Статья "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Дербенева Кристина Александровна

В статье ставится задача рассмотреть перспективы использования образовательного портала в процессе педагогической деятельности. В результате анализа информационных источников были выделены положительные черты использования этого Интернет-ресурса в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 004

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дербенева К.А.,

Филоненко Л.А.

Филиал ОмГПУ в г. Таре

Аннотация: В статье ставится задача рассмотреть перспективы использования образовательного портала в процессе педагогической деятельности. В результате анализа информационных источников были выделены положительные черты использования этого Интернет-ресурса в образовательном процессе.

Ключевые слова: Интернет-ресурсы, образовательный портал, возможности использования, педагогический процесс.

Динамично развивающиеся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) открывают новые возможности современному образованию. На данный момент их использование в образовательном процессе является не рекомендацией, а скорее требованием, которое прописано во ФГОС ООО. Поэтому сегодня многие педагоги используют возможности информационных образовательных ресурсов в своей педагогической практике: учебной, воспитательной и внеурочной.

В самом широком смысле определение информационных ресурсов включает всю информацию об окружающей действительности, которая была накоплена человечеством и зафиксирована на носителях любой формы для  передачи между пользователями.

Понятие информационных образовательных ресурсов (ИОР) охватывает разные виды ресурсов, используемых в образовательном процессе, в том числе [1]:

  • печатные издания,
  • картографические объекты на печатной основе,
  • электронные образовательные ресурсы (ЭОР),
  • цифровые образовательные ресурсы (ЦОР),
  • Интернет-ресурсы и т.д.

Интернет-ресурс – это система технических и программно-аппаратных средств, а также той информации, которая публикуется в сети Интернет и отображается в различных формах: текстовой, графической или звуковой.

Интернет-ресурсы образовательного назначения могут представлять собой:

  • информационные продукты работ специалистов по проблемам образования;
  • обучающие программы, такие как электронные учебники, различные тренажеры и лабораторные практикумы, а также тестовые системы;
  • мультимедийные обучающие системы;
  • базы данных по определенным отраслям знаний;
  • авторские Web-страницы, отражающие педагогический опыт;
  • сайты педагогов, отражающие различные аспекты педагогической деятельности;
  • образовательные порталы [1].

На современном этапе развития образования разработана целая система удобных для обучающихся и педагогов образовательных порталов, образующая информационную и обучающую среду, в рамках которой пользователю предоставляется возможность удовлетворять свои индивидуальные информационные и учебно-познавательные потребности, а также получать нужные для его научной и практической деятельности знания и умения.

Образовательный портал является программно-технической системой, в которой происходит накопление сведений о научно-методических ИОР, современных технологиях обучения и воспитания, федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и другой учебной информации, мотивирующей обучающихся к повышению уровня образования [2].

Этот ресурс предоставляет открытый доступ к разнообразному спектру ИОР и образовательных услуг и служит функциональной средой, имеющей базы данных и классификаторы.

Образовательный портал в своей структуре может содержать следующие элементы:

  • рассылки и ленты новостей;
  • средства навигации и поиска;
  • электронные учебники и библиотеки;
  • каталоги образовательных ресурсов;
  • материалы, касающиеся конкретных учебно-воспитательных и организационно-методических вопросов;
  • интерактивные обучающие средства;
  • виртуальные среды учебно-практической деятельности;
  • электронные ресурсы демонстрационного характера;
  • универсальные обучающие среды;
  • базы данных и архивы;
  • игры, обучающего характера;
  • средства дистанционного и открытого обучения.

Использование такого Интернет-ресурса, как образовательный портал, содержит потенциальные возможности для:

  • использования информационных ресурсов и технологий при проведении занятий;
  • выявления уровня знаний по школьным и институтским дисциплинам, а также его повышения;
  • проведения мониторингов различного уровня, оперативной обработки и обобщения их результатов;
  • повышения уровня компьютерной грамотности обучающихся;
  • создания условий интенсивного информационного обмена между всеми звеньями системы непрерывного образования [3].

Также образовательный портал можно использовать в качестве психолого-педагогических условий осуществления учебного информационного взаимодействия на базе ресурса портала посредством [3]: 1) использования педагогически значимой учебной информации, расположенной на образовательном портале (педагог может использовать ресурс портала при подготовке следующих материалов: конспектов уроков, воспитательных и внеурочных занятий, тестовых и контрольных заданий, сценариев внеклассных мероприятий и т.п.); 2) взаимодействия с ресурсом образовательного портала в рамках учебного телекоммуникационного проекта (при этом через портал осуществляется информационное взаимодействие обучающегося с ресурсом, с другим обучающимся, с ученическим коллективом, а также с преподавателями); 3) организации образовательных телеконференций в Интернет (на основе различных ИКТ: списки рассылки, системы электронной почты, электронные доски объявлений, on-line телеконференции на основе технологии IRS, так называемых «чатов»).

Хорошо организованная урочная и внеурочная деятельность на образовательных порталах позволяет углубить знания по предметам, развить различные компетенции обучающихся: самостоятельность и инициативность, умение активно действовать, самостоятельно принимать решения, приспосабливаться к динамично развивающимся жизненным условиям и т.д.

Таким образом, использование такого ИОР, как образовательный портал, в учебной и внеурочной деятельности педагога имеет такие положительные черты, как:

  • позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость обучающегося;
  •  позволяет интенсифицировать процесс обучения, делают его насыщенным и наглядным;
  •  предоставляет возможность получать индивидуализированное образование каждому обучающемуся, в том режиме и темпе, который является для него более удобным;
  •   освобождает педагога от бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки бумажных работ обучающихся.

Список используемых источников:

  1. Ваграменко, Я. А. О направлениях информатизации российского образования/ Я. А. Ваграменко/ Системы и средства информатики. Вып. № 8. - Москва: Наука. Физматлит, 1996. - С. 27-38.
  2. Дрючатый, Г. Ф. Один из подходов к созданию образовательного портала/ Г. Ф. Дрючатый, А. Е. Заварихин, В. А. Красильникова/ Открытое и дистанционное образование – Томск, 2002 г.-№4.-С.113-115.
  3. Иванников, А. Д. Основные положения концепции создания системы образовательных порталов/ А. Д. Иванников, А. Н. Тихонов/ Интернет-порталы: содержание и технологии. Сб. науч. ст. Вып. № 1. – Москва: Просвещение, 2011. – С. 8-18.