Программа занятий для детей с интеллектуальной недостаточностью "Окружающий мир"

Программа предназначена для детей дошкольного и младшешкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zanyatiy.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Программа занятий «Окружающий мир».

Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья 3-5 лет с незначительными интеллектуальными и двигательными нарушениями, для детей 6-12 лет со значительными интеллектуальными нарушениями.

Цель программы: ознакомление, обучение и закрепление знаний об окружающем мире (природа, человек), развитие памяти и внимания детей посредством использования вариативных психолого-педагогических, коррекционно-развивающих методов и приемов работы, а также оказание консультационной, практической помощи семьям в обучении, воспитании и развитии детей-инвалидов. 

Задачи Программы:

Обучающие (знания):

  • дать детям-инвалидам элементарные представления о свойствах окружающих предметов (цвет, форма, размер, текстура и т.д.);
  • сформировать представления о работе за столом по инструкции педагога-психолога;
  • дать детям-инвалидам знания о некоторых дидактических играх и правилах игры в них;
  • дать детям знания о спектре человеческих эмоций и чувств;
  • познакомить с различными способами адекватного проявления эмоций и чувств (в том числе и негативных);
  • сформировать представления о взаимном уважении и соответствующем поведении;
  • формировать навыки общения с другим человеком.

Обучающие (умения: познавательные, практические, речевые, игровые):

  • научить соотносить, показывать и называть цвета, формы, размеры и прочие свойства предметов по инструкции педагога-психолога;
  • научить играть в различные сюжетно-ролевые и дидактические игры, соблюдая правила;
  • научить общаться с детьми и взрослыми, как вербальными, так и невербальными средствами общения;
  • научить делиться игрушками, договариваться об очередности игры;
  • научить работать за столом по инструкции;
  • научить просить о помощи в трудных ситуациях;
  • научить выражать свои чувства приемлемыми способами;
  • научить различать эмоции других людей;
  • научить проявлять инициативу в организации взаимодействия с другими детьми;
  • научить признавать ошибки в общении, исправлять их (через извинения и пр.).

Развивающие:

  • развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
  • развивать мелкую и общую моторику через различные упражнения (пальчиковые игры, выполнение двигательных заданий);
  • развивать эмоционально-волевую сферу;
  • развивать навыки работы за столом;
  • развивать игровые навыки и умения;
  • развивать навыки конструктивного общения с взрослыми и детьми доступными ребенку способами;
  • развивать навыки самоконтроля и саморегуляции.

Воспитательные:

  • воспитать доброе позитивное отношение к людям;
  • способствовать освоению принятых в обществе норм поведения.
  • воспитывать культуру поведения в коллективе, с другими людьми.
  • выработать понимание жизненных ценностей, добра и зла;
  • воспитывать интерес ребенка к самому себе, желание самосовершенствоваться;
  • вовлечь родителей в воспитательный процесс, повысить их психологическую грамотность.

Форма и режим занятий: индивидуальные занятия, подгрупповые (от 1 до 5 человек) занятия, комплексное занятие, игра, самостоятельная работа. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, каждое длится не больше 30-40 минут.

Условия реализации программы (проведения занятий):

  1. Набор детей на прохождение программы той или иной сложности проходит в течение всего года, принимаются все желающие посещать коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом.
  2. Результативность реализации программы анализируется посредством проведенных педагогом-психологом диагностик развития ребенка (первичная, промежуточная, итоговая), а также изучения степени удовлетворенности проведенной работой его семьи.
  3. Занятия выстраиваются и проводятся, исходя из индивидуальных и психофизических особенностей, степени эмоциональной вовлеченности ребенка, а также учета возрастных особенностей детей и специфики нарушений.
  4. Занятия необходимо проводить в проветренном кабинете, где имеются стол, стулья, ковер и подушки для занятий на полу. Дверь в кабинет должна быть закрыта, не допускается наличие посторонних звуков и людей во время занятия.
  5. В особых случаях при необходимости (если ребенок тревожен и не отпускает взрослого) допускается присутствие родителей или иных родственников на занятии. В иных случаях при желании родителей присутствовать на занятии, дата совместного занятия определяется заранее.
  6. Формулировка задач и часы работы для освоения программного материала определяются, исходя из возможностей семьи посещать социально-реабилитационное отделение, а также из возможностей отделения предоставить услуги педагога-психолога

Материально-техническое обеспечение Программы:

Название Программы

Форма занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Окружающий мир

индиви-дуальная, групповая

Набор предметов из разных материалов – деревянные, железные, пластиковые, мячики разного размера и цвета; картинки с изображением геометрических фигур разной формы, размера и цвета. 5 картинок, кубики с изображением эмоций человека (радость, грусть, злость, страх, удивление).

Песочница с песком, музыкальный центр, ведра для воды, тряпки для уборки

Демонстрация знаний о различиях предметов (по весу, цвету, размеру, форме, материалу), а также о свойствах воды и песка, знание основных эмоций человека.

Ожидаемый (прогнозируемый) результат. В результате ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

  • реагировать на собственное имя, отзываться;
  • понимать и выполнять простые инструкции;
  • уметь сидеть за столом по инструкции;
  • выполнять задание педагога-психолога;
  • соблюдать правила поведения в помещениях;
  • уметь соотносить, показывать и называть цвета, формы, размеры и прочие свойства предметов по инструкции педагога-психолога;
  • уметь играть в различные дидактические игры, соблюдая правила;
  • уметь выражать просьбу, благодарность, приветствие, прощание;
  • уметь общаться с детьми и взрослыми, как вербальными, так и невербальными средствами общения;
  • уметь выражать свои чувства приемлемыми способами;
  • уметь различать эмоции других людей;
  • проявлять интерес к другим детям;
  • уметь проявлять инициативу в организации взаимодействия с другими детьми;
  • уметь признавать ошибки в общении, исправлять их (через извинения и пр.).
  • демонстрировать доброе позитивное отношение к людям;
  • освоить и применять принятые в обществе нормы поведения.

Наименование темы

Теория

Практика

Кол-во занятий

Форма

контроля

1

Знакомство

0,3

0,7

1

выставка работ (для всех детей дошкольного возраста, а также детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью);

контрольное итоговое занятие (для детей школьного возраста);

карта итогового диагностического обследования

2

Тяжелый - легкий

0,5

1,5

2

3

Цвет-размер-форма

1

2

3

4

Дерево-железо-пластик

0,5

2,5

3

5

Вода

1

1

2

6

Песок

0,5

0,5

1

7

Эмоции

1

3

4

8

Повторение

0,5

1,5

2

Всего

18

Содержание занятий.

Теория. Инструкция педагога-психолога: правила поведения в кабинете, уборка игрушек, очередность выбора игрушек, техника безопасности. Объяснения: что такое «тяжелый-легкий», разновидности предметов «цвет-форма-размер», «дерево-железо-пластик», свойства воды и песка, различие 5 базовых эмоций (радость, грусть, злость, страх, удивление), а также разъяснение, как договариваться друг с другом.

Практика. Уборка игр на место после ознакомления и игры. Сравнение предметов по весу – легкий, тяжелый, а также сравнительная степень – тяжелее/ легче. Пантомимы. Поиск одинаковых картинок, поиск отличий (цвет, форма, размер), сравнения на предметах, мячиках и картинках. Опыты с водой – что тонет, что нет, разбор «тяжелый-легкий» и соотнесение с материалом «дерево-железо-пластик». Свойства воды с проведением опытов – жидкая, без формы, прозрачная, принимает цвет краски, растворяет соль, но не песок; уменьшается в размере через испарение, нагревается и остывает в соответствии с температурой воздуха. Свойства песка с опытами – сыпучий, намокает, в мокром состоянии сохраняет форму, соль и другие вещества не впитывает. Изучение эмоций на картинках, кубиках, показ на лицах, когда такие эмоции испытываем. Рисунок эмоций под определенную музыку, сравнение рисунков грустной и веселой музыки. Изготовление масок («доброй» и «злой»), игра в этих масках. Сминание бумаги и игра с комками. Выбор игры с учетом пожелания партнера, учимся договариваться.

 Система контроля результативности обучения

Программой предусматриваются следующие методы отслеживания успешности овладения ее содержанием:

  1. Педагогическое наблюдение за поведением ребенка в группе на занятиях и в свободном игровом пространстве. Проводится на протяжении всего курса освоения программного материала, фиксируется в свободной форме в журнале учета занятий.
  2. Социально-психологическая диагностика развития (См. Приложение 1) ребенка проводится 3 раза в год. Первичная диагностика проводится в начале курса для определения уровня психического развития ребенка и выбора оптимального маршрута обучения. Вторая диагностика - промежуточная, ее цель – отследить динамику освоения программы ребенком, скорректировать программу при необходимости. Цель третьей (итоговой) диагностики – определение уровня усвоение программного материала, планирование дальнейшей развивающей работы с ребенком.
  3. Беседа с родителями, выявление степени удовлетворенности результатами.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставка работ (для всех детей дошкольного возраста, а также детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью);
  • контрольное итоговое занятие (для детей школьного возраста);
  • карта итогового диагностического обследования.