Доклад "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности школьников"

Тихомирова Татьяна Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_problemnyh_situatsiy.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Каневской социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Доклад

«Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности школьников»

                                                     Разработчик: воспитатель отделения

                                                         диагностики и социальной реабилитации

                                                         Тихомирова Татьяна Владимировна

ст. Новоминская

 «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность»   (Д. Лессинг)

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам.

Для успешной адаптации и самореализации ребёнка в обществе необходимо подготовить ребёнка к жизни, научить его справляться с возникающими проблемами.

Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателям), которые во время наблюдений, игр и занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.

Познавательная активность. Условия её формирования и развития.

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаяюся знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

Меняется характер общения ребёнка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь со взрослыми ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности.

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы детей:

- Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;

- Включение занимательности в содержание занятий;

-Создание проблемно-поисковых ситуаций;

- Вовлечение в выполнение творческих заданий;

- Интеграция разнообразной деятельности;

- Организация экспериментирования;

- Стимулирования проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

В жизни дети часто встречаются с трудностями, но мы, к сожалению, ограждаем детей от них, не давая возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Мы считаем наших детей не достаточно компетентными во многих вопросах, не способными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки взрослых, вырастают не  готовыми к реалиям жизни. Мы не должны тормозить их способности к развитию познавательного интереса, а наоборот уже с раннего детства необходимо учить детей адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования.

Так как же научить ребёнка думать? Очевидно, научить его этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация, с которой начинается процесс мышления.

Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы. Иными словами, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемные ситуации способствуют развитию мыслительной деятельности ребёнка.

Главная задача по использованию  проблемных ситуаций в образовательном процессе – научить детей находить своё решение, проявить творческую фантазию , придумать что-то новое.

Необходимо отметить , что при создании проблемных ситуаций очень часто возникает необходимость проведения предварительной работы(рассматривание иллюстраций, наблюдения,  экспериментирование, чтение литературы по теме, беседы, конструирование, подвижные игры и т.п.) Для поддержания интереса детей к познавательной деятельности необходимо использовать сюрпризные моменты, «секреты и т. Д.Чтобы развивать у ребёнка способность сомневаться, критически мыс лить отдаётся предпочтение групповым формам работы. Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребёнка умение ставить цели, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребёнок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить, Так возникает необходимость координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения. Занятия проводятся в форме  свободного общения в виде диалога, на которых взрослый играет направляющую и организующую роль. Проблемная ситуация может быть использована в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его, стремясь поддержать интерес к новой теме. В конце занятия подводится итог, чтобы обучить детей навыкам анализа(Что было самым интересным? Что осталось непонятным?)

Создавая проблемные ситуации, необходимо побуждать детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучать не бояться допускать ошибки.

Как считает А.М.Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребёнка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях. Если ребёнок сам в себе что-то преодолеет (не знаю – узнаю, научусь; начинаю – не выходит,  а с помощью взрослого смогу, например, решить задачку, то он развивается как личность, способная находить нужные способы деятельности в различных ситуациях.

Если ребёнок задаёт вопрос, то не нужно сразу давать готовый ответ. Наоборот необходимо спрашивать его, что он сам об этом думает .Приглашаем его к рассуждению. И наводящими вопросами подводим его к тому, чтобы ребёнок сам нашёл ответ.

Необходимо уделять большое внимание тому, чтобы проблемная ситуация была понятной, следовательно она должна вызывать интерес. Она должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка.

При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие методы и приёмы:

- подведение детей к противоречию и побуждение их самим найти способ его разрешения;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- постановка проблемных задач.

Задача педагога: создать каждому ребёнку ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

1.Анализ имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов:

- «Что нам надо вспомнить для решения вопроса?»

- «Что мы можем использовать, из известного нам, для решения проблемы?»

2.Процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотиз, поиск ключа, идеи решения.  Ребёнок ищет решения во «внешних условия», в различных источниках знаний.

3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Разберём этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Ситуация:  при чтении рассказа, дети узнают, что герой заблудился в лесу. Он знает, что найти его смогут только на следующий день. Но ночь ему придётся провести в лесу. Ночи очень холодные, можно простыть и заболеть.

Постановка проблемы: как можно помочь герою не замёрзнуть ночью?

1.Анализ (актуализация) имеющихся знаний: с помощью наводящих вопросов.

Дети перечисляют варианты:

- Найти избушку (не нашёл)

- Зажечь костёр (нет спичек)

- Надеть все тёплые вещи ( их мало и всё равно холодно)

- Сделать шалаш (нет топора)

- Накрыться ветками

- Лечь в тёплые камни (камней в лесу нет)

- Бегать, прыгать, быстро шагать (всю ночь не сможешь двигаться, устанешь)

- Улечься в ямку, углубление, свернуться калачиком и др.

Какие варианты подойдут для нашего героя? (дети отбирают варианты)

2.Решение проблемы: - поиск ответа во внешних условиях.

Можно использовать вариант «домашнее задание» - спрашивают у взрослых, узнают из книг, узнают у друзей.

Очень важно усвоить и неукоснительно соблюдать: дети не принимают новые знания, если они им не понятны и не вписываются в их систему знаний. А мы не должны стремиться переубедить и навязать им новые знания. Мы должны внимательно выслушать все возражения, предложения детей, поощрять их за самостоятельность суждений, активность в обсуждении. Таким образом, приучать детей не бояться говорить, допускать ошибки. Не читать нравоучения, не указывать на промахи, ведь это порождает робость. А боязнь допустить ошибку, сковывает инициативу ребёнка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Важно, чтобы ребёнок почувствовал «вкус» к получению новых неожиданных сведений.

3.Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения.

Что мы можем сделать, чтобы убедиться в этом?

- Надеть тёплую кофту

- Накрыться «ветками»

- Лечь в коробку (проверить защищает ли она от холода)

- Свернуться калачиком

- Попрыгать.

4. Рефлексия.

- Какую задачу мы с вами решали? ( как не замёрзнуть ночью)

- Как мы решили проблему? (придумали разные способы)

- Какой совет можно дать герою? (не ходить одному; брать с собой компас; серьёзно готовиться к походу в лес – брать все необходимые вещи: спички, фонарь, продукты, тёплую одежду и т.д.)

Человек, как считает С.Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.