Мастер-класс молодым педагогам «Мы разные и в этом наша сила»

Шахматова Полина Викторовна

Очень часто к нам в школы приходят дети разных национальных субкультур. Перед методистами и наставниками встает вопрос: "Как научить молодого педагога разрабатывать уроки с учетом культурологических особенностей детей?" Разработанный мастер-класс ставит перед собой цель  повысить межкультурною компетентность педагога.

Задачи:

  • углубить знания участников о культурном многообразии ценностей,
  • способствовать формированию навыка дифференциации этнокультурных различий в образовательном процессе,
  • формировать умение подбирать и реализовывать культурно-специфические педагогические приемы.

В мастер-классе используется техника «Культурный ассимилятор».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_shahmatova_p.v.doc68 КБ
Office presentation icon master-klass_shahmatova_p.v.ppt1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Современные образовательные технологии – современный урок»

 «Мы разные и в этом наша сила»

Цель: повышение межкультурной компетентности педагогов.

Задачи:

  • углубить знания участников о культурном многообразии ценностей,
  • способствовать формированию навыка дифференциации этнокультурных различий в образовательном процессе,
  • формировать умение подбирать и реализовывать культурно-специфические педагогические приемы.

Общая продолжительность ―25 минут.

Приветствие (1 минута) Всем добрый день уважаемые гости и участники мастер-класса! Рада приветствовать вас! Как ваше настроение? Готовы ли к работе? Если да, то давайте начнем!

Мотивирующий этап (ввод в тему,3 минуты): Профессия учителя уникальна тем, что педагог всегда в теме актуальных событий, которые происходят в нашем обществе. Согласны со мной? Тогда предлагаю начать с ответа на вопрос: «Что происходит?»

Слайд: Что происходит? – в мире, в стране, в нашем округе, в системе образования.

Мир – процессы глобализации, отсутствие железного занавеса, жестких границ. Появление глобальной сети Интернет. Возможность путешествия, обучения, стажировки и работы в различных странах и даже континентах! Миграция южно-африканских населений в Европу.

Страна – с 2001 г. участие в организации стран ШОС (Шанхайская организация сотрудничества: Китай, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, с 2015 года Индия и Пакистан). Думаю, не нужно объяснять к чему это приводит.

ХМАО-Югра –стабильное экономическое состояние округа, возможность заработка, отсутствие главных медицинских, строительных  вузов, профессий которые востребованы в нашем регионе привлекаемы для восточных, южных стран. 2018 год «Год гражданского согласия».

Система образования города – оказание помощи в усвоении образовательной программы детьми мигрантами.

Мини вывод: Мы видим, что процессы глобализации влияют на процессы миграции, которые соответственно приводят к тому, что в школу приходит все большее количество детей, родителей различных культур (можно даже сказать, что в нашем профессиональном сообществе работают педагоги различных культур).

Таким образом, тема нашего разговора…..Предложения педагогов….

Предложить свою «Как понять ребенка другой культуры?», «Мы разные и в этом наша сила»

Прежде чем, проводить какую-либо работу педагогу следует опираться на ключевые моменты. Хочу обратить ваше внимание на следующие постулаты.

Упражнение «Ценности культуры» (5 минут)

Слайд Известный голландский антрополог Г.Хофстеде полагает, что поведение индивида определяется тремя факторами.

1. Универсальная человеческая природа ― то, что свойственно всем людям: основные потребности (в безопасности, в пище и т.д.), психологические процессы и функции (в том числе эмоции) и так далее. Эти характеристики наследуются и являются врожденными.

2. Культура ― усвоенные в процессе взросления правила и нормы поведения. Так, чувство страха свойственно всем людям, однако способы его выражения и восприятия зависят от культуры.

3. Личность ― уникальное и неповторимое сочетание черт и характеристик, отличающее конкретного человека и делающее его индивидуальностью. Личность формируется под влиянием собственного жизненного опыта.

В соответствии с идеями Г. Хофстеде можно сказать, что система ценностей каждого человека включает три уровня:

1. Общечеловеческие (ценность жизни, семьи, труда)

2. Культурные (уважение к старшим в восточных культурах, раннее отделение детей от родительской семьи в западных, пищевые запреты и т.д.)

3. Персональные, или личные ― свойственные только данному человеку (предпочтение классической или детективной литературы, определенного цвета и стиля в одежде, способа проведения досуга и т.п.)

Предлагаю Вам потренироваться в различении трех типов культурных ценностей.

Участники получают список ценностей, работая в парах нужно определить к какому уровню они относятся.

1. Человеку необходимо ощущение защищенности и безопасности.

2. Старших нужно уважать и прислушиваться к их совету.

3. Нужно хорошо знать родной язык.

4. Если в семье рождаются мальчики, это лучше, чем если рождаются девочки.

5. Следует развивать музыкальный слух.

6. В любом соревновании важно выиграть.

7. Семья очень важна в жизни человека.

8. После смерти близкого человека следует одеваться в черное.

9. Наиболее изысканным музыкальным жанром является классическая музыка.

10. Нельзя есть никаких блюд из свинины.

Участникам необходимо определить, к какой группе относится каждая ценность: к общечеловеческим, культурным или личным. Упражнение проводиться в парах. Правильные ответы:

1. общечеловеческая

2. культурная

3. общечеловеческая

4. культурная

5. личная

6. культурная

7. общечеловеческая

8. культурная

9. личная

10. культурная

Педагогу часто приходится сталкиваться с проявлениями культурных различий, особенно с различными ценностями.

Техника «Культурный ассимилятор» (5 минут объяснение 10 мин работа)

Сегодня хочу познакомить вас с техникой «культурный ассимилятор» которая позволит вам не только задуматься о том, как работать с культурными различиями детей мигрантов, но и использовать его в своей работе.

Слайд Сначала ведущий рассказывает участникам, что такое культурный ассимилятор. Это своего рода сборник задач, цель которых ― познакомить с определенной культурой, понять причины поведения людей другой этнической группы. Культурные ассимиляторы всегда разрабатываются для конкретного вида межкультурного взаимодействия: например, для русских, которые готовятся работать с китайцами. Причем для русских, общающихся с корейцами, такой ассимилятор уже не подойдет.

Слайд Культурные ассимиляторы состоят из:

а) описаний ситуаций, в которых взаимодействуют персонажи из двух культур;

б) четырех возможных интерпретаций их поведения

в) списка «правильных» и «неправильных» ответов —выделения верных и неверных объяснений (с точки зрения представителей изучаемой культуры), причем эти объяснения обычно сопровождаются комментариями.

Слайд. Предлагаю вам для начала ознакомиться с примером: Ведущий группе молодых педагогов одну ситуацию из культурного ассимилятора, предназначенного для обучения взаимодействию с представителями кавказских культур (см. Приложение 1). Участникам нужно выбрать один из предложенных вариантов интерпретации поведения персонажа. Затем ведущий предлагает группе «правильные» ответы.

Следует подробно проанализировать ситуацию, по необходимости ответить на все вопросы и только после этого переходить к самостоятельной работе.

После обсуждения, ведущий предлагает каждой группе самостоятельно разработать аналогичный культурный ассимилятор, который будет предназначен для специалистов в области образования.

Инструкция участникам

«Мы с вами будем разрабатывать ассимилятор для русских учителей, которые работают с детьми-мигрантами. У каждой пары будет одна ситуация, в которой будут взаимодействовать люди из различных этнических культур.

Когда каждая группа выбрала ситуацию (озвучивать ее другим группам не нужно), ведущий дает следующее задание:

«Теперь необходимо предложить различные варианты объяснения того, почему персонаж вашей истории так себя ведет. Таких вариантов должно быть четыре, причем правильный из них ― только один.

Постарайтесь описать возможные интерпретации поведения так, чтобы догадаться было не очень легко и чтобы можно было узнать что-нибудь новое о той культуре, к которой принадлежит ребенок.

Варианты ответов нужно написать на том же листе, что и ситуацию, а правильные ответы с комментариями ― на другом листе».

После того, как все группы готовы, ведущий предлагает им обменяться разработанными заданиями (без правильных ответов). Участникам нужно будет прочитать задания, разработанные коллегами, и выбрать наиболее точную интерпретацию.

Каждая группа зачитывает свою ситуацию вместе с вариантами ответов, называет выбранный вариант и комментирует его, а затем «авторы» задания предлагают разработанные ими правильные ответы.

Обсуждение

• Легко ли было выполнить это упражнение? Что нового вы для себя узнали?

• О чем, с вашей точки зрения, важно помнить учителю, работающему с детьми-мигрантами?

Завершение семинара: игра «Домино» (2 минуты)

Ход игры

Ведущий предлагает участникам вспомнить правила игры в домино и сообщает, что сейчас нужно будет составить домино из участников группы. Участники встают в круг, ведущий становится в центр и называет две свои характеристики, например: «С одной стороны, я ношу очки, с другой ― люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое, подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны ― у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. В конце ведущий подчеркивает, что, какими бы люди ни были разными, у них всегда найдутся точки соприкосновения.

Приложение 1

Пример культурного ассимилятора

Ситуация 3

Семья Тахсурмана приехала в Москву из Дагестана. Мальчик продолжил свое обучение в восьмом классе, где его посадили за одну парту с русской девочкой Машей. Маше понравился Тахсурман: он не дергал ее за косы, угощал фруктами, делился карандашами и ластиками. В классе, где учились Маша и Тахсурман, было заведено убирать кабинет парами учащихся, сидящих за одной партой. Когда подошла очередь дежурить Маше и Тахсурману, мальчик быстро покинул школу, наотрез отказавшись не только убирать кабинет, но даже принести воду для мытья пола. Маша не могла понять, почему всегда такой вежливый и внимательный Тахсурман повел себя столь недостойно. Как бы вы объяснили Маше поведение Тахсурмана. Выберите подходящий ответ.

1. Тахсурман был ленивым мальчиком и не любил выполнять работу по дому.

2. Тахсурман влюбился в Машу, однако не хотел демонстрировать ей свои чувства. Напротив, он хотел показать, что не собирается выполнять ее указания.

3. Тахсурман спешил на спортплощадку, где его ждали друзья.

4. В Дагестане Тахсурман не принимал участия в уборке школьного класса.

Вы выбрали объяснение №1. Это вполне вероятное объяснение: многие подростки не горят желанием вытирать пыль и мыть полы. Однако в ситуации не было указаний, что Тахсурман ― ленивый мальчик. Сделайте другой выбор.

Вы выбрали объяснение №2. Такое объяснение может быть верным, так как подростки часто проявляют свои чувства подобным образом. Однако существует лучшее объяснение, которое вам надо найти, ведь в ситуации нет указаний на то, что Маша давала Тахсурману распоряжения и пыталась им руководить.

Вы выбрали объяснение №3. Это вряд ли можно считать правильным объяснением, поскольку в ситуации не указывается, что Тахсурмана ждали друзья, из-за чего он столь спешно покинул школу. Вернитесь к ситуации и сделайте более подходящий выбор.

Вы выбрали объяснение №4. Это правильный ответ. Действительно, такое поведение в сложившейся ситуации является типичным поведением мужчин и мальчиков, принадлежащих к культурам народов Дагестана. Там по традиции уборка помещений ― обязанность женщин. Поэтому Тахсурман даже не мог предположить, что он должен убирать кабинет, и данное поручение расценил как оскорбление его мужского достоинства.

Приложение 2

Примеры ситуаций для решения молодыми педагогами

Ситуация 1

Вы мальчик Рауф. В Вашей семье строгий патриархальный уклад. Все решает старший в семье мужчина. Слово остальных мужчин в семье тоже очень важно. Женщина ― помощница мужчины. Она обязана делать жизнь мужчины как можно лучше, но к мнению ее прислушиваются редко. Исключение иногда составляет самая старшая женщина в семье. А в школе Вы вынуждены слушать учителей женщин, учитывать их мнение, подчиняться правилам, установленным ими.

Ситуация 2

Вы девочка Лейла. В Вашей семье, в Вашей культуре не принято смотреть в глаза собеседнику, особенно, если он старше или выше Вас по статусу. А в школе и одноклассники, и, особенно, учителя постоянно требуют, чтобы Вы при разговоре постоянно смотрели им в глаза. Если Вы этого не делаете, они считают, что Вы врете или задумали что-то нехорошее.

Ситуация №3

Вы девочка Фируза. Вы привыкли общаться со своими родственниками, используя прикосновение: во время разговора Вы постоянно дотрагиваетесь до собеседника. В Вашей семье ― это знак большой симпатии, расположения. А Ваши одноклассники и учителя постоянно высказывают недовольство этой Вашей особенностью и стараются держаться от Вас подальше.

Самоанализ.

В своем ежегодном обращении губернатор ХМАО-Югры, Наталья Владимировна Комарова напомнила югорчанам, что у Ханты-Мансийского автономного округа огромный опыт совместной жизни представителей различных культур и религий. Автономный округ стал домом для представителей более 120 национальностей! Универсальными ценностями для югорчан являются идеи открытости, взаимовыручки, бережного отношения к природным богатствам Югры.

По словам главы округа, сегодня задачи по сохранению гражданского, межнационального мира и согласия – первостепенны. Поэтому среди приоритетов – повышение роли национально-культурных, религиозных организаций, а также местного самоуправления в гармонизации этноконфессиональных отношений. Опираясь на мнение югорчан, результаты общественного обсуждения, 2018 год, год 25-летия Конституции Российской Федерации, объявить Годом гражданского согласия! – подвела итог своему обращению к югорчанам Наталья Комарова.

В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире не теряет своей актуальности проблема обучения и воспитания детей мигрантов в школе. В последние десятилетия к ее решению активно подключаются педагоги. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания. Вышеизложенное определило тему семинара для молодых педагогов «Как понять ребенка из иной культуры?»

Проблема общения наиболее распространены среди детей мигрантов. Те, кто приступает к учебе, вынужден в школьной ситуации показывать свое умение общаться: с классным руководителем, с другими учителями, со школьной администрацией и, самое главное, с одноклассниками и другими учащимися. И вот здесь могут возникнуть и возникают различные сложности, которые в случае их несвоевременного решения могут перерасти в проблемы.

Считаю данную тему актуальной для работы с молодыми педагогами, так как от позиции, знаний и профессионализма педагога, будет зависеть успешность усвоения образовательной программы, социальная адаптация и уровень коммуникативных навыков у детей мигрантов в классе.

   Цель: повышение межкультурной компетентности педагогов.

Задачи:

  • углубить знания участников о культурном многообразии ценностей,
  • способствовать формированию навыка дифференциации этнокультурных различий в образовательном процессе,
  • формировать умение подбирать и реализовывать культурно-специфические педагогические приемы.

В содержании семинара использую технологию игровых методов: «Встреча земляков», «Домино». Данная технология позволяет через проигрывание (собственное переживание ситуации) участникам семинара отрефлексировать проблемы, с которыми могут столкнуться дети мигранты.

В содержании представлена дискуссионная технология, использование кейс-метода, упражнение «Культурный ассимилятор». Данная технология позволит участникам семинара отработать типовые проблемные ситуации, с которыми может столкнуться молодой педагог в профессиональной деятельности. В ходе группового обсуждения найти правильные варианты решения проблемных ситуаций.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс профессионального мастерства среди молодых педагогических работников муниципальных образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют - 2018» Номинация «Педагог-наставник» Мастер-класс П.В. Шахматова, методист МБОУ «СШ №19»

Слайд 2

Что происходит?

Слайд 3

Освоение образовательных программ детьми мигрантами Технологии понимания других культур ВАЖНО

Слайд 4

ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ Голландский антрополог Герт Хофстеде Универсальная человеческая природа ― то, что свойственно всем людям: основные потребности (в безопасности, в пище), психологические процессы и функции (в том числе эмоции). Эти характеристики наследуются и являются врожденными. Общечеловеческие (ценность жизни, семьи, труда) Культура ― усвоенные в процессе взросления правила и нормы поведения. Так, чувство страха свойственно всем людям, однако способы его выражения и восприятия зависят от культуры Культурные Личность ― уникальное и неповторимое сочетание черт и характеристик, отличающее конкретного человека и делающее его индивидуальностью. Личность формируется под влиянием собственного жизненного опыта. Персональные, или личные ФАКТОРЫ КУЛЬТУРЫ УРОВНИ КУЛЬТУРЫ

Слайд 5

КУЛЬТУРНЫЙ АССИМИЛЯТОР Цель ― познакомить с определенной культурой, понять причины поведения людей другой этнической группы. Культурные ассимиляторы всегда разрабатываются для конкретного вида межкультурного взаимодействия: например, для русских, которые готовятся работать с китайцами (для русских, общающихся с корейцами, такой ассимилятор уже не подойдет). Культурные ассимиляторы состоят из: а) описаний ситуаций, в которых взаимодействуют персонажи из двух культур; б) четырех возможных интерпретаций их поведения в) списка «правильных» и «неправильных» ответов —выделения верных и неверных объяснений (с точки зрения представителей изучаемой культуры), причем эти объяснения обычно сопровождаются комментариями.

Слайд 6

Семья Тахсурмана приехала в Москву из Дагестана. Мальчик продолжил свое обучение в восьмом классе, где его посадили за одну парту с русской девочкой Машей. Маше понравился Тахсурман: он не дергал ее за косы, угощал фруктами, делился карандашами и ластиками. В классе, где учились Маша и Тахсурман, было заведено убирать кабинет парами учащихся, сидящих за одной партой. Когда подошла очередь дежурить Маше и Тахсурману, мальчик быстро покинул школу, наотрез отказавшись не только убирать кабинет, но даже принести воду для мытья пола. Маша не могла понять, почему всегда такой вежливый и внимательный Тахсурман повел себя столь недостойно. Как бы вы объяснили Маше поведение Тахсурмана. Выберите подходящий ответ. КУЛЬТУРНЫЙ АССИМИЛЯТОР (ПРИМЕР)

Слайд 7

КУЛЬТУРНЫЙ АССИМИЛЯТОР (ПРИМЕР) Тахсурман был ленивым мальчиком и не любил выполнять работу по дому. Тахсурман влюбился в Машу, однако не хотел демонстрировать ей свои чувства. Напротив, он хотел показать, что не собирается выполнять ее указания. Тахсурман спешил на спортплощадку, где его ждали друзья. В Дагестане Тахсурман не принимал участия в уборке школьного класса.

Слайд 8

Вы выбрали объяснение №1. Это вполне вероятное объяснение: многие подростки не горят желанием вытирать пыль и мыть полы. Однако в ситуации не было указаний, что Тахсурман ― ленивый мальчик. Сделайте другой выбор. Вы выбрали объяснение №2. Такое объяснение может быть верным, так как подростки часто проявляют свои чувства подобным образом. Однако существует лучшее объяснение, которое вам надо найти, ведь в ситуации нет указаний на то, что Маша давала Тахсурману распоряжения и пыталась им руководить. Вы выбрали объяснение №3. Это вряд ли можно считать правильным объяснением, поскольку в ситуации не указывается, что Тахсурмана ждали друзья, из-за чего он столь спешно покинул школу. Вернитесь к ситуации и сделайте более подходящий выбор. Вы выбрали объяснение №4. Это правильный ответ. Действительно, такое поведение в сложившейся ситуации является типичным поведением мужчин и мальчиков, принадлежащих к культурам народов Дагестана. Там по традиции уборка помещений ― обязанность женщин. Поэтому Тахсурман даже не мог предположить, что он должен убирать кабинет, и данное поручение расценил как оскорбление его мужского достоинства.

Слайд 9

«Мы должны жить так, чтобы каждый из нас, несмотря на различие индивидуальностей, чувствовал себя человеком, равноценным всем другим, всякому другому» М. Горький Молодому педагогу