Применение метода проектной деятельности у обучающихся на уровне основного общего образования

В статье рассматривается один из передовых методов современного образования – метод проектной деятельности.  Современное образование в виду принятия новых образовательных стандартов требует изменения содержания образовательных программ, в том числе предъявляются новые требования к планируемым образовательным результатам. А также, рассматриваются особенности проектного метода обучения на уровне основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._davydova.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Давыдова Л.А.

учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №1, г.Пушкино

Аннотация. В статье рассматривается один из передовых методов современного образования – метод проектной деятельности.  Современное образование в виду принятия новых образовательных стандартов требует изменения содержания образовательных программ, в том числе предъявляются новые требования к планируемым образовательным результатам. А также, рассматриваются особенности проектного метода обучения на уровне основного общего образования.

В настоящее время система образования подвержена изменениям, и одним из приоритетных направлений деятельности современной образовательной организации является гармоничное всестороннее развитие личности, формирование необходимых компетенций, включая умение работать в коллективе, а также, коммуникативные компетентности. Также, к образовательному процессу предъявляется важное требование - формирование интереса у обучающихся и повышение мотивации к обучению. Современный инновационный образовательный процесс невозможен без применения новых, более эффективных педагогических технологий, призванных учитывать изменяющиеся условия образовательного пространства, способствовать развитию творческих способностей обучающихся, в том числе формированию навыков саморазвития и самообразования. В соответствии с предъявляемыми требованиями к обучению, проектная деятельность отвечает всем запросам учебного процесса. В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики [1, С. 112]. Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно-ориентированной технологии обучения. Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата.

Метод проектов на сегодня рассматривается преимущественно в качестве учебной системы, в рамках которой школьники овладевают определенными навыками и получают знания в процессе подготовки проектов, то есть практических заданий, которые постепенно усложняются.

Упомянутый подход определяет школьную программу как приобретенный в процессе учебы опыт, между различными элементами которого установлена такая связь, что полученная из одного опыта информация способствует приобретению нового. Такого рода свойство присуще деятельности, связанной с окружающей детей действительностью и основанной на актуальных интересах ребенка.

Метод проектов представляет собой комплекс учебно-познавательных инструментов, которые дают возможность решить какую-либо проблему путем осуществления учащимися самостоятельной деятельности с последующей демонстрацией ее результатов. Применение метода проектов всегда сопряжено с решением разнообразных проблем с использованием обширного инструментария, а также аккумулированием умений и знаний из разных сфер, в том числе, научных, технологичных, технических и творческих [2, С. 81].

Суть метода проектов состоит в развитии у детей познавательных навыков, стимулировании критического мышления, способности конструировать свои знания самостоятельно и свободно ориентироваться в информационном пространстве [3, С. 99]. Проекты, которые выполняются в рамках применения метода, должны иметь «осязаемые» результаты. Если решается практическая проблема, необходим конкретный и готовый к применению результат исследования, а для теоретической проблемы следует найти конкретное решение.

Работа с использованием метода проектов не ограничивается только присутствием и осознанием проблемы. Она предполагает процесс раскрытия и решения проблемного вопроса, в том числе, составление плана действий, формулирование гипотезы или замысла решения. Если работа проводится в коллективе, дополнительно должны быть четко распределены роли между участниками с условием, что они будут тесно взаимодействовать [4, С. 32].

Использование метода проектов целесообразно в случае возникновения в процессе обучения исследовательской либо творческой задачи, решение которой предполагает использование исследовательских методик и привлечение знаний их разных сфер. Организовать эффективную проектную деятельность с участием учеников можно только в том случае, если сам организатор процесса на достаточно высоком уровне владеет поисковыми, проблемными и исследовательскими методами, а также приемами творческой деятельности различных направлений, умеет обрабатывать информацию и вести учет статистических данных.

Тематика проектов может быть самой разнообразной в зависимости от ситуации. Основа выбора тематики – это, в частности, утвержденная учебная программа. Кроме того, преподаватели могут выступать с инициативой использовать ту или иную тематику, исходя из ситуации, которая сложилась при изучении их предмета, собственных профессиональных интересов, уровня способностей, а также интересов учеников. Последние также могут предлагать темы для проектов, ориентируясь на собственные прикладные, творческие и познавательные интересы.

Проект может быть посвящен одному из теоретических вопросов, изучение которого входит в учебную программу. Он реализуется с целью получения отдельными учениками более глубоких знаний в определенной области, а также дифференцирования учебного процесса. В большинстве случаев проекты посвящаются различным практическим проблемам, для решения которых требуются знания учеников не из одной области, а из самых разнообразных, а также навыки исследовательской работы и творческое мышление. Происходит интеграция разносторонних знаний.

Основная идея использования метода проектов состоит в направлении усилий школьников в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности на получение результата, который требует поиска решения проблемы теоретического или практического характера. Проект в широком понимании представляет собой осознанную, спланированную и обоснованную деятельность, которая направлена на то, чтобы у школьников сформировались определенные практические, а также интеллектуальные навыки. Элементами технологии, используемой для организации работы учеников с проектами, являются проблемные, поисковые и исследовательские методы, которые имеют творческих характер и направлены на реализацию ребенком предполагаемого результата самостоятельно.

Проектная деятельность школьников является совместной творческой, учебно-познавательной либо игровой, имеет общую цель, а также использует скоординированные способы и методы для получения совместного результата. Обязательное условие осуществления проектной деятельности – сформированные заранее представления о результате и, следовательно, о стадиях создания проекта и его воплощения в жизнь, а также осмысление полученных результатов [5, С. 116-119].

Проектная деятельность включает в себя несколько этапов: этап мотивации, а именно создание положительного настроя и обсуждение с обучающимися их собственных идей, этап планирования, на котором происходит определение темы, разработка целей и формулирование задач, информационно-операционный этап, включает в себя сбор необходимой информации и непосредственное выполнение проекта и заключительный этап рефлексии и оценки, в процессе которого обучающиеся представляют результаты своей работы. На всём протяжении учитель выступает не руководителем, а единицей общего коллектива. Важное условие проектной деятельности – наличие творческого исследования. Оно направлено на создание ценностей качественно новых. Обучающимся очень интересно участвовать в проектной деятельности, так как: ученики понимают, что знания они не просто приобрели, а сами «открыли». И произошло это благодаря собственным усилиям, целеустремлённости, практическим действиям, ответственности, работе в команде, не было готового плана, способов действия, они экспериментировали, ошибались, совершали новые попытки, прочувствовали каждый шаг, и это особенно дорого, они смогли применить приобретённые ранее знания, которые пригодились, что немаловажно - они видят итоги своих собственных стараний и усилий [6, С. 10].

Таким образом, качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий называют переходом к постиндустриальному обществу. Они ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. А проектная методика по истории и обществознанию обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.

Литература

  1. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в общеобразовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов - М.: АРКТИ, 2007. – С. 112.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2007. С. 81.
  3. Голуб, Г. Б., Перелыгина, Е.А., Чуракова, О.В. Метод проектов – технология компетеностно-ориентированного образования – Самара: Учебная литература, 2006. – С. 99.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2008. С. 32.
  5. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., С.116-119.
  6. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2006. С. 10.