Выступление на педагогическом совете «Формы и методы работы по формированию у учащихся навыков правильного социального поведения»

Егорова Тамара Николаевна

В выступлении отражен опыт и формы работы по формированию у учащихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) социально одобряемых форм поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_mart_2017g.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы по формированию у учащихся навыков правильного социального поведения

                                                                                                  27  марта 2017г.

    В социальной педагогике социум, социальная среда рассматривается, прежде всего, с точки зрения процесса включения и интеграции в нее ребенка через ближайшую социальную среду и общество в целом. Среда- это не просто улицы, дома и вещи, расположение  которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда- это еще и самые и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в тоже время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относится к нему доброжелательно, а может и неприязненно. Поэтому необходимо, как можно раньше подготовить учащегося 

  • к соблюдению социальных норм и правил (формированию социально одобряемого поведения),
  • саморегуляции поведения и деятельности

    Следует отметить, что период формирования личности у учащихся с отклонениями в развитии более длительный, чем у нормально развивающихся сверстников. А также в силу особенностей развития и  условий воспитания  у них сформированы: завышенная самооценка своих возможностей, переоценка результатов своей деятельности, неадекватное реагирование на возникающие жизненные ситуации. У выпускников коррекционной школы явно выражены иждивенческие наклонности, налаживание самостоятельной жизни происходит с большими трудностями, учащиеся испытывают трудности общения. Для большинства воспитанников коррекционного учреждения характерны конфликты, нежелание и неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность конструктивно разрешить конфликт.

   Подготовка к самостоятельной жизни естественным путем осуществляется в семье, но учитывая особенности контингента родителей коррекционного учреждения  их участие в этом процессе ничтожно мало. Достаточно часто учащиеся наоборот приносят из семьи отрицательный опыт взаимоотношений.

   В связи с этим особенно велика роль специально организованного обучения и воспитания, осуществляемого в школе. Оно дает учащимся определенный круг знаний, практических и трудовых навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме. Оно направлено на продвижение школьников в общем развитии, на формирование у них положительных черт личности, предусматривает коррекцию недостатков.

  Важным на пути подготовки учащихся к самостоятельной жизни является, как было сказано выше, научить учащихся   соблюдать социальные нормы и правила, совершать социально одобряемые поступки.

Результаты диагностики по преодолению норм и правил поведения

   Формирование мотивов нравственного (социально одобряемого) поведения - одно из направлений работы участников учебно-воспитательного процесса с целью воспитания нравственного поведения.

Мотив- это материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок. Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека. У нравственного человека сформированы нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе.

  Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

                                Например может быть один поступок, но мотивы разные: подросток покупает продукты в магазине для бабушки                                                                                                                  один мотив             -  мама сказала, если не купит не получит денег на фильм.

другой мотив      - хочется помочь бабушке, она сама не может сходить в магазин.

         Первый мотив неустойчивый (внешний контроль), изменится ситуация и изменится поступок, второй мотив более устойчивый (внутренний контроль). Сформированные навыки внутреннего контроля способствует успешному развитию нравственных качеств в процессе обучения и воспитания.

   Существует достаточно много методов словесно- эмоционального воздействия направленных на формирование мотивов нравственного поведения и мы  знаем и используем в работе, я лишь коротко напомню об условиях эффективности некоторых из них.

1. Рассказ на этическую тему.

К условиям эффективности этического рассказа относится следующее:

  • Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
  • Рассказ сопровождается иллюстрациями, фотографиями, изделиями народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
  • Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа.
  • Рассказ производит впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.
  • Рассказ должен обязательно переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранилось как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивным соревнованиям.

2. Этическая беседа- метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим вопросам. Этическая беседа предполагает участие обеих сторон – педагога и воспитанников. Педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, хорошо если в беседе преобладает живой обмен мнениями. Обсуждая конкретные ситуации, поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.

Эффективность  этической беседы зависит от соблюдения ряда условий:

  • Беседа должна носить проблемный характер. Взрослый должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
  • Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответом.
  • Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: взрослый говорит, воспитанники слушают.
  • Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту учащихся. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
  • Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно прийти к правильному выводу. Только в этом случае эти выводы будут им внутренне приняты. Если выводы навязаны взрослым они скорее вызывают противодействие у учащихся, желание действовать вопреки.

3. Метод наглядно-практического воздействия- пример.

Пример- воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей- родителей, педагогов, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, выдающихся людей. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Согласно данных психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, правильными чертами лица. Поэтому при выборе моральных примеров следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание учащихся на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать учащегося от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственности.

Естественно, что воспитание зависит и от личного примера педагога, его поведения, отношения к учащимся, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы ему подражать во всем. Но сила положительного примера увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда учащиеся убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.