Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Печь - душа избы"

Плоских Наталья Сергеевна

Интегрированное занятие о значении русской печи для детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Печь - душа избы»

Цель: познакомить детей с избой, печью, приобщить к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой-жилищем русской семьи, с горницей;
  • Сформировать представление о том, что печь-главный предмет в избе;
  • Обогатить словарь детей народными пословицами, новыми словами;
  • Развивать воображение, мелкую моторику;
  • Закрепить навыки работы с соленым тестом;
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, любознательность.

Материалы и оборудование: предметы русской избы: печь, стол, самовар, ложки деревянные; ленты желтого и красного цветов; тесто для лепки;

Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия. Воспитатель в народном костюме встречает детей. Дети проходят в зал.

Восп.: Ой, вы, гости, дорогие, все нарядные такие.

С порога поспешите, проходите!

Восп.: Ребята, а что каждый день люди при встрече говорят друг другу? Да, они говорят  «здравствуй».

-А не хотите ли вы узнать, как появилось это слово?

- Тогда послушайте. Слово здравствуйте от слова «здравие», «здоровье», значит что мы желаем человеку, когда здороваемся с ним?(спрашиваю несколько человек)

Восп. Ребята, мы желаем человеку быть здоровым, не болеть. Это пожелание доброе или злое?

Дети: Доброе.

Восп.: Доброе, поэтому «здравствуйте» надо говорить ласково, приветливо. Давайте и мы поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки.

Дети здороваются с гостями.

Восп.: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Присаживайтесь. Дети садятся на стульчики, я сажусь перед ними.

-Сядем рядком, да поговорим ладком.

Восп.: Ребята, как вы считаете, это волшебное, доброе слово «Здравствуй» недавно появилось или давным  -  давно?

 Ответы детей (спрашиваю несколько человек)

Восп.: Слово «здравствуй» появилось в далеком прошлом. Хотите ли знать, как жили люди раньше, когда не было многоэтажных домов? Я предлагаю вам перенестись в прошлое, чтобы узнать, как  же жили люди в давние времена. Давайте закроем глазки и посчитаем до 3. 1,2,3, в прошлое попади! (включить первый слайд)

Восп.: Посмотрите, как вы думаете, что это, ребята? (показываю слайд с изображением избы)

Дети: Это дом.(спрашиваю несколько человек)

Восп.: Ребята, это не простой дом, это старинный дом, который называется изба. Вот в таких старинных избах жили люди в давние времена.

Посмотрите, из чего построен дом? (из дерева, досок)

Значит он какой? (деревянный)

Так  что такое изба?

Дети: Это дом, построенный из дерева или деревянный дом.

Восп. Повторите, Что такое изба?

Восп.: Посмотрите, как выглядели избы снаружи.(включить 2 и 3 слайды) Они были разные, и низкие, и высокие, но все они какие? Деревянные. И стены, и крыши деревянные . Потому что строили их из бревен, а крыши из досок.

Восп.: Ребята, а это что, как вы думаете?(включить 4 слайд)

Восп.: Сейчас мы говорим комната, а раньше называли горница. Горница-это большая светлая комната в избе.

-Как называлась комната в избе?

В ней также все было из дерева: столы, скамейки, лавки, на которых спали, сундуки для вещей. Вечерами люди собирались в избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали. (Показ слайда 5)

Восп.: Ребята, как вы думаете, что же в избе было самым главным? Послушайте и отгадайте мою загадку:

Наша толстая Федора наедается нескоро.

А зато когда сыта – от Федоры теплота.

Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают-глотает.

-Что же это за Федора такая?

Дети: Печка.

Восп.: Правильно, это печь. Печь-это сердце избы, она занимала почти половину горницы. Печь кормила семью, обогревала избу, на печи спали. Про печку можно сказать, что она кормилица, топилица, спальница. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

-Зачем хозяйка растапливала печь?

-Чтобы в избе было тепло, чтобы приготовить еду для семьи.

Восп.: Подумайте, ребята, и скажите,  чем можно растопить печь?

Дети: Дровами.

Восп.: Дровами. А какие должны быть дрова, чтобы они разгорелись?

Ответы детей.

Восп.: Конечно же, сухие, а еще дрова должны быть тонкие и толстые.

Восп.: Посмотрите, у меня тоже есть печь, и дрова, да только не успела я ее растопить. Растопим нашу печь? Подойдите к печке, что надо сделать? Подбросим дров, прекрасно! Но это непростая печка, чтобы ее растопить, нам надо поиграть. Возьмите по одной ленточке в каждую руку и станьте в круг.(включить 2 мелодию)

Проводится игра «Гори-гори ясно» (дети становятся в круг, держат в руках ленты красного и желтого цвета, выполняют движения по показу) Пока играем, поставить огонь.

Гори, гори ясно(руки с лентами вперед, взмахи вверх, вниз)

        Чтобы не погасло(присесть, руки вниз)

        Глянь на небо,(встать, пройти в центр, руки вверх, помахать)

        Птички летят,(взмахи руками в стороны)

        Колокольчики звенят(руки вниз, взмахи вправо, влево)

Восп.: Посмотрите, у нас получилось печь растопить? Какие мы с вами молодцы! Положите ленты к печке, и проходите на стульчики.

Восп.: Ребята, в русских народных сказках тоже часто встречается печь. А в каких, вы сейчас попробуете отгадать. И если отгадаете правильно, появится картинка к этой сказке, будьте внимательны!

Проводится игра «Угадай сказку»

1. Я по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен. (Колобок) Слайд.

2. Подошли они к избенке «Поди, лиса, вон». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Заюшкина избушка) Слайд.

3. Бежала девочка, бежала, видит-стоит печка. «Печка, печка, скажи куда они полетели?» печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» (Гуси-лебеди) Слайд.

Восп.: Печь – деревенская кормилица, о ней говорили «Без печи и изба не изба» Ребята, как вы думаете, чем же могла накормить печь своих хозяев?

Ответы детей.

Восп.: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Ой, ребята, а что же наша печь без дела стоит? Она любит, когда в ней готовят.(включить 3 мелодию) Печь: Я чудо-чудо печка, горячее сердечко, я пыхчу, пыхчу, пыхчу, бублички испечь хочу, я без дела не стою, все для всех я испеку. Слышите, наша печка сама просит, чтобы в ней что-нибудь испекли. Поможем печке? Как мы можем ей помочь?

Ответы детей.

Восп.: Печка просит нас, чтобы мы испекли в ней бублички.

Восп.: Печь мы затопили, да тесто еще не замесили.

        С тестом разберемся, да за бублики возьмемся!

Ведь в старину говорили «Не красна изба углами, а красна изба пирогами»

Становитесь возле стульчиков, ведь тесто замешивают стоя. Разомнем наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

        Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

        Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

        И бублики испечем (выполняем движения, как будто лепим снежки)

Восп.: Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось! Показываю готовое тесто.

Дети подходят к столам, на тарелочках лежит тесто, скатанное в шарик.

        Тесто наше отдохнуло, к ручкам нашим все прильнуло.

        И сейчас нам нужно вылепить бублички дружно!

Восп.: Ребята, кто нам подскажет, как сделать из теста бублик?

Дети: Чтобы сделать бублик, надо взять кусочек теста, раскатать между ладошек и соединить оба конца, чтобы получилось колечко.

(Дети лепят бублики, воспитатель при необходимости помогает)

Восп.: Какие красивые бублики у вас получились, Что еще надо сделать?

Дети: Надо их испечь.

Восп.: Конечно же их надо испечь. Давайте поставим сковородку с нашими бубликами в печку, пока она не остыла, и попросим печку, чтобы постаралась для нас.

        Печка, печка, не сожги,

        Наши бублики пеки,

        И румяны, и сладки!

Восп.: Ребятки, что-то мы с вами засиделись, не пора ли поиграть? А играть мы с вами будем на ложках, согласны?

Проводится игра под р.н.м. «Ах вы сени»(дети выполняют движения по показу)

Восп.: А наши бублики уже готовы.       Вы давно бубликов не ели?

                                        Вы бубликов захотели?

                                        Напекли мы их поесть

                                        Сотен пять, а может шесть.

                                        Угощение на славу,

                                        А ребятам на забаву!

Восп.: Ребятки, вы большие молодцы, так хорошо работали, а скажите, что вам больше всего понравилось?

Что запомнилось?

Что же такое изба?

Что было самым главным в избе?

        А сейчас вы вернетесь в группу и попробуете самых вкусных бубликов.

До свидания!