Особенности формирования познавательных процессов у воспитанников Дома ребёнка средствами специально организованной работы по развитию речи

Каковина Наталья Сергеевна

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и впервые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Язык есть удивительнейшее творение народной культуры. Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Особого внимания требует к себе взаимоотношения языка и мышления. Язык есть непосредственная действительность мысли. 

Проблема значимости развития речи и познавательной сферы ребёнка подчёркивается в ряде документов: «Стратегия развития образования», «Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка», «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста» и других. 

Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представление, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным развитием. Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, отражающие предметы и явления действительности в совокупности их отдельных свойств, действующих в данный момент на органы чувств. 

В раннюю пору детства язык – нечто нераздельное с человеком и постигаемым им конкретным миром. Ребенок не может еще отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом.

Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия связаны. Вне конкретного мира язык развиваться не может, учёными доказано, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребенка, как отсталость в развитии речи. 

Развитие речи детей раннего возраста является на сегодняшний день одним из наиболее актуальных вопросов. Развитие речи детей раннего возраста – одно из важнейших направлений педагогической работы, призванное обеспечить своевременное всестороннее психическое развитие ребенка, так как в настоящее время возрастает количество детей среднего и старшего дошкольного и младшего школьного возраста, нуждающихся в логопедической помощи. Доказано, что многие проблемы, возникающие в старшем возрасте, кроются в раннем детстве, и чем раньше у ребенка выявляются отклонения, тем безболезненнее происходит их устранение и выравнивание. 

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А.Сохина, А.М.Шахнаровича. Авторы выделяют три основных направления: структурное, т.е. формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического (исследования А.И.Максакова, Е.М.Струниной, Э.А.Федеравичене, А.Г.Тамбовцевой, М.С.Лаврик, Г.И.Николайчук, Л.А.Колуновой, А.А.Смаги); функциональное, т.е. формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения (в исследованиях Л.В.Ворошнина, Г.Я.Кудрин, О.С.Ушакова, А.В.Зрожевская, Н.Г.Смольникова, Е.А.Смирнова, Л.Г.Шадрина, Г.М.Юртайкина и др.); когнитивное, познавательное, т.е. формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений (исследования Ф.А.Сохин, Г.П.Белякова, Г.А.Тумакова). 60, с.77

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Шерба, А.А.Пешковский, В.ВВиноградов,

К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. 52, с.251

Проблемам развития детей раннего возраста в условиях материнской депривации, т.е. в домах ребёнка, больницах, закрытых центрах, были посвящены исследования известных отечественных учёных Н.М.Щелованова, Н.М.Аксариной, М.И.Лисиной, Т.М.Землянухиной, Ю.Ф.Поляковой и др. 32, с.186

Дом ребёнка – учреждение, воспитывающее детей первых трёх лет жизни, временно или навсегда оставшихся без попечения родителей.

Контингент детей, воспитывающихся в домах ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность. Многие дети, поступающие из социально неблагополучных семей, имеют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с неблагоприятным биологическим анамнезом.

В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни. Здесь нет близких им людей, круг получаемых впечатлений ограничен, постоянное пребывание в коллективе, недостаточное общение с взрослыми – всё это влияет на поведение, развитие, здоровье детей, отягощённых к тому же неблагоприятным анамнезом. 

Дети домов ребёнка быстро устают и возбуждаются, они трудно привыкают к новым людям. Особенностью детей домов ребёнка является более медленный темп обучения, чем у детей, воспитывающихся в семье, потребность в более длительном повторении одного и того же задания, занятия.

Сформированные умения проявляются нечётко, эмоции, речевые реакции недостаточно яркие и разнообразны. Медленно формируется поведение детей на занятиях, т.к. они быстро устают, отвлекаются.

Замедленно развитие высших психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения, в результате чего страдает формирование активной речи; даже у детей 3-го года жизни она монотонна, однообразна, в ней отсутствуют многословные предложения, произношение не чёткое. Ограничение впечатлений, «сенсорный голод» приводит к снижению активности мозга, к задержке развития. 34, с. 79

В домах ребёнка дети, находятся в микросоциальной среде детского учреждения, которая является для них основой формирования социального поведения. В этих условиях дети значительно раньше, чем в семье, привыкают к общению со сверстниками, к контактам со многими взрослыми из обслуживающего персонала (обычно с женщинами).

В условиях дома ребёнка зачастую не формируются вовремя связи личностно – эмоционального общения, взрослый как бы отстранён от его эмоциональной сферы. В результате на 2-м году жизни происходит уже снижение познавательной активности, ребёнок подолгу просто манипулирует предметами, бесцельно передвигается по комнате, боится новых людей или, наоборот, стремится к избыточному физическому контакту с ним.

Развитие речи продолжает отставать, отрицательные привычки сохраняются. По поведению дети по- прежнему делятся на пассивных и гиперактивных; признаки нарушений возбудимости проявляются достаточно часто.

На 3-м году жизни параметры, отражающие степень зрелости системы высшей нервной деятельности, наблюдается отставание. Усиливаются невротические проявления (при отказе в чём-либо ребёнок кидается с плачем на пол), есть и увеличение агрессивных реакций по отношению к другим детям, а иногда и взрослым. Это результат таких объективных причин, как состояние здоровья и особенности микросоциальной среды. 

Первые три года жизни очень важны для последующего развития ребёнка.

При организации жизни детей и оздоровительно- воспитательной работы в условиях дома ребёнка необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. 

Возраст – это период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст представляет собой этап, которому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития.

В психологии, под возрастам понимается категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Понятия психологического возраста обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно - историческое происхождение. 

Л.С.Выготскому принадлежит первая попытка системного анализа категорий психологического возраста. Он считал, что для каждого возраста существует определённое соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности, которое он назвал «Социальной ситуацией развития».

Объективно одни и те же элементы влияют на людей разного возраста по-разному, в зависимости от ранее развившихся психологических свойств.

Критерием возрастной периодизации Л.С.Выготскии считал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития. Ранний возраст- период онтогенеза - соответствующий переходу от младенчества к дошкольному возрасту (от 1 года до 3х лет).

Д.Б. Элькониным была разработана концепция развития психики в детском возрасте. Эта концепция рассматривает две основные группы ведущих типов деятельности, развивающих психику: деятельность, развивающая мотивационно – потребностную сферу и деятельность, обеспечивающая преимущественно формирование операционно-технических возможностей.

В период раннего возраста это выражается предметно - монипулятивной деятельностью, что является ведущей деятельностью этого возраста. Ведущая деятельность – это тот вид деятельности ребёнка в процессе, которого происходят основные изменения психики человека и появляются новообразования. 

Ранний возраст сопровождается сложными стадиями биологического, психологического и социального развития человека.

К моменту рождения ребёнка его нервная система развита и дифференцирована меньше, чем другие органы и системы. Головной мозг человека растет и развивается на протяжении многих лет. Вес мозга у новорожденного составляет 350-400гр. Уже через год он утраивается, а у шести летнего ребёнка он близок к весу мозга взрослого человека. К функциональным особенностям развивающегося мозга следует отнести повышенную подкорковую возбудимость и тенденцию к распространению возбуждения: ярко выраженная повышенная эмоциональность и ориентировочная реакция свидетельствуют о слабой регуляции этих процессов.

Ранние условные рефлексы ребёнка не стойки, отличаются длительностью формирования, требуют для своей выработки, большого числа повторений. Эти качества сохраняются в течение первых трёх лет жизни и сказываются на особенностях поведения. 

При нормальном развитии ребёнка впервые три года жизни, достигают стадии автоматизма три реакции: хватательная функция кисти – к концу первого года жизни; ходьба – на втором году жизни; свободное владение устной речью по системе родного языка – к концу третьего года жизни.

Для правильного развития ребёнка очень важно учитывать условия, влияющие на выработку реакций условно рефлекторного плана. Назовем главные из них:

1. Соматическое состояние ребёнка. Болезнь или недомогание ослабляют функциональную активность коры, и тогда дополнительные требования, вызывающие напряжение в системе высшей нервной де

чрезмерной нагрузкой для организма. Кроме того, у больного ребёнка очень быстро формируется отрицательное отношение к лечебным воздействиям, к людям в белых халатах, что закрепляется через оборонительную реакцию.

2. Состояние возбудимости подкорковых центров. Следует помнить, что нецелесообразно вырабатывать навык самостоятельной еды, когда ребёнок сыт, так как в это время не будет, необходимого, безусловного подкрепления в виде возбуждённого пищевого центра; нецелесообразно играть с утомлённым ребёнком и т.д. В физиологии существует термин «состояние оптимальной возбудимости коры» это состояние, при котором функциональная активность наиболее благоприятна для выработки и проявления адекватных реакций на окружающее. Обычно такое состояние наблюдается у здорового выспавшегося сытого ребёнка.

3. Количество анализаторов, используемых при организации познавательной деятельности ребёнка, при формировании у него определённых навыков. Число таких анализаторов должно быть максимальным, т.е., ребёнок должен слышать звук, видеть предметы, иметь возможность трогать их руками. Масса импульсов, поступающих, через несколько анализаторов, способствует активизации процессов кратковременной и долгосрочной памяти.

4. Работа двигательного анализатора. Данное условие является обязательным для активной познавательной деятельности ребёнка. Возможность манипулировать предметом, переносить, передвигать его – существенное условие быстроты закрепления реакции.

5. Интенсивное действие раздражителя. С лишком громкие звуки, окрики и т.п., вызывая у ребёнка развитое воображение в коре головного мозга, препятствуют прохождению импульсов по специфическим структурам и не вызывают следовых реакций, необходимых для их закрепления. Очень же слабый раздражитель не вызывает необходимого уровня возбуждения.

6. Характер подкрепления. Как только ребёнок начинает проявлять интерес к игрушке, следует перейти на ориентировочное подкрепление, как наиболее

адекватное для человека. Не следует использовать оборонительное подкрепление: если реакция или поведенческий навык осуществляется ребёнком только из опасения быть наказанным, то этот навык будет появляться лишь в специфической ситуации. Также не следует вырабатывать сразу несколько новых навыков, реакций или умений. Это очень трудно для ребёнка и в то же время не даёт возможности прочно сформировать ни одну из реакций. Поэтому в первую очередь надо выработать ту реакцию, которая в данный период наиболее значима для организма. 

Условно - рефлекторные реакции постепенно превращаются в сложные формы человеческого поведения, неразрывно связанные с активной мыслительной деятельностью.

Второй год жизни имеет особое значение в жизни ребёнка. В этот период у ребёнка происходит овладение ходьбой, которая меняет весь его облик и способствует быстрому сенсорному развитию; формирование второй сигнальной системы. Этот год выделяют как, особый период раннего детства.

Именно в этот период развития необыкновенно высокая ориентировочная реакция, большая потребность в получении новых впечатлений, в новых действиях с предметами. Индивидуальные, эмоционально – деловые контакты взрослого с ребёнком, формируют такие начала личностных качеств, как глубокая привязанность к близким. Адекватное отношение к их оценке поведения ребёнка, самостоятельность, инициативность, стремление довести начатое до конца. В этом возрасте увеличивается время бодрствования, что следует учитывать при построении режима дня. 

Психическое развитие ребёнка раннего возраста можно разделить на четыре периода. 

Первый – от 1года до 1года 3мес.

Второй – от 1г. 4м. до 1г. 6м.

Третий – от 1г. 7м. до 1г. 9м.

Четвёртый – от 1г.10м. до 2лет.

Можно выделить линии развития, которые формируются наиболее интенсивно. Это понимание речи взрослого и развитие активной речи ребёнка; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие движений; развитие навыков самостоятельности. Естественно, что такое разделение условно, т.к. каждая линия развития формируется в связи со всеми остальными.

Для детей 2-го года жизни характерна абстрактность восприятия: ничто не проходит мимо их внимания – животные, игрушки, транспорт, новая одежда и т.д. Всё это очень важно для малыша, мозг получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако нужно помнить, что внимание ребёнка ещё носит непроизвольный характер. Малыша в это время нельзя заставить быть внимательным, но заинтересовать его можно многим. 

На 3-ем году жизни ребёнок довольно интенсивно продолжает развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предшествующим годом. В этот период у детей совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования (6 – 6,5ч.) В этом возрасте у ребёнка легче сформировать навыки правильного поведения, т.к. он уже может сдержать свои действия, желания. Однако надо помнить, что и в 3 года ребёнок легко возбудим, и легко утомляется от однообразных действий. На третьем году жизни происходит интенсивное нервно-психическое развитие ребёнка.

Самые большие изменения в его психике касаются дальнейшего формирования речи и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под её влиянием. Словарь ребёнка увеличивается в три-четыре раза по сравнению с предшествующим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. 

Поведение ребёнка (от 1г. до 2лет) уравновешенное, ровное, он очень привязан к матери. Ведущей деятельностью является возникновение внутреннего побуждения, потребность к другому человеку.

Окончание периода раннего детства характеризуется кризисом трех лет, который является границей между ранним и дошкольным детством, и одним из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б.Эльконину. Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. 

Изменения позиции ребёнка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребёнком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребёнка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми (и никогда – со сверстниками). Л.С.Выготский, вслед за Э.Келер, описывает 7 характеристик кризиса 3х лет. 

Первая из них – негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только по тому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. 

В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребёнку. Конечно негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребёнок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Вторая характеристика 3х летнего кризиса – упрямство. Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет всё его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может.

Упрямство – не настойчивость, с которой ребёнок добивается желаемого. Упрямый ребёнок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в группе норм воспитания. Ребёнок стремится настоять, на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. «Да ну!» - самая распространённая реакция в таких случаях. 

Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребёнок хочет делать и решать всё сам. В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты с взрослыми.

У некоторых детей конфликты с сотрудниками становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны с взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В группе дома ребёнка несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в группе, с точки зрения юного деспота.

Интересная характеристика кризиса 3х лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам – обесценивание. Что обесценивается в глазах ребёнка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3х летний ребёнок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесценивается старая привязанность к вещам) и т.д. 

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от взрослых. Это важный этап в эмансипации ребёнка; не менее бурный этап ждёт его в дальнейшем – в подростковом возрасте. 

Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи. Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. 

У детей живущих в условиях материнской депривации более позднее развитие наблюдается в активной речи и сенсорном развитии. Почему? Эти сферы наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных факторов, как биологических, так и социальных. 

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, а также и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребёнка. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни), параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Уже с первых месяцев жизни, оторвавшись от матери, ребёнок не получает удовлетворения в потребности общения с ней, что оказывает негативное влияние на дальнейшее формирование мотивации эмоционального общения с окружающими, а также потребности инициативного общения. Отрицательное влияние этого факта наиболее чётко выступает на втором году жизни. 

Не сформированное в течение первого года эмоционально- деловое общение отрицательно влияет на речевое развитие, а в дальнейшем на формирование личности в целом. Нехватка индивидуального общения с каждым ребёнком, вызывает отсутствия чувства привязанности к взрослым. Стереотипность поведения также отрицательно влияет на развитие речи малышей. Для того, чтобы понять патологию речи, необходимо чётко представлять путь последовательного, речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. 

К концу первого года жизни у ребёнка появляются первые слова, в связи с этим заканчивается подготовительный этап до речевого развития и начинается этап становления активной речи.

Второй год жизни – «сензитивный» период в развитии речи, когда наблюдается особая чувствительность к речевому обучению, когда речевое развитие протекает очень интенсивно. На 2-ом году ребёнок начинает подрожать словам и фразам взрослого, понимать его речь. Растёт его активный словарь, ребёнок овладевает грамматическим строем языка, начинает пользоваться речью.

Понимание речи приходит не сразу. Для развития этого процесса характерно то, что до полутора лет интенсивно устанавливаются связи между предметами действиями и их словесными обозначениями, правда связи эти сначала довольно слабые и требуют специальные условия, чтоб они стали прочными. Недостаточно прочна и связь между отдельными анализаторными системами (двигательными, зрительными, слуховыми) Этим и объясняется, что иногда, даже если ребёнок понимает задание взрослого, реагирует на него недостаточно правильно. 

Что же дети могут понимать в этом возрасте? Они понимают : названия игрушек; предметов обихода, одежды; название действий, которые они сами могут выполнить (возьми, принеси, посмотри, покорми, покачай). Постепенно кругозор расширяется, связи между предметами и словами становятся прочнее, благодаря чему дети с полутора лет начинают понимать речь взрослого, неподкреплённую ситуацией, т.е. с малышом уже можно говорить о том, чего он в настоящее время не видит (конечно, нужно опираться на имеющийся опыт ребёнка). Ему уже можно пересказывать простые, но эмоциональные рассказы, читать четверостишья, потешки. В дальнейшем вопросы взрослого, обращённые к ребёнку, заставят его обозначить воспринимаемое своими словами. К концу 2-го года будут стимулировать и появление первых вопросов (Где? Кто это? Куда? и т.п). Если до полутора лет ребёнок воспринимает общее, у однородных предметов, названных взрослыми, то после полутора лет эта способность к общению находит выражение в его собственной речи. 

Начало 2-го года жизни – это так называемый «период наглядных обобщений», когда ребёнок обобщает не столько по существенным признакам, сколько по признакам внешним, бросающимся в глаза: по цвету, величине и т.п. Позже приобретается некоторый опыт, ребёнок по словесной инструкции взрослого обобщает предметы по существенным признакам. Сначала находит по просьбе взрослого, а затем и называет однородные предметы независимо от их внешних признаков.

В первую половину 2-го года жизни у ребёнка формируется умение подрожать словам, произносимыми взрослыми. Однако, артикуляционный аппарат, развит ещё недостаточно, и в начале 2-го года жизни малыш произносит слова облегчённо ( би-би -машина, ав-ав - собака ). Поэтому очень важно, чтобы взрослый, давая для подражания такие облегчённые слова, сопровождал их словами произносимыми правильно.

На основе подражания растёт словарь ребёнка: к году он насчитывает 10 слов, к 1г.6м. – 30 слов, а к 2-м годам – 300 слов. Постепенно изменяется удельный вес речевых реакций. Так от года до 1г.3 м. преобладающей речевой реакцией является лепет ребёнка. Лепет – это сочетание звуков неопределённо артикулируемых. В период с 1г.3м. до 1г.6м. увеличивается количество слов, произносимых облегчённо, а лепет резко сокращается. 

Слова малыш произносит в момент сильной заинтересованности, при внезапном появлении предметов в поле его зрения. В возрасте от 1г.6м. до 1г.9м. увеличивается количество слов произносимых правильно, т.е. ребёнок может сказать не ав-ав, а собака, хотя само произношение слова ещё очень не совершенно и понимают его лишь близкие люди. Дети начинают пользоваться словом и вовремя игры, причём их речь часто имеет ненаправленный характер, она ещё не обращена к объекту действия, например, укладывая куклу спать, он говорит: « спит», кормит её и произносит: «поела». 

С 1г. 9м. до 2-х лет в речи ребёнка возрастает количество фраз и лишь к концу 2-го года речь начинает выполнять свою основную функцию – служить для общения с окружающими. Ребёнок начинает, прежде всего, пользоваться речью при общении с взрослыми. Дети этого возраста не только понимают несложный хорошо знакомый сюжет, изображённый на картинке, но и умеют ответить на некоторые вопросы взрослого, связанные с ним. 

На 3-ем году жизни происходит интенсивное нервно-психическое развитие ребёнка. Самые большие изменения в его психике, касаются дальнейшего формирования речи и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под её влиянием. Словарь ребёнка увеличивается в три - четыре раза, и изменяется не только количественно, но и качественно. К трём годам активный словарь достигает 1000 – 1500 слов. Так, почти исчезают облегчённые формы слов, а также неправильно произносимые слова; дети начинают употреблять все части речи. 

Сложившееся мышления ребёнка отражается в грамматическом строе его речи, он уже употребляет распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайки, он может его съесть, » - говорит ребёнок в 2.5 года. Дети в этом возрасте задают множество вопросов: Почему? Где? Когда? Зачем? и т.п.

Употребление детьми различных частей речи и появление придаточных предложений, вопросов – всё это характеризует дальнейший этап развития мыслительной деятельности, говорит о том, что дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, а пытаются установить между ними связи, улавливают свойства предметов и явлении, сравнивают, сопоставляют. Развитие речи и развитие мыслительного процесса идут одновременно. 

Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. С ребёнком можно говорить уже не только о данном моменте, но и о прошлом, и в какой-то мере о будущем, например: куда он пойдёт; что будет делать; какими игрушками украшали ёлку. Появляются более сложные обобщения: словом игрушки, одежда, ребёнок обобщает однородные, но сходные по функции предметы. 

Но, несмотря на большие достижения в развитии речи, дети ещё не имеют достаточного опыта и не владеют грамматическим строем языка, поэтому их речь остаётся несколько своеобразной. Ребёнок говорит: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» - 2г. 9м. или « У меня замёрзли ножки и валенки» - 2г.6м.

Правильное произношение звуков на 3-м году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся ещё облегчённо: « Зяйка (зайка), Пизяма (пижама). » Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно (лиса), в другом не правильно (повзёт – ползёт). Не все дети в этом возрасти выговаривают звуки «Р», «Л», шипящие: «Балабан-барабан, Зеня - Женя». Встречается замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки собственной речи, не мешают ребёнку замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребёнка. 

Из всего, вышесказанного следует: необходимыми условиями в развитии речи в раннем возрасте является его игровая, двигательная активность, общение с взрослыми, организация специальных занятий, способствующих проявлению речевой активности. Важной задачей является формирование у детей раннего возраста потребности в речевом общении с взрослыми; нужно помнить, что ребёнок будет пользоваться речью, если у него есть в этом потребность, желание что-то сказать взрослому.

Очень важно внимательно относится к каждому слову ребёнка, обращённому к взрослому; конечно необходимо также как можно чаще обращаться к детям, давать им разные поручения и т.п. Взрослые не должны допускать в своей речи искажение звуков. Это является одним из важных условий формирования правильного произношения.

Игра как важнейшее условие развития речи детей раннего детского возраста в условиях дома ребёнка.

Ведущей деятельностью к 3-х летнему возрасту становится игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию. 

Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий.

У детей воспитывающихся в домах ребёнка чаще всего наблюдается отсутствие ярких и разнообразных впечатлений, медленное овладение новыми умениями, знаниями, неспособность переносить освоенное и увиденное в самостоятельную деятельность – всё это приводит к задержке развития игры: она примитивна и однообразна.

Только на третьем году отмечается формирование игры как сюжетной, так и ролевой. Это связано, прежде всего, с обеднённой социальной средой.

На первом этапе игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен.

Игра – критерий нормального развития ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. 

Игра имеет большое значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими

ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице). Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. 

Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в "отдых".

Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода. 

Усвоение предметной деятельности ребенком происходит через развитие соотносящих, т.е. приводящих два или несколько предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения, например, складывание пирамидки из колец, закрывание коробок крышками, и орудийных действия, т.е. действий, в которых один предмет - орудие – употребляется для воздействия на другие предметы (например, ложка, чашка, савок, игрушечные молоток, пила и др.).

Поэтому в этом возрасте у ребенка обязательно должны быть так называемые дидактические игрушки разного вида (матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т.п.) и игрушки - копии реальных предметов (посуда, ведерко, совочек, лопатка, лейка и др.).

Внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста начинают зарождаться другие виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети

этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему). Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребенок сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п.

В трёхлетнем возрасте игра, которая является одним из средств социализации, становится ведущим видом деятельности. Ее содержанием является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых (реальные действия взрослых людей, отношения между ними, подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли). 

В раннем детском возрасте, когда ребенок отражает только отдельные действия взрослых, приобретают куклы, игрушечные мебель, посуду, заводные игрушки, автомобили (легковые и грузовые), игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро), мягкие игрушки, изображающие различных животных.

Игры и занятия по развитию речи с детьми раннего возраста.

От1г. до 1г.3мес:

Могут быть использованы игры: «Муха», «Мишка болен» (части тела), «Кукла Оля поет и пляшет», «Сорока – Ворона», «Прятки», «Ладушки», «Делай как я», «Поиграй» (на барабане, бубне), «Покорми лялю», «Чудесный мешочек».

Картинки с изображением собачки, кошки, мяча, петушка, куклы. «Птичка прилетела», «кукла наряжается», «кто, как кричит», «я спрячу, а ты поищи».

Инсценирование «Гуси – Гуси», «топ – топ» и другие. 57, с.69

От 1г. 3мес. до 1г. 6мес.:

Рассматривание картинок: кукла спит, собачка ест, девочка играет (знакомые действия), девочка пьет и кошка пьёт молоко (одинаковые действия), девочка спит, девочка ест (одинаковый объект), собачка белая, кошка чёрная, маленькая (сравнение). 

Д.игра: «Уложи куклу спать», «Кто что делает?», «Оденем куклу Машу», «Комната для куклы Маши», «Кто с нами рядом живёт?» (домашние животные).

Игры: «Подарим Оле посуду», «Как ходит и поёт петушок», «Как бегает и лает собачка» и д.р. 

Чтение стиха «Рыбка», наблюдение за рыбками в аквариуме.

«Назови, что это?» (овощи и фрукты).

Инсценирование: «Что делает Жучка?», «Сборы на прогулку», «Кто в домике живёт?», «Оденем Катю после сна».

Рассказывание сказки «Курочка ряба» с помощью картинок, игрушек. Чтение «Уходи с дороги кот», «Поезд», «Солнышко – вёдрышко» и другие. Д.игра: «Покажи где носик…у тебя и у зайки». 

От 1г.6мес. до 1г.9мес.

Рассматривание картинок : мальчик и лошадка, собака во дворе, кошка на окошке, игрушки для Даши, с идентичными картинками на любую тему (игрушки, овощи, фрукты, предметы одежды, обуви). 

Экскурсии по Дому ребёнка с целью ориентировки и знакомства комнат.

Д.игра «Что нам зайка принёс» (можно брать игрушки, овощи, одежду).

Д.играы: «Где сейчас мишка?», «У Кати день рождение» (мебель, посуда), «Устроим кукле комнату», «Назови, что это?», «Что делает няня?», «Разденем куклу после прогулки», «Катя проснулась», «Постираем кукле платье», «Чего не стало?».

Наблюдение за транспортом, рассматривание картин с изображением машин, автобуса, поезда. 

Рассматривание картинки с изображением птички, наблюдение за рыбкой в аквариуме и рассматривание игрушки – рыбки.

Чтение: «Села птичка на окошко», «Поезд», «Лошадка», «Собачка», «Игрушки» и т.д.

От 1г.9мес. до 2х лет

Рассматривание картин: «Таня кормит кур», «Дети кормят кролика», «Ёлка в детском саду». Д.игры: «Что нам Оля принесла», «Магазин» (одежда для девочек и мальчиков), «Назови какой это предмет» (большой, маленький), «Кто с нами рядом живёт», «Кто как кричит», «Маша и Андрюша в гостях у детей» (различие пола детей). 

Лото «Домашние животные», «Посуда».

Целевой показ: «Почини книгу», «Почини игрушку».

Инсценирование: «Кошка Мурка», «Полон двор» (домашние животные и птицы), «Как машина зверей катала».

Показ настольного театра: «Репка», «Теремок», «Колобок».

Экскурсия в магазин «Айболит».

Рассказ без показа «Что купили в магазине?» и д.р.

С 2лет до 2л.6мес.

Игры: «Расскажи об игрушке», «Игрушки в гостях у ребят», «Расскажи мне для чего это», «Напою я куклу чаем», « Сложи одежду в шкаф, а обувь поставь под скамейку», «Что купила Машенька». 62, с.107

Лото «Мебель», «Кто пришел и кто ушел», «Найди маму детёнышу», «Едем, едем мы домой», «Что нам осень принесла», «Откуси и назови», «Где растут яблоки», «Сварим суп из овощей», «Кто где сидит», «Кто летает, а кто бегает?», «Назови птичку и что она ест», «Угостим мы птичку», «Кто где живёт», «Раскрась яблочко», «Назови какого цвета», «Какое время года?» и т.д.

Инсценировки: «Стоит домик», «Гуси и жеребёнок», «Собака со щенятами», «Вышла курочка во двор» и др.

Беседа – рассказ «Кто живёт в лесу» (с помощью картинок), беседа по картинкам об экзотических животных.

Рассматривание картин: «Ваня и снеговик», «Дети на прогулке», «Пускание корабликов», « Осенний сад», «В огороде», «Весна пришла», «Сбор яблок», «На приёме у врача», «Дети моют руки», «Мой Мишка», «На лугу» и др.

Рассказывание сказок с помощью разных театров: «Теремок», «Колобок», «Волк и козлята» и т.д. 

Инсценирование вместе с детьми: «Курочка – рябушечка», «Кисонька-мурысанька», «Птичий двор».

Рассматривание одуванчика, рассказ «О чём думает одуванчик», рассматривание картины «На лугу», игра «Назови что это».

 

2г.6мес. до 3х лет.

Занятия: «Корзина с овощами», «Что купили на базаре» (отличать овощи от фруктов), «Сварим суп из овощей», «Фрукты» (с картинками), «Животные и их детёныши», «У кого какая мама?», «Пассажирский транспорт», «Грузовой транспорт» и т.д. 62, с.123

Игры: «Угадай на вкус», «Назови что это», «Что возьмём для работы в огороде», «Что купили в магазине?», «Для чего это нужно» (предметы обихода), «Найди такой же предмет», «Магазин игрушек», «Угадай, что в мешочке», «Кто как кричит», «Кого встретили в лесу», «Кто живёт дома, а кто в лесу?», «Чьи детки?», «Как зимуют птички», «Назови сколько?», «Зачем зайке 2е шубки?», «Зачем ёжику иголки», «На чём приехал Ваня?», «Как нам транспорт помогает?», «Специальные машины», «Кто сел на цветок?», «Кого видели в траве?», «Встречаем гостей», «Что для чего?», «Отгадай, что за птица?», «Кто прилетел на кормушку?», «Когда это бывает?», «Найди такой же листик», «Накорми куклу Машу», «Кому это нужно для работы», «Подбери картинку», «Угадай, кто поёт?», «Построим домик для зайчика», «Пирожки для куклы Оленьки», «Постираем Оле платье», «Куда мишка спрятался», «игры – забавы с водой», « Украсим камнями домик зайчика», «Назови что это?» и др.

Беседы: «Насекомые», «Зимующие птицы», «О временах года», беседа по сюжету книг «Мой мишка» -Александровой, «Что такое хорошо и что такое плохо»- Маяковский. 

Беседа по вопросам: «Зачем нужен дождик?».

Экскурсии на кухню, в мед.кабинет, в магазин, в кабинет плотника. Рассказывание сказок, рассказов с помощью иллюстраций, чтение стихов и потешек, опыты с водой и снегом, игры – опыты, как растения пьют воду. Показ различных пальчиковых театров, разучивание стихов.

Игры – лото «Мебель», «Посуда», «Одежда».

 

Во время работы по развитию речи детей раннего возраста, в условиях дома ребёнка, необходимо учитывать особенности психического развития каждого ребёнка.

Анализ истории развития ребёнка, диагностика его нервно - психического развития и наблюдение за поведенческими реакциями – именно по этим направлениям происходит первичное изучение ребёнка. Диагностика нервно-психического развития детей при первичном обследовании позволяет выявить раннее отставание в развитии ребёнка, а в дальнейшем при ежемесячном контроле, представляет возможность, следить за динамикой развития ребёнка, так же помогает контролировать адекватность поставленных целей в индивидуальных занятиях. 

Кроме того, педагог выявляет уровень общения ребёнка с взрослыми. Методом наблюдения оценивает его звуковые реакции: гуление, лепет, а так же первые лепетные слова. Все полученные данные сопоставляются, анализируются и в обобщённом виде заносятся в индивидуальный дневник речевого развития. 

Воспитатель сможет правильно организовать самостоятельную игровую деятельность лишь в том случае, если он знает не только особенности психического развития данного возраста, но и особенности развития каждого ребёнка своей группы. Во время самостоятельной деятельности детей, воспитатель уделяет большое внимание поведению детей: он обучает правилам поведения во время игры. 

Первые совместные игры развивают у детей привязанность друг к другу. Воспитатель вызывает потребность в речевом общении, стимулирует речевую активность детей, поддерживает любые обращения к нему ребёнка.

Методы обучения во время самостоятельной деятельности постоянно меняются. Так, в начале 2-го года жизни, воспитатель часто действует рукой ребёнка, вместе с ним.

Основной метод, которым пользуется воспитатель – это метод показа, сопровождаемый словом. Во втором полугодии в связи с развитием понимания речи, можно использовать словесные инструкции. Очень важно, чтобы методы руководства игрой постепенно усложнялись за счёт подготовки ситуации игры: в первом полугодии его готовит воспитатель во втором – дети вместе с воспитателем, либо самостоятельно. 42, с.274

На 3-м году жизни существенно изменяется воспитательное значение речи. Хотя при обучении ведущее место занимает ещё показ, удельный вес речи как средство обучения и воспитания значительно возрастает. Словом можно прекратить то или иное действие ребёнка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятия.

Но, несмотря на большие достижения в развитии речи, дети ещё не имеют достаточного опыта и не владеют грамматическим строем языка, поэтому их речь остаётся несколько своеобразной. Ребёнок говорит: « Эта колбаса докторская, она у доктора была» - 2г. 9м. или « У меня замёрзли ножки и валенки» - 

Правильное произношение звуков на 3-м году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся ещё облегчённо: « Зяйка (зайка), Пизяма (пижама). » Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно (лиса), в другом не правильно (повзёт – ползёт). Не все дети в этом возрасти выговаривают звуки «Р», «Л», шипящие: «Балабан-барабан, Зеня - Женя». Встречается замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки собственной речи, не мешают ребёнку замечать ошибки других детей и поправлять их. 

Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребёнка. Особое значение для

развития детей на всех возрастных этапах имеет правильная организация их самостоятельной деятельности, в процессе которой обогащается опыт, формируются навыки общения детей.

Важным условием в доме ребёнка является удовлетворение потребности каждого из детей в общении с взрослыми, в новых впечатлениях, двигательной активности и положительных эмоциях. Если между взрослым и ребёнком устанавливается тесная, интимная связь, если ребёнок чувствует любовь, тепло, ласку, он становится спокойным и уверенным, доброжелательным, активным, контактным, самостоятельным, в меру подвижным и послушным.

При проведении режимных процессов дети часто и долго общаются с взрослыми, учатся выполнять их поручения и просьбы, удовлетворяют свою потребность в общении. 

Усложняются при этом и задачи игры, которые воспитатель ставит перед ребёнком. Дети третьего года жизни учатся пользоваться книгами – это особый вид деятельности и ему воспитатель должен уделять максимум внимания.

Показателями правильно организованной самостоятельной деятельности являются: хорошее настроение детей; устойчивость и разнообразие игр, соответствующих возрастным особенностям, положительное взаимоотношения между детьми; частые обращения к воспитателю по поводу игры; достаточное количество различных, соответствующих возрасту речевых реакций, сопровождающих деятельность детей. 

Нужно постоянно помнить, что «без целенаправленного обучающего воздействия взрослых ни в детском учреждении, ни в семье невозможно обеспечить развитие деятельности детей, а тем самым полноценного умственного развития». Н.М. Аксарина. 

Важным разделом воспитательной работы с детьми раннего возраста является организация специальных занятий. Занятия проводит воспитатель по заранее составленному плану. По сравнению с самостоятельной деятельностью, они занимают не много времени, однако при правильной организации имеют большое воспитательное значение.

Основная задача занятий – способствовать возникновению у детей новых, прогрессивных, ведущих для данного периода линий развития и форм поведения. Планируя занятия, воспитатель, прежде всего, должен хорошо представлять себе задачи работы с данным возрастом и фактический уровень развития своих детей по всем показателям. 

Основная цель занятий в раннем возрасте может быть не изменённой в течение нескольких месяцев. Например: цель речевых занятий (2г.- 2г.6м) –научить ребёнка отвечать на вопросы (Кто? Что? Где? Куда?), употреблять распространённые предложения более чем из трёх слов. Естественно, овладение этим умением происходит не за одно, два занятия, поэтому их усложнение достигается путём подбора более сложного дидактического материала, который способствует формированию данного умения. Поэтому необходимо своевременно менять материал, чтобы интерес к занятиям не падал. 

Интерес ребёнка к занятиям - это условие обязательное, без него нельзя решить поставленные задачи. Определённое место на занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста, занимают дидактические игры типа лото. Цель этих игр – расширять словарь детей; упражнять их в активной речи (ответы на вопросы, правильное изменение слов по числам, по родам, падежам). Дети должны научиться, внимательно смотреть, что показывает воспитатель; называть и находить аналогичные изображения; обращаться к воспитателю, т.е., усвоить правила игры. 

Занятия делятся на: групповые и индивидуальные. Групповые занятия (не более 4-х детей), индивидуальные занятия проводятся с одним ребёнком. Целесообразней проводить индивидуальные занятия с ребёнком в отдельной комнате, во время самостоятельной деятельности других детей. Индивидуальные занятия планируются, прежде всего, с теми детьми, которые несколько запаздывают в развитии по той или иной линии. 

Кроме того, следует проводить индивидуальные занятия с детьми, которые развиваются нормально, но их надо учить пользоваться игровым материалом или дидактическими пособиями (домино, сложные пирамидки, мозаика, конструктор и т.п.), которые не целесообразно давать на групповых занятиях.

Длительность занятий зависит от характера занятия, интереса детей к нему, а также от уровня развития детей, их предшествующий опыт, умение действовать по указанию взрослого. Речевые занятия длятся обычно 7-10 минут. Воспитатель следит за поведением детей и прекращает занятия, если дети начинают отвлекаться, проявляют признаки снижения интереса, наступает утомление. 

Цель занятий по развитию речи детей раннего возраста: развивать понимание речи, речевое подражание и активную речь. Способствовать обогащению словаря, совершенствовать грамматическую и интонационную стороны речи, произношение. 

Из данной цели вытекают следующие задачи: развивать способность понимать речь взрослого без наглядного сопровождения (рассказ без показа, сказка, стихотворение); слушать не отвлекаясь; понимать вопросы. Учить, внятно произносить слова и предложения; понятно отвечать на вопросы по содержанию картин; рассказывать об увиденном ранее и наблюдаемом сейчас; учить задавать вопросы взрослым и детям; учить наблюдать и называть увиденное. Правильно повторять за взрослым названия и называть самостоятельно предметы, свойства, действия предметов. 32, с.219 Приучать рассматривать картинки в книгах и рассказывать о них в 2-х, 3-х предложениях.

Учить узнавать на картинках животных и рассказывать о них. Развивать эмоциональную выразительность речи, учить владеть интонацией вопроса, восклицания, развивать умение рассказывать короткий стихотворный текст.

Обогащать активный словарь детей: существительными – названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений, домашних животных и птиц, их детёнышей, транспорт, людей; глаголами, обозначающими некоторые действия (мыть, варить, стирать, сажать, и т. п.; прилагательными (большой, маленький, красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, холодный, горячий, сладкий, кислый, солёный, горький, круглый и т.п.); наречиями (вчера, сегодня, завтра, далеко, близко, низко, высоко, рядом, много, мало).

Упражнять в правильном употреблении существительных во множественном числе, согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, употреблении существительных с предлогами (в, на, под, над, из), глагола в прошедшем и будущем времени. 

При соблюдении необходимых условий, развития речи детей раннего возраста, которыми являются его: игровая, двигательная активность; общение с взрослыми; организация специальных занятий; проявляется речевая активность детей, которая протекает без задержки.

Педагоги должны чётко знать задачи по развитию речи детей, в Доме ребёнка. 34, с.368

Задача 1. Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса.

При решении данной задачи необходимо добиваться, чтобы дети не только знали, но и понимали смысл употребляемых слов, активно используя их в повседневной речи. Развивать интерес к пониманию слов. Предложить ребёнку подумать: «А как правильно сказать?», «как можно ещё назвать мишку?» и.т.д.

Задача 2. Работа над грамматическим строем речи.

Слова – это «кирпичики», из которых складывается речь. Грамматика- это нормы изменения слов и объединение их в предложения. Нужно учить детей изменять слова по числам, падежам, родам в построении простых и сложных предложений.

Задача 3. Формирование звуковой культуры речи.

Решая эту задачу, учим детей, уметь слышать и воспроизводить все звуки родного языка. Это система ударения в словах, четкое произношение звуков и слов. Работа над выразительностью речи, темпом и силой голоса.

Задача 4. Работа над формированием и развитием связной речи (диалогической и монологической).

Диалог- это разговорный жанр речи, где необходимо учить ребёнка спрашивать, отвечать, объяснять, рассуждать, слушать и понимать.

Монолог - более сложная форма речи. Здесь нужно научить ребёнка составлять рассказ, сказки, уметь пересказывать истории об увиденном, по картинке и т.д.

При решении данных задач необходимо разнообразить и продумать методы и приёмы работы с детьми для успешного развития пассивной и активной речи. 34, с.375

* Основной приём – это вопросы.

-Вопросы о предметах: «кто?», «что?»

-Вопросы о качествах и свойствах предметов: «какая?», «какие?», «какой?» и т.д.

-Вопросы причинно – следственные: «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?»…

-Вопросы разнообразные, для возможности составления ребёнком предложений по схемам: существительное + глагол + существительное в винительном падеже. «Что делает Люда? Люда моет посуду»; существительное + глагол в винительном падеже существительное в творительном падеже. «Женя даёт машинку Саше». Вопросы с предлогами «у», «с», «под», «на» и др.

* Рассказывание ребёнком.

* Гуление.

* Подговаривание слогов, слов в играх, стихах, потешках, рассказах.

* Новое слово в сочетании со знакомыми словами. «Кошка лакает молоко, и собачка тоже молочко…что делает?»

* Просьба повторить новое слово или произнести данное слово.

* Совместное проговаривание ребёнка и воспитателя.

* Поручения, требующие ответа- действия.

* Приёмы инсцинирования

* Имитационные действия.

* Поисковые ситуации. (нахождение нужной игрушки, предмета)

* Внезапность появления игрушки

* Приход игрушки- героя на занятие.

* Подражание на выразительность.

* Сюрпризность: стук, музыка, голос, занимательные коробки и т.д.

* Показ с называнием.

* Объяснение назначения предмета.

Необходимо помнить, что речь взрослого должна быть правильной по построению, не громкой, не шаблонной и без речевых стереотипов, адресована каждому ребёнку. Давая детям, правильный образец речи, следить, чтоб дети строили предложения в соответствии с особенностями грамматики родного языка. 

Подготовка ко сну:

Здесь обстановка благоприятна для введения в активный словарь детей названия частей тела, одежды, спальных принадлежностей, действий с ними, уточнения последовательности действий, пространственных отношений (на стул, под стул и т.д.). Обогащения словаря наречиями и прилагательными (не шуми, говори не очень громко, одежду вешай аккуратно, чтобы не помялась и т.д.)

Одевание после сна:

Здесь меньше возможностей для словарной работы, так как детей поднимают постепенно, они в основном молчат, выполняют отдельные поручения, сделанные воспитателем в пол голоса для создания хорошего настроения.

Лучше использовать стихи и рифмовки, потешки: «Потягушки, потянись! Поскорей, скорей проснись!»

Кормление:

Речевое общение целесообразно проводить до того, как ребёнок начнёт принимать пищу. Следует обратить внимание на блюдо: «Как узнал, что это суп?», «Как он называется?», «Что я тебе налила?», «Что тебе дать, чтоб ты смог есть суп?» и т.д.

Умывание:

Словарная работа во время умывания осуществляется до и после непосредственных действий с водой и полотенцем. Действия с водой (открыть кран, пустить воду, намылить руки и т.д.) требуют от ребёнка внимания и напряжения, хотя увлекают его. В это время дети хуже реагируют на речь. До умывания и в его процессе лучше читать стихи и потешки. Перед чтением обращаемся к детям: «Откроем кран, будем мыть руки, ведь они грязные» и после этого читаем подходящую потешку или стишок. «Водичка, водичка, умой моё личико…» приложение № 5.

 

Развитие детей раннего детского возраста – это на сегодняшний день одна из самых актуальных вопросов. В настоящее время существует множество литературы по данному вопросу, в том числе по развитию речи детей раннего возраста.

Развитие речи детей раннего детского возраста, воспитывающихся в условиях материнской депривации – наиболее важное направление психолого – педагогической работы. Оно призвано обеспечить своевременное всестороннее развитие детей. Для нашего дома ребёнка это актуально ещё и тем, что почти каждый воспитанник имеет задержку психического развития, поэтому необходима коррекционная работа на ранних стадиях развития детей, в том числе и с отставанием в речи.

Нами была выдвинута следующая гипотеза: внедрение программы развития речи у детей раннего детского возраста способствует развитию познавательных процессов.

Рассмотрев проблему развития речи детей раннего детского возраста, воспитывающихся в доме ребёнка в психолого – педагогической литературе мы пришли к выводам:

1. Изучив особенности психического развития детей раннего детского возраста, воспитывающихся в домах ребёнка, мы выявили что: Раннее детство сензитивно к усвоению речи; у детей воспитывающихся в домах ребёнка происходит ограничение впечатлений, «сенсорный голод», который приводит к снижению активности мозга, к задержке развития;

Замедленно развитие высших психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения, в результате чего страдает формирование активной речи и сенсорное развитие. Медленно формируется поведение детей на занятиях, т.к. они быстро устают, отвлекаются.

2.Нами установлено, что ведущая деятельность раннего возраста предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные

игры. Детям, воспитывающимся в условиях материнской депривации характерно отсутствие ярких и разнообразных впечатлений, медленное овладение новыми умениями, знаниями, неспособность переносить освоенное и увиденное в самостоятельную деятельность, что приводит к задержке развития игры: она примитивна и однообразна.

3. Рассматривая работу педагога - психолога, важным условием в доме ребёнка является удовлетворение потребности каждого из детей в общении с взрослыми, в новых впечатлениях, двигательной активности и положительных эмоциях. Если между взрослым и ребёнком устанавливается тесная, интимная связь, если ребёнок чувствует любовь, тепло, ласку, он становится спокойным и уверенным, доброжелательным, активным, контактным, самостоятельным, в меру подвижным и послушным. Следует подчеркнуть, что, осуществляя все необходимые оздоровительные и воспитательные мероприятия правильно, в развитии и поведении детей существенных отклонений не будет.

В результате  работы по развитию речи детей раннего детского возраста в условиях дома ребёнка нами получены следующие выводы:

1. Для изучения уровня развития психических процессов и речи нами были использованы методики: «Спрячь шарик»; «Разбор и складывание матрёшки»; «Разбор и складывание пирамидки из 3 – 4 колец»; «Парные картинки»; « Цветные кубики»; «Развитие речи»; « Конструирование из палочек»; «Достань тележку»; «Послушай и выполни» предложенные Л.С.Рычковой и Г.Н. Лавровой;

3.Была разработана и внедрена программа развития речи, которая включает в себя цель: через игру, положительный эмоциональный настрой развивать и корректировать связную речь ребёнка, обогащать его словарный запас, помочь овладеть самостоятельной, активной речью.

Через подвижные игры формировать правильное произношение отдельных звуков; уметь понимать инструкции взрослого; соблюдать правила игры. С помощью дидактических игр расширять активный словарь детей, отрабатывать артикуляцию; развивать связную речь; формировать речевое мышление; вызывать у ребёнка потребность в общении. С помощью музыкального ритма во время музыкальных занятий вырабатывать у детей правильный темп речи, ритм дыхания, развивать речевую память. Через инсценировку сказок развивать у детей чёткую речь, умение использовать соответствующую интонацию голоса, закреплять диалогическую речь.

Отсюда следует сделать вывод, что наша программа психолого – педагогических мероприятий нуждается в корректировке. В неё следует внести практические виды деятельности (лепка, конструирование, рисование).

Для всестороннего психического развития детей раннего детского возраста необходимо развивать их самостоятельную речь.

Дальнейшим направлением исследования может стать выявление путей развития психики детей на следующих возрастных этапах, выявление возможностей развития эмоционально-волевой сферы детей.