Статья «Ранний детский аутизм»

Лимаренко Светлана Валерьевна

Лео Каннер - австрийский и американский психиатр, известный первым описанием детского аутизма в 1943 году и последующими работами в этой области. Ранний детский аутизм, или “Синдром Лео Каннера” - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, своеобразными эмоционально - поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами.

Почти одновременно с Л. Каннером к постановке сходных клинических проблем пришли N.Asperger (1944) и С.С. Мнухин (1947). Более полувека клинических исследований подтвердили гипотезу Л. Каннера о существовании особого синдрома или особой группы синдромов, связанных с детским аутизмом.

Особенности детей с ранним детским аутизмом.

Отчетливое проявление раннего детского аутизма появляется в возрасте от двух до пяти лет, отдельные проявления могут встречаться и раньше.

Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими. 
Уже у грудных детей отсутствует «комплекс оживления», у них не появляется улыбка при виде родителей; иногда отсутствуют ориентировочные реакции (зрительные и слуховые). И приниматься это может за дефект органов чувств. У некоторых появляется прерывистость, затрудненное засыпание, расстройства аппетита с его снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач.

Эмоциональная холодность (аффективная блокада).

Дети не дают адекватной, эмоциональной реакции на появление или уход взрослых. Мимика бедная, маловыразительная; характерен пустой, ничего не выражающий и взгляд, а также взгляд мимо, или «сквозь» собеседника. Иногда у детей отсутствуют способности дифференцировать людей и неодушевленные предметы. 

Однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Дети могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду; пересыпать, перебирать бумажки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять в определенном порядке. Такие манипуляции говорят о патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.

Общая моторная недостаточность.

Своеобразные стереотипные движения. Характерны нарушения психомоторики, которые проявляются в общей моторной недостаточности: угловатость, несоразмерность произвольных движений, неуклюжая походка, отсутствие содружественных движений; и своеобразные стереотипные движения, которые появляются на 2 году жизни: сгибание и разгибание пальцев рук, подпрыгивания, вращения вокруг своей оси, ходьба и бег на носочках. 
Задержка формирования элементарных навыков сомообслуживания. Как правило имеет место значительная задержка формирования элементарных навыков самообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одевание и раздевание и т.д.) Расстройства речи. 
Дети часто не отвечают на обращенные к ним вопросы. Может появляться разговор с самим собой. Характерны эхолалии – автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.
Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. 

Аутисты могут неожиданно выбежать на проезжую часть; отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим. Страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Ранний детский аутизм»

Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Описания подобных состояний и попыток коррекционной работы с такими детьми известны с начала Х1Хвека; их число выросло к середине ХХ века.

Почти одновременно с Л. Каннером к постановке сходных клинических проблем пришли N.Asperger (1944) и С.С. Мнухин (1947). Более полувека клинических исследований подтвердили гипотезу Л. Каннера о существовании особого синдрома или особой группы синдромов, связанных с детским аутизмом. 

Лео Каннер - австрийский и американский психиатр, известный первым описанием детского аутизма в 1943 году и последующими работами в этой области. Ранний детский аутизм, или “Синдром Лео Каннера” - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, своеобразными эмоционально - поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами.

Аутизм (от греч. autos) - сам. То есть ребенок аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от основного мира, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации. В чистом виде аутизм встречается крайне редко. Чаще он сочетается с речевыми, интеллектуальными и поведенческими нарушениями.

Аутизм - это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром.

Причины возникновения аутизма разнообразны.

Возникнуть оно может под влиянием следующих факторов риска:

  • Наследственность;
  • внутриутробные инфекции;
  • асфиксия, возникшая в процессе родов;
  • повреждение, полученное ребёнком при родах – травма шеи либо головы.

Особенности детей с ранним детским аутизмом.

Отчетливое проявление раннего детского аутизма появляется в возрасте от двух до пяти лет, отдельные проявления могут встречаться и раньше. 

Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими. 
Уже у грудных детей отсутствует «комплекс оживления», у них не появляется улыбка при виде родителей; иногда отсутствуют ориентировочные реакции (зрительные и слуховые). И приниматься это может за дефект органов чувств. У некоторых появляется прерывистость, затрудненное засыпание, расстройства аппетита с его снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач.

Эмоциональная холодность (аффективная блокада).

Дети не дают адекватной, эмоциональной реакции на появление или уход взрослых. Мимика бедная, маловыразительная; характерен пустой, ничего не выражающий и взгляд, а также взгляд мимо, или «сквозь» собеседника. Иногда у детей отсутствуют способности дифференцировать людей и неодушевленные предметы. 

Однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Дети могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду; пересыпать, перебирать бумажки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять в определенном порядке. Такие манипуляции говорят о патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.

Общая моторная недостаточность.

Своеобразные стереотипные движения. Характерны нарушения психомоторики, которые проявляются в общей моторной недостаточности: угловатость, несоразмерность произвольных движений, неуклюжая походка, отсутствие содружественных движений; и своеобразные стереотипные движения, которые появляются на 2 году жизни: сгибание и разгибание пальцев рук, подпрыгивания, вращения вокруг своей оси, ходьба и бег на носочках. 
Задержка формирования элементарных навыков сомообслуживания. Как правило имеет место значительная задержка формирования элементарных навыков самообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одевание и раздевание и т.д.) Расстройства речи. 
Дети часто не отвечают на обращенные к ним вопросы. Может появляться разговор с самим собой. Характерны эхолалии – автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.
Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. 

Аутисты могут неожиданно выбежать на проезжую часть; отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим. Страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке.

К настоящему времени сложилось преставление о двух типах аутизма.

  •         Синдром Каннера;                  
  • Синдром Аспергера.

С. Никольской в 1985 г.  была предложена психологическая классификация раннего детского аутизма, согласно которой различат четыре группы с РДА, представляющие собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми.

  1. Полная отрешённость от происходящего;
  2. Активное отвержение;
  3. Замещение окружающей среды;
  4. Трудность организации  общения и взаимодействия с другими людьми  

Дети I группы характеризуются наиболее глубокой агрессивной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны, не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания. Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Они остаются мутичными, полностью несостоятельными в произвольных действиях. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

Дети II группы более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешённость, а как повышенная избирательность в контактах с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таки детей, прежде всего – речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых провоцирует бурные аффективные реакции.  По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии. Однако, несмотря на тяжесть различных проявлений, прогноз у этой группы лучше, чем у предыдущей. Эти дети гораздо более приспособлены к жизни, при адекватной длительной коррекции они могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Внешний рисунок их поведения - манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи.

При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще - в массовой, реже - во вспомогательной).

Дети III группы с аутистическими замещениям окружающего мира характеризуются большей произвольностью в поведении. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Родители, как правило, жалуются не на отставание в психическом развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учёта интересов другого. У етей этой группы более высокий уровень развития речи. Годами ребёнок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер.  

Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При развернутом монологе очень слаб диалог.

Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. У них аутизм проявляется в наиболее лёгком варианте. На первый па выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при  ощущении ребёнком малейшего препятствия или противодействия),  робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Такой ребёнок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых. Наблюдается развёрнутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самоослуживания. В их статусе на первом плане - неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость . При адекватной психологической коррекции дети этой группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, часто обнаруживают парциальную одаренность.

Холдинг - терапия при коррекции РДА.

Холдинг терапия при аутизме — это насильственное образование физической связи ребенка с матерью. В момент удержания аутиста лицом к лицу с матерью и отцом, происходит налаживание эмоционального и зрительного контакта.

Данный приём обычно применяется при установления контакта между матерь и аутичным ребёнком I группы. Этот метод был предложен американским детским психиатром Марией Уэлч (Welch) в 1983 году. Заключается он в том, что мать берёт ребёнка на руки, крепко прижимает его и держит лицом к лицу. Вначале ребенок активно сопротивляется, может кусаться и вырываться. Мать пытается удержать ребёнка и установить с ним контакт глазами. Если ребёнку удалось вырваться и убежать, то он, как правило, не выходит и комнаты. Мать должна держать ребёнка до тех пор, пока он не расслабится и не прижмётся к ней. Это происходит примерно через час холдинг – терапии. Ребёнок может начать контактировать с матерь и другими взрослыми людьми. Если при использовании холдинг – терапии ребенок уснёт на руках у матери, это считается хорошим признаком. Автор этого приёма считает, что такую терапию нужно проводить каждый день, и дополнительно при неблагоприятных для ребёнка ситуациях.

При использовании этого метода, нужно, кроме матери, привлекать и других членов семьи. Мать держит на руках аутичного ребёнка, а другие родственники поддерживают мать. Холдинг – терапия, по мнению Марией Уэлч, оказывает воздействие одновременно на мать и на ребёнка и почти всегда даёт положительные результаты, если терапия применялась правильно и не прерывалась.

Правила, которые необходимо выполнять при проведении холдинг – терапии.

Во-первых, терапия должна проводиться каждый день, хотя ы в течении 2 месяцев;

Во-вторых, на сеансах холдинг – терапии должны присутствовать хотя ы двое взрослых, для того чтобы не прерывать сеанс;

В - третьих, присутствие психолога также обязательно, хотя бы впервые 3-4 месяца;

В- четвёртых, обязательно нужно доиться полного расслабления ребёнка на первых 3-4 сеансах.

Холдинг – терапия может превратиться в стереотип, если не использовать в дальнейшем другие формы взаимодействия: совместные игры с ребёнком, рисование, пение, чтение ребёнку сказок и стихов.

Холдинг – терапия обычно используется в работе с детьми I и II групп, описанных ранее.

Современные подходы к обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра требуют максимальной индивидуализации и учета потребностей каждого ребенка в образовательном процессе.

Следует помнить, что работа  с аутичными детьми — процесс сложный и   длительный,  он как сказал Виктор Ефимович Каган доктор мед наук «…растягивается на  много лет, в течение которых эффекты  дней, недель и месяцев могут казаться удручающе малыми или вовсе отсутствующими. Но каждый — пусть даже самый малый — шаг прогресса драгоценен: из этих, неуклюжих поначалу,  шажков и шагов складывается общий путь улучшения  и   приспособления   к  жизни.  Да,   далеко   не   у   каждого   ребенка этот путь окажется так велик,  как того хотелось бы.  Но обретенное на   этом пути ребенком останется с ним и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверено.