«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИОННО – ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

«Совершенствование профессионального мастерства педагогов по хореографии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

Дворец Детского (Юношеского) Творчества Красногвардейского Района Санкт-Петербурга «На Ленской»

Курсы повышения квалификации

«Совершенствование профессионального мастерства

педагогов по хореографии»

Аттестационная работа

 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИОННО –

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

Автор:

Посредников Виталий Сергеевич

педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

Кураторы:

Зиньковская Валентина Ивановна,

заведующий методическим кабинетом ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Тирских Георгий Валентинович,

педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ Калининского района

Санкт-Петербург

2018

Содержание

Введение ….…………………………………………………………….......…3 ст.

I: Теоретические основы художественно-творческой деятельности (ХТД) как основы педагогического процесса …………………………………...……...4 ст.

1.1. Сущность художественно-творческой деятельности….......….………..5 ст.

1.2. Творчество педагога ………………......................………………………6 ст.

1.3. Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса.………………………………………………..………………..…...10 ст.

II: Художественно-творческая деятельность как основа педагогического      процесса на примере младшего состава ансамбля танца………………….12 ст.

2.1. Специфика работы педагога – хореографа в ансамбле танца.……….12 ст.

2.2. Учебно-творческая работа в ансамбле танца на примере  младшего состава………………………………………………………….......................14 ст.

Заключение ………………………………………………………………....16 ст.

Список использованной литературы ……………………………………17 ст.

Введение

Профессиональная деятельность преподавателя по своему характеру давно и однозначно отнесена в научных исследованиях к творческим видам деятельности и рассматривается как весьма нелегкий труд. Её сложность проявляется в многообразии компонентов, в разноплановости взаимосвязей между ними, а также между этими компонентами и внешней средой. Преподавательская деятельность неразрывно связана с творчеством. Практически при проведении каждого занятия приходится что-то изменять и в содержании учебного материала, и в методике обучения. Каждое занятие каждый раз получается новым.

Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, овладевает педагогическим капиталом, признавая педагогические ценности. Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли. Данные качества раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности.

Под современным понятием «творческая личность» понимается такой тип личности, для которого характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Особое значение приобретают личностный подход к анализу культуры и выявлению особенностей формирования личности. Личностный подход предполагает, что его может осуществлять лишь педагог, осознающий личностью самого себя. Только в этом случае он может увидеть личность в воспитаннике, понять его и строить свое взаимодействие с ним как диалог, как обмен интеллектуальными, эмоциональными и социальными ценностями, благодаря чему оказывает помощь личности воспитанника и развивает себя как личность.

Важнейшей предпосылкой творческой деятельности является способность выделять свое “Я – профессиональное” из окружающей педагогической деятельности, противопоставлять себя как субъекта объектом своего воздействия и рефлексировать свои действия, слова и мысли.

Важность данной проблемы послужила основным мотивом выбора аттестационной работы.

I: Теоретические основы художественно-творческой деятельности как основы педагогического процесса.

1.1. Сущность художественно-творческой деятельности.

Художественно-творческая педагогическая деятельность - это организованный педагогом процесс творческого, опосредованного искусством взаимодействия субъектов, направленного на их самореализацию [9].

Различают следующие виды художественно - творческой деятельности:

- пластическая художественно-творческая деятельность (хореография, танец, ритмика);

- музыкальная художественно-творческая деятельность (народное творчество,  классическая музыка, современная музыка);

- декоративно-прикладная художественно-творческая деятельность (рисунок, лепка, флористика и др.).

В формировании у ребенка креативного подхода к жизни, к повседневной реальности значительной место должно отводиться искусству, поскольку тесный контакт учащегося с искусством - это требование естественных закономерностей развития и саморазвития детского организма.

Роль искусства в творческом саморазвитии человека определяется тем, что художественные произведения оказывают на него сильное эмоциональное воздействие, вызывают эстетические эмоции и посредством их убеждают, доносят до сознания ту или иную идею, внушают то или иное отношение к действительности. Сила искусства также и в том, что оно изначально нацелено на творческое саморазвитие личности, учит творчески воспринимать действительность, способствует развитию образного мышления и вносит элемент творчества в деятельность человека. Художественно-творческая деятельность, являясь содержательным компонентом модели, предполагала включение учащихся в творческое саморазвитие через комплекс развитых умений [9]:

- общих умений (умение планировать свою художественно-творческую деятельность; умение логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное; умение решать проблемно-познавательные и проблемно-творческие задачи; умение быть внимательным, наблюдательным, гибко переключаться с одного вида художественно-творческой деятельности на другой; умение ощущать и понимать собственное физическое и психическое состояние; умение действовать самостоятельно; умение стабильно и постоянно «осуществлять конкретную деятельность по творческому саморазвитию, осуществлять самоконтроль и самооценку);

- специальных умений (умение психологической мобилизации на творческое саморазвитие; умение эмоционально настраиваться н включение в различные виды художественно-творческой деятельности и в процесс творческого саморазвития; способность проявлять волевые качества в процессе включения в художественно-творческую деятельность и процесс творческого саморазвития);

- художественно-творческих умений (умение эстетически воспринимать произведения искусства; умение теоретически анализировать хореографические произведения и произведения других видов искусства; исполнительские умения, связанные с техникой танца; умение эмоционально преподнести хореографическую композицию, владение учащимся «языком жестов»; умения связанные с исполнением в ансамбле (синхронно); умения осуществлять музыкальную ритмичность; умения, связанные с построением, моделированием, проектированием художественного изображения; умение подбирать и комбинировать цветовые сочетания изображаемого и др.).

В разработанной педагогической модели организации включенности учащихся в творческое саморазвитие, по мнению профессора Тетенькина [4].

Признается приоритет индивидуальности, самооценки обучаемого; развитие личностных качеств идет не только по пути овладения знаниями, умениями, навыками художественно-творческой деятельности, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника перехода личности от развития к саморазвитию; установка на опережающее развитие личности; предоставление учащемуся реальных возможностей инициативы в обучении, переход из позиции потребителя в позицию творца самого себя как личности и будущего профессионала.

Психолого-педагогический инструментарий модели организации включенности учащихся в творческое саморазвитие в условиях системы учреждений дополнительного образования обеспечивался комплексом специально подобранных методов, форм и средств. В рамках модели использовались следующие методы:

- методы эмоционального стимулирования учащихся (создания ситуаций успеха; создания эмоционально - творческих ситуаций и позитивных переживаний; танцевальной психотерапии; поощрения творческих достижений учащихся; использование игр в учебной деятельности по формированию умений творческого саморазвития; перевода игровой деятельности на творческий уровень; постановки системы перспектив и др.);

- методы развития познавательной, творческой активности и самостоятельности (стимулирования занимательным содержанием учебного материала; создания проблемно-творческих ситуаций; создания «креативного поля»);

- методы развития танцевально - творческой активности (художественно-танцевальной импровизации; моделирования жизненной ситуации в учебной обстановке; постижения сущности и смысла хореографической зарисовки, его драматургии; и др.).

В качестве наиболее продуктивных форм организации включенности учащихся в творческое саморазвитие в рамках модели были использованы: художественно-творческие конкурсы, концерты; фестивали; открытые уроки; презентации творческих проектов; танцевальные гостиные; гастроли; и др.

1.2 Творчество педагога

Личностный смысл творческой деятельности требует от преподавателя достаточно высокой степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности преподавателя, как инициативность, самостоятельность, ответственность.

Все другие виды творческой деятельности уступают творчеству педагогическому по своей сложности и ответственности именно в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм её овладения и воплощения как творческий акт. Процесс присвоения преподавателем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне [6].

Осваивая ценности педагогической культуры, личность способна преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как личностными особенностями преподавателя, так и характером педагогической деятельности.

Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализацией педагогических способностей личности. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Творческая индивидуальность учителя – это системное, интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых и профессионально-ценностных качеств. Данное образование возникает и развивается лишь во взаимодействии субъекта со специфическими творческими формами человеческой деятельности.

Кроме того, творческая индивидуальность педагога проявятся в неповторимом, самобытном способе осуществления педагогической деятельности, предполагающей качественное преобразование личности педагога, развитие его творческого потенциала. Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий, методологическое значение которых чрезвычайно важно для педагогики. Педагогическая функция потенциала реализуется в направляющей роли творческой деятельности личности, выступающей в качестве основания творческого преобразования своей жизнедеятельности. Термин «творческий потенциал» нередко сочетается с понятиями «творческая личность», «креативность личности», «одарённость». В то же время многие исследователи рассматривают эти качества как целостную совокупность.

Содержание понятия «творческий потенциал» в некоторых работах представлено следующим образом [5]:

- совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Г.Л. Пихтовников, Л.Н. Москвичева). Данное определение опирается, прежде всего, на семантическую сущность понятия «потенциал»;

- интегрирующее качество, характеризующее меру возможностей личностей, осуществляющей деятельность творческого характера (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников);

- социально-психологическую установку на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (А.В. Колесникова);

- специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме (определённой социальной роли), требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (С.Р. Евинзон);

- характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Колосова);

- развитое чувство нового, открытость всему новому: как система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека;

- высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приёмы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткин); интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к творчеству (А.М. Матюшкин).

Творческий потенциал личности учителя – это необходимая предпосылка деятельности творческого характера, ибо он способствует выведению личности на такой уровень деятельности, когда она реализует, выражает, утверждает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на её требования, но и в порядке встреченного противоречивого, преобразующего ситуацию и саму жизнь.

В качестве определения творческого потенциала личности можно принять следующее: это система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, а также знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности) и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.

Структура творческого потенциала педагога рассматривается как совокупность:

1) собственно-потенциальной составляющей (индивидуальные психические процессы, способности);

2) мотивационной составляющей (убеждения, социально-психологическая установка на развёртывание сущностных сил индивида - потребностей, ценностных ориентаций, мотивов);

3) когнитивной составляющей (приобретённый в результате образования опыт творческой деятельности, включение в процесс социализации знаний, умений, отношений, способов деятельности и самоактуализации).

Следовательно, творческий потенциал педагога включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те образования, которые формируются у индивида в результате социализации и непрерывного образования.

Творческая индивидуальность педагога может проявляться в меньшей или большей степени и, следовательно, отражать разные этапы её становления. В числе таких этапов могут быть следующие [5]:

I этап характеризуется устойчиво проявляющимся интересом, ясно выраженной направленностью личности на профессионально-педагогическую деятельность, погружение в её среду. И хотя деятельность педагога на этом уровне носит ещё воспроизводящий характер, данный этап ценен уже тем, что педагог накапливает определённый объём знаний, являющийся базой на пути дальнейшего совершенствования собственной деятельности, самого себя.

II этап характеризуется развитием подражательной активности и связан с повышением уровня освоения деятельности, интенсивным творческим овладением профессиональными методами, средствами, приёмами этой деятельности, на основе чего становится возможным выбор варианта осуществления деятельности, адаптация накопленных знаний применительно к особенностям объекта педагогического труда,

 достаточно эффективное сочетание известных методов и средств педагогического воздействия. Поэтому характер деятельности педагога на этом этапе может быть назван как творческое подражание.

III этап – происходит обогащение деятельности педагога посредством постепенного снижения общего числа подражательных действий, и, одновременно, увеличением инициативных  действий и действий согласования (согласующих подражательные и инициативные, возникающие на их основе). Деятельность педагога на данном этапе характеризуется свободным владением комплексом продуктивных педагогических технологий, разработкой и внедрением в практику новых технологических элементов, что приближает деятельность педагога к деятельности идеала. Иначе говоря, этот этап может быть охарактеризован как этап первых значительных творческих достижений личности.

IV этап характеризуется переходом от подражания к самостоятельному творчеству. Деятельность педагога сопровождается освобождением от идентификации с личностью педагога-образца, резким снижением числа подражательных действий, возрастанием числа творческих и характеризуется высокой, устойчивой творческой продуктивностью, связанной с разработкой собственных программ и методов педагогического воздействия, открытием и реализацией новых идей, что свидетельствует об обретении педагогом самостоятельного творческого «Я».

V этап  характеризуется повышенной профессионально-творческой активностью личности, наличием индивидуального творческого стиля деятельности, посредством которого реализуется потребность в формировании и расширении акме – пространства, способствующего созданию творческих коллективов и воспитанию творчески мыслящих и творчески действующих поколений, способных решать нестандартные задачи своего бытия [5].

Сама творческая индивидуальность как качество личности без профессионального опыта и мастерства не имеет опоры и средств реализации, может угаснуть под влиянием неудовлетворённости собою: происходит снижение самооценки, разрушение целостности педагогического «Я» и педагогической.

«Я-концепции», проявляются попытки искать другие области самореализации.

Итак, чтобы индивидуальность могла быть предъявлена, она, во-первых, должна быть в той или иной форме осознана самой личностью; во-вторых, необходимы определённые средства, позволяющие выразить собственную индивидуальность; в-третьих, необходимы определённые условия, в которых такое проявление индивидуальности возможно.

1.3 Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса.

Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство» [8]. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. «В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы» [1]. Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их, а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» [3].

В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Художественно-творческая деятельность оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство.

Встреча с художественно-творческой деятельностью не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт данной деятельности помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

«Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого характера», - отмечают многие авторы [5]. «Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования». Те же авторы сделали правильное замечание: «Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться сотворчеству и творчеству». Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Существует несколько видов художественно-творческой деятельности: пластическая художественно-творческая деятельность, музыкальная художественно-творческая деятельность, декоративно-прикладная художественно-творческая деятельность.

Специфика каждого вида художественно-творческой деятельности  в том, что она особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела и т.д.

Каждый вид художественно-творческой деятельности и художественно-творческая деятельность вообще обращена к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды художественно-творческой деятельности. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом художественно-творческой деятельности. Только совокупность их может обеспечить нормальное педагогическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам ХТД. Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид художественно-творческой деятельности. Все деятельности должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы художественно-творческой деятельности.

II: Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса на примере младшего состава ансамбля танца.

2.1. Специфика работы педагога – хореографа в ансамбле танца.

Особую трудность представляет собой работа педагога в детском хореографическом коллективе, где наряду с постановочной работой, важное значение приобретают учебно-воспитательные задачи. Балетмейстер - это, прежде всего - умный, знающий педагог, чуткий и справедливый воспитатель. Он должен быть душой коллектива, и в то же время его совестью. Тот руководитель, который ставит во главу угла только творческую работу и пренебрегает во имя достижения внешнего эффекта задачами воспитательными и общественными, очень скоро теряет авторитет в коллективе, а затем и коллектив утрачивает свою работоспособность. Коллектив – высшая форма развития малой группы [5]. Коллективность заключается в том, что, объединяя детей общими интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. В результате развития каждого ребенка развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого участника и коллектива в целом.

В ансамбле «Юный Ленинградец» детям очень нравиться постановочная работа. Ребята любят ее, относятся к ней с большим интересом, даже ведут себя на репетициях лучше, чем на уроке, становятся активными, непринужденно фантазируют, словом, работают с огромным увлечением и отдачей. Одновременно балетмейстер имеет возможность практически доказать ребятам, что постановка есть результат длительной учебной работы.

 Репертуар детского коллектива должен быть более или менее стабильным, следует сохранять постановки, наиболее полно отражающие лицо коллектива, творчески интересные, яркие по мысли и ее сценическому воплощению [9]. Стабильность репертуара создает наглядную перспективу роста и движения коллектива. Младшие участники видят на примере старших, каких результатов они могут добиться, к чему они могут прийти через некоторое время. Подобная «наглядная агитация» имеет огромное значение для сплочения коллектива, развития в нем творческой атмосферы и стремления к активным занятиям.

Однако, все вышеперечисленное не означает, что репертуар должен быть неизменным: следует сохранять в нем наиболее удачные и перспективные постановки и неизменно пополнять новыми. А далее вступает в силу так называемый принцип естественного отбора, то есть проверка жизненности постановки, ее творческой ценности.

Репертуар ансамбля «Юный Ленинградец» очень разнообразен и богат: от народного танца, народной стилизации, до деми – классики. Ответственна и разнообразна работа педагога-балетмейстера детского хореографического коллектива.

Также, необходимо подчеркнуть еще одну сторону педагогического процесса: пробудить в детях настоящий интерес к занятиям, зажечь в них огонек творческого соревнования и инициативы можно, лишь поставив перед ними ясные перспективные цели.

 Вот что писал выдающийся советский педагог А. С. Макаренко: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» [9].

В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Потом нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от простейшего, примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга.

Педагогу-хореографу, работающему с детьми, следует проводить занятия на большом творческом подъеме, так как дети не терпят скуки и сухости.

На протяжении всего урока педагог должен находиться в состоянии той собранности и творческой активности, какой он хочет добиться от исполнителей. Нужно в полном смысле слова перевоплощаться. Это, прежде всего, относится к показу танца. Дети-исполнители не поймут самых интересных по композиции постановок, показанных профессионально грамотно, но без внутреннего огонька. С другой стороны, они с огромным восторгом воспримут незамысловатое движение, показанное им с воодушевлением и согретое творческим вдохновением. Те педагоги, которые каждое занятие проводят ярко и убедительно, с творческим вдохновением, добиваются в своей работе положительных результатов [9]. Их ученики отличаются той непосредственностью и артистизмом, которого тщетно добиваются профессионально грамотные, но лишенные творческого вдохновения, руководители.

 Не менее важно, чтобы педагог, ведущий работу с детьми, был всегда готов к репетиции. Это не означает невозможность творчества в процессе занятия, но в работе с детьми необходимо действовать решительно и заранее представлять результат, к которому нужно прийти. Заинтересовать ребят работой, подчинить коллектив своей воле, не навязывая ее, а, увлекая интересными творческими задачами, вот к чему нужно стремиться. Вместе с тем педагог-балетмейстер должен вполне доверять детям. Чем больше балетмейстер в своей творческой работе будет доверять исполнителям, тем скорее он воспитает в них чувство самостоятельности и ответственности, тем лучше будут результаты, тем интересней будет работать самим ребятам.

        Дети всегда любят проявлять самостоятельность и, если в меру ее поощрять, то, почувствовав ответственность за порученное дело и доверие к себе, они сами устанавливают дисциплину, быстрее усваивают показанное, проявляют полезную инициативу. Тренер-нянька никогда не добьется настоящего успеха, ведь без него дети не смогут самостоятельно действовать. Дети любят действовать. Любые, самые невероятные предлагаемые обстоятельства не вызывают у них возражения.

Творческий подход со стороны педагога к своей работе, к ее своеобразным условиям, к составу, уровню подготовки и индивидуальным данным участников, учет специфики работы с детьми приведут к созданию полноценного творческого коллектива с постоянным составом, способным решать непростые задачи.

2.2. Учебно-творческая работа в ансамбле танца на примере младшего состава.

Залогом успеха любого танцевального коллектива является хорошо поставленная и правильно проводимая учебная работа. Какое внимание должно быть уделено ей в ансамбле танца? Среди хореографов-практиков существуют два основных взгляда на учебную работу.

Сторонники одного из них считают, что цель руководителя - путем усиленной и весьма напряженной учебной работы воспитать из кружковцев почти профессионалов. Занятия проводятся пять раз в неделю. Результат получается двоякий: с одной стороны, такой ансамбль становится высокопрофессиональным, и работа педагога в нем творчески результативна, с другой - дети (участники такого ансамбля) - не получают нормального воспитания. Их интересы и знания почти целиком ограничены лишь интересами и знаниями в области танца, а свободное время почти целиком занято уроками, репетициями, концертами, фестивалями и т. д.

Руководитель видит свою задачу лишь в том, чтобы его воспитанники стали профессиональными танцорами. Другой взгляд на учебную работу является прямой противоположностью первому.

Существует еще немало коллективов, где учебная работа ведется бессистемно, без программ и почти полностью сводится к простой «разминке» [9].

Учебная работа в ансамбле танца «Юный Ленинградец» строится следующим образом:

 Трех – четырех - разовые занятия дают возможность для плодотворной учебной работы. Особую роль в работе хореографического коллектива играет классический экзерсис. Всем хорошо известно, что классический танец - это основа хореографии, платформа, на которой базируется мастерство танцовщика - как профессионала, так и участника самодеятельности.

Это положение глубоко верно и должно быть взято за основу при проведении учебной работы. Один раз в неделю дети должны заниматься классикой. Эти занятия сыграют огромную роль в развитии ребенка, в росте его мастерства.

Однако многие руководители односторонне понимают эту задачу. Они стараются ознакомить детей с возможно большим числом элементов классического танца, не добиваясь подлинного профессионализма в их исполнении. В связи с этим возникает очень важный вопрос - о профессионализме подлинном и мнимом.

Пусть педагог за год добьется профессионального исполнения 5-6 элементов классического танца (в отличие от 15 в хореографическом училище). Это и будет подлинным профессионализмом. Изучение же 15 элементов в год приведет к низкопробности, дурному тону, небрежности - это профессионализм мнимый. Кроме того, подлинный профессионализм привьет ребенку вкус к настоящей красоте классического танца, воспитает в нем сознание необходимости упорной работы для достижения правильности исполнения, сыграет важную воспитательную роль.

Мнимый профессионализм приучит ребенка к небрежности, нежеланию упорно трудиться, достижению успеха легким путем.

Заключение

Важность темы художественно-творческой деятельности в педагогическом процессе послужила основным мотивом выбора данной работы. В этой работе мы выявили возможности художественно-творческой деятельности на примере учебно–творческой работы ансамбля танца «Юный Ленинградец» при  работе с младшей возрастной группой.

 В работе были рассмотрены теоретические основы художественно-творческой деятельности, которые в себя включают сущность художественно-творческой деятельности и творчество педагога. В работе дано описание методов педагогической, творческой, психологической работы, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Выявлена специфика работы педагога-хореографа в ансамбле танца на примере младшей возрастной группы. Подробно рассмотрен опыт применения художественно-творческой деятельности на примере учебно-творческой работы младшего состава ансамбля

Ответственна и разнообразна работа педагога-хореографа. В его руках – действенные средства воспитания подрастающего поколения. Всестороннее их использование должно привести широкому распространению танцевальной культуры. А это, в свою очередь несет вклад в формирование человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Список литературы

1. Бакланова Т.И. «Самодеятельное художественное творчество в России». – М., 2000. – 322 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000. – 389 с.

3. Громов Ю. И. Методика учебно-творческой работы в самодеятельном танцевальном коллективе / Ю. И. Громов, Н. А. Рубахина. Л., 1968.

4. Б.С. Тетенькин Психология трудового коллектива. – Киров.: ЩЩЩ «Орма», 2002. – 154 с.

5. Комарова Т. С.  Дети в мире творчества.  -  М.,  2002. – 283 с.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 2006. – 654 с.

7. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. пособие / науч. ред. В. А. Звездочкин, рук. авт. кол. Ю. И. Громов. СПб.: СПбГУП, 2006.

8. Педагогика. – Л.: Печатный Двор, 2006. – 385 с.

9. Учебный терминологический словарь. «Народная художественная культура»/  Cост. Т.М. Ершова. Челябинск, 2005. – 497 с.

10. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2007. – 405 с.

11. Хореографическое искусство: теория, история, методика обучения/ Сост. Ю.И. Громов. В.А. Звёздочкин, Д.Н. Катышева. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. – 234 с.