Индивидуальный подход к учащимся при формировании сознательной дисциплины

Горохова Мария Алексеевна

Материал по предмету "Педагогика" для ВУЗов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_po_pedagogike.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный социально – гуманитарный университет»

Педагогический факультет

Кафедра НДО

Горохова Мария Алексеевна,

студентка 1 курса

Заочного отделения (Нач/Дош)

Индивидуальный подход к учащимся при формировании сознательной дисциплины

Контрольная работа по педагогике

Часть I

Коломна

2016

Содержание

Введение……………………………………………………………….……3

  1. Значение индивидуального подхода в воспитании....………….…......5
  2. Пути формирования сознательной дисциплины……………………...6
  3. Основные методы и приемы индивидуального подхода при формировании дисциплины……………………………………………7

Заключение…………………………………………………………………9

Список используемой литературы………………………………………..9

Введение

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни страны, ставят перед нами новые цели, а именно гумманизация, ориентация на развитие личности и учет индивидуальных особенностей в обучении, создание новых возможностей для творчества. Я уверена, что учет индивидуальных способностей учащихся - это ведущая характеристика формирования не только результатов учебной деятельности, но и формирования сознательной дисциплины.

Формирование дисциплины у детей начинается задолго до поступления их в школу. В семье, в детском саду ребёнок получает первые представления о правилах поведения, приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе.

Поведение людей в обществе регламентируется определенными правилами. Подчинение членов общества установленному порядку называется дисциплиной.

Школьная дисциплина отражает отношения между людьми данного общества. Школьная дисциплина в условиях нашего общества не является чем-то обособленным от складывающихся в обществе отношений. Основные черты социалистической дисциплины: нравственный и политический характер, сознательность — определяют направление, содержание и методику воспитательной работы школы. С учетом этих черт учитель стремится не к выработке простого послушания, а к развитию активности и самостоятельности учащихся. Он добивается также, чтобы дисциплинированность учащихся была составной частью их характера, а не просто чисто внешней привычкой к соблюдению некоторых правил.

Для ориентировки в воспитательной работе учителю полезно не только знать особенности школьной дисциплины, но и иметь определенное представление о том, какого человека в нашем обществе мы можем назвать в полном смысле слова дисциплинированным. Такое представление было сформулировано А. С. Макаренко: «Дисциплинированным человеком называют такого, который всегда сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества».

Объект исследования: сознательная дисциплина учащихся начальной школы.

Предмет исследования: формирование сознательной дисциплины при

                                       использовании индивидуального подхода.

Цель контрольной работы: определить влияние индивидуального подхода к

                                       учащимся на формирование сознательной дисциплины.

Задачи контрольной работы: - определить значение индивидуального подхода

                                       в воспитании;

                                                  - выявить пути формирования сознательной

                                         дисциплины;

                                                  - охарактеризовать основные методы и приемы

                                         индивидуального подхода при формировании

                                         дисциплины.

Методы исследования: анализ теоретической литературы, синтез, обобщение.

Структура контрольной работы: введение, три параграфа, заключение, список

                                         используемой литературы.

  1. Значение индивидуального подхода в воспитании.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Возрастная роль человеческого фактора в развитии нашего общества поставила вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».

Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении этого подхода к детям:

- знание и понимание детей;
- любовь к детям;
- основательный теоретический баланс;
- способность педагога размышлять и умение анализировать.

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

  1. Пути формирования сознательной дисциплины

Дисциплинированность является сложной чертой личности. Процесс ее формирования является комплексным, он требует длительной работы, воли и настойчивости со стороны воспитателей, определенных усилий со стороны воспитанников. В детском возрасте дисциплинированность может иметь разные уровни в своем становлении: от временного проявления до устойчивого качества личности. Школьник может проявлять дисциплинированность под влиянием временных мотивов: интереса к деятельности, авторитета взрослого, боязни наказания. В данном и аналогичных случаях ребенок проявляет дисциплинированность до тех пор, пока действует тот или иной мотив. Устойчивое дисциплинированное поведение регулируется действием воли. Сильное влияние на формирование дисциплинированности как устойчивой черты личности оказывают такие волевые черты, как настойчивость, инициатива и самостоятельность, сдержанность, организованность. Наоборот, леность, лживость, нерешительность и неуверенность как показатели слабого волевого развития препятствуют формированию дисциплинированности.

В процессе длительной повседневном работы с детьми каждый учитель вырабатывает и постепенно совершенствует свою систему воспитания сознательной дисциплины. Но при всем своеобразии система воспитания дисциплины основывается на некоторых общих положениях.

Учитель сможет добиться успеха в воспитании сознательной дисциплины у учащихся, если он до деталей продумает всю организацию жизни детей, свое собственное поведение, свои взаимоотношения с учащимися. Учителю важно также понять свою роль и уровень собственной активности в воспитании сознательной дисциплины.

В работе по воспитанию сознательной дисциплины учителю важно видеть и учитывать результаты своего труда. Он может сделать это, если будет знать показатели дисциплины в коллективе учащихся. Такими показателями педагогика считает: наличие верных представлений и понятий у детей в необходимости дисциплины, выполнение школьниками требований дисциплины, развитие самоконтроля за поведением, активная борьба с факсами недисциплинированного поведения.

Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности учащихся. Учебная работа на уроке протекает в значительной степени как работа коллективная, поэтому именно на уроке могут быть воспитаны сознательность, организованность и дисциплинированность.

Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие школьников во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берет на себя определенные обязательства, приучается планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений.

Важное место в воспитании дисциплинированности занимает общественно полезный труд учащихся. Трудовая деятельность имеет общую для всех детей цель, требует слаженности, точного выполнения своих обязанностей каждым, высокой организованности.

Трудовая, общественно полезная деятельность имеет большое значение не только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов, которые побуждают школьника нести себя в соответствии с требованиями дисциплины.

  1. Основные методы и приемы индивидуального подхода при формировании дисциплины.

Отправным моментом индивидуального подхода следует считать не отвлеченно рассматриваемый метод, а конкретную личность, к которой обращено то или иное воспитательное воздействие, органически входящее в определенную систему средств. «...Ребенок реагирует на воспитательные меры по-разному в зависимости от целого ряда условий: от ранее сложившихся черт его личности, от причины, вызвавшей поступок, на который это воздействие направлено, от взаимоотношений ребенка с воспитателем, а также и с окружающими, от его отношения к данному воспитательному приему. Следовательно,- делает вывод Л. С. Славина,- воздействия учителя всегда опосредуются личностью ученика».

Когда-то в педагогике утверждалось, что наказание воспитывает раба. Это было аксиомой, которая не подвергалась никакому сомнению. Однако еще А. С. Макаренко выступил против такого «дедуктивного предсказания». «Представьте себе,- говорил он в лекции «Методы воспитания»,- что в моей практике, когда стояла задача воспитывать человеческое достоинство и гордость, то я этого достигал и через наказание». «Диалектичность педагогического действия настолько велика,- разъяснял Антон Семенович,- что никакое средство не может проектироваться как положительное, если его действие не контролируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним... Отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а действие всей системы средств, гармонически организованных».

В арсенале педагогических средств, используемых в индивидуальной работе учащимися по воспитанию сознательной дисциплины, беседы по праву относятся к числу наиболее популярных, хотя они же подвергаются в педагогике особенно острой критике. Здесь все дело в том, что, хотя беседа кажется очень доступным средством, методика и техника ее проведения разработаны слабо. Начать разговор «по душам» для педагога не составляет никакого труда, но добиться реального воздействия на сознание и чувства ребенка - дело не такое простое.

Беседу надо начинать не по педагогическому наитию, а хорошо подготовившись к ней и «вооружившись». Нужно выбрать выигрышную «позицию», выбрать время, обстановку, место, если нужно, то и определенный круг участников. Но это еще не все. Важно не только то, как принял учащийся слова педагога, но и то, как он поведет себя после этого разговора. Небольшая оплошность педагога, непредвиденные осложнения в семье или коллективе могут вернуть учащегося не только на исходные позиции, но и сделать его еще более «трудным». Особое значение в этот период имеет позиция коллектива, его отношение к данному учащемуся, и его поведению. Верная позиция коллектива во много раз увеличивает возможность эффективности проведенной беседы и дальнейшей работы с ним.

Единичное воздействие, даже самое эффективное, не решает полностью проблемы дисциплины любого подростка, а трудного тем более. Индивидуальный подход следует рассматривать не как успешное решение отдельной задачи, эффективное использование отдельного метода, а как систему работы, направленную на преодоление недисциплинированности того или иного ученика и формирование его дисциплинированного и организованного поведения.

        Каких-то специальных педагогических методов индивидуального подхода нет, как нет и таких общих методов, которые нельзя было бы использовать для него. Однако нельзя сказать, какой из них является более действенным, а какой второстепенным. Нельзя потому, что в каждом конкретном случае, при решении определенных ситуаций, в работе с конкретным подростком роль и значимость этих методов различны. Поэтому нельзя сказать отвлеченно, какие качества личности воспитывает тот или иной педагогический метод.

        Вывод.

        Таким образом, индивидуальный подход позволяет педагогу не только решать данную конкретную педагогическую ситуацию, но и наметить перспективу в развитии поведения и деятельности подростка, его отношений в коллективе. Использование им права выбора детьми способов своего поведения для решения педагогических ситуаций заметно повышает эффективность воспитательного процесса в формировании у учащихся сознательной дисциплины.

        Следовательно, индивидуальный подход в воспитании сознательной дисциплины заключается не только в умении педагога в каждом конкретном случае анализировать причины недисциплинированности, но и главным образом в организации определенной жизнедеятельности учащегося, во включении его через цепочку последовательно создаваемых ситуаций в общественную жизнь коллектива и создании правильных отношений между учеником и коллективом в процессе различных видов общественно полезной и нравственно ценной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. - Соч. М. – 1958. - т. V.- 105с., 116с.
  2. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. - М. – 1958. – 3с.
  3. Подласый, И.П. Педагогика: учеб.пособие для студентов высших пед.учеб.заведений/ И.П.Подласый. – М.: Просвещение : Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2006.