Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми

Смирнова  Елена  Геннадьевна

 Федеральная программа «Одаренные дети»:

указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Государственная политика направлена на обеспечение эффективного развития, обучения и воспитания одаренных учеников, а ответственность за решение этой задачи возложена на учителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми 

Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

                                                                              Платон

 Осознание силы человеческого разума, его решающего влияния на развитие цивилизации стало причиной повышения внимания к обучению и воспитанию одаренных детей. Одаренные и талантливые люди становятся одним из важных факторов развития страны и общества.

 Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, главный редактор журнала «Способности и одаренность» Юркевич Виктория Соломоновна считает, что «процветание общества зависит от развития духовных, личностных ресурсов человека, эффективности создания творческого пространства для развития способностей детей, их творческих и личных возможностей».

 В настоящее время от одаренных и талантливых людей ожидается конструктивное развитие и максимальная отдача в различных сферах человеческой деятельности, а также требуется пересмотр взглядов на педагога и на процесс его профессиональной подготовки в стратегических направлениях модернизации образования.

 Федеральная программа «Одаренные дети» указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Государственная политика направлена на обеспечение эффективного развития, обучения и воспитания одаренных учеников, а ответственность за решение этой задачи возложена на учителей. От современных учителей требуются качественные действия в обеспечении развития способностей учащихся. Осуществление этого невозможно без специальной подготовки, поэтому проблема подготовки учителя к работе с одаренными детьми является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в педагогике.

 Практика показывает, что в большинстве случаев в школе с одаренными детьми работает учитель, подготовленный для работы на усредненного ученика. Такой учитель не всегда справляется даже с работой в классах с углубленным изучением предмета. Часто школа ставит лучших учителей на работу с самыми слабыми детьми. То есть, имеющийся в школе педагогический потенциал, тратиться нерентабельно с точки зрения экономики, науки, здравого смысла. В этом повинна непродуманная и давно устаревшая система оценивания работы школы. С директора школы строго спрашивают за неуспеваемость, но никто не наказывается за то, что не организована работа с одаренными детьми.

 С одаренным ребенком может работать только одаренный учитель, широко эрудированный и гибкий в поведении, увлеченный и умеющий увлекать, открытый в общении. Педагогические ситуации, которые возникают в работе с одаренными детьми, в полной мере характеризуются открытостью, изменчивостью, многомерностью, сложностью, динамичностью, которые российский философ, методолог

 Подготовка учителя к работе с одаренными детьми включает в себя решение сразу нескольких составляющих проблем.

 1. Создание информационного и методического обеспечения для подготовки учителя и его последующей работы с одаренными детьми.

2. Организация теоретического обучения учителей вопросам диагностики одаренности, выбору правильных стратегий работы с одаренным ребенком, созданию условий для раскрытия одаренности.

 3. Организация практикума по овладению навыками работы с одаренными детьми и освоению специфических образовательных технологий, приемов и методов обучения и развития таких детей.

4. Ознакомление учителей с уже накопленным передовым педагогическим опытом в этой области.

 Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «новом» учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся:

 - Учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету.

 - Учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения.

 - Учитель, выводящий одаренных детей на высокопрофессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко. Педагог, работающий с одаренными детьми должен быть профессионально компетентен, иметь определенные знания и умения по психологии и педагогике детской одаренности, занимать определенную профессионально-личностную позицию, обладать особыми личностными качествами. Личность учителя является важнейшим фактором в процессе развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. Вопросы подбора и подготовки учителя для работы с одаренными детьми отличаются сложностью и неоднозначностью, требуют учета личностных качеств.

 Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми должна быть как разработка стратегии, подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить становление и развитие базового и специфического компонентов профессиональной квалификации учителя. В процессе такой подготовки педагогов должны быть обеспечены формирование не только соответствующих умений, но и отработка качеств личности, необходимых для выявления и сопровождения одаренных детей.

 Стратегия, содержание, формы и методы подготовки педагога должны обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов профессиональной квалификации педагогов.

 В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и коррекцию качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми.

Специфика такой подготовки педагогов для работы с одаренными детьми должна отвечать целому ряду требований:

1) Формирование профессионально-личностной позиции педагогов. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания.

2) Комплексный психолого-педагогический и профессионально-личностный характер образования педагогов.

3) Создание системы консультирования и тренингов. Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития.

4) Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства.

 подготовка педагога к новой функции педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор необходима для выполнения социального заказа общества. 

 Повышенные требования к профессиональным знаниям, умениям и значимым личностным качествам педагога для одаренных детей, требуют дополнительной подготовки уже на стадии обучения будущих учителей в вузе.

 Следовательно, можно сделать вывод, что практический компонент готовности учителя к работе с одаренными детьми отражается следующими умениями:

- использовать приемы и методы для развития способностей ребенка;

- прогнозировать развитие одаренного ученика;

- стать наставником в отношении одаренного ребенка;

- разрабатывать учебные планы, которые будут соответствовать потенциалу одаренного ребенка;

- предлагать одаренному ребенку творческие задания;

- использовать вопросы открытого характера, предоставлять возможность выбора;

- предоставлять учащимся консультации по предмету и вопросам личностного характера;

- проводить индивидуальное обучение с одаренными учениками.

 В образовательном учреждении работу с одаренными детьми курирует классный руководитель. Он координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одарённого учащегося. Это учителя-предметники, руководители кружков, секций, психолог, администрация школы, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.

 Но в связи с воспитанием и обучением одаренных детей требуется формирование педагога нового типа, не только выполняющего образовательно-воспитательные функции, но и умеющего своевременно отреагировать требования социума и меняющегося общества.

 Поэтому происходит расширение роли и функций педагога, как классного руководителя. У классного руководителя появляется необходимость исполнения таких ролей, как тьютор, модератор, фасилитатор. 

 Тьютор -  это наставник, посредник, человек, который учит самостоятельно решать проблемы. Это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс работы с одаренными детьми. Для работы с одаренными детьми идет подготовка несколько видов тьюторства. Учебный тьютор занимается репетиторством с одаренными детьми. Тьютор в исследовательской деятельности сопровождает и способствует освоению технологии данной деятельности учащимся. Тьютор в проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения. Тьютор - психолог формирует психологически комфортную среду для учащихся школы и педагогов. Тьютор по самоопределению мотивирует учащихся на достижения желаемого, заявленного результата.

 Работа тьютора с одаренными детьми в школе различается по ступеням обучения: начальная, основная и старшая школа. Поэтому в профессиональной подготовке педагогов должны рассматриваться и более основательно изучаться психолого-педагогические особенности детей различного возраста. Этому способствуют такие дисциплины, как «Психология развития», «Возрастная педагогика», «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса».

 Вторая роль, к которой готовятся педагоги, связана с модерацией. Модерация – это один из видов сопровождения одаренных детей в группе. Модератор, сопровождает процесс управления взаимодействием в группе и отвечает за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения.

 Вести модераторскую деятельность с одаренными детьми - значит, в первую очередь уметь слушать, связывать, примирять, сглаживать, а также осторожно направлять и руководить. В работе педагога-модератора основными являются методы, которые побуждают учащихся к деятельности и активности; выявляют проблемы и ожидания; вызывают и используют опыт и компетенцию; организуют процесс участия и самоорганизации; отрабатывают действия или образцы действий; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.

 Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество работы с одаренными детьми.

 Третья роль выступает как профессионально важное качество личности педагога - фасилитация, означающее «облегчать», «содействовать», что в современной образовательной системе подходит для раскрытия роли и значимости педагога. Педагог-фасилитатор содействует усилению продуктивности образования и развитию работы с одаренными детьми за счет особого стиля общения и личности педагога.

 В состав ключевых квалификаций педагога-фасилитатора должны входить:

- действенный педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию одаренных учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и трудностей;

- сверхнормативная профессионально-педагогическая активность, готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы.

 Таким образом, подготовка педагога к новой функции педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор необходима для выполнения социального заказа общества. 

 Повышенные требования к профессиональным знаниям, умениям и значимым личностным качествам педагога для одаренных детей, требуют дополнительной подготовки уже на стадии обучения будущих учителей в вузе.

 

Литература:

1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения. М.: Просвещение, 2006.

2. Ландау Э. Одаренность требует мужества: М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. "Учитель для одаренных", м., 1991.

4. Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии" С.-П., Питер, 1998.

5. Тищенко А.В. доцент кафедры педагогики, к. п. н. Подготовка учителей для одаренных детей. Ростов. 2007 год.

6. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание, 1990.