Статья на тему: "Развитие речемыслительной деятельности дошкольников".

Цыплакова Олеся Александровна

В данной статье описывается важность развития у ребенка речемыслительной деятельность. А в частности ее развитие в семье, ведь родители - это первые воспитателя маленького чада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechemyslitelnoy_deyatelnosti_doshkolnikov.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речемыслительной деятельности дошкольников.

Лысенко О.А.

магистрант кафедры педагогики 1 курса,

психологического факультета

Филипченко С.Н.

Доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики

В Национальном стандарте РФ речемыслительная деятельность трактуется так: « Это мыслительная деятельность, которая осуществляется как осознанно, так и неосознанно с использованием информации в виде, воспринимаемом как речь, предоставленная с использованием алфавита [2].

Речемыслительная деятельность именно дошкольников – это та мыслительная деятельность, которая осуществляется осознанно и неосознанно и воспринимается как речь. Именно в данный период складывается этот особый вид деятельности. То есть в процессе накопления знаний, обеспечивается единство мысли и слова, мышления и речи. Когда ребенок общается с окружающими людьми и соответственно обогащает свой словарный запас все новыми и новыми словами он учиться обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения и многое другое.

Данная проблема находилась и находится в центре внимания мировых и отечественных исследований. Так этой проблемой занимались Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, они указывали на тесную взаимосвязь мышления и речи.

Исходя из этих исследований складывается такая мысль: «Критерием качества речевого развития ребенка любой возрастной группы, следовательно, и критерием его речевой зрелости, являются не столько отдельные количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, сколько существенные качественные показатели, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника».

В современной психологии и педагогике о взаимосвязи мышления и речи существуют разные мнения.

Исследователь А.Н.Корнев считал, что «Современные экспериментальные исследования доказали, что существуют разные языки мозга и часть из них имеет образную основу» [1].

Однако в теоретических исследованиях Э. В. Ильенкова, которые были посвящены мышлению и речи человека, эти два процесса предоставляются как две оборотные стороны и того же явления. Невозможно развитие мышления без речи и невозможно усвоение речи без мышления [1].

Дошкольники 3-4 лет еще не способны воспринимать сложную информацию, необходимо использовать различные игры и игровые упражнения, которые связанны непосредственно с движениями тела, рук, пальцев, а также игровые упражнения которые направлены на формирование операций анализа, синтеза и обобщения. Речемыслительная деятельность держится на принципах развивающего обучения и учитывает особенности нейрофизиологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

Развитие речемыслительной деятельности включает в себя становление процессов мышления, речи, общения. Они не отделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаимодействие ребенка в обществе. Если у ребенка допустим низкий уровень речемыслительный способностей, ему будет сложно адаптироваться в школьной жизни и также в общественной. Он может стать грубо говоря «изгоем» в обществе.

Что бы у ребенка-дошкольника не возникли серьезные проблемы в развитии, родителям и воспитателям необходимо приложить все свои усилия для достижения наивысших результатов. Если у ребенка что-то не получается взрослому нужно найти такой подход, или слова что бы ребенок настроился на положительный результат и достижение цели. Это очень важно не упустить именно в дошкольном возрасте.

Уже в старшем дошкольном возрасте когда ребенка пора готовить к школе, очень важно обращать внимание на развитие его речемыслительной деятельности. Но есть у нас в обществе такие «не умные» родители, которые считают, что если их в свое время никто не учил, но они все таки научились и выросли образованными людьми, значит и с их ребенком будет также. Но простите меня, мы в какое время сейчас живем…

Еще пример, про тех самых «не умных» родителей. Приводя ребенка в детский сад они считают, что воспитатели должны воспитать из их чада гения, а сами они не причем. Это очень глупо и не правильно, развитие и воспитание ребенка должно происходить совместно.

Вдобавок есть у нас такие бабушки и дедушки. Они всегда стараются помочь своим внукам и делают за них буквально все. Мама попросила убрать игрушки, а тут же есть бабушка или дедушка которые не прочь помочь ему. Но тут нужно уточнить «помочь» и «убрать за него» разные вещи, скорее всего они просто-напросто уберут за него сами. А вот еще, в детском саду дошкольники решают самые легкие задачи, но не всем они даются сразу. Взрослому понадобиться много терпения чтобы он понял. Но у нас же есть такая бабушки или такой дедушки, которые с легкостью сделают за него, все, что нужно.

А потом, приходя в школу и возникают проблемы, оказывается речемыслительная деятельность не развита и ребенок не понимает как можно объяснить то или иное явление, или например,  как получилось, какое-либо число. От такой доброй помощи нужно ограждать еще в дошкольном возрасте. Играя с ребенком в логические игры дайте ребенку самому прийти к правильному решению, решая задачи только направляйте его на правильный путь, а не делайте все за него.

Речь развивается с возникновением сознания, следовательно, с речью развивается и мышление и характеризуется тем, что оно отражает действительность в понятиях, в обобщениях, которые закрепляются в слове.

Трудности, которые возникают при выражении мысли, не говорит о том, что это трудность самой речи. Эта самая трудность является трудностью оформления мысли в словах, то есть вербально. Что бы твоя мысль стала понятна для окружающих, для начала она в первую очередь, должна стать понятна для тебя. Если ваша мысль будет не ясна вам, ее будет очень трудно выразить. Поэтому нельзя не придавать значения тому, как выражается мысль в словах. Это особенно нужно иметь в виду при обучении и воспитании.

В заключении, необходимо отметить, что не надо делать за ребенка все чему он учиться. Его можно только можно немножко подтолкнуть и направить на верный путь. И тогда и речь и мышление, а следовательно и сама речемыслительная деятельность будет развита хорошо. И не возникнет у ребенка трудностей, не будет он «изгоем» или «белой вороной», а наоборот, вырастет полноценным, развитым и общительным человеком.

Список используемой литературы

1.Костромина, Н.Л. Развитие речемыслительной деятельности дошкольников 3-4 лет: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. / Н.Л. Костромина, Л.С. Кравченко, И.Б. Масленкова. – Мозырь: ОООИД «Белый ветер», 2009. 65 с.

2. ГОСТ Р 43.0.5 – 2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Процессы информационно-обменные в технической деятельности. «Общие положения» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 959-ст)