Возможности использования кейс - технологии в педагогической практике.

Корабельникова Ирина Юрьевна

Атуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в педагогической практике

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Возможности использования кейс - технологии

в педагогической практике».

Цель: актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в педагогической практике

Задачи: 
1. Представить знания о методе кейсов и их применении в дошкольном образовании.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Материалы: кейс, текстовые данные. 
Ожидаемые результаты:
Получат знания:

- что представляет собой кейс-технология;

- особенности применения данного метода в дошкольном обучении;

- правила и алгоритм разработки кейсов для обучения;

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые  коллеги! Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Технологий, которые направлены на формирование интегративных качеств дошкольников. Технологий, которые позволят овладеть конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставит ФГОС.

Современное образование, переходящее к информационной культуре, должно воспитывать готовность дошкольника к «инновационному поведению». На смену повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни.

Огромный поток информации захватывает нас, и мы стараемся идти в ногу со временем. Так на смену лошади пришел автомобиль, на смену свече – электричество, а на  смену платью - деловой костюм, поэтому вместо клатча  я держу в руках кейс. 
И для вас я приготовила кейсы. Кстати, именно кейс поможет вам разобраться в технологии, о которой пойдет речь.

Работая с нашими воспитанниками, приходишь к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные пути к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с детьми, что позволит сформировать у них важные жизненные качества.

Поэтому в педагогической практике нашего МБДОУ встал вопрос поиска новой технологии работы с дошкольниками, которая должна принести свои плоды за довольно непродолжительный промежуток времени. Обработав большое количество информации, мы решили остановиться на кейс технологии.  Поскольку данная технология способствует развитию критического мышления, ребенок добывает знания сам, а педагог мотивирует, координирует, контролирует его деятельность. Дошкольники не просто изучают материал, а становятся полноправными участниками ситуации, ее творцами, что способствует их успешному развитию.

Предлагаю заглянуть внутрь кейса и познакомиться с содержимым. Мы начинаемжработать.
Ключевым понятием технологии является слово кейс, от casus (лат.) – запутанный необычный случай или case (англ.) – портфель, чемоданчик, дело. Исходя из этих иностранных слов, были сформулированы определения метода, вы их можете увидеть в своем кейсе.

То определение, которое понравилось вам больше всего, можно приклеить на ваши кейсы.

Любая технология опирается на методы. Концептуальной основой кейс метода являются более простые методы познания, поэтому кейс-метод относится к интерактивному обучению, т.е. все оказываются вовлеченными в процесс познания, активизирующий интеллектуальную деятельность каждого дошкольника. Развиваются межличностные отношения, преодолеваются коммуникативные барьеры, создается ситуация успеха, формируются условия для саморазвития личности каждого ребенка.

Итак,  о методах, их шесть:

- метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);

 - игровое проектирование (процесс создания проектов);

- метод разбора деловой корреспонденции (работа с книгами, энциклопедиями, которые относятся к конкретной проблеме, ситуации);

-  ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников, альтернатива сюжетно-ролевая игра);

- кейс-стади – ситуативный анализ (анализ конкретной ситуации, кейс-иллюстрации, фото-кейса, поиск возможных решений, выбор лучшего из них);

- метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).

Выбирайте те методы, которые наиболее приемлемы в работе с дошкольниками, и вклейте их в ваш кейс – основу. Это кейс - иллюстрации, фото - кейсы,  которые активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, мотивируют их интерес. Ситуационно-ролевая игра, позволяющая оценить поступки и поведение участников игры.

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, который реально принимает решения, учится на ошибках других, дает возможность понять, к чему приводят те, или иные решения.

Ваша деятельность по созданию кейса должна содержать две фазы:

Творческая работа по созданию кейса;

Организационная деятельность при работе с кейсом.

Что может содержать кейс? Жизнь является источником кейсов, это бесспорно, но для их разработки можно использовать художественную литературу, произведения искусства: кино, мультфильм, музыку,  изобразительное искусство, интернет.

А вот главное, что должен содержать в себе кейс, т.е. его структура:

Перед вами пункты, последовательность, которых вы можете установить, сами, т.к. вам всем хорошо знакомо проведение образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

1- название (интересное, интригующее и неоднозначное);

2- контекст, вспомогательную информацию;

3- случай, проблему, предполагающую несколько вариантов ее решения;

4- задание;

5- решение (вариативная часть, может содержать рефлексию, комментарии, сценарий).

Вклеим это в кейсы.

Возникает вопрос: «Чем отличается кейс от проблемной ситуации?»

Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Что вы успешно сделали, пока я рассказывала вам о кейс – технологии.

Для работы с кейсом необходимо опираться на методику, которую мы представили для удобства в таблице распределения функций участников.

 Распределения функций между ребенком и воспитателем:

Фаза работы

Действия воспитателя

Действия

дошкольника

До занятия

1. Подбирает кейс.

2. Разрабатывает сценарий.

1.Получает кейс.

2.Самостоятельно выделяет цель работы.

Во время

занятия

1. Организует обсуждение кейса.

2. Делит группу на подгруппы.

3. Руководит обсуждением, обеспечивает детей дополнительными сведениями.

1. Задает вопросы.

2. Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других.

3. Принимает решение или участвует в принятии решений.

После занятия

1. Оценивает работу.

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

1. Делает выводы.

2. Делает отчет (подводит итог).

Таким образом, технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

-индивидуальная самостоятельная работы участников с материалами кейса (выделение проблемы, формулирование возможных альтернатив, предложение решения);

-работа в малых группах с ключевой проблемой и ее решениие;

-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

 Итак, ваш кейс-основа готов! В добрый путь!

Таким образом, можно отметить, что применение кейс-технологии, как инновационной социально-педагогической деятельности, дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.

На занятиях с использованием данной технологии у наших воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.

Ценность использования кейс - технологии мы видим в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свое решение проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.