Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zritelnogo_vospriyatiya.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительного восприятия

Восприятие  различных параметров величины осуществляется с помощью таких практических действий, как наложение, прикладывание, измерение, группировка предметов по одинаковому признаку. При восприятии каждого параметра величины (длина, ширина, высота и толщина) осуществляются аналогичные действия, которые сначала выполняются с реальными предметами, затем с геометрическими фигурами, а затем с предметным изображением.  Поэтому для каждого параметра существует 3 типа игр: с предметами, плоскими фигурами и рисунками. Игры с фигурами помогают более четко выделить параметр и его разновидности, легче манипулировать с ним, не отвлекаясь на другие особенности предметов.

Восприятие цвета и формы осуществляется на основе четких наглядных эталонов-образцов, хотя они тоже имеют варианты и разновидности. А у параметров величины эталон все время меняется, каждый раз он сравнивается размерами разных предметов. Поэтому понятие величины более абстрактно, чем цвет или форма, поэтому для восприятия величин особое значение приобретают действия обследования и измерения, а также расположение предметов в ряд.

Для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:

  • подбор одинаковых величин по образцу;
  • различие между предметами по величине путем прикладывания и наложения, расположение по возрастающей и убывающей величине;
  • закрепление названий за предметами разной величины «самый большой», «большой», «маленький», «самый маленький»;
  • использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов;
  • аналитическое сопоставление предметов зрительным способом;
  • сопоставление частей и деталей предмета по величине.

3. Развитие зрительно-пространственного восприятия.

Развитие данной функции зрительного восприятия чрезвычайно важна, так как, с одной стороны, от ее развития во многом зависит успешность овладения навыками чтения и письма, а с другой позволяет косвенно судить об уровне развития зрительной памяти у детей с нарушениями зрения.

При развитии зрительно-пространственного восприятия целесообразно решать следующие задачи:

  • учить оценивать взаиморасположение предметов в заданном пространстве;
  • учить узнавать и словесно обозначать положение предмета в пространстве;
  • учить определять пространственные отношения (дальше-ближе);
  • учить находить в заданном пространстве все фигуры заданной формы (цвета, величины, положения в пространстве);
  • учить ориентироваться относительно себя в восьми направлениях;
  • учить ориентироваться относительно предмета по восьми направлениям;
  • учить анализировать и копировать несложные формы, состоящих из линий и различных углов (соединение точек, образующих цифру или букву);
  • развивать фигурно-фоновое различение (зашумленный фон).

Также педагогами для закрепления практических навыков используется различные пособия:

  • с помощью игрового комплекса В.В.Воскобовича  «Коврограф»,  «Ларчик» дети  учатся видеть границы клеток и их расположение, ориентироваться на плоскости, использовать в речи пространственные понятия, что облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку.
  • Конструктор «Геоконт» и графический тренажер «Игровизор» (В.В.Воскобовича) знакомят детей с пространственными и количественными отношениями, с понятиями «вертикаль», «горизонталь», «диагональ»и облегчают построение геометрических контуров.
  • Логические блоки Дьенеша и дидактические материалы Ф.Фребеля, состоящие из комплекта 14-ти видов (мячики разного цвета, трехмерные и плоскостные фигуры, кубы, палочки, дуги, точки, кубы и цилиндры, числа и круги, сфера, цилиндр, призма, доска), позволяют развивать зрительно-моторную координацию и зрительное восприятие, а также высшие психические функции (память, мышление, речь и др.).

Реализация перечисленных выше задач поможет в последствии нашим воспитанникам избежать трудностей в ходе учебно-познавательной деятельности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерным являются:

  • плохое запоминание конфигурации букв при чтении и соответственно медленный темп, угадывание букв, возвратные движение глаз;
  • сложности в формировании зрительного образа буквы, цифры, графического элемента, неразличение сходных по конфигурации букв, цифр, написание лишних и недописывание необходимых элементов букв или цифр;
  • зеркальное написание букв и цифр;
  • неточное копирование букв, цифр. 

4. Развитие зрительно-моторной координации.

Зрительно-моторная координация очень важна, так как лежит в основе овладения навыком письма, а также  лечебно-восстановительной работы и гигиены зрения. Тифлопсихологические и тифлопедагогические данные указывают также на то, что подключение руки к акту зрительного восприятия ребенка с нарушениями зрения обеспечивает ему компенсацию зрительной недостаточности. Этому в значительной мере способствует развитие у ребенка с нарушением зрения зрительно-моторной координации.

Решение этой задачи предполагает тренировочную деятельность детей в проведении непрерывных прямых линий, линий кривых и изогнутых под различными углами от заданного начала к заданному концу, между границами и по заданному образцу; в умении соединять точки прямой линией; в написании букв, цифр по образцу и самостоятельно; в умении выбирать рациональный способ действия при выполнении графических задач; в умении удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи.

Для тренировки мышц, управляющих движениями глаз, активизации кровообращения и снятия умственного утомления воспитателями группы изготовлены различные тренажеры:

  • («Метка на стекле» (по Э.С.Аветисову);
  •  настенные тренажеры «Цветок», «Паучок» и др., потолочный тренажер «Восьмерка»;
  • ручной тренажер «Солнышко»).

Для зрительного увеличения мелких предметов и изображений учреждением используется документ-камера, фоновые экраны используются для обеспечения контрастного восприятия объектов.

Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, становится очевидным, что формирование математических навыков у детей с нарушениями зрения неразрывно связано с развитием зрительного восприятия.

Применяются воспитателям различные дидактические игры, пособия и тренажеры для закрепления пройденного материала. Систематически проводятся игры, упражнения на развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве для того чтоб у детей с нарушением зрительного восприятия успешно сформировались математические навыки.