Проект "Волшебный мир сказок"

Мельникова Екатерина Андреевна

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
        Актуальность изучения проблемы творчества в психолого-педагогической науке объясняется, прежде всего, возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность, недостаточной разработанностью общих основ, теории и методологии креативности. Необходимость формирования креативности обусловливается тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, является базовым детерминантом социального творчества и заключает в себе концептуальные принципы психологии креативного обучения и воспитания. Актуальность исследования определяется необходимостью разработки научно-психологического и технологического обеспечения развития и реализации творческого потенциала человека. Вскрыв существующие противоречия и определив социальный заказ общества на творческую личность.
        В настоящее время разрабатываются и внедряются программы по развитию творческих способностей, мышления и воображения в воспитательно-образовательную работу дошкольного учреждения (ДОУ), включая в себя игровые приемы, но этот процесс еще остается не на должном уровне.
        Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам.
        Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
         Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать собственные чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.
       Наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих определенное эмоциональное напряжение, по мнению О.М.Бабич, Н.И. Вьюнова, К.М.Гайдара, является одной из важнейших предпосылок становления творческой личности. Большую роль здесь играет создание положительного настроения, которое повышает эффективность решения ребенком тех или иных проблем и трудных ситуаций.

А литературный жанр как «русская народная сказка» - идеальный инструментарий для формирования творческой и одновременно - духовной личности ребёнка, т.к.  входя в мир чудес и волшебства, ребёнок не только получает первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром, но и получает уроки нравственного отношения к предметам и явлениям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melnikova_proekt_vord.docx63.63 КБ

Предварительный просмотр:

Полное наименование проекта: «Формирование творческих способностей детей 4 - 5 лет посредством русских народных сказок».

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Тип проекта: практико-ориентированный.

Срок проведения проекта: сентябрь - декабрь

Продолжительность проекта: среднесрочный 4 месяца.

Предмет исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.

По количеству участников: групповой (4 – 5 лет).

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Место реализации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок» г. Мичуринска Тамбовской области.

Автор проекта: воспитатель Мельникова Екатерина Андреевна.

ВВЕДЕНИЕ

«Чтение в годы детства – это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

В.А. Сухомлинский

Что такое русская народная сказка. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, «наставляла» уму – разуму.

Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.

Поэтому тему «Развитие творческих способностей детей пятого года жизни через произведения русских народных сказок» считаю очень важной.

Что же такое «творческие способности»? Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.

Для этого необходимо постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности. Организовывать работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий и т. д.

Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки.

Цель проекта: формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами русской народной сказки.

Объект проекта:  процесс развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

Предмет проекта: способы и условия развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

В соответствии с обозначенной целью, объектом и предметом исследования, нами выдвинута следующая гипотеза, основанная на предположении о том, что еслив работе с детьми дошкольного возраста для развития творческих способностей использовать русские народные сказки, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Задачи проекта:  

  • формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
  • формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
  • развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
  • развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
  • совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей;
  • воспитание интереса к сказкам;
  • воспитание умения совместно работать над постановкой,
  • выступать вместе с коллективом сверстников.

Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивалось комплексом методов исследования:  анализ психолого-педагогической,  методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности, беседы; диагностические исследования воспитанников,  анкетирование родителей.

АКТУАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
        Актуальность изучения проблемы творчества в психолого-педагогической науке объясняется, прежде всего, возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность, недостаточной разработанностью общих основ, теории и методологии креативности. Необходимость формирования креативности обусловливается тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, является базовым детерминантом социального творчества и заключает в себе концептуальные принципы психологии креативного обучения и воспитания. Актуальность исследования определяется необходимостью разработки научно-психологического и технологического обеспечения развития и реализации творческого потенциала человека. Вскрыв существующие противоречия и определив социальный заказ общества на творческую личность.
        В настоящее время разрабатываются и внедряются программы по развитию творческих способностей, мышления и воображения в воспитательно-образовательную работу дошкольного учреждения (ДОУ), включая в себя игровые приемы, но этот процесс еще остается не на должном уровне.
        Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам.
        Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
         Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать собственные чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.
       Наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих определенное эмоциональное напряжение, по мнению О.М.Бабич, Н.И. Вьюнова, К.М.Гайдара, является одной из важнейших предпосылок становления творческой личности. Большую роль здесь играет создание положительного настроения, которое повышает эффективность решения ребенком тех или иных проблем и трудных ситуаций.

А литературный жанр как «русская народная сказка» - идеальный инструментарий для формирования творческой и одновременно - духовной личности ребёнка, т.к.  входя в мир чудес и волшебства, ребёнок не только получает первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром, но и получает уроки нравственного отношения к предметам и явлениям.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Большую роль в будущей жизни ребенка играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. А. В. Запорожец утверждал, что детское художественное творчество существует, и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства. Эстетическое воспитание играет большую роль в общем психическом и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

Особый интерес, по мнению ученых, вызывает средний дошкольный возраст, когда меняется характер деятельности детей по сравнению с ранним детством, названный Л.С. Выготским как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения мысли к действительности, именно возможность воплощения замысла...».

Для развития творческих способностей, по мнению Дж. Смита, необходимо создание следующих условий:

А) условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;

Б) условия социально-экономические, т.е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

В) психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Не следует думать, что ребенок находится в «оковах» влияния взрослого. Вне усвоения духовной культуры от посредников, стоящих между этой культурой и ребенком, нет развития личности ребенка. Лишь в рамках общей тенденции следования за взрослым ребенок проявляет свою индивидуальность, причем, как отмечает В.С. Мухина, чем старше ребенок, тем отчетливее эти проявления.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда  дошкольник средней возрастной группы, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях воспитатель должен подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.

Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом. Необходимо, чтобы способный ребенок, дошкольник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.

На основе анализа работ авторов, представленных выше, выделим шесть основных условий успешного развития творческих способностей дошкольников:

  • раннее развитие ребенка, как физическое, так и интеллектуальное;
  • создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться;
  • оптимальный уровень трудности появляющихся перед ребенком задач. В этот период ребенок вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения.

Например, у ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

  • предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.
  • ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых;
  • тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Все выведенные выше условия развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста вытекают один из другого, следовательно, они легко применимы и естественны в жизни каждого ребенка.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники.

Поэтому дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В начале работы мной были выявлены  следующие проблемы:

Какие методы и формы работы будут наиболее эффективными для развития  творческих способностей у детей посредством русских народных сказок?

Какие условия необходимо создать для развития творческих способностей детей?

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект реализуется в три этапа:

  • подготовительный этап (сентябрь);
  • основной этап (октябрь-ноябрь);
  • заключительный этап (декабрь).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Первый этап. Подготовительный.

1.        Определение цели, задач проекта.

2.        Подбор пособий, материала, атрибутов по теме проекта.

3.        Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.

4.        Диагностирование детей.

5.        Анкетирование родителей.

Второй этап. Основной.

Основной этап заключался в решении задач проекта путем организации различных видов детской деятельности .

Третий этап. Заключительный.

1.        Оформление материала проекта.

2.        Подготовка презентации проекта.

3.        Оценка эффективности проекта.

4.        Размещение материалов проекта в сети Интернет.

5.        Подведение итогов.

Перспективный план основного этапа проекта по теме

«Волшебный мир сказок»

Месяц /

№ недели

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

1 неделя

  1. Беседа «Волшебный мир сказок».
  2. Викторина «В некотором царстве…».
  3. Рисование «Любимый сказочный герой».
  1. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
  2. Кукольный театр «Волк и семеро козлят».
  3. Лепка «Пластилиновая сказка».

2 неделя

  1.  Пересказ русской народной сказки      «Колобок».
  2. Рисование (песочная терапия) «Колобок».
  3. Пальчиковый театр «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…».
  1. Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк».
  2. Викторина по русской народной сказке «Лисичка – сестричка и волк».
  3. Лепка «Лисичка – сестричка».

3 неделя

  1. Моделирование русской народной сказки «Теремок».
  2. Пластилинография «Сказочный домик – Теремок».
  3. Драматизация русской народной сказки «Теремок».
  1. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».
  2. Объемная аппликация «Петушок».
  3. Рисование(песочная терапия) «Петушок».

4 неделя

  1. Чтение русской народной  сказки «Рукавичка».
  2. Рисование по методике Л.Б.Фесюковой русской народной сказки «Рукавичка».
  3.  Аппликация «Рукавичка для  друзей».
  1. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».
  2. Рисование сюжета из русской народной сказки.
  3. Театрализация русской народной сказки «Зимовье зверей».

План работы с родителями.

Семейный клуб «НЕПОСЕДЫ»

  • Консультация «Нетрадиционные техники развития творческих способностей».
  • Консультация «Сказка – наш друг и помощник».
  • Папка – передвижка «Воспитание сказкой».
  • Привлечение родителей к изготовлению  декораций и костюмов.
  • Консультация – практикум «Русская народная сказка на кончиках пальцев».
  • Папка – передвижка «Русские народные сказки для детей 4-5 лет».

УПРАВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Управление проектом осуществляется администрацией МБДОУ №24.

Обеспечение проекта происходит при организации необходимой предметно-развивающей среды.

Материально-техническое обеспечение проекта:

  • Кукольный театр «Волк и семеро козлят».
  • Костюмы для постановок сказок.
  • Светодиодные столы.
  • Кварцевый песок.
  • Коллекция» миниатюрных фигурок сказочных героев (высота их – не более 8 см).
  • Литературные произведения.
  • Пластилин.
  • Цветной картон.
  • Цветная бумага.
  • Цветные карандаши.
  • Восковые мелки.
  • Альбом для рисования.
  • Краски.
  • Картотека иллюстраций к русским народным сказкам.
  • Картотека подвижных игр по мотивам русских народных сказок.
  • Картотека дидактических игр по мотивам русских народных сказок.
  • Пальчиковый театр «Колобок»

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

В исследование для диагностики уровней формирования творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, мною была выбрана методика наблюдения.

Наблюдение – это планомерное и целенаправленное слежение за ребенком в естественных условиях повседневной жизни, когда он занимается или играет, при невмешательстве в его деятельность.

Наблюдение воспитателя может быть целенаправленным и спонтанным. Спонтанное наблюдение не имеет заранее поставленной цели, и его необходимость может быть продиктована яркими и неожиданными реакциями ребенка. Целенаправленное наблюдение применяют, когда необходимо получить конкретную и объективную информацию об уровне развития, какой либо стороны личности ребенка. Наблюдения педагога должны быть детализированы и обязательно зафиксированы, для того, чтобы лучше оценить  и поставить цели для работы с ребенком. Со временем наблюдения за ребенком помогут выявить тип его поведения, познавательные предпочтения, уровень навыков и динамики развития.

Правила наблюдения за ребенком:

  • сформулировать цель;
  • выбрать объект и ситуацию наблюдения;
  • сохранить естественные условия;
  • систематичность и объективность;
  • регистрация результатов.

Во время наблюдения важно отреагировать на индивидуальные особенности ребенка, а не давать им оценку. Регистрация эпизодов дает фактическую информацию о том, что случилось, какова реакция ребенка. Карта наблюдений определяет конкретные виды поведения, содержит информацию о том, что ребенок может и чего не может в каждой из областей развития. Воспитатели могут использовать эту информацию для постановки целей и планирования видов деятельности в поддержку развития ребенка. Важно понимать, что все дети обучаются в разном темпе, большинство детей имеет хотя бы один особенный интерес, у всех детей есть свои сильные и слабые стороны. Задача воспитателя: помочь детям сформировать реалистическое представление о себе, научить их находить варианты решения проблем.

Учет индивидуальности ребенка, один из принципов эффективного обучения. Наблюдение за детьми – основа целенаправленного планирования и индивидуализации программы в соответствии с потребностями и интересами отдельных детей и группы в целом.

Уровень знаний русских народных сказок и интерес к прослушиванию сказок

Способность к фантазированию, воображению и моделированию

Проявление сообразительности, догадливости; открытия новых знаний

Проявления эмоций во время творческого процесса

Проявление самостоятельности в работе.

Умение преодолевать возникшие трудности

Н.П

К.П

Н.П.

К.П.

Н.П

К.П.

Н.П.

К.П.

Н.П.

К.П.

Н.П.

К.П

26%

79%

33%

85%

29%

76%

42%

95%

24%

76%

21%

81%

Высокий уровень

41%

21%

56%

15%

46%

20%

58%

5%

42%

19%

59%

14%

Средний уровень

33%

0%

10%

0%

25%

4%

0%

0%

34%

5%

20%

5%

Низкий уровень

Было проведено также анкетирование родителей «Изучение заинтересованности родителей».

Начало проекта

Конец проекта

  • Проявляется ли у ребенка интерес к русским народным сказкам?
  • Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после ее изложения?
  • Созданы ли условия для развития творческих способностей посредством русских народных сказок у вас дома?
  • Знакомы ли Вам инновационные методы формирования творческих способностей?
  • Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию педагога по данному вопросу?

Таким образом, родители принимают активное участие в реализации проекта.

ОПИСАНИЕ ДОСТИГНУТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

После проведенной работы у детей:

  • сформировалось понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного эмоционального состояния;
  • сформировались практические навыки и умения двигательного воображения;
  • научились выразительной и эмоциональной передаче игровых и сказочных образов;
  • дети стали любознательными, наблюдательными, ответственными, умеют сотрудничать с другими детьми.
  • усовершенствовались навыки и умения детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
  • усовершенствовались навыки связной (диалогической, монологической) речи детей;
  • у детей появился интерес к русским народным сказкам;
  •  научились выступать вместе с коллективом сверстников.

Реализованная система работы подводит родителей к пониманию взаимоотношений детей с окружающим их миром. Родители приобрели умения, позволяющие им участвовать в посильной совместной деятельности со своими детьми.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

В ходе реализации данного проекта дети знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа стали понимать и народную мудрость, научились сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под моим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.

Дальнейшее  развитие проекта нашло своё отражение на сайте сети Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2016. 60 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2013. 276 с.
  3. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2010. №12. С. 73-75.
  4. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. М.,2011. 90 с.
  5. Горбушина Л.А.. Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2012.
  6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… - М.: Линка-Пресс, 2009.
  7. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1-12.
  8. Зимина И.К. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»  Дошкольное воспитание.2005 №5
  9. Пастернак Н. «Сказки нужны ребенку как воздух». Дошкольное образование.№8 2008