Эссе "Я-наставник!"

Шахматова Полина Викторовна

Творческая работа на конкурс профессионального мастерства "Педагогический дебют - 2018", в номинации "Педагог-наставник". В данной работе  в творческой форме, в виде письма для наставника молодым педагогам представлен опыт работы в качестве наставника для молодых педагогов г. Нижневартовска, председателя общественного объединения МОО ПР ОО "Педагог-НВ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4._tvorcheskaya_rabota_shahmatova_p.v.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматова П.В., методист

МБОУ «Средняя школа №19»

Я – наставник

Мы должны жить так, чтобы каждый из нас,

несмотря на различие индивидуальностей,

чувствовал себя человеком,

 равноценным всем другим, всякому другому

М.Горький

Я люблю писать письма. Да…да я до сих пор пишу письма своим близким, родным, друзьям. Конечно, сейчас я уже не пользуюсь чернилами и ручкой, а только в печатном виде. Если у адресата нет электронной почты, я все так же хожу на почту. Почему письма? Мне нравится этот жанр. В нем передается авторский стиль, в нем можно раскрыть, углубить и украсить ту сторону личной истории, которая важна автору. И, наоборот скрыть то, что хочется спрятать от взора лишних глаз. В каждом письме только свои, присущие автору, эмоции и переживания. А сколько книг и рассказав написано благодаря сохранившимся у наших предков, прабабушек, бабушек писем! Я думаю, письма сыграли важную роль в нашей истории. Может быть, и это письмо сыграет свою ключевую роль в написании истории системы образования моего города.

Вначале давайте познакомимся, зовут меня Полина Викторовна Шахматова, работаю методистом МБОУ «Средняя школа №19», а с 2013 года являюсь председателем молодежного общественного объединения педагогических работников «Педагог-НВ», поэтому 2018 год для меня ключевой, юбилейный!  Опыт работы в объединении -  это интересные события, новые знания, знакомства, а главное это самый богатый опыт наставничества! Приняла для себя решение, что пришло время дать объединению новый виток в развитии. Ведь у каждого из нас бывают такие моменты жизненного пути, когда нужно подвести итог, черту после важного дела, события, сделать выводы и идти дальше. Стремиться к новым вершинам и победам. Это письмо я хочу адресовать тому, кто станет новым председателем объединения «Педагог-НВ».

Каждая из зарисовок в этом письме – это лишь маленькое вложение в единую историю большого педагогического движения. Это истории не только о том, как я была наставником молодых специалистов объединения, но и о том, чему училась у них! Ну что ж, начнем, наше путешествие по страницам небольшого педагогического опыта наставничества среди школ и детских садов города Нижневартовска.

…Она до сих пор обращается ко мне Полина Викторовна! Ну что ж, Екатерина Борисовна! Хотя нет… для меня Вы -  Екатерина, Катенька, Катя, Катюша… Что поразило с первой встречи? – прекрасный взор зеленых глаз, внимательный слушатель и чуткий учитель. Как с удовольствием и трепетом рассказываешь о своем втором классе. И я невольно сделала вывод, что именно учителя начальных классов стараются сохранить традиции начальной школы, привить ценность знаний, научить учиться. Мы долго беседуем о проблемах семьи и школы. Каждый раз радуюсь нашим встречам, когда ты делишься своими открытиями и идеями. Я думаю, лишь молодой педагог может заметить что-то новое в привычном ритме педагогики.

Вспоминаю, как на городском августовском педагогическом совете проводили мастер-класс с использованием упражнения «Аукцион», где молодые педагоги могли приобрести себе ту или иную ценность. Как специалист, работающий с людьми, учителями и родителями, была приятно удивлена тем, что главными ценностями по-прежнему остаются «идеальное здоровье до 95 лет», «здоровый ребенок», «благополучие родителей». Материальные ценности тоже имели место быть на данном «аукционе» и, поверьте мне, они не были на первых местах.  Ценности играют важную роль в жизни человека, а в жизни педагога особую роль, потому что с точки зрения образования, понимание ценности и уникальности исторического и культурного пути своего народа, его связи с другими культурами, осознание собственных, пусть крошечных, но исторических и культурных функций, реализуемых в повседневности каждого дня, имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России начиная с первого класса.

А если честно, Катюша, скажу. А я ведь сильно боялась, что испугаешься и уедешь в солнечную Башкирию. Но нет, северные морозы сковали нашу дружбу. Надеюсь надолго… Если и Вам захочется узнать об этом прекрасном человеке знакомьтесь – Екатерина Борисовна Федорова, учитель начальных классов МБОУ «СШ№8» г. Нижневартовска, номинант городского конкурса «Педагогический дебют – 2016», которая уже прошла свой маленький путь от начинающего молодого специалиста до педагога, который уже сейчас может приглашать на свои уроки, делится своими разработками классных часов и родительских собраний. А сейчас счастливая мама! Думаю, и в этом и есть результат наставничества!

В моей жизни есть хобби – наблюдать за незнакомыми людьми: за их манерой разговора, мимикой, жестами. Порой пытаясь предположить их поступки, мысли.  Читая на листе фамилию и имя человека, стараюсь предугадать его образ. Так было и весной 2014 года, когда мы собирались в забайкальскую Школу молодого ученого, педагога-исследователя и лидера в молодежной политике в г. Чите. Читаю список участников, среди которых Гильманова Лилия Клариковна – воспитатель МАДОУ ЦРР – ДС № 44 «Золотой ключик». Наша первая встреча произошла при покупке билетов у касс. И когда я услышала ее мягкий голос и спокойный тон при разговоре с кассиром, я была в полуобморочном состоянии от теплоты, вежливости, тактичности, воспитанности этого человека. Так завязалось наше общение в поезде «Тюмень – Чита». Что поразило и удивило? Это «ходячая энциклопедия», на все вопросы у Лили есть ответы. Вы знаете, если нашей стране понадобится разведчик, смело можно брать ее кандидатуру: цепкий ум, широкий кругозор, филолог, ответственная и всегда говорит: «Я сделаю! Можете на меня рассчитывать».  Думаете, я ее наставник – нет, она у меня!

«Знание – это абсолютная ценность нашего времени», - писал М. Горький. Своим примером Лилия Клариковна подтверждает эти написанные строки, потому что, казалось бы, за столь короткий срок, пройти такой интересный профессиональный путь: учитель английского языка в школе, при этом параллельно работать в вечерней школе, воспитатель в детском саду, заместитель заведующего детского сада. При этом постоянно обучалась и принимала участие в конкурсах профессионального мастерства, показывая свой высокий уровень знаний. Горжусь тем, что мне довелось вместе с ней пройти этот путь, поддерживать и подсказывать в таких значимых мероприятиях как: «Педагогический дебют - 2015», городские и окружные этапы конкурсов «УДАР», «Лидер XXI века», городской конкурс социальных проектов «Нижневартовск – наш дом!».

Думаю, каждый человек переживает, если встречает личность, которая в чем-то лучше, сильнее, умнее. И у меня в жизни так было, когда я встретила Герасимову Валентину Валерьевну (педагог-организатор МБОУ «СШ№22»). Сложно описать какую-то конкретную ситуацию, рисуется целый образ: активная, жизнерадостная, общительная, амбициозная, умная, разноплановая, целеустремленная.  В чем-то очень похожая и в тоже время совсем иная. Понятная во всех смыслах!

Валентина, генератор идей, сценарист всех культурно-массовых мероприятий объединения «Педагог-НВ». У нее можно поучиться тому, как правильно расставить приоритеты в работе, как распределять время и ответственность между участниками мероприятий. А самое важное и ценное качество, которому стоит поучится многим из нас, это справедливость. И каких бы вопросов это не касалось: оценивание детей во время уроков, работа членом жюри в различных конкурсах, организация педагогической деятельность, Валентина всегда проявляет такт и справедливость по отношению ко всем делам. Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках Валентины - вот что притягивает к ней учеников.

Одним из значимых примеров наставничества в моей карьере, была встреча и работа с молодым педагогом-психологом Егоровым Максимом Евгеньевичем. Эта встреча была волнительной и необычной, потому что у многих из нас есть такой стереотип, что профессия учителя – это женская профессия, а уж педагога-психолога тем более. И это потребовало от меня быть не просто профессиональным педагогом-психологом (кем я являлась по образованию и должности), но и наставником-учителем, наставником-другом, наставником-родителем, наставником-патриотом. Потому что наставничество эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Наставничество формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях познания профессии, педагогической мысли, в которых педагогу приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности педагога, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы.

Ну а сегодня, спустя три года совместной работы с Максимом Евгеньевичем, все знают лучшего педагога-психолога города Нижневартовска по результатам городского конкурса «Педагог года-2018».

Можно долго рассказывать о тех, кто стал за эти 5 лет наставничества успешными и достойными педагогами нашего города, которые в будущем прославят не только наш город, но и нашу страну. Несмотря на их молодой возраст, я всегда говорю им: «Я верю в вас! У вас все получится!».

Завершая свое письмо, хочется отметить, что всего так сразу не расскажешь о  самых главных качествах, которые помогают мне в моей работе с молодыми педагогами. Для меня молодые педагоги школ являются катализатором, источником творчества, новых идей, что позволяет мне быть не просто педагогом-наставником, а исследователем в поиске новых проектов, которые позволят создать условия для профессионального роста и становления педагогов Нижневартовска.

Педагог - наставник – творческий, разносторонне развитый, высоконравственный человек с активной жизненной позицией, неравнодушный к своей работе, к судьбам своих подопечных, молодых педагогов. Он постоянно находится в поиске, следит за новинками в образовании, принимает участие в конкурсах педагогического мастерства, так как они, бесспорно, способствуют профессиональному и личностному росту.  Это человек, способный анализировать свою работу, делиться опытом и перенимать опыт коллег, педагог, который стремится, а главное, умеет выслушать оценку своей работы более компетентными людьми. Педагог-наставник не останавливается на достигнутом, всегда стремится к большему.

Уважаемый коллега, председатель молодежного общественного объединения педагогических работников образовательных организаций «Педагог-НВ» желаю тебе учится у тех, кого ты учишь!

С уважением, П.В.