ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ВЫПУСК III МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Веселова Мария Николаевна

Внеаудиторная самостоятельная работа – это работа, осуществляемая студентами вне рамок учебного времени без наблюдения преподавателя, направленная на закрепление и углубление знаний, умений и практического опыта.

Цель самостоятельных занятий – закрепить изученный материал, освоить новые знания, умения и навыки, углубить полученные знания и умения, выработать новые практические умения, сформировать навыки самостоятельного поиска информации.

Самостоятельная работа позволяет вовлечь обучающихся в познавательную деятельность, формирует у них навыки самоорганизации, самоконтроля. Она является эффективной только в том случае, если реализуется в связке с аудиторной работой и направлена на более глубокое освоение лекционного или практического материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vypusk_3._mr_po_cr_veselova.doc523.5 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель:

Методист, преподаватель   Веселова М.Н.

Редактор:  

Зам.директора по УМР – Сереброва Ю.И.

ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!

        Поздравляем с началом нового учебного года. Желаем творческих успехов и профессиональных побед.

        Надеемся, что методические рекомендации окажут помощь в Вашей педагогической деятельности.

С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!


Содержание

ВВЕДЕНИЕ        5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ        6

2. Основные виды самостоятельных занятий        6

2.1. Работа с конспектами аудиторных занятий        6

2.2. Подготовка опорного конспекта        7

2.3. Подготовка словаря терминов        7

2.4. Работа с учебниками и первоисточниками        7

2.5. Подготовка реферата, доклада, презентации        7

2.6. Составление схем, иллюстраций, графиков, таблиц        8

2.7. Решение ситуационных задач (кейсов) и выполнение упражнений        8

2.8. Выполнение тестирования        8

2.9. Составление кроссвордов по теме        8

2.10. Научно-исследовательская деятельность студента        8

2.11. Выполнение творческого или практического задания        9

2.12. Написание эссе        9

3. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ        10

3.1.Структура методических рекомендаций по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы        11

3.1.1. Результаты освоения дисциплины        11

3.1.2. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы        12

3.1.3. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы        13

3.1.4. Задания к самостоятельной внеаудиторной работе        13

3.1.5. Критерии и шкала оценки выполнения внеаудиторной самостоятельной работы        15

3.2. Требования к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы        17

3.3. Требования к оформлению методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы        17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        19

ПРИЛОЖЕНИЕ. МАКЕТ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ        20


Введение

Обучать - значит вдвойне учиться.

 Ж. Жубер

В современных условиях образования каждый преподаватель должен не только передавать студенту знания, умения и опыт, но и постоянно развиваться в своей профессиональной области. В его задачи входит организационная, учебная, научная, методическая деятельность, а также повышение своей квалификации.

Значительную часть работы преподавателя составляет разработка методических материалов, необходимых для проведения аудиторных и внеаудиторных занятий. Внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты, предъявляемые к направлениям подготовки, требует постоянно идти в ногу со временем и актуализировать методические разработки в соответствии с новыми требованиями.

В комплект методических разработок преподавателя должны входить:

-рабочая программа учебной дисциплины, междисциплинарного курса, учебной и производственной практики;

-календарно-тематическое планирование, выполняемое в соответствии с планом учебного процесса;

-методические рекомендации по выполнению студентами практических/лабораторных работ;

-методические рекомендации по выполнению студентами внеаудиторной самостоятельной работы;

-комплект контрольно-измерительных материалов,

-программа промежуточной аттестации по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, учебной и производственной практике, контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям;

-методические рекомендации по выполнению студентами выпускной квалификационной работы;

-методические рекомендации по выполнению студентами курсовой работы (проекта);

-программа государственной итоговой аттестации;

-план и конспект аудиторного занятия;

-применяемые дидактические средства: печатные и цифровые источники, аудио- и видеоматериалы.

Комплект методических разработок позволяет преподавателю следовать актуальным тенденциям образования и эффективно использовать современные методики педагогической деятельности.


1. Теоретические основы внеаудиторной самостоятельной работы

Внеаудиторная самостоятельная работа – это работа, осуществляемая студентами вне рамок учебного времени без наблюдения преподавателя, направленная на закрепление и углубление знаний, умений и практического опыта.

Цель самостоятельных занятий – закрепить изученный материал, освоить новые знания, умения и навыки, углубить полученные знания и умения, выработать новые практические умения, сформировать навыки самостоятельного поиска информации.

Самостоятельная работа позволяет вовлечь обучающихся в познавательную деятельность, формирует у них навыки самоорганизации, самоконтроля. Она является эффективной только в том случае, если реализуется в связке с аудиторной работой и направлена на более глубокое освоение лекционного или практического материала.

2. Основные виды самостоятельных занятий

Самостоятельные занятия могут проводиться как устно, так и письменно с использованием индивидуальной, групповой и иной формы работы.

По характеру выполняемых студентами заданий они могут быть:

-подготовительные (проводятся с целью закрепления изученного материала и выявления пробелов по теме);

-ознакомительные (нацелены на получение новой информации на основе обобщения и систематизации имеющихся знаний, умений и навыков);

-творческие (связаны с получением новой информации с помощью самостоятельно выбранных подходов к решению поставленных задач).

Основными видами самостоятельных занятий являются:

1. Работа с конспектами аудиторных занятий.

2. Подготовка опорного конспекта.

3. Подготовка словаря терминов.

4. Работа с учебниками и первоисточниками.

5. Подготовка устного выступления (сообщения, доклада, презентации).

6. Составление схем, иллюстраций, графиков, таблиц.

7. Решение ситуационных задач (кейсов) и выполнение упражнений.

8. Выполнение тестирования.

9. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним.

10. Научно-исследовательская деятельность студента.

11. Выполнение творческого задания.

12. Выполнение практического задания.

13. Написание реферата, курсовой работы, дипломной работы.

14. Написание эссе.

15. Подготовка к текущей или промежуточной аттестации.

2.1. Работа с конспектами аудиторных занятий

Конспекты теоретических или практических занятий, выполненные во время аудиторной работы, являются отличным способом закрепления полученных студентами знаний, умений и навыков. Студент повторяет изученный материал перед следующим занятием, выделяя при этом ключевые моменты и термины.

2.2. Подготовка опорного конспекта

Опорный конспект используется при работе на аудиторных занятиях. Он помогает студенту отвечать на вопросы преподавателя, ориентироваться в изученной информации, оперировать новой терминологией.

При подготовке опорного конспекта студент может использовать учебники, учебные и методические пособия, первоисточники, журналы, статьи, Интернет. В первую очередь важно выделить основные положения по теме, а затем записать их в тетрадь. Материал следует излагать последовательно и логично. Чтобы конспект был грамотно составлен, необходимо придерживаться структуры изложения материала:

1. Цель работы

2. Метод изучения вопроса (если есть)

3. Концепция автора.

4. Аргументация по вопросу.

Каждую новую идею можно выделять отдельной темой или абзацем. Термины необходимо сопровождать определениями. В опорном конспекте можно приводить изречения из первоисточников, подтверждая свои мысли.

2.3. Подготовка словаря терминов

Словарь терминов позволяет расширить студентам лексический запас и уверенно владеть различными категориями. В качестве словаря можно завести отдельную тетрадь или выделить место в рабочей тетради. Новые понятия необходимо записывать вместе с определениями в алфавитном или произвольном порядке.

2.4. Работа с учебниками и первоисточниками

При подготовке к практическим занятиям или закреплении изученного теоретического материала студентам нередко приходится обращаться к учебникам или первоисточникам. По каждой теме преподаватель рекомендует необходимую литературу.

Задача студента – выбрать несколько источников для подготовки и изучить их. В целях экономии времени необязательно читать всю рекомендуемую литературу. Важно найти лишь подходящие по теме разделы и сконцентрировать на них свое внимание. Основные идеи можно изложить в виде плана, тезисов (кратких изречений), конспекта в тетради или дословных выписок высказываний авторов. С первого курса целесообразно создать личный каталог просмотренной литературы и постоянно пополнять его. Для этого необходимо делать библиографические записи с указанием автора, названия источника, выходных данных. В отдельную папку или тетрадь следует выделить литературу по наиболее интересным темам. В дальнейшем она может быть использована при написании докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ.

2.5. Подготовка устных выступлений (сообщения, доклада, презентации)

С целью углубленного изучения раздела преподаватель нередко обращается к такой форме самостоятельной работы студента, как подготовка докладов, сообщений, презентаций. При этом необходимо четко определить тему работу и дать обучающимся инструкцию по ее выполнению.

Выступление имеет определенную структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.

Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, новизны, формулируются цели и задачи работы.

Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным и понятным. Выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.

В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.

В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.

Устный ответ должен быть не более 5-7 минут. При выступлении студента оценивается:

-достаточность и значимость использованных источников;

-содержание и структура текста;

-ясность изложения и глубина проработки материала;

-самостоятельность в работе над текстом;

-степень владения материалом, изложение без чтения записей;

-речевая культура выступления, грамотность;

-ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.);

-компетентность учащегося в выбранной области, ответы на вопросы.

2.6. Составление схем, иллюстраций, графиков, таблиц

В качестве самостоятельной работы преподаватель может попросить студента подготовить по теме схемы, графики, таблицы, подобрать иллюстрации. При этом необходимо точно определить форму работы и дать инструкции по ее выполнению.

Схемы, таблицы, графики, рисунки являются краткой иллюстрацией по теме и позволяют обучающимся подключить образное мышление, лучше усвоить материал.

2.7. Решение ситуационных задач (кейсов) и выполнение упражнений

Задания и упражнения в качестве самостоятельной работы позволяет закрепить изученный материал, сформировать определенные умения и навыки, выработать у студента способность самостоятельно решать поставленные задачи, лаконично и структурировано формулировать ответ.

Чтобы дать практические задания и/или упражнения на дом преподавателю необходимо лаконично сформулировать вопросы, отобрать только те задания, которые посильны для студента и соответствуют изученному материалу. По итогам выполнения заданий и/или упражнений важно выявить проблемные места в изученном материале и выделить время на их дополнительную отработку.

2.8. Выполнение тестирования

Тестирование позволяет быстро и объективно проверить уровень подготовки всех обучающихся на основе использования статистических методов. Оно предполагает выполнение подготовленного набора заданий путем выбора правильных ответов из предложенных вариантов.

При выборе тестирования в качестве самостоятельной внеаудиторной работы важно иметь ввиду, что оно должно являться формой самоконтроля студента. Поэтому необходимо не только предоставить обучающимся вопросы, но и эталоны ответов, чтобы они смогли проверить свои знаний и умения, выполнить работу над ошибками. При этом преподаватель может проконсультировать студента в индивидуальном порядке по проблемным заданиям.

При формулировке тестовых заданий преподавателю необходимо использовать вопросы:

-на сопоставление (В чем сходство или различие?, Каковы отличительные признаки? и т.д.);

-на установление причинно-следственных связей («Что случится, если .…? Что является причиной...? и т.д.)

-на определение цели, значения, роли (Какую цель ставит перед собой…? Какое значение имеет…? Какую роль выполняет...? и т.д.);

-на установление характерных особенностей (Каковы  особенности…? Назовите отличительные признаки…? и т.д.);

-на определение классов предметов, явлений по указанному признаку (Выберите определения по следующем признаку...? К какой группе можно отнести...? и т.д.);

-на пояснение (Как объяснить…? Что означает...? и т.д.);

-на результаты и выводы (Какой результат имеет...? Какой вывод можно сделать…? и т.д.).

Виды тестовых заданий

Тестовые задания могут быть:

-закрытые. Они предполагают выбор одного или нескольких правильных ответов. Например,

С греческого языка слово «философия» переводится как:

А. любовь к истине

В. любовь к мудрости

С. учение о мире

D. божественная мудрость

-на установление соответствия. В данном случае необходимо соотнести термин с определением, выявить характеристики какого-либо явления, предмета, операции. Например,

Установите авторов высказываний:

1. Я мыслю, следовательно, я существую

2. Я знаю, что ничего не знаю.

3. В одну реку нельзя войти дважды.

4. Человек – мера всех вещей.

А. Протагор

В. Сократ

С. Декарт

D. Гераклит

-на установление правильной последовательности. В данном случае необходимо указать порядок явлений, предметов, процессов, операций. Например,

Укажите имена философов в зависимости от этапа развития в порядке возрастания:

А. Сократ

В. К. Маркс

С. Ф.Ницше

D. Абеляр

E. Конфуций

G. Цицерон

K. Макиавелли

L. Декарт

-открытые. Данная форма предполагает самостоятельное завершение студентом задания на заполнение пропуска. Например,

Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал.....

A. Владимир Мономах

B. Филофей

C. Дионисий

D. Сергий Радонежский

По способу ответа на тестовые вопросы выделяют:

-выбор одного ответа,

-выбор нескольких ответов,

-установление соответствия,

-установление правильной последовательности,

-сортировка,

-завершение фразы, предложения,

-самостоятельное составление ответа,

-вычисление ответа,

-вычисление и выбор ответа.

Содержание теста не должно быть однотипным. В него следует включать легкие вопросы. Они проверяют минимум знаний и степень знакомства студента с предметом. Это вопросы, связанные с простыми мыслительными операциями (по образцу, по типологии).

Обязательным условием является наличие заданий среднего уровня сложности, т.к. они позволяют выявить, насколько студент ориентируется в теме, терминах, умеет анализировать и делать выводы. Это вопросы, связанные со сложными мыслительными операциями, требующими принятия нестандартных решений.

Трудные задания необходимы, чтобы выявить глубину освоения материала. Это проблемные вопросы, развивающие творческое мышление при анализе сложных ситуаций.

Все перечисленные формы и виды тестовых заданий имеют определенные достоинства и недостатки. Их выбор зависит от конкретной цели контроля знаний, учебной дисциплины, особенностей студентов и их направления подготовки, возможностей преподавателя. Тестирование позволяет получить надежные и объективные результаты оценки уровня подготовки студентов в рамках внеаудиторной самостоятельной работы.

2.9. Составление кроссвордов по теме

Данная форма самостоятельной работы позволяет активизировать мышление студентов, пробудить интерес к более основательному изучению темы, закрепить изученный материал. Для составления кроссворда обучающемуся необходимо записать не только вопросы, но и ответы. Кроссворд одного из студентов может быть использован во время аудиторной работы в качестве проверки знаний.

2.10. Научно-исследовательская деятельность студента

Преподавателю необходимо мотивировать у студентов научно-исследовательский интерес. Для этого важно рассказать им об актуальности научных знаний, основных методах и способах осуществления научной деятельности, определить приоритетные научные направления, рассказать о правилах подготовки устных выступлений и письменных сообщений, тезисов, статей. Преподаватель может порекомендовать студентам изучить дополнительную литературу в рамках их научных интересов. При написании научных тезисов или статей студент должен учесть структуру работы. Она включает:

Введение (здесь определяется ключевая проблема, актуальность темы)

Основная часть (собственные мысли высказываются в виде тезисов, которые подтверждаются материалов из первоисточников, цитированием авторов)

Заключение (подводятся итоги проблемы, предлагаются способы ее решения).

Список использованной литературы (приводятся использованные по теме источники).

2.11. Выполнение творческого или практического задания

Выполнение творческого или практического задания в рамках внеаудиторной работы нередко применяется преподавателем в целях более глубокого изучения темы или ее неполного освоения на аудиторных занятиях в силу ограничения во времени. Это дает возможность студенту доделать задание, начатое на уроке, или выполнить его в домашних условиях, используя в помощь дополнительные источники. Задания на дом развивают самостоятельность и креативность мышления, самоанализ и самоконтроль студента. Преподаватель предварительно должен озвучить обучающимся задание и дать инструкцию по его выполнению.

Если студенту нужно подготовить практическую работу, лабораторный практикум, то следует учесть, что они включают:

1.Цель и задачи работы с формулировкой заданий.

2. Алгоритм работы.

3. Глоссарий (при необходимости).

4. Список рекомендуемой литературы.

Если студенту необходимо подготовить мастер-класс, то следует уделить внимание структуре. В нее входит:

1. Вступление (цель, мотивацию, краткое описание занятия, инструкции).

2. Демонстрация практического опыта.

3. Рекомендации при выполнении задания.

4. Заключение (подведение итогов).

Мастер-классы разнообразят практическую работу студентов, позволяют им сформировать новые навыки и умения, стимулируют развитие творческого потенциала, помогаю осмыслить свою деятельность на более высоком уровне мастерства.

2.12. Подготовка письменной работы (реферата, эссе, курсовой, дипломной работы)

Письменная работа в виде реферата, эссе, курсовой или дипломной работы представляет собой обобщенное изложение основных концепций вопроса на основе самостоятельного анализа различных источников. Ее цель – выявить актуальность и новизну исследуемой темы. Письменная работа – это, по сути, авторский текст, которому присущ научно-исследовательский характер с изложением различных точек зрения на проблему и самостоятельным анализом вопроса. При этом студент должен не механически переписать прочитанные монографии и научные статьи, но творчески их переработать, переосмыслить  и постараться выработать свой стиль для изложения материала.

Реферат может служить основой для написания дипломной или курсовой работы. Он создается на основе изучения различных источников, посвященных выбранному вопросу, и предполагает высказывание собственной точки зрения. Дипломная и курсовая работа помимо теоретического аспекта исследования темы предполагают практическую часть. Ее изложение осуществляется на основе изучения студентом прикладного характера вопроса, собственных выводов и экспериментов.

Эссе предполагает творческий подход студента и выражение им индивидуального впечатления по заданной теме. Оно раскрывает субъективное понимание вопроса, имеет философский, исторический, историко-биографический, публицистический или научно-популярный характер. Эссе позволяет развить творческое мышление, грамотное и последовательное изложение собственных мыслей, структурирование информации, выделение причинно-следственных связей, умение анализировать и делать выводы.

При выполнении письменной работы студент должен учитывать основные рекомендации и критерии оценивания:

-содержание должно соответствовать выбранной теме;

-материал необходимо глубоко проработать и изложить ключевые идеи;

-следует соблюдать логическую последовательность и единый стиль текста;

-необходимо излагать свои мысли грамотно;

-собственные тезисы важно аргументировать;

-взгляды авторов нужно высказывать точно, без искажений;

-при подведении итогов важно рассмотреть вопрос с разных сторон, выделить собственный подход и его новизну;

-работа должна быть оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Письменная работа может быть сдана преподавателю для проверки без последующего обсуждения или проанализирована на аудиторных занятиях.

2.12.1. Требования к реферату

Написание реферата – сложный процесс, в котором можно выделить несколько этапов.

1. На подготовительном этапе работы выбирается тема, подбирается и изучается необходимая литература и источники. Студент может выбрать тему реферата из списка, а может предложить свою, но согласовав ее с преподавателем.

2. Работа с литературой. После выбора темы необходимо вначале составить общее представление о проблеме. Для этого следует изучить материалы лекций, учебников, учебных пособий. После этого необходимо обратиться к изучению источников и специальной литературы. При изучении литературы следует делать выписки на карточки или отдельные листы бумаги, при этом точно ссылаясь на источник, с указанием автора, названия работы, места издания, года и страницы. Эти отдельные карточки можно будет объединить по проблемам, что существенно облегчит работу над текстом реферата. Основные мысли из текста можно выписывать как дословно, так и перелагая их своими словами. При чтении литературы следует выделять альтернативные оценки авторов на ту или иную проблему, формулировать свое отношение к данной проблеме.

3. Написание реферата. После того как необходимый материал собран и проанализирован, можно составить план реферата.

Реферат состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Титульный лист не нумеруется (но считается как 1 страница). На нем дается полное наименование учебного заведения, тема с указанием дисциплины, по которой выполняется реферат, имя, курс и форма обучения студента, имя научного руководителя, место и год выполнения работы.


Образец  титульного листа реферата

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж Петербургской моды»

Реферат

по предмету: __________________________

на тему:

«                                                                           »

тема:

             Выполнил:

студент ____ гр.

                               ________________ФИО

                                                   Проверил:

Преподаватель: ____________ФИО

____________________(подпись)

Оценка:

_______(письменно)

Санкт-Петербург

201_


Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, формулируются цели и задачи работы, дается краткая характеристика источников и историографии, описываются методы, используемые для исследования проблемы.

Оглавление помещается на второй странице реферата и представляет собой перечень глав и параграфов с указанием номеров страниц, на которых они размещаются.

Основная часть представляет собой развернутый ответ на два – три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным, аргументированным. Свои мысли и выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу. Каждая глава должна завершаться краткими выводами. В работе должны прослеживаться четкая и логическая структура, убедительная аргументация, точность формулировок, конкретность изложения результатов.

В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы. Заключение является общим итогом изложения вопросов плана реферата.

В списке использованной литературы помещаются все прочитанные автором исторические источники и научная литература, он составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. В списке литературы следует отразить следующие данные: фамилию и инициалы автора, название книги, (если есть: номер тома, выпуска, части), место издания, год издания.  Минимум использованной литературы составляет 3-5 библиографических единиц. В качестве дополнительного информационного источника возможно использование Интернет-ресурсов, но только с указанием на адрес сайтов.

Список литературы выполняется в алфавитном порядке, все источники нумеруются.

В приложении помещаются схемы, таблицы, иллюстрации и т.д, если таковые имеются. Автор должен указать на происхождение данной информации. Наличие приложения не обязательно.

4. Оформление реферата.

Работа представляется в печатном виде.

Текст должен быть изложен литературным языком, просто, четко, выразительно, грамотно. Произвольные сокращения слов не допускаются.

Каждая структурная часть реферата (введение, основная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между названием главы и следующим за ней текстом составляет 1 интервал.

После заголовка, располагаемого посередине строки, не ставится точка.

Номера страниц указываются внизу в правом углу. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.

В тексте реферата инициалы авторов указываются перед фамилиями. Следует обязательно ссылаться на используемые таблицы, рисунки или приложения (Например, см. табл. 1, см. рис. 1, см. приложение 1). Они имеют сквозную нумерацию. Название таблицы помещается над ней размером шрифта 14 пт с выравниванием по правому краю. Текст внутри таблицы выполняется шрифтом 12 пт. Положение рисунков – «В тексте». Подрисуночные подписи выполняются размером шрифта 12 пт и выравниванием по центру.

Каждую цитату нужно заключать в кавычки и давать ссылки на источники. Если какая-то мысль из первоисточника излагается своими словами с незначительными изменениями, то ее не следует заключать в кавычки, но ссылаться на источник обязательно. Для этого существуют сноски. Наиболее удобный вариант оформления сносок – это помещение ее в тексте работы, сразу после цитируемого источника: …..[2; С.7]. Первая цифра – это указание на порядковый номер используемого источника в списке литературы, вторая – номер страницы. Другим вариантом оформление сносок могут быть подстрочные ссылки: «Икона – не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества»¹.

¹Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. М., 2003. С. 25.

Если в реферате цитируется мысль, не принадлежащая автору используемого источника, сноску оформляют особым образом: Исследователь в области лингвистики и семиологии Ю. Кристева отмечала: «Отныне…речь может идти только о тексте»¹.

¹Цит. по: Канныкин С.В. Текст как явление культуры (пролегомены к философии текста). Воронеж, 2003. С. 16.

Если в реферате при рассмотрении проблемы указывается конкретный первоисточник, то ссылаться необходимо следующим образом:

¹См.: Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов Древней Руси (X-XIII вв.)  // Вопросы истории 1994. №10.

При повторной ссылке на один и тот же источник на одной странице, достаточно написать: Там же, и указать страницу.

¹Там же. С.11.

Наличие ссылок в реферате обязательно, иначе вся информация в тексте может быть подвергнута сомнению.

Объем реферата составляет 15-20 машинописных страниц. Шрифт Times New Roman – 14, полуторный интервал, абзац 1,25, выравнивание по ширине. Поля: верхнее и нижнее по 2 см., левое – 3 см, правое – 1,5 см. Все таблицы и рисунки должны быть подписаны.

Весь реферат помещается в папку с файлами (каждая страница реферата в отдельный файл) и предъявляется преподавателю для предварительной проверки.

2.12.2. Требования к курсовой, дипломной работе

Курсовая, дипломная работа представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста изложение обучающимся содержание отдельных проблем, задач и методов их решения в изучаемой области профессиональной деятельности.

Темы курсовых или дипломных работ предлагаются студентам на выбор заранее. Затем совместно с научным руководителем подбирается литература, составляется общее представление о проблеме, план работы, как и при работе с рефератом.

По содержанию выпускная работа может носить реферативный или практический характер.

По структуре выпускная работа реферативного характера состоит из:

- титульного листа с указанием темы, руководителя, данных студента;


Образец  титульного листа выпускной работы

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж Петербургской моды»

Курсовая (дипломная) работа

Тема: _____________________________________________________________        

        

        

по дисциплине (МДК) _______________________________________________        

        

        

        

Руководитель:

(фамилия, имя, отчество)

Оценка _________________

Выполнил(а):

обучающаяся  ____ группы

                                   ____   курса

(фамилия, имя, отчество)

Специальность ________________________

Санкт-Петербург

20__


-введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;

-теоретической части, в которой представлена история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;

-заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

-списка использованной литературы;

-приложения (при необходимости).

По структуре выпускная работа практического характера состоит из:

-введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

-теоретической части, в которой содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;

-практической части, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами, описанием конструкций, выбором материалов и т.п.;

-заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

-списка использованной литературы;

-приложения (при необходимости).

Наличие ссылок в работе обязательно, иначе вся информация в тексте может быть подвергнута сомнению.

Объем курсовой, дипломной работы составляет 20-25 машинописных страниц. Шрифт Times New Roman – 14, одинарный интервал, абзац 1,25, выравнивание по ширине. Поля: верхнее и нижнее по 2 см., левое – 3 см, правое – 1,5 см. Все таблицы и рисунки должны быть подписаны.

Работа помещается в папку с файлами (каждая страница в отдельный файл) и предъявляется преподавателю для предварительной проверки и подготовки отзыва. При условии законченного оформления и положительной оценки содержания, она допускается к защите. Работа, не отвечающая установленным требованиям, возвращается для доработки с учетом сделанных замечаний и повторно предъявляется в срок, указанный руководителем, но до начала защиты.

Защита курсовой, дипломной работы является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение дисциплины.

2.12.3. Требования к эссе

Эссе состоит из нескольких частей:

1. Титульный лист с указанием общих сведений о студенте: ФИО, номер группы, наименование темы эссе.

2. Введение – краткое описание проблемы, вопроса, цель эссе и актуальность темы.

3. Основная часть – краткие тезисы автора должны подкрепляться доказательствами (фактами, явлениями социальной жизни, событиями, жизненными ситуациями, научными доказательствами и т.д.). Необходимо раскрыть тему, привести различные точки зрения на проблему.

4. Заключение – подведение итогов проблемы, вопроса, резюмируется мнения автора.

5. Список литературы – выполняется в алфавитном порядке.

По форме эссе может быть представлено в виде рецензии, заметки, письма, миниатюры, анализа произведения, рефлексии, критического замечания и т.д.

Эссе излагается эмоциональным, экспрессивным, художественным языком. При этом следует избегать сленга, сокращений, легкомысленного тона. Лучше использовать простые предложения, разнообразные по интонации, чтобы сделать текст интересным. Изложение должно быть грамотным и аргументированным, подкрепленным ссылками на источники и научную литературу. Цитаты даются в кавычках и должны сопровождаться указаниями источников. Например,

«Концепция – это совокупность основных идей, определенная трактовка, основная точка  зрения на какое-либо явление или совокупность явлений» [2, с. 3],

где 2 – порядковый номер источника из списка литературы, с.3 – страница цитирования.

Если необходимо указать несколько источников, то разделение осуществляется знаком «;»: [1; 10; 3].

Если какая-то мысль из первоисточника излагается своими словами с незначительными изменениями, то ее не следует заключать в кавычки, но ссылаться на источник обязательно.

Список литературы оформляется в конце эссе в алфавитном порядке с указанием использованных источников. При этом указывается автор, название источника, издательство, год выпуска. При ссылке на интернет-источник указывается формат издания – электронный ресурс.

При выполнении эссе в печатном виде оно предоставляется в формате А 4, шрифт Times New Roman, размер 12, выравнивание по ширине. Поля: верхнее и нижнее по 2 см., левое – 3 см, правое – 1,5 см. Объем – 2-5 страниц.

2.13. Подготовка к текущей или промежуточной аттестации

При проведении различных форм контроля (текущего или промежуточного) преподаватель обязан заранее предупредить студента о проверке, определить тему и примерные задания. Для подготовки к работе студент самостоятельно повторяет изученный материл, использует конспекты лекций и первоисточников, словарь терминов, рекомендуемую литературу. При возникновении трудностей он может обратиться к преподавателю за индивидуальной консультацией.

3. Методика разработки самостоятельных заданий

При разработке методических рекомендаций по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель должен ориентироваться на федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки, рабочую программу учебной дисциплины, учебный план, разработанный образовательным учреждением.

На основе этих документов в самостоятельной работе должны быть учтены:

-требования к уровню подготовки выпускника по дисциплине (осваиваемые знания, умения, практический опыт),

-перечень контролируемых общих и/или профессиональных компетенций,

-календарно-тематическое планирование (распределение часов по самостоятельным работам),

-наименование вида самостоятельного занятия, его цель и задачи;

-задания для самостоятельной работы,

-критерии и шкала оценивания,

-литература, рекомендуемая для подготовки студентов в рамках внеаудиторной самостоятельной работы.

3.1.Структура методических рекомендаций по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы включают:

1. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке, включающие наименование самостоятельной работы, освоенные знания и умения, практический опыт, сформированные компетенции по теме.

2. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы

3. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

4. Задания к самостоятельной внеаудиторной работе, сопровождающиеся указаниями для их выполнения, рекомендуемой литературой

5. Критерии и шкала оценки выполнения внеаудиторной самостоятельной работы и степени овладения студентами запланированных знаний и умений (освоенных компетенций)

3.1.1. Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения учебной дисциплины должны соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта и показывать уровень подготовки студента. По каждой самостоятельной работе необходимо указывать знания, умения, практический опыт, общие и профессиональные компетенции, которые усваивает студент.

Например,

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

п/п

Наименование самостоятельной работы

Осваиваемые студентами ЗУО

Формируемые у студентов ОК и ПК

1

Самостоятельная работа № 1.

Анализ изменения мифологических видов сознания в истории Древнего Востока

.

Знания:

-основные категории и понятия философии;

-роль  философии  в  жизни  человека и общества;

-основы философского  учения о бытии;

Умения:

-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

-анализировать основные мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки,

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

3.1.2. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы

В соответствии с учебным планом в самостоятельной работе приводится тематическое планирование – распределение часов по темам. При этом должны быть указаны проводимые виды самостоятельной работы: подготовка опорного конспекта, работа с первоисточниками, выполнение задания и т.д. Например,

Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы

Номер

темы

Наименование раздела, темы

Наименование темы самостоятельной работы

Кол-во часов

Раздел 1.

Философия как наука, ее предмет и структура

3

1.1  

Основные понятия философии, предмет философии.

Самостоятельная работа № 1.  Предмет и структура философии

1

1.2.

Основные разделы философии

Самостоятельная работа № 1.  Предмет и структура философии

2

Раздел 2.

История философии

18

2.1.

Предпосылки философии в древних цивилизациях

Самостоятельная работа № 2. 

Анализ изменения мифологических видов сознания в истории Древнего Востока

2

2.2.

Философия Древней Греции и Рима

Самостоятельная работа № 3. 

Сравнение концепций идеальных государств и понятия «душа» в философских системах Платона и Аристотеля.

2

2.3.

Средневековая философия

Самостоятельная работа № 4. 

Религиозно-этические учения Средневековой философии

2

2.4.

Философия Возрождения

Самостоятельная работа № 5. 

Философские идеи эпохи Возрождения

2

2.5.

Философия Нового времени

Самостоятельная работа № 6. 

Представление о государстве в трудах философов-просветителей 

2

2.6.

Немецкая классическая философия

Самостоятельная работа № 7. 

Основные категории немецкой классической философии

2

2.7.

Зарубежная философия XIX века

Самостоятельная работа № 8. 

Чтение и анализ произведений Ф.Ницше

2

2.8.

Философские течения ХХ века

Самостоятельная работа № 9. 

Знакомство с культурой постмодернизма    

2

2.9.

Русская философия

Самостоятельная работа № 10. 

Анализ текстов русских философов

2

ИТОГО

21

3.1.3. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

В методических рекомендациях необходимо привести инструкции для студентов при выполнении самостоятельной работы. Здесь необходимо учитывать виды самостоятельной работы и их особенности.

Например,

1. Перед выполнением внеаудиторной  самостоятельной работы студентам следует изучить содержание основных видов знаний, умений, практического опыта.

2. Задания предлагаются преподавателем после изучения каждого раздела. Они комментируются преподавателем, который сообщает требования по их выполнению, сроки исполнения, критерии оценки и пр.

3. Для выполнения творческого/ практического задания дома студенты используют лекционный материал и рекомендуемую литературу. При изучении литературы следует делать выписки первоисточников в тетрадь или на отдельные листы бумаги, при этом точно указывать библиографию. При чтении литературы следует выделять альтернативные оценки авторов на ту или иную проблему, формулировать свое отношение к данной проблеме. Основные мысли из текста можно выписывать как дословно, так и перелагая их своими словами.

4. При выполнении эссе или доклада, следует придерживаться структуры: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.

5. Если какая-то мысль из первоисточника излагается своими словами с незначительными изменениями, то ее не следует заключать в кавычки, но ссылаться на источник обязательно. Для этого существуют сноски. Наиболее удобный вариант оформления сносок – это помещение ее в тексте работы, сразу после цитируемого источника: …..[2; С.7]. Первая цифра – это указание на порядковый номер используемого источника в списке литературы, вторая – номер страницы. Другим вариантом оформление сносок могут быть подстрочные ссылки: «Икона – не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества»¹.

¹Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. М., 2003. С. 25.

6. В случае необходимости для выполнения задания студенты получают консультацию преподавателя.

7. Студенты выполняют задания внеаудиторной самостоятельной работы в тетради или на отдельных листах. Если работа пишется от руки, необходимо это делать аккуратно и разборчиво, разбивая текст на абзацы.

8. При выполнении заданий в печатном виде они предоставляются в формате А 4, шрифт Times New Roman, размер 12, выравнивание по ширине. Поля: верхнее и нижнее по 2 см., левое – 3 см, правое – 1,5 см. Объем – 2-5 с. В тексте следует обязательно ссылаться на используемые таблицы, рисунки или приложения.

9. Оценка выполненных заданий в баллах проставляется преподавателем в журнале учета внеаудиторной самостоятельной работы.

10. Итоговая сумма набранных студентом баллов, суммируясь с результатами оценки аудиторной работы, составит рейтинговый показатель студента, который может учитываться при проведении итогового контроля знаний по дисциплине.

3.1.4. Задания к самостоятельной внеаудиторной работе

В заданиях для внеаудиторной самостоятельной работы приводятся вид работы по соответствующей теме или разделу, цель и задачи (какие при этом должны быть усвоены студентом знания, умения, практический опыт), вопросы, информационные источники.

В список литературы, рекомендуемой для выполнения самостоятельной работы, необходимо включить основные источники, дополнительные источники, интернет-ресурсы.

Основные источники – это актуальные учебные пособия, учебники, имеющиеся в наличие в образовательном учреждении и изданные не позднее 5 лет.

Дополнительная литература – это учебники, методические рекомендации, первоисточники, журналы, статьи любого года издания, необходимые для более глубокой подготовки студента.

Интернет-ресурсы – это электронные учебники, статьи, первоисточники, которые студент может найти по ссылке в Интернете.

Например,

Задания к самостоятельной внеаудиторной работе

Самостоятельная работа № 2. Анализ изменения мифологических видов сознания в истории Древнего Востока

Цель работы:

  • проанализировать изменение мифологического сознания в истории Древнего Востока и основные идеи восточных форм философствования.

Задачи:

  • изучить основные характеристики мифологического сознания,
  • выявить общие и отличительные особенности мифа, религии, философии,
  • провести анализ восточных форм философствования Конфуция,
  • сформировать собственное понимание и отношение к философским идеям Древнего Востока.

ЗАДАНИЕ 1: Сделать сравнительную таблицу с выделением общего и особенного между мифом, религией, философией.

Общая характеристика

Миф

Религия

Философия

Представление о Боге

Представление о мире

Представление о человеке

Представление о познании

Представление об истине

 

 ЗАДАНИЕ 2: Творческая работа «Проанализировать изречения Конфуция»

  1. Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький.
  2. Если ты ненавидишь – значит тебя победили.
  3. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
  4. Перед тем как мстить, вырой две могилы.
  5. Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.
  6. Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.
  7. На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.
  8. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
  9. Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.
  10. Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
  11. Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.
  12. Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.
  13. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
  14. Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.
  15. Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.
  16. Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.
  17. Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.
  18. Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.
  19. В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.
  20. Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.
  21. Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил.
  22. Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.
  23. Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
  24. Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
  25. Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.

Информационные источники

Основные источники:

  1. Горелов А.А. Основы философии. Учебник. - М.: Академия, 2013

Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:

1.     Асмус В.Ф. История античной философии. – М., 1965

  1. Бонар А. Греческая цивилизация. В 3 кн. – М., 1991
  2. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений. В 2 частях. – М., 1989

Интернет-источники:

Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/

3.1.5. Критерии и шкала оценки выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Важным этапом внеаудиторной самостоятельной работы является оценивание работы студентов. Для этого преподавателем должны быть разработаны критерии оценки и шкала оценивания в зависимости от поставленных целей и задач, выбранных видов самостоятельной работы.

Критерии оценивания включают результаты освоения студентом знаний, умений, практического опыта по изучаемому материалу и формулируются в словесной форме. Шкала оценивания прописывается в балловом эквиваленте и является суммой баллов, полученных студентов за выполненные задания.

Итоговая сумма набранных студентом баллов выставляется в журнал учета внеаудиторной самостоятельной нагрузки, суммируясь с результатами оценки аудиторной работы, составит рейтинговый показатель, который может учитываться при проведении итогового контроля знаний по учебной дисциплине.

Критерии оценивания устной формы самостоятельной работы (доклад, презентация, защита реферата и др.)

При использовании устной формы самостоятельной работы критерии оценивания могут выглядеть следующим образом:

Отметка "5" выставляется, если ответ студента правильный и полный на основании изученных теорий, материал изложен в определённой логической последовательности, ответ обучающийся дает самостоятельно.

Отметка "4" выставляется, если ответ студента правильный и полный на основании изученных теорий, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены одна – две не существенные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.

Отметка "3" выставляется, если ответ не полный, несвязный; при этом допущены существенные ошибки, которые обучающийся может исправить при наводящих вопросах преподавателя.

Отметка "2" выставляется, если при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала; при этом допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах преподавателя.

Критерии оценивания письменной формы самостоятельной работы (опорный конспект, конспект первоисточника, упражнение, кейс, творческое задание, тестирование, эссе и др.)

При использовании письменной формы самостоятельной работы необходимо обращаться как к критериям оценивания, так и шкале оценки. Критерии оценивания могут выглядеть следующим образом:

Отметка «5» выставляется, если студент набирает 9-10 баллов из 10 и демонстрирует знания основных понятий и практические навыки по теме, логично и структурированно выстраивает ответ, высказывает и обосновывает свое мнение, применяет творческий подход.

Отметка «4» выставляется, если студент набирает 7-8 баллов из 10 и демонстрирует знания основных понятий и практические навыки по теме, умеет проанализировать проблемы по изучаемой теме, но допускает незначительные ошибки, не всегда логично, неуверенно высказывает и обосновывает свое мнение.

Отметка «3» выставляется, если студент набирает 5-6 баллов из 10 и не демонстрирует знания основных понятий и практических навыков по теме, не умеет проанализировать основные проблемы по изучаемой теме, отвечает нелогично и не может обосновать свое мнение.

Отметка «2» выставляется, если студент набирает менее 4 баллов из 10 и не демонстрирует знаний и умений в рамках изучаемой темы, не умеет логично отвечать на вопросы, высказать и обосновать собственное мнение.

Шкала оценивания

Оценка

Число балов, необходимое для получения оценки

 «5» отлично

9-10 балла (90% и более)

«4» хорошо

7-8 баллов (88-77%)

«3» удовлетворительно

5-6 баллов (73–53%)

«2» неудовлетворительно

4 – 1 балл (менее 53%)

Например,

Оценка

Число балов, необходимое для получения оценки

Критерии оценивания

 «5» отлично

9-10 балла (90% и более)

Студент демонстрирует уверенное знание основных категорий философии античности, знание основных философских учений Древней Греции и Древнего Рима, умеет проанализировать философские проблемы античности и рассмотреть их актуальность в современном мире, высказать и обосновать свое мнение, применить творческий подход.

«4» хорошо

7-8 баллов (88-77%)

Студент демонстрирует уверенное знание основных категорий философии античности, знание основных философских учений Древней Греции и Древнего Рима, но допускает незначительные ошибки, умеет анализировать философские проблемы античности, но не раскрывает их актуальность в современном мире, неуверенно высказывает и обосновывает свое мнение.

«3» удовлетворительно

5-6 баллов (73–53%)

Студент не демонстрирует знание основных категорий философии античности, показывает несвязанные знания основных философских учений Древней Греции и Древнего Рима, не умеет проанализировать философские проблемы античности и рассмотреть их актуальность в современном мире, высказывает и обосновать свое мнение нелогично.

«2» неудовлетворительно

4 – 1 балл (менее 53%)

Студент не демонстрирует знаний и умений в рамках изучаемой темы, не умеет высказать и обосновать собственное мнение.

3.2. Требования к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

В процессе выполнения самостоятельной работы студент должен совершенствовать знания и умения, оперативно решать задачи и контролировать правильность их решения. Для этого у него должно сложиться четкое понимание целей и форм работы. Преподавателю необходимо не просто озвучить тему самостоятельной работы, но и дать четкую инструкцию по ее выполнению, поставить перед обучающимися конкретные задачи, которые они должны достигнуть. Важно определить объем и структуру материала, выносимого на дополнительную проработку, а также форму отчетности студента. При этом следует учитывать единство аудиторных и внеаудиторных занятий. Студенты должны быть мотивированы на поиск решений, раскрытие своих способностей.  

Преподаватель должен озвучить обучающимся правила рациональной организации самостоятельной работы, которые были сформулированы русским ученым Н. А. Введенским:

1. В работу следует втягиваться постепенно, начинать с простого и постепенно переходить к сложному.

2. Следует равномерно распределить самостоятельную деятельность в течении дня, недели или месяца, исходя из своего тема работа так, чтобы избегать перенапряжения.

3. Важно чередовать труд и отдых, делать перерывы.

4. Если какие-то задачи не представляется возможным решить, то отложить их, приступив к более простым. Только после выполнения всех заданий, снова вернуться к нерешенным вопросам.

5. Студенту следует развивать самоконтроль и ориентироваться на результат в процессе самостоятельной работы.

Преподаватель должен при необходимости подготовить раздаточный материал для студентов, отразив в нем цели, задачи самостоятельной работы, инструкции по ее выполнению.

Важно проверять задания, данные на дом, выделять наиболее успешных обучающихся, проводить работу над ошибками, давать рекомендации по дополнительному освоению материала.

3.3. Требования к оформлению методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы оформляются в печатном виде. Они предоставляются в формате А 4, шрифт Times New Roman, размер 12, выравнивание по ширине. Поля: верхнее и нижнее по 2 см., левое – 3 см, правое – 1,5 см. Нумерация страниц внизу по центру, титульный лист не нумеруется.

В тексте следует обязательно ссылаться на используемые таблицы, рисунки или приложения.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы должны включать (См. Приложение 2):

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Пояснительная записка с указанием необходимых знаний, умений, практического опыта, формируемых общих и/или профессиональных компетенций

4. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке, с определение знаний, умений, практического опыта, общих и/или профессиональных компетенций по темам (разделам)

4. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы

5. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

6. Задания к самостоятельной внеаудиторной работе, сопровождающиеся указаниями для их выполнения, рекомендуемой литературой

7. Критерии и шкала оценки выполнения внеаудиторной самостоятельной работы и степени овладения студентами запланированных знаний и умений (освоенных компетенций)

Список литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. В нем следует отразить следующие данные: фамилию и инициалы автора, название книги, (если есть: номер тома, выпуска, части), место издания, год издания, общее количество страниц. При использовании Интернета необходимо указать наименование источника, статьи, журнала, определить, что это электронный ресурс, дать адрес ссылки и дату обращения.  

Образец оформления списка литературы

1. Быстрова А.Н. Мир культуры. Основы культурологии: Уч. пособ. – М.: Наука, 2000. – 230 с.

2. Метафизика Петербурга: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Л.М. Морева. – СПБ.: Изд-во ФКИЦ «Эйдос», 1993. – 210 с.

3. Раушенбах Б.В. Иконография как средство передачи философских представлений // Проблемы изучения культурного наследия / Отв. ред. Г.В. Степанов. – М.: Наука, 1985. С. 317 – 325.

4. Недошивина Н.Г. Средневековые крестовидные подвески из листового серебра // Советская археология. – 1983. - №4. – С. 222 – 225.

5. Мировая художественная культура. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. artclassic.edu.ru (дата обращения: 2.07.18).

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы рассматриваются на заседании методических комиссий соответствующих направлений подготовки и утверждаются методическим советом и приказом директора.


Заключение

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы помогают студентам эффективно организовать внеаудиторную деятельность.

Процесс подготовки методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы динамичен и находится под воздействием различных факторов внешней среды, в том числе федеральных государственных образовательных стандартов. Поэтому задания по самостоятельной работе нуждаются в постоянной доработке, а требования по их оформлению могут меняться и дополняться.

В зависимости от целей и методик содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы отличается в различных образовательных учреждениях. Однако необходимым остается наличие результатов освоения дисциплины, подлежащих проверке, заданий и инструкций к ним, критериев оценивания, рекомендуемой литературы, без чего не сможет обойтись ни один преподаватель.

В конечном итоге такая схема может гарантировать соответствие цели изучения учебной дисциплины прогнозируемым результатам, что и является эффективным показателем качества образования.


 Приложение. Макет для оформления методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж Петербургской моды»

Утверждаю

Директор

СПБ ГБ ПОУ КПМ

_______________________ А.И. Капанин

« __ » _______ 201__ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине ______________________

по специальности/профессии _______________________________

на базе: основного общего образования

с получением среднего общего образования/среднего общего образования

Подпись

Дата

Разработал

Преподаватель

Рассмотрено на заседании МК

Протокол № __

от «__» ___ 201_ г.

Председатель

Утверждено на заседании методического совета

Протокол № __

от «__» ___ 201_ г.

Заместитель директора

по УМР

Санкт-Петербург

2018


Содержание

1. Пояснительная записка                

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке        

3. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы

4. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

5. Задания к самостоятельной внеаудиторной работе

6. Критерии и шкала оценки выполнения внеаудиторной самостоятельной работы и степени овладения студентами запланированных знаний и умений (освоенных компетенций)

7. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


1. Пояснительная записка

        Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ подготовлены по дисциплине _____________ по специальности/профессии _______________________________________________________

 на базе основного общего образования с получением среднего общего образования/среднего общего образования.

Данные методические рекомендации могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки в рамках укрупненной группы профессий).

Учебная дисциплина _______ относится к циклу ________ и  направлена на развитие у студентов _______________________

Цель преподавателя ________________________________.

В результате выполнения самостоятельных заданий студент должен знать:

В результате выполнения самостоятельных заданий студент должен уметь:

В результате выполнения самостоятельных заданий студент должен овладеть практическим опытом:

Результатом освоения программы дисциплины и выполнения самостоятельных заданий является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Самостоятельную работу студенты выполняют вне рамок аудиторных занятий после изучения теории или практикума.

Задания для самостоятельной работы доводятся до сведения обучающихся в конце урока.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы включают:

1. Пояснительная записка с указанием необходимых знаний, умений, практического опыта, формируемых общих и/или профессиональных компетенций

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке, с определением знаний, умений, практического опыта, общих и/или профессиональных компетенций по темам (разделам)

3. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы

4. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

5. Задания к самостоятельной внеаудиторной работе

6. Критерии оценки выполнения внеаудиторной самостоятельной работы и степени овладения студентами запланированных знаний и умений (освоенных компетенций)


2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

п/п

Наименование самостоятельной работы

Осваиваемые студентами ЗУО

Формируемые у студентов ОК и ПК

1

2

...

3. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы

Номер

темы

Наименование раздела, темы

Наименование темы самостоятельной работы

Кол-во часов

4. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

1. Перед выполнением внеаудиторной  самостоятельной работы студентам следует рекомендовать …

2. Для выполнения задания необходимо …

3. При изучении литературы следует ….

 и т.д.

5. Задания к самостоятельной внеаудиторной работе

Самостоятельная работа № 1. _________________________________________________

Цель работы:

Задачи:

ЗАДАНИЕ 1:

ЗАДАНИЕ 2:

....

Информационные источники:

Основные источники:

Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:

Интернет-источники:

6. Критерии и шкала оценки выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

7. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:

Интернет-источники: