Детские страхи и способы их коррекции

Брыксина Анастасия Александровна

Страх — нормальная эмоция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi_i_sposoby_ih_korrektsii.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: педагог – психолог Брыксина А.А. Тема: «Детские страхи и способы их коррекции» МАДОУ д/с «Золотая рыбка»

Слайд 2

Страх — нормальная эмоция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей. Это чувство является не только нормой, но и необходимостью, так как помогает нам избежать ошибок или даже опасности.

Слайд 3

Ситуационные (на основе собственного опыта) . Такие страхи вполне логичны — они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или просто собака напугала), болезненная процедура в больнице. Личностно-обусловленные (фантазийные) . Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и бабаек под кроватью — вполне нормальное явление. Внушенные . К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей. Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка унесет», «Не ходи — упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается так, что подтекстом в таких предостережениях всегда звучит: «Ты попадешь в опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты». Виды детских страхов

Слайд 4

Генетическая предрасположенность, тип темперамента . Некоторые дети с рождения обладают повышенной чувствительностью и эмоциональностью. Гиперопека . Чрезмерный контроль рано или поздно приведет к тому, что ребенок начнет бояться всего подряд: животных, улицы, чужих детей и взрослых и т.д. Напряженная обстановка дома . Пьющие члены семьи, мать или отец одиночка, неблагополучные отношения между родителями, излишняя строгость по отношению к ребенку — все это может привести к постоянному чувству тревоги и нервозности. Стрессовые события . Развод родителей, травма, длительное лечение в больнице. Психологическое расстройство . Слишком сильные, или несвойственные возрасту страхи, которые могут привести к невротическим состояниям. Здесь необходима консультация специалиста, иначе страхи могут перерасти в фобии. Почему они возникают

Слайд 5

От рождения до полугода. 7 месяцев – год. 1-2 года. 2-3 года. Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни (появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого родственника). Вызывают страх природные явления (гром, град, молния). Остается боязнь сновидений, особенно если снятся кошмары. 3-5 лет. В этом возрасте дети осознают конечность жизни и начинают бояться смерти (своей, близких людей и вообще смерти). В связи с этим появляются страхи тяжело заболеть, пожара, нападения бандитов, укуса ядовитых насекомых и змей. Остается страх перед стихией. 5-7 лет. В этом возрасте дети боятся потеряться и даже просто остаться одни. Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс. Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Возрастные особенности проявления страхов:

Слайд 6

нервозность; капризность; беспокойный сон; некоторые привычки (грызет ногти, накручивает на палец волосы). Первые признаки:

Слайд 7

рисование – на произвольную или заданную тему (семья, школа, детский сад, можно попросить нарисовать свой страх), рисунок расшифровывается по совокупности аспектов (тематика, цвет, расположение фигур, четкость линий и др.); лепка – по смыслу идентичный предыдущему метод, подходит для детей, которые не любят/не хотят рисовать; специальные истории или сказки – можно попросить ребенка придумать сказку или закончить прерванную в кульминационный момент, подходит для детей старше 5 лет; беседа с ребенком – вопросы должны быть тщательно продуманы, заданы в доступной для понимания форме, нельзя излишне заострять на чем-то внимание, чтобы не спровоцировать появление новых страхов, вопросы могут быть и конкретными («Ты боишься оставаться один в комнате?»). Диагностика – первый, но очень важный шаг в коррекции детских страхов. Диагностика детских страхов:

Слайд 8

игровая терапия; танцевально-двигательная терапия; телесно-ориентированная терапия; арт-терапия ; песочная терапия; сказкотерапия . Формы и способы коррекции детских страхов:

Слайд 9

К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались. Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Говорите с ребенком о его страхах. Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения. Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности. Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой. Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху. Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Рекомендации для родителей:

Слайд 10

Благодарю за внимание!