Особенности обследования детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Михайленко Мария Ринатовна

стертая дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующиеся комбинаторностью  множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта  при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонетического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в  их развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обследования детей со стертой формой дизартрии

Учитель-логопед: Михайленко Мария Ринатовна

       На сегодняшний день влияние различных неблагоприятных факторов на формирование и развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста все более возрастает. За счет индивидуальной физиологической неустойчивости развития самого ребенка, все больше детей страдают стертой дизартрией. Поиски наиболее эффективных путей преодоления данной речевой патологии требуют применения методов  тщательного обследования детей.  

           Различают следующие основные виды дизартрии с неврологической точки зрения: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую и корковую. Все расстройства звукопроизношения, при этих формах дизартрии, заключаются в смазанной артикуляции с наличием полных и частичных замен, а так же в нарушениях громкости темпа и плавности речи. В практике наиболее часто встречаются легкие стертые формы псевдобульбарной дизартрии, которые отличаются особой трудностью преодоления в отличие от других речевых расстройств.

          Логопедическое обследование детей с дизартрическими расстройствами строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи. Прежде чем начинать обследование ребенка, важно всесторонне изучить медицинскую документацию и проанализировать заключение невропатолога. При дизартрии артикуляционная моторика, особенности дыхания и голосообразования соотносятся с общими моторными возможностями. Совместно с невропатологом логопед изучает особенности общей моторики ребенка, и функциональные возможности кистей и пальцев рук. При определении неврологического синдрома логопед опирается на заключение невропатолога.

        Как и при всяком комплексном обследовании, важно оценить особенности развития позновательной деятельности сенсорных функций, проявления эмоционально- волевой сферы. Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка до момента обследования.

   Обследование  артикуляционного аппарата начинается с проверки строения органов артикуляции. Так же  оценивается состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата в покое, при попытках к речевой деятельности, в процессе речи, при мимических общих и артикуляционных движений. Состояние мышечного тонуса оценивается  при совместном осмотре логопеда и невропатолога. Особое внимание обращается на состояние произвольной артикуляционной моторики. При проверке подвижности органов артикуляции ребенку предлагают различные задания по подражанию.

        Логопед выявляет уровень понимания обращенной импрессивной речи ( ситуативное понимание речи на бытовом уровне, в полном объеме) Выявляется уровень речевого развития ребенка при обследовании собственной экспрессивной речи Важно отметить, возрастную сформированность лексической и грамматической сторон  речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слов.

   При изучении произносительной стороны речи выявляется степень нарушения разборчивости речи (речь невнятная, малопонятная, разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая, смазанная)  

     Для детей со стертой дизартрией характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. При этом оно проявляется  в смешениях искажениях заменах и отсутствиях звуков. Менее распространенными являются дефекты, проявляющиеся в одновременных искажениях и заменах звуков. Распространенность нарушений звукопроизношения различных групп звуков обусловлена последствием  сложного взаимодействия  речеслухового и   речедвигательного анализаторов. Это явление определяется помимо артикуляторной сложности, еще и их акустической близостью. Следовательно, акустически близкие свистящие и шипящие звуки нарушаются чаще, чем артикуляторно более сложные, но акустически противопоставленные звуки позднего онтогенеза.

     В исследованиях Е. Ф. Собатович, была определена типология  расстройств с учетом локализации паретических явлений  органов артикуляционного аппарата при различных формах дизартрии легкой степени.

  Первую группу составили дети с нарушением звукопроизношения, которое выражалось в боковом и межзубном  произношении  мягких свистящих звуков, аффрикат, мягких переднеязычных звуков, а так же гласных  звуков.

   Вторую группу  составили дети с искаженным произношением заменой звука на более простой или же с отсутствием звука. Этими звуками были сонорные аффрикаты шумные, звонкие, особенно смычные по способу образования звуки.

   Третью группу составили дети, которые заменяли один звук, другим основываясь на артикуляционном сходстве, а так же на способе образования заменяемого звука.

    Четвертую группу составили дети, дефекты звукопроизношения которых проявлялись в нарушениях свойственных первым трем группам.

      В исследованиях Л.В. Лопатиной нарушения звукопроизношения  были обусловлены различной локализацией поражения и составили четыре группы.

     Первую группу (48,3%) составили дети со стертой псевдобульбарной дизартрией. Нарушения произношения проявлялись в искажениях различных групп звуков. При паретическом состоянии мышц языка нарушалось произношение как артикуляторно сложных, так и артикуляторно простых переднеязычных звуков.

     Вторую группу (16,2%)  составили дети со стертой корковой дизартрией. При приобладании динамического праксиса наблюдалось нарушение сложных по способу образования звуков. Эти звуки распадались на составляющие их звуковые элементы или заменялись одним из них

   Третью группу (16,2%) составили  дети со стертой экстрапирамидной дизартрией. Расстройства звукопроизношений проявлялись в искаженном произнесении  артикуляторно сложных переднеязычных звуков, отсутствии и непостоянных заменах сонорных звуков позднего онтогенеза, требующих четких координированных движений артикуляторных мышц.

    Четвертую группу (20,0%) составили дети со смешанной дизартрией. Дефекты произношения выражались одновременно в отсутствии, заменах и искажениях звуков, встречавшихся в произношении детей других групп.

      Следовательно, в ходе обследования   является необходимым   учитывать  симптомы являющимися первичными в речевой симптоматике данного расстройства. Анализ литературных данных, учет симптоматики стертой дизартрии, позволяет определить  речевые симптомы, которые являются, наряду с другими,  первичными в структуре речевого дефекта,   а также   выявить группы звуков наиболее часто являющимися  предметом коррекционного  воздействия.

            При логопедическом обследовании детей со стертой дизартрией подробно проверяется фонетическая  сторона речи. При обследовании звукопроизношения необходимо выявить умение ребенка произносить, прежде всего определенные звуки и группы звуков изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, а так же в речевом потоке. Как для установления положительного настроя ребенка при обследовании, так и для выявления нарушения звукопроизношения с ребенком проводится беседа на интересную ему тему.

   Далее нарушение звукопроизношения сопоставляются  с  особенностями фонематической стороны речи( фонематического восприятия, анализа синтеза и представлений). Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроизношения  в чужой и собственной речи; как он дифференцирует на слух нормально и дефектно произносимые им звуки.  Анализируя данные логопедического обследования, необходимо определить , к какой группе следует отнести  выявленные у ребенка расстройства: к чисто фонетическим, фонетико-фонематическим, или к проявлениям общего недоразвития речи. Проанализировав результаты комплексного обследования, логопед дает заключение, позволяющее судить о состоянии речевого дефекта на момент обследования.

     Таким образом,  стертая дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующиеся комбинаторностью  множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта  при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонетического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в  их развитии.

                          Библиографический список

1.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). Изд-во:Москва,1977.

2.Лопатина Л.В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией: Автореф. Дисс…д-ра пед. Наук.- Спб.-2005

3. Приходько О.Г. Логопедический массажпри коррекциидизартрических нарушенийречи у детей раннего и дошкольного возраста.-СПБ.:КАРО,2013.

4. Соботович Е.Ф, Чернопольская А.Ф, Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики.//Дефектология.-1974.-№4.

5. Федосова О.Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : М., 2005.