Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности

Буланова Мария Владимировна

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности (на примере кружка "Цветной мир"), как система формирования жизненной компетентности обучающихся с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_2018_vzaimosvyaz_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности (на примере кружка «Цветной мир») как система формирования жизненной компетентности обучающихся с ОВЗ.

Изучение изобразительного искусства в школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

Лепка, рисование, ручное творчество как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки Л.Р.Р.Т. оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством,  любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Программа кружка «Цветной мир» призвана сформировать у школьников художественный способ  познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

Программа кружка «Цветной мир» адаптирована для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями, т.к. особенности психического развития детей данной категории, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысления выполняемой учебной работы.

Цели обучения программы:

– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;

– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;

– содействие развитию основ творческого мышления, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;

– коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления.

Задачи программы состоят в том, чтобы:

сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности;

использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития обучающихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика;

развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий) ;

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

зрительного восприятия и узнавания;

моторики пальцев;

 пространственных представлений и ориентации;

речи и обогащение словаря;

 эмоционально-волевой и личностной сферы;

 индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Обучение изобразительному искусству в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет свою специфику. У учеников с нарушениями интеллекта, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных на предыдущих занятиях, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

На занятиях кружка мной используется как индивидуальная, так же групповая и коллективная формы организации детского творчества. Для проведения определенных занятий наиболее приемлема работа в парах (в нашем случае, это более способный ученик с менее успевающим). Групповая форма организации детского творчества чаще используется при выполнении одной общей работы (панно «Птицы прилетели»).  Коллективная работа используется для создания более сложных работ, таких как « Дерево Времена года». Не всем ребятам доступны некоторые этапы выполнения данной работы. И было решено прибегнуть к коллективному выполнению. Фронтальная форма организации деятельности применяется чаще в организации уборки рабочего места, в процессе изучения нового материала и др.