Рабочая программа ФГОС "Двигательное развитие" для обучающихся 1 класса с умеренной интеллектуальной недостаточностью

Киселева Юлия Эдуардовна

Целью программы является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnoe_razvitie.docx67.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 по коррекционному курсу «Двигательное развитие»

 1 года обучения

 для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени

Выполнил: Киселева Ю.Э.

2016-2017г

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                        
  2. Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
  3. Содержание программы.
  4. Учебно – тематический план
  5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» 1 года обучения для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена на основе: программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 20013г, и в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также  Программы для специальных (коррекционных) учреждений для «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007,  «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);

Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:

  1. - Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)»,
  3. Письма  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
  4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
  5. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
  6. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.  с изменениями от 22.12.2008г.;
  7. Конвенции о правах ребенка. Принята  20 ноября 1989 года;
  8. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;
  9. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологическое требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
  10. Годового календарного учебного графика
  11. Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся (утверждено приказом директора от 28.02.2015 г. № 48-П)

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.

Целью программы является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Основные задачи:

  • мотивация двигательной активности,
  • поддержка и развитие имеющихся движений,
  • расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
  • освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).

          Наряду с вышеуказанными задачами в коррекционном курсе «Двигательное развитие» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Общемоторное развитие, у детей с умеренной умственной отсталостью, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.

Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Программа построена на следующих принципах:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.
  2. Деятельностный принцип коррекции.  Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.
  3. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
  4. Принцип комплексности организации коррекционной работы заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
  5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
  6. Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.
  7. Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.

Средства, формы и методы коррекционной работы:

- наглядность, коррекционные игры и упражнения, практическая работа;

- проводятся групповые занятия;

- психогимнастика, конструирование, наглядный и практический метод, связь с окружающей средой, опора на жизненный опыт и собственные ощущения.

- Индивидуальная, фронтальная и групповая

Тематическое планирование соответствует количеству часов учебной нагрузки, которая определена Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год.

                                                                        2. Место предмета в плане внеурочной деятельности.

В учебном плане коррекционные занятия по  курсу «Двигательное развитие» представлены с расчетом по 2 часа в неделю, 68 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.

Коррекционные занятия проводятся  во второй половине дня. Основной формой организации является комплексное занятие. Продолжительность занятия составляет 40 минут.

3. Планируемые результаты освоения программы

  1. Развитие элементарных пространственных понятий
  2. Знание частей тела человека
  3. Знание элементарных видов движений
  4. Умение выполнять исходные положения
  5. Умение бросать, перекладывать, перекатывать.
  6. Умение управлять дыханием

Предметные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Сформированность следующих умений:

- Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

-Способность согласовывать свои действия и движения.

- уметь выполнять действия по образцу и по подражанию:
-Уметь ориентироваться в  элементарных пространственных понятиях

-уметь показывать части тела человека

-Уметь выполнять исходные положения

-Уметь бросать, перекладывать, перекатывать.

Сформированность следующих умений:

- соблюдать правила по технике безопасности и правила пользования спортивными снарядами и тренажёрами;
- строится в колонну, равняться в затылок, размыкаться на вытянутые руки вперёд;
- выполнять повороты по ориентирам
- уметь выполнять действия по образцу и по подражанию:
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

- технически правильно осуществлять двигательные действия,

- самостоятельно выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

- Умение управлять дыханием

- Способность опосредовать свою деятельность речью.


Личностными результатами  изучения курса «Двигательное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

 - освоение доступной социальной роли обучающейся,

 - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

- умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Достижение базовых учебных действий:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

2. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

3. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Методы и средства оценки результативности программы

В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Контроль предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми.

                                                                                                          3. Содержание программы.

Коррекционный курс содержит разделы:

1. Коррекция и формирование правильной осанки.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия; профилактика выполнения имитационных упражнений.
Профилактика выполнения упражнений в вытяжении. Планируется в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенное повышение нагрузки и переход в конце урока к успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений, подбор упражнений, соответствующих возможностям учащихся.

2
Формирование и укрепление мышечного корсета.
Профилактика выполнения общеукрепляющих упражнений. Овладение пространственными ориентировками. Развитие подвижности в суставах.


3
Коррекция и развитие сенсорной системы.
Овладение упражнениями для развития тактильно-двигательного восприятия; Развитие зрительного анализатора;
Овладения играми на совершенствование сенсорного развития.


4
Развитие точности движений пространственной ориентировки.
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия; Овладения пространственными ориентировками.

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои  ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Данный принцип наглядно демонстрируется в содержании представленных разделов.

  4.   Учебно-тематический

Название раздела

Количество часов

всего

теория

практика

Коррекция и формирование правильной осанки.

15

5

10

Формирование и укрепление мышечного корсета.

17

7

10

Коррекция и развитие сенсорной системы.

16

5

11

Развитие точности движений пространственной ориентировки.

20

7

13

Итоговая  диагностика обучающихся  

2

-

2

Итого

68

24

44

5.  Материально-техническое оснащение и учебно-методический комплекс

Оборудование:
  -Спортивный зал;
 -Коврики (для упражнений сидя и лежа);
- Гимнастические стенки;
 - Мячи: маленькие и большие резиновые;
 -Обручи;
 -Скакалки;
 -Секундомер.

Методическая литература для учителя:

- С. С. Зиянгиярова «Программно- методическое обеспечение 3-го урока физической культуры (ЛФК) для учащихся 1 – 5 классов «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната 8 вида». – П,:КЦФКиЗ, 2010 – 66с.
- Журналы «Здоровье детей»
- Шмаков С. А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2004
- Ковалько В. И. «Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО, 2004.
- «Методика занятий по лечебной физкультуре в коррекционной школе» Селезнёва Л. И., учитель ЛФК государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения школы № 9 г. Новороссийска
- Аудио записи «Музыка для массажа», «Музыка для души»
-  Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, 1983г.

 -Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2012г


Информационное  обеспечение образовательного процесса

  • Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru
  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  • Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
  • Учительский портал  http://www.uchportal.ru
  • Федеральный портал «Российское образование»  http://www.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
  • Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru

 

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Тема

Кол. часов

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности

Коррекционная работа

                                                                     1четверть

1

Дыхательные упражнения в образном оформлении ч1

1

Дыхание

упражнение

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя Обучаются правильному дыханию

Формирование произвольного самоконтроля через развитие умения контролировать свое дыхание.

2

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки. Под счет.

1

упражнение

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя Обучаются правильному дыханию

Формирование произвольного самоконтроля через развитие умения контролировать свое дыхание.

3

Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях

1

Грудное дыхание

Разучивают комплекс упражнений Обучаются правильному дыханию

Коррекция произвольного внимания через развитие умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями тела.

4

Изменение длительности дыхания

1

длительность

Обучаются правильному дыханию

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя

снимать эмоционально-психическое напряжение с помощью специальных психотехник.

5

Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы.ч1

1

Моторика

Разучивание комплекса упражнений на формирование правильной осанки.  игра «Мы-солдаты»

Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации дыхания, речи и движений тела.

6

Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы.ч2

1

Моторика

Разучивание комплекса упражнений на формирование правильной осанки. Повторение игры «Мы-солдаты»

Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации дыхания, речи и движений тела.

7

Формирование правильной осанки у стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя.ч1

1

Согласован-ность

упражнения для координации разных частей тела; Группировки»,  «Гости»,  «Хлоп. Топ. Поворот»,  танцевальные упражнения.), задания, способствующие развитию саморегуляции;  Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя Выполняют комплекс упражнений на формирование осанки.

Игра на внимание

Корригировать недостатки  моторного развития через укрепление мышц и суставов кистей, развитие плавности и точности  общих движений

8

Формирование правильной осанки у стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя.ч2

1

Согласован-ность

упражнения для координации разных частей тела; «Группировки», «Гости»,  «Хлоп. Топ. Поворот», танцевальные упражнения, игры пальчиковой гимнастики Выполняют комплекс упражнений на формирование осанки.

Игра на внимание

Корригировать недостатки  моторного развития через укрепление мышц и суставов кистей, развитие плавности и точности  общих движений

9

Упражнения у стенки (движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы.ч1

1

Приседание

скольжение

Разучивание комплекса упражнений на формирование правильной осанки. Повторение игры «Мы-солдаты» Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя

Корригировать недостатки  моторики через развитие пластичности, выразительности движений. Умения выполнять движения в нужном темпе и ритме.

10

Упражнения у стенки (движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы.ч2

1

Приседание

скольжение

Разучивание комплекса упражнений на формирование правильной осанки. Повторение игры «Мы-солдаты» Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя

Корригировать недостатки  моторики через развитие пластичности , выразительности движений.  Умения выполнять движения в нужном темпе и ритме.

11

Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных.ч1

1

имитация

задания, способствующие развитию саморегуляции; задания на подражание  движениям животных. Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок.

Развитие координации движения. Коррекция вестибулярного аппарата.

12

Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных

1

имитация

задания, способствующие развитию саморегуляции; задания на подражание движениям животных.  Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок.

Развитие координации движения. Коррекция вестибулярного аппарата.

13

Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п.ч1

1

Исходное положение

Разучивают и выполняют комплекс упражнений по показу учителя. Музыкально-ритмические упражнения.

Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах.

14

Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук.ч1

1

Части тела

Разучивают и выполняют комплекс упражнений по показу учителя. Музыкально-ритмические упражнения.

Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах.

15

Упражнения с предметами и без них

1

предметы

Упражнения пальчиковой гимнастики. Музыкально-ритмические упражнения.

Разучивают и выполняют комплекс упражнений по показу учителя.

Формировать навыки выполнения действий по подражанию, по словесной инструкции, Коррекция эмоционально-волевой сферы через формирование умения подчиняться правилам игры.

16

Игра: «Дунем раз…»

1

пушинка

легкий

тяжелый

Музыкально-ритмические упражнения. простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами.

 Формировать навыки выполнения действий по подражанию, по словесной инструкции, Коррекция эмоционально-волевой сферы через формирование умения подчиняться правилам игры.

17

Упражнение для правильного дыхания с использованием звуковой гимнастики.

1

Вдох

Выдох

простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями, музыкально-ритмические упражнения

Формировать навыки выполнения действий  по словесной инструкции педагога.  

2 четверть

18

Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития ч1

1

Бусины

Шнуровка

Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Игры на развитие сенсорного восприятия, развитие и совершенствование мелкой моторики. Вспоминают правила, проговаривают их и играют, соблюдая правила игры.

Формировать навыки выполнения действий  по словесной инструкции педагога.  

Развивать зрительное и слуховое восприятие. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции . Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать тактильные ощущения

19

Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития ч2

1

Бусины

Шнуровка

Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Вспоминают правила, проговаривают их и играют, соблюдая правила игры. Игры на развитие сенсорного восприятия, развитие и совершенствование мелкой моторики.

Формировать навыки выполнения действий  по словесной инструкции педагога.  

Развивать зрительное и слуховое восприятие. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции . Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать тактильные ощущения

20

Знакомство с ходьбой с различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперёд, к плечам).ч1

1

Равновесие

Колонна

Исходное  положение

Выполнение  двигательных действий, использование их в игровой и соревновательной деятельности.

Развивать пространственную ориентацию. Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции . Развивать координацию движений Развивать тактильные ощущения

21

Знакомство с ходьбой с различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперёд, к плечам).ч2

1

равновесие

колонна

исходное положение

Выполнение  двигательных действий, использование их в игровой и соревновательной деятельности.

Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки, коррекция тактильно-двигательного восприятия на основе упражнений.

22

Упражнения с предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в движении, под музыку

1

равновесие

осанка

Комплексы упражнений с гимнастическими предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в движении, под музыку

Формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки . коррекция тактильно-двигательного восприятия на основе упражнений.

23

Подвижные игры на сохранение правильной осанки: «Море волнуется», «Совушка - Сова».

1

правила игры

Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Вот так позы!», «Совушка», «Слушай сигнал», «Удочка», «Мы — солдаты»

. Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Коррекция эмоционально-волевой сферы через формирование умения подчиняться правилам игры.

24

Дыхательные упражнения в образном оформлении. Ч2

1

Радуга

Шар

дыхание

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя . Обучаются правильному дыханию

Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы.

25

Движение руками в исходных положениях

1

исходное положение

Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Игры «Прогулка», «Шар», «Качели». Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок.

Коррекция слухового восприятия через обучение выполнять действия по инструкции

26

Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи мячей. Ч1

1

гибкость

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя. Разучивание комплекса упражнений с мячом.

Совершенствование двигательно-моторной координации. Корригировать недостатки развития коммуникативной сферы через формирование способности вспоминать свои действия и называть их. Корригировать недостатки мышления

27

Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи мячей. Ч2

1

гибкость

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя. . Разучивание комплекса упражнений с мячом.

Корригировать недостатки развития коммуникативной сферы через формирование способности вспоминать свои действия и называть их. Корригировать недостатки мышления

28

Ходьба по различным предметам, передвижение боком.

1

дистанция

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя. Ходьба боком по гимнастической палке, по обручу, по канату.

Развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений

29

Право, лево. Направо, налево. Ч1

1

Право, лево. Направо, налево

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя. Игры на совершенствование пространственной ориентации (право,лево)

Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах.

30

Право, лево. Направо, налево. Ч2

1

Право, лево. Направо, налево

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя. Игры на совершенствование пространственной ориентации (право,лево)

Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах.

31

Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук.

1

Впереди, сзади, рядом

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя. Игры на совершенствование пространственной ориентации (впереди, сзади, рядом)

Воспитывать внимательность. Развивать память, воображение. Совершенствование двигательно-моторной координации

32


Упражнения с предметами и без них  

1

Впереди, сзади, рядом

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя. Игры на совершенствование пространственной ориентации (впереди, сзади, рядом)

Воспитывать внимательность. Развивать память, воображение. Коррекция пространственной ориентировки. Совершенствование двигательно-моторной координации

33


Игра: «Дунем раз…» (2 ч)

1

дыхание

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя.

Воспитывать внимательность. Развивать память, воображение.

3 четверть

34

Упражнение для правильного дыхания с использованием звуковой гимнастики. (2 ч)

1

гибкость

позвоночник

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя.

формировать навыки управления мышцами тела: напрягать или расслаблять их по собственному желанию. Развитие слухового восприятия.

35


Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем) ч1

1

дистанция

колонна

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя. Игры «Волшебный мешочек», «Вот так позы», «Аист ходит по болоту», «Запомни порядок»

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;

36

Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем) ч2

1

осанка

правила упражнений,  выполнение упражнения  под руководством учителя. Игры «Волшебный мешочек», «Вот так позы», «Аист ходит по болоту», «Запомни порядок»

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;

37


Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим) ч1

1

равновесие

направляющий

осанка

правила упражнений, делают выполнение упражнения  под руководством учителя. Игры «Волшебный мешочек», «Аист ходит по болоту», «Запомни порядок»

Развитие координационных способностей.

Коррекция гибкости, моторики. Коррекция мышления, эмоционально-волевой сферы через повтор упражнений, анализ и исправление ошибок.

38

Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим) ч2

1

направляющий

равновесие

осанка

Слушают правила выполнения упражнений, делают упражнения  под руководством учителя. Игры «Волшебный мешочек», «Аист ходит по болоту», «Запомни порядок»

Развитие координационных способностей. Коррекция гибкости, моторики. Коррекция мышления, эмоционально-волевой сферы через повтор упражнений, анализ и исправление ошибок.

39

Ходьба по залу.

1

ходьба

Выполнять ходьбу боком , прямо , на цыпочках, на пятках, ходьба в разных темпах. Упражнения на умение свободно ориентироваться в частях тела. Выполнение поворотов на месте (направо, налево). Музыкально-ритмические упражнения.

Совершенствование двигательно-моторной координации. Коррекция гибкости, моторики. Коррекция мышления, эмоционально-волевой сферы через повтор упражнений, анализ и исправление ошибок.

40

Ходьба по залу по линиям.

Ходьба по кругу с чередованием на пятках и носках.

1

носок

часть стопы

ходить на носках

пятка

Выполнение команд «На носках», на пятка», выполнять упраж. на счёт-«1-4». Упражнение на развитие саморегуляции, равновесия.

коррекция тактильно-двигательного восприятия на основе упражнений. Совершенствование двигательно-моторной координации.

41


Ходьбой по залу по «следам» с обходом кеглей и т.д.

1

кегля

Упражнения на развитие равновесия, саморегуляции, выразительности и точности движений, на развитие памяти.

Совершенствование двигательно-моторной координации. Коррекция зрительного и слухового внимания через разучиваемый комплекс упражнений.

42


Ходьба приставным шагом.

1

приставной шаг

Упражнения на развитие  и совершенствование  равновесия, точности и плавности движений. правила упражнений, делают выполнение упражнения  под руководством учителя Игры «Перемена мест», «Река и ров»

Совершенствование двигательно-моторной координации. Коррекция зрительного и слухового внимания через разучиваемый комплекс упражнений.

43


Ходьба с подниманием бедра.

1

Упражнения на развитие  произвольного внимания, мышления, совершенствование равновесия. Игры: «Летающие носочки», «Зоопарк»,

Совершенствование двигательно-моторной координации. Коррекция зрительного и слухового внимания через разучиваемый комплекс упражнений.

44


Ходьба на носках с закрытыми глазами.

1

«Аист ходит по болоту», «ангел», «в темноте» правила упражнений, делают выполнение упражнения  под руководством учителя

Расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности.

45


Упражнения с различными предметами. Упражнения с шишками.

1

Упражнения на совершенствование сомато-моторной координации, на развитие слуховой памяти, произвольного внимания. Игра «Собери шишки», «Маленький колючий еж», «Что в коробке?», «найди отличия»

Корригировать недостатки слуховой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию, припоминать ранее услышанную слуховую информацию. Развивать   зрительное и пространственное восприятие;   логическое мышление;  конструктивные умения.

46

Упражнения с обручем.

1

обруч

Упражнения на развитие двигательно-моторной координации. Упражнения с обручем. правила упражнений, делают выполнение упражнения  под руководством учителя

Коррекция недостатков произвольности через развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

47

Упражнениям с верёвочкой (узелок одной рукой, бантик и узелок, плетёнка). Ч1

1

узел

плетенка

сотрудничество

правила упражнений, делают выполнение упражнения  под руководством учителя. Развивать мелкую моторику руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствовать развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Коррекция недостатков произвольности через развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

48


Упражнениям с верёвочкой (узелок одной рукой, бантик и узелок, плетёнка). Ч2

1

узел

плетенка

сотрудничество

правила упражнений, выполнение упражнения  под руководством учителя. Игры на  мелкую моторику руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Коррекция недостатков произвольности через развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

49

        Упражнения      пальчиковой     гимнастики.

1

гимнастика

правила упражнений, делают выполнение упражнения  под руководством учителя. Игры  пальчиковой гимнастики. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок.

Воспитывать      умение      работать самостоятельно, формировать навыки    взаимоконтроля; Коррекция недостатков произвольности через развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

50

«Запомни порядок

1

порядок

правила упражнений, выполнение упражнения  под руководством учителя. Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти, внимания.

Воспитывать      умение      работать самостоятельно, формировать навыки    взаимоконтроля; корригировать недостатки когнитивной сферы.

51

Приседания ч1

1

приседание

правила упражнений, выполнение упражнения  под руководством учителя. Упражнения на развитие гибкости, точности движений, вывносливость.

коррекция недостатков моторного развития через совершенствование координации движений.

4  четверть

52

Приседания ч2

1

приседание

правила упражнений, делают выполнение упражнения  под руководством учителя. Упражнения на развитие гибкости, точности движений, вывносливость.

коррекция недостатков моторного развития через совершенствование координации движений.

53

Отстукивание и отхлопывание разного темпа ч1

1

Темп

ритм

правила упражнений, делают выполнение упражнения  под руководством учителя. Выполнение движений в соответствии с изменением музыкального метроритма. Упражнения на определение темпа музыки, на развитие слуховой памяти и внимания.

коррекция недостатков моторного развития через развитие  пластичности и выразительности движений пальцев рук, умения выполнять движения в нужном темпе и ритме.

54

Отстукивание и отхлопывание разного темпа ч2

1

темп

ритм

правила упражнений, делают выполнение упражнения  под руководством учителя. Упражнения на определение темпа музыки, на развитие слуховой памяти и внимания. Выполнение движений в соответствии с изменением музыкального метроритма.

коррекция недостатков моторного развития через развитие  пластичности и выразительности движений пальцев рук, умения выполнять движения в нужном темпе и ритме.

55

Выполнение по памяти комбинаций движения ч1

1

комбинация

правила упражнений, делают выполнение упражнения  под руководством учителя. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок.

корригировать недостатки памяти через формирование способности вспоминать свои действия и называть их, соотносить названия действий с собственными движениями.

56

Выполнение по памяти комбинаций движения ч2

1

комбинация

правила упражнений, делают выполнение упражнения  под руководством учителя. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок.

корригировать недостатки памяти через формирование способности вспоминать свои действия и называть их, соотносить названия действий с собственными движениями.

57

Хоровод.

Ходьба по кругу, взявшись за руки. Ч1

1

хоровод

сотрудничество

правила упражнений, делают выполнение упражнения  под руководством учителя. Выполнение движений в соответствии с изменением музыкального метроритма. Выполнение элементарных хороводных движений.

Коррекция недостатков мышления, восприятия, памяти, внимания через определение уровня владения основными пространственными категориями.

58

Хоровод.

Ходьба по кругу, взявшись за руки. Ч2

1

хоровод

сотрудничество

правила упражнений, делают выполнение упражнения  под руководством учителя. Выполнение движений в соответствии с изменением музыкального метроритма. Выполнение элементарных хороводных движений.

Коррекция недостатков мышления, памяти, внимания через определение уровня владения основными пространственными категориями.

59

Ходьба в медленном и быстром темпе

1

Медленный

Быстрый

Темп

Ходьба по заданным направлениям в медленном  и быстром темпе. Выполнение движений в соответствии с изменением музыкального ритма и темпа.

развитие сомато-пространственных действий; развитие восприятия пространства.

60

Ходьба на носках

ходьба на носках

Ходьба по залу  по заданным направлениям  на носках, на пятках.

развитие сомато-пространственных действий; развитие восприятия пространства.

61

Захват предметов

1

захват

Упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие мыслительной деятельности, памяти. Внимания. Формирование правильного захвата руки.

формировать мотивацию деятельности и активные личностные установки. корригировать недостатки внимания и восприятия:слухового, зрительного и сенсорного.

62

Передача предметов

1

передача

Упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие мыслительной деятельности, памяти. Внимания. Правила упражнений, выполнений заданий под руководством учителя.

корригировать недостатки внимания и восприятия: слухового, зрительнго и сенсорного.

63

Кошки -мышки

1

отношения

соперничество

сотрудничество

Упражнения на выразительность движений. Игры-имитации. Игры на развитие точности и быстроты движений.

Развитие мышления, памяти, временных представлений.   Формирование прилежания, умения правильно вести себя на занятиях.

64

«Волшебный мешочек»

1

Геометрические фигуры

Качества предмет

Игры на развитие  осязания, мышления, памяти, внимания. . Правила упражнений, выполнений заданий под руководством учителя.

активизация словарного запаса по теме.    Развитие мышления, памяти, Формиро-вание прилежания, умения правильно вести себя на занятиях.коррекция недостатков зрительной памяти через развитие умения фиксировать и вспоминать ощущения, связанные с данным зрительным образом.

65

«Вот так позы»

1

поза

Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы. Музыкально-ритмические упражнения. Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук. Обучение специальным упражнениям в вытяжении и само- вытяжении. Игра «Поза», «Море волнуется раз…»

Развивать пространственную ориентацию. Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции . Развивать координацию движений . Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать тактильные ощущения

66

«Аист ходит по болоту»

1

аист

болото

Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук. Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п. Обучение специальным упражнениям в вытяжении и само- вытяжении.

Развивать пространственную ориентацию. Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма. Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции . Развивать координацию движений Развивать восприятие времени. Развивать координацию движений руки и глаза.

67

Итоговая диагностика

1

диагностика

Выявление динамики

психофизического развития.

Диагностическая батарея (см.программу)

68

Итоговая диагностика ч2

1

диагностика

Выявление динамики  психофизического развития.

Диагностическая батарея (см.программу)