Формы организации и методы проблемного обучения в детском саду

Корабельникова Ирина Юрьевна

В помошь воспитателю, желающему использовать проблемное обучение в условиях ДОУ, раскрывает основные формы, приемы и вопросы проблемного обучения.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы организации и методы проблемного обучения в детском саду (проблемные вопросы, задачи и ситуации) Подготовила старший воспитатель Корабельникова И . Ю . Тамбов 2018 г . МБДОУ «Детский сад «Ивушка»

Слайд 2

Формы организации и методы проблемного обучения в детском саду Он взрослых изводил вопросом «почему?» Его прозвали «маленький философ». Но только вырос он, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «почему?»

Слайд 3

«ОБУЧЕНИЕ ПУТЕМ ДЕЛАНИЯ» Суть проблемного обучения такова : проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Основу составляют игры и речевая и трудовая деятельность . Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их. Технология проблемного обучения в детском саду

Слайд 4

Что такое проблемное обучение? Проблемное обучение – это технология развивающего обучения. направлена на самостоятельный поиск знаний, их применении в решении новых познавательных задач. заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Поэтому проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения.

Слайд 5

Психолого-педагогические цели воспитание активной, творческой личности умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы, развитие у воспитанников интеллектуальных способностей; развитие у детей рефлексивных умений и критического мышления; усвоение детьми самостоятельного добытых знаний и умений в ходе активного научного поиска и решения проблем.

Слайд 6

Задачи проблемного обучения: Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную и речевую деятельность. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов в познавательно – речевой деятельности.

Слайд 7

Условия успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны : отвечать целям формирования системы знаний; являться доступными для обучающихся; активизировать познавательную, речемыслительную деятельность; должна вызывать собственную самостоятельную познавательную деятельность и активность детей. задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог их выполнить, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Слайд 8

Особенности проблемного обучения: Знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде; Правила или инструкции не предлагаются; Поисковая деятельность детей стимулируются вопросами педагога. Проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития» , т. е. с проблемной ситуацией ребёнок может справиться благодаря незначительной помощи взрослого.

Слайд 9

Этапы проблемного обучения осознание общей проблемной ситуации; анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы; решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка); проверка правильности решения проблемы.

Слайд 10

Формы организации Проблемный вопрос : - поиск ответа на основе рассуждения; Проблемная задача : - есть условие (описание) и есть вопрос; Проблемная ситуация : - противоречие – основное звено проблемной ситуации

Слайд 11

Примеры проблемных вопросов Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа? Почему осенью опадают с деревьев листья? Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие ещё не высохли? Почему заяц к зиме меняет цвет шубки?

Слайд 12

Примеры проблемных задач Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему? Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Слайд 13

Пример проблемной ситуации «Свойства магнита». По наклонной доске прокатывают шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Все скатываются, а металлические останавливаются посередине доски. Противоречие: шарик должен скатиться, но не скатывается. Почему?

Слайд 14

Приемы создания проблемных ситуаций Акцентировать внимание детей на противоречия между знаниями и жизненным опытом ; Побудить детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов ; Рассматривать проблему с различных позиций, например, ролевых ; Организовывать противоречия в практической деятельности детей .

Слайд 15

Алгоритм решения проблемной ситуации: постановка проблемы; актуализация знаний детей; выдвижение гипотез, предположений; проверка решения; введение знаний в систему.

Слайд 16

Требования к проблемным ситуациям Ориентирована на самостоятельность и творческую деятельность ребенка; Соответствует учебной информации; Трудная, но посильная; — бросает вызов любознательности детей; — вызывает потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней; — в основе проблемной ситуации должно быть противоречие. Сформулирована без использования непонятных слов и выражений.

Слайд 17

Рекомендации по стилю общения с детьми Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.

Слайд 18

Спасибо за внимание! Успехов в работе!