Духовная культура учителя как основа его педагогического мышления.

Значимость учения как творчества предполагает новое видение педагогической реальности, новый подход к образовательной деятельности. Самое высокое предназначение, даруемое ученику и учителю гуманной педагогикой, есть возможность свободного творчества. Именно развитие творческого потенциала личности при определённых условиях, благотворности среды общения, содержательной целостности является одной из центральных линий личностного развития, где творчество есть главное условие реализации человеком своей индивидуальности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnaya_kultura_uchitelya.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Духовная культура учителя

как основа его педагогического мышления.

Штундер М.П. воспитатель

МДОУ ЦРР-д/с№27 «Сказка»

г.Саяногорск.

Формируя и совершенствуя себя в мировой культуре, педагогика всё более отчетливо и ярко открывает новые грани и возможности совершенствования и самосовершенствования личности, стирает отжившие представления и, опираясь на всё лучшее, что вобрала в себя историко-педагогическая мысль, ищет новые пути развития и воспитания личности. Гуманизм как культурно-историческая традиция, как система взглядов на мир и человека, зародившись в древнегреческой цивилизации, сохраняет в современной культуре свою общечеловеческую ценность для образования Человека.

        Значимость учения как творчества предполагает новое видение педагогической реальности, новый подход к образовательной деятельности. Самое высокое предназначение, даруемое ученику и учителю гуманной педагогикой, есть возможность свободного творчества. Именно развитие творческого потенциала личности при определённых условиях, благотворности среды общения, содержательной целостности является одной из центральных линий личностного развития, где творчество есть главное условие реализации человеком своей индивидуальности. Гуманная педагогика позволяет по -своему расставить приоритеты, подчёркивая, прежде всего, не ценность знания, а ценность человека, для которого эти знания есть уникальная возможность собственного развития. В возрождении гуманизма ищет сегодняшний учитель спасительную нить в будущее, способ восстановления разрушенного в сознании и сердцах людей, принимая воспитание как "воссоздание образа души человеческой". Учитель должен получить возможность профессионально грамотно, опираясь на глубокие научные основы, устанавливать отношения с семьями детей.  А значит учитель - человек, несущий детям свет знания, высоту идеалов, радость беспредельного бытия, должен опираться на исторические корни, постигать нравственные истины.

        Согласно В.С. Соловьёву развитие отдельного человека во многом повторяет развитие народа в целом. Такие качества, как гуманизм, гармония, духовность, целостность являются как бы ключом к построению педагогического процесса. В.С. Соловьёв считал, что природа человека имеет три основные формы бытия: мышление, чувство и волю. Развитие мышления направлено на постижение истины, развитие чувства ведет к постижению духовности, становлению творческого начала, а развитие "деятельной воли" направлено на достижение объективного блага. Причем творческие токи личности пронизывают и сферу знания, и сферу практической деятельности.  При этом важно учитывать мысль, чётко выраженную Н.А. Бердяевым о том, что человеку необходимо помочь найти себя, открыть для себя тот вид деятельности, который сможет его возвысить, и этот труд должен быть свободным. Такой труд связан с процессом духовного самосозидания, перерастающего в личное творчество, включенное в творчество соборное. Он ставил человеческую индивидуальную свободу во главу идеи духовного становления творческой личности, убежденный в том, что, человек приходит для "дерзновенного творчества". В своей последней книге "Самопознание" (1949) он писал, что самопознание в себе духовного человека возможно лишь в творчестве и через личное творчество. "Собственным творчеством человек преодолевает одно из сильнейших порождений в нас нравственного зла - уныние и выходит в состояние подъема, цельного созидания. В противном случае человек опускается, деградирует".1

Вбирая в себя многообразие и богатство  мировой и отечественной культуры, человек раскрывает в новом свете истинные общечеловеческие ценности, открывает новые горизонты видения мира, отказываясь от сложившихся стереотипов мышления. Синтез науки, искусства, религии рассматривается учёными как один из главных путей воспитания духовной культуры личности,  позволяет формировать целостное представление о человеке и мире (микрокосмосе и макрокосмосе) и, как следствие этого приобщать к трём основным способам мировоззрения: рационально-логическому (наука), эмоционально-образному (искусство) и провиденциально - аксиологическому (религия). На этих трёх компонентах формирования мировоззрения личности и выстраивается цепь современных педагогических исследований.

        Обращённость к человеку под влиянием идей христианского учения мы находим в педагогике Я.А. Коменского, в религиозной духовности И.Г. Песталоцци, в уникальном выражении гуманности Ж-Ж. Руссо, святоотеческих корнях педагогики К.Д. Ушинского, народности Л.Н. Толстого, в педагогической святости книг Я. Корчака, высоком гуманизме А.С. Макаренко, в чистоте полёта мысли В.А. Сухомлинского. При наличии обращения их к разным ветвям христианства, разных исторических эпох, при особенностях педагогического осмысления влияния идей христианства на развитие проблем образования мы видим глубокую духовную связь педагогических воззрений этих педагогов, что помогает нам понять истоки современного гуманизма, его жизненную силу, духовность и возвышенность.

        Опираясь в своем развитии на классические педагогические учения, гуманная педагогика, сохраняла духовную традицию, имеющую своим основанием высокие ценности и идеалы.

        Воспитание - слово русское, воспитание всегда на Руси было первично, являло суть образования личности, а душа была признана объектом педагогического влияния. Возрождая изначальный смысл духовного воспитания, опираясь на мудрость народной традиции, взращенной на христианской любви, гуманная педагогика обретает величайший педагогический дар - дар воспитывать души человеческие. Гуманная педагогика ищет свои особые пути к воспитанию добротой и справедливостью, ответственностью и доверием, воспитание творчеством и красотой, воспитание искренней созидающей любовью. Вера учителя в

1Бердяев Н.А. О назначении человека. - 1931.   С, 109.

своего ученика, помноженная на волю и интеллект, творческое терпение и

любовь, и является, по сути, педагогической верой, составляющей основу педагогической мудрости. Опираясь на то, что исторически сложившееся расхождение терминов "вера" и "религия", сходится в культуре как коллективной памяти, гуманная педагогика рассматривает проблему веры в двух направлениях: традиционном - как характеристику религиозности, а также в более широком мировоззренческом смысле - как фундаментальную установку человека в его познавательном отношении к миру.

        Гуманно - личностный подход, возрождая отечественную традицию воспитания, ищет и открывает пути и способы "о - духо - творения" образовательного процесса, помогает учителю, как носителю духовных ценностей, находить высокий духовный смысл в науке, которой он посвятил свою жизнь, в своём учебном предмете, искать её на страницах учебника, даже если они скупые и формальные. Внутреннее видение, духовное прозрение учителя способствуют тому, что знание в его руках становится "живым", несет в себе радость откровения, ощущение вдохновения, творческой  энергии созидания. Творческое начало личности учителя передаётся  внутренним движущим силам ученика, по - иному высвечивая педагогическое общение, которое при таком подходе способствует рождению равноправного диалога учителя и ученика как необходимого условия воспитания.

         Гуманно-личностный подход к образованию опирается на стремление человека к духовной гармонии и имеет определяющее значении в воспитании, помогая пробудить высшие устремления к саморазвитию, самосовершенствованию, приподнимая человека над обыденностью. Дух воспринимается как необходимая человеку жизненная сила, которая питает его вдохновение, возвышает чувство и мысль.

        Понятие духовность относится к разряду трудно определяемых, личностно сокровенных, как сокровенна душа каждого человека. В современной педагогической науке, как и в обществе в целом ещё нет достаточно полного осознания и определения этих понятий, однако духовность как устремлённость к высшему, как некий высокий нравственный ориентир, символизирующий силу духа человека, его веру в возвышенное и земное, вбирает в себя всю полноту и  гармонию человеческого бытия.

        Д. С. Лихачев писал: "Всё, что связано с душой, идёт от души, нужно нам для души - это и есть духовная культура". Питательной почвой духовного развития человека является "душа народа", те обычаи и традиции, которые наследуются от поколения к поколению, создавая высокий ценностный потенциал, возвышая и сохраняя чистоту, красоту и святость духовного откровения личности.

        Высшей духовной способностью человека признана его способность любить. Именно любовь помогает человеку раскрыть свои жизненные силы и делает его подлинно человеком. Я.А. Коменский считал, что стремление к всеобщей гармонии добродетелей возможно лишь тогда, когда сердца людей будут насыщаться "божественной любовью". Гуманистические идеи воспитания духовности опираются на то, что человек начинает путь становления и развития, когда пробуждается его душа, ибо воспитание есть доверие души, её открытость доброму и светлому образу окружающего мира. Духовные способности раскрываются и обретают силу в процессе творческого отношения к окружающей действительности, добросердечного отношения к близким, к открытию радости познания, созидания, творчества. Высота духовного поиска, вдохновения делают отношения ученика и учителя особыми, доверительными, а знание живым, действенным, согревающим ум и сердце, ибо путь к душе человека лежит через любовь. Духовность как вершина педагогической реальности способна наполнить новым светом весь образовательный процесс, внести гармонию мыслей и созвучий в другие педагогические измерения, такие, как наследственность, воспитание, среда. Путь обретения себя в воспитанном  пространстве образования - это путь приобщения к высшим нравственным ценностям, понятный и близкий сердцу каждого, так как у каждого из нас есть выбор – кто - то приходит к доброте через  материнскую ласку и любовь к земле, кто - то через отцовский наказ и любовь к отечеству, кому то выпадает путь через молитву и поклонение божественным началам.

         Искусство отрывает человека от обыденности сознания и, приобщая к высокому, утончает внутренние движения души.

        Это позволяет учителю глубже познать внутренний мир своих учеников, чувствовать их душевные порывы, ненавязчиво направлять их помыслы к милосердию, патриотизму, любви к своему родному краю, к России. Активное включение в содержание образования культурологических основ позволяет педагогу прийти к тому, что высшие духовные ценности, проникая в мир мыслей и чувств ребёнка, трансформируются в переживания высокого духовного порядка, и становятся достоянием личности.

        Гуманная педагогика есть педагогика высокого самосознания, особой мудрости и твёрдой воли, позволяющей строить равноправный диалог учителя и ученика, в основе которого

- воспитание добротой и справедливостью;

- воспитание доверием и уважением;

- воспитание ответственностью;

- воспитание творчеством;

- воспитание любовью;

- воспитание жизнью.

Гуманно-личностный подход к образовательному процессу подразумевает всестороннее развитие личности каждого участника педагогического процесса и имеет своим основанием синтез двух сфер – потребностно – мотивационной и познавательной. Он позволяет ярче высветить задатки и способности, формировать мотивы и интересы, воспитывать волю и характер, эффективнее развивать эмоции, а также направить жизненную энергию своих воспитанников на живое восприятие, внимание, представление, мышление, воображение.

        Красота души учителя России рассматривается нами как уникальное национальное достояние нашей страны. От гуманности его мышления, уровня сознания, интеллекта и глубины культуры зависит умение в столь сложное время происходящих в стране глобальных перемен не только передать детям всё богатство мировой и отечественной культуры, но и научить их беречь его, развивать духовные традиции многонациональной России.

        Результатом эффективности педагогической деятельности в условиях современного подхода к образовательному процессу является интегративное новообразование, раскрывающееся как готовность учителя к духовно – творческому осмыслению содержания

образования, углубления и расширения его смысловых границ на основе высших идеалов и общечеловеческих ценностей, ведущих к поиску новых форм, методов, технологий, а собственно к образовательному процессу как жизнетворчеству.