Коррекционная педагогика. Современный учитель-дефектолог, кто он?

Рудомётова Надежда Анатольевна

Современные социальные условия предъявляют особые требования к характеру профессиональной деятельности. Развитие в образовании инновационной деятельности требует, на данный период, не просто повышения квалификации в традиционном понимании, а изменения профессионального мышления, его креативности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_sots.set_.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная педагогика.

Современный учитель-дефектолог,  кто он?

Профессиональная деятельность учителя-дефектолога на современном этапе выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели — содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки — он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогической культуры в сфере специального образования, которая интегрируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способностей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогическое мастерство — сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.

Современные социальные условия предъявляют особые требования к характеру профессиональной деятельности, дефектологической культуре педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Основной целью модернизации системы специального  образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 В коррекционных группах, классах контингент детей с ОВЗ чрезвычайно неоднороден. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата...

 Среди детей с ограниченными возможностями здоровья наибольший процент составляют дети с отклонениями в умственном развитии (дети с задержкой психического развития и дети с нарушением интеллекта). У этих детей отмечаются трудности в речевой коммуникации, в контактах с новыми взрослыми и со сверстниками, что в свою очередь, затрудняет процесс их социализации. Дефектолог не может успешно вести работу по воспитанию, обучению и коррекции недостатков развития аномального ребёнка, не зная сущности и природы того или другого дефекта, поэтому важную роль в современных требованиях к профессионализму учителя-дефектолога играет его естественнонаучная (профессиональная) подготовка.

Исследованиями в области специальной педагогики доказано, что структура и содержание образования в коррекционных классах, группах имеют известные особенности, а характер усвоения учебного материала данной категории детей, несколько отличается от познавательных возможностей обычного ребенка. Это вызывает соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности и воспитательной работы с детьми.

 На современном этапе работы понятие «профессионализм педагога» подразумевает овладение  специальными знаниями, умениями и навыками:

 -   Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцируемого подходов к лицам с ОВЗ;

 -   Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, и методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в различных сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;

 -   Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования;

 -   Готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ОВЗ к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ;

 -   Способность к анализу результатов психолого-медико-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии в т. ч. и для осуществления дифференциальной диагностики;

 -   Способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;

-   Готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ их родственникам и педагогом по проблемам семейного обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения;

 -   Способность к правильному использованию специальной терминологии в документах, отчетах, научных работах.

 Мы прекрасно знаем, понимаем, что по своему профессиональному назначению деятельность дефектолога — коррекционно-педагогическая. Она включает в себя совокупность алгоритмизированных действий, направленных на предупреждение, исправление, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода отклонения в поведении детей.

Основой коррекционных мер является деятельность, направленная на изменение оптимальных психолого-педагогических условий для нормального осуществления процесса социализации ребенка; оказание психолого-педагогической и коррекционной помощи детям; обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка. Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс.

При проведении НОД необходимо учитывать проект Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ, который преследует следующие цели:

 - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка и создания оптимальных специальных условий для получения качественного  образования  независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

 - обеспечение государственных гарантий получения образования и гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов начального  образования;

 -  обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня  образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 Результатом таких целенаправленных действий является то, что современный педагог-дефектолог становится теоретически компетентным в вопросах современных технологий. Появляются знания, которые обеспечат понимание сущности взаимосвязи технологий с другими средствами педагогической деятельности (методами, методиками, приемами и т. д.). В таком русле и заключается современный подход педагога , работающего с детьми с ОВЗ к профессиональной деятельности.

На сегодняшний день, от коррекционного педагога требуется осмысление спектра социальных, психологических и педагогических проблем сопряженных со специальным обучением и воспитанием личности ребенка с ограниченными возможностями в развитии. Профессиональная компетентность не только как показатель, критерий личностных профессиональных достижений, но и мера нравственности педагога-дефектолога, поскольку определяет ведущее направление его деятельности.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма позволит успешно усвоить и внедрить требования ФГОС. Дошкольное учреждение давно переросло свои первоначальные функции. Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности .

Хотелось бы обратить внимание на вопросы кадрового обеспечения, где в специальных (коррекционных) организация образования, дошкольных учреждениях наблюдается: острый дефицит педагогов-дефектологов всех профилей: сурдопедагогов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов, логопедов;   часть педагогов, не имеющих базового дефектологического образования.

Государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на сохранение гарантий обеспечения жизнедеятельности и сохранения доступа детей к системам образования. Поэтому, необходимо повышения соответствующего уровня профессиональной компетенции и уровня квалификации кадрового состава педагогов-дефектологов.

СПАСИБО !