Методическая разработка

Баженова Кира Николаевна

«Взаимодействие детского дошкольного образовательного учреждения

и семьи в процессе развития музыкальности детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка85.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                            МДОУ «Детский сад № 91»

«Взаимодействие детского дошкольного образовательного учреждения

и семьи в процессе развития музыкальности детей»

                                                                          Музыкальный руководитель    

                                                                         Баженова Кира Николаевна

г. Ярославль

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………….3

Глава 1:

Особенности  развития    музыкальных способностей  детей дошкольного  возраста   в  современной  педагогике  и  психологии:

  1. Понятие «музыкальность» и «творческие способности»;

Характеристика особенностей  развития музыкальных способностей

в старшем дошкольном возрасте.……………………………………..5

  1. Роль семьи в развитии музыкальных и творческих способностей детей

…………………………………………………………………………..10

Глава 2:

Как осуществлять процесс музыкального воспитания в дошкольном

учреждении:

2.1. Формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи…… 14

2.2. Диагностическое обследование детей…………………………….18

2.3. Анализ результатов работы………………………………...….......20

Заключение………………………………………………………………21

Библиографический список…………………………………………….22

Приложение

Введение

 Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования в подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно – творческих и музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир сморят без особого интереса.

Существует и другая проблема, волнующая педагогов и психологов: у детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и воображение. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка,  снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это через игру, развитие чувства ритма, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкальная деятельность.

Музыка обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка, вводит его в мир прекрасного, развивает сферу чувств, т. е. способствует гармоничному и всестороннему развитию личности.

Музыкальные, творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи: Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др. основой творческих способностей являются общие способности. Если ребёнок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребёнок может быть одарённым в различных сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают  свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданная экспрессивность, новизна, оригинальность, лёгкость ассоциирования, независимость мнений и оценок.  Именно музыкальная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.

Цель исследования: выявить особенности организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в направлении развития музыкальных способностей детей.

Задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  • Изучить особенности развития музыкальных способностей  в старшем дошкольном возрасте.
  • Определить наиболее эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме развития музыкальных способностей детей.

Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации взаимодействия ДОУ и семьи, построенного с учетом следующих условий:

  • Проявление активности и инициативы со стороны родителей;
  • Осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.

Методы исследования:  анализ психолого-педагогической, методической

и другой методической литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности, анкетирование. Указанные методы используются в определённой системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследований Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Е.А. Медведевой, Л.С.  Выготского, В.Г. Петровой.

Глава 1. Особенности  развития  музыкальных и творческих  способностей  детей дошкольного  возраста   в  современной  педагогике  и  психологии.

1.1        Понятие «музыкальность» и «творческие способности». Характеристика особенностей  развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.

Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей и музыкальной среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей “творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.” развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности: ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, у всякого нормального человека, есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать, - это вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, и вопрос о том какова его музыкальность и каковы должны быть пути её развития.

Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности. Очень часто в обыденном сознании  творческие способности  отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности: с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Что такое творческие способности на самом деле?

Анализ положений о детском творчестве известных отечественных учёных

Г.В. Лабунской, В.С. Кузина, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова позволили  сформировать  понятие детского творчества - как процесса создания ребёнком нового продукта (игры, песни, сказки, рисунка и т. д.).

«Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью  какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1997,с.2)

 Отечественные исследователи рассматривают данную проблему в связи с развитием творчества, творческой деятельности, творческого воображения, творческой личности.

Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Выготский Л.С., Кабалевский  Д. и др.). Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека, важна точка зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения.

Как показывают исследования   Выготского Л.С., «воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом». Отсюда автор делает вывод « о необходимости расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…» (Выготский Л.С. Обучение и развитие в  дошкольном  возрасте, с.432-433)

Источником творческой деятельности  ребёнка служит всё окружающее его жизненное пространство: предметы, явления, новый опыт, собственные ощущения. Как отмечает Теплов Б.М., раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям.

По мнению  Ветлугиной  Н.А. «Детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности» (Ветлугина  Н.А.  Художественное творчество в детском саду 1974, с.7). Под творческой деятельностью детей, по её мнению понимается не столько предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности - это индивидуальные  особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им  творческой деятельности различного рода.

Говоря о формировании музыкальных и творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе, когда, с какого возраста следует развивать  творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет.

Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития; обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей теоретически и экспериментально  доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга.

Было установлено, что необходимые условия возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие  детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства.

В импровизациях ребёнок  эмоционально, непосредственно применяет всё то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости развития  музыкально- творческих способностей  ребёнка и утверждать необходимость и целесообразность существования программы деятельности  не только с одарёнными детьми, но  и со всеми воспитанниками ДОУ.

Приобретая на занятиях в ДОУ, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дети дошкольного возраста имеют небольшой опыт представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни, а музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

1.2.Роль семьи в развитии музыкальных и творческих способностей детей.

Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей. По общему признанию специалистов, семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:

•    первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;

•    максимальной возрастной чувствительностью (сензитивностью) в период раннего и дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;

•    длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: кровным родством, любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.

Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Выдающийся пианист и педагог Генрих Нейгауз, говоря о роли семьи в приобщении детей к музыке, отмечал: «Хорошие родители важнее хороших педагогов». Действительно, самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от многих факторов, главным из которых являются общекультурный уровень родителей, образ жизни семьи. Если родители любят музыку, слушают классическую, народную и эстрадную музыку, бывают вместе с детьми на концертах, любят петь, можно с уверенностью сказать, что дети в такой семье будут любить музыку. Даже если родители не играют на музыкальных инструментах и не поют, в деле музыкального воспитания они могут сделать очень многое. Общеизвестно, что семьи имеют совершенно различный уровень музыкальной культуры. Далеко не все родители любят и понимают классическую музыку, но можно с уверенностью сказать, что большинство родителей любят песенное творчество. Оно наиболее доступно широкому кругу слушателей. В некоторых семьях любят и ценят народную музыку, в других — современную песню, которая звучит по радио и с экранов телевидения. В семьях, которые заинтересованы в музыкальном воспитании ребенка, он постоянно находится в мире музыки, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка. Ведь сегодня для этого имеются большие возможности. В современных условиях особую роль играют технические средства: радио, телевидение, аудиозаписи, диски, караоке. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используют как собственные записи, так и те, которые предоставляет в распоряжение музыкальный руководитель.

К сожалению, сегодня по радио и с экранов телевидения порою звучат низкопробные песни с примитивными мелодиями, бессодержательные по смыслу. Вот почему родителям очень важно постараться по возможности уменьшить нежелательное влияние таких песен на формирование музыкального вкуса ребенка. Нужно, чтобы дома ребенок слышал песни, которые бы способствовали его нравственному воспитанию. Ведь хорошая песня, как правило, учит ребенка быть добрым и внимательным, чутким и заботливым, учит видеть прекрасное в природе, во взаимоотношениях людей друг к другу. Родители могут сами разучить песню с ребенком. Перед разучиванием надо объяснить ребенку непонятные слова, которые могут встретиться в тексте песни. Разучивая песню, надо следить за тем, чтобы ребенок четко и правильно произносил слова песни. В младшем возрасте нужно стремиться к разучиванию текста песни одновременно с мелодией. Родители могут заинтересовать детей только тогда, когда увлечены сами. Если ребенок чувствует увлеченность родителей музыкой, восхищение красотой песни — эти чувства передаются и ему. Чтобы песня понравилась ребенку и он смог ее спеть, родителям надо приложить все свои умения, начиная с выразительной интонации речи и заканчивая мимикой и жестами. И чем ярче, выразительнее будет музыкальный рассказ, тем внимательнее маму, бабушку будут слушать дети, и у них появится желание разучить и спеть услышанное. Ведь встреча с любимой песней — это праздник для ребенка. Довольно часто родители интересуются: «С какого возраста начинать музыкальное воспитание ребенка?» Многие ученые-исследователи, отмечая раннее развитие ребенка, считают, что музыкальное воспитание должно закладываться с самого раннего возраста. Именно в этом возрасте закладываются те первоначальные основы музыкально-эстетического воспитания, которые в дальнейшем позволяют развить музыкальные способности детей и приобщить их к музыке.

С самого раннего детства ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость на звуки музыки. Он улыбается и выражает явное удовольствие, когда мать напевает ему несложные мелодии. И пусть это будет только одна единственная несложная музыкальная фраза, но какое благотворительное воздействие оказывает она на ребенка. Может в том, что мать не поет песен своему малышу, и кроется причина его духовной глухоты в будущем. Именно поэтому родителям нужно как можно быстрее ввести ребенка в мир волшебных звуков. Родители в детском саду могут получить консультацию по вопросам музыкального воспитания детей, через музыкальный уголок родители могут узнать расписание музыкальных занятий, когда будут проводиться музыкальные праздники и развлечения, получить информацию о музыкальном воспитании ребенка, методах музыкального воспитания детей. Основной метод музыкального воспитания детей в семье — наглядно-слуховой. Родители могут познакомить ребенка с книгами, с репродукциями знаменитых картин художников прошлого, рассказать об эпохе их создания, связать это с музыкой того же времени. Такая работа с ребенком во многом обогащает его представления об искусстве. Немаловажное значение имеет и словесный метод музыкального воспитания детей в семье. Родители могут рассказать ребенку о творчестве выдающихся композиторов-классиков, познакомить его с музыкальными инструментами симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, рассказать о жизни и творчестве великих певцов прошлого.

В музыкальном воспитании в семье может использоваться и практический метод. Этот метод используется при обучении игре на музыкальных инструментах, пении, обучении музыкально-ритмическим движениям. От чего зависит успешность обучения? Прежде всего от общекультурного уровня и образованности родителей, их педагогических знаний и, пожалуй, самое главное, от большого желания заинтересовать детей музыкой. Немало родителей владеют основами нотной грамоты, поэтому могут дать своему ребенку многое в приобщении к миру музыки.

Среди форм организации музыкальной деятельности детей в семье можно назвать слушание радио- и телепередач, слушание грамзаписей и аудиозаписей. Хорошо, если родители активно включаются в эти формы музыкальной деятельности — идет совместное с ребенком слушание музыки. Родители должны поддерживать увлечённость ребёнка музыкой. Обучение игре на музыкальных инструментах является важной формой музыкального воспитания в семье. При обучении ребенка игре на музыкальном инструменте (фортепиано, баяне, аккордеоне, скрипке и т.д.) не следует насильно заставлять его подолгу заниматься на музыкальном инструменте. Родители допускают большую ошибку, когда начинают наказывать ребенка, если он не проявляет особого рвения в таких занятиях. Нельзя насильственным методом приобщить ребенка к искусству. Это приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям и у них проявляется негативное отношение к музыке. Не стоит так же забывать и о поощрении детей. Важно поддерживать интерес ребенка к музыке, похвалить его, если он пытается спеть или сыграть знакомую песню. Так же в детском саду всегда рады видеть родителей на музыкальных развлечениях, концертах, утренниках. Результатом плодотворной работы детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей является то, что музыка становится прекрасным помощником в воспитании у детей самых добрых, возвышенных чувств. При взаимодействии с родителями очень важно научить их общаться со своим ребенком по поводу полученных детьми музыкальных впечатлений. В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности. Ребенок должен чувствовать себя частью маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих начинаниях. Поэтому для  полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников и  необходима помощь родителей.

2.1. Формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

С приходом в ДОУ ребенок сталкивается с новым социальным опытом, получая статус равноправного члена группы сверстников. Он учится уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими детьми и взрослыми. Таким образом, семья и детский сад начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения.

Изучение семей, установление контакта с ее членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка следует осуществлять с помощью анкетирования, опроса, бесед.

Признание педагогическим коллективом  приоритета семейного воспитания с учетом социальной среды, окружающей ребенка, требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.

Сотрудничество – это общение на “равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих. При этом, если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Прежде чем раскрыть содержание инновационных форм работы ДОУ с семьями воспитанников, остановимся на определении понятия “инновации”.

Инновация – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения (организацию, общество, группу) новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в качественно другое.

В научной литературе также различают понятии “инновация” (нововведение) и “новшество” (новое средство). В сфере дошкольного образования мы имеем дело скорее с нововведениями и новшествами, чем с инновациями. Однако это определение устойчиво вошло в современный деловой лексикон, поэтому оно используется в  работе.

Содержание сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников включает три основных направления:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • Вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения;
  • Участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

Основные задачи реализации данных направлений следующие:

  • Обеспечить возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
  • Осуществить апробацию новых форм организации воспитательно-образовательной работы: индивидуальную, фронтальную деятельность, направленную на реализацию принципа дифференциации и индивидуализации в воспитании и развитии дошкольников.
  • Обеспечить информационно-просветительскую поддержку выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
  • Способствовать созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности в ситуации медико – психолого – педагогической поддержки, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (систематическое школьное обучение).
  • Профессиональное совершенствование всех участников воспитательно-образовательного процесса на основе общности ценностно – смысловой позиции.

Организация консультативной и просветительской работы (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации специалистов ДОУ, информационные стенды и др. Акцентируя внимание на проблемах организации, в форме индивидуальных и групповых консультаций, необходимо рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций специалисты ДОУ стараются объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.

Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса, познания мира. Поэтому нужно пояснить значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.

Что бы добиться более тесной взаимосвязи с семьей необходимо выстроить работу с родителями последовательно и планомерно, при этом используя различные формы взаимодействия:

  • Родительские собрания (общие, групповые)
  • Индивидуальные беседы
  • Наглядная агитация (оформление лэпбуков, информационных стендов, памяток, буклетов и т. д.)
  • Анкетирование
  • Круглый стол
  • Музыкально-игровые программы (КВН, викторины, гостиные, конкурсы  и т.д.)
  • Мастер-классы
  • Тематические выставки
  • Тренинги, семинары-практикумы
  • Ведение блога или странички специалиста на сайте ДОУ

  • Участие родителей в работе кружков и клубов: хореографический,

шахматный, вокальный, кружок изобразительного искусства

  • Посещение детского сада во время “Недели открытых дверей”. В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в дошкольном учреждении вместе со своим ребенком
  • Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей.
  • Подготовка детских праздников, досугов и развлечений и участие в них

родителей (спортивные, тематические праздники, празднование дней рождения детей и т.д.).

Совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

2.2. Диагностическое обследование детей

Реализация перспективного планирования по развитию музыкальности детей предусматривает систематическое целенаправленное развитие творческих способностей в музыкальной деятельности. Работа проходила в подготовительной  группе. В группе есть уголок по музыкальной деятельности, в котором находятся детские музыкальные инструменты, соответствующие возрасту детей, магнитофон, аудиозаписи классической и современной музыки, портреты русских, советских и зарубежных композиторов, ширмы, атрибуты для спектаклей, картотека музыкально-дидактических игр, сделанная родителями. Наблюдение проходило в течение 2015 – 2016 учебного года.

Цель: выявить начальный и полученный уровень развития музыкальных способностей детей.

Методы исследования на данном этапе:

1.Беседа с детьми;

2.Наблюдение и анализ музыкальной деятельности;

3. «Диагностика музыкальных способностей» по методике О. Радыновой;

4.Описание и анализ результатов.

Характеристика уровней развития творческих способностей детей:

Высокий уровень         36 баллов           

ближе к высокому         27-34баллов

Средний уровень         24 балла

ближе к низкому                  13-20баллов

Низкий уровень           12 баллов

        

Задания и методические инструкции для проведения диагностики см. Приложение№2

  Градация уровней для диагностики музыкальных способностей детей  

Ф. имя ребёнка

                           Критерии

                Уровень

Ладовое чувство

Муз.слух.

представление

Чувство ритма

     н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Анна К.

2

2

1

2

1

3

2

3

1

2

2

3

1

3

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

 16

29

2

Андрей Б.

1

2

1

3

1

2

2

3

1

2

2

3

1

3

2

3

2

3

1

2

2

3

1

3

 17

32

3

Влад Б.

2

3

2

3

2

3

2

3

1

3

2

3

1

2

2

2

1

2

2

3

2

3

2

3

 21

33

4

Гриша А.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

 12

24

5

Даниил К.

1

2

2

3

2

3

2

3

1

2

2

3

2

3

2

3

1

2

1

2

2

2

2

3

 20

31

6

Егор Б.

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

 28

36

7

Кирилл В.

1

2

1

2

1

2

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

 14

25

8

Максим О.

1

2

1

2

2

3

2

3

2

3

2

3

1

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

 21

33

9

Оля Т.

2

3

2

3

2

3

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

3

3

 28

36

10

Рустам В.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

1

2

2

2

1

2

2

2

 22

32

11

Света В.

2

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

2

3

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

 31

36

12

Сергей З.

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

3

3

3

 26

32

13

Эля М.

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

 32

36

14

Яна К.

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

 24

32

15

Ярослав П.

2

3

1

2

1

2

2

3

2

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

 16

26

В начале года:

Высокий уровень -  0 детей;

ближе к высокому- 4 детей;

Средний уровень -  1ребёнок;

Ближе к среднему –5 детей;

Низкий   уровень  -  1ребёнок.

В конце года:

Высокий уровень-4ребёнка;

ближе к высокому- 9 детей;                  

Средний уровень -  3 детей;

Низкий   уровень -  0 детей.

2.3.Анализ результатов работы.

 Начальный уровень:

В процессе наблюдения и бесед с детьми было выявлено: дети любят играть на детских музыкальных инструментах, петь любимые песни и играть в сюжетно – ролевые игры, различные сюжетные линии вносит в игру воспитатель. Есть дети, которые не принимают активного участия в играх. В свободное время дети обыгрывают различные русские народные игры с пением и использованием музыкальных инструментов, но только под руководством воспитателей.

В ходе своего практического исследования я выявила следующее:

1.        Анализ результатов свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию  музыкальных способностей детей.

2.        Развитие творческих возможностей – процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка.

Дети стали более раскрепощенными, стали сами проявлять инициативу, научились владеть своим телом, ориентироваться в пространстве, чувствовать ритм.Ребята стали чаще высказывать свое мнение, находить необычные, оригинальные решения, импровизировать, а также узнали много нового, развили в себе такие навыки как внимание и наблюдательность, умеют фантазировать и воображать.

У всех ребят произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению.

Формируется положительное отношение к музыкальным и театрализованным играм. У детей появилось умение выражать свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи, мимике, пантомиме). Появилось желание придумать сказку, историю, сочинить танец, песню.

Наблюдения и диагностика уровней развития музыкальных способностей детей показывает, что дети, занимающиеся музыкальной деятельностью, имеют более высокий уровень развития основных творческих и музыкальных способностей, и способности эти развиваются более динамично, чем у детей, музыкальной деятельностью не занимающихся.

Заключение

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Музыкально- творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Очень важно чтобы в мире, способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, ребёнок мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Развитие творческих способностей в контексте музыкальной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Музыкальная деятельность эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую  и дыхательную деятельность. Развивать музыкальность необходимо, как можно раньше. Дошкольное детство обладает огромным потенциалом для развития творческого воображения, эстетического вкуса.

Данная исследовательская работа имеет практическое значение для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов.

Список литературы:

1.        Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей //  М.: ООО Линка-ПРЕСС, 2012  – 208с.

2.        Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002 № 4.

3.        Баринова М.Н. О развитии творческих способностей 1961.

4.        Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика Учеб. пособие. //  Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 344с.

5.       Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. № 1.

6.       Богат В.Б. Развивать творческое мышление // Дошкольное воспитание

1994   №1.

7.        Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности // Л.: Прогресс, 2012.-320с.

8.       Ветлугина  Н.А.  Художественное творчество в детском саду 1974

9.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. //М., 1991

10.        Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1

11.        Дрезнина М.Г., Куревина О.А.. Навстречу друг другу  //М.: ООО Линка – ПРЕСС, 2011. – 248 с.

12.     Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. // М.: ТЦ Сфера, 2005.

13.        Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе

     театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 1989 - №1.

14.    Радынова  О. Слушаем музыку// Просвещение 1990

15.   Радынова  О. Праздники и музыкальные досуги// Дрофа  2013

        

        

                                          МДОУ «Детский сад № 91»

«Взаимодействие детского дошкольного образовательного учреждения

и семьи в процессе развития музыкальности детей»

                                                           

                                                                                 Музыкальный руководитель

                                                                                  Баженова Кира Николаевна

                                                    г. Ярославль 2016 г.

    ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Перспективный план взаимодействия музыкального руководителя с семьями  

     воспитанников в  подготовительной группе на 2015-2016 учебный год

2. Диагностика «Развитие музыкальных способностей  ребёнка» по методике

     О. Радыновой

3. Конспект семейного праздника « Мы любим петь и танцевать»

4. Консультация для родителей  «Влияние музыки на развитие ребёнка»

5.Анкета для родителей по музыкальному воспитанию

   

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

План работы взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников

Цель:

создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в вопросах музыкального воспитания и развития детей с учетом ФГТ посредством просвещения родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи:

  • Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей по образовательной области «Музыка» путем оказания консультативной помощи.
  • Информировать  родителей по вопросам  создания музыкально-развивающей среды в семье.
  • Привлечь родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе ДОУ через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Ожидаемые результаты:

  • Психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах музыкального развития дошкольников.
  • Создание развивающей музыкальной среды в семье.
  • Активное участие родителей в теоретических и практических мероприятиях ДОУ.

Содержание

Сроки проведения

1.

«Особенности формирования музыкальности у дошкольника» консультация для родителей

Сентябрь

2.

Индивидуальные консультации (по запросу родителей)

В течении года

3.

«Мой ребенок и музыка» анкетирование родителей

В течении года

4.

«Мы поём» оформление альбома для родителей

Октябрь

5.

«Рекомендации родителям по слушанию музыки с детьми» информация для родителей

Октябрь

6.

«Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания в детском саду» презентация для родителей на собрании

Октябрь

7.

Осеннее развлечение для детей с участием родителей «Ярмарка»

Ноябрь

8.

«А ну-ка, мамы!» Развлечение для детей с участием родителей ко Дню матери.

Ноябрь

9.

«Как организовать в семье праздник новогодней ёлки». Консультация для родителей

Декабрь

10.

Праздник «Новогодние превращения» для детей с участием родителей

Декабрь

11.

«Мастерим музыкальные инструменты всей семьей»  Семинар-практикум для родителей

Январь

12.

«В свободную минутку»Папка-передвижка

Январь

13.

«Игры-самоделки, шумовые инструменты своими руками»Конкурс - выставка

Февраль

14.

«Сильные, смелые, ловкие!» Конкурсная программа для детей и родителей к 23 февраля

Февраль

15.

«Моя мама лучше всех!» Концертная программа  к весеннему празднику

Март

16.

«Влияние музыки на развитие ребенка»

Консультация для родителей

Март

17.

«Давайте поговорим о музыке всерьёз»

Музыкальная гостиная

Апрель

18.

«Композиторы детям»Фотовыставка и аудиотека

Апрель

19.

«Условия для музыкального развития ребенка в семье» рекомендации для родителей

Май

20.

«Минута славы» Конкурсная программа, подготовленная родителями и детьми

Май

     ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Диагностика «Развитие музыкальных способностей  ребёнка» по методике

О. Радыновой (проведена в подготовительной группе в 2015–2016 учебный год).

Задания для диагностики музыкальных способностей детей

Начало года.

Ладовое чувство

        Задание № 1: Прослушать гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.

«3» - внимательно слушает произведение  от начала до конца, яркие

внешние впечатления,  ясно  излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.  

 «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, выделить средства выразительности.        

 «1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.

«3» - внимательно слушает пьесы,  может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку.

«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на пьесы.

Задание № 3:  С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..

«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы..

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:  Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.

«3» - внимательно слушает  фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.

«2» - слушает невнимательно,  но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Конец  года

Ладовое чувство

        Задание № 1: Узнавать по вступлению  гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.

«3» - узнал гимн по вступлению, внимательно слушает произведение  от начала до конца, яркие внешние впечатления,  ясно  излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.  

 «2» - слушает невнимательно, узнал по подсказке, но может определить характер, выделить средства выразительности.        

«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать  «Лето» А. Вивальди,  предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию произведения и придумать сказку, опираясь на наглядный образ и музыкальный. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.

«3» - внимательно слушает пьесы,  может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки.

«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на произведение.

Задание № 3:  С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..

«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы..

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4:  Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.

«3» - внимательно слушает  фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.

«2» - слушает невнимательно,  но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.

«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Начало года.

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:        Назвать  любимую песню, мотивировать выбор, исполнить   ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить части песни

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Исполнять небольшую песню  без сопровождения, в удобном диапазоне.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?».  За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

«3» - называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Задание № 4: Назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку  «Небо синее» небольшими группами и по одному..

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением. Поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Конец года

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1:        Назвать  любимую песню, мотивировать выбор, исполнить   ее точно после вступления под музыкальное сопровождение, с помощью пособия выложить схему песни.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.

«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, задание выполнить не может.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Повторить отдельные звуки  небольшой знакомой  песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание.

«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.

«2» - поет, не точно,  без помощи взрослого придумать окончание не может.

«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?».  За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

«3» - называет правильно,  определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» - называет правильно,  но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Задание № 4: Назвать  предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.),  показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. Исполнять сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах простые песенки.

«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого.

«2» - называет правильно,  владеет приемами игры, но песенки не получается.

«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Начало года

Чувство ритма.

Задание № 1: Проиграть на барабане   простейший ритмический рисунок,  мелодии из 5-7 звуков.  Р.н.попевка «гори, гори ясно»

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы., выразительное исполнение всех движений.

«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Чик и Чикибрик» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу.смена движений в соответствии с текстом песни.

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет  разнообразные  элементы.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия  выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Конец года

Чувство ритма.

Задание № 1: Проиграть на металлофоне  простейший ритмический рисунок,  мелодии из 5-7 звуков.  Р.н.попевка «Гори, гори ясно»

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко.

«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть  чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры.

 «3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание.

«2» - не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда.

«1» - задание выполняет без желания, не проявляет интереса.

Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и медвежат». Оценивается разнообразие выбранных движений, выразительность движений, способность передать через движение образ героя.

«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет  разнообразные  элементы.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия  выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 3

                  Конспект семейного праздника « Мы любим петь и танцевать»

План проведения:

Конкурсы:

1. Домашнее задание. Приветствие команд (песня, стихотворение, частушки, проза)

2. Конкурс «Угадай мелодию» Музыкальный номер.

3. Конкурс танцев (вальс, полька, плясовая) Игры со зрителями

4. Конкурс «Угадай, на чем играю»

«Семейный оркестр»:

1 «Ах, вы сени»

2. «Как у наших у ворот»

3. «Во поле береза»

Музыкальный номер: Детский оркестр «Во кузнице»

5. Творческое задание «Музыкальный клип»

(инсценировать песню в костюмах)

Ответное слово жюри: поздравление, награждение.

1 -«Музыкальная семейка»

2 -«Веселая семейка»

3-«Приз зрительских симпатий»

Ход праздника        

Ведущая: Добрый день, дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки и дети! Все вы сегодня полноправные хозяева своего семейного праздника. Ведь отдых всей семьей, игры развлечения - это всегда здорово. Я думаю, что все, кто здесь собрались любят музыку. Поэтому, наш семейный конкурс называется «Музыкальная семейка». Вы будете соревноваться в умении петь, танцевать, перевоплощаться в сказочных героев, угадывать музыкальные инструменты и играть на них. Итак, я приглашаю команды занять свои места:

«Скрипичный ключ», «Домисолька», «Волшебная нотка».

Прошу, дорогие друзья поприветствовать их аплодисментами.

А поскольку это конкурс, нам не обойтись без жюри.

(представление жюри - 3 чел.)

Дорогие друзья! А помогать мне вести наш конкурс будет принцесса Фасолька!

(Под музыку вбегает принцесса Фасолька)

Фасолька: Добрый вечер друзья! Очень рада видеть вас на нашем весёлом и музыкальном празднике! Команды готовы, жюри на месте, можно начинать наше веселое состязание. Но сначала, неплохо было бы познакомиться. И я объявляю первый конкурс «Приветствие», где команды должны поприветствовать друг друга и рассказать немного о себе.  За самое оригинальное приветствие – 3 балла  (Домашнее задание)

1. «Приветствие» (выступление команд)

Ведущая: Прошу жюри оценить конкурс.

Фасолька:А мы продолжаем, следующий конкурс «Угадай мелодию». В этом конкурсе команды должны угадать и назвать мелодии из детских мультфильмов и кинофильмов, правильный ответ - 1 балл

2. «Угадай мелодию»

Примерные мелодии:

1. «Ветер перемен»

2. «Буратино»

3. «Кабы, не было зимы»

4. «Колесо» ( м/ф «Фиксипелки»)

5. «Песенка львенка и черепахи»

6. «Чунга-чанга»

7. «Про варенье» ( м/ф « Маша и медведь)

8. Песня из к/ф « Новогодние приключения Маши и Вити»

Ведущая: А сейчас жюри прошу подсчитать баллы, а зрителям всем вместе исполнить песню «Улыбка»

Жюри подводит итоги первого и второго конкурса.

Фасолька: Здорово, молодцы! Аплодисменты командам. Мы продолжаем, следующий конкурс «Семейный танец» жюри прошу внимательно следить за исполнением этого конкурса

3.«Семейный танец»

(Команды тянут жребий и выбирают танец)

Жанры танцев: вальс, полька, плясовая

Ведущая: Молодцы! Думаю, все команды справились с заданием отлично. Пока наши музыкальные семейки отдыхают, а жюри подводит итог, мы проведем конкурс со зрителями.

Фасолька загадывает зрителям музыкальные загадки (приз - конфета)

Фасолька: Ну что, устали, ребятки, отгадывать мои загадки, а сейчас мы отдохнем дружно танцевать пойдем.

Танцы со зрителями:«Лавата», «Буги – вуги», « Танец сидя»

Ведущая: Всем спасибо, можете занимать свои места, а жюри прошу огласить общий итог конкурса. (Выступление жюри)

Фасолька: А мы продолжаем наш конкурс, следующее задание « Семейный оркестр» нашим командам нужно самим выбрать себе инструменты, но для этого они должны их угадать. (За ширмой инструменты, Фасолька на них играет - команда угадывает инструмент и забирает его)

4. «Семейный оркестр»

Ведущая: Теперь инструменты у вас в руках и вам нужно выбрать мелодию, которую вы будете исполнять. Вам предлагается из мешочка вытянуть кубик с названием мелодии  - подходите, выбирайте.

Дети выбирают ( “Ах вы, сени”, “Как у наших у ворот”, “Во поле березка стояла”) Команды исполняют мелодии

Фасолька: Спасибо, команды! Вы просто удивили нас всех! А сейчас послушайте выступление ансамбля русских народных инструментов!

Оркестр детей исполняет р.н.п. « Во кузнице»

Ведущая: А теперь заключительный конкурс нашего вечера! Музыкальный клип! Наши участники должны за короткое время придумать клип на песню, переодевшись в сказочных героев, т.е. изобразить жестами и мимикой сюжет своей песни.

Конкурс «Музыкальный клип»

(клипы:«Антошка», «Два веселых гуся», «Чунга-чанга»)

Фасолька: Пока жюри подводит общий итог, дети подготовительной группы исполнят для вас танец.

Ведущая: Ну что, друзья мои наступает торжественный момент - закончился наш конкурс и я представляю слово жюри, объявить общий итог и назвать победителей.

Награждение

Ведущая: Дорогие друзья! Я благодарю семьи за участие в конкурсе, а жюри за объективные оценки, желаю вам, чтобы после нашей встречи вы стали еще дружнее и музыкальнее, не теряйте чувство юмора, счастья вам, здоровья и всех благ. До свидания, до новых встреч.

Фасолька: А я дарю вам сладкий пирог - “Семь нот” и приглашаю пить чай.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

                                   Консультация для родителей

                          «Влияние музыки на развитие ребёнка»

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Многие считают особенно ценным для этого этапа в жизни человека комплексный подход в изучении искусств. Есть утверждение, что для гармоничного развития необходимо приобщение к трём базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетические чувства. Научившись различать настроения и их смену в музыке, ребёнок пополняет свои представления о чувствах человека в реальной жизни.

Сила музыки заключается в том, что она способна передать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально–психических состояний ребёнка. Детям дошкольного возраста можно долго объяснять, что чувствует человек, которому грустно, но достаточно включить минорную музыку, ребёнок начинает понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает ребёнку осваивать мир человеческих страстей, эмоций, чувств, переживаний. Как же музыкой воздействовать на душу ребёнка? Воспитывать нравственную личность через музыкальное искусство нужно целенаправленно. Не стоит ждать, что ребёнок послушает музыку и станет лучше. На музыкальных занятиях в детском саду организовывается музыкально–игровая деятельность с целью развития нравственно–ценностных отношений между детьми. Используются следующие формы и виды работы:

•        Первоначальное знакомство с нотной грамотой

•        Пальчиковые игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук

•        Музыкальные игры – танцы, которые дают возможность разрядиться

•        Игра на музыкальных инструментах

•        Пение потешек, песенок, распевок

В таком совместном музыкально–игровом творчестве дети легко и быстро запоминают слова, мотив песни. Музыка раскрепощает их, помогает найти способы конструктивного взаимодействия друг с другом. Особое внимание необходимо уделять изучению и слушанию классической музыки, она благотворно влияет на физиологические процессы детского организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Ритмический рисунок классических произведений оказывает положительное влияние на работу сердечно–сосудистой системы, а значит, и на весь организм в целом. Ребёнок лучше засыпает под звуки классической музыки, а у детей, занимающихся продуктивными видами деятельности, улучшается работоспособность.

Общепризнано: семья или способствует музыкальному развитию ребёнка, или тормозит его. Информационный фактор представлен в виде музыкального репертуара, выбор которого определяется особенностями культуры каждой семьи. Несомненно и другое: необходимо согласование музыкального репертуара и педагогических действий между родителями и музыкальным руководителем. Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее музыкальное развитие ребёнка. Основная проблема во взаимодействии с семьёй – непонимание родителей значения музыкального воспитания детей.

Работа с семьёй заключается в музыкальном просвещении родителей и приобщении их к совместной музыкальной деятельности. Каждый день необходимо приобщать ребёнка к музыке, играть с ним, доставлять ему радость. Учите малыша слушать музыку, т.к. это основа музыкального воспитания. Начиная с младшего дошкольного возраста необходимо развивать музыкальную память ребёнка, способность различать характер музыки, умение слышать изменение силы звука, скорости звучания, учить различать высокие и низкие звуки, воспитывать желание слушать и умение слышать музыку. Хорошо, если у ребёнка есть любимая музыка, и он просит повторить её ещё и ещё, а также любимые музыкальные инструменты, на которых он с удовольствием играет. Интерес, внимание, любовь к музыке помогают развивать музыкальную память, слух, чувство ритма – основу музыкальности. Очень важно, чтобы ребёнок просил родителей спеть ему ту или иную песенку, повторить ту, которая ему больше всего нравится, подпевал взрослому, играл в игры, в которых звучит музыка. Взрослые порой сами лишают ребёнка радости слышать многие звуки природы, музыки, речи, вырабатывают привычку громко разговаривать, кричать. Крикливая речь и крикливое пение портят голосовой аппарат малышей. Ребёнок громко поёт, даже кричит, голос его дрожит, напряжён, а взрослые поощряют его, радостно хлопают. Похвалили, и малыш старается петь ещё громче, а песни-то уже нет, нет мелодии, он её перекричал и уже не слышит что поёт. Ребёнок не справился с песней не потому, что от природы не музыкален, или ещё мал, это наша громкая речь, оглушительное звучание аудио– и видеотехники научили его механически подражать услышанному и не научили прислушиваться.

Что же происходит, если дома музыка звучит часами? И не только весёлая или грустная, а песни, исполняемые ансамблями, группами в стиле рок, рэп и т.д. – громкие, бравурные, агрессивные и отнюдь не для детей. Ребёнок от такой музыки становится возбуждённым, раздражительным, агрессивным. Он плохо ест, хуже засыпает. Такое долгое, громкое звучание вырабатывает негативное отношение к музыке вообще, формирует рефлекс самозащиты – ребёнок учится не слышать музыку, не обращать на неё внимание и, как результат, не хочет вслушиваться, а следовательно и понимать «хорошую» музыку. Громкое, продолжительное звучание портит нервную систему малыша, его слух: ребёнок уже не слышит выразительные интонации и нюансы музыки. Так мы с детства приучаем своих любимых малышей к обеднённому восприятию музыкального искусства.

Будьте очень внимательны, когда говорите своему ребёнку: «Слушай музыку!» (Какую, когда, как и сколько?), «Спой песенку!» (Какую, как, когда). «Попляши!» (Под какую музыку, сколько, как, когда, какое настроение у ребёнка, здоров ли он?). Родителям необходимо помнить, что только в сотрудничестве с музыкальным руководителем, педагогами, психологом можно достичь определённого результата в музыкальном воспитании детей, так как оно непрерывно связано с общим развитием ребёнка, научить ребёнка понимать и любить музыку.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Предлагаем заполнить Вам анкету.  Ваши мысли, идеи, опыт помогут осуществлять  музыкальное развитие Ваших детей более интересным, полезным и эффективным. Пожалуйста, уделите несколько минут размышлениям над вопросами.

Фамилия, имя ребенка  _____________________________________

1. Кто из родителей занимается или занимался музыкой?

2. Посещает ли Ваш ребенок музыкальную школу, студию и какую?

_________________________________________________________

4. Покупаете ли вы своему ребенку диски с записями музыки?

а) классической __________________________________________

б) детской __________________________________________

в) другое __________________________________________

5. Имеются ли дома музыкальные инструменты? Музыкальные игрушки? Назовите их _____________________________________________

6. Делится ли Ваш ребенок впечатлениями о музыкальных занятиях?

а) да                        б) почти всегда                в) нет

7. Что чаще всего делает Ваш ребенок в своих играх?

а) слушает музыку;        б) напевает;        в) танцует;        

г) играет на музыкальных инструментах;

__________________________________________

8. Какую музыку любит Ваш ребенок больше?

а) спокойную; б) грустную; в) бодрую; г)веселую __________________________________________

9. Любит ли Ваш ребенок устраивать «домашние концерты» для Вас, используя репертуар, выученный в детском саду?

10. Заучиваете ли Вы по собственной инициативе с ребенком:

а) народные песни; б) детские; в) современные

11. Любимые  песни Вашего ребенка?________________________________________________________________

12. Как часто Вы бываете в театре,  на концертах и постановках?

13. Какие праздники в Вашей группе хотели бы устроить, провести? Ваши предложения ____________________________________________________________

14. Какое участие вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, спектакля или в их подготовке?

а) выступить со своим ребёнком;

 б) сыграть роль;

в) сыграть на музыкальном инструменте;

г) сшить костюм;

д) оформить, нарисовать декорации;

е) другое __________________________________________