Развитие прыгучести юных волейболисток

Малощук Анастасия Александровна

Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания учащихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости.

Научить школьников играть в волейбол можно только при условии тесной взаимосвязи всех форм физического воспитания. Одной из таких форм является внеклассная работа.

Внеклассным формам физического воспитания необходимо уделять достаточно серьезное внимание и грамотно планировать работу. В комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физической культуры и спортом.

Для волейболиста очень важно уметь высоко прыгать, чтобы иметь преимущество в борьбе над сеткой. Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), поэтому прыжковая подготовленность волейболистов должна быть на высоком уровне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-razvitie_pryguchesti_yunyh_voleybolistok.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Шумилина А.А., инструктор по ФК

ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК

Аннотация

Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания учащихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости.

Научить школьников играть в волейбол можно только при условии тесной взаимосвязи всех форм физического воспитания. Одной из таких форм является внеклассная работа.

Внеклассным формам физического воспитания необходимо уделять достаточно серьезное внимание и грамотно планировать работу. В комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физической культуры и спортом.

Для волейболиста очень важно уметь высоко прыгать, чтобы иметь преимущество в борьбе над сеткой. Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), поэтому прыжковая подготовленность волейболистов должна быть на высоком уровне.

Целью написания данной статьи являлось, повышение уровня прыгучести  юных волейболисток в условиях секционных занятий  в общеобразовательной школе.

Задачи, которые преследовались в ходе написания статьи:

  1. Изучить теоретическое состояние проблемы прыжковой подготовленности юных волейболисток в спортивной секции в общеобразовательной школе.
  1. Выявить уровень физической подготовленности юных волейболисток, занимающихся в спортивной секции в условиях секционных занятий в школе.
  2. Разработать и обосновать эффективность использования методических рекомендаций,  направленных на повышение прыжковой подготовленности юных волейболисток.

Объект стал процесс физической подготовки волейболисток 13-15 лет в условиях общеобразовательной школы.

Предмет: средства направленные на развитие прыгучести юных волейболисток.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  1. Теоретический анализ и общение литературных источников.
  2. Педагогические наблюдения.
  3. Педагогический эксперимент.
  4. Тестирование.
  5. Инструментальные методы исследования.
  6. Методы математической статистики.

Данное исследование проводилось на базе МОУ СОШ №13 РС (Якутия) г. Нерюнгри в три этапа.

На первом этапе (сентябрь 2014  февраль 2015 гг.) был проведен теоретический анализ научно-методической литературы и педагогические наблюдения с целью конкретизации основных положений работы. Изучение литературных источников позволило установить, что проблема развития скоростно-силовых способностей в условиях секционных занятий в школе является сложной и актуальной.

Был осуществлен подбор тестов, позволяющих диагностировать исследуемый уровень физической подготовленности юных спортсменок. Проводились педагогические наблюдения, анализировались материалы тренировочной деятельности.

Анализ документов планирования позволили нам рассмотреть:

  • количество часов выделяемых для проведения секционного занятия по волейболу;
  • цели и задачи, которые ставят учителя ФК;
  • ожидаемые результаты в ходе  работы с детьми .

На втором этапе (март-август 2015 гг.) определяли уровень физической подготовленности юных волейболисток, занимающихся в спортивной секции в общеобразовательной школе. 

В настоящей работе использованы данные отечественных специалистов по вопросам теории и методике физической культуры; анализировались монографии, статьи, учебно-методические пособия и др. Всего было изучено 40 научно-методических источников.

Данные, полученные в результате анализа и обобщения материалов по исследуемому вопросу, позволили создать теоретическое обоснование проблемы и определить основные направления ее решения.

Нами была определена батарея качественно информативных тестов для комплексного  обследования физической подготовленности юных волейболисток (Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П.Сыромятников, 2005).

п/п

Показатели

физической подготовленности

УТГ

СОШ №13

Нормативные требования

Ед.

1

Бег 30 м (сек)

6,06

5,1

-1,05

2

Бег 30м (6х5) (сек)

13,50

11,0

-2,5

3

Прыжок в длину с места (см)

161,79

208

46,21

4

Прыжок вверх (см)

20,31

54

33,69

5

Метание набивного мяча

(1 кг) (м)

стоя

5,81

12,5

6,69

сидя

3,84

7,0

3,16

На основе полученных результатов мы их сравнили с нормативами для зачисления на учебно-тренировочный этап по Ю.Д. Железняк (2005).

По полученным данным можно судить о низком уровне физической подготовленности юных волейболисток.

На основе полученных данных разрабатывались методические рекомендации,  в которых раскрыты аспекты повышения скоростно-силовой подготовленности юных волейболисток с использованием универсального тренажера – скакалки.  Они состоят из 3-х блоков:

Рис. 1. Содержание методических рекомендаций, направленных на повышение прыжковой подготовленности юных волейболисток

В первый блок включены понятия, раскрывающие все возможностей применения скакалки в тренировочном процессе, а также влияние тренировки на скакалке на организм спортсменок.

Во второй блок включена схема уровней прыжков на скакалке, которая применяется в  общефизической подготовке юных волейболисток.

Прыжки со скакалкой делятся на 3 уровня, которые позволяют развить умение прыгать на скакалке, подготовить к тренировочному процессу, а так же развить выносливость, скорость, быстроту движений, взрывные качества (рис. 2).

Рис. 2. Содержание уровней прыжков на скакалке

Базовая фаза. Обучение прыжкам со скакалкой,  овладение техникой прыжка, умение использовать правильное положение тела. Задачей уровня является постепенное развитие выносливости в целях подготовки к следующему уровню, на котором идет знакомство со специфической техникой прыжков со скакалкой.  В этот уровень входят следующие упражнения на скакалке:

Прыжки с тенью.

Прыжок с подскоками.

Прыжок с переменой ног.

Базовый высокий прыжок.

Фаза общефизической подготовки.  На 1-м уровне идет разучивание 15 видов прыжков со скакалкой, на 2-м освоение еще 10 видов, на 3-м формируется навык, с помощью которого развиваются анаэробные (без кислорода, постоянная мышечная работа менее 3-5 мин, потом отдых – повышение взрывной силы и увеличение мышечной массы) возможности организма. Здесь используются следующие упражнения на скакалке.

Высокий прыжок с переменой ног.

Высокий прыжок с подъемом колена.

Высокий прыжок с разведением ног.  

Высокий прыжок с выносом ноги вперед и др. представленные на слайде.  

Далее идет описание, задачи и упражнения, которые входят в уровень и рекомендации по выполнению прыжков на скакалке.

Фаза спортивной подготовки предусмотрена специально для спортсменов, которые хотят использовать все техники  в программе тренировок, позволяющие улучшить анаэробную подготовку и получать максимальную пользу от занятий.

В третий блок включены правила выполнения прыжковых упражнений на скакалке.

На третьем этапе (сентябрь 2015  апрель 2016 г.) для определения эффективности разработанных методических рекомендаций проводился педагогический эксперимент.

Для проведении сравнительных экспериментальных исследований были созданы контрольная и экспериментальная группы по 14 человек в каждой. Экспериментальная группа занималась на базе общеобразовательной школы №13 г. Нерюнгри. Тренировочные занятия контрольной группы проходили на базе общеобразовательной школы №22 г. Нерюнгри.

Занятия в контрольной и экспериментальной группе проводились по программе Ю.Д. Железняка (2005), А.Н. Каинова (2014). Занятия экспериментальной группы проводились на основе методических рекомендаций, позволяющих эффективно осуществлять повышение прыжковой подготовленности юных волейболисток.

Занятия в обеих группах проводились по 1,5-2 часа, 3 раза в неделю, с сентября 2015 по апрель 2016 г. было проведено итоговое контрольное тестирование в обеих группах.

Регистрация контрольных испытаний проводилась в стандартных условиях.

Сравнительный анализ среднегрупповых показателей исходного уровня физической подготовленности показал, что спортсменки  контрольной и экспериментальной групп имели в целом равный. Различия в исследуемых показателях не являлись статистически достоверными.

Показатели физической подготовленности достоверно улучшились и в контрольной группе, так как юные волейболистки работали над развитием всех физических качеств. Однако, динамика  изменений не столь высока .

Полученные данные в экспериментальной группе выявила достоверную положительную динамику показателей физической подготовленности: в прыжке в длину с места (см) изменения составили 8,82%, в метании набивного мяча сидя (м) -  9,11%  в беге 30 (6х5) сек (м)  - 5,38%, в беге 30м (с) -  6,50%, в прыжке вверх (см) – 8,22% (таблица 6).

Сравнивая показатели контрольных упражнений экспериментальной группы по отношению к контрольной были установлены более высокие результаты в экспериментальной группе в следующих тестах: в прыжке в длину с места (см) - на 5,24%, в прыжке вверх (см) − на 5,47%, в метании набивного мяча 1кг стоя (м) – на 5,66% и в метании набивного мяча 1кг сидя (м) – на 6,07% (Р <0,05) (таблица 7).

То есть, полученные результаты подтвердили эффективность использования в учебно-тренировочном процессе юных волейболисток  упражнений прыжковой направленности согласно методическим рекомендациям.

Далее мы сравнили итоговые показатели экспериментальной группы с рекомендуемыми нормативами по Ю.Д. Железняку (2005) (таблица 8),  в ходе сравнения показателей прослеживается положительная динамика  физической подготовленности волейболисток.

Таким образом, разработанные методические рекомендации, направленные на развитие прыгучести, позволяют сделать вывод о необходимости их использования в практике  спортивной подготовки юных волейболисток, что подтверждается данными педагогического эксперимента,которые проводились в период с 2015-2016 год