ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ВЫПУСК I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Веселова Мария Николаевна

В процессе обучения каждый студент должен не только получить представление о выбранной профессии, но и основные знания, умения и практический опыт, предполагаемые при освоении дисциплины. Уровень освоения полученного материала проверяется с помощью текущей аттестации, или контрольно-измерительных материалов.

Контрольно-измерительные материалы – это совокупность оценочных средств и процедур, которые применяются для контроля и измерения уровня сформированности образовательных результатов.

Цель контрольно-измерительных материалов – проверить достижения студентов и выявить их пробелы по изучаемой дисциплине.

Комплект контрольно-измерительных материалов разрабатывается на основе требований федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки и может быть использован в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки в рамках укрупненной группы профессий).

Контрольно-измерительные материалы позволяют проводить оценку актуальных на рынке труда знаний, умений и профессиональных навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vypusk_1._mr_po_kim_veselova_c_titul.doc460.5 КБ

Предварительный просмотр:


 

ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!

        Поздравляем с началом нового учебного года. Желаем творческих успехов и профессиональных побед.

        Надеемся, что методические рекомендации окажут помощь в Вашей педагогической деятельности.

С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!


Содержание

ВВЕДЕНИЕ        2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ        2

2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ        2

2.1. Устный контроль        2

2.1.1. Формы проведения устного опроса        2

2.2. Письменный контроль        2

2.2.1. Формы проведения письменного опроса        2

3. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ        2

3.1.Структура КИМ        2

3.1.1. Результаты освоения дисциплины        2

3.1.2. Тематическое планирование текущего контроля        2

3.1.3. Типовые задания для оценки освоения дисциплины        2

3.1.4. Содержание текущего контроля        2

3.1.5. Критерии и шкала оценивания текущего контроля        2

3.1.6. Список рекомендуемой литературы, интернет источников для подготовки студента к текущему контролю        2

3.2. Требования к проведению текущего контроля        2

3.3. Требования к оформлению контрольно-измерительных материалов        2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        2

ПРИЛОЖЕНИЕ. МАКЕТ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ        2


Введение

Обучать - значит вдвойне учиться.

 Ж. Жубер

В современных условиях образования каждый преподаватель должен не только передавать студенту знания, умения и опыт, но и постоянно развиваться в своей профессиональной области. В его задачи входит организационная, учебная, научная, методическая деятельность, а также повышение своей квалификации.

Значительную часть работы преподавателя составляет разработка методических материалов, необходимых для проведения аудиторных и внеаудиторных занятий. Внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты, предъявляемые к направлениям подготовки, требует постоянно идти в ногу со временем и актуализировать методические разработки в соответствии с новыми требованиями.

В комплект методических разработок преподавателя должны входить:

-рабочая программа учебной дисциплины, междисциплинарного курса, учебной и производственной практики;

-календарно-тематическое планирование, выполняемое в соответствии с планом учебного процесса;

-методические рекомендации по выполнению студентами практических/лабораторных работ;

-методические рекомендации по выполнению студентами внеаудиторной самостоятельной работы;

-комплект контрольно-измерительных материалов,

-программа промежуточной аттестации по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, учебной и производственной практике, контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям;

-методические рекомендации по выполнению студентами выпускной квалификационной работы;

-методические рекомендации по выполнению студентами курсовой работы (проекта);

-программа государственной итоговой аттестации;

-план и конспект аудиторного занятия;

-применяемые дидактические средства: печатные и цифровые источники, аудио- и видеоматериалы.

Комплект методических разработок позволяет преподавателю следовать актуальным тенденциям образования и эффективно использовать современные методики педагогической деятельности.


1. Теоретические основы контрольно-измерительных материалов

В процессе обучения каждый студент должен не только получить представление о выбранной профессии, но и основные знания, умения и практический опыт, предполагаемые при освоении дисциплины. Уровень освоения полученного материала проверяется с помощью текущей аттестации, или контрольно-измерительных материалов.

Контрольно-измерительные материалы – это совокупность оценочных средств и процедур, которые применяются для контроля и измерения уровня сформированности образовательных результатов.

Цель контрольно-измерительных материалов – проверить достижения студентов и выявить их пробелы по изучаемой дисциплине.

Комплект контрольно-измерительных материалов разрабатывается на основе требований федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки и может быть использован в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки в рамках укрупненной группы профессий).

Контрольно-измерительные материалы позволяют проводить оценку актуальных на рынке труда знаний, умений и профессиональных навыков.

2. Основные виды контрольно-измерительных материалов

Измерение и контроль знаний, умений и практического опыта студентов может проводиться как в устном, так и письменном видах с использованием индивидуальной, групповой и иной формы работы.

2.1. Устный контроль

Устный опрос – один из основных методов контроля знаний на занятии. Он может проводиться в индивидуальной или групповой форме (коллоквиум, круглый стол, групповая работа) с использованием различных технологий обучения (традиционных технологий, технологий проблемного обучения, игровых технологий, интерактивных технологий, развивающих технологий, в том числе «Кейс-стади» и др.). Данный вид контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений. 

В ходе устного опроса происходит усвоение нового или закрепление изученного учебного материала, делается акцент на главных аспектах темы, выявлении и разрешении проблемных мест.

С целью эффективного использования устного контроля необходимо задавать следующие вопросы:

а) на установление последовательности: Что случится, если...? Как изменится, если...? и т.д.

б) на сопоставление: В чем общее и различное . . .? Как бы вы поступили в данной ситуации? и т.д.

в) на обоснование причины: Почему так произошло...? Какие причины повлияли...? Для чего это нужно...? и т.д.

г) на выявление главных аспектов: В чем основной смысл...? Какие главные свойства...? Какой характер...? Какие основные условия необходимы...? и т.д.

д) на определение роли, значения: Какое значение имеет...? Какое влияние оказывают...? Какую роль играют...? и т.д.

е) на объяснение: Чем вы можете объяснить...? Как обосновать...? и т.д.

2.1.1. Формы проведения устного опроса

1. Беседа – диалог преподавателя и студента, при котором через ответы на вопросы обучающийся приходит к пониманию нового материала или отрабатывает пройденный.

При использовании беседы как формы контроля знаний, необходимо:

-использовать небольшое количество вопросов, направленных на выявление основных аспектов темы,

-применять последовательное задавание вопросов, постепенно раскрывая тему,

-пробуждать самостоятельную активность студента, стимулировать его к поиску информации, развивать его способность анализировать и приводить аргументы, используя коммуникативные навыки,

-давать возможность участия в беседе как можно большему количеству обучающихся.

Данная форма контроля позволяет оценить практически всю группу студентов в рамках занятия, вырабатывает коммуникативные навыки, способность анализировать и доказывать приводимые доводы. Однако при этом невозможно проверить каждого обучающего на предмет знания всех вопросов в рамках темы, поэтому присутствует субъективность оценки, а также недостаточно глубокий контроль материала.

2. Фронтальный опрос – это контрольное опрашивание на занятии, направленное на проверку уровня усвоения учебного материала. При этом, как правило, преподаватель задает вопрос всей группе обучающихся.

При использовании фронтального опроса необходимо:

-четко и понятно давать задания,

-использовать последовательное задавание вопросов, постепенно раскрывая тему,

-поддерживать ответы студентов только в рамках заданной темы,

-контролировать внимательное отношение студентов к отвечающему,

-подключать к ответу на один вопрос разных студентов и не допускать одинаковых ответов,

-подвести итоги ответов.

Фронтальный опрос позволяет проверить выполнение домашнего задания многих обучающихся, сформированность у них основных понятий, готовность к усвоению новых знаний, вырабатывает способность к лаконичному и полному, структурированному ответу, помогает акцентировать внимание студентов на существенных вопросах и более глубоко изучить проблему. Однако данная форма опроса включает в работу только отдельных, отвечающих на вопросы студентов, и не развивает коммуникативные навыки.

3. Индивидуальный опрос – один из самых доступных способов устного опроса, предполагающий задавание вопросов отдельному студенту. Индивидуальный опрос может проводиться с предварительной подготовкой обучающихся (доклад, сообщение, презентация, реферат).

При использовании индивидуального опроса необходимо:

-четко и лаконично формулировать вопросы,

-дать студентам время для обдумывания,

-попросить каждого студента составить план ответа,

-адресовать вопрос одному студенту и выделить время на его выступление,

-попросить других студентов зафиксировать неточности ответа, а затем дать им возможность дополнить или исправить ошибки отвечающего,

-резюмировать ответ на вопрос, сделать замечания по ответу при необходимости.

При подготовке доклада, презентации, реферата студент должен следовать определенной структуре выступления: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.

Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, формулируются цели и задачи работы.

Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным, аргументированным. Свои мысли и выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.

В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.

В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.

Индивидуальный опрос позволяет глубоко рассмотреть отдельные аспекты темы, развить активность и самостоятельность обучающихся, навыки выступления перед аудиторией, помогает основательно оценить уровень овладения материалом, логичность изложения, точность языка. Однако данная форма опроса ограничена по времени и используется для контроля знаний отдельных студентов.

4. Группой опрос – это устная форма опроса, предполагающая работу всех студентов (круглый стол, коллоквиум, игра). Преподаватель может дать одно задание для всех обучающихся или разделить вопросы по группам.

Для эффективного группового опроса необходимо:

-разделить студентов по группам, распределить их роли,

-дать четкую инструкцию работы,

-организовать коммуникацию студентов в каждой группе,

-задавать лаконичные и ясные вопросы, учитывающие совместный поиск решения,

-ограничивать время на обсуждение ответов в группе,

-привлекать к ответам на вопросы в каждой группе разных студентов,

-подвести итоги групповой работы.

Групповой вопрос позволяет включить в работу всех студентов, поддерживает их внимание, развивает навыки группового взаимодействия, принятия коллективных решений. Однако с помощью группового опроса сложно дать объективную оценку по усвоенному материалу отдельного студента и основательно проверить изученную тему. Данная форма фрагментарно проверяет знания обучающихся и не дает возможности выступить всем участникам группы.

5. Взаимоопрос – это устная форма опроса, предполагающая парную работу студентов (один обучающий задает вопросы другому, затем они меняются ролями). При этом преподаватель контролирует процесс работы каждой пары и при необходимости оказывает помощь. 

Для эффективного проведения взаимоопроса необходимо:

-дать студентам инструкции для работы, привести пример задания,

-осуществлять контроль за работой каждой пары,

-отслеживать четкость и правильность задавания вопросов студентами,

-проверять корректность ответов на вопросы,

-быстро реагировать на спорные ситуации в паре и при необходимости приходить на помощь,

-подвести итоги работы в парах.

Взаимоопрос позволяет включить в работу всех студентов, развивает у них диалогическую речь, активность и инициативность, личную ответственность за выполнение задания. Однако данная форма опроса имеет субъективный характер оценки, не позволяет отследить правильность всех вопросов и ответов в группе.

6. Комбинированный опрос – форма опроса, при котором задания одновременно даются нескольким студентам, например, один отвечает устно, другой выполняет задание письменно на доске или за партой.

При комбинированном опросе необходимо:

-четко формулировать задания,

-одновременно контролировать выполнение заданий несколькими студентами и поддерживать внимание группы,

-отслеживать четкость и лаконичность ответа студентов,

-учитывать последовательность раскрытия отдельных аспектов темы или всей темы,

-быстро ориентироваться в переходе от одной формы опроса к другой,

-резюмировать работу отвечающих студентов.

Комбинированный опрос позволяет опросить от 5 до 10 студентов, проверить знания по нескольким аспектам темы или по всей теме, развивает у обучающихся способность последовательного изложения материала, быстрого реагирования на применяемые формы контроля.

Однако при комбинированном опросе теряется внимание всей группы. При этом недостаточно времени уделяется разбору ошибок, тема рассматривается поверхностно; студенты, выполняющие письменное задание, не могут полностью сосредоточится на задании во время устного ответа других обучающихся.

7. Обобщающий опрос – это устный опрос, который помогает проверить конечные результаты освоения материала по разделу(ам).

Если текущий опрос выявляет проблемные места по темам, то обобщающий опрос позволяет проверить проделанную работу над ошибками, подвести итоги и сделать основные выводы по разделу(ам).

Для проведения обобщающего опроса необходимо:

-четко задавать вопросы, делая акцент на ключевых моментах изученного материала;

-соблюдать последовательность и логичность в задавании вопросов,

-акцентировать внимание студентов при ответе только на ключевых моментах,

-ограничивать время выступления и не допускать детального рассмотрения какого-либо вопроса,

-задавать контрольные вопросы, позволяющие объективно оценивать знания обучающихся,

-подводить итоги по выступлениям студентов.

Обобщающий опрос объединяет основные элементы раздела, вырабатывает представление по всему пройденному материалу, формирует способность структурного и последовательного изложение знаний, умения концентрировать внимание на главном. Однако данная форма дает лишь основное понимание вопроса, не позволяя рассмотреть его глубоко. С помощью нее можно проверить несколько учеников и только по ключевым аспектам раздела.

2.2. Письменный контроль

Письменный опрос направлен на всестороннюю проверку теоретических знаний, умений и навыков и позволяет провести оценку всех студентов. Он дает возможность студенту сосредоточиться, обдумать задание и самостоятельно контролировать время его выполнения. При этом обучающийся свободен в выборе алгоритма действий, а оценка его знаний осуществляется по установленным критериям. Поэтому письменный опрос более объективен.

2.2.1. Формы проведения письменного опроса

1. Проверочная работа – направлена на контроль усвоенных знаний по текущей теме. Данная форма позволяет определить уровень овладения материалом, выявить проблемные места студентов с целью их более детального изучения. В проверочной работе могут быть использованы вопросы или задания, которые преподаватель доводит до студентов в устной или письменной форме.

Для проверочной работы необходимо:

-заранее предупредить студента о проверке знаний и дать ему возможность подготовиться, определив тему,

-формулировать вопросы или задания лаконично, учитывая время их выполнения студентами,

-выделить только ключевые аспекты темы, которые необходимо проверить,

-отслеживать время выполнения заданий и самостоятельность их выполнения студентами без обращения к справочной литературе, конспектам, подсказкам однокурсников,

-по итогам проверочной работы выявить проблемные места в изученном материале и выделить время на их дополнительное освещение.

Проверочная работа имеет определенную структуру. Она включает:

1. Общие сведения о самом студенте, в частности, его фамилия, имя, номер группы, вариант (если необходимо).

2. Формулировка задания или вопроса.

3. Ответ на задание или вопрос.

Проверочная работа позволяет объективно выполнить контроль знаний всех студентов, определить сформированность основных понятий по теме, закрепить изученный материал, вырабатывает у студента способность самостоятельно решать поставленные задачи, лаконично и структурировано формулировать ответ. Однако данная форма работы не развивает коммуникативные навыки, творческий подход, т.к. ограничена поставленными перед студентами заданиями.

2. Блиц-контрольная – быстрая форма письменного опроса по пройденной теме. Она содержит небольшое количество заданий и рассчитана на 5-10 минут. Данная форма позволяет проверить усвоенную терминологию, основные вопросы по текущей теме, выполнение домашнего задания. Блиц-контрольная не требует оформления заданий, достаточно написание самого ответа.

Для эффективного проведения блиц-контрольных необходимо:

-кратко формулировать небольшое количество заданий или вопросов,

-поддерживать высокий темп работы,

-отслеживать время выполнения работы студентами и их самостоятельность без обращения к справочной литературе, конспектам, подсказкам однокурсников,

-подвести итоги блиц-контрольной с выполнением работы над ошибками.

Блиц-контрольная позволяет опросить всех студентов, однако нацелена на ограниченную поверку знаний и не дает возможности полностью оценить глубину и основательность овладения материалом, творческий подход обучающихся.

3. Контрольная работа – запланированная преподавателем форма итоговой проверки знаний студентов. Она проводится только при логическом завершении рассматриваемого вопроса, темы, раздела или в конце семестра. С помощью контрольной работы оценивается уровень усвоения материала студентом и результаты его работы на протяжении определенного количества занятий.

Для контрольной работы необходимо:

-заранее предупредить студента о проверке знаний и дать ему возможность подготовиться, обобщенно сформулировав задание,

-предоставить несколько вариантов заданий,

-применить в заданиях разные формы вопросов, как отрытые, так и закрытые,

-сформулировать вопросы или задания доступно и понятно,

-ограничить количество заданий или вопросов, исходя из времени, отводимого на их выполнение,

-выделить только ключевые вопросы, которые позволят проверить тему или раздел полностью,

- отслеживать время выполнения заданий и самостоятельность их выполнения студентами без обращения к справочной литературе, конспектам, подсказкам однокурсников,

-подвести итоги выполнения контрольной работы и провести работу над ошибками.

Контрольная работа имеет определенную структуру. Она включает:

1. Титульный лист с общими сведениями о самом студенте, в частности, его фамилия, имя, номер группы, вариант.

2. План работы с формулировкой заданий или вопросов.

3. Практическую часть с ответами на вопросы или задания.

Контрольная работа нацелена на объективный контроль итоговых знаний всех студентов. Она позволяет не только закрепить изученный материал, но и вырабатывает у студента способность к лаконичному и содержательному ответу, основательно раскрывающему тему, самостоятельному решению поставленных задач, анализу, систематизации и обобщению полученного материала. Однако, как и любая письменная форма, контрольная работа не учитывает коммуникативные и творческие навыки студента, ограничивая его ответ поставленными преподавателем задачами.

4. Тестирование – письменная форма контроля знаний и умений студентов, предполагающая выполнение подготовленного набора заданий путем выбора правильных ответов из предложенных вариантов. Она позволяет быстро и объективно проверить уровень подготовки всех обучающихся на основе использования статистических методов.

Для проведения тестирования необходимо:

-заранее предупредить студента о проверке знаний с помощью тестирования,

-определить цель тестирования,

-подготовить задания на одинаковых условиях для всех испытуемых,

-распределить задания по степени трудности,

-сформулировать вопросы кратко и понятно,

-применить в заданиях разные формы вопросов, чтобы избежать механического подхода студентов к выполнению теста,

-ограничить количество вопросов, исходя из времени, отводимого на их выполнение,

–задать эталон ответов для студентов,

-обработать результаты тестирования и подвести итоги выполнения заданий.

При формулировке тестовых заданий необходимо использовать вопросы:

-на сопоставление (В чем сходство или различие?, Каковы отличительные признаки? и т.д.);

-на установление причинно-следственных связей («Что случится, если .…? Что является причиной...? и т.д.)

-на определение цели, значения, роли (Какую цель ставит перед собой…? Какое значение имеет…? Какую роль выполняет...? и т.д.);

-на установление характерных особенностей (Каковы  особенности…? Назовите отличительные признаки…? и т.д.);

-на определение классов предметов, явлений по указанному признаку (Выберите определения по следующем признаку...? К какой группе можно отнести...? и т.д.);

-на пояснение (Как объяснить…? Что означает...? и т.д.);

-на результаты и выводы (Какой результат имеет...? Какой вывод можно сделать…? и т.д.).

Виды тестовых заданий

Тестовые задания могут быть:

-закрытые. Они предполагают выбор одного или нескольких правильных ответов. Например,

С греческого языка слово «философия» переводится как:

А. любовь к истине

В. любовь к мудрости

С. учение о мире

D. божественная мудрость

-на установление соответствия. В данном случае необходимо соотнести термин с определением, выявить характеристики какого-либо явления, предмета, операции. Например,

Установите авторов высказываний:

1. Я мыслю, следовательно, я существую

2. Я знаю, что ничего не знаю.

3. В одну реку нельзя войти дважды.

4. Человек – мера всех вещей.

А. Протагор

В. Сократ

С. Декарт

D. Гераклит

-на установление правильной последовательности. В данном случае необходимо указать порядок явлений, предметов, процессов, операций. Например,

Укажите имена философов в зависимости от этапа развития в порядке возрастания:

А. Сократ

В. К. Маркс

С. Ф.Ницше

D. Абеляр

E. Конфуций

G. Цицерон

K. Макиавелли

L. Декарт

-открытые. Данная форма предполагает самостоятельное завершение студентом задания на заполнение пропуска. Например,

Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал.....

A. Владимир Мономах

B. Филофей

C. Дионисий

D. Сергий Радонежский

По способу ответа на тестовые вопросы выделяют:

-выбор одного ответа,

-выбор нескольких ответов,

-установление соответствия,

-установление правильной последовательности,

-сортировка,

-завершение фразы, предложения,

-самостоятельное составление ответа,

-вычисление ответа,

-вычисление и выбор ответа.

Содержание теста не должно быть однотипным. В него следует включать легкие вопросы. Они проверяют минимум знаний и степень знакомства студента с предметом. Это вопросы, связанные с простыми мыслительными операциями (по образцу, по типологии).

Обязательным условием является наличие заданий среднего уровня сложности, т.к. они позволяют выявить, насколько студент ориентируется в теме, терминах, умеет анализировать и делать выводы. Это вопросы, связанные со сложными мыслительными операциями, требующими принятия нестандартных решений.

Трудные задания необходимы, чтобы выявить глубину освоения материала. Это проблемные вопросы, развивающие творческое мышление при анализе сложных ситуаций.

Все перечисленные формы и виды тестовых заданий имеют определенные достоинства и недостатки. Их выбор зависит от конкретной цели контроля знаний, учебной дисциплины, особенностей студентов и их направления подготовки, возможностей преподавателя. Тестирование позволяет получить надежные и объективные результаты оценки уровня подготовки студентов. Однако оно не всегда требует глубоко понимания вопроса и основательного раскрытия темы, что не позволяет обучающимся давать логически выстроенный и развернутый ответ.

5. Эссе – еще один вид письменной проверки знаний. Создателем этого жанра считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Эссе предполагает творческий подход студента и выражение индивидуального впечатления, мнения по заданной теме.

 При написании эссе необходимо:

-определить узкую тему или вопрос,

-задать объем эссе и инструкции по его написанию,

-обратить внимание студентов на структуру эссе,

-обратить внимание на смысловое единство эссе,

-дать возможность обучающимся высказать свое мнение, впечатление по теме, которое заведомо не претендует на исчерпывающую трактовку вопроса,

-обратить внимание студентов на цитирование первоисточников как аргументов, приводимых в эссе,

-оценивать в первую очередь мировоззрение студента, его мысли и чувства.

Эссе предполагает субъективное понимание той или иной темы или вопроса, имеет философский, исторический, историко-биографический, публицистический или научно-популярный характер. Оно позволяет развить творческое мышление, грамотное и последовательное изложение собственных мыслей, структурирование информации, выделение причинно-следственных связей, умение анализировать и делать выводы.

Структура эссе

Эссе состоит из нескольких частей:

1. Титульный лист с указанием общих сведений о студенте: ФИО, номер группы, наименование темы эссе.

2. Введение – краткое описание проблемы, вопроса, цель эссе и актуальность темы.

3. Основная часть – краткие тезисы автора должны подкрепляться доказательствами (фактами, явлениями социальной жизни, событиями, жизненными ситуациями, научными доказательствами и т.д.). Необходимо раскрыть тему, привести различные точки зрения на проблему.

4. Заключение – подведение итогов проблемы, вопроса, резюмируется мнения автора.

5. Список литературы – выполняется в алфавитном порядке.

Требования к эссе

По форме эссе может быть представлено в виде рецензии, заметки, письма, миниатюры, анализа произведения, рефлексии, критического замечания и т.д.

Эссе излагается эмоциональным, экспрессивным, художественным языком. При этом следует избегать сленга, сокращений, легкомысленного тона. Лучше использовать простые предложения, разнообразные по интонации, чтобы сделать текст интересным. Изложение должно быть грамотным и аргументированным, подкрепленным ссылками на источники и научную литературу. Цитаты даются в кавычках и должны сопровождаться указаниями источников. Например,

«Концепция – это совокупность основных идей, определенная трактовка, основная точка  зрения на какое-либо явление или совокупность явлений» [2, с. 3],

где 2 – порядковый номер источника из списка литературы, с.3 – страница цитирования.

Если необходимо указать несколько источников, то разделение осуществляется знаком «;»: [1; 10; 3].

Если какая-то мысль из первоисточника излагается своими словами с незначительными изменениями, то ее не следует заключать в кавычки, но ссылаться на источник обязательно.

Список литературы оформляется в конце эссе в алфавитном порядке с указанием использованных источников. При этом указывается автор, название источника, издательство, год выпуска. При ссылке на интернет-источник указывается формат издания – электронный ресурс.

При выполнении заданий в печатном виде они предоставляются в формате А 4, шрифт Times New Roman, размер 12, выравнивание по ширине. Поля: верхнее и нижнее по 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Объем – 2-5 страниц.

3. Методика разработки контрольно-измерительных материалов

Контрольно-измерительные материалы должны ориентироваться на федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки, рабочую программу учебной дисциплины, учебный план, разработанный образовательным учреждением.

На основе этих документов в контрольно-измерительных материалах должны быть учтены:

-наименование учебной дисциплины,

-требования к уровню подготовки выпускника по дисциплине (осваиваемые знания, умения, практический опыт),

-перечень контролируемых общих и/или профессиональных компетенций,

-тематическое планирование (распределение часов по формам контроля и изучаемым темам),

-наименование формы контрольно-измерительных материалов, их цели и задачи;

-задания для контроля,

-критерии и шкала оценивания,

-эталоны ответов,

-бланки ответов для студентов,

-литература, рекомендуемая для освоения материала учебной дисциплины.

3.1.Структура текущего контроля

Текущий контроль включает:

1. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке, включающие наименование контрольно-измерительных материалов, освоенные знания и умения, практический опыт, сформированные компетенции по проверяемой теме.

2. Тематическое планирование с распределением часов по формам контроля

3. Типовые задания для оценки освоения дисциплины с указанием цели контроля, вида и методов контроля, критериев и шкалы оценки, а также времени работы.

4. Содержание текущего контроля по темам или разделам (вопросы, задания для проверочной работы, задания для контрольной работы, тест, темы докладов, рефератов, эссе и т.д.) с приведением бланка и эталона ответов.

5. Список рекомендуемой для подготовки студента литературы, интернет источников.

3.1.1. Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения учебной дисциплины должны соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта и показывать уровень подготовки студента. По каждой форме контроля необходимо указывать знания, умения, практический опыт, общие и профессиональные компетенции, которые усваивает студент по изученному материалу.

Например,

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

п/п

Название вида и формы контроля

Наименование темы

ОК и ПК

ЗУО

1

Устный контроль

(индивидуальный опрос)

Тема 1. Предмет философии, основные понятия

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Знания:

-основные категории и понятия философии;

роль  философии  в  жизни  человека и общества;

основы  философского  учения  о  бытии;

Умения:

-оперировать понятиями,

обосновывать, подвергать критике те или иные суждения,

3.1.2. Тематическое планирование текущего контроля

В соответствии с учебным планом в контрольно-измерительных материалах приводится тематическое планирование – распределение часов по формам текущего контроля. При этом должны быть указаны проводимые виды и формы текущего контроля по изучаемой теме или разделу: устный контроль (беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, групповой опрос, взаимоопрос, комбинированный опрос, обобщающий опрос), письменный контроль (проверочная работа, блиц-контрольная, контрольная работа, тестирование, эссе и др.).

Например,

Тематическое планирование текущего контроля

Номер

темы

Наименование раздела, темы

Наименование вида и формы текущего контроля

Объем времени

Раздел 1.

Философия как наука, ее предмет и структура

1.1.

Основные понятия философии, предмет философии

Устный контроль (индивидуальный опрос)

15 мин.

1.2.

Основные разделы философии

Письменный контроль (контрольная работа № 1)

1 час

Раздел 2.

История философии

2.1.

Предпосылки философии в древних цивилизациях

Письменный контроль (тестирование)

10 мин.

2.2.

Философия Древней Греции и Рима

Письменный контроль (проверочная работа)

10 мин.

2.3.

Средневековая философия.

Устный контроль (комбинированный опрос)

15 мин.

2.4.

Философия Возрождения

Устный контроль (групповая работа)

15 мин.

2.5.

Философия Нового времени

Устный контроль (фронтальный опрос)

15 мин

2.6.

Немецкая классическая философия

Письменный контроль (проверочная работа)

10 мин.

2.7.

Зарубежная философия XIX века

Устный контроль (индивидуальный опрос)

15 мин.

2.8.

Философские течения ХХ века

Письменный контроль (контрольная работа № 2)

1 час

2.9.

Русская философия

Устный контроль (взаимоопрос)

15 мин

ИТОГО:

4 час

3.1.3. Типовые задания для оценки освоения дисциплины

В контрольно-измерительных материалах должны быть типовые задания с указанием методических форм работы по соответствующей теме или разделу. В них указывается цель проводимой работы (какие при этом должны быть усвоены студентом знания, умения, практический опыт), вид, форма и содержание контроля, методы контроля (по степени индивидуализации: индивидуальный, групповой, парный; по манере исполнения – устный, письменный; по способу подачи контролирующих заданий: вопросы, задания, тесты и т.д.), объем затраченного времени. Например,

Типовые задания для оценки освоения дисциплины

Наименование темы

Цель контроля

Вид, формы и содержание контроля

Методы контроля

Объем времени

Тема 1.1. Основные понятия философии, предмет философии

Проверить уровень усвоения обучающимися знаний и умений по основным понятиям и предмету философии

Устный контроль (индивидуальный опрос)

Устный контроль включает вопросы, на которые студент должен дать устный ответ.

1) по степени индивидуализации – индивидуальный;

2) по манере исполнения – устный;

3) по способу подачи контролирующих заданий – вопросы.

15 мин.

3.1.4. Содержание текущего контроля

В содержании контроля приводится список вопросов или заданий по изученной теме (разделу) с указанием литературы, необходимой для подготовки студента. При этом приводится бланк ответов для студентов и эталон ответов для преподавателя в целях унификации процесса проверки знаний и умений.

Например,

Список заданий для текущего контроля:

Устный контроль (индивидуальный опрос)

Тема 1.1. Основные понятия философии, предмет философии

Вопросы:

1. Что такое философия?

2. От каких слов происходит название этой дисциплины?

3. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?

4. Что изучает предмет философии?

5. Что означает рациональность философии, и из чего она складывается?

6. Что такое логичность и дискурсивность?

7. Каковы требования к определению понятий в философии?

8. Каковы функции философии?

9. Какое место философия занимает в жизни  человека?

10. Для чего нужна философия в профессиональной деятельности студента по выбранной специальности?

Письменный контроль

Проверочная работа

Тема 2.2. Философия Древней Греции и Рима

Дайте определение следующему термину:

1 вариант

Пайдея

Софистика

Риторика

Перипатетик

Гедонизм

2 вариант

Калокагатия

Эристика

Агностика

Диалектик

Скептицизм

3.1.5. Критерии и шкала оценивания текущего контроля

Важным этапом контрольно-измерительных материалов является оценивание выполнения заданий студентами. Для этого преподавателем должны быть разработаны критерии оценки и шкала оценивания в зависимости от поставленных целей и задач текущего контроля и выбранных видов и форм контроля.

Критерии оценивания включают результаты освоения студентом знаний, умений, практического опыта по изучаемому материалу и формулируются в словесной форме. Шкала оценивания прописывается в балловом эквиваленте и является суммой баллов, полученных студентов за выполненные задания.

Критерии оценивания устной формы контроля

При использовании устной формы контроля критерии оценивания могут выглядеть следующим образом:

Отметка "5" выставляется, если ответ студента правильный и полный на основании изученных теорий, материал изложен в определённой логической последовательности, ответ обучающийся дает самостоятельно.

Отметка "4" выставляется, если ответ студента правильный и полный на основании изученных теорий, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены одна – две не существенные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.

Отметка "3" выставляется, если ответ не полный, несвязный; при этом допущены существенные ошибки, которые обучающийся может исправить при наводящих вопросах преподавателя.

Отметка "2" выставляется, если при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала; при этом допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах преподавателя.

Критерии оценивания письменной формы контроля

При использовании письменной формы контроля необходимо обращаться как к критериям оценивания, так и шкале оценки. Критерии оценивания могут выглядеть следующим образом:

Отметка «5» на письменном опросе выставляется, если студент набирает 9-10 баллов из 10 и демонстрирует уверенное знание основных понятий, умеет проанализировать проблемы по изучаемой теме, логично и структурированно выстраивает ответ, высказывает и обосновывает свое мнение.

Отметка «4» выставляется, если студент набирает 7-8 баллов из 10 и демонстрирует уверенное знание основных понятий, умеет проанализировать проблемы по изучаемой теме, но допускает незначительные ошибки, не всегда логично, неуверенно высказывает и обосновывает свое мнение.

Отметка «3» выставляется, если студент набирает 5-6 баллов из 10 и не демонстрирует знание основных понятий, не умеет проанализировать основные проблемы по изучаемой теме, отвечает нелогично и не может обосновать свое мнение.

Отметка «2» выставляется, если студент набирает менее 4 баллов из 10 и не демонстрирует знаний и умений в рамках изучаемой темы, не умеет логично отвечать на вопросы, высказать и обосновать собственное мнение.

Шкала оценивания

Оценка

Число балов, необходимое для получения оценки

 «5» отлично

9-10 балла (90% и более)

«4» хорошо

7-8 баллов (88-77%)

«3» удовлетворительно

5-6 баллов (73–53%)

«2» неудовлетворительно

4 – 1 балл (менее 53%)

Например,

Оценка

Число балов, необходимое для получения оценки

Критерии оценивания

 «5» отлично

9-10 балла (90% и более)

Студент демонстрирует уверенное знание основных категорий философии античности, знание основных философских учений Древней Греции и Древнего Рима, умеет проанализировать философские проблемы античности и рассмотреть их актуальность в современном мире, высказать и обосновать свое мнение.

«4» хорошо

7-8 баллов (88-77%)

Студент демонстрирует уверенное знание основных категорий философии античности, знание основных философских учений Древней Греции и Древнего Рима, но допускает незначительные ошибки, умеет анализировать философские проблемы античности, но не раскрывает их актуальность в современном мире, неуверенно высказывает и обосновывает свое мнение.

«3» удовлетворительно

5-6 баллов (73–53%)

Студент не демонстрирует знание основных категорий философии античности, показывает несвязанные знания основных философских учений Древней Греции и Древнего Рима, не умеет проанализировать философские проблемы античности и рассмотреть их актуальность в современном мире, высказывает и обосновать свое мнение нелогично.

«2» неудовлетворительно

4 – 1 балл (менее 53%)

Студент не демонстрирует знаний и умений в рамках изучаемой темы, не умеет высказать и обосновать собственное мнение.

3.1.6. Список рекомендуемой литературы, интернет источников для подготовки студента к текущему контролю

В список литературы, рекомендуемой для подготовки студента к текущему контролю, необходимо включить основные источники, дополнительные источники, интернет-ресурсы.

Основные источники – это актуальные учебные пособия, учебники, имеющиеся в наличии в образовательном учреждении и изданные не позднее 5 лет.

Дополнительная литература – это учебники, методические рекомендации, первоисточники, журналы, статьи любого года издания, необходимые для более глубокой подготовки студента.

Интернет-ресурсы – это электронные учебники, статьи, первоисточники, которые студент может найти по ссылке в Интернете.

3.2. Требования к проведению текущего контроля

Перед выполнением контрольно-измерительных материалов преподавателю следует изучить содержание осваиваемых по учебной дисциплине знаний, умений, практического опыта.

Задания студентам предлагаются по итогам изучения каждой темы или раздела. Они комментируются преподавателем, который предварительно предупреждает обучающихся о текущем контроле, рекомендует литературу для подготовки к работе. При изучении первоисточников следует обратить внимание студентов на возможность делать выписки в тетрадь с точным указанием библиографии. Основные мысли из текста можно отмечать как дословно, так и перелагая их своими словами.

При выполнении заданий студенту дается инструкция, обозначается время и критерии оценки. Студенты выполняют задания текущего контроля устно или письменно в тетради или на отдельных листах. Если работа пишется от руки, необходимо это делать аккуратно и разборчиво, разбивая текст на абзацы.

В заключении преподаватель подводит итоги текущего контроля, определяет проблемные места, исправляет ошибки, выставляет оценки, дает домашнее задание для дополнительного изучения темы студентам, не усвоившим материал. В случае необходимости для выполнения задания студенты получают консультацию преподавателя.

Оценка выполненных заданий в баллах проставляется преподавателем в журнале учета аудиторной работы. Итоговая сумма набранных студентом баллов, суммируясь с результатами оценки аудиторной работы, составит рейтинговый показатель, который может учитываться при проведении итогового контроля знаний по учебной дисциплине.

3.3. Требования к оформлению контрольно-измерительных материалов

Контрольно-измерительные материалы оформляются в печатном виде. Они предоставляются в формате А 4, шрифт Times New Roman, размер 12, выравнивание по ширине. Поля: верхнее и нижнее по 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Нумерация страниц внизу по центру, титульный лист не нумеруется.

В тексте следует обязательно ссылаться на используемые таблицы, рисунки или приложения.

Контрольно-измерительные материалы должны включать (См. Приложение. Макет для оформления контрольно-измерительных материалов):

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Пояснительную записку с указанием необходимых знаний, умений, практического опыта, формируемых общих и/или профессиональных компетенций

4. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке, с определением знаний, умений, практического опыта, общих и/или профессиональных компетенций по темам (разделам)

5. Тематическое планирование текущего контроля

6. Типовые задания для оценки освоения дисциплины с указанием вида, формы, метода и цели контроля, критериями оценки

7. Список заданий для текущего контроля                

8. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Список литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. В нем следует отразить следующие данные: фамилию и инициалы автора, название книги (если есть: номер тома, выпуска, части), место издания, год издания, общее количество страниц. При использовании Интернета необходимо указать наименование источника, статьи, журнала, определить, что это электронный ресурс, дать адрес ссылки и дату обращения.  

Образец оформления списка литературы

1. Быстрова А.Н. Мир культуры. Основы культурологии: Уч. пособ. – М.: Наука, 2000. – 230 с.

2. Метафизика Петербурга: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Л.М. Морева. – СПБ.: Изд-во ФКИЦ «Эйдос», 1993. – 210 с.

3. Раушенбах Б.В. Иконография как средство передачи философских представлений // Проблемы изучения культурного наследия / Отв. ред. Г.В. Степанов. – М.: Наука, 1985. С. 317 – 325.

4. Недошивина Н.Г. Средневековые крестовидные подвески из листового серебра // Советская археология. – 1983. - №4. – С. 222 – 225.

5. Мировая художественная культура. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. artclassic.edu.ru (дата обращения: 2.07.18).

Все контрольно-измерительные материалы рассматриваются на заседании методических комиссий соответствующих направлений подготовки и утверждаются методическим советом и приказом директора.


Заключение

Процесс разработки контрольно-измерительных материалов динамичен и находится под воздействием различных факторов внешней среды, в том числе федеральных государственных образовательных стандартов. Поэтому задания для текущего контроля нуждаются в постоянной доработке, а требования по оформлению могут меняться и дополняться.

В зависимости от целей и методик содержание текущего контроля отличается в различных образовательных учреждениях. Однако необходимым в контрольно-измерительных материалах остается наличие результатов освоения дисциплины, подлежащих проверке, форм и методов контроля, заданий для контроля, критериев оценивания, рекомендуемой литературы, без чего не сможет обойтись ни один преподаватель.

В конечном итоге такая схема может гарантировать соответствие цели изучения учебной дисциплины прогнозируемым результатам, что и является эффективным показателем качества образования.


Приложение. Макет для оформления контрольно-измерительных материалов

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж Петербургской моды»

Утверждаю

Директор

СПБ ГБ ПОУ КПМ

_______________________ ______________

« __ » _______ 201__ г.

КОМПЛЕКТ

Контрольно измерительных материалов

по дисциплине ______________________

по специальности/профессии _______________________________

на базе: основного общего образования

с получением среднего общего образования/среднего общего образования

Подпись

Дата

Разработал

Преподаватель

Рассмотрено на заседании МК

Протокол № __

от «__» ___ 201_ г.

Председатель

Утверждено на заседании методического совета

Протокол № __

от «__» ___ 201_ г.

Заместитель директора

по УМР

Санкт-Петербург

2018


Содержание

1. Пояснительная записка                

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке        

3. Тематическое планирование текущего контроля

4. Типовые задания для оценки освоения дисциплины

5. Список заданий для текущего контроля                

6. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы        

        


1. Пояснительная записка

        Комплект контрольно-измерительных материалов разработан для выполнения контрольных заданий по дисциплине _____________ по специальности/профессии ________________

 на базе основного общего образования с получением среднего общего образования/среднего общего образования.

Данные методические рекомендации могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки в рамках укрупненной группы профессий).

Учебная дисциплина _______ относится к циклу ________ и  направлена на развитие у студентов ___________________________________________________________

Цель преподавателя ______________________________________________________

В результате выполнения текущего контроля студент должен знать:

В результате выполнения контрольных заданий студент должен уметь:

В результате выполнения контрольных заданий студент должен овладеть практическим опытом:

Результатом освоения программы дисциплины и выполнения текущей аттестации является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения теоретических занятий.

Формы и методы текущего контроля доводятся до сведения обучающихся в начале обучения по рабочей профессиональной образовательной программе.

Текущий контроль включает:

1. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке, включающие наименование контрольно-измерительных материалов, освоенные знания и умения, сформированные компетенции по проверяемой теме.

2. Типовые задания для оценки освоения дисциплины с указанием цели контроля, формы и методов контроля, содержания контроля, критериев оценки, а также времени работы.

3. Список заданий для текущего контроля

4. Список рекомендуемой для подготовки студента литературы, интернет источников.


2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

п/п

Название формы текущего контроля

Наименование темы

Осваиваемые студентом

ЗУО

Формируемые у студента

ОК, ПК

3. Тематическое планирование текущего контроля

Номер

темы

Наименование раздела, темы

Наименование формы текущего контроля

Объем времени

4. Типовые задания для оценки освоения дисциплины

Наименование темы

Цель контроля

Вид, формы и содержание контроля

Методы контроля

Критерии оценивания

Объем времени

5. Список заданий для текущего контроля

Устный контроль (индивидуальный опрос)

Раздел _._________________

Тема _. _________________

Вопросы:

Устный контроль (групповой опрос)

Раздел _._________________

Тема _. ___________________

Вопросы по группам:

Письменный контроль

Проверочная работа

Раздел _._________________

Тема _. _______________

Задания:

Контрольная работа №_

Раздел _._________________

Тема _. _______________

Задания по вариантам:

Тестирование

Раздел _._________________

Тема _. _______________

Задания по вариантам:

Бланк ответов:

ФИО студента:

Вариант №__

Номер вопроса:

Ответ

1

2

3

4

Эталон ответов:

Вариант №__

Номер вопроса:

Ответ

1

2

3

4

6. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Дополнительные источники:

Интернет-источники: