Методическая разработка по применению технологии музейной педагогики в практике ДОУ.

Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

 

Нам не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих ДОУ.

Потенциал мини-музеев для дошкольников видится в том, что они:

  • позволяют реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

 

  • являются действенным модулем развивающей предметной среды;
  • средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствуют воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;
  • расширяет их кругозор,
  • открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогают наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по теме “ Мини-музей ” .

Слайд 12

В мини-музее могут быть собраны любые предметы , а не только подлинники . Отличительной чертой мини- музея является интерактивное образовательное пространство . Которое предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам . Главное- не ценность экспонатов , а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка .

Слайд 13

Потенциал мини-музеев для дошкольников видится в том, что они: позволяют реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы; являются действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса; способствуют воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; помогают наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Слайд 14

Особенности расположения мини-музеев . В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики.

Слайд 15

Оформление мини-музеев . Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы . При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.

Слайд 16

Тематика мини-музеев разнообразна . « Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе; «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей; «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека; Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота; «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ ); и др .

Слайд 20

Экскурсионная работа . Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи: выявление творческих способностей детей; расширение представлений о содержании музейной культуры; развитие начальных навыков восприятия музейного языка; создание условий для творческого общения и сотрудничества. Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия

Слайд 21

Задание для педагогов . Какую тематику мини-музея Вы бы хотели для себя выбрать? Определите его место, оформление, содержание .