Конкурс методических разработок «Педагогическое вдохновение»

Афанасьева (Клюнова) Дарья Геннадиевна

ЭССЕ к конкурсу на тему : "Новые возможности для развития воображения у дошкольников". Участник  I этапа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭССЕ «Новые возможности для развития воображения у дошкольников»

Учитель-дефектолог Афанасьева Д.Г.

ТО «Ясенево»

Воображение – это способность, с помощью которой человек может придумывать, представлять, изображать и демонстрировать себя. Воображение сопровождает нас во всех сферах жизни: обучении, игре, творчестве и в работе.

Воображение тесно связано и совершенствуется со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Поэтому важно помнить, что развитие ребенка – это не отработка отдельных психических процессов, так как их взаимосвязь является тесной, поэтому предметы и игрушки должны быть многофункциональными.

Л.С.Выготский в своей книге «Воображение и творчество в дошкольном возрасте» писал, что творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно. Воображение  развивается  всю  жизнь,  но  в детстве  в  нем происходят  наиболее  серьезные  изменения.  Оно развивается из более простых форм в более сложные, и в каждом периоде детства имеет свою форму и далее оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности.

Взрослые, а именно родители, играют важную роль в развитии воображения у детей. Многие родители приходят в восторг от выдумок своих детей, поддерживают их, приветствуют и одобряют. Но часто приходится слышать от родителей: «он очень много фантазирует», «он такой выдумщик, что сил моих нет», «он часто говорит неправду» и т.п. Такое поведение малышей тревожит родителей, они ругают их, тем самым затормаживают развитие воображения. Взрослые забывают, что воображение – это источник для приобретения нового опыта, с помощью которого их ребенок сможет легче осваиваться в любых жизненных ситуациях.

Новыми возможностями развития воображения, являются забытые эффективные приемы, которые в действительности новыми не являются. Как же можно развивать воображение? Воображение можно развивать с помощью игр, игрушек, сказок, рисования, просмотров картинок, прогулок и другими способами, которые приносят ребенку удовольствие.

Игры с игрушками, стимулирует детское воображение. Например, играя с куклами или мягкими игрушками, ребенок проигрывает различные жизненные ситуации, привнося что-то свое. Дети пеленают, кормят, укладываю спать, продумывают прогулки с ними, пытаются учить их,  принимая роль взрослого.

С помощью конструктора, игру можно сделать увлекательной и интересной. Дети могу следовать заданной инструкции или проявить свое воображение и соединить детали необычным способом. Конструктор дает возможность воображать и фантазировать ребенку.

Слушая сказки и рассказы, просматривая сюжетные картинки, ребенок представляет себя на месте героев, проживая с ними все их приключения. Не случайно, дети любят слушать сказки, познакомившись с новыми героями, дети начинают самостоятельно придумывать сюжеты, создавая новых, выдуманных, нереальных персонажей. Так же в процессе творческой переработки (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах) происходящих событий, у ребенка  формируется воображение.

Дети постоянно находятся в движении, они танцуют, бегают, изображают различных персонажей, общаются. Благодаря их подвижности, такие игры развивает творческое воображение.

Во время игр, прослушивания сказок или изобразительной деятельности ребенок познает мир. В результате у него развиваются творческие способности, которые ведут за собой интеллектуальное развитие. Если деятельность имеет положительный результат (нравится ребенку), у малыша появляется чувство уверенности в себе, которое дает новые силы для познания.

Очень важно, чтобы родители предоставляли возможность ребенку экспериментировать, фантазировать и выражать свои задумки.



Предварительный просмотр:

                                                                        Приложение 1 к приказу

                                                                        от ________ №________

Порядок проведения конкурса творческих работ

«Воображение – величайшая ценность детства»

«Будущее уже наступило – пути назад нет. Для достижения новых результатов нужно использовать новые механизмы; цели и задачи определены перспективными потребностями города. У школы есть все возможности для того, чтобы отвечать запросам учеников, и важно, чтобы у школы был интерес развиваться, у педагогов – учиться, чтобы успевать за образовательными запросами юных москвичей.» Руководитель Департамента образования города Москвы И.И. Калина,   «УГ Москва, 11.10.2016 г.»

 Дошкольникам, чтобы добиться реального успеха в будущем, нужно развивать те способности, которые будут недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества.

Чем бы человек не занимался, у него должно быть живое воображение, способность быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах и хорошо развитая интуиция.

По образному выражению А.Г. Асмолова, воображение – ключевое обретение дошкольного детства.

Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы объявляет о проведении конкурса творческих работ «Воображение – величайшая ценность детства».

Конкурс является социально-педагогической программой, направленной на выявление и содействие развитию творческого мышления и воображения детей дошкольного возраста, социально-педагогическую поддержку дошкольников, обладающих разными возможностями для развития творческих способностей, в том числе, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных дошкольников.

  1. Общие положения
  1. Настоящее положение определяет содержание, цели и порядок проведения Конкурса творческих работ «Воображение – величайшая ценность детства» (далее – Конкурс).
  2. Организатором конкурса является государственное бюджетное учреждение города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» (далее ГБУ ГППЦ ДОгМ)
  3. Для организации Конкурса создается организационный комитет и жюри из специалистов территориальных отделений ГБУ ГППЦ ДОгМ и родительской общественности.
  4. Конкурс проводится в два этапа: заочный и очный.
  5. Информация о Конкурсе размещается на официальном сайте ГБУ ГППЦ ДОгМ.

  1. Цели и задачи Конкурса
  1. Конкурс проводится с целью повышения качества дошкольного образования, направлен на развитие формирования представлений об успешности каждого ребенка и развитие творческих потенциалов личности детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности, повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка.
  2. Задачи конкурса:

«Мы в Москве считаем всех детей одаренными и очень хотим убедить в этом наших родителей. Мы должны вместе с вами увидеть, в чем именно проявляется эта одаренность. Руководитель Департамента образования города Москвы И.И. Калина, «УГ Москва, 18.10.2016 г.»

  • Популяризация лучших научно-методических разработок по развитию способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.
  • Содействие развитию творческой активности, мышления и воображения, творческих способностей детей дошкольного возраста.

  1. Участники Конкурса
  1. Участниками Конкурса могут стать коллективы и отдельные педагоги территориальных отделений, реализующие основные программы дошкольного образования, воспитанники и родители.

  1. Номинации Конкурса
  1. Конкурс проводится в следующих номинациях:

Номинация 1:

Конкурс методических разработок «Педагогическое вдохновение»

На конкурс принимаются работы специалистов территориальных отделений ГБУ ГППЦ ДОгМ

Тема – «Новые возможности для развития воображения у дошкольников»

Работы представляются:

«Публичное выступление» - видеолекция, видео мастер-класс, очерк, статья, репортаж, интервью, эссе и т.д.

«Педагогическая находка» - план проведения с воспитанниками образовательной деятельности, педагогического события, сценарии досуговой деятельности и т.д.

Требования к текстовым файлам:

– формат страницы А4;

– ориентация листа – книжная (иные к рассмотрению не принимаются);

– поля по 2 см;

– шрифт Times New Roman;

– размер шрифта – 14;

– междустрочный интервал – одинарный;

Номинация 2:

Конкурс творческих работ «Создаем и сочиняем»

На конкурс принимаются совместные проектные работы воспитанников, педагогов и родителей.

Работы представляются:

а) рисунки, выполненные в любой технике (акварель, пастель, масло, мелки, гуашь, карандашный рисунок, смешанные техники).

Техника исполнения произвольная: акварель, гуашь, компьютерная графика и др.

Формат предоставляемого рисунка А3 – А4.

Участник предоставляет отсканированный или сфотографированный рисунок хорошего качества в формате .jpg, .jpeg, .bmp, .tif, .gif весом до 5 Мб.

б) фотографическое изображение проектной работы

Фотографии принимаются цветные и черно-белые в формате .jpg, размером не более 300 Кб.

в) презентация последовательности создания (не более 7 слайдов в формате презентации PowerPoint)

в) созданное произведение ребенком (сказка, короткий рассказ) в напечатанной форме

г) видеозапись рассказа ребенка (группы детей), ролик не более 5 минут. Расширение файлов: AVI, MPEG, WMV, MTS, VOB, MP-4

Разрешение видеофайлов: 1280*720, 1920*1080, фильм должен быть строго с соотношением сторон 16:9.

Номинация 3:

Конкурс мультимедийных работ «Мир глазами ребенка»

Участники представляют на конкурс мультимедийных работ видеофильм, фотофильм, Flash-ролик, мультфильм, а также видеозапись, созданные в рамках темы конкурса, продолжительностью не более 5-10 минут со звуком, созданные в программе Windows Media, Applion FLV Player 2.0 размером не более 500 Мб в форматах: .avi, .mp4, .swf.

  1. Участники Конкурса могут принять участие в нескольких номинациях.
  2. Этапы проведения Конкурса:

Конкурс проводится в два этапа:

- I этап – внутри территориального отделения, проводится с 1 ноября 2017 года по 30 апреля 2018 года;

- II этап – заключительный, представление лучших практик дошкольного образования, проводится в мае 2018 года.

Для участия в Конкурсе необходимо не позднее 30 октября 2017 года направить на электронный адрес ObraztsovaAD@edu.mos.ru скан заявки за подписью старшего методиста территориального отделения по форме (приложение 4).

  1. По итогам экспертной оценки жюри победители в каждой номинации награждаются Дипломами.

Приложение 2 к приказу

                                                                        от ________ №________

                                                                

Состав оргкомитета Конкурса:

Председатель:

  • Олтаржевская Л.Е. – директор Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы

Члены Оргкомитета

  • Фокина И.И. – заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
  • Калинина Т.А. – начальник отдела по взаимодействию с территориальными отделениями Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
  • Образцова А.Д. – старший методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
  • Попова М.А. – методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы

Приложение 3 к приказу

                                                                        от ________ №________

                                                                        

Состав жюри Конкурса:

Председатель жюри:

  • Цапенко Мария Михайловна – заместитель директора ГБУ ГППЦ ДОгМ

Члены жюри:

  • Позднякова Софья Сергеевна – методист ТО «Выхино»

  • Клец Дарья Васильевна – учитель-логопед ТО «Соколиная гора»

  • Федорина Екатерина Сергеевна – педагог-психолог ТО «Люблино»

  • Писарева Марина Викторовна – методист ТО «Чертаново»

  • Гоголева Наталья Владимировна – методист ТО «Останкинское»

  • Статников Александр Исаакович – методист ТО «Крылатское»

  • Чурсина Эллина Владиславовна – мама воспитанницы группы кратковременного пребывания ТО «Соколиная гора»

                                                                                Приложение 4 к приказу

                                                                        от ________ №________

                                                                 

Заявка на участие в конкурсе творческих работ

«Воображение – величайшая ценность детства»

Наименование территориального отделения

 

Номинация

 

Ответственный за участие в конкурсе от территориального отделения

 

Контактный телефон ответственного

 

Адрес электронной почты ответственного

 

Предполагаемое количество участников от территориального отделения (педагоги/родители/воспитанники)