Речь для дипломной работы по теме "Экологическое воспитание в школе"

Нуретдинова Гульнур Раисовна

Речь для дипломной работы по теме "Экологическое воспитание в школе".В помощь студентам ВУЗов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_1.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые члены аттестационной комиссии, представляю вашему вниманию дипломную работу «Экологическое воспитание в начальной школе».

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.

Отношение человека к природной среде, социальному окружению, к себе как части природы во многом определяется его экологической культурой, сознанием, от уровня развития которых зависит понимание личностью ценности самой природы, принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности.

В начальной школе закладывается начало формирования экологических знаний. Проблемой формирования у младших школьников экологических знаний занимались и занимаются такие ученые, как И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный (авторы концепции общего среднего экологического образования), Л. П. Симонова (Экологическое образование в начальной школе) и др.

Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для формирования экологических знаний.

Основная работа в начальной школе по формированию экологических знаний проводится в процессе изучения окружающего мира. По мнению многих ученых, таких как А. А. Плешаков, Л. П. Симонова, Л. И. Бурова, очень важно формирование у младших школьников экологических знаний, т.к. они необходимы каждому человеку, чтобы создать достойную человека среду, развить настолько современные производственные силы, которые могли бы обеспечить гармонию человека и природы.

Но на сегодняшний день остаются недостаточно раскрытыми педагогические условия формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира младшими школьниками.

Отсюда выявляется противоречие между объективными потребностями практики в формировании экологических знаний и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования экологических знаний при изучении окружающего мира у младших школьников.

Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор нашей темы.

С учетом выявленного противоречия и недостаточной освещенностью данного вопроса в психолого-педагогической литературе определена проблема исследования, сформулированная следующим образом: каковы педагогические условия эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий успешного формирования экологических знаний у детей младшего школьного возраста при изучении окружающего мира.

Практическая значимость исследования состоит в разработке конспектов уроков и внеклассных занятий, направленных на формирование экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс формирования экологических знаний у младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира.

Гипотеза исследования: эффективному формированию экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира будет способствовать соблюдение следующих педагогических условий:

  • использование на уроках окружающего мира творческих заданий экологического содержания;
  • формирование экологических знаний на межпредметной основе;
  • установление связи содержания внеклассной работы и уроков окружающего мира.

В теоретической части раскрывается тема «Психолого-педагогические основы формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира», где уделяется внимание таким вопросам как сущность понятия «экологическое образование», проблема формирования экологических знаний у младших школьников, формирование экологических знаний младших школьников при изучении окружающего мира.

В практической части исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования, которая включала следующие этапы:

  1. Констатирующий эксперимент. Цель - выяснить состояние проблемы формирования экологических знаний в контрольном и экспериментальном классах; определить исходный уровень сформированности экологических знаний у учащихся экспериментального и контрольного классов по выделенным показателям.
  2. Формирующий эксперимент. Цель – реализация педагогических условий в реальном учебном процессе.
  3. Контрольный срез. Цель – исследование результативности проведенного формирующего эксперимента по формированию экологических знаний у учащихся экспериментального класса.

Эксперимент проходил на базе 4 «А» класса, МОБУ «Бизякинская СОШ» Менделеевского района в экспериментальной работе принимало участие 6 учеников и 4 «Б» класса, Сетяковской школы Менделеевского района в экспериментальной работе принимало участие 6 учеников.

В качестве экспериментального был выбран 4 «Б» класс. Как отмечает учитель, уровень успеваемости по предметам – средний. В качестве контрольного класса был выбран 4 «А». У этого уровень успеваемости у учеников выше среднего. В обоих классах отсутствовали дети с задержкой психического или физического развития, а также дети с серьезными дефектами речи. Оба класса работают по традиционной системе обучения, учебно-методическому комплекту «Школа России», программа «Мир вокруг нас», автор Плешаков А.А. Таким образом, по уровню образовательной подготовки классы примерно одинаковые.

Для обоснования эффективности выделенных в гипотезе педагогических условий была разработана и проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя констатирующий, формирующий и  контрольный эксперименты.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выяснения положения изучаемой проблемы в экспериментальном и контрольном классах. Для выявления уровня сформированности у учащихся исследуемых классов экологических знаний было проведено тестирование учащихся. Комплексный анализ результатов, полученных в ходе проведения всех тестовых заданий, показал, что учащиеся уровень сформированности данных знаний у учащихся экспериментального класса ниже, чем у учащихся контрольного.

Формирующий эксперимент был разработан в соответствии с выделенными в гипотезе педагогическими условиями. Нами были выделены и реализованы следующие педагогические условия успешного использования уроков окружающего мира как средства формирования экологических знаний: использование на уроках окружающего мира творческих заданий экологического содержания; формирование экологических знаний на межпредметной основе; установление связи содержания внеурочной работы и уроков окружающего мира с целью закрепления знаний. Данные условия были реализованы через уроки окружающего мира, интегрированные уроки математики, русского языка, а также внеклассное мероприятие.

После реализации всех педагогических условий была определена динамика уровней сформированности экологических знаний у учащихся экспериментального и контрольного классов. По сравнению с данными констатирующего эксперимента процент обучающихся с высоким уровнем в экспериментальном классе вырос с 17% до 50 %, т.е на 33%. По сравнению с данными констатирующего эксперимента, в обоих классах произошло снижение процента обучающихся со средним уровнем, в экспериментальном классе на 17%, с 50% до 33%, в контрольном на 17%, с 67% до 50%. На низком уровне в экспериментальном классе находятся 12% учащихся, в сравнении с данными констатирующего эксперимента произошло снижение с 33 % до 17%, т.е. на 16%, в контрольном классе 17% учащихся на низком уровне, таким образом произошел рост процента учащихся с низким уровнем, так как по данным констатирующего эксперимента в контрольном классе не было учащихся с низким уровнем. То есть в экспериментальном классе только 2 обучающихся характеризуются как учащиеся допускающие небольшое количество ошибок при установлении взаимосвязей в природе; имеющие недостаточно четкие представления о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды. Знания по содержательным линиям «Биосфера – глобальная экосистема», «Элементарные экосистемы», «Человек и человечество в экосистемах Земли» недостаточно полные, осознанные. Могут оценить экологическую ситуацию, но не могут предложить целесообразный способ решения экологической проблемы.

Для подтверждения эффективности полученных результатов был применен количественный метод статической обработки данных: , который подтвердил гипотезу. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что использование уроков окружающего мира с учетом выделенных педагогических условий оказывает положительное влияние на формирование экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста.