Курсовая работа

Зайцева Юлия Анатольевна

"ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_zaytseva.docx76.97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ  «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкально-эстетического образования

Зайцева Юлия Анатольевна

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая защищена                                              

«   » _______________ 2016 года                    

с оценкой____________________

Специальность:53.02.01.

Музыкальное образование

Курс 3, группа 30

Руководитель: Муталиева Л.С., Преподаватель МДК 02.02. Методика музыкального образования в школе с практикумом вышей квалификационной категории

Челябинск 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ        

1.1.Сущность понятия «конкурс»        

1.2. Направления творческих конкурсов        

1.3.        Виды,  уровни и формы проведения творческих конкурсов        

1.4. Значение творческих музыкальных конкурсов в развитии детей        

Выводы по I главе        

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ        

2.1. Условия и технология организации творческих конкурсов        

2.2. Положение творческого конкурса «Полет фантазии»        

2.3. Апробация

2.3.1. Задачи и практическая методика апробации

2.3.2. Методический инструментарий отслеживания результатов апробации

2.3.3. Характеристика базы апробации

2.3.4. Ход и результаты апробации

2.4. Методические рекомендации для организации и проведения творческого конкурса

Выводы по II главе        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        34


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования.Приобщение детей к искусству и интерес взрослых к творческим способностям детей существовал во все времена. Пальма первенства в организации состязаний в области искусства по праву принадлежит Древней Греции. Это Дионисийские игры, где устраивались состязания в области поэзии, музыки, театра, в которых принимали участие детские хоры мальчиков, а также Пифийские игры (Дельфийские), которые в своей программе объединяли виды искусств с атлетическими состязаниями и гонками на колесницах.

Сегодня интерес к теме одаренности и одаренных детей не уменьшился, а наоборот усилился. Этому посвящены работы ученых, психологов, педагогов, а так же расширение конкурсного и фестивального движения, как способа выявления одаренных детей. Наибольшая активность в организации детских конкурсов и фестивалей в нашей стране, на мой взгляд, приходиться на последнее десятилетие XX столетия и начало XXI века. Они появляются с невероятной скоростью, самых различных уровней: от школьного до международного; и самой широкой направленности: от специализированного до многожанрового. О проектах детских фондов, некоммерческих и коммерческих организации, специализирующихся на организации и проведения данных мероприятий, можно узнать через интернет, где организаторы информируют своих потенциальных участников о направленности того или иного форума и о возможности принять в нем участие. Представительность их определяется числом участников, городов, стран принимающих в нем участие, а так же представительностью жюри и призовым фондом. На одни конкурсы можно попасть, прислав только заявку, на другие только по приглашению оргкомитета, после предварительного просмотра конкурсного материала, на третьи, такие как Дельфийские игры нужно представить результаты предыдущих достижений, лауреатские дипломы за последних три года. Как использовать образовательные возможности конкурсов и фестивалей, чтобы творческая одаренность ребенка гармонично развивалась и как организовать конкурсную жизнь своих воспитанников, чтобы она была успешной?

Одной из важнейших перемен начала XXI века является проявление интереса к проблеме развития у детей интеллектуальных и творческих способностей.Концепция модернизации российского образования  предполагает «ориентацию» образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и творческих  способностей.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей, помочь претворить в жизнь их планы и мечты.

Про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия. Развитие и воспитание одаренных детей сложная и кропотливая работа, и поэтому необходимо искать эффективные пути развития творческих способностей, возможности для самореализации.

Одной из форм развития творческих способностей детей могут стать творческие конкурсы, которые достаточно распространены и популярны на сегодняшний день.Конкурс способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению личности, подготовке учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Участие в конкурсах создает особую соревновательную атмосферу, если победа в них позволяет участвовать в конкурсе более высокой ступени. Однако, очень важно, контролировать, чтобы в системе организации творческих конкурсов и мероприятий преобладали развивающие цели, а не соревновательные.

Исходя из актуальности проблемы, тема нашего исследования: «Организация творческих конкурсов в общеобразовательной школе».

Цель исследования: на основе анализа научной литературы выявить технологию  организации творческого конкурса в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1.        Изучить сущность понятия «конкурс»;

2.        Рассмотреть направления, виды и формы проведения творческих конкурсов;

3.        Выявить условия организации творческих конкурсов;

4.        Разработать положение творческого конкурса «Полет фантазии»;

5.        Сделать вывод о проведенном исследовании и наметить дальнейшие перспективы исследования.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, систематизация, обобщение, классификация и др.)


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ

1.1.Сущность понятия «конкурс»

Приобщение детей к искусству и интерес взрослых к творческим способностям детей существовал во все времена. Пальма первенства в организации состязаний в области искусства по праву принадлежит Древней Греции. Это Дионисийские игры, где устраивались состязания в области поэзии, музыки, театра, в которых принимали участие детские хоры мальчиков, а также Пифийские игры (Дельфийские), которые в своей программе объединяли виды искусств с атлетическими состязаниями и гонками на колесницах.

Слово «конкурс», без сомнения, всем хорошо знакомо. Широко распространены конкурсные экзамены, притом не только в вузы, но и, скажем, в музыкальные школы. Вам, наверное, приходилось слышать: "Там большой конкурс - десять человек на место" или, напротив: "В этом году конкурса почти нет - полтора человека!"

Что такое конкурс?  Толковый словарь Ожегова трактует понятие «конкурс» как соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы.

Современная энциклопедия дает следующее определение: «конкурс» -состязание для выявления наилучших из числа участников, представленных работ и т.п. [4]

Музыкальный словарь в рассказах трактует понятие «конкурс» так :Латинское слово "concursus" означает столкновение. В музыке, вообще в искусстве, так называют творческое соревнование.

Словарь Ушакова понятие «конкурс» раскрывает это понятие так: конкурс (латин. concursus). 1. Соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук, спорта с целью выделить наиболее выдающихся. Конкурс на поступление в учебное заведение. Принять вне конкурса. Конкурс художников. Конкурс проектов на постройку памятника.

Конкурс (от латинского concursus) — соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук, спорта с целью выделить наиболее выдающихся.

Конкурс - всегда состязание, столкновение, борьба; оживление и проявление инициативы, выдумки и изобретательности; проявление массовости и мастерства, демонстрация лучших качеств участников, их знаний, умений и навыков. Конкурс - исключительно вариативная форма, используемая в самых неожиданных ситуациях, возникающих в процессе культурно-досуговой деятельности. Конкурс имеет свои правила и условия, зафиксированные в «Положении о конкурсе». [8]

Конкурс может быть открытым, закрытым или заказным.Открытый конкурс проводится без ограничения количества участников, профессиональный уровень которых соответствует требованиям, установленным условиями конкурса. Закрытый конкурс проводится путем приглашения конкретных участников или их отбора на условиях, установленных организатором конкурса.

Заказной конкурс проводится в форме закрытого конкурса с заказом проектов на договорной основе. Одновременное проведение на одну тему закрытого (заказного) и открытого конкурса не допускается. Конкурсы всех видов предусматривают установление премий их победителям. Конкурсы всех видов могут состоять из одного или двух туров, что определяется условиями конкурса.Количество проектов, авторы которых допускаются к участию во втором туре, определяется в условиях конкурса.

Первый тур конкурса может проводиться по правилам открытого конкурса. Второй тур проводится исключительно по правилам закрытого или заказного конкурса.

Конкурсы-фестивали, ставшие популярными в последнее время и значительно обновившие современную конкурсную практику, больше отвечают культурно-образовательным потребностям общества. Это — отличные стартовые площадки для школьников, они вовлекают в конкурсный процесс большее количество участников и педагогов, чем традиционные, «академические», конкурсы, служат хорошим дополнением к учебному процессу. Исполнительские конкурсы-фестивали осуществляют комплексную программу, в которую заложен широкий спектр музыкально-образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем. Главная направленность такой программы — развитие творческой личности учащихся. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей, которые не всегда верно понимают цели и смысл соревнования юных исполнителей, а в русле конкурса-фестиваля естественно вовлекаются в дело художественного воспитания ребенка.

1.2. Направления творческих конкурсов

Традиции народного искусства - песни, танцы, декоративно-прикладное творчество, передаются из поколения в поколение. В наши дни интерес к любительскому художественному творчеству становиться сильнее, увеличивается количество любительских коллективов и объединений. Растет количество и расширяется география фестивалей, конкурсов художественного творчества по различным видам искусства. Один из самых эффективных способов показать свои достижениявыступить на фестивале, принять участие в смотре или конкурсе. Однако практика показывает что трудности социально-экономического развития России, резкие спады в экономике, лишающие культуру достойной финансовой поддержки, не остановили процесс развития народного творчества и не погасили в людях стремление к художественному самовыражению. Наоборот, перелистывая страницы СМИ, мы отмечаем, как много произошло массовых зрелищ и акций, традиционных праздников, различных творческих мероприятий. Большими событиями года являются областные фестивали «Певческое поле», «Душа России» «Россия молодая» , «Живой родник» . [1]

Конкурсная деятельность имеет определенные преимущества перед другими способами личностной самореализации. Подготовка и участие в художественном конкурсе интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает конкурсантам через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества воспитанники учреждений дополнительного образования развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Художественный конкурс содержит в себе потенциальные возможности для саморазвития, качественного совершенствования личности.

Несколько слов о возрастных ограничениях: если конкурсы и фестивали строго профессиональные и рассчитаны на состоявшихся артистов, то вряд ли стоит ребенку там участвовать — для него это будет слишком большая психологическая нагрузка. Если же в конкурсе-фестивале принимают участие артисты разной степени подготовки и разных возрастных групп, то это может оказаться весьма интересным и полезным опытом для ребенка.

Фестивали и конкурсы охватывают все виды и жанры искусства. Под видами искусства понимаются особые области художественной деятельности, отличающиеся по тому, какие стороны жизни они отражают, по материалу и характеру художественной образности, а также способу удовлетворения эстетической потребности..

Изобразительное искусство - это искусство создающее осязаемое и наглядное изображение мира в пространстве или на плоскости, воспринимаемое зрением. К изобразительному искусству относят живопись, графику, монументальное и декоративно-прикладное творчество. [2]

Графика - вид искусства, основывающийся на искусстве рисунка, рисунок имеет самостоятельное значение. Различают станковую графику, когда произведение играет самостоятельную роль, подобно картине или скульптуре, книжно-газетную графику, промышленную и прикладную графику.

Киноискусство (фотоискусство) принадлежит к числу пространственно-временных, звукозрительных искусств. Фотографическое по своей природе, оно создает образ мира на основе монтажно-построенного ряда киноизображений.

Литература - вид искусства, основывающийся на словесном творчестве, специфический способ художественно-образного познания мира. Главным выразительным средством литературы является слово

Театр - вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как на зрителя, так и на слуховое восприятие. Театр -искусство синтетическое, соприкасающееся с другими искусствами, использующее их выразительные средства и технику.

Хореография - это искусство, образно отражающее чувства, идеи, явления и события человеческой жизни, посредством танца (определенных телодвижений), основанного на пространственно-временных характеристиках. Конкурсы по хореографии обычно проводятся отдельно по видам и жанрам этого искусства, а фестивали охватывают все виды. [19]

Музыка - вид искусства, сущность которого состоит в отражении жизни, воплощении идей и чувств человека в музыкальных образах, посредством музыкального звука - плод человеческой деятельности сознания, развития художественной культуры.

Творческие музыкальные конкурсы делятся на множество типов, например:

Песенные конкурсы, номинации :

-Классический вокал

-Народный вокал

-Эстрадный вокал

-Хоровое исполнение и другое.

Музыкант исполнитель, номинации

- «Солисты»: фортепиано, духовые инструменты, баян/аккордеон, гитара, балалайка.

-  «Ансамбли»: малый состав (до пяти человек), большой состав (от пяти человек)

- «Оркестр» и мн.др.

  1. Виды,  уровни и формы проведения творческих конкурсов

В СССР первые Музыкальные фестивали устраивались в Ленинграде (30-е годы). Большое распространение Музыкальный фестиваль получил с конца 50-х годов. В 1957 были организованы фестивали советской музыки в Латвии, Литве, Эстонии. 1962 - первый в СССР Всесоюзный фестиваль современной музыки в г. Горьком. 1964 -- Музыкальный фестиваль «Московские звёзды» и «Русская зима» в Москве, «Белые ночи» в Ленинграде, а также Музыкальный фестиваль общесоюзного, республиканского и местного масштабов.

По масштабу фестивали бывают:

-городские,

-окружные,

-областные, краевые,

-региональные,

-всероссийские,

-международные.

В рамках области фестиваль разбивается на этапы-конкурсы: I - городской, II - зональный, III - областной. Всероссийский фестиваль проходит по регионам. В рамках города проводится конкурс по районам, а затем общегородской.

Действенным стимулом для развития самых различных жанров стали регулярно проводимые конкурсы. Крупным событием для российской культуры явился Всероссийский конкурс академических хоров и вокальных ансамблей «Душа России».

Музыкальные фестивали могут варьироваться по жанру музыки: фестивали политической песни, авторской песни, рок-музыки, детской хоровой музыки, джазовой музыки и т. Д. [7]

В конкурсе вокального и музыкального творчества могут принять участие солисты и любые коллективы (ансамбли, группы, оркестры, хоры и т.д.).

Творческий конкурс может проводится в открытой и закрытой формах. Открытым называют такое мероприятие, в котором могут принять участие все желающие. Для этого организаторы размещают приглашения об участии в периодической прессе, с сети Интернет  и так далее. В некоторых случаях при проведении  открытого конкурса  одним из условий открытого конкурса является предварительный отбор участников, который проводит организатор. Стоит заметить, что  в случае внесения в правила конкурса вопроса о предварительном наборе, критерии конкурса и критерии отбора должны быть разными.  Участники предварительного отбора имеют право на самостоятельный выбор способов и приемов, с помощью которых они смогут продемонстрировать свои способности. Закрытым является творческий конкурс, для принятия участия в котором организатор приглашает определенный круг лиц, выбранный им самолично.

Музыкальные фестивали-конкурсы различны по продолжительности (от нескольких дней до полугода) и содержанию. Существуют Музыкальные фестивали-конкурсы  монографические (посвящённые музыке одного композитора), тематические (посвященные определённому жанру, эпохе или стилистическому направлению), исполнительского искусства и другие. Фестивали организуются государственными и местными властями, филармониями и музыкальными обществами, а также фирмами и частными лицами. Музыкальные фестивали проводятся регулярно (ежегодно, раз в 2--4 года) или в связи с какими-либо торжественными событиями. Устраиваются обычно в городах, славящихся музыкальными традициями, либо связанных с жизнью и деятельностью крупных музыкантов.

Музыкальный фестиваль зародился в Великобритании (Лондон, 1709) и сначала были связаны с церковной музыкой. Со второй половины XVIII века проводились во многих странах центральной Европы, преимущественно в Германии. Распространение получил Музыкальный фестиваль в XX веке, особенно с середины 40-х годов. Наиболее крупные из них способствуют пропаганде музыкального искусства, развитию культурных связей между народами. Наиболее известные Музыкальные фестивали -- Зальцбургский фестиваль, «Венские музыкальные недели» (Австрия), Глайндборнский и Эдинбургский Музыкальный фестиваль (Великобритания), «Будапештские музыкальные недели» (Венгрия). [3]

Поформе проведения можно выделить дистанционные, заочные и очныеконкурсы.

Дистанционные - это конкурсы, в которых участие допускает использование Интернета для поиска нужной информации. К таким относятся, например, "Золотое руно", "Интеллект-экспресс", "Познание и творчество". Польза от участия в таких конкурсах напрямую зависит от качества заданий.

Заочные - это конкурсы, задания которых рассылаются по школам, вузам и прочим местам проведения. Это "Русский медвежонок" (РМ) (для учеников), "Кенгуру", "Родное слово" и так далее. Но и специфика заданий должна быть соответствующей: если Интернет запрещён, значит задания должны быть решаемы без него. Это значит, что задания должны быть или логически и интуитивно "вычисляемыми" или на практическое применение теоретических знаний. [18]

Очные - это, пожалуй, идеальная, но самая трудноосуществимая форма проведения конкурса, в которой все принимают участие в одном едином месте проведения, ведь сами организаторы всегда заинтересованы в чистоте результатов. У многих серьёзных конкурсов существуют заключительные очные туры: "Всероссийская олимпиада школьников" (ВОШ), "Фестиваль русского языка" (ФРЯ), "Грамотей".

По Челябинской Области проходят множество конкурсов разного уровня:

Международные:

-Международный детский и юношеский фестиваль "Урал собирает друзей"

-Международный конкурс пианистов им. Станислава Нейгауза.

-Международный  музыкальный конкурс "Зальцбург-Южноуральск"

- Международный конкурс искусств «Мелодии малахитовой шкатулки»

- Международный конкурс «Браво, дети!»

- Международный конкурс «Птица Удачи»

- Международный конкурс «Будущее начинается здесь»

- Международный конкурс «Радуга надежд»

- Международный конкурс «Лесная сказка»

- II международный конкурс Искусств «Мелодии малахитовой шкатулки»

Областные:

-Фестиваль- конкурс «Я вхожу в мир искусств»

- Конкурс патриотической песни  «Пою мое отечество»

- Конкурс «Надежды Belcanto»

- Конкурс "Молодые дарования России"

- I открытый областной вокальный фестиваль-конкурс "Музыкальный спринт"

- Премия Андрюша

Городские:

- Открытый городской конкурс молодых и юных исполнителей народной песни «Надежда»

- «Весна Студенческая»

- Городской Фестиваль-конкурс детского художественного творчества им. Г.Ю. Эвнина «Хрустальная капель»

- Конкурс «Звонкие Голоса» и др.

1.4. Значение творческих музыкальных конкурсов в развитии детей

Одной из наиболее популярных форм организации детского развивающего досуга являются конкурсные программы. Конкурсными программами называют специально организованные соревнования в каком-либо виде деятельности.

Творческие конкурсы позволяют учащимся сравнить себя со сверстниками - это дает детям материал для самооценки и более глубокого понимания себя и окружающих. Цель конкурсного мероприятия не в том, чтобы определить победителя, а в том, чтобы ребята могли проявить свои способности, сравнить возможности. Участие в конкурсах создает особую соревновательную атмосферу, если победа в них позволяет участвовать в конкурсе более высокой ступени. Однако, очень важно, контролировать, чтобы в системе организации творческих конкурсов и мероприятий преобладали развивающие цели, а не соревновательные. В противном случае, интеллектуально-творческие мероприятия не станут праздником для детей, а будут представлять собой испытание для учащихся, нагруженных чувством ответственности и долга перед педагогами и образовательными учреждениями. Участие в конкурсах должно быть добровольным и привлекательным. Конкурсы надо организовывать так, чтобы онистановились событием в  жизни и чтобы участвовать в них было престижно.

Творческие музыкальные конкурсы повсеместно играют видную роль в деле выявления молодых талантов. Конкурс призван открыть талант и дать ему дорогу в жизнь. [6]

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Одарённые де́ти, или вундерки́нды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы. Дети с высоким уровнем творческих способностей — юные музыканты, художники и др. (творческая одаренность), дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность) [5]

Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности, самосовершенствоваться – это то — направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни. Талант — это чудо! Божий дар.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом целей. Одна из них — развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя, весьма ценным показателем ее качества. От школьной системы контроля успеваемости детей — зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов — конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и педагогов. Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять во многих отношениях профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры и т. п.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Детские исполнительские конкурсы повсеместно играют большую роль в деле выявления молодых талантов. Но по отношению к конкурсам и их постоянно растущей численности существуют разные мнения. Сторонники считают, что конкурсы приносят реальную пользу, заключающуюся в общественном признании победителей, в возможности сравнивать творческие достижения других учеников и преподавателей. Противники указывают на чрезмерную нервную нагрузку, которую испытывают участники конкурсов, на существующую необъективность у членов жюри.При этом обе стороны несомненно правы: природа конкурсов действительно противоречива. Они объективно имеют и свои преимущества, и свои недостатки. [10]

Положительной стороной конкурсов является выявление новых талантов, которые до той поры были известны лишь собственному педагогу и небольшому кругу близких. Выявление и поощрение наиболее одарённых и способных детей, которые возможно впоследствии продолжат музыкальное образование и изберут музыку своей профессией, - безусловно, является одной из основных задач конкурсов! Но всё же основной целью городских, краевых и особенно школьных конкурсов, по моему мнению, является привлечение широкого круга учащихся с различными музыкальными способностями.

Ни для кого не секрет, что в наше время с талантливыми учениками дело обстоит не так хорошо как, допустим, 15-20 лет назад. И дело не столько в природной музыкальной одарённости детей, сколько в отсутствии комплекса: одарённый и трудоспособный ребёнок - заинтересованные и строгие помощники-родители - и, наконец, грамотный и не менее одарённый педагог. К сожалению, все три звена этой цепочки, которые бы работали на 100% - большая редкость. И поэтому будем исходить из того, что имеем: основная масса учащихся - дети со средними данными. Но и работа с такими детьми может дать прекрасный результат, который зависит, прежде всего, от профессиональных качеств педагога. .[18]

Благодаря подготовке к конкурсу и участию в нём, ребята даже со средними данными при упорной подготовке, целеустремлённости и грамотной педагогической работе, могут добиться успехов, раскрыться и показать себя с самой лучшей стороны. Даже если ученик и не займёт призового места, но выступит достойно и выполнит поставленные педагогом задачи, его обязательно нужно похвалить. Это повысит самооценку ребёнка и заставит добиваться ещё лучших результатов. После окончания конкурса у таких детей часто появляется большое желание заниматься на инструменте и наблюдается значительный прогресс, а иногда именно участие в конкурсе оказывается решающим моментом для выбора в дальнейшем профессии музыканта! В моей педагогической практике есть несколько таких ярких примеров.

Конкурсы для детей обладают ещё одним существенным преимуществом - они представляют собой «школу» и, прежде всего, школу для педагогов. Каждый конкурс - не только смотр, где сравниваются результаты, но одновременно и дискуссионная школа. Это, бесспорно, самая положительная и к тому же важнейшая сторона детских конкурсов. Не секрет, что конкурсы детей в определенной степени являются состязанием преподавателей.

Участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Но чтобы победить - надо потрудиться. Поэтому возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы на инструменте. Все мы знаем: современные дети в общем мало занимаются по разным причинам: большая загруженность в школе, лень, плохая организация домашних занятий и т.д. Участие же в конкурсе ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состязании и постараться победить, а для этого необходимо найти силы, время и, конечно, побороть свою лень!

Каковы же отрицательные стороны конкурсов? Безусловно, конкурсы, проводимые ежегодно, и в которых участвуют одни и те же дети, не полезны. Ведь жизнь юного музыканта состоит не только из конкурсов; порой бывает необходимо сосредоточиться на той или иной учебной проблеме, улучшить ту или иную сторону игры, разучить определенный репертуар, заполнить репертуарные пробелы и т.д. Для всего этого не хватает времени при подготовке к конкурсу. Есть одарённые дети, которые побеждают в одном конкурсе за другим. Позже, когда они приходят в училище или консерваторию, у них внезапно обнаруживаются технические или иные недостатки, и оказывается порой, что их успехи были следствием умелого "натаскивания" хорошо знающим своё дело преподавателем. Вместо того, чтобы постоянно двигаться вперёд в нормальном учебном процессе, эти дети год-два подряд упорно разучивают одни и те же произведения и конкурс, который должен быть стимулом, стал для них тормозом. [9]

Итак, конкурсы не должны являться самоцелью. Нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию, но никак не смысл всей работы. Нельзя придавать конкурсам то значение, какое им придают тщеславные взрослые. Нельзя гонять детей от одного конкурса к другому. И никогда не следует забывать, что участие в конкурсе - больше, чем какая-либо другая деятельность преподавателя музыки, является мерилом его воспитательских способностей - не только чисто профессиональных, но, прежде всего, общечеловеческих. И в этом опять подтверждение того, что детские конкурсы - не только испытание для детей, но возможно в первую очередь для преподавателей.

В заключение хочется отметить, что конкурсы для детей, в общем, чрезвычайно полезны. Они помогают открывать таланты, являются поучительной и ненавязчивой практической школой для преподавателей, развивают стремление детей к соревнованию, расширяют репертуар учащихся, укрепляют их сценическую выносливость и становятся праздничными кульминациями в жизни музыкальных школ!

И, наконец, благодаря подготовке и участию в конкурсах, дети не только становятся ценителями и любителями высокого искусства, но и учатся исполнительству профессионально, что является основной актуальной задачей новых образовательных программ предпрофессионального обучения детей.

Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы и фестивали выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей. [9]

Выводы по I главе

В первой главе мы изучили различные точки зрения на понятие «конкурс», представили направления существующих творческих конкурсов, во втором параграфе представили направления существующих творческих конкурсов.

Третий параграф нашего исследования посвятили характеристике творческих музыкальных конкурсов, начиная с первых исторически появившихся конкурсов.

Современные музыкальные конкурсы стали важнейшим средством выявления и поощрения талантливых музыкантов, значительным фактором культурной жизни. Подавляющее большинство инструменталистов, а также многие вокалисты и дирижёры выдвинулись на концертной эстраде и оперной сцене в 1950-70-х гг. именно благодаря конкурсу. Он способствуют пропаганде музыки в широких массах слушателей, развитию и обогащению  жизни.

В России проводится множество музыкальных конкурсов по разным направлениям. В нашем исследовании мы остановились не некоторых значимых российских конкурсах, таких как:  Международный конкурс имени П. И. Чайковского, конкурс вокалистов им. М.И.Глинки, Международный конкурс «Современное искусство и образование и т.д.

В последнем параграфе нашего исследования мы выявили значение творческих музыкальных конкурсов в развитии детей.  Творческие музыкальные конкурсы повсеместно играют видную роль в деле выявления молодых талантов. Конкурс призван открыть талант и дать ему дорогу в жизнь.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Условия и технология организации творческих конкурсов

Алгоритм организации творческих конкурсов – тот же, что и алгоритм организации всех остальных конкурсных программ. В основе же любого творческого конкурса лежит соревнование в каком-либо виде деятельности, а это характерная черта всех конкурсных программ.

Воспитательное мероприятие — это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью (определение А. Г. Кирпичника).

Любое воспитательное мероприятие имеет форму и содержание. И, конечно же, любое воспитательное мероприятие имеет название.

Умение видеть в каждом мероприятии его форму и содержание — это определенный показатель методической грамотности. К сожалению, подобного умения лишены многие педагоги. Они ошибочно отождествляют название с формой, а форму с содержанием. А это в свою очередь приводит к низкой эффективности воспитательной работы, к бесконечному, сумбурному поиску «новых» форм, которых в принципе просто нет.

На сегодняшний день существует всего несколько десятков форм работы с детьми, а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения этих форм новым содержанием с последующим придумыванием «старым формам с новым содержанием» привлекательных названий. Это явление не свойственно исключительно педагогике, такую же ситуацию можно наблюдать в любой области человеческой практики: количество форм всегда меньше, чем количество возможных вариантов содержания внутри этих форм, а число вариантов содержания всегда меньше, чем число возможных названий. Педагог, усвоивший эту, казалось бы, элементарную истину, находится в более выигрышном положении, чем педагог, не принимающий ее и продолжающий бесконечно-бессмысленный процесс поиска «новых форм воспитательной работы». Ведь для успешного проведения мероприятий нужно лишь:[15]

1)знать существующие формы;

2)уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;

3)уметь придумать полученному результату название.

Нет необходимости владеть методикой организации сотен мероприятий, все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму (определенная последовательность действий). Владение двумя десятками организационных алгоритмов и технологией «придумывания» — это все, что требуется от педагога для проведения воспитательных мероприятий.

Из триединой составляющей всякого мероприятия (форма — содержание — название) форма является наиболее устойчиво-консервативной частью. (Кстати, термин «форма» применяется фактически во всех областях человеческой практики — от балета до бюрократического делопроизводства, и везде он обозначает нечто «устойчивое, установленное, устоявшееся».)

Одна из наиболее популярных форм организации детского развивающего досуга — конкурсные программы. Все конкурсные программы организуются одинаково, какие бы названия они при этом ни имели, как бы ни разнилось их содержание. То есть, с точки зрения организации, конкурс молодых вокалистов, конкурс рисунков на асфальте и конкурс на лучшую инсценировку анекдота про Чебурашку ничем не отличаются друг от друга. Для того чтобы вычленить алгоритм организации конкурсных программ, нужно сначала определить, что будет подразумеваться под этим термином. [11]

В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Этот принцип не является чисто педагогическим, он не является даже чисто человеческим: соревновательность в специфических формах присуща всей живой и даже неживой природе. Поэтому отрицать соревновательный момент в воспитательной работе, как это пытаются делать некоторые педагоги, — это все равно что отрицать законы природы на том основании, что они нам не нравятся. Дети всегда будут спонтанно состязаться, сравнивая себя с другими в самых различных сферах:

Первый и главный отличительный признак творческих конкурсов отражен в слове «творческий». В отличии от других конкурсных программ в этих конкурсах участники соревнуются в таких видах деятельности, которые носят преимущественно творческий характер. Другими словами, непременным атрибутом этих конкурсов должен стать творческий подход к конкурсным заданиям, т.е. нестандартный необычный, нетрафаретный. У детей это требование легче всего выполняется в игровой деятельности. Именно в игре (а не в труде, познании, общении) детям проще проявить свой творческий потенциал. Поэтому детские творческие конкурсы часто называют «игровыми творческими конкурсами».

Конкурсные программы позволяют ребенку:

1)сформировать адекватную самооценку;

2)развить свои волевые качества;

3)воспитать свой эстетический вкус;

4)самоопределиться в мире увлечений и профессий.

Но, конечно же, эти воспитательно-развивающие возможности конкурсных программ могут остаться и нереализованными, что очень часто происходит при небрежной или безграмотной организации конкурсов. Организация конкурсных программ — процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. При этом, как уже было сказано, все конкурсные программы, от самых маленьких, рассчитанных на один час и один класс, до грандиозных, охватывающих всю школу в течение месяца, подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр» (синонимический ряд можно продолжить) — от этого организационный алгоритм также не меняется. Если попытаться в максимально компактной форме перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно встанут перед организатором любой конкурсной программы, то можно составить перечень из десяти слов:[14]

1)Участники.

2)Задания.

3)Критерии.

4)Жюри.

5)Призы.

6)Ведущий.

7)Реквизит.

8)Техника.

9)Помещение.

10)Зрители.

При организации любой конкурсной программы все эти оргвопросы необходимо учесть и решить, но долями степень важности отдельных пунктов в каждой конкурсной программе разные, в разных программах значимость отдельных пунктов усиливается за счет других. Например, в конкурсе пластилиновых скульптур первейшее значение будет иметь обеспеченность материалом для работы (в перечне это обозначено словом «реквизит»), а роль ведущего в этой программе практически сводится к нулю. Прямо противоположную картину можно увидеть в конкурсной программе, известной под названием «КВН», — в ней порой все держится на находчивом, остроумном ведущем при почти полном игнорировании реквизита.[17]

В любом случае организация конкурсной программы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом конкурсе. Исходить при этом следует не столько из потенциального желания детей — такое желание можно сформировать — сколько из распространенности в детской среде того вида деятельности, который лежит в основе конкурса. Например, организовать конкурс юных фотолюбителей в школе, где всего 3-4 человека увлекаются фотоделом, — не самое умное решение. И уж если организатору очень хочется провести такой конкурс, он должен сначала, как минимум, организовать фотокружок и сделать его популярным среди детей. Именно в неверном изначальном решении часто кроется причина неуспеха многих конкурсных программ.

После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

1)придумать конкурсу яркое название;

2)сформулировать конкурсные задания;

3)разработать условия и критерии конкурса.

К сожалению, организаторы порой не уделяют должного внимания названиям мероприятий. Между тем, привлекательное название может многократно повысить интерес детей к предстоящему конкурсу и вызвать у них желание участвовать. Например, телеведущий Юрий Николаев назвал свою программу «Утренняя звезда». Если бы он назвал передачу просто «Конкурс исполнителей песен и танцев», чем, по сути, она и является, то, возможно, эта программа и не имела бы той популярности, которую можно наблюдать сегодня. Но при всей значимости названия более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания: если названием, в конце концов, можно пренебречь, то без заданий само понятие «конкурс» теряет смысл. Именно, конкурсные задания определяют, что нужно сделать, в чем дети будут соревноваться. Соревноваться «ни в чем» просто нельзя. [13]

Количество конкурсных заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности. В конкурсе на лучшее сочинение задание одно. В конкурсе юных оружейников может быть 10 заданий. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту ребенка. Например, задание «сочините какое-нибудь стихотворение» очень трудно выполнить из-за его расплывчатости, неопределенности. Еще труднее оценить то, что, возможно, получится: если один ребенок сочинил двустишье-дразнилку, а второй — сонет о любви, они оба в равной степени справились с заданием в той его формулировке, которая была предложена. Задания «начистите картошки» или «пришейте пуговицу» во время соревнования будущих защитников Родины среди участвующих в нем старшеклассников не вызовут особого энтузиазма, ибо они не соответствуют идее защиты, служения Родине. Задание «нарисовать комикс на тему: «Как делают жевательную резинку» просто невыполнимо, так как дети просто незнакомы с технологией этого процесса. К сожалению, подобные некорректные задания очень часто предлагаются детям организаторами конкурсных программ.

И, к сожалению, при объявлении заданий организаторы часто не объясняют условия их выполнения, не задают критерии, по которым будет оцениваться результат. В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут входить (или не входить) такие пункты:

  • время на подготовку конкурсного задания;
  • срок предварительной демонстрации подготовленного результата;
  • место предварительной демонстрации подготовленного результата;
  • размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т.д.);
  • возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;
  • возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;
  • перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д.

Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие особенности жанра или технологии.

Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.

После того как «Положение» составлено, работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач.[16]

Во-первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Одни конкурсные программы предполагают индивидуальное участие, другие — наличие команд. Не бывает лишь конкурсов без участников. А их может действительно не оказаться, если не организовать рекламно-разъяснительную кампанию. Во время этой кампании можно применять как массовую, так и индивидуальную работу, можно использовать приглашения, листовки, стенды, радио, телевидение — выбор средств зависит от масштабности конкурса и от традиций каждой конкретной школы. Главное — сделать так, чтобы ребята захотели участвовать в конкурсной программе и чтобы желающих было много.

Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии материалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что материальное обеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом случае данный вопрос должен быть оговорен в условиях конкурсной программы. Например: «Участники конкурса рисунков на асфальте должны явиться в назначенное место и время со своим мелом!» И, разумеется, не всегда целесообразно перекладывать заботу о необходимом реквизите на плечи детей. Дети могут просто отказаться от участия в конкурсе из-за отсутствия у них того или иного материала или инструмента. А кроме того, подобная ситуация ставит детей в прямую зависимость от материальных возможностей родителей. Девочка, которой на заказ сшили очень красивое бальное платье, заранее имеет преимущество перед девочкой, чья мама не может позволить себе таких расходов, при том что уровень танцевального мастерства обеих девочек может быть равным. Нужно, чтобы исход конкурса зависел в большей степени от таланта и упорства ребенка, и в меньшей степени — от возможности материального обеспечения его работы.[12]

В-третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри. В отличие от спортивных соревнований и эрудиционов, где победитель определяется по количественным показателям (время, расстояние, число правильных ответов), в конкурсных программах для определения победителя используются качественные показатели (изящество, красота, остроумие, находчивость и т. д.). Поскольку понимание этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса. Но, тем не менее, существуют способы снизить эту опасность.

Для этого нужно:

  • Никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7.
  • Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить.
  • Никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.

Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки. Главное — сделать так, чтобы судейство не стало причиной возможных конфликтов и детских обид.[20]

И, в-четвертых, организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей.

Подготовительный этап конкурсной программы должен завершиться демонстрацией конечного результата деятельности. Как правило, демонстрация проходит в виде выставки работ или в виде показательного выступления на сцене или другой специально оборудованной площадке. Только в некоторых случаях (например, конкурс на лучшее сочинение или конкурс на лучший перевод) результат публично не демонстрируется. Этап демонстрации результатов должен стать ярким эмоциональным событием в жизни ребенка-конкурсанта. К сожалению, так бывает не всегда. Порой организаторы отказываются от выставки, и детские поделки видит только жюри, которое затем объявляет свои оценки. Вместо концерта-шоу иногда проходят выступления солистов и коллективов в зале, где присутствуют только члены жюри и коллеги-конкуренты. При таком подходе воспитательный потенциал конкурсных программ многократно снижается. Для детей, безусловно, значим момент объявления о распределении мест, но еще более значимо для них внимание со стороны ровесников и взрослых к их творчеству, их труду. Без зрителей, без аплодисментов, без оформленного места проведения конкурса-выставки или конкурса-концерта почувствовать это внимание невозможно. Поэтому организатор на финальном этапе своей работы должен решить десятки организационно-содержательных проблем:

  • Как пригласить зрителей,
  • когда провести предварительный просмотр,
  • кого пригласить ведущим,
  • как оформить помещение,
  • где посадить жюри,
  • на чем расположить экспонаты,
  • как организовать церемонию открытия,
  • какую подобрать музыку,
  • во что будут одеты участники,
  • где жюри будет обсуждать итоги,
  • кто будет вручать призы,
  • как будет проходить ритуал награждения и многое другое.

Точку в проведении конкурсной программы можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов.

Во всех конкурсных программах обнаруживается приведенный выше алгоритм организации (то есть определенная последовательность действий). Соблюдение этого алгоритма, следование ему является гарантией успешности проведения конкурсных программ, их высокого воспитательного эффекта. [6]

Другой причиной, более существенной, можно назвать тот факт, что для выполнения творческих конкурсных заданий часто не требуется высокого уровня сформированности тех или иных навыков. В отличии от конкурса юных скрипачей или конкурса юных механизаторов, где без навыков и умения нечего делать, в творческих конкурсах могут принимать участие все желающие. Обладая лишь смелостью и фантазией, они имеют шанс самовыразиться, утвердиться среди сверстников, не отличаясь при этом какими-то особыми талантами. И если во время выступления над участниками будут смеяться – это хорошо: творческие конкурсы как раз и рассчитаны на то, чтобы вызвать смех у зрителя.

В отношении творческих конкурсов сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны – они популярны, любимы, полезны и легки в организации. С другой стороны – творческих конкурсов проводится чрезвычайно мало. Причин этому несколько. Если не касаться субъективных причин, связанных с ленью и недобросовестностью и рассматривать только объективные обстоятельства, то первым из них можно назвать тот факт, что число широко известных творческих конкурсов невелико. Кроме уже названных можно вспомнить еще десяток-другой конкурсов, имеющих массовую известность. Поэтому организуются одни и те же конкурсные мероприятия, а проводить ежемесячно рыцарские турниры и аукционы талантов это все равно, что каждый день смотреть по телевизору фильм «Бриллиантовая  рука»: какой бы замечательной не была эта кинокомедия, в конце концов, и она утомит любого зрителя. Вторая причина: большинство культработников не владеют приемами творческого мышления, а значит, не могут сами «изобрести» новый творческий конкурс. Неумение придумывать толкает работников на выискивание новых идей в различных методических рекомендациях, в книгах и брошюрах по организации детского досуга, а там, в свою очередь, содержатся описания все тех же рыцарских турниров и аукционов талантов. Ведь те, кто составляет рекомендации, то же не всегда отличаются способностью к творчеству. [19]

Такое соответствие названия, формы и содержания должно быть во всех творческих конкурсах и конечно, необходимо соответствие идеи и организационных усилий. Только тогда творческие конкурсы будут яркими и запоминающимися. Только тогда раскроется их уникальный потенциал. Только тогда они будут развивать и воспитывать детей.

2.2.Положение творческого конкурса «Полет фантазии»

Общие положения

  1. Учредителем  и организатором конкурса является муниципальное образовательное учреждение ЧПК№1, город Челябинск

1.2. Конкурсы проводятся с целью создания условий для поддержки одаренных обучающихся и развития их творческих способностей.  

1.3. Организаторами конкурсов являются:

Организаторы конкурса-Зайцева Юлия, студентка 30 группы, Муталиева  Л.С.-зав.музыкальным отделением ГБПОУ «Челябинского педагогического колледжа № 1»

1.4 Состав организационного комитета и жюри утверждается организатором конкурса.

1.5 Организационный комитет определяет порядок проведения конкурса, систему оценивания.

1.6.По итогам Конкурса на базе ЧПК проводится награждение участников.

Основные цели и задачи Конкурса

2.1. Целью Конкурса является:[14]

  • выявление способных и одаренных обучающихся, их поддержка и поощрение;

2.2. Конкурс направлен на решение следующих задач:

  • выявлять детей и подростков, обладающих творческим потенциалом и склонностями к занятию искусством
  • создание условий для формирования эстетического и художественного воспитания обучающихся;

Участие в конкурсе

К участию допускаются учащиеся школы, а также преподаватели, дети с 1 по 11 класс.

Основные номинации конкурса

  • Вокал классика (соло)
  • Вокал эстрада (соло)
  • Вокал народный(соло)
  • Ансамбли классика
  • Ансамбли эстрада
  • Ансамбли народный вокал

Возрастные категории

1 категория  дети от 7до 9 лет

2 категория  от 10 до 13 лет

3 категория  от 14 до 16 лет

4 категория  от 17 до 18 лет

Внимание! Если возрастная категория или номинация набирает меньше 5 участников, она может быть объединена  с соседней категорией, на усмотрение членов жюри.

Жюри Конкурса:

формируется оргкомитетом Конкурса из числа методистов и опытных педагогов школ или средних учебных заведений;

 жюри обеспечивает экспертизу и оценку представленных на Конкурс творческих работ;

осуществляет работу по подготовке дипломов и других наград;

участвует в церемонии награждения.

Критерии оценок:

Все участники оцениваются по трем позициям:

Исполнительское мастерство и техника исполнения - диапазон, соответствие стилю, уровень сложности, оригинальность, соответствие репертуара возрастной категории и возможностям исполнителя, чувство ритма, умение пользоваться микрофоном.

Артистизм — презентация, контакт со зрителем, умение преподнести исполняемое произведение, дополнительные выразительные средства (подтанцовка и т.д.).

Имидж – самовыражение, костюм, реквизит, макияж. [20]

Для членов жюри основным критерием является именно, то мастерство, которое представляет участник в той или другой номинации! Максимально возможный результат, который может поставить один член жюри – 10 баллов.

Распределение  степеней  Лауреат:

33-37 балла - Лауреат 3 степени

38-43 баллов - Лауреат 2 степени

44-50 баллов - Лауреат 1 степени

Конкурсанты, набравшие перечисленные выше баллы становятся Лауреатами соответствующих степеней.

Внимание!!! Конкурсант исполняет одну песню, по которой его оценивают. Если участник хочет исполнять 2 и более песен, то ему засчитывается лучший результат, по которому присваивается звание Лауреат соответствующей категории.

Лучшие руководители (педагоги) награждаются специальными дипломами «Лучший педагог»

Самые яркие номера будут приглашены для участия в праздничных концертах района и города

Призовой фонд и награждения:

Все без исключения исполнители соло и ансамбли всех направлений получат дипломы: «Дипломант конкурса».

Награждение предусматривает следующие звания:

- Лауреат (I, II, III степеней) – для каждой возрастной группы и номинации. Все лауреаты получают дипломы и призы различного статуса, на усмотрение организаторов.

Оргкомитет :

Организатор конкурса- Зайцева Юлия (8-951-801-67-55)

Зав. Музыкальным отделением- Муталиева Лейла Суймбаевна (8-951-120-16-77)

Зам директора по воспитательной работе- Валах Светлана Владимировна (8-999-888-44-55)

Зам директора школы № 124- ХХХХХХХХХХХХХХХ (Х-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ)

Примерная смета для проведения конкурса:

Статья расходов

Обоснование суммы

Сумма (руб)

1.Афиша конкурса

30 штук по 20 рублей

600

2.Оформление зала

Оформление зала гелиевыми шарами, плакатами

1500

3.Закупка дипломов победителям

30штук  х 20рублей

600

4.Закупка благодарностей участникам конкурса

40 штук х 20 рублей

800

5. Призы победителям

Памятные статуэтки

5 штук х 250

1250

6. Итог

4750

Выводы по II главе

Во второй главе мы раскрыли технологию организации творческих конкурсов в общеобразовательной школе, рассмотрели необходимые условия. Пришли к выводу, что для любого конкурса необходим алгоритм.

Алгоритм организации творческих конкурсов – тот же, что и алгоритм организации всех остальных конкурсных программ. В основе же любого творческого конкурса лежит соревнование в каком-либо виде деятельности, а это характерная черта всех конкурсных программ, также необходимо соответствие идеи и организационных усилий. Только тогда творческие конкурсы будут яркими и запоминающимися, раскроется их уникальный потенциал, и только тогда конкурсы  будут развивать и воспитывать детей.

Также мы представили созданное нами положение творческого конкурса «Полет фантазии», рассчитанного на общеобразовательную школу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования мы пришли к выводу, что участие в конкурсах важная составляющая творческой жизни ребенка, в ней заложены огромные образовательные возможности, главное ими правильно воспользоваться. Потому что каждому, а тем более ребенку важно знать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. Ему важен успех, и от нас взрослых зависит - будет ли эта конкурсная и фестивальная жизнь интересной, полезной и ведущей к успеху.

Именно от нас будет зависеть, что собой будут представлять конкурсы и фестивали сегодня – образовательное пространство и территорию творческого роста или выставку достижений и амбиций.

Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы и фестивали выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей.

Тема нашего исследования очень интересна, многогранна, актуальна и требует более глубокого изучения.

В дипломной работе мы планируем более подробно изучить технологию организации творческих конкурсов, и разработать и провести творческий конкурс-совместный проект ЧПК и общеобразовательной школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Афанасьев, С. Методика организации конкурсов. Воспитание школьников / С. Афанасьев. – М.: 2001. с.18-24.

2.        Бакланова, Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР / Т. И. Бакланова. М.: 1986. С.31-34.

3.Дистанционные конкурсы. [Электронный ресурс]; http://my-hl.ru/contests/school-eula/

4.        Зацепина, М.  Реализация Программы воспитания и обучения в детском саду/ М. Зацепина.//  Музыкальный руководитель  №8. М.: 2007.

5. Интерактивное образование.  [Электронный ресурс]; http://io2.nios.ru/index.php?rel=35&point=11&art=1365

6.Идеальная школа.  [Электронный ресурс];  https://il.tsu.ru/competition/perfect_school/

7. Из опыта организации и проведения творческих конкурсов.  [ Электронный ресурс ]; http://www.informio.ru/publications/id201/Iz-opyta-organizacii-i-provedenija-tvorcheskih-konkursov

8. Инновационная форма проведения конкурса - дистанционный конкурс. [Электронный ресурс]; http://www.orenklass.narod.ru/klassniy/distanc_konkyrs.doc

9.        Коллекция энциклопедий и словарей. [Электронный ресурс]:, http://enc-dic.com/ozhegov/Konkurs-12837

10. Как разработать положение о конкурсах в компании. [Электронный ресурс]; http://www.vkaznu.ru/index.php?showtopic=5806

11.Мир глазами человека. [Электронный ресурс]; http://mirglazamicheloveka.blogspot.ru/2013/07/blog-post_17.html

12.        Ожегов, С. И. Толковый словарь/ С. И, Ожегов. – 4-е изд. – М.: Азбуковник, 2000. – 938 с.

13.         Образовательные возможности конкурсов и фестивалей, их роль в формировании успешной творческой личности. [Электронный ресурс]:, http://mognovse.ru/oul-obrazovatelenie-vozmojnosti-konkursov-i-festivalej-ih-role.html

14. Описание конкурсов. [Электронный ресурс]; http://konkurs.ciur.ru/category/конкурсы/описание-конкурсов

15.  Проект «Одаренные дети».  [Электронный ресурс]; http://shkolalopatino.ru/sv_page.php?cs=0&level=2&id_level_1=13&id_level_2=22

16. Положения конкурсов. [ Электронный ресурс]; http://nsportal.ru/user/190359/page/polozheniya-konkursov

17.        Развитие художественно – творческих способностей детей. [Электронный ресурс]:, http://www.moi-detsad.ru/konsultac851.html

18.        Современная энциклопедия. [Электронный ресурс]:, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/23742

19.        Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]:, nsportal.ru

20. Фестивали, конкурсы, положения. [ Электронный ресурс]; http://noyamolod.ru/index.php?id=303&Itemid=71&option=com_content&view=article