «Мы актеры»

25 мин.

Модуль 6. Играем спектакль «Колобок»

120 мин.

Эмоционально-отзывчивый, способный управлять своим поведением

1. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2008.
2.Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей// Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 2009.

6.1.

Чтение русской народной сказки    «Колобок».     Герои. Беседа по содержанию.

15 мин.

6.2.

Импровизация сказки.

15 мин.

6.3.

Распределение ролей. Чтение по ролям

15 мин.

6.4.

Репетиция сказки

15 мин.

6.5.

Изготовление декорации и атрибутов

15 мин.

6.6

Репетиция сказки

15 мин.

6.7

Показ кукольного театра по сказке

15 мин.

6.8

Инсценирование сказки

15 мин.

Модуль 7. Волшебное путешествие по сказкам

100 мин.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 2007.

7.1.

Путешествие по знакомым сказкам. Рассматривание иллюстраций.

25 мин.

7.2.

Игровая программа «Это вы можете»

25 мин.

7.3.

Мониторинг

25 мин.

7.4.

Мониторинг

25 мин.

Содержание образовательнойпрограммы

Модуль 1. Основы театральной культуры.

Тема 1.1. Понятие театр. Виды театров. Разновидности кукольного театра Зрительный ряд: видео

Музыкальный ряд:«Марш», муз. Д. Шостаковича

Дополнительное оборудование: магнитофон, колонки

Вид деятельности: коммуникативная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: экскурсия в театр

Тема: 1.2. Понятие жанр. Виды театральных жанров.

Зрительный ряд: видео, иллюстрации

Музыкальный ряд: «Осенняя  песня» (из цикла «Времена года» П. Чайковского)

Дополнительное оборудование: маски,костюмы

Вид деятельности: познавательно-исследовательская

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт:  презентация по видам театра

Тема: 1.3.Особенности театральной архитектуры. Профессия актер. Знаменитые актеры земляки.

Зрительный ряд: набор  картинок театральных профессий

Музыкальный ряд:«Осенняя песня» (из цикла «Времена года» П. Чайковского)

Дополнительное оборудование: компьютер, проектор с экраном

Вид деятельности: коммуникативная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: фотовыставка

Модуль 2. Играем спектакль «Пых».

Тема: 2.1. Чтение и обсуждение белоруской народной сказки  «Пых». Герои. Характеристика героев.

Зрительный ряд: иллюстрации к сказке

Музыкальный ряд: музыкальная игра «Погремушки», муз. Т. Вилькорейской

Дополнительное оборудование: книги, погремушки

Вид деятельности: чтение

Интеграция образовательных областей: познание; коммуникация

Продукт: рисунки детей к сказке  

Тема: 2.2.Импровизация сказки «Пых».

Распределение ролей.

Зрительный ряд: видео

Музыкальный ряд: музыкальный этюд «Передача платочка», муз. Т.Ломовой;

Дополнительное оборудование: магнитофон, детские костюмы

Вид деятельности: коммуникативная, игровая

Интеграция образовательных областей:  социализация

Продукт: костюмы, декорации, маски

Тема: 2.3. Репетиция сказки «Пых». Чтение по ролям.

Зрительный ряд: видео

Музыкальный ряд:«Поспи и попляши» («Игра с куклой»), муз. Т. Ломовой

Дополнительное оборудование: атрибуты для спектакля, краски, карандаши для изготовления афиши

Вид деятельности: коммуникативная

Интеграция образовательных областей: социализация, физическая культура

Продукт: изготовление афиши.

Тема:  2.4.Игра спектакля «Пых».

Зрительный ряд: афиша

Музыкальный ряд: рус.нар. мелодия («Во саду ли, в огороде»)

Дополнительное оборудование: ширма для спектакля,

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: спектакль «Пых»

Модуль 3. Играем спектакль «Под грибком»

Тема: 3.1. Чтение сказки   В. Сутеева «Под грибком». Добрые и злые герои.

Зрительный ряд: иллюстрации к сказке

Музыкальный ряд: этюд «Ау!» («Игра в лесу», муз.Т.Ломовой).

Дополнительное оборудование: зонтик

Вид деятельности: коммуникативная, игровая

Интеграция образовательных областей: познание; социализация, чтение художественной литературы

Продукт: рисунки детей к сказке  

Тема: 3.2Понятиеэмоций. Виды эмоций. Выражение эмоций в движении.

Зрительный ряд: видео

Музыкальный ряд: «Дождик», рус.нар. мелодия, обр. В. Фере

Вид деятельности: коммуникативная, игровая

Дополнительное оборудование: магнитофон, колонки

Интеграция образовательных областей:  социализация, физическая культура

Продукт: комплекс упражнений для развития пластики движения.

Тема: 3.3Распределение ролей. Чтение по ролям.

Зрительный ряд: видео

Музыкальный ряд: «Дождик», муз.и сл. Е. Макшанцевой

Дополнительное оборудование: магнитофон

Вид деятельности: коммуникативная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: подготовка декораций лесной поляны.

Тема:  3.4.Игра спектакля «Под грибком».

Зрительный ряд: проектор с экраном, афиша

Музыкальный ряд: «Грустный дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевского

Дополнительное оборудование: маски, зонтики, костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: спектакль «Под грибком».

Модуль 4 . Играем спектакль «Заяц, лиса и петух».

Тема: 4.1. Чтение русской народной сказки «Заяц, лиса и петух».

Зрительный ряд: проектор с экраном, афиша, иллюстрация к сказке

Музыкальный ряд: «Заинька», муз. А.Лятова

Дополнительное оборудование: маски, костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация, чтение художественной литературы.

Продукт: рисунки детей к сказке.

Тема:  4.2.Беседа по содержанию.

Зрительный ряд: проектор с экраном, афиша

Музыкальный ряд: этюд драматизация «Заяц и лиса», муз. Е Вихаревой

Дополнительное оборудование: маски, костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: обыгрывание одного из героев сказки.

Тема: 4.3.Импровизация сказки.

Зрительный ряд: проектор с экраном, афиша

Музыкальный ряд: «Плясовая», муз. Л.Биркова, сл. А.Кузнецовой (хоровод)

Дополнительное оборудование: маски, костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: комплекс упражнений для развития пластики движения.

Тема:  4.4. Распределение ролей.

Зрительный ряд: проектор с экраном, афиша

Музыкальный ряд: «Зайчик» русск. нар песня  обр. Н. Лобачёва

Дополнительное оборудование: маски, костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: примерка костюмов.

Тема: 4.5.Репетиция сказки.

Зрительный ряд: проектор с экраном, афиша

Музыкальный ряд: игра «Заинька выходи» Е Тиличеевой

Дополнительное оборудование: маски, костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: : костюмы, декорации, маски.

Тема: 4.6. Изготовление декораций.

Зрительный ряд: видео

Музыкальный ряд: слушание русск. нар. Мелодии «Ласковая песенка»

Дополнительное оборудование: маски, магнитофон

костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: Изготовление афиши для сказки.

 Тема: 4.7. Репетиция сказки.

Зрительный ряд: проектор с экраном, афиша

Музыкальный ряд: «Петух и кукушка» Муз. М Лазарева

Дополнительное оборудование: маски,  костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: Примерка костюмов.

Тема:  4.8 Игра спектакля «Заяц, лиса и петух».

Зрительный ряд: проектор с экраном, афиша

Музыкальный ряд: «Петух и кукушка» Муз. М Лазарева

Дополнительное оборудование: маски,  костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: спектакль «Заяц, лиса и петух»

Модуль 5. Театрализованные игры.

Тема: 5.1. Ладушки-ладошки.

Зрительный ряд: телевизор.

Музыкальный ряд: русск.нар. мелодия «Ладушки»

Дополнительное оборудование: магнитофон, диски.

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация; коммуникация.

Продукт: игра «Ладушки-ладошки».

Тема: 5.2.Пальчиковые игры.

Зрительный ряд: проектор, ноутбук

Музыкальный ряд: русск.нар. мелодия обработка М. Раухвергера«Пальчики и ручки»

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.

Интеграция образовательных областей: познание; социализация; коммуникация.

Тема:  5.3. Потеряли котятки по дороге перчатки

Зрительный ряд: телевизор.

Музыкальный ряд: муз.В.Витлина, сл. Н.Найдёнова «Кошечка»

Дополнительное оборудование: магнитофон, диски.

Вид деятельности: коммуникативная, игровая.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, социализация; коммуникация.

Продукт: игра «Потеряли котятки по дороге перчатки».

Тема: 5.4. Мы актёры

Зрительный ряд: проектор.

Музыкальный ряд: муз.Е Тиличеевой, сл. Н.Френкель «Вот как мы умеем»

Дополнительное оборудование: магнитофон, диски.

Вид деятельности: коммуникативная, игровая.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, социализация; коммуникация, познание

Продукт: игра импровизация знакомых сказок

Модуль 6 . Играем спектакль «Колобок».

Тема: 6.1. Чтение русской народной сказки «Колобок».

Зрительный ряд: проектор с экраном, иллюстрация к сказке

Музыкальный ряд: «Как у наших у ворот» русск. нар.музыка

Дополнительное оборудование: маски, костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация, чтение художественной литературы.

Продукт: рисунки детей к сказке.

Тема: 6.2.Импровизация сказки.

Зрительный ряд: проектор с экраном, афиша

Музыкальный ряд: «Плясовая», муз. Л.Биркова, сл. А.Кузнецовой (хоровод)

Дополнительное оборудование: маски, костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: комплекс упражнений для развития пластики движения.

Тема 6.3. Распределение ролей.

Зрительный ряд: проектор с экраном, афиша

Музыкальный ряд: «Пойду ль я, выйду ль я» русск. нар песня  обр. Т. Попатенко

Дополнительное оборудование: маски, костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: примерка костюмов.

Тема: 6.4.Репетиция сказки.

Зрительный ряд: проектор с экраном, афиша

Музыкальный ряд: «Танец зайчиков» русск.нар. мелодия

Дополнительное оборудование: маски, костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: : костюмы, декорации, маски.

Тема: 6.5. Изготовление декораций.

Зрительный ряд: видео

Музыкальный ряд: слушание русск. нар. Мелодии «Ласковая песенка»

Дополнительное оборудование: маски, магнитофон

костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: Изготовление афиши для сказки.

 Тема: 6.6. Репетиция сказки.

Зрительный ряд: проектор с экраном, афиша

Музыкальный ряд: «Медведь» муз. Е Тиличеевой

Дополнительное оборудование: маски,  костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: Примерка костюмов.

Тема: 6.7. Показ пальчикового театра по сказке

Зрительный ряд: проектор с экраном, афиша

Музыкальный ряд: «Полянка» руск. нар мелодия обработка Г. Фрида

Дополнительное оборудование: пальчиковый театр

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация.

Тема:6.8.Игра спектакля «Колобок».

Зрительный ряд: проектор с экраном, афиша

Музыкальный ряд: «Топотушки» Муз. М Раухвергера

Дополнительное оборудование: маски,  костюмы, декорации

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация

Продукт: спектакль «Колобок».

Модуль 7. Волшебное путешествие по сказкам

Тема: 7.1. Путешествие по знакомым сказкам. Рассматривание иллюстраций.

Зрительный ряд: проектор с экраном;

Музыкальный ряд: Д.Шостаковичрусс.нар. мелодии

Дополнительное оборудование: иллюстрации к сказкам.

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная

Интеграция образовательных областей: познание; социализация, коммуникация.

Продукт: рассказ сказки по иллюстрации.

Тема: 7.2. Игровая программа «Это вы можете»

Зрительный ряд: проектор с экраном;

Музыкальный ряд: попурри по знакомым сказкам

Дополнительное оборудование: иллюстрации к сказкам.

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная.

Интеграция образовательных областей: познание; социализация, коммуникация.

Продукт: инсценирование любимой сказки.

Приложение 3

План работы с родителями

  1. Сентябрь:

Консультация для родителей  «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка». Анкетирование, памятки, папка- передвижка.

2.Октябрь: 

Проект "Театр для всех!"

3.Ноябрь:

Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.

  1. Декабрь:

    Выставка-презентация разных видов театра «Поиграйте с нами!» (рассматривание театров, варианты их изготовления, кукловождение).

  1.  Февраль, Март:

  Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к мюзиклу «Золушка» для  участия в районном  конкурсе «Маска».

5.Апрель:

Помощь в изготовлении  в группу новых видов театра.

6. Май:

Помощь в организации поездки  в музыкальную комедию города Оренбурга.