Курсовая работа по логопедии (Дизартрии)

Сергань Светлана Владимировна

Курсовая работа

по логопедии (Дизартрии)

«Особенности логопедической работы при дизартрии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_diz.docx81.29 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО

«Армавирский государственный педагогический университет»

социально-психологический факультет кафедра социальной,

специальной педагогики и психологии

Курсовая работа

по логопедии (Дизартрии)

«Особенности логопедической работы при дизартрии»

Выполнила студентка ZSВП-Лог-2-1

социально-психологического факультета  

Сергань С.В.

Проверил:

ст.пр. Дегальцева В.А

Армавир 2018г

Оглавление

Введение        3

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей логопедической работы при дизартрии        5

1.1        Определение дизартрии        5

1.2        Особенности проявления дизартрии        7

1.3        Основные направления и содержание логопедической работы при дизартрии        11

Глава 2. Логопедическая работа при дизартрии        15

2.1        Подготовка исследования        15

2.2        Ход и содержание практической работы        20

2.3        Результаты практической работы и их анализ        21

Заключение        24

Список литературы и источников…………………………………………25-26


Введение

Одной из самых актуальных проблем последних лет является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями.  

Среди них весьма распространенным нарушением является дизартрия - нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением Центральной Нервной Системы (ЦНС). При нем расстраивается двигательный механизм речи, ее моторная реализация. В литературе XX в. понятие «дизартрия» переводили как расстройство членораздельной речи, речь организуется невнятно, словно «каша во рту».

В настоящее время дизартрия – это самая распространённая речевая патология (из 7 детей рождается 5 с поражением ЦНС). В 1852г. впервые акушер-учёный Литтль описал клинику дизартрии при ДЦП. В 1911г. лого терапевт Гуцман  выделил признаки дизартрии у людей, которые не имеют ДЦП. Врач Маргулис впервые вводит классификацию дизартрии, он заложил учение о дизартрии. В последующие годы отечественный учёный О.В.Правдина описывает подробно дизартрию с псевдобульбарным парезом. Конец 50-х годов ознаменовался работой Е.Н.Винарской, которая рассматривает дизартрию с психолингвистической стороны. 

Глубина и сложность проблемы дизартрии заключается, прежде всего, в том, что между уровнем речевого развития и уровнем развития основных функций психики, а также уровнем развития интеллекта существует прямая взаимосвязь.  Иначе говоря, ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. В этой связи возникает необходимость  дополнительного изучения речевых проблем, а также разработки способов их преодоления и коррекции.

В последние годы в связи с распространенностью дизартрии продолжаются теоретические и практические исследования данного нарушения, а также  разрабатывается система логопедической работы по ее коррекции.  Они связаны с именами М.Б. Эйдиновой,  К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, Г.В.Чиркиной и др.

В рамках данной работы рассматривается проблема особенностей логопедической работы при дизартрии.

Объектом исследования является  дизартрия как речевое нарушение.

Предметом исследования –  система логопедической работы при коррекции дизартрии.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей системы логопедической работы при дизартрии.

 Задачи:

  1. Изучить теоретические основы, приведя понятие и охарактеризовав признаки  дизартрии как речевого нарушения.
  2. Описать основные подходы логопедической работы при дизартрии.
  3. Охарактеризовать особенности логопедической работы при дизартрии.  

Методологическую основу исследования составили материалы учебных и научных изданий по проблеме дизартрии и работе логопеда с данным нарушением, а также информационные ресурсы по логопедии и статьи специальных изданий периодической печати.  

Для достижения поставлено цели и задач использованы следующие методы научного исследования:

  • поиск и изучение литературы
  • изложение и описание
  • анализ и синтез

Цель и задачи работы обусловили ее структуру. Она представлена введением, двумя главами основной части и заключением. Приводится также список литературы.

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей логопедической работы при дизартрии

  1. Определение дизартрии

Прежде всего, обратимся к определению дизартрии. Данный термин происходит от греческих слов со значением «затруднённость, расстройство» и   «сочленяю, соединяю».

 Впервые клиническая картина дизартрии была описана в XIX столетии, когда в результате исследований таких авторов, как А. Оппенгейм, Х. Гутцман, А.Куссумауль она была выделена из группы звукопроизносительных расстройств. На рубеже XIX и XX веков впервые были описаны факторы, которые, по мнению исследователей, могут приводить к таким нарушениям речи, которые можно наблюдать при дизартрии.

 Впоследствии изучение дизартрии было связано, прежде всего, с выявлением ее причин и классификацией проявлений в зависимости от этих причин. К концу прошлого столетия в данном направлении сформировалось два основных подхода.

Первый из них опирается на неврологическое понимание причин нарушений. Он учитывается патогенез клинических проявлений дизартрии, локализацию очага поражения, характер речевых нарушений в синдроме соответствующих двигательных расстройств. Второй  подход – нейрофонетический, предполагающий  фонематический анализ дизартрической речи на основе современной психолингвистики. Акцент делается на патогенетический анализ выявления нейрофонетических синдромов дизартрий.

Исходя из обозначенных подходов, складываются различные определения дизартрии. Согласно первому из них (авторы Л.С. Волкова, В.И.Селиверстов) дизартрия рассматривается как расстройство произносительной стороны речи, при которой страдает просодическая сторона звукового потока, фонетическая окраска звуков или неправильная реализация фонемных сигнальных признаков звукового строя речи (пропуски, замены звуков).  

Согласно второму подходу (авторы К. Беккер, М. Совак), дизартрия представляет собой нарушение координации речевого процесса, которое является симптомом повреждения моторного анализатора и эфферентной системы, и при котором нарушена способность членения речи и артикуляции в целом.  

Исходя из приведенных двух определений, одно из которых  базируется на внешних проявлениях патологии, а второе указывает на наличие  поражения центральной и периферической нервной системы, складывается наиболее полное общее понимание дизартрии. Под ней рассматривается нарушение звукопроизношения и просодической стороны, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и наличием поражения центральной и периферической нервной системы.

Различают несколько форм дизартрии, различающиеся внешними особенностями проявления и местом поражения в коре головного мозга. Формами дизартрии являются: бульбарная, корковая, мозжечковая, экстрамипамидальная, паркинсоническая, псевдобульбарная, экстрапирамидальная, холодовая, стертая.


  1. Особенности проявления дизартрии

Дизартрия, как сложное речевое нарушение, имеет различные проявления, выраженные в большей или меньшей степени в каждом из случаев возникновения. Приведем основные данного дефекта у детей.

Общая моторика детей с дизартрией отличается ограниченностью объема активных движений. При функциональных нагрузках дети быстро устают. Особенно моторная несостоятельность выражена на занятиях, где требуется координация движений, соблюдение темпа и ритма, переключение с одного движения на другое.

Нередко дети с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания, связанных с работой мелкой моторики. Они также плохо держат карандаш, напрягают руки при рисовании, неловко работают с пластилином или выполняют аппликацию. В работах по аппликации прослеживаются также трудности пространственного расположения элементов.  Нарушение тонких движений руки проявляется при выполнении проб-тестов  пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец, и другие упражнения пальцевой гимнастики. В этой же связи такие дети нередко отказываются от игр с мелкими деталями, конструкторами, пазлами и т.п. При поступлении в школу дети проявляют  трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»—«б», гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

Выявляются  патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичностъ мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи.

Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается. Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков.

Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный. Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. При функциональных пробах и нагрузках проявляется тремор языка.

Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому.

У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика. При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д.

При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Дизартрия характеризуется наличие нарушений звукопроизношения. При его обследовании обнаруживаются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, которые сопровождаются также нарушениями просодической стороны. Нередко дети искажают звуки, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные. Одним из самых распространенных нарушений является дефект произношения свистящих и шипящих.

Дети  с дизартрией искажают, смешивают звуки. Достаточно часто  возникает межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Заметны нарушения тембра речи, голосовых модуляций, темпа речи, дыхания.

 Следует отметить, что все указанные нарушения имеют индивидуальный характер и не обязательно проявляются у каждого ребенка. Выраженность той или иной совокупности признаков позволяет детей с проявлениями дизартрии условно разделить на группы:

  1. Дети с нарушениями звукопроизношения и просодики. Общий уровень речевого развития таких детей достаточно высокий, они владеют связной речью и имеют богатый словарь. Трудности проявляются при произношении слов со сложной слоговой структурой, либо при усвоении и воспроизведении предлогов. У таки детей часто встречаются нарушения пространственной ориентации.
  2.  Дети с нарушением звуковой и просодической стороны речи в сочетании с недоразвитием фонематического слуха. В речи детей встречаются единичные лексико-грамматические ошибки, нарушения в словообразовании. Как правило, словарь ограничен, отстает от возрастной нормы.
  3. Дети с полиморфными нарушениями звукопроизношения и недостаточным развитии просодической стороны речи. В речи ярко выражены ошибки дифференциации звуков, составлении связных высказываний, грамматическом строе предложений. Словарь значительно отстает от возрастной нормы.

Подводя итог всему вышесказанному,  отметим, что дизартрия как сложное нарушение речи, имеющее в качестве основной причины органическое поражение центральной нервной системы, может иметь разные формы и степень проявления. Они обусловлены, прежде всего, особенностями проявления и местом расположения поражения в коре головного мозга. Главными проявлениями дизартрии являются: фонетические и фонематические нарушения, нарушения просодики и лексико-грамматического компонента языка, расстройство общей, мелкой и артикуляционной моторики.

 В зависимости от сочетания проявлений детей с дизартрией можно условно разделить на группы, различающиеся характером и сложностью нарушений.

  1. Основные направления и содержание логопедической работы при дизартрии

Одним из важнейших направлений логопедических исследований дизартрии является поиск способов ее коррекции и компенсации. Проблемами содержания логопедической работы при дизартрии занимались многие авторы, такие как  М.Б. Эйдинова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова и другие.

В настоящее время работа по устранению дизартрии предполагает комплексный характер и включает в себя три блока: медицинский, психолого-педагогический и логопедический. Приведем их характеристику.

Содержание медицинской работы по преодолению дизартрии определяется врачом-неврологом. Оно базируется на диагностике органических причин дизартрии, исследовании всех факторов ее возникновения и попытках преодолеть первопричину нарушений. Как правило, в рамках медицинской работы по преодолению дизартрии используется применение медикаментозных средств, физио- и рефлексотерапии, лечебной физкультуры и массажа.

Психолого-педагогический блок включает систему работы воспитателей (учителей), психологов и родителей. Нередко дети при сходной картине органических нарушений демонстрируют существенные различия в содержательной стороне речи, обусловленные педагогическими причинами. Работа с детьми с дизартрией включает общее развитие их психических функций, тренировка сенсорных качеств. Так, развитие восприятия – слухового и зрительного – служит подготовке базы для формирования   фонематического слуха и зрительного запоминания  будущей правильной орфографии.  Работа педагогов и психологов включает также развитие и коррекцию пространственных представлений, основ конструирования и комбинаторики.

Третий блок включает работу логопеда, которая всегда проводится в индивидуальном порядке и разрабатывается непосредственно для каждого ребенка.

Логопедическая работа, как правило, включает следующие этапы:

  1. Подготовительный (на котором осуществляется подготовка речевого аппарата к формированию правильной артикуляции). Данный этап включает работу по нормализации мышечного тонуса, моторики артикуляционного аппарата, дыхания, голоса, просодики и мелкой моторики рук.
  2. Этап выработки новых произносительных умений и навыков (в ходе которого продолжается выработка основных артикуляционных укладов, развитие фонематического слуха, постановка, автоматизация и дифференциация проблемных звуков).
  3. Этап выработки коммуникативных умений и навыков (на данном этапе тренируются приобретенные речевые навыки и  вырабатывается самоконтроль ребенка при произношении поставленных звуков).
  4. Этап, включающий преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
  5. Этап подготовки к обучению в школе (включает формирование графомоторных навыков, развитие связной речи, развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка).

 Длительность работы на каждом этапе логопедической работы определяется индивидуально и предполагает использование упражнений, подходящих ребенку в соответствии с его типом нарушения речи.

Говоря об особенностях логопедической работы при дизартрии, необходимо отметить, что в ее основе лежат следующие теоретические положения:

  1. Современные научные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта при  дизартрии, опирающиеся на признание ведущей роли в структуре речевого дефекта у детей нарушения фонетической стороны речи, имеющие свой специфический механизм.
  2. Уровневая организация построения движений, которая позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и выявить их роль в регуляции движений и действий.  
  3. Положение о роли кинестезии в управлении движениями, взаимодействии кинестетической и кинетической основ движений, исходящее из понимания того, что для  осуществления двигательного акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных двигательных навыков.
  4. Утверждение о взаимосвязи между состоянием речи и состоянием моторной сферы ребенка.
  5. Психофизиологические механизмы овладения звукопроизношением в норме, предполагающие взаимосвязь между восприятием звуков и их воспроизведением.
  6. Специфическое соотношение артикуляторных и акустических характеристик звуков речи в норме и  в патологии.

 

Логопедическое воздействие также опирается на ряд принципов:

  • Системности, т.е. понимании речи как сложной функциональной системы, в которой взаимосвязаны все компоненты.
  • Учета механизмов нарушения, выделения ведущих расстройство и соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта (этиопатогенетический принцип).
  • Опоры на закономерности онтогенетического развития, который  предполагает учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.  
  • Развития (учета ближайшей зоны развития), который состоит в постепенном усложнении заданий и лексического материала в процессе логопедической работы.  
  • Поэтапного формирования умственных действий.
  • Учета ведущей деятельности возраста.
  • Дифференцированного подхода, который  предполагает учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка и находит свое отражение в организации индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

Глава 2. Логопедическая работа при дизартрии

  1. Подготовка исследования

На основе изучения теоретических основ организации логопедической работы при дизартрии нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, для участия в котором было сформировано две группы детей в возрасте 6-7 лет по 20 детей в каждой группе.

Цель исследования – исследование особенностей логопедической работы при дизартрии.

Задачи исследования, соответствующие этапам работы:

  • Подготовка исследования, выборка участников, поиск методик логопедического обследования
  • Обследование особенностей речевых нарушений детей при помощи специальных методик (констатирующий эксперимент)
  • Проведение логопедической работы по коррекции дизартрии
  • Повторное обследование детей контрольной и экспериментальной групп

Для проведения обследования детей была проведена диагностика по следующим направлениям:

  1. Диагностика сформированности фонематического слуха, включающая:
  • Узнавание неречевых звуков
  • Различение высоты, силы, тембра голоса
  • различение слов, близких по звуковому составу;
  • дифференциация слогов;
  • дифференциация фонем;
  • навыки элементарного звукового анализа.
  1. Диагностика слоговой структуры слов
  2. Обследование грамматического строя речи:
  • Обследование синтаксического оформления высказывания
  • Выявление морфемных аграмматизмов
  • Согласование слов в роде, числе и падеже
  • Изменение числа существительных
  • Изменение времени глагола
  1. Обследование синтаксического оформления высказывания:
  • Повторение предложения
  • Составление предложений по картинкам
  •  Верификация предложений
  • Дополнение предложений предлогами
  • Завершение предложения словосочетанием
  • Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов
  1. Диагностика моторики рук:
  • Праксис по словесной инструкции
  • Праксис по зрительному образцу
  • Праксис по кинестетическому образцу
  • Определение конструктивного праксиса (методика «Разрезные картинки»)
  • Выявление синкинезий
  • Исследование кинетической основы движения руки
  1. Диагностика пространственной ориентации:
  • Исследование пространственного восприятия
  • Исследование точности движений
  • Исследование графических навыков
  • Монометрический тест «Вырезывание круга»
  1. Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики
  • Диагностика мышечного тонуса
  • Возможность осуществления произвольных и непроизвольных движений
  • Количество артикуляционных и мимических движений
  • Обследование кинестетического и кинетического праксиса
  • Обследование динамической координации артикуляционных движений
  • Обследование мимической мускулатуры
  • Обследование мышечного тонуса и подвижности губ
  • Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики
  1. Обследование просодической стороны речи:
  • Обследование восприятия ритма
  • Обследование воспроизведения ритма
  • Обследование воспроизведения интонации
  • Обследование восприятия логического ударения
  • Обследование модуляции голоса по высоте и силе
  • Выявление носового тембра голоса
  • Обследование восприятия тембра голоса
  • Обследование речевого дыхания
  • Обследование темпо-ритмической организации речи
  • Обследование состояния слухового самоконтроля

В результате обследования участников исследования мы получили следующие данные, обобщенные в виде таблицы:

Область диагностики

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество детей с нарушениями

% от общего количества детей

Количество детей с нарушениями

% от общего количества детей

  1. Фонематический слух

12

60%

11

55%

  1. Слоговая структура слова

8

40%

10

50%

  1. Грамматический строй речи

4

20%

5

25%

  1. Синтаксическое оформление высказываний

4

20%

4

20%

  1. Моторика рук

6

30%

8

40%

  1. Пространственная ориентация

12

60%

15

75%

  1. Артикуляционная и мимическая моторика

14

70%

9

45%

  1. Просодическая сторона речи

10

50%

12

60%

Приведем также данные в графическом изображении:

Из полученных данных мы видим, что процент нарушений различных сторон речи велик в обеих группах. При этом наибольший процент нарушений зафиксирован по 1, 6, 7, 8 областям диагностики. Это нарушения фонематического слуха, пространственной ориентации, артикуляционной и мимической моторики, просодической стороны речи.

Наименьшее количество нарушений зафиксировано по таким показателям, как 3 и 4, т.е. грамматическому строю речи и синтаксическому оформлению высказываний.

Разница между показателями контрольной и экспериментальной групп существенно различается только по 7 показателю, т.е. артикуляционной и мимической моторике. Отмечены также различия по показателям 2,5,6,8.

Таким образом, до начала формирующего эксперимента у 100% детей были зафиксированы нарушения развития речи.

  1. Ход и содержание практической работы

Следующий этап эксперимента предполагал проведение логопедической работы по коррекции дизартрии у детей из экспериментальной группы. В контрольной группе индивидуальная логопедическая работа не проводилась.

Логопедическая работа выстраивалась в несколько этапов:

  1. Подготовительный, в ходе которого проводился дифференцированный логопедический массаж с целью нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. На данном этапе логопед проводит также дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики с целью нормализации артикуляционного аппарата, голосовые и дыхательные упражнения для нормализации голоса,  речевого дыхания и просодики. Дополнительно проводится пальцевая гимнастика и массаж рук с целью нормализации мелкой моторики и подготовки руки к графомоторным навыкам.
  2. Этап выработки новых произносительных умений и навыков. Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Направлениями второго этапа являются: выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, небного), коррекция звукопроизношения,    уточнение или развитие фонематического слуха, вызывание звуков, их закрепление (автоматизация) и дифференциация.
  3.  Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков. Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребенка навыков самоконтроля. Важным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т.п).
    Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз, и др.
  4. Четвертый этап логопедической работы носит название - предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.

В ходе практической работы были использованы рекомендации по  организации логопедической работы под авторством Е.Ф.Архиповой, В.М.Акименко, И.В.Блыскиной, Л.В.Лопатиной и О.П.приходько.

  1. Результаты практической работы и их анализ

После завершения формирующего эксперимента было проведено повторное обследование детей по тем же направлениям, что и до начала формирующего эксперимента. В результате были получены следующие данные:

Область диагностики

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество детей с нарушениями

% от общего количества детей

Количество детей с нарушениями

% от общего количества детей

  1. Фонематический слух

11

55%

4

20%

  1. Слоговая структура слова

8

40%

5

25%

  1. Грамматический строй речи

2

10%

2

10%

  1. Синтаксическое оформление высказываний

3

15%

2

10%

  1. Моторика рук

4

20%

2

10%

  1. Пространственная ориентация

10

50%

6

30%

  1. Артикуляционная и мимическая моторика

12

60%

2

10%

  1. Просодическая сторона речи

10

50%

4

20%

Полученные результаты приведем также в графическом изображении:


Из полученных результатов мы видим, что показатели изменились в той и другой группе. При этом показатели контрольной группы изменились не существенно, в то время как в экспериментальной группе количество нарушений речи, проявляющихся у детей, изменилось существенно.

Таким образом, мы можем сделать вывод об эффективности проведенной логопедической работы.


Заключение

В рамках данной работы рассматривается проблема логопедической работы с дизартрией, которая является одним из наиболее часто встречающихся нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.  На основе изучения теоретических основ проблемы и проведения формирующего эксперимента мы пришли к следующим выводам.

Дизартрия представляет собой нарушение звукопроизношения и просодической стороны, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и наличием поражения центральной и периферической нервной системы. Различают несколько форм дизартрии, различающиеся внешними особенностями проявления и местом поражения в коре головного мозга.

Дизартрия имеет различные проявления, помимо нарушения звукопроизношения,  -  в развитии общей и мелкой моторики, артикуляции, пространственной ориентации и др.

Логопедическая работа по коррекции дизартрии основывается на следующих принципах: системности, учета механизмов нарушения, опоры  на закономерности онтогенетического развития, учета ближайшей зоны развития, поэтапного формирования умственных действий, учета ведущей деятельности возраста, дифференцированного подхода.

 

 

 


Список литературы и источников  

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 234 с.
  2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.:АСТ:Астрель, 2008. – 123 с.
  3. Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии. //Коррекционная педагогика. -  №1. – 2004.  -  с.36-42.
  4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
  5. Архипова Е.Ф.Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель. – 2008. – 254 с.
  6. Белякова Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи : метод. пособие. – М.: Книголюб, 2005. – 55 с.
  7. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 112 с.
  8. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
  9. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.:Академия, 2003. – 96 с.
  10. Дьякова Е.А. Основные принципы использования логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе.// Логопед в детском саду. – 2005. - №5. – с. 102-110.
  11. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Владос, 2001. – 112 с.
  12. Копылова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 3. – с. 63-65.
  13. Костенькова О.Н. Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у детей.// Логопед в детском саду. – 2008. - №9. – с.66-71.
  14. Лопатина Л.В. Комплексный подход к диагностике стертой дизартрии у дошкольников.// Логопед в детском саду. – 2005. - №4. – с.50-52.
  15. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. -  СПб.: Союз, 2005. — 192 с.
  16. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.  - 448 с.
  17. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста.// Специальное образование. – 2010. №2. – с.68-81.
  18. Приходько О.Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии.// Специальное образование. – 2010. - №4. – с.57-79.
  19. Приходько О.П.Логопедический массаж при дизартрических нарушениях у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2008.- 160 с.
  20. Фатеева Н.М., Чубенко Е.А., Посохова М.А., Шанаурина О.А. Использование дыхательных методик для формирования речевого дыхания у детей с псевдобульбарной дизартрией.// Специальное образование. – 2010. - №2. – с. 44-50.
  21. Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей.// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2012. - №2. – с. 155-166.