"Экологическое воспитание дошкольников"

Белосохова Дарья Ивановна

Статья для воспитателей и родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx14.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание дошкольников»

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.

  Экологическое воспитание детей – это прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание  должно учить детей понимать себя и все, что происходит вокруг.  Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

  Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить:  хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных. Этому  способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищниками изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают и остаются жить одни в лесу, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен природе, и что прекрасный лес – это лес без волков (без хищников).

  С точки зрения экологии в природе нет «плохих», «вредных» и «полезных». Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определенную роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда – то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязняются вода и воздух.

  Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко.

  Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо еще раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребенка представления  о человеке не как о хозяине, покорителе природе, а как о части природы, зависящей от нее. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

  В настоящее время у большинства  дошкольников сформировано чёткое деление животных на «плохих», «злых»  «добрых», «вредных» и «полезных».

  Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространенное: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

  Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой.

Запомните правила!

  • Находясь на природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.
  • Собирать лекарственные  растения можно только в тех местах, где их много.
  • В природе, особенно в лесу. Нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
  • Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.