Научно-практическая конференция "Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования". Выступление "Педагогические техники развития УУД у учащихся второй ступени обучения"

Усова Татьяна Владимировна

Формирование, развитие и закрепление  универсальных учебных действий  закладывает фундамент для саморазвития и совершенствования личности обучающегося, для координации работы учителей  педагогическому  коллективу  необходимо разрабатывать   программу по  развитию  УУД, конкретизированную  в зависимости от возрастных особенностей обучающихся.
В выступлении рассказывается как формировать как формировать регулятивные УУД, формировать познавательные УУД, о методах и приемах формирования познавательных УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усова Т.В., учитель высшей категории

ГБОУ №642, гимназия “Земля и вселенная”

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Педагогические техники развития УУД у учащихся второй ступени обучения.

Поскольку формирование, развитие и закрепление  универсальных учебных действий  закладывает фундамент для саморазвития и совершенствования личности обучающегося, для координации работы учителей  педагогическому  коллективу  необходимо разрабатывать   программу по  развитию  УУД, конкретизированную  в зависимости от возрастных особенностей обучающихся.[2,4]. Такая программа называется дорожной картой.

Как реализуется программа?

- школа составляет общешкольный тематический план развития УУД (регулятивных, познавательных универсальных, коммуникативных)  учащихся на уровне каждого класса / параллели;

- определяет круг специалистов;

-мониторит учащихся (на формирование одного вида УУД  – одна четверть с входящим и исходящим мониторингами);

-комплексный мониторинг – в конце учебного года

Именно УУД, будучи надпредметными  и метапредметными, лежат в основе ЛЮБОЙ деятельности учащегося и поэтому являются  определяющими при выборе учителем методов, приемов и форм обучения.[1,19].

Формы организации деятельности эволюционируют от коллективно-распределенной в начальной школе, где учебная деятельность – цель, к групповой и индивидуальной в средней и старшей школе, где цель - поисково-исследовательская и учебно-продуктивная, а результат – авторская работа.

Индивидуализация  осуществляется в средней школе во внеурочных формах  учебной деятельности:

 1)на факультативе,2) на прикладном курсе психологии – на сопровождающем курсе;3)при написании творческих работ – на занятиях  предметного клуба; в 9 классе строят учебную задачу  4)на занятиях предметных  мастерских; 5)на образовательном проектировании строят проекты о дальнейшей учебе. Выпускник девятого класса уже способен к самоопределению.

Критериями  сформированности  УУД являются полнота, разумность, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность действия. Существует шесть уровней сформированности школьных учебных действий:

0 уровень – копирование действий;

1 уровень – действия по освоенному алгоритму, нуждается в объяснениях;

2 уровень – неадекватный перенос учебных действий, при изменении задачи не может внести коррективы;

3 уровень – адекватный перенос учебных действий;

4 уровень – анализирует и строит учебные действия самостоятельно;

5 уровень – обобщает, выводит способы для конкретной задачи.

На научно-практическом семинаре лицея города Истры были предложены памятки для формирования универсальных УУД. Остановимся на некоторых из них.

Как формировать регулятивные УУД ?

- ученик проговаривает задание чтобы понять его.

- определяет срок исполнения

- намечает последовательность

- распределяет работу по дням

- контролирует выполнение (взаимопроверка, обсуждение)

Задания для формирования регулятивных УУД:

- заучивание наизусть в классе, взаимный диктант, контрольный опрос на тему, «преднамеренные ошибки», поиск информации в источниках.

Формирование познавательных УУД.

- регулярно контролировать обучение (обратная связь)

- организовывать деятельность для освоения знаний, умений, навыков

- предоставлять право выбора

- сталкивать ученика с проблемами

Методы и приемы формирования познавательных УУД:

- отсроченная отгадка, неполное раскрытие темы, вопросы к тексту (самостоятельная работа с текстом), своя опора (опорный конспект к материалу), повторяем с контролем (составляем вопросы к зачету), повторение тем (подбираем свои задачи и примеры), доклад (учимся говорить перед аудиторией), коллективная учебная деятельность (работа в группах).

Как усвоить коммуникативные УУД

- учим высказывать мысли, задаем наводящие вопросы,

- используем разные игры в групповой работе,

- учим задавать вопросы,

-напоминаем о правилах парной групповой работы.[3]

После тестирования уровня развития логических, коммуникативных и общеучебных  действий  учащихся занятия либо строятся с учетом  разноуровненности, либо выделяются группы по сходным  параметрам. Алгоритм формирования универсальных учебных действий у учащихся пятых – девятых классов М.Н. Вяткиной  и Н.В. Никоновой приводим в приложении 1. В этом алгоритме спланировано формирование УУД по видам деятельности в 1,2,3,4 четвертях у учащихся второй ступени обучения

Санкт-Петербург 2018 г.

Литература

1.Вяткина М.Н., Никонова Н.В. Управление формированием универсальных учебных действий в общеобразовательном учреждении. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-formirovaniem-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-obscheobrazovatelnom-uchrezhdenii.pdf

2.Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения.- М.:Просвешение.-2009.

3. Конструирование урока в контексте требований ФГОС ООО. Научно-практический районный семинар. Истра. – 2015 URL: http://licey-istra.ru/images/files/FGOS/fgos013.pdf