Рабочая программа 7 класс

Буланова Мария Владимировна

Основа грамоты и письмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_v_gramota_2017-2018.docx62.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «     » ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Основы грамоты и письмо»

Класс: 7

Учебный год: 2017-2018

Общее кол-во часов 136, кол-во часов в неделю 4                                                                       РАССМОТРЕНО

на  методическом  объединении учителей старших классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Основы грамоты и письмо» образовательной области «Родная речь»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2017-2018 учебный год, рассчитана на 136 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Программа предназначена для обучения группы детей, имеющих разноуровневые возможности. У большинства обучающихся сформированы устойчивые навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовые умения; они имеют достаточно разнообразный опыт социального общения и способны к усвоению элементарных  учебных знаний.

Большинство детей, обучающихся по данной программе, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях. т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, в условиях школы.

Практическая и коррекционная направленность обучения русскому языку обуславливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Данная программа по основам грамоты письму призвана выработать элементарные навыки грамотного письма, повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, т.к. языковая и речевая деятельность взаимосвязаны. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.

Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка-катушка, семья-семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.

Программа предусматривает развитие умения различать особенности гласных и согласных в слове, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, е, ю, я и мягким знаком.

Учащиеся отрабатывают навыки написания слов с буквосочетаниями жи-ши, чаща, чу-щу, правил переноса слов, формируется навык написания слов с мягким разделительным знаком и твердым разделительным знаком.

Программа предусматривает формирование навыка раздельного написания предлогов, умение распознавать однокоренные слова.

Программа включает разделы «Слово» и «Предложение».

В разделе «Слово» изучаются различные разряды слов - названия предметов, действий, признаков.

Изучая раздел «Предложение»,обучающиеся получают понятие о предложении на конкретном материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на заданную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая порядок слов в предложении, обучающиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. Также дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические навыки. Данный курс направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Данный предмет интегрируется с учебными предметами, входящими в образовательную область "Родная речь", и направлениями коррекционно-развивающей работы.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их

поступкам.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение ориентироваться в учебнике;

–находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

–делать элементарные выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

 Предметными результатами изучения курса «Основы грамоты и письмо» является сформированность следующих умений:

–отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

–осмысленно, правильно читать целыми словами;

–отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

–составлять устный рассказ по картинке;

–называть звуки, из которых состоит слово; не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить

слово на слоги;

–определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки,

 парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твѐрдость или мягкость согласного звука);

–обозначать мягкость согласных звуков на письме;

–определять количество букв и звуков в слове;

–писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

–ставить пунктуационные знаки конца предложения;

–списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения,

используя правильные начертания букв, соединения.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;

-составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;

-списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов;

-писать под диктовку буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • В.В. Воронкова Русский язык, 2 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
  • А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская, Русский язык, 3 класс
  • Э.В. Якубовская   Рабочая тетрадь «Читай, думай, пиши», 2 класс, 1,2 части
  • А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, Э.В Якубовская  Рабочая тетрадь «Читай, думай, пиши», 3 класс, 1,2 части
  • А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, Э.В Якубовская Рабочая тетрадь «Читай, думай, пиши», 4 класс, 1,2 части
  • Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская   "Состав слова", дидактический материал
  • Л.М. Козырева   "Составь предложение", рабочая тетрадь
  • Н.М. Битенкова  "Орфография в рифмовках"
  • М.В. Журкина, Н.В. Костромина    Дидактический материал по русскому языку, 2,3 класс
  • О.В. Узорова, Е.А Нефедова   "3000 примеров по русскому языку"
  •  Плакаты «Правописание жи-ши»," Правописание чу-щу»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

1(1)

Повторение изученных букв.

- повторение правильного написания элементов изученных букв, букв.

Узнавание и различение букв. Выделение элементов букв, называние элементов букв. Письмо элементов букв в воздухе, в тетради.  Составление букв из частей. Обводка букв на доске. Письмо букв в тетрадях (по обводке, по точкам, самостоятельно). Нахождение и обведение в кружок  букв в ряду других букв. Написание слогов, слов с изученными буквами. Выполнение бордюра цветными карандашами.

Элементы изученных букв из картона, магнитные буквы,

предметные изображения (по изучаемой букве).

2(1)

Соотношение звука и буквы.

Формировать умение соотносить звук и букву.

Чистописание.

Обозначение звука буквой.

Замена печатных букв     письменными.

Списывание слогов и слов,

 Подчеркивание заданных букв в слове.

Работа с кассой букв.

Дидактическая игра

«Выбери букву».

Набор

дидактических

карточек,

учебник, касса букв

3(1)

Написание изученных букв, слогов, слов.

Проверка знаний на начало учебного года.

Контрольная работа.

Текст контрольной работы

4(1)

Работа над ошибками.

Выявить и систематизировать основные трудности в усвоении программы

Упражнения по материалам контрольной работы.

Текст контрольной работы

5(2)

Предложение.

Формировать представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль. Учить выделять предложение из речи.

Закрепить умение записывать предложение. Закреплять знания о знаках препинания в конце предложения.

Составление предложений из данных слов, игра «Закончи предложение», повторение правил записи предложений.

Касса букв; алфавит; тетрадь;

учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык»

3 класс.

6(2)

Предложение.

Большая буква в начале предложения.

Формировать представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль. Учить выделять предложение из речи.

Закрепить умение записывать предложение.

Составление предложений из данных слов, игра «Закончи предложение», повторение правил записи предложений.

Касса букв; алфавит; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык»,    3 класс.

7(2)

Знаки препинания в конце предложения.

Учить выделять предложение из речи.

Закрепить умение записывать предложение. Закреплять знания о знаках препинания в конце предложения.

Составление предложений из данных слов, игра «Закончи предложение», повторение правил записи предложений.

Составление предложений из данных слов, игра «Закончи предложение», повторение правил записи предложений.

8(2)

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, анализ. Списывание*.

Карточки, учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык»,    3 класс.

9(2)

Повторение. Предложение.Большая буква в начале предложения.Знаки препинания в конце предложения.

Формировать представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль. Учить выделять предложение из речи.

Закрепить умение записывать предложение. Закреплять знания о знаках препинания в конце предложения. 

Составление предложений из данных слов, игра «Закончи предложение», повторение правил записи предложений.

Касса букв; алфавит; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык»,    3 класс.

10(2)

Повторение.

Звуки и буквы.

Повторить, что такое алфавит (расположение букв в определённом порядке).

Чистописание букв (Л,л)

Называть по порядку буквы алфавита, находить и показывать нужную букву, составлять слова из букв и слогов.

Алфавит, касса слогов, тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс. Предметные иллюстрации.

11(1)

Повторение. Звуки и буквы. Алфавит.

Повторить, что такое алфавит (расположение букв в определённом порядке)

Учить находить в алфавите буквы гласные и согласные.

Чистописание букв (Р,р)                         Называть по порядку буквы алфавита, находить и показывать нужную букву, составлять слова из букв и слогов.

Алфавит, касса слогов, тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс. Предметные иллюстрации.

12(2)

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, анализ. Списывание*.

карточки

13(2)

Гласные и согласные звуки и буквы.

Закрепить знания учащихся о гласных и согласных звуках и буквах.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Развивать фонематический слух. Совершенствовать технику письма.

Чистописание. (Письмо букв Уу, ы, Аа, Оо,). Образование слов из двух слогов. Списывание слогов и слов в тетрадь, нахождение в словах гласных букв.

Составление и запись предложений.

Касса букв; алфавит; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык»,    3 класс.

14(2)

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных  букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*.

карточки

15(1)

Гласные звуки и буквы «а,о,и,ы,у».

Закрепить знания учащихся о гласных звуках и буквах.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Развивать фонематический слух. Совершенствовать технику письма.

Чистописание. (Письмо слогов с буквами а, о, у. ы). Образование слов из двух слогов.

Списывание слогов и слов в тетрадь, нахождение в словах гласных и согласных букв. Составление и запись предложений.

Касса букв; алфавит; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык»,    3 класс.

16(1)

Слова с буквой «э».

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Практическое закрепление навыка написания слов с гласной э на письме.

Чистописание. (Письмо слогов с буквами а, о, у. ы).Образование слов из двух слогов. Списывание слогов и слов в тетрадь. Нахождение в словах гласных и согласных букв. Составление и запись предложений. Выполнение упражнений по учебнику.

Касса букв; алфавит; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык»,    3 класс.

17(1)

Гласные буквы – е, ё,ю, я.

Повторить гласные буквы е, ё, и, э, ю, я. Уметь находить их в словах на слух и на письме. Практическое закрепление навыка написания слов с этими гласными на письме.

Минутка чистописания. Повторить гласные буквы е, ё, и, э, ю, я. Уметь находить их в словах на слух и на письме. Практическое закрепление навыка написания слов с этими гласными на письме.

Касса букв; алфавит; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык»,    3 класс.

18 (1)

Написание изученных букв, слогов, слов.

Проверка знаний

Контрольная работа.

Текст контрольной

19 (1)

Работа над ошибками.

Выявить и систематизировать основные трудности в усвоении программы

Упражнения по материалам контрольной работы.

Текст контрольной

20(3)

Ударение в слове.Знак ударения.

Познакомить детей с понятием «ударение», со знаком ударения в словах. Учить находить ударный гласный звук в словах при произношении. Учить обозначать ударную гласную букву в слове специальным знаком.

Чистописание букв Э,э. Составление слов из слогов; выделение голосом ударного гласного. Постановка ударения в словах, обозначение ударного звука знаком.

Таблица гласных; тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык», 3 класс.

Предметные иллюстрации.

21(2)

Написание букв, слогов, слов. Повторение.

Повторить написание пройденных букв.

Списывание букв, слогов, слов, простых предложений с письменного и печатного текста.

Тексты,

слоговая таблица.

22(2)

Написание букв, слогов, слов. Повторение.

-повторить написание пройденных букв

Списывание букв, слогов, слов, простых предложений с письменного и печатного текста.

 касса букв и слогов,

слоговая таблица, тексты

23(3)

Гласные ударные и безударные.

Упражнять детей в постановке ударения в словах, находить ударные и безударные гласные.

Чистописание букв Е,е Ё,ё. Составление слов из слогов; выделение голосом ударного гласного.

Постановка ударения в словах, обозначение ударного звука знаком. Определение ударного и безударного гласного в слове.

Тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык», 3 класс.

Предметные иллюстрации.

24(3)

Слог, как часть слова.

Повторить понятия: слово, слог – часть слова.

Чистописание (Хх, Кк, Пп, Тт слоги с этими буквами) Работа с кассой слогов, слоговой таблицей. Образов слов, состоящих из 1-2-3 слогов.

Слоговая таблица. Касса слогов. Набор дидактических карточек, тетрадь;

учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

25(2)

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных  букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*.

карточки

26(3)

Деление слов на слоги.Перенос части слова на письме.

Повторить понятия: слово, слог – часть слова. Закрепить навык составления слова из слогов, деления слова на слоги. Учить переносу слов по слогам.

Чистописание (Кк, Хх, Мм, Пп). Упражнения в делении слов на слоги, составление слогов, слов из букв разрезной азбуки, запись слогов и слов в тетради.

Касса слогов. Набор

Дидактических карточек, тетрадь;

учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

27(3)

Слог, как часть слова.Деление слов на слоги.Перенос части слова на письме.

Повторить понятия: слово, слог – часть слова.

Закрепить навык составления слова из слогов, деления слова на слоги. Учить переносу слов по слогам.

Чистописание (Чч, Кк, Тт, Фф слоги с этими буквами) Работа с кассой слогов, слоговой таблицей. Запоминание целостных. Образов слов, состоящих из 1-2-3 слогов. Упражнения в делении слов на слоги, составление слогов, слов из букв разрезной азбуки, запись слогов и слов в тетради.

Слоговая таблица. Касса слогов. Набор дидактических карточек, тетрадь;

учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык» 3 класс.

Предметные иллюстрации.

28(2)

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных  букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*.

букварь

29(2)

Согласные звуки и буквы.

Закрепить знания учащихся о гласных звуках и буквах.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Развивать фонематический слух. Совершенствовать технику письма.

Чистописание букв и слогов с твердыми и мягкими согласными (но-нё, ра-ря). Выделение согласных букв и звуков.

Слоговая таблица. Касса слогов. Набор дидактических карточек, тетрадь;

учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык» 3 класс.

Предметные иллюстрации.

30(2)

Твердые и мягкиесогласные.

Закрепить знания учащихся о твердых и мягких согласных.

Развивать фонематическое восприятие: определение на слух разницу в звучании твёрдых и мягких согласных.

Чистописание букв и слогов с твердыми и мягкими согласными (но-нё, ра-ря). Различение твёрдых и мягких согласных на слух

Уточнение артикуляции слов с твёрдыми и мягкими согласными. Письмо после предварительного анализа слов с твёрдыми и мягкими согласными. Выделение мягких согласных

Слоговая таблица. Касса слогов. Набор дидактических карточек, тетрадь;

учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык» 3 класс.

Предметные иллюстрации.

31(2)

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных  букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*.

букварь

32(1)

Написание изученных букв, слогов, слов.

Проверка знаний

Контрольная работа

Текст контрольной

33(1)

Работа над ошибками

Выявить и систематизировать основные трудности в усвоении программы

Упражнения по материалам контрольной работы.

Текст контрольной

34(1)

Гласные и согласные буквы. Повторение.

Формировать понятие "гласные", "согласные;

учить различать звуки на слух и в собственном произношении

Минутка чистописания.

Звукобуквенный анализ. Письмо букв, слогов, слов в тетради. Выделение гласных, согласных в словах.  Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных  в начале, середине, конце слова. Определение места буквы в слове. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Запись проанализированных слов.

- касса букв и слогов, букварь,

-слоговая таблица

- компьютер, презентации,

- предметные изображения (по изучаемой букве)

35(2)

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных  букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*.

букварь

2 полугодие  

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

1(1)

Гласные и согласные буквы. Повторение.

Закрепить понятие "гласные", "согласные;

учить различать звуки на слух и в собственном произношении

Минутка чистописания.

Звукобуквенный анализ. Письмо букв, слогов, слов в тетради. Выделение гласных, согласных в словах.  Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных  в начале, середине, конце слова. Определение места буквы в слове. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Запись проанализированных слов.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс. Предметные иллюстрации.

2(2)

Обозначении мягкости согласных звуков гласными буквами : е, ё, ю, я, и.

Закрепить умение (навык) различения на слух и на письме твёрдых и мягких согласных.

Чистописание, слоги му-мю, мы-ми.

Различение на слух мягких и твёрдых согласных. Составление слогов, слов из букв разрезной азбуки, проговаривание, чтение и запись слогов и слов.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

3(2)

Обозначение мягкости буквой ь.Мягкий знак на конце и в середине слова.Образование слов с ь.

Совершенствовать умение различать на слух и на письме твёрдых и мягких согласных, наблюдение за их артикуляцией.

Познакомить с правилом правописания слов с ь на конце и в середине.

Составление слов с ь. Проговаривание, выделение слов с ь в предложении, запись в тетради. Составление предложения по иллюстрации.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

4(1)

Согласный звук и буква й.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Развивать фонематический слух.

Чистописание буквы й с другими буквами.

Различение на слух слов со звуком й. Составление слогов, слов из букв разрезной азбуки, проговаривание, чтение составленных слов, запись. Выписывание слов из текста.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс. Предметные иллюстрации.

5(1)

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв

Минутка чистописания. Чтение текста, анализ. Списывание*.

Карточки.

6(2)

Шипящие согласные ж, ш, ч, щ.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Развивать фонематический слух

Чистописание шипящих букв ж, ш, ч, щ.

Различение на слух шипящих согласных. Составление слогов, слов из букв разрезной азбуки, проговаривание, чтение и запись составленных слов.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

7(2)

Правописание жи – ши.

Отрабатывать правописание сочетаний жи – ши.

Чистописание Ш,ш Ж,ж.

Повторить шипящие согласные ш, ж, ч, щ.

Знакомство с сочетаниями жи и ши и их написанием;

Составление слов с сочетаниями жи. Ши, запись их в тетрадь;

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс. Предметные иллюстрации.

8(2)

Правописание ча – ща.

Отрабатывать правописание сочетаний ча –ща.

Чистописание Ч,ч Щ,щ.

Повторить шипящие согласные ш, ж, ч, щ.

Знакомство с сочетаниями ча и ща и их написанием;

Составление слов с сочетаниями ча, ща, запись их в тетрадь.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

9(3)

Правописание чу – щу. Гласные после шипящих. Закрепление.                     жи – ши.  ча – ща. чу – щу.

Отрабатывать правописание сочетаний чу –щу.

Закрепить правила написания сочетаний букв в словах жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Учить различать эти сочетания в словах. Правильно списывать.

Чистописание Ч,ч Щ,щ

Повторить шипящие согласные ш, ж, ч, щ.

Знакомство с сочетаниями чу и щу и их написанием;

Составление слов с сочетаниями чу, щу, запись их в тетрадь;

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс. Предметные иллюстрации.

10(2)

Парные звонкие и глухие согласные: з-с, ж-ш, б-п, в-ф, д-т, г-к.

Учить дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные.

Чистописание букв (Рр, Хх и слогов с этими буквами)

Дидактическая игра «Назови букву» (определение на слух в словах).

Определение звонких согласных (произносятся с голосом), определение глухих согласных (произносятся без голоса).

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

11(2)

Слова с парными звонкими и глухими согласными. Написание звонких и глухих согласных на конце слова.

Учить заменять конкретные предметы словом, ввести понятие предмет.

Чистописание букв слогов с парными согласными Б,б-П,п и др.

Уточнение артикуляции слов с парными согласными.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

12(2)

Разделительный мягкий знак в словах.

Знать значение разделительного мягкого знака, читать и писать слова с разделительным мягким знаком.

Чистописание разделительного ь в сочетании с другими буквами.

Составление слов с разделительным ь. Составление предложения по иллюстрации.

Выполнение упражнений.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс. Предметные иллюстрации.

13(1)

Слова, обозначающие названия предметов.

Учить заменять конкретные предметы словом, ввести понятие предмет.

Чистописание буквы Н, н, и слогов с ней.

Наблюдение над предметом и словом его называющим.

Учить заменять конкретные предметы словами и записывать их.

Вставлять пропущенные слова, обозначающие предметы в предложение по смыслу.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

14(2)

 Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопрос «что?»

Дать элементарные понятия о предмете и его названии, их различении.

Минутка чистописания.

Показ предметов (в классе), называние предметов.  Рассматривание предметных картинок, называние предметов. Постановка вопроса что? Игра "Найди нужную картинку по слову". Запись слов, обозначающих предметы. Выполнение заданий в учебнике.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

15(1)

Различение сходных по назначению предметов.

Учить различать и точно называть сходные по назначению предметы.

Минутка чистописания.

Работа с предметными картинками. Подбор картинок с предметами, сходными по назначению (стакан-кружка, кресло-стул). Постановка вопроса что?. Запись слов. Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол-столы, рама-рамы). Выполнение заданий в учебнике.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

16(1)

Различение сходных по форме предметов.

Учить различать и точно называть сходные по форме предметы.

Минутка чистописания.

Работа с предметными картинками. Подбор картинок с предметами, сходными по форме (шар, мяч, ком). Постановка вопроса что?. Запись слов. Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (шар-шары, мяч- мячи). Выполнение заданий в учебнике.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

17(2)

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв.

Минутка чистописания.

Чтение текста, анализ. Списывание*.

Выделение слов, обозначающих предметы (с помощью учителя).

Карточки.

18(2)

Различение основных частей предметов.

Учить различать и точно называть части хорошо известных предметов.

Минутка чистописания.

Работа с предметными картинками. Называние частей предметов. Постановка вопроса что?. Запись слов. Называние одной части предмета и нескольких частей предметов (с помощью учителя). Выполнение заданий в учебнике.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

19(2)

Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов.

Учить различать и точно называть слова по их отношению к родовым категориям.

Минутка чистописания.

Работа с предметными картинками. Подбор картинок с предметами, принадлежащими к одной группе (игрушки, мебель, одежда). Называние группы предметов. Постановка вопроса что?. Запись слов. Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (шар-шары, мяч- мячи). Выполнение заданий в учебнике.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

20(2)

Названия предметов, отвечающих на вопрос кто?

Дать элементарные понятия о предмете и его названии, их различении. Учить различать слова, отвечающие на вопрос что? и вопрос кто? Учить ставить вопросы.

Минутка чистописания.

Показ предметов( в классе), называние предметов.  Рассматривание предметных картинок, называние предметов. Постановка вопроса что? Называние одушевленных предметов. Постановка вопроса кто? Игра "Найди нужную картинку по слову". Запись слов, обозначающих предметы. Выполнение заданий в учебнике.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

21(2)

Группировка предметов и их названий, отвечающих на вопрос кто?

Учить различать и точно называть слова по их отношению к родовым категориям. Учить ставить вопросы

Минутка чистописания.

Работа с предметными картинками. Подбор картинок с предметами, принадлежащими к одной группе (люди, звери, птицы. домашние животные). Называние группы предметов (подбор обобщающего слова). Постановка вопроса кто?. Запись слов. Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (ворона- вороны, корова-коровы, заяц-зайцы). Выполнение заданий в учебнике.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

22(2)

Различение предметов, отвечающих на вопросы кто? и что?

Учить различать слова, отвечающие на вопрос что? и вопрос кто? Учить ставить вопросы

Рассматривание предметных картинок, называние предметов. Постановка вопроса что? Называние одушевленных предметов. Постановка вопроса кто? Игра "Найди нужную картинку по слову". Запись слов, обозначающих предметы. Выполнение заданий в учебнике.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

23 (1)

Слова, обозначающие предметы.

Проверка знаний

Контрольная работа.

Текст контрольной

24 (1)

Работа над ошибками.

Выявить и систематизировать основные трудности в усвоении программы

Упражнения по материалам контрольной работы.

Текст контрольной

25(2)

Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов.

Учить различать предметы, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. Учить правильно ставить вопросы

Минутка чистописания.

Работа с предметными картинками. Подбор картинок с предметами, принадлежащими к одной группе (животные, мебель, одежда, птицы). Называние группы предметов. Постановка вопроса что?, кто? Запись слов. Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (шар-шары, мяч- мячи, стул- стулья, ворона- вороны, волк - волки). Выполнение заданий в учебнике.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

26(2)

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, анализ. Списывание*.

Выделение слов, обозначающих предметы (с помощью учителя).

Карточки.

27(1)

Алфавит.

Закрепить  об алфавите, его назначении;

Выполнить практические упражнения по расположению слов в алфавитном порядке.

Минутка чистописания.

Знакомство с алфавитом. Называние букв по алфавиту. Нахождение нужной буквы. Выполнение практический упражнений в расположении слов по алфавиту. Выполнение заданий в учебнике.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

28(2)

Большая буква в именах людей.

Познакомить с правила написания имен собственных. Выполнить практические упражнения

Минутка чистописания.

Работа с картинками (изображения детей, взрослых). Озвучивание имен (устно и с помощью карточек с именами). Запись имен. Запись имен одноклассников. Упражнения по выбору нужной буквы.

Выполнение заданий в учебнике.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

29(1)

Большая буква в именах и фамилиях людей.

Познакомить с правила написания имен собственных;

Выполнить практические упражнения

Минутка чистописания.

Работа с картинками (изображения детей, взрослых). Озвучивание имен, фамилий (устно и с помощью карточек с именами, фамилиями). Запись имен, фамилий. Запись имен, фамилий одноклассников. Упражнения по выбору нужной буквы.

Выполнение заданий в учебнике. Упражнения по записи собственных имени и фамилии.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

30(1)

Большая буква в кличках животных.

Познакомить с правила написания кличек животных. Выполнить практические упражнения

Минутка чистописания.

Работа с картинками (изображения животных). Озвучивание кличек животных (устно и с помощью карточек с кличками). Запись кличек животных. Упражнения по выбору нужной буквы.

Выполнение заданий в учебнике. Упражнения по записи кличек.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

31(2)

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных  букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*.

Карточки.

32(2)

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

Закрепить с правила написания имен, фамилий людей, кличек животных. Выполнить практические упражнения

Запись имен, фамилий. Запись имен, фамилий одноклассников. Упражнения по выбору нужной буквы.

Выполнение заданий в учебнике. Упражнения по записи собственных имени и фамилии.

Запись кличек животных. Упражнения по выбору нужной буквы.

Выполнение заданий в учебнике. Упражнения по записи кличек.

Слоговая таблица. Касса слогов.

Набор дидактических карточек,

тетрадь; учебник А.К. Аксёнова Э.В. Якубовская «Русский язык»

3 класс.

Предметные иллюстрации.

33(3)

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень.

Знать свой домашний адрес, адрес школы

Настенные таблицы. Конверты с рисунками, изображающих детей и взрослых. Таблички, напечатанные с именами .

Учебник Э.В. Якубовская, Н.В.Павлова «Русский язык» 3 класс (выборочно).

Настенные таблицы. Конверты с рисунками, изображающих детей и взрослых. Таблички, напечатанные с именами .

Учебник Э.В. Якубовская, Н.В.Павлова «Русский язык» 3 класс (выборочно).

34(2)

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных  букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*.

Карточки с текстом

35(2)

Большая буква в названиях улиц.

Знать свой домашний адрес, адрес школы.

Чистописание: Вв, Бб.

Уметь различать имена собственные от имён нарицательных.

Упражнение в написании своего домашнего адреса.

Настенные таблицы. Конверты с рисунками, изображающих детей и взрослых. Таблички, напечатанные с именами .

Учебник Э.В. Якубовская, Н.В.Павлова «Русский язык» 3 класс.

36(2)

Списывание с рукописного и печатного текстов.Подготовка к контрольной работе.

Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных  букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*.

Выделение слов, отвечающих на вопрос кто?что?

Тексты, учебник

37(1)

Названия предметов. Большая букв в именах, фамилиях, кличках животных.

Проверка знаний

Контрольная работа

Текст контрольной

38(1)

Работа над ошибками

Выявить и систематизировать основные трудности в усвоении программы

Упражнения по материалам контрольной работы.

Текст контрольной

39(1)

Гласные и согласные буквы. Повторение

-закрепить понятие "гласные", "согласные;

учить различать звуки на слух и в собственном произношении

Минутка чистописания.

Звукобуквенный анализ. Письмо букв, слогов, слов в тетради. Выделение гласных, согласных в словах.  Определение количества звуков и букв в слове. Выделение гласных  в начале, середине, конце слова. Определение места буквы в слове. Различение гласных и согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Запись проанализированных слов.

Настенные таблицы. Конверты с рисунками, изображающих детей и взрослых. Таблички, напечатанные с именами .

Учебник Э.В. Якубовская, Н.В.Павлова «Русский язык» 3 класс (выборочно).

40(1)

Списывание с рукописного и печатного текстов.

Усвоение рукописного начертания строчных и заглавных  букв

Минутка чистописания.

Чтение текста, звукобуквенный анализ слов. Списывание*.

букварь

41(2)

Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов. Повторение.

- закрепить умение различать предметы, обозначающие один и несколько одинаковых предметов;

- учить правильно ставить вопросы

Минутка чистописания.

Работа с предметными картинками. Подбор картинок с предметами, принадлежащими к одной группе (животные, мебель, одежда, птицы). Называние группы предметов. Постановка вопроса что?, кто? Запись слов. Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (шар-шары, мяч- мячи, стул- стулья, ворона- вороны, волк - волки). Выполнение заданий в учебнике.

Настенные таблицы. Конверты с рисунками, изображающих детей и взрослых. Таблички, напечатанные с именами .

Учебник Э.В. Якубовская, Н.В.Павлова «Русский язык» 3 класс (выборочно).

Список литературы

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 .
  4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
  6. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.
  7. Программы специальных(коррекционнных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, Спб, филиал изд. "Просвещение", 2007
  8. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта, Просвещение, 2009