Речь на защите диплома

Леонова Светлана Григорьевна

В материале  даётся краткое описание дипломной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_rech_k_diplomu_c_izmeneniyami.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемый председатель и члены аттестационной комиссии вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа по теме: «Дифференцированный подход к первоклассникам как условие обучения  первоначальному чтению»Слайд 2

   Актуальность нашего исследования обусловлена современными требованиями к образовательному процессу в начальной школе. Теории развивающего и личностно ориентированного обучения, которые сегодня особенно востребованы педагогической практикой, требуют, чтобы в образовательном пространстве школы, класса каждый ученик имел индивидуальную траекторию развития, соотносимую с особенностями его биологического, психофизиологического, социального , эмоционального развития.

 Дифференцированный подход к младшим школьникам на уроках является одной из наиболее актуальных, но недостаточно разработанных в настоящее время проблем начального образования, потому что значительно изменилась социальная ситуация развития современного ребенка, образовательное пространство, в котором он живет и развивается . Особенно это отражается на ребенке как читателе.

 Многие важные вопросы обучения детей механизму чтения остаются не решёнными, что порождает ряд противоречий в практике современной начальной школы. Так, ученический состав современных первых классов претерпел большие качественные изменения с точки зрения предметной подготовки детей к механизму обучения чтению. Если раньше большинство детей приходили в школу не умеющими читать и именно им был адресован букварь как учебник для обучения первоначальному навыку чтения, то теперь  большинство учащихся на момент поступления в первый класс умеют читать тем, или иным способом ( словами, по слогам, по буквам),  однако,  временные рамки процесса овладения  первоначальными навыками письменной речи сегодня расширены до полугода.  Налицо очевидное противоречие современной теории и практики .

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено  также противоречие между необходимостью организации личностно-ориентированного обучения в начальной школе и малым количеством  разработок по использованию дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения младших школьников.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: Слайд 3

 как  в процессе формирования первоначального навыка чтения обеспечить личностный рост каждого первоклассника, начиная с первых дней обучения.

Слайд4

Объектом исследования является процесс формирования первоначального навыка чтения у младших школьников в период обучения грамоте.

Предмет исследования - методические пути формирования первоначального навыка чтения в условиях разноуровневой подготовки первоклассников.

Цель нашего исследования состоит в разработке серии уроков обучения первоначальному чтению с учетом дифференцированного подхода к первоклассникам, имеющих разноуровневневую подготовку к овладению   предметным действием чтения. 

Слайд5 Гипотеза исследования состоит в предположении, что дифференцированный подход к организации обучения в первом классе будет обеспечивать каждому ребенку-первокласснику индивидуальный рост в такой сложной предметной  образовательной  области, как формирование первоначального навыка чтения.

В соответствии с гипотезой и целью исследования  определены  следующие задачи:

(Слайд 6)

-изучить уровень разработанности проблемы дифференцированного подхода к первоклассникам в период обучения грамоте в научной психолого-педагогической, методической и учебной  литературе;

-исследовать состояние подготовки современных первоклассников  в области сформированности у них механизма чтения на начало обучения  в школе;

-выявить основные группы учащихся 1 класса с точки зрения первоначального чтения;слайд 7

-определить цели для формирования  навыка чтения каждой группе первоклассников для обеспечения их личностного и учебного роста;

-отобрать дидактический материал для каждой группы учащихся, осуществляя программу дифференцированного обучения первоклассников полноценному навыку чтения;

-провести опытно-экспериментальное обучение.

Опытно-эксериментальное обучение проходило в  ГБОУ СОШ № 1524 г. Москвы в 1 классе «Э» в 2017/2018 учебном году. В классе обучается 25 учащихся.

Решая поставленные  задачи мы изучили уровень разработанности проблемы дифференцированного подхода к первоклассникам в период обучения грамоте в научной психолого-педагогической, методической и учебной  литературе и выяснили, что данный подход  находится на стадии изучения. Решая следующие задачи мы провели первый этап нашего исследования с целью выявления уровня подготовки учащихся в области первоначального навыка чтения в самом начале обучения в школе.( Слайд 8 таблица 1)

В ходе анализа анкет для родителей, мы пришли к выводу, что экспериментальный класс отражает типичные характеристики современных первоклассников, например большинство учащихся освоили буквы русского алфавита в 5-6 лет, а двое в 3 и 4 г. Как видно из таблицы, 17 первоклассников

 к моменту поступления в школу умели читать, половина из них любили читать и читали самостоятельно.  Однако  родители 7 учеников сообщили о том, что их дети не умеют читать, но знают буквы. Слайд 9 диаграмма1

На основе данных , полученных от родителей первоклассников, было выявлено 2 группы детей: 1. Дети, которые умеют читать (68%); 2. дети, которые не умеют читать (32% ). Обобщенные результаты анализа анкет родителей мы представили на  диаграмме. Слайд10диаграмма 2

Следующий  этап   позволил  существенно уточнить наши представления об образовательном ресурсе первоклассников, принимающих участие в нашем эксперименте. В течение первого месяца обучения мы исследовали своих учащихся с точки зрения изучения их образовательного ресурса. Мы проверяли уровень сформированности навыка чтения первоклассников для того, чтобы составить  группы учащихся по этому критерию и организовать их работу на уроке чтения в период обучения грамоте более эффективно. С этой целью мы предлагали учащимся прочитать короткий рассказ Л.Толстого в детской книжке.  Слайд 11 таблица2

Была выявлена группа детей, которые умели читать целыми словами – 6 человек.  Самой многочисленной оказалась группа  учащихся, умевших  читать по слогам - 12 человек. Половина детей этой группы показали медленное, неуверенное чтение с ошибками, а другая часть читала по слогам со средней скоростью.  Не умевших читать первоклассников оказалось 6 человек, однако их образовательный ресурс также был не одинаков. Уточненные данные об уровне предметной подготовки учащихся на основе их образовательного ресурса  мы представили на диаграмме.Слайд12 диаграмма3

 В результате контрольных срезов наших первоклассников мы разбили на 3 группы: I группа - дети, читающие целыми словами;  II группа - дети, читающие по слогам; III группа - дети с побуквенным чтением и «нечитающие» дети.

  Опытно- экспериментальное обучение  проходило в естественных педагогических условиях: дети учились вместе, в классе они сидели не по обнаруженным нами группам, а вперемежку. Для не читающих учащихся  мы предложили методику Л.С. Сильченковой , которая заключалась в том, на коротких занятиях (около 15-20 минут) у них  формировалось действие чтения. За довольно короткий срок (около 4-х недель) дети овладели слоговым чтением и слились с группой детей со слабым слоговым чтением.

Для учащихся со слоговым чтением, кроме столбиков слов и текстов, предложенных  азбукой, мы предусмотрели применение специальных
сборников упражнений по технике чтения Л.Ф.Климановой «Читалочка», а также специально подготовленные упражнения на индивидуальных карточках.
Дети, читающие целыми словами, имели свою программу: они читали специальные дидактические тексты с заданиями, мы использовали также короткие рассказы, подобные тому, на примере которого мы проводили исследование. ( Слайд 13 Диаграмма 4)
Программа эксперимента предусматривала постоянные замеры техники чтения, так как мы предполагали, что каждый ребенок имеет индивидуальный темп формирования первоначального навыка чтения, поэтому возможно, что дети могли переходить из одной группы в другую.

Собственно, это и подтвердилось в ходе  эксперимента: дети, которые не читали изначально или читали побуквенно перешли в группу детей со слабым слоговым чтением. Дети со слоговым чтением начинали читать целыми словами и сливались с группой самых успешных учеников, которые с самого начала обучения читали целыми словами. . Существенно улучшилось чтение хорошо читающих детей: улучшилась техника чтения, возросла скорость чтения, уменьшилось количество ошибок.

       Дифференцированный подход к организации обучения в первом классе обеспечил каждому первокласснику индивидуальный рост в такой сложной предметной образовательной области, как формирование первоначального навыка чтения. Кроме этого такой подход способствовал всестороннему развитию каждого ребенка. Гипотеза исследования была подтверждена.