Развитие связной речи детей посредством словесных игр

Федотова Наталия Григорьевна

Презентация к выпускной квалификационной работе. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Но речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. 

Решить эту задачу помогают дидактические словесные  игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад об основных результатах исследования на тему : «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО доШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ с помощью словесных игр»

Слайд 2

термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях : процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела работы по развитию речи

Слайд 3

Связная речь одна из ключевых задач речевого воспитания дошкольников Выполняет коммуникативную функцию, служит средством общей социализации . речь формируется постепенно, вместе с развитием высших психических функций ребенка, и под влиянием речи взрослых.

Слайд 4

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Диалогическая речь (диалог) процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц . Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе. 1.Состоит из реплик. 2.Разговор двух или нескольких участников. 3.Не нуждается в развертывании мысли. 4.Разговорная лексика . 5.Кратковременное обдумывание . 6.Стимулируется не только внутр енни ми, но и внеш ни ми мотивами 1.Логически последовательное высказывание. 2.Выражает мысль одного человека. 3.Полная формулировка и развернутость. 4.Литературная лексика. 5.Длительное и предварительное обдумывание. 6.Стимулируется внутренними мотивами.

Слайд 5

Формирование речи Формирование связной речи ребенка старшего дошкольного возраста – область речевого развития, долгие годы привлекавшая к себе пристальное внимание таких известных ученых-исследователей как, Д.Б. Эльконин , А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Ж. Пиаже, Д. Слобин , Дж. С. Брунер , С.Л. Рубинштейн . Формирование речи у детей с ОНР Проблема изучения развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В. П. Глухова, Г.Р. Шашкиной, Л. Н. Ефименковой , Т.А. Ткаченко, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной и других авторов .

Слайд 7

Словесная дидактическая игра - игра является ведущим видом деятельности дошкольников, она делает обучение интересным и занимательным, а значит, и успешным. - это доступный и эффективный метод воспитания самодостаточности мышления у детей. Она не требует специально подготовленного материала, или определенных условий, а требует лишь знания педагогом правил и целей самой игры, при этом преимуществом является развитие смыслового восприятия речи на слух, и как следствие, развитие связной речи .

Слайд 8

СЛОВЕСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - это доступный и эффективный метод воспитания самодостаточности мышления у детей ТРЕБУЕТ ЛИШЬ ЗНАНИЯ ПЕДАГОГОМ ПРАВИЛ И ЦЕЛЕЙ САМОЙ ИГРЫ, ПРИ ЭТОМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ ЯВЛЯЕТСЯ: НЕ ТРЕБУЕТ СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННОГО МАТЕРИАЛА, ИЛИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЙ, РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ НА СЛУХ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Слайд 9

Цель исследования проверка эффективности использования словесных игр в коррекционной работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Слайд 10

Объект исследования : процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Предмет исследования : использование словесных игр в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР .

Слайд 11

Задачи исследования : 1) проанализировать психолого-педагогические основы и особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР ; 2) разработать методику использования словесных игр в работе по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР во время коррекционных занятий, интегрированных занятий, развлечений, а также во время режимных моментов в дошкольном учреждении ; 3) выявить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР ; 4) оценить эффективность проведенной логопедической работы и проследить динамику развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР ; 5)сформулировать выводы и разработать методические рекомендации для логопедов, педагогов дошкольного учреждения.

Слайд 12

Экспериментальная база МДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Родничок » город Вольск, пл. Юности 1.

Слайд 13

Экспериментальная выборка: В исследовании приняло участие 14 воспитанников подготовительных групп дошкольного учреждения. Средний возраст испытуемых составил 6 лет и 5 месяцев. Все дети посещают логопедическую группу, при этом воспитанники имеют логопедическое заключение: общее недоразвитие речи (III уровень). В ходе эксперимента испытуемые были разделены на экспериментальную и контрольную группу. Для чистоты эксперимента и подтверждении гипотезы исследования, дополнительно проведено обследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевой нормой, равного испытуемым возраста в количестве 14 человек.

Слайд 14

в работе применялись методы : Теоретические : анализ психолого-педагогической и специальной литературы. Эмпирические : наблюдение, беседа, педагогический эксперимент; Статистические : количественный и качественный анализ полученных данных.

Слайд 15

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ 2. АНАЛИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 2. БЕСЕДА КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Слайд 16

Этапы исследования I этап – (ноябрь). Констатирующий эксперимент, цель – выявить исходный уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, состоящий из 3 подэтапов : подбор диагностического материала; проведение диагностического обследования детей; анализ результатов диагностики . II этап – (ноябрь-январь). Формирующий эксперимент, цель – проведение коррекционной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с помощью словесных игр. III этап – (январь). Контрольный эксперимент, цель – выявить уровень развития связной речи у детей после проведения формирующего эксперимента, сделать сравнительный анализ.

Слайд 17

Для изучения состояния речевого развития детей были использованы следующие методы: - обследование словарного запаса по специальной схеме ; - исследование связной речи с помощью серии заданий; - наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения; - изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п .); .

Слайд 18

Задание 1: Составление предложения по трем картинкам Ребенку предлагают назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Это задание направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.

Слайд 19

1 Критерии оценки уровня выполнения задания на составление предложений по трем картинкам Объект исследования : Уровень выполнения задания Анализ результатов Оценка в баллах Высокий Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание. 5баллов Средний Если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации 44 балла Недостаточный Фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание 3 3балла Низкий Ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь 2 2балла Неадекватный Предложенное задание не выполнено 1 1балл

Слайд 20

Задание 2: Составление рассказа по серии сюжетных картинок . Ребенку предлагают посмотреть на картинки и попробовать составить рассказ. «Два козленка на мосту». Задание для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов .

Слайд 21

2 Критерии оценки уровня выполнения задания на составление рассказа по картинке Уровень выполнения задания Анализ результатов Оценка в баллах Высокий Самостоятельно составлен связный рассказ 5 баллов Средний Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок 4 балла Недостаточный Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь 3 балла Низкий Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету 2 балла Неадекватный Задание не выполнено 1 балл

Слайд 22

3.Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия ) При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано? Кто (что) это? Что он (она) делает?».

Слайд 23

3.Критерии оценки уровня выполнения задания на составление предложений по отдельным ситуационным картинкам Уровень выполнения задания Анализ результатов Оценка в баллах Высокий уровень Ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание 5 баллов Средний Длительные паузы с поиском нужного слова 4 балла Недостаточный Сочетание указанных недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) вариантов задания 3 балла Низкий Адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. Не все варианты задания выполнены 2 балла Задание не выполнено неадекватно Отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса. Составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинках 1 балл

Слайд 24

4.Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа). выявить возможности детей воспроизвести небольшой по объему и простой по структуре литературный текст . . Текст произведения прочитывался дважды , перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа.

Слайд 25

4.Критерии оценки уровня выполнения задания по пересказу текста Уровень выполнения задания Анализ результатов Оценка в баллах Высокий Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста 5 баллов Средний Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста 4 балла Недостаточный Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента 3 балла Низкий Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена 1 балл. 2 балла Задание выполнено неадекватно Задание не выполнено 1 балл

Слайд 26

5.Сочинение рассказа на основе личного опыта. цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Слайд 27

5.Критерии оценки уровня выполнения задания на сочинение рассказа на основе личного опыта Уровень выполнения задания Анализ результатов Оценка в баллах Высокий Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы 5 баллов Средний Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания 4 балла Низкий В рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна 3 балла Недостаточный Отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий 2 балла Задание выполнено неадекватно Задание не выполнено. 1 балл

Слайд 28

6.Составление рассказа-описания по схеме. Ц ель : выявление полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения. посмотрите на эту картинку.( груша, яблоко, лимон, банан, апельсин ). Сейчас мы с вами будем описывать этот предмет по определенному плану представленному в виде схемы.

Слайд 29

6. Критерии оценки уровня выполнения рассказа описания Уровень выполнения задания Анализ результатов Оценка в баллах Высокий В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета 5 баллов Средний Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета 4 балла Недостаточный Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета 3 балла Низкий Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа 2 балла Задание выполнено неадекватно Задание не выполнено. 1 балл

Слайд 30

Критерии уровня развития связной речи Уровень развития связной речи Количество баллов высокий 21‒30 средний 15-20 недостаточный 9-14 низкий 0-8

Слайд 31

Результаты диагностики уровней речевого развития испытуемых на констатирующем этапе эксперимента № Речевое развитие Имя ребенка Сумма баллов Уровень развития связной речи 1 ОНР III уровня Андрей З. 9 недостаточный 2 ОНР III уровня Артем В 12 недостаточный 3 ОНР III уровня Ваня М. 14 недостаточный 4 ОНР III уровня Вика М. 20 средний 5 ОНР III уровня Данил Б. 20 средний 6 ОНР III уровня Данил Д. 19 средний 7 ОНР III уровня Карина Т. 20 средний 8 ОНР III уровня Катя Ч. 20 средний 9 ОНР III уровня Ксюша Е. 20 средний 10 ОНР III уровня Матвей И. 11 недостаточный 11 ОНР III уровня Настя Д. 19 средний 12 ОНР III уровня Никита М. 9 недостаточный 13 ОНР III уровня Новик Г. 19 средний 14 ОНР III уровня Физули Б. 10 недостаточный 15 Норма Егор К. 27 высокий 16 Норма Кирилл П. 27 высокий 17 Норма Настя К. 27 высокий 18 Норма Соня М. 26 высокий 19 Норма Вика И. 27 высокий 20 Норма Максим К. 20 средний 21 Норма Тимур А. 27 высокий 22 Норма Ульяна К. 25 высокий 23 Норма Василиса С. 25 высокий 24 Норма Лиза З. 20 средний 25 Норма Даша П. 25 высокий 26 Норма Настя П. 24 высокий 27 Норма Святослав С. 28 высокий 28 Норма Даша О. 25 высокий

Слайд 32

. 6 человек - недостаточный уровень 8 человек - средний уровень У детей с речевой нормой преобладает высокий уровень связной речи: 2 человека – средний уровень 12 человек – высокий уровень Распределение испытуемых по уровням речевого развития на констатирующем этапе исследования

Слайд 33

Классификация игр по Бондаренко А. К. 1. Игры на формирование умений выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», « Чьи вещи ?»; «Для чего нужен предмет?» 2. Игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?», «Скажи все синее», «Четвертый-лишний»; 3. Игры. с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом»; 4. Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Ползает – не летает».

Слайд 35

Работа по развитию связной речи у дошкольников с ОНР на формирующем этапе эксперимента проводилась в таком режиме : - логопед 2 раза в неделю вел дополнительные подгрупповые занятия с детьми экспериментальной группы. На занятиях с экспериментальной группой в работу включались словесные игры, направленные на расширение словаря, усвоение лексико-грамматических категорий, связной речи; - воспитатель на всех видах работы включал в систему различные словесные игры или словесные игровые задания; воспитатель во всех режимных моментах ( прием детей, завтрак, прогулка) применял игровые приемы, направленные на развитие речевых способностей ; - специалист по физическому развитию 2 раза в неделю проводил подгрупповую кружковую работу с экспериментальной группой детей ; - специалист по музыкальному развитию на занятиях использовал приемы на развитие мелодико- интонациооных средств , гибкость и модуляцию голоса; родителям воспитанников на дом давались логопедические задания, которые содержали 2 - 3 игры на словообразование, словоизменение, пересказ, творческое придумывание и другие виды словарной работы.

Слайд 36

Распределение испытуемых по уровням речевого развития на формирующем этапе эксперимента К. № Ребенок Результат диагностики (в баллах) 1 2 3 4 5 6 Сумма баллов 1 Артем В 3 1 2 2 2 2 12 2 Вика М. 4 4 3 3 3 3 20 3 Данил Д. 4 3 3 3 3 3 19 4 Катя Ч. 4 3 3 4 3 3 20 5 Матвей И 2 1 2 2 2 2 11 6 Никита М 2 1 1 2 1 2 9 7 Новик Г. 4 4 4 3 3 3 19 Э. 8 Андрей З. 2 1 2 1 1 2 9 9 Ваня М. 3 2 2 2 2 3 14 10 Данил Б. 4 3 3 3 4 3 20 11 Карина Т. 4 3 3 3 4 3 20 12 Ксюша Е 4 3 3 3 4 3 20 13 Настя Д. 3 3 3 4 3 3 19 14 Физули Б. 1 1 2 2 2 2 10 В контрольной группе детей с недостаточным уровнем - 3 человека, со средним уровнем - 4 человека В экспериментальной группе детей с недостаточным уровнем - 3 человека, со средним уровнем - 4 человека

Слайд 37

Результаты диагностики уровней развития связной речи в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе К. № Ребенок Результат диагностики (в баллах) 1 2 3 4 5 6 Сумма баллов 1 Артем В 3 1 2 2 2 2 12 2 Вика М. 4 4 3 3 3 3 20 3 Данил Д. 4 3 3 3 3 3 19 4 Катя Ч. 4 3 3 4 3 3 20 5 Матвей И 2 1 2 2 2 2 11 6 Никита М 2 1 1 2 1 2 9 7 Новик Г. 4 4 4 3 3 3 19 Э. 8 Андрей З. 2 1 2 1 1 2 9 9 Ваня М. 3 2 2 2 2 3 14 10 Данил Б. 4 3 3 3 4 3 20 11 Карина Т. 4 3 3 3 4 3 20 12 Ксюша Е 4 3 3 3 4 3 20 13 Настя Д. 3 3 3 4 3 3 19 14 Физули Б. 1 1 2 2 2 2 10

Слайд 38

Рисунок 3 – Распределение испытуемых по уровням речевого развития до проведения эксперимента и после проведения эксперимента

Слайд 39

Анализ контрольных данных У детей экспериментальной группы повысился уровень связной речи. Испытуемые улучшили свои результаты, что наглядно свидетельствует об эффективности использования комплексного использования словесных игр для развития связной речи старших дошкольников с ОНР.

Слайд 40

Спасибо за внимание!